Что разрушает дружбу отцы и дети. Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? Несколько интересных сочинений

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
  • Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

    Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка­дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

    Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

    Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

    Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается.доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

    Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

    Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

    Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

    Что же такое настоящая дружба? Этот вопрос волновал многих философов, психологов и писателей всегда, и И.С. Тургенев не стал исключением. Одна из главных тем в его романе «Отцы и дети» - дружба, дружеские отношения между Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым . Но после прочтения произведения до конца так и непонятно - друзья эти два персонажа или просто два человека, которых волей-неволей свела судьба. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно, во-первых, определить для себя, что же такое дружба.

    Мне кажется, это, в первую очередь, взаимопонимание между людьми, готовность понять друг друга, помочь, но также немало важны интересы и увлечения этих самых людей. Но главное - дружба проверяется временем, настоящая дружба не ломается. И, возвращаясь назад, во-вторых - нам нужно проникнуть в головы обоих персонажей, понять, что же они значат друг для друга. Это уже более сложный вопрос, и с ним мы сейчас и будем разбираться.

    Аркадий тянется к Базарову, потому что тот не похож на других. Базаров притягивает Аркадия своим мышлением, своим ярко выраженным нигилизмом. Он - яркая противоречивая личность, а к таким во всем времена тянулись. Аркадий испытывает к Евгению чувство восторга, считает его своим учителем, превозносит его и его идеи. А Евгений же считает Кирсанова маленьким мальчиком, романтиком; он относится к нему совершенно несерьёзно.

    Настоящая страсть Базарова - естественные науки, Кирсанову же ближе музыка и поэзия. Их интересны, несмотря на, якобы, общее «увлечение» нигилизмом, не совпадают. Разлад в их отношения становится особо заметен в имении Кирсановых. Именно в родном доме, находясь меж двух огней (старшие Кирсановы, семья и друг-наставник Базаров), Аркадий начинает понимать, что, оказывается, убеждения друга ему не так уж и близки. Это понимание всё растёт и растёт с каждым днём, но апогеем всей ситуации можно считать разговор после встречи с Одинцовой.

    Базаров сам отталкивает друга, заявляя:

    «Ты нежная душа, размазня! Для нашей гордой бобыльской жизни ты не создан!».

    Но разве есть что плохое в стремлениях Аркадия, в его желании завести семью жить провинциальной жизнью? Базаров отрицает всё, что ему не по нраву; этим он отталкивает даже тепло относящегося к нему Аркадия Кирсанова. Несовпадение интересов, разное мировоззрение становятся для дружбы Евгения и Аркадия огромным препятствием. И их дружба не выдерживает, рвётся; только вот Аркадий, в конце концов, обретает счастье в родительском доме, с Катей Одинцовой, а вот Базаров так и умирает в одиночестве, никого не полюбив за всю свою жизнь и ни с кем по-настоящему не подружившись. Его становится по-настоящему жалко в последних главах, где описывается его угасание в полном одиночестве - но разве можно жалеть человека, который сам обрёк себя на подобную кончину?

    Дружбу Базарова и Кирсанова нельзя считать настоящей - её и дружбой-то назвать нельзя, на самом деле. Отношения между этими двумя носят характер привязанности - Кирсанов привязан к Базарову как ученик к любимому учителю, а тот, соответственно, к Кирсанову как к способному ученику. Но о чём-то большем в их случае, к сожалению, и говорить нельзя.

    Роман "Отцы и дети" явился результатом размышлений И.С. Тургенева о поисках героя времени. В этот переломный для страны момент каждый из писателей хотел создать такой образ, какой представил бы человека будущего. Тургенев не смог найти в современном обществе личность, которая бы воплотила в себе все его ожидания.

    Образ главного героя и его взгляды

    Базаров, взгляды на жизнь которого до сих пор остаются интересным объектом изучения, является центральным персонажем романа. Он нигилист, то есть человек, который не признает никаких авторитетов. Он подвергает сомнению и осмеянию все, что утвердилось в обществе как достойное уважения и почитания. Нигилизм определяет поведение и отношение Базарова к окружающим. Понять, каков герой Тургенева, можно только тогда, когда будут рассмотрены основные сюжетные линии в романе. Главное, на что следует обратить внимание, - между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения Базарова с Анной Одинцовой, Аркадием Кирсановым и своими родителями.

    Базаров и Павел Петрович Кирсанов

    В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович - представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа - это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа "не храм, а мастерская". Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.

    Базаров и Аркадий Кирсанов

    Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют... Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.

    Базаров и Анна Одинцова

    Героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то "баба", как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: "Вы добились своего". В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.

    Отношения с родителями

    Родители Базарова - очень добрые и душевные люди. Они в своем талантливом сыне. Базаров, взгляды которого не допускают нежности, слишком холоден к ним. Отец старается быть ненавязчивым, стесняется изливать свои чувства при сыне, всячески успокаивает жену, говоря ей, что она докучает сыну чрезмерной опекой и заботой. Боясь, что Евгений снова покинет их дом, они всячески стараются ему угодить.

    Отношение к псевдонигилистам

    Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.

    Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство - честность и ум.

    Базаров и Аркадий. Тема дружбы. Дружба - это духовная близость людей, взаимо­понимание, готовность понять другого человека, по­мочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И. С. Тургенев в романе «От­цы и дети ».

    Его главный герой - Евгений Базаров. Он чело­век нового времени, нигилист. Базаров увлекается естественными науками, готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на дру­гих, увлечен новыми идеями. Кирсанов старается по­дражать другу. Но для Базарова Аркадий - молодень­кий мальчик, романтик, к которому он относится со снисхождением.

    Аркадий и Евгений были воспитаны в разных ус­ловиях. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской за­ботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и нето­ропливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хо­зяйством».

    Родители Евгения живут гораздо более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соло­менной крышей. Его семья ближе к простому наро­ду: отец - бывший военный, мать - «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед зем­лю пахал». Евгений с детства привык работать, и да­же на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сиба­ритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремит­ся помочь другу, но я думаю, что естественные науки не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к челове­ку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, ста­рики не разделяют его убеждений, у них есть свои принципы.

    Им странно, что Базаров отрицает искусство, по­эзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его. Кир- санов-младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего.

    Для Аркадия важно семейное счастье. Базаров влюб­ляется в сестру Кати - Анну Одинцову. Однако Ан­на отвергает его чувства. Постепенно Базаров и Ар­кадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты славный малый, но ты все-таки мягенький, либеральный барич…».

    На мой взгляд, Базаров в своем одиночестве ви­новат сам. Никто из окружающих его людей не по­нимает и не принимает нигилизма. Евгений сам от­талкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен при­нимать их, возможно, примириться с какими-то не­достатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.