Что такое политический статус личности. Что такое политический статус личности Политический статус личности определяется

Как много сокрыто за двумя словами - личность и государство. Политический статус личности является одним из самых важных аспектов человеческой жизни в обществе. Почему так? Давайте же разберёмся с этим.

Что называют политическим статусом личности

Кто на что может рассчитывать? По умолчанию граждане государств с демократическим строем имеют значительное количество политических свобод и прав. Это позволяет им активно участвовать в деятельности страны в соответствии с тем, какой они имеют политический статус личности. Политической системе общества свойственно разделение людей по их уровню активности. Так, есть следующие типажи:

  1. Рядовой член общества. Не оказывает влияния на политику (максимум - участие в выборах).
  2. Человек, который проявляет активность в рамках движения или общественной организации.
  3. Гражданин, являющийся членом выборного органа, действующего в политической силе. Например,
  4. Профессиональные политики. Люди, которые имеют доступ к возможностям принимать важные решения в государственном или региональном масштабе или очень стремящиеся стать такими.
  5. Политический лидер.

Политическая социализация

Может происходить целенаправленно или объективно. Любой политический статус личности характеризуется правом принимать участие в процессе освоения знаний, норм, навыков деятельности и ценностей. Если говорить о типах, то их можно поделить на три группы:

  1. Бессознательный. В качестве примера можно привести поведение человека, когда он в толпе. Куда она, туда и он.
  2. Полусознательный. Как пример, можно привести политический конформизм. То есть человек старается приспособиться под обстоятельства, при этом занять наиболее выгодную позицию. Последнее не всегда получается.
  3. Сознательный. Это значит, что личность может под влиянием собственного желания и воли менять исполняемую роль в обществе и своё положение.

Зачем это нужно

Для чего вводится политический правовой статус личности? В качестве ответов можно привести довольно много различной информации, поэтому она будет сгруппирована. Так, важным является воспроизводство действующей политической системы общества, его ценностей, норм и отношений. Также новым поколениям передаётся накопленный опыт действий в рамках существующей культуры. Немаловажным является и то, что личность приобретает новые, ранее не известные политические знания. Это возможно благодаря тому, что существует собственная деятельность, которая сопровождается усвоением новой информации и опыта.

Условия, факторы и структуры

Внешние объективные особенности могут формировать политический статус личности. Обществознание значительное внимание уделяет исторической обстановке и экономической ситуации в конкретном обществе. Также важными являются и другие различные факторы и условия формирования:

  1. Широта социальной среды. Под этим понимают наличие общественного политического сознания, а также организацию общества (и его способность к самоорганизации в критических ситуациях).
  2. Социальная среда, в которой находится индивид. Важной является любая конкретная ситуация, а также его ближайшее окружение, которое может оказывать влияние.
  3. Психологические и биогенетические особенности индивидов.
  4. Природно-географические условия.
  5. Занимаемый социальный статус. То есть какое положение в обществе занимает индивид.

А какие же структуры оказывают на него влияние? Разобраться в этом нам тоже поможет небольшой список:

  1. Государственные органы. Под этим понимается наличие политического образования в учебных заведениях, а также различные движения, организации, союзы и партии.
  2. Средства массовой информации. Негативной стороной является то, что у них политическая социализация индивидуумов является слабо проработанной. Также наличие недостаточного образования журналистов и иных особенностей (вроде умышленного перекручивания фактов) плохо сказывается на рассматриваемой сфере общественной жизни.
  3. Семья. Обладает монополией на ребенка в его ранние годы жизни. Поэтому может прививать определённые нравственные качества, которые будут оказывать существенное влияние на всю последующую жизнь.
  4. Сверстники. Влияют на индивидуума благодаря передаче данных и неформальным связям.

О личности

Каждый человек в рамках общества является обладателем определённого места. На него возложены какие-то функции, есть права и обязанности. Благодаря этому личность получает определённый статус. Последний кроме политической формы может ещё иметь и социальную, и правовую и так далее. В Российской Федерации данный статус личности закреплён юридически (то есть то, что она обладает правами, свободами и обязанностями) во второй главе Конституции.

Политический статус личности характеризуется тем, что человек имеет в обществе совокупность соответствующих ролей. Таковыми могут быть: партийный функционер, участник митинга, избиратель и так далее. Политические статусы могут быть неформальными и формальными. Так, первыми обладают участники митинга, тогда как вторым, например, Президент Российской Федерации. Причем даже рядовые благодаря своему политическому статусу имеют основные политические свободы и права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому гражданину. В качестве таковых можно привести возможность выбирать и быть самому избранным в различные органы государственной власти; создавать партии и другие общественные объединения; проводить уличные шествия, демонстрации, митинги и ряд других публичных акций (но в наших реалиях требуется уведомление или разрешение властей); писать обращения к должностным лицам в государственные органы. Каждый человек может принять участие в управлении страной как непосредственно, так и благодаря посредникам.

Формы поведения

Мы уже разобрались, что каждый человек имеет политический статус. А вот как он им пользуется? Для понимания этого стоит ознакомиться со следующей информацией:

  1. Политическая активность.
  2. Приспособление к существующим реалиям (конформизм).
  3. Безразличие и отгороженность от происходящих политических процессов (индифферентизм).
  4. Услужливость и угодливость относительно определённого политического лидера (клиентеллизм).
  5. Сознательный отказ принимать участие в выборах (абсетеизм).

О личности в политике

В таком случае она является субъектом целенаправленной осознанной деятельности, которая выражает и реализует интересы различных партий, союзов и движений вместе с собственными желаниями. Всё это интегрируется в единое целое. Особенностью здесь является то, что в других сферах общественной жизни личность реализует индивидуальные интересы. Тогда как политический статус, независимо от оного, подразумевает их осуществление как элемента чего-то большего. Например, построить качественную дорогу. Личностью может даже не осознаваться её политический статус, но это не значит, что её можно проигнорировать. Взять, к примеру,

Статусы

Наиболее вероятным для рядового человека является возможность профессионально заниматься политической деятельностью. Но если приложить достаточно усилий и сделать ставку на необходимые аспекты, то можно получить статус политического лидера. Это один из наиболее важных аспектов деятельности, который тесно связан с желанием создавать стандарты для других индивидов, которые будут действовать, ориентируясь по определённым авторитетным образцам. Личность, которая имеет статус политического лидера, может организовать и направить других людей на определённые решения, чтобы в конечном итоге была осуществлена определённая совместная деятельность.

Как же это делается? Для этой цели должен иметь большой спектр ролей-масок: реформатор, защитник, человек из народа и так далее. Оптимально будет, если создаваемый имидж не будет разбегаться с реальным естеством. В таком случае существует пониженная возможность того, что люди в нем разочаруются. Меняться политические роли личности могут во время процесса статусной инверсии. В этом случае происходит резкое качественное изменение сложившегося порядка. Это может быть из-за того, что происходят социальные революции, деформации и потрясения. Во время таких событий множество личностей повышают или понижают свой собственный политический статус.

Заключение

Вот мы и разобрали, чем является политический статус личности. Кратко, конечно, и можно сказать значительно больше, но для таких случаев написаны целые специализированные книги, которые пересказывать нет смысла.

Если человек хочет улучшить своё положение в обществе/достичь целей/ликвидировать изъяны/направить остальных людей на «путь истинный», то ему необходимо совершенствоваться в сфере управления страной. Этой статьи достаточно, чтобы подготовить себя в переход во второй типаж, когда осуществляется активная деятельность в рамках какой-то организации. Но перейти окончательно можно только своими силами.

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть. Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества. В политологии выделяют следующие основные типы личности:
  • аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;
  • пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;
  • гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;
  • гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;
  • общественно-политический деятель;
  • профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;
  • политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.
При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

  • наличие системы политических ценностей;
  • относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.
* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

Категория «статус» (от лат. - положение, состояние) в ее применении к субъектам деятельности обозначает их место в системе общественных отношений. Общественные отношения многообразны. Это - экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, религиозные и т. д.

Рассмотрение статуса личности, в том числе ее социально-политического статуса, требует особого методологического основания. Таковым основанием выступает понимание социального статуса личности как компонент в системе социальных отношений, социальной структуре общества.

Прежде всего следует подчеркнуть, что обладание социальным статусом - неотъемлемое свойство каждой личности. Любой из нас, представляя свою профессию, национальность, пол, возраст, образование, занимает ту или иную ступеньку на социальной лестнице. Причем использование слова «ступенька» здесь - не случайно. Статус имеет иерархический характер.

Специфика социального статуса личности определяется ее включенностью именно в социальные отношения. Социальные отношения очень разнообразны. Комплексный характер социальных отношений находит свое отражение в структуре социального статуса личности,


складывающегося как совокупность соответствующих «подстатусов»:
социально-экономического, социально-культурного, социально-

политического.

Социально-экономический статус есть результат взаимодействия экономической и социальной систем общества. Это производственный, собственно экономический аспект деятельности. Его субъектами выступают промышленные предприятия, экономические ведомства, территориальные органы хозяйственного управления, банки, предприятия торговли и т. д. Подобные организации оказывают огромное влияние на социальную структуру общества. Оно осуществляется посредством характера и содержания труда, в который вовлечены люди.

Отношения в сфере культуры в ее общем понимании охватывает все общество, все его среды и системы. Однако при рассмотрении проблемы статуса личности применяется узкий подход к явлению, берется важнейшая часть культуры - сфера воспитательной и просветительной деятельности. Ее субъектами являются образовательные организации, средства массовой информации, воспитательные, культурно-просветительные, спортивные учреждения и т д. Будучи включенным в подобные организации, человек наследует, сохраняет, распространяет, осваивает общезначимые результаты, достигнутые обществом на данном этапе его развития. Связи, возникающие в процессе развития индивида, его нравственного и умственного совершенствования составляют социально-культурный статус личности. С этой точки зрения учитываются показатели образования, духовного облика людей, их приобщения к культурному наследию.



В свою очередь каждый индивид не только объективно включен в политическую систему общества. Удовлетворяя или недостаточно удовлетворяя свои потребности и интересы, он субъективно стремится прямо или косвенно приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливает для этого связи с политическими институтами общества. Характер и совокупность подобных взаимосвязей и определяют социально-политический статус личности.

Определение социально-политического статуса личности позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь всех подстатусов индивида. Высокие показатели социально-экономического статуса данной личности скорее всего будут способствовать достижению ею высоких показателей социально-политического статуса, и наоборот. А высокие показатели социально-культурного статуса являются непременным условием, своеобразным фундаментом подобного взаимовлияния социально-экономического и социально-политического статусов.

Структурными компонентами социально-политического статуса


личности являются:

1. Социально-политическое положение определяется сложившейся
системой политических отношений, в которую включены субъект политики
и его взаимосвязи в обществе. Формируемые в ней политические отношения
имеют объективный характер и складываются на продолжительный период
времени в ходе совместной политической деятельности. Социально-
политическое положение личности можно выяснить, опираясь на ряд
объективных показателей: характер включения человека в управление
общественными процессами, механизм связи с политическими институтами
общества, социально-политическую роль в обществе, политические права и
обязанности которые он имеет, степень политического влияния, уровень
авторитета.

2. Социально-политическая позиция как объективная сторона статуса
личности политика проявляется как его внутреннее самоопределение,
осознание, оценочное отношение к собственной Я-концепции, социально-
политическому положению и результатам своей политической деятельности.
Эта позиция проявляется не только в политической деятельности, но и в
поведении, взаимоотношениях, во всех реальных и формальных сторонах
политики. Социально-политическая позиция - это выбор индивидом
предпочитаемого социально-политического положения и путей его дос­
тижения.

3. СЩ^тш^ш^ШЩ1ЙВ&Ш^1ф^Я^^!то мотивация политической
деятельности
определяют направленность и заинтересованность в
выполнении различных обязанностей в сфере политики. При этом
профессионализм, или профессиональная компетентность политика
определяют его успешность в выполнении политических функций.
Социально-политический статус становится одновременно и элементом
психологической структуры личности политика, и его социальной моделью,
признаваемой обществом. В частности, каждый представитель какого-либо
демократического государства, открытого общества, имея общий образ
жизни и реализованность политических прав и свобод, подчиняясь
демократическим принципам и традициям поведения, ориентациям и
установкам, соответственно оценивает свою жизнь и деятельность, жизнь и
деятельность людей, находящихся в условиях тоталитарных, закрытых
обществ. Все это оказывает огромное политически-регулирующее воз­
действие на жизнь конкретного субъекта политики.

Зачастую одно и то же социально-политическое положение в обществе по-разному воспринимается, переживается, оценивается разными людьми. Этим объясняется различием в позициях, порой существующее у людей, обладающих одинаковыми социально-политическими показателями. Здесь сказывается в частности, духовность личности, ее мировоззренческие


установки, многообразные влияния со стороны иных социальных групп и политических организаций, социально-психологические особенности личности и т. д.

Социально-политическая ориентация личности имеет ряд сторон:

а) ретроспективную, складывающуюся по поводу политического
прошлого человека,

б) ситуативную, обусловленную существующим положением;

в) перспективную, связанную с планами развития социально-
политических показателей статуса личности.

4. Социально-политический престиж - это оценка положения личности в политической системе, но даваемая уже общественным мнением. Она имеет сравнительный характер и, если высока, наделяет соответствующее явление особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действенных регуляторов поведения.

Оценки социально-политической престижности даются, во-первых, на основании понимания социальной и политической значимости данного вида деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, военно-политической, внутриполитической, внешнеполитической и т. д.); во-вторых, - на основании определенной системы ценностей, установок, идеалов, сло­жившейся в обществе. На их формирование влияет, кроме того, многообразная совокупность факторов, как формальных, так и неформальных. Сюда относятся официальная позиция государства и проводимая им на деле политика, целенаправленная деятельность различных политических и социальных сил, награды, премии, звания, а также уважение в обществе, признание авторитета и др. Санкции, воздействующие на динамику социально-политических престижных оценок, могут иметь и негативную направленность, снижающую их уровень.

Итак, каждая личность занимает определенное место в политической системе общества, приобретая тем самым социально-политический статус. Это ее соотносительное положение в политической системе общества, характеризующееся соответствующей ролью, правами и обязанностями, осознаваемое индивидом в качестве его социально-политической позиции и получающее престижную оценку в общественном мнении.

Тема: Политический статус личности.

Политический статус личности – называют положение человека в
политической системе общества, совокупность его политических прав и
обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Для политического статуса личности важна не только
социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те
политические функции, роли которые она не выполняет:

Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику,
не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом
политики.

Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно
включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли
рядового члена политической организации.

Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом
политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в
политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на
внутренней жизни этой политической организации или органа.

Профессионального политика, для которого политическая деятельность
является не только главным занятием и источником существования, но и
составляющей смысл жизни.

Политического лидера – человека способного изменять ход политических
событий и направленность политических процессов

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и
с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни
человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм,
ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на
себя определённую политическую роль, называется политической
социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько
этапов:

Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои
первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется
информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем
политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир
личности.

Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу
государственных органов и общественных организаций, когда происходит
превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта
политики.

Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и
развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение
человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация
процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью
самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную
социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения
детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется
в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе
полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит в процессе общественных
отношений, силами государственных институтов, общественных организаций,
средствами массовой информации, политического самовоспитания.

Типы участия личности в политике:

Бессознательное

Полусознательное