Как много сокрыто за двумя словами - личность и государство. Политический статус личности является одним из самых важных аспектов человеческой жизни в обществе. Почему так? Давайте же разберёмся с этим.
Что называют политическим статусом личности
Кто на что может рассчитывать? По умолчанию граждане государств с демократическим строем имеют значительное количество политических свобод и прав. Это позволяет им активно участвовать в деятельности страны в соответствии с тем, какой они имеют политический статус личности. Политической системе общества свойственно разделение людей по их уровню активности. Так, есть следующие типажи:
- Рядовой член общества. Не оказывает влияния на политику (максимум - участие в выборах).
- Человек, который проявляет активность в рамках движения или общественной организации.
- Гражданин, являющийся членом выборного органа, действующего в политической силе. Например,
- Профессиональные политики. Люди, которые имеют доступ к возможностям принимать важные решения в государственном или региональном масштабе или очень стремящиеся стать такими.
- Политический лидер.
Политическая социализация
Может происходить целенаправленно или объективно. Любой политический статус личности характеризуется правом принимать участие в процессе освоения знаний, норм, навыков деятельности и ценностей. Если говорить о типах, то их можно поделить на три группы:
- Бессознательный. В качестве примера можно привести поведение человека, когда он в толпе. Куда она, туда и он.
- Полусознательный. Как пример, можно привести политический конформизм. То есть человек старается приспособиться под обстоятельства, при этом занять наиболее выгодную позицию. Последнее не всегда получается.
- Сознательный. Это значит, что личность может под влиянием собственного желания и воли менять исполняемую роль в обществе и своё положение.
Зачем это нужно
Для чего вводится политический правовой статус личности? В качестве ответов можно привести довольно много различной информации, поэтому она будет сгруппирована. Так, важным является воспроизводство действующей политической системы общества, его ценностей, норм и отношений. Также новым поколениям передаётся накопленный опыт действий в рамках существующей культуры. Немаловажным является и то, что личность приобретает новые, ранее не известные политические знания. Это возможно благодаря тому, что существует собственная деятельность, которая сопровождается усвоением новой информации и опыта.
Условия, факторы и структуры
Внешние объективные особенности могут формировать политический статус личности. Обществознание значительное внимание уделяет исторической обстановке и экономической ситуации в конкретном обществе. Также важными являются и другие различные факторы и условия формирования:
- Широта социальной среды. Под этим понимают наличие общественного политического сознания, а также организацию общества (и его способность к самоорганизации в критических ситуациях).
- Социальная среда, в которой находится индивид. Важной является любая конкретная ситуация, а также его ближайшее окружение, которое может оказывать влияние.
- Психологические и биогенетические особенности индивидов.
- Природно-географические условия.
- Занимаемый социальный статус. То есть какое положение в обществе занимает индивид.
А какие же структуры оказывают на него влияние? Разобраться в этом нам тоже поможет небольшой список:
- Государственные органы. Под этим понимается наличие политического образования в учебных заведениях, а также различные движения, организации, союзы и партии.
- Средства массовой информации. Негативной стороной является то, что у них политическая социализация индивидуумов является слабо проработанной. Также наличие недостаточного образования журналистов и иных особенностей (вроде умышленного перекручивания фактов) плохо сказывается на рассматриваемой сфере общественной жизни.
- Семья. Обладает монополией на ребенка в его ранние годы жизни. Поэтому может прививать определённые нравственные качества, которые будут оказывать существенное влияние на всю последующую жизнь.
- Сверстники. Влияют на индивидуума благодаря передаче данных и неформальным связям.
О личности
Каждый человек в рамках общества является обладателем определённого места. На него возложены какие-то функции, есть права и обязанности. Благодаря этому личность получает определённый статус. Последний кроме политической формы может ещё иметь и социальную, и правовую и так далее. В Российской Федерации данный статус личности закреплён юридически (то есть то, что она обладает правами, свободами и обязанностями) во второй главе Конституции.
Политический статус личности характеризуется тем, что человек имеет в обществе совокупность соответствующих ролей. Таковыми могут быть: партийный функционер, участник митинга, избиратель и так далее. Политические статусы могут быть неформальными и формальными. Так, первыми обладают участники митинга, тогда как вторым, например, Президент Российской Федерации. Причем даже рядовые благодаря своему политическому статусу имеют основные политические свободы и права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому гражданину. В качестве таковых можно привести возможность выбирать и быть самому избранным в различные органы государственной власти; создавать партии и другие общественные объединения; проводить уличные шествия, демонстрации, митинги и ряд других публичных акций (но в наших реалиях требуется уведомление или разрешение властей); писать обращения к должностным лицам в государственные органы. Каждый человек может принять участие в управлении страной как непосредственно, так и благодаря посредникам.
Формы поведения
Мы уже разобрались, что каждый человек имеет политический статус. А вот как он им пользуется? Для понимания этого стоит ознакомиться со следующей информацией:
- Политическая активность.
- Приспособление к существующим реалиям (конформизм).
- Безразличие и отгороженность от происходящих политических процессов (индифферентизм).
- Услужливость и угодливость относительно определённого политического лидера (клиентеллизм).
- Сознательный отказ принимать участие в выборах (абсетеизм).
О личности в политике
В таком случае она является субъектом целенаправленной осознанной деятельности, которая выражает и реализует интересы различных партий, союзов и движений вместе с собственными желаниями. Всё это интегрируется в единое целое. Особенностью здесь является то, что в других сферах общественной жизни личность реализует индивидуальные интересы. Тогда как политический статус, независимо от оного, подразумевает их осуществление как элемента чего-то большего. Например, построить качественную дорогу. Личностью может даже не осознаваться её политический статус, но это не значит, что её можно проигнорировать. Взять, к примеру,
Статусы
Наиболее вероятным для рядового человека является возможность профессионально заниматься политической деятельностью. Но если приложить достаточно усилий и сделать ставку на необходимые аспекты, то можно получить статус политического лидера. Это один из наиболее важных аспектов деятельности, который тесно связан с желанием создавать стандарты для других индивидов, которые будут действовать, ориентируясь по определённым авторитетным образцам. Личность, которая имеет статус политического лидера, может организовать и направить других людей на определённые решения, чтобы в конечном итоге была осуществлена определённая совместная деятельность.
Как же это делается? Для этой цели должен иметь большой спектр ролей-масок: реформатор, защитник, человек из народа и так далее. Оптимально будет, если создаваемый имидж не будет разбегаться с реальным естеством. В таком случае существует пониженная возможность того, что люди в нем разочаруются. Меняться политические роли личности могут во время процесса статусной инверсии. В этом случае происходит резкое качественное изменение сложившегося порядка. Это может быть из-за того, что происходят социальные революции, деформации и потрясения. Во время таких событий множество личностей повышают или понижают свой собственный политический статус.
Заключение
Вот мы и разобрали, чем является политический статус личности. Кратко, конечно, и можно сказать значительно больше, но для таких случаев написаны целые специализированные книги, которые пересказывать нет смысла.
Если человек хочет улучшить своё положение в обществе/достичь целей/ликвидировать изъяны/направить остальных людей на «путь истинный», то ему необходимо совершенствоваться в сфере управления страной. Этой статьи достаточно, чтобы подготовить себя в переход во второй типаж, когда осуществляется активная деятельность в рамках какой-то организации. Но перейти окончательно можно только своими силами.
Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).
- аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;
- пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;
- гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;
- гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;
- общественно-политический деятель;
- профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;
- политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.
Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:
- наличие системы политических ценностей;
- относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.
Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru
Категория «статус» (от лат. - положение, состояние) в ее применении к субъектам деятельности обозначает их место в системе общественных отношений. Общественные отношения многообразны. Это - экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, религиозные и т. д.
Рассмотрение статуса личности, в том числе ее социально-политического статуса, требует особого методологического основания. Таковым основанием выступает понимание социального статуса личности как компонент в системе социальных отношений, социальной структуре общества.
Прежде всего следует подчеркнуть, что обладание социальным статусом - неотъемлемое свойство каждой личности. Любой из нас, представляя свою профессию, национальность, пол, возраст, образование, занимает ту или иную ступеньку на социальной лестнице. Причем использование слова «ступенька» здесь - не случайно. Статус имеет иерархический характер.
Специфика социального статуса личности определяется ее включенностью именно в социальные отношения. Социальные отношения очень разнообразны. Комплексный характер социальных отношений находит свое отражение в структуре социального статуса личности,
складывающегося как совокупность соответствующих «подстатусов»:
социально-экономического, социально-культурного, социально-
политического.
Социально-экономический статус есть результат взаимодействия экономической и социальной систем общества. Это производственный, собственно экономический аспект деятельности. Его субъектами выступают промышленные предприятия, экономические ведомства, территориальные органы хозяйственного управления, банки, предприятия торговли и т. д. Подобные организации оказывают огромное влияние на социальную структуру общества. Оно осуществляется посредством характера и содержания труда, в который вовлечены люди.
Отношения в сфере культуры в ее общем понимании охватывает все общество, все его среды и системы. Однако при рассмотрении проблемы статуса личности применяется узкий подход к явлению, берется важнейшая часть культуры - сфера воспитательной и просветительной деятельности. Ее субъектами являются образовательные организации, средства массовой информации, воспитательные, культурно-просветительные, спортивные учреждения и т д. Будучи включенным в подобные организации, человек наследует, сохраняет, распространяет, осваивает общезначимые результаты, достигнутые обществом на данном этапе его развития. Связи, возникающие в процессе развития индивида, его нравственного и умственного совершенствования составляют социально-культурный статус личности. С этой точки зрения учитываются показатели образования, духовного облика людей, их приобщения к культурному наследию.
В свою очередь каждый индивид не только объективно включен в политическую систему общества. Удовлетворяя или недостаточно удовлетворяя свои потребности и интересы, он субъективно стремится прямо или косвенно приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливает для этого связи с политическими институтами общества. Характер и совокупность подобных взаимосвязей и определяют социально-политический статус личности.
Определение социально-политического статуса личности позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь всех подстатусов индивида. Высокие показатели социально-экономического статуса данной личности скорее всего будут способствовать достижению ею высоких показателей социально-политического статуса, и наоборот. А высокие показатели социально-культурного статуса являются непременным условием, своеобразным фундаментом подобного взаимовлияния социально-экономического и социально-политического статусов.
Структурными компонентами социально-политического статуса
личности являются:
1. Социально-политическое положение
определяется сложившейся
системой политических отношений, в которую включены субъект политики
и его взаимосвязи в обществе. Формируемые в ней политические отношения
имеют объективный характер и складываются на продолжительный период
времени в ходе совместной политической деятельности. Социально-
политическое положение личности можно выяснить, опираясь на ряд
объективных показателей: характер включения человека в управление
общественными процессами, механизм связи с политическими институтами
общества, социально-политическую роль в обществе, политические права и
обязанности которые он имеет, степень политического влияния, уровень
авторитета.
2. Социально-политическая позиция
как объективная сторона статуса
личности политика проявляется как его внутреннее самоопределение,
осознание, оценочное отношение к собственной Я-концепции, социально-
политическому положению и результатам своей политической деятельности.
Эта позиция проявляется не только в политической деятельности, но и в
поведении, взаимоотношениях, во всех реальных и формальных сторонах
политики. Социально-политическая позиция
- это выбор индивидом
предпочитаемого социально-политического положения и путей его дос
тижения.
3. СЩ^тш^ш^ШЩ1ЙВ&Ш^1ф^Я^^!то мотивация политической
деятельности
определяют направленность и заинтересованность в
выполнении различных обязанностей в сфере политики. При этом
профессионализм,
или профессиональная компетентность политика
определяют его успешность в выполнении политических функций.
Социально-политический статус становится одновременно и элементом
психологической структуры личности политика, и его социальной моделью,
признаваемой обществом. В частности, каждый представитель какого-либо
демократического государства, открытого общества, имея общий образ
жизни и реализованность политических прав и свобод, подчиняясь
демократическим принципам и традициям поведения, ориентациям и
установкам, соответственно оценивает свою жизнь и деятельность, жизнь и
деятельность людей, находящихся в условиях тоталитарных, закрытых
обществ. Все это оказывает огромное политически-регулирующее воз
действие на жизнь конкретного субъекта политики.
Зачастую одно и то же социально-политическое положение в обществе по-разному воспринимается, переживается, оценивается разными людьми. Этим объясняется различием в позициях, порой существующее у людей, обладающих одинаковыми социально-политическими показателями. Здесь сказывается в частности, духовность личности, ее мировоззренческие
установки, многообразные влияния со стороны иных социальных групп и политических организаций, социально-психологические особенности личности и т. д.
Социально-политическая ориентация личности имеет ряд сторон:
а) ретроспективную,
складывающуюся по поводу политического
прошлого человека,
б) ситуативную, обусловленную существующим положением;
в) перспективную,
связанную с планами развития социально-
политических показателей статуса личности.
4. Социально-политический престиж - это оценка положения личности в политической системе, но даваемая уже общественным мнением. Она имеет сравнительный характер и, если высока, наделяет соответствующее явление особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действенных регуляторов поведения.
Оценки социально-политической престижности даются, во-первых, на основании понимания социальной и политической значимости данного вида деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, военно-политической, внутриполитической, внешнеполитической и т. д.); во-вторых, - на основании определенной системы ценностей, установок, идеалов, сложившейся в обществе. На их формирование влияет, кроме того, многообразная совокупность факторов, как формальных, так и неформальных. Сюда относятся официальная позиция государства и проводимая им на деле политика, целенаправленная деятельность различных политических и социальных сил, награды, премии, звания, а также уважение в обществе, признание авторитета и др. Санкции, воздействующие на динамику социально-политических престижных оценок, могут иметь и негативную направленность, снижающую их уровень.
Итак, каждая личность занимает определенное место в политической системе общества, приобретая тем самым социально-политический статус. Это ее соотносительное положение в политической системе общества, характеризующееся соответствующей ролью, правами и обязанностями, осознаваемое индивидом в качестве его социально-политической позиции и получающее престижную оценку в общественном мнении.
Тема: Политический статус личности.
Политический статус личности – называют положение человека в
политической системе общества, совокупность его политических прав и
обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.
Для политического статуса личности важна не только
социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те
политические функции, роли которые она не выполняет:
Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику,
не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом
политики.
Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно
включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли
рядового члена политической организации.
Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом
политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в
политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на
внутренней жизни этой политической организации или органа.
Профессионального политика, для которого политическая деятельность
является не только главным занятием и источником существования, но и
составляющей смысл жизни.
Политического лидера – человека способного изменять ход политических
событий и направленность политических процессов
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и
с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни
человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм,
ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на
себя определённую политическую роль, называется политической
социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько
этапов:
Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои
первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.
Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется
информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем
политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир
личности.
Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу
государственных органов и общественных организаций, когда происходит
превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта
политики.
Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и
развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение
человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация
процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью
самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную
социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения
детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется
в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе
полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит в процессе общественных
отношений, силами государственных институтов, общественных организаций,
средствами массовой информации, политического самовоспитания.
Типы участия личности в политике:
Бессознательное
Полусознательное