Чудовищная война в изображении шолохова. Михаил соломинцев

Транскрипт

1 «Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова Учитель Ненартавичене Н.И. Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью. Демокрит Ф.Г. Бирюков Цель урока: изучить Донские рассказы М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов Родинка, Чужая кровь. Задачи урока: формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов; формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока такие приемы педагогической техники, как: Ромашка Блума (Ромашка вопросов), прием ассоциации, составление синквейна, эвристическая беседа, прием Незаконченное предложение. Предварительное задание для учащихся: прочитать Донские рассказы М. Шолохова, составить синквейн на тему Гражданская война, подготовить индивидуальное сообщение Особенности самосознания казаков, казачества. Оборудование урока: тексты Донских рассказов М. Шолохова, портрет писателя, выставка его книг, словари. План урока 1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся (представление синквейнов). Обращение к первому эпиграфу урока. Определение целей урока. 2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях. 3. Выявление читательского восприятия (Ромашка Блума), выявление особенностей Донских рассказов М. Шолохова, особенностей самосознания казаков, казачества (индивидуальное сообщение учащегося). Обращение ко второму эпиграфу урока. 4. Анализ рассказов Родинка, Чужая кровь. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная. 5. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. 6. Домашнее задание (Прием Незаконченное предложение).

2 Содержание урока 1. Вступительное слово учителя. Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода. Актуализация знаний учащихся. Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения? Ответ: это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками. Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века? Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения? Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их. Промежуточный вывод. Гражданская война величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита. Обращение к первому эпиграфу урока. В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны? Ответ: М. Булгаков Белая гвардия; Б. Пильняк Голый год, Повесть непогашенной луны; Д. Фурманов Чапаев; А. Серафимович Железный поток; И. Бабель Конармия; А. Фадеев Разгром; М. Волошин Усобица; М. Цветаева Дон, Москве, поэма Перекоп; Д. Бедный Проводы. Определение целей урока. Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к Донским рассказам М. Шолохова. Наша цель выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

3 2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях. Донские рассказы были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем реальность другой жизни. Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром. Приходилось бывать в разных переплетах,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, батька пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов. Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу Молодая гвардия, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в Журнале крестьянской молодежи и на страницах газеты Молодой ленинец. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники Донские рассказы и Лазоревая степь. Итак, мы обращаемся к Донским рассказам М. Шолохова. 3. Выявление читательского восприятия. Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление? Какие чувства вы пережили, читая их? Что больше всего поражает в рассказах М. Шолохова? Что становится центром идейного столкновения в Донских рассказах М. Шолохова? Ответ: семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи. Где происходит действие в рассказах М. Шолохова? Ответ: в южных областях России, на Дону. Выявление особенностей самосознания казаков, казачества (индивидуальное сообщение учащегося). Комментарий для учителя. Для исторической памяти казачества был характерны представления об общей судьбе и родстве всех казачьих войск, едином образе жизни всех казаков; представления о личной свободе, независимости, равенстве, братстве.

4 Особое место занимали представления о казачьих традициях, складывавшиеся веками, среди которых следует выделить свободолюбие, коллективизм, взаимопомощь, преданность воинскому долгу, нравственность, веротерпимость. Казачество как военное сословие всеми правами и привилегиями было обязано царю и считало себя в числе главных защитников его власти. Но в то же время казачеству была присуща некая двойственность отношений к монарху и правительству: с одной стороны они стремились к свободе и независимости от любых институтов власти, с другой казаки преданно защищали царизм перед другими слоями населения. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, то есть зажиточные казаки (кулаки), владевшие земельными наделами. Поэтому после октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточенные формы. Промежуточный вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против новой власти в Донских рассказах М. Шолохова. Обращение ко второму эпиграфу урока. 4. Анализ рассказов Родинка, Чужая кровь. 1) Анализ рассказа Родинка. Родинка - один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Как вы думаете, можно ли по первым строкам расшифровать рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло. Обратите внимание на детали: баранья кость, лошадиный пот. Что они означают? Ответ: баранья кость - своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а лошадиный пот - символ загнанности в произведении. Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды. Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа? Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина постариковски сутулая. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни. О чем думает Николка? Ответ: Опять кровь уморился так жить опостылело все.

5 Какой мотив возникает в размышлениях героя? Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды родной отец Николки. Как раскрывается душевное состояние Атамана? Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? Ответ: Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. Ведет Атаман банду как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы. Что общего между жизни Николки и Атамана? Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они загнаны. Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций. Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Когда этот конфликт достигает своей кульминации? Как осознается Атаманом убийство Николки? Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода? Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий. В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка. Ответ: Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. Обращение к читательскому опыту учащихся. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова. Назовите эти рассказы. Ответ: рассказы Семейный человек, Продкомиссар, Бахчевик. И если в рассказе Родинка детоубийство трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство сознательный выбор героев. Промежуточный вывод. Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ Чужая кровь. 2) Анализ рассказа Чужая кровь. Что общего в рассказах Родинка и Чужая кровь, чем они различаются?

6 Кто из героев рассказа Чужая кровь проходит трудный путь вочеловечивания? Какие качества, черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? Ответ: в образе главного героя воплотились такие качества, как стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм. В каких эпизодах они проявляются? Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара? Сформулируйте идею рассказа. 5. Подведение итогов урока. Какова концепция гражданской войны в Донских рассказах М. Шолохова? Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в Донских рассказах М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье. 6. Домашнее задание. Письменно закончите предложение Гражданская война в Донских рассказах М. Шолохова -, раскрыв концепцию гражданской войны в ранних рассказах М. А. Шолохова.


Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

Сочинение изображение гражданской войны в донских рассказах шолохова Так Октябрьская революция 1917 года породила Гражданскую войну 1918-1920 годов. И хотя в изображении многих писателей 20-х годов ХХ

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень». План-конспект урока по теме: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина

Сочинение судьба героев в романе белая гвардия Сочинение по произведению: Белая гвардия / Автор:М.А.Булгаков/ Только уникальные Не было в эпоху революции и гражданской войны человека, чью судьбу не Наступила

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области Урок исследование в 11 классе «Проблема преемственности

Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Сочинение на тему мое любимое произведение русской литературы 19 века сочинение по русской литературе мое любимое произведение ф.абрамова. Язык, слово: сочинения по литературе на свободную тему * Сочинения

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

Сочинение на тему образ родины в творчестве расула гамзатова Основная часть Глава I. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова. 7 Становление и становятся в некрасовской лирике образы природы и

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКА Певец степей донских «Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу, Родине

Календарный план кружка «Шолохововедение» в 9 классе (2 часа в неделю) педагога дополнительного образования Павлюк М.Э. П/П Содержание занятия Колич. часов Экскурсия в музейный комплекс М.А. Шолохова.

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

Тематическое планирование по литературе в классе Учебник литературы класс М. Просвещение. 00 Программа Литература 5- классы под редакцией В.Я. Коровиной Стр. 47 М. Просвещение. 005 г. Содержание Кол-во

Чтение и развитие речи 9 класс Тема: Михаил Шолохов «Судьба человека» Цели и задачи: Совершенствовать различные виды речевой деятельности; Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; Обогащать

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

Календарно - тематическое планирование по предмету литература ГОД ОБУЧЕНИЯ 11 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 102 Темы Кол.-во часов Сроки Цели урока Формы проведения 1. Введение. Судьба России в XX веке. 1 Дать понятие

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» 9 класс Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Содержание Эпиграф к уроку... 3 М. Шолохов «Я родился на Дону» 4 Михаил Александрович

КАРТОЧКА 1 УРОК 1 Прочитайте описание донской природы. Какова роль этих описаний. Часть 1 глава 4, часть 1 глава 9 КАРТОЧКА 2 УРОК 1 Прочитайте описание казачьего хутора. Докажите, что автор рисует хутор

Конспект урока по литературе в 11 классе Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов». Семинар (2 часа) Цели урока: образовательные: проследить, как в прозе 20-х годов отражена тема Гражданской войны;

// Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю,

Мини сочинение женские образы в романе тихий дон писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на Портрет писателя Мини-сочинение Образ 72 Поэзия женской души сочинения по предложенным

Сочинение на тему человек на войне по произведению василий тёркин Сочинение по произведению Василий Тёркин Твардовский: Образ Многие советские поэты и писатели обращались к теме войны, и каждый раз она.

1 дискуссия и полемика; круглый стол; творческий практикум; ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы. Виды организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Свердловская область, г. Артемовский, ул. Комсомольская, 6 Тел.: 8(343 63)25336, e-mail: [email protected]

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа интернат» Исследовательская работа «Читают ли современные школьники книги о войне?» Выполнил: обучающийся 5 класса Поляков

Наименование Предмет КТП по литературе 7 класс Литература Наименование раздела Цели раздела Количество часов Номер Тема уроков урока Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема

Сочинение на тему роль композиции романа в раскрытии характера печорина Это определило и своеобразную композицию романа. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент. Психологический

Сочинение на тему нравственная проблематика пьесы гроза Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Но внутри героини Грозы есть прочные нравственные устои, стержень, ее создание

МБОУ Лучановская СОШ имени В.В.Михетко Томского района «не бывает совсем не пострадавших от войны». Исследование по произведению Леонида Андреевича Гартунга «Нельзя забывать» Выполнил: Рудов Иван, 10 класс.

Технологическая карта урока литературы Класс: 5 Предмет: литература Тема урока: Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова Цель: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова;установление

Гдз по литературе 8 класс чертов >>> Гдз по литературе 8 класс чертов Гдз по литературе 8 класс чертов Обмениваться впечатлениями о прочитанном. Соотношение исторического факта и вымысла. В журнале рассказывается

Сочинение на тему судьба человека в бесчеловечном мире сочинению по направлению Темы данного направления ориентируют обучающихся на войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне - одна из главных в творчестве выдающегося мастера литературы социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова. "Они

ТЕМА: УВЕРТЮРА ФАНТАЗИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» Цель: Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» Задачи: Образовательные:

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования по учебному

Аннотация к рабочей программе Класс: 5 Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень)

Перепёлкина Л.П., кандидат филологических наук, доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы» (Педагогический институт им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета) Использование

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Тема: Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади» Этические и экологические проблемы рассказа. Цель: ответить на проблемный вопрос: Какова ответственность человека за живые существа Земли, которые были им приручены

1- Тема урока: Смысл сопоставления образов: Ларра- Данко Изергиль. «Каждый сам себе судьба» Тип урока: урок-исследование Цели урока: 1.Обучающая: раскрыть центральную нравственно - философскую проблему

Сочинение на тему проблема отцов и детей в современном мире Самой важной, на мой взгляд, является проблема отцов и детей, иначе В современном мире, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, Сочинение

Учитель Головкова А.Н. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет Класс Музыка 7 класс Тема урока Жизнь музыкальных образов в одном произведении. Цель урока В процессе восприятия учащиеся получат

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019 году 1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и композиция произведения.

Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой

Лукоянова Татьяна Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Новосельская СОШ Вачского района Нижегородской области. Реализация принципа дифференцированного подхода в обучении на уроках литературы

Марина Цветаева 1892 1941 Жизнь и творчество В рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой в читальном зале Национальной библиотеки РА оформлена книжная экспозиция «Марина Цветаева.

Шолохов Михаил Александрович Шолохов Михаил Александрович (род. 11.05.1905г. умер 21.02.1984г.) известный русский советский писатель, признанный классик отечественной литературы, лауреат Нобелевской премии,

ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ЛИРИКИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ) Измайлова Е.А. Аспирантка, кафедра образовательных технологий в филологии, Российский государственный

Технологическая карта Урока литературы в 10 классе Учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ 76» г. Перми Свердловского района Кондораки Марины Сабировны ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет Литература класс 10 класс

Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души Первые стихи Ахматовой это любовная лирика. Но поэзия Ахматовой это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь. 1912 год можно назвать

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Сочинение на тему теория и идея раскольникова и ее крах Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Добролюбова.А сочинение было на тему краха теории Раскольникова (что- то в этом духе,с5.2). сочинений

Тема урока: « Чудовищная нелепица войны в документах истории и на страницах романа Шолохова

« Тихий Дон».

(Класс работает по группам, поделённый на литераторов и историков; проведена исследовательская работа группой учащихся

Цель: проследить судьбу человека,в его лице судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки; судьбу человека, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

Главная проблема: человек и война; переделка человеческого характера в ходе исторических событий.

Учитель литературы: « Итак, продолжаем наши уроки истории и литературы. Сегодня работаем вместе: словесники и историки. Почему мы обращаемся при изучении романа «Тихий Дон» к истории, к её документам?

Литература в художественных образах отражает жизнь, а чтобы лучше понять реалии этой жизни, мы обращаемся к документам и фактам истории.»

Звучит мелодия старинной казачьей песни, на экране сменяются одна за другой картины донской степи. На этом фоне учитель литературы говорит эти слова:

Дон… Славный батюшка Дон. Давно красуется под солнцем омытая дождём степь, которая,как кормящая мать, даёт ядрёный колос, тяжёлое пшеничное зерно.

Степь. Донская степь. Обильная земля, взрастившая талант М.А. Шолохова. Здесь он родился, чтобы воспеть свой край, рассказать правду нём, о Донском казачестве.

Перед нами знаменитый роман М. Шолохова « Тихий Дон», каждая строка, каждая страница которого проникнуты антивоенной темой, призывом ко всему человечеству выступить против всякого рода войн. Чудовищная нелепица войны доказывается писателем на протяжении всей книги. Поэтому и тему урока мы назвали « Чудовищная нелепица войны на страницах романа « Тихий Дон и в документах истории.»

Вымышлены ли эти трагические события автором или соответствуют действительности? Здесь нам помогут разобраться историки.

Книга полностью посвящена казачеству, донскому казачеству, и мы попросим наших уважаемых историков рассказать, кто такие казаки, каков их образ жизни. Какое положение они занимали в России.

(Слово историкам о донском казачестве).

Сообщение одиннадцатиклассника.

Казачество определяют как военное сословие в России 18-начале 20 века. В 14-17 вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица,несшие пограничную службу. В 15-16вв. возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине и крестьянских войн в России в 17-18 вв.Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их самостоятельность, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов. К началу 20 века существовало 11 казачьих войск.Среди них Донское, Кубанское. В 1916 г. казачье население составляло 4,4 млн. человек,владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300000 казаков.

Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошёл в гражданскую войну (зажиточные- на стороне белых, беднота- на стороне красных). В 1920 году казачество как сословие упразднено. В 1936 г. созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Учитель литературы. Что присходит сейчас, с вашей точки зрения,возрождение казачества или маскарад?

Ответ: одна из ранних повестей Л.Н. Толстого- «Казаки»написана им после полуторалетнего пребывания в среде терских казаков. Для Толстого казачество было идеальным крестьянством как крестьянство без помещика: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками.Народ казаками желает быть».

Каков образ жизни казаков?

Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу со своим конём, со «справой», периодически отбывать лагеря, сборы.

Учитель литературы. Сегодня на уроке мы раскроем страницы романа,повествующие о жизни донского казачества в самые тяжёлые годы- годы Первой мировой и гражданской войн. Итак, март 1914_ый. Первая страница романа открывается эпиграфом. Вслушаемся и вдумаемся в его содержание. (Звучит мелодия старинной казачьей песни, на экране крупным планом слова эпиграфа к роману»Тихий Дон». Читает выразительно ученица)

Учитель литературы»

Какова роль эпиграфа в произведении? (Ответ: в старинных казачьих песнях, взятых автором в качестве эпиграфа,предворяется рассказ о противоестественной,братоубийственной войне, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь(лошадиными копытами). Не тем засеяна степь(казацкими головами), не тем полита и не тот урожай собран будет. В песнях, сложенных казаками, обозначена противоречивость всего их несчастного племени, племени воинов и земледельцев одновременно, правдиво объясняющая и раскрывающая суть трагедии, то страшное, которое омывается отцовскими и материнскими слезами.

Учитель лит. Март 1914-ый. Этот год отделяет мир от войны.Весть о войне застаёт казаков за привычной работой-косили жито. Страшное слово»война»откликается выразительной репликой старика-железнодорожника, когда он с тоской смотрит на новобранцев: «Милая ты моя говядинка…» И долго укоризненно качал головой.» Великим народным горем вторглась в жизнь хутора Татарского война с Германией. И вот резко нарушен устоявшийся мирный быт, всё тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ.

(Обращаемся к фактам и документам истории.Слово историкам, которые расскажут нам о некоторых моментах Первой мировой войны).

(Класс знакомится с исследовательской работой Елены Платицыной, которая показывает, в чём были причины начала войны, каковы хронологические рамки данной войны) .Учитель истории обобщает сказанное и приглашает Асланову Айну, которая сообщает об основных военных действиях 1914-1915,1916г., которые являлись самыми важными во время этой войны.) Учитель литературы.А теперь главный вопрос:::как же влияет война на людей, на их характеры?

В центре романа Григорий Мелехов. Именно на его судьбе автор старается проследить судьбу народа, судьбу человека в самые драматические моменты в жизни донского казачества. Образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной исторический конфликт в книге, именно через этот образ воспринимаем мы и судьбу народа, и судьбу человека в данную историческую эпоху.

Учитель-лит.

Что можно рассказать о Григории Мелехове, о его чертах характера до всех военных событий?

Ответ:

Это прежде всего хлебороб. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания(случай с утёнком на покосе). Он глубоко привязан к дому и к земле.» Моим рукам работать надо,а не воевать»,-говорит он.

И вот 14- год.Фронт. Первые смерти,-нелепые, нввсегда врезавшиеся в память. Никак не совмещаются понятия: растиь хлеб – убивать. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызываету Григория убийство австрийца.

(ч.3. глава 5. …Вдоль железной дороги…) читаем).

Убийство человека,даже врагав бою, глубоко противоречит гуманной природе Григория.Это мучит его, не даёт жить спокойно. Так, после расправы над австрийцем появилась на лице очень заметная борозда.

Если уж говорить о том, как война калечит человека,переделывает его характер, то нельзя пройти мимо такой сцены, где автор рисует страшную

Фигуру казака Урюпина по прозвищу Чубатый, который соглашается с тем,что война сделала его сердце волчиным.

Учитель лит.

В романе немало батальных сцен.С какой целью автор изображает их?

Ученик. Думаю, что батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое- что делает война с человеком? Здесь ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

В части4 , главе 4 Шолохов пишет: « Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, оттого прослыл храбрым- 4 Георгиевских креста и 4 медали выслужил. Почему? Да потому что берёг свою казачью славу.

Шолохов пишет: « Добрым казаком ушёл на фронт Григорий: не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берёг свою казачью славу»…

Учитель-лит.

Как изменилось отношение Григория к войне после встречи с Гаранжой?

Ученики:

Встреча с Гаранжой коренным образом изменило его мнение о войне. Сцена в госпитале- пример тому. Проездом из Воронежа госпиталь соизволила посетить высочайшая особа императорской фамилии.

(Фрагмент фильма « В госпитале»)

В этой сцене проявились такие качества Григория, как гордость, независимость, злость за всё, что сделала война. Всё это вырвалось у Григория в дерзкой выходке.

Литераторы:

« Вот она, шолоховская правда войне. Казачьи воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях.Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, распятая множеством копыт.

Первые удары шашкой по человеку, первые убийства- это остаётся в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю.»Вызревшие хлеба топтала конница; там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды».

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила судьбы людей!Автор говорит:» Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума».

Учитель литературы:

Но мировая война для России-первый круг ода. Она пережила ещё более неестественную междоусобицу, т.е. гражданскую войну.Огромная территория находилась в огне.

(Слово историкам о гражданской войне).

Головачёв Илья: Война может быть захватническая, освободительная и гражданская. Выпускник даёт определение, что такое гражданская война, причины её, говорит о ёё начале на Дону и когда закончилась. В водоворот этой убийственной войны были втянуты миллионы людей.

По данному вопросу выступило несколько желающих, которые объяснили и то,что гражданская война сопровождалась агрессией, даже террором. И это было нормой поведения как с одной стороны, так и с другой. Не надо идеализировать ни большевиков, ни их противников.Потому что каждая сторона проявляла вот это рвение.

Учитель-историк поясняет и с помощью класса делает выводы и обобщает.

Учитель литературы:

Тихий Дон- повествование о той трагедии. Огромнейшая работа с архивными документами позволила Шолохову социально конкретно изобразить события. Шолохов- один из тех,кто заговорил о гражданской войне как величайшей трагедии.Война захватывает судьбы огромных слоёв населения. Она проходила через сословия, семьи, сердца. Логика классовой борьбы очень жестока, разводит по разные стороны баррикад родных, взламывает семьи, не щадит родственных чувств. Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы.

Как это отражено в романе? (Активно обсуждают ребята)

Пётр, брат Григория, говорит: « Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались…один в одну сторону, другой- в другую..

Это противостояние особо ярко выражено у Шолохова в « Донских рассказах»,где перекликаются события с романом « Тихий Дон».

Примером тому некоторые рассказы «Родинка», «Шибалково семя», « Коловерть», «Продкомиссар». (Подробно анализируется каждый рассказ классом и доказывается тесная связь событий в рассказах с романом «Тихий Дон»)

(Фильм.(Дарья расстреливает большевика).

Учитель литературы.

И здесь Шолохов социально конкретен. Почему такое противостояние? Оказывается, советская власть привлекательна прежде всего для сельских пролетариев и для беднейшего крестьянства. Интересам же основной массы казачества, обладавшей немалыми запасами плодороднейшей земли, она не отвечает.

А Григорий?

оворят и работают с книгой обучающиеся, идёт активное обсуждение сцен романа.)

Нет, не только классовая принадлежность отталкивает от советской власти Григория. В действиях новой власти он не видит воплощения тех идеалов равенства и братства, социальной справедливости, которые эта власть декларировала. Примером служат такие строки из романа:

(т. 3, часть 6, гл. 20 «Красную армию возьми….на этой полочке).

Это одна из причин его разногласия.

Шолохов- один из тех, кто заговорил о гражданской войне как величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Остановимся на некоторых жестоких эпизодах романа.

(сцена расправы над чернецовцами: т.2 ч.5 гл.12 «Попался, гад…..руби их…).

Как изображены в этой сцене Подтёлков и Чернецов?

Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон. Главное перед нами не враги, а люди.

А каково же состояние Мелехова?

Сцена казни офицеров перевернула душу Григория. Он пошёл на Подтёлкова… Он вступается не за какую-то идею, а за безоружного человека. Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.

(т.2 ч.5 гл. 13 « Ломала его усталость, нажитая на войне…мира и тишины хотелось.)

Недовольство в высшей степени вызвал документ о расказачивании, который стал причиной массового террора, вызвав ответную жестокость.

(Слово историкам о расказачивании и массовом терроре).

Слайд.

(+Прослушаны интересные сообщения отдельных ребят по данной теме с элементами наглядности, с историческими фактами и документами.)

Снова слово литераторам.

« Народ стравили»- думает Григорий о происходящем. Нельзя пройти мимо после очередного эпизода казни Подтёлкова и его отряда.

(т.2 ч 5. гл.30 « После второго залпа…что делается с людьми…»).

(ФИЛЬМ О казни подтёлковцев).

Учитель литературы:

Как Григорий воспринимает эту казнь?

Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову: «Под Глубокой помнишь? «Григорий уходит, не дождавшись казни, т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружным отвратительна, чем бы она не была вызвана.

Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде обман, жестокость, которой можно найти оправдание,но которую отвергает человеческая природа Григория, человека мирного труда, земледельца, хлебороба. Уничтожение русских русскими, земляков

Земляками для него противоестественно.Он не принимает ужасов гражданской войны.

(назусть стихотворение « Гражданская война» Волошина).

На фоне музыкального сопровождения читает стихотворение Лукина Женя.

В книге сталкиваются жизнь и смерть, высокое и вечное- трагические реалии, ставшие в годину смуты и разврата привычными, обыденными.

Отвергая насильственную смерть,(казнь Подтёлкова, Лихачёва, убийство казаков),Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира. Читая строки романа,мы находим символы мирной жизни: берёзка с бурыми почками, орёл, плывущий над степью, тихий Дон, ломающий льдины, разделяя враждующих.

Учитель-словесник:

Чем же заканчивается роман?

Слово классу: ребята работают с главами романа, зачитывают нужные страницы, делают выводы.

(т4 ч8 гл.17 « Утром на следующий день…до конца).

(Смотрим снова фрагмент из фильма.

Фильм-Григорий у Дона.)

Учитель: «В чём же истоки трагедии Мелехова?

Одиннадцатиклассники:

Дело в том,что природа наделила его глубочайшим гуманизмом, великой способностью любить, заниматься хозяйством, возделывать землю.

Для Григория выше всего остались те вечные ценности, на которых он был воспитан. Он всем нутром понял чудовищную нелепицу войны.

Трагедия в том.что в революции, в гражданской войне ни на стороне красных, ни на стороне белых он не нашёл общей правды,не нашёл того,на чём он был воспитан.

Григорий возвращается к тому, от чего ушёл: к сыну, к родному дому,к земле. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея…Мира и тишины хотелось.

Описывая в романе « Тихий Дон» ужасы и бессмысленность войны, в частности, гражданской, Шолохов призывал к братскому милосердию русских к русским.

Финал второй книги романа имеет символический смысл. (читаем).

Учитель:

Как вы думаете, в чём же заключается этот символический смысл?

Выступления детей:

Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы. Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа И.С. Тургенева « Отцы и дети»:

« Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам они, о том великом спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии « равнодушной природы», они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной.»

Учитель истории: обобщает всё сказанное о гражданской

войне, в которой не бывает победителей, о тех ужасах, когда брат идёт

на брата, сын на отца… Обращаясь к выпускникам, выражает уверен-

ность, что будущее поколение не допустит чудовищные ужасы любой

войны.

Учитель литературы:

« Уроки истории и литературы – это уроки жизни. Изучение романа» Тихий Дон» мы завершаем образом Ильиничны, и это не случайно. Героиня второго плана, она несёт в себе идею материнства, идею естественного единения людей, едва ли ни центральную в романе. Не деля мир на красных и белых, эта пожилая казачка оказывается способной на любовь и сострадание к самым разным людям, даже к тем,кто причинил ей боль. В этом утверждение приоритета вечных нравственных ценностей над всем классовым, социальным, разъединяющим и заключается неувядающая значимость романа, его гуманистический пафос. «

В заключение преподаватели благодарят класс за активную

работу, выставляют оценки, называют фамилии тех, кто чаще других

участвовал в обсуждении вопросов, поставленных преподавателями,

тех, кто приготовил интересные сообщения. Пожелали выпускникам

Успехов, здоровья и высоких баллов при сдаче ЕГЭ.


Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон», несомненно, является наиболее значительным и серьезным его произведением. Здесь автору удивительно хорошо удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретными историческими событиями.

Рождение известнейшего романа-эпопеи Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение: первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов, Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата.

Характерно, что в двадцатые годы почти одновременно стали работать М. Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой – над эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон». Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого. 1

Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году и заканчиваются в 1922, когда на Дону отгремела гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале двадцатых годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которыми связано основное действие романа, является станица Вёшенская.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: «Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя выйти – надо человеческую правду блюсть…» Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и морально. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со сдержанной тревогой и ожиданием. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. Казаки далеко не сразу разобрались в

1 Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. 2-е изд., испр. и доп.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000.–с.216

исторических событиях. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в

скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону.

Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, - убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».

А. Серафимович писал о героях «Тихого Дона»: «…люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге». 1 В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

1 Лукин Ю. Б. Михаил Шолохов. М.: «Советский писатель», 1962. – с. 22

Жизнь казаков определяется двумя понятиями – они являются воинами и хлеборобами одновременно. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки вынуждены были с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно очень традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, а верным другом в бою и товарищем в труде (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все казаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Исторически основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать близких и пройтись по борозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа.

Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своего труда толкнули казаков на восстание, помимо неприязни к мужикам (в их понимании лентяям и недотепам) и любви к собственной земле, которую красные должны были передать произвольным образом. Свободолюбие казаков в какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России. Исторически люди стремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь, становились казаками.

Вообще, свобода для казачества – не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на их свободу со стороны большевиков. Борясь против большевиков, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить о врожденном чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Ему не удалось испытать какое-либо принуждение. Григория можно сравнить с диким гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.

Война и мир – эти два состояния жизни человеческого сообщества, возведенные Львом Толстым в заглавную формулу его великого романа, на который ориентировал себя автор «Тихого Дона» (постоянно читал «Войну и мир» в пору обдумывания и работы над эпопеей, возил с собой и на фронт Великой Отечественной), по сути являются у Шолохова двумя главными пластами народного бытия, двумя точками человеческого отсчета. Влияние Толстого на Шолохова, особенно во взгляде на войну, отмечалось не раз, но все же у автора «Тихого Дона» - свое, углубленное понимание мирного и военного статуса жизни, идущее от большей близости к натурально-природному типу существования, корневому восчувствию бытия вообще. 1

Мировая война, революция, гражданская война у Шолохова во многом лишь сгущает до жуткого, отталкивающего концентрата то, что существует в мирном состоянии, в самой природе человека и вещей этого мира: импульсы разделения, вытеснения, страстной самости, издевательства над человеком, злобы и убийства. Мир скручивается своим жгутом противоречий и борьбы – раскалившись, вылезут они в гражданском противостоянии, дойдут до гомерического «кроворазлития», неистового взаимоистребления, полного разрушения прежнего уклада жизни. Мир и война – состояния относительного, видимого здоровья (с загнанной внутрь хроникой) и острой болезни одного организма. Диагноз обеих фаз недуга, по большому счету, один: определяется он той центральной мировоззренческой оппозицией «Тихого Дона», которую Федоров определял как родственность – неродственность, при том, что родственность есть и самое натурально глубинное и неотменимое отношение между людьми, детьми одного отца, небесного и земного, и вместе самое искажающееся, вплоть до своей противоположности, даже в теплом и сокровенном своем ядре – семье и общине.

Конечно, такое искажение достигает вопиющей степени именно в состоянии войны, особенно гражданской. Но зерна неродственности, уходящей, как указывал тот же Федоров, в самый корень падшего, смертного бытия, всходят зловещими плодами еще до войны и революции. Вспомним, как в распалении предрассудков и темных страстей была погублена бабка Григория, а дед его «развалил до пояса» того, кто пришел на его двор во главе хуторской, общинной расправы. Или как отец Аксиньи, посягнувший на нее, был зверски забит сыном и женой, как калечили и убивали друг друга в драке на мельнице казаки и тавричане, как «обдуманно и страшно» истязал

1 Якименко Л. «Тихий Дон» М. Шолохова. О мастерстве писателя. М.: «Советский писатель», 1954. – с. 34

Степан свою жену, как «ссильничал»Лизу Мохову Митька Коршунов, а позднее бесстыдно приставал к сестре… А Наталья, тихая, самоотверженная, чистая женщина, оказывается способной на сугубый грех (по христианским понятиям) – на себя руки наложить, да еще в пасхальную ночь, а позднее – пусть и в жгучей обиде на мужа за его неверность – убить собственный плод, их возможное будущее дитя: какое-то тонкое изуверство чистеньких и тихоньких! «Выхолостил мою жизню, как боровка» – выдавливает из себя Степан Григорию: вольно-невольно в своих страстях один становится поперек дороги другому, губит его. Груз такой вины центральных любимых героев романа – причем в сугубо мирных, любовных коллизиях и борьбе – тех же Григория и Аксиньи огромен.

В самое мирное время, как видим, густо идет натуральная изнанка жизни и человеческих отношений: семейные преступления, тайные ночные измывательства, ненависть к чужакам, злоба и убийства… Более того, народный, низовой герой значительно ближе к этой изнанке, чем, скажем, дворянские персонажи того же Толстого: сам быт и уклад существования намного жестче, естественнее, открытее: живут среди и рядом с животными, с природой, не знают городской гигиены, сами режут скотину, лихо дерутся, привычно избивают жен, задиристо-безжалостны друг к другу в слове… Их закалка, физическая и психическая, несравнима с чувствительностью цивилизованного, отполированного, изнеженного бытовым комфортом городского, имущего человека: и это от грязи, блох, вшей до эксцессов человеческих страстей. По порогу выносливости, душевной сопротивляемости травмам, по неприложимости ко многим из народных персонажей Шолохова нравственной нормативной линейки они столь же гибкие и пластичные, спасающие и убивающие, верные и «предательские», как сама жизнь. Моральна ли природа, порождающая и погубляющая, заботливая и равнодушная, то привечающая, то отворачивающаяся от недавнего любимца?

Вот и не ломается юная Аксинья от изнасилования ее отцом и – не забудем – его убийства близкими (что, может быть, еще страшнее), и даже ни разу, никак об этом не вспоминает – черта, отмеченная еще П. В. Палиевским 5 . А уж через какие душевные опустошения прошел Григорий! Леонов мучительно, безвыходно, на целый роман, заклинил Митьку Векшина из «Вора» на его убийстве офицера, а герой «Тихого Дона», пройдя через близкий внутренний слом (после убийства им безоружного, обуянного ужасом неминуемого конца австрийца), а затем через каскад еще более страшных вещей, через отупляющее и озверяющее привыкание к ним, через потери самых близких и дорогих людей, каждый раз отживает, находит в себе силы еще жить и чувствовать, забывать и возрождаться. На героях Шолохова – до последнего рокового смертного захвата – заживает и зарастает, почти как в самой природе, конечно не без уродливых шрамов, грубой коры, тяжелых наростов… 1

Так есть ли принципиальная разница между мирным и военным состоянием жизни? С одной стороны, вроде бы нет – только резкое усиление градуса и степени борьбы и зверства, с другой – все же есть: количество переходит в качество. Одно дело – стихийное столкновение вечных инстинктов, интересов, страстей, одно дело – межчеловеческие, индивидуальные или коллективные, драматические, трагические конфликты: они входят в какую-то общую экономию природно-смертного бытия, с его светлыми и темными сторонами. Одно дело – Григорий, зверски избивающий своего обидчика, соперника Листницкого, готовый в припадке бешеного гнева убить Чубатого или унижающего его генерала (если бы и убил, то в состоянии аффекта, как покушающаяся на себя и ребенка во чреве Наталья), или даже Митька, насилующий скучающую барышню, падкую на пряные, опасные развлечения…

Совсем другое дело – когда ненависть, злоба, а за ними убийство омассовляется, механизируется, предельно упрощается, становится привычным и холодным. Другое – бессудные расстрелы и рубки пленных, садистские подвиги того же Митьки, убивающего старух и детей, превращение крайнего страстного эксцесса (чем чаще всего является убийство в мирной жизни) в спокойное, сатанизированное ремесло, объект которого ничего не стоит, дешевле сапог и тужурки, – и пошла известная, столь расцветшая в эти годы и в полном виде представленная в романе страшная синонимика: в расход пустить, в распыл, навести решку, свести со счета, шлепнуть, кокнуть, к ногтю прижать, искрошить в дым… Как высказался мудрый народный старичок в романе, случайный попутчик Аксиньи: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легче, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию».

Как недолжное, безумное действие предстает взаимное убийство людей в бою уже в начальных сценах на фронте первой мировой. «Озверев от страха, казаки и немцы кололи и рубили по чем попало: по спинам, по рукам, по лошадям и оружию…» – жуткая бестолочь схваток потом задним числом оформляется в складные военные донесения и сводки. Такова иронически поданная история с казаком Козьмой Крючковым, первым, получившим Георгия, нимфомански раздутая на потребу ахающих столичных дам и тыловых господ (так что, слоняясь до конца войны в штабе дивизии, он удостоился еще трех крестов). «А было так, – резюмирует Шолохов в толстовском духе и тоне, – столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом». 1

1 Там же, с. 340

Первый шок от первого боя («оскаленный, изменившийся в лице, как мертвец» – таким предстает вдруг нормальный, здоровый казак), вглядывание в первые трупы, душевная хворь, «нудная нутряная боль» Григория, переживающего убийство им австрийца, а потом пошло-поехало: трупы громоздятся штабелями, человек входит в мрачную, опустошающую привычку убивать, душевно обугливается, стервенеет и особачивается, а то и познает извращенную страсть рубить и крошить «враждебную» человечину – с пылу, с жару, в пароксизме одержания демоном убийства. Шолохов постоянно подчеркивает, как физически меняются при этом люди, какой корежащий отпечаток на их лица, тело и душу накладывает война. Вот и Григорий «обрюзг, осутулился», во взгляде его «все чаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости» – (а уж что говорить о других, о каком-нибудь Митьке Коршунове). Он же объясняет Наталье на ее упреки за гульбу на фронте: да, «остервились», но ведь – «на краю смерти», «Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе». Вспомним, как открывают новый его, прокаленный войной облик любящие глаза Аксиньи, когда она в последний раз всматривается в лицо спящего на лесной поляне Григория: «Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой». Аксинья только предполагает и догадывается, а мы, читатели, это видели воочию и не раз в тех ужасающе-пронзительных картинах боя, что разворачивал перед нами писатель (особенно в эпизодах, когда Григорий прибегал к виртуозным приемам неожиданной рубки неприятеля левой рукой). Один из исторических персонажей «Тихого Дона» Харлампий Ермаков, как известно, послуживший главным прототипом Григория Мелехова (в романе он действует и самостоятельно) «…смущенно отводил в сторону еще не потухшие после боя, налитые кровью, осатанелые глаза» – вот они боевые глаза, самому за них стыдно, знает, каким только что был!

Именно в братоубийственном гражданском противостоянии, железно и беспощадно подпертом идеологией, с одной стороны, а с другой – инстинктом физического выживания и защиты своего дома и благосостояния, особенно ярко, можно сказать, вопиюще обнажается вся самоубийственность и взаимоистребимость принципа «зуб за зуб», неутомимо питаемого растравленной мстительной страстностью – до последнего врага и обидчика! Шолохов не устает наглядно демонстрировать, как, разжигаясь все больше и больше, усугубляется страстная вверженность в ненависть, зло, убийство, как бьет она бумерангом ее носителей. Вот в душе вынужденного плясать под общую дудку Петро Мелехова, заискивающего перед Фоминым, «припадочно колотилась ненависть и руки корежила судорога от зудящего желания ударить, убить». При удобном случае уже никто не сдерживает ни ненависти, ни этого желания. Ожесточение, остервенение – обоюдно и оно все растет в градусе. Установка – на полное физическое уничтожение врага, нет и речи о какой-то разборке- сортировке людей, их утилизации, трансформации: «Сгребать с земли эту нечисть» и все тут! Офицер Донской армии жестко, холодно, как селекционер, подписывает окончательный приговор пленным красноармейцам: «Эту сволочь, являющуюся рассадником всяких болезней, как физических, так и социальных, надо истребить. Нянчиться с ними нечего!» То же зеркально – в мыслях и речах Мишки Кошевого: товарищество и единомыслие за счет вырубки непослушного, колеблющегося человеческого материала!

Цепь взаимных смертных обид, издевательств, жестоких отплат и новых нескончаемых счетов стягивает ткань военного пласта романа, особенно пронзительно впиваясь в таких местах, как расстрел и рубка Подтелковым и его людьми пленных Чернецова и сорока его офицеров, а затем казни уже самого Подтелкова и его отряда, убийство Петра Мелехова Мишкой Кошевым при участии Ивана Алексеевича, а затем самосудное истязание прогоняемых сквозь казачьи станицы коммунистов Сердобского полка – до кровавого месива и «нутряного животного рева», наконец, избиение их всех в Татарском, где особо отличилась жена Петра Дарья, застрелившая Ивана Алексеевича… А вот Мишка Кошевой, распаленный известием об убийстве Штокмана, Ивана Алексеевича, словами приказа Троцкого о беспощадном разорении мятежных станиц, истреблении участников восстания, устраивает рукотворный апокалипсис, акт сжигания старого мира – купеческих и поповских домов со всем их хозяйством, застреливает деда Гришака на крыльце дома Коршуновых (в свое время батрачил у них и сам Мишка, и его отец), а через несколько месяцев уже Митька Коршунов зверски вырезает остатнюю семью революционного мстителя: его мать и малолетних брата и сестру.

Разверзается страшная чреда действий – противодействий, ведущая ко все большему усилению вольтажа взаимной ненависти и смертоубийственного неистовства. Прерывает эту дурную взаимоистребительную бесконечность разве что реакция ребенка («Маманя! Не бей его! Ой, не бей!.. Мне жалко! Боюсь! На нем кровь!» – в сцене измывательств над пленными, заставляющая опамятоваться мать и некоторых женщин. Да, Григорий Мелехов, несмотря на его невольно-вольную причастность к этой чреде, непосредственным внутренним инстинктом пытается каждый раз (но, увы, чаще всего безуспешно) в моменты пароксизмов взаимного озлобления не дать развязать зловещий галоп выдирания друг у друга, по ветхозаветному закону, глаза за глаз, зуба за зуб, жизни за жизнь, да еще и с избытком, с перехлестом. Более того, именно через своего главного героя писатель подводит читателя к чувству и мысли (на деле глубинно христианским) о необходимости прервать дурную бесконечность возмездия и борьбы, идущую крещендо, сойти с принципа «зуб за зуб», остановиться, простить, забыть; начать с начала. И хотя люди и жизнь никак не дают Григорию соскочить с крутящегося огненного колеса ненависти и смертоубийства, он все равно к этому приходит в финале эпопеи: возвращается домой, выбросив оружие, на столь проблематичную милость победителя…

И мать Григория, Ильинична, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека. Но постепенно, всмотревшись в него, выделяет она какие-то неожиданные его реакции (скажем, внимание и ласку к сыну Григория Мишатке) и вдруг начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Вот она, великая, искупительная жалость материнского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое – рубаху Григория, пусть носит, а то его сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения! И Наталья, в смертельной обиде на мужа – до невозможности нести в себе и выносить его ребенка – мстящая ему и себе вырезанием живого зародыша, перед смертью прощает Григория, умирая примиренной. И неистовая воительница за Григория Аксинья берет к себе детей Натальи, согревая их любовью. И может быть, именно тут лежит какой-то высший тест качеству человека: его, во всяком случае, радикально не проходит главный представитель новой власти в романе – Мишка Кошевой, непримиримый, неостановимый в своей классовой подозрительности и мести.

1 Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». М.: «Советский писатель», 1989. – с. 279

Ситуация войны, испытание полной неуверенностью в будущем, разрухой, заразой, нависающей смертью в усугубленной, острой форме обнажает лик человеческой судьбы. Сняли покровы с человека – голый остался: жена генерал-майора, «благородная женщина в очках сидит, сквозь очки вошек на себе высматривает. А они по ней пешком идут <…> вшей – как на шелудивой кошке блох!» Всех окунули в грязную, вонючую, опасную иррациональную изнанку жизни, ту, которую так пытается камуфлировать городская цивилизация! 1

Подчеркивая внутреннее противоречие, конфликт в казаке между мирным землепашцем и воином (а сочетание этих двух занятий, двух человеческих типов конститутивно в нем, являет его резон быть), Шолохов выдвигает на первый план именно земледельца, наделяя своих героев неудержимым тяготением к этому столь естественному и любимому ими занятию и соответственному образу жизни. Именно на войне они особенно ностальгически оборачиваются к мирному труду на земле, представляя в воспоминании и предвосхищении то, что им более всего дорого: пахоту в степи, косьбу, сбор урожая, уход за лошадьми, хозяйственную утварь и инструмент… Для самого Шолохова времени создания «Тихого Дона» война, как уже отмечалось, совсем по-толстовски, – безумие, бессмыслица, зло, за исключением, пожалуй, того ограждения страны от турок, горцев, что и составило с самого начала смысл образования и существования казачества как такового и что нашло себе отражение в старинных песнях, так часто и проникновенно звучащих в романе. 2

Для того, чтобы написать поистине великий роман-эпопею, Шолохов не только принимал участие в боевых действиях, но и сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в «Тихом Доне». В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы. Шолохов любил казаков и потому при вручении Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

1 Там же, с. 284

2 Там же, с. 298

Список использованной литературы:

1. Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. 2-е изд., испр. и доп.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 320 с.

2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». М.: «Советский писатель», 1989. – 464 с.

Автора в романе по понятным причинам не названо - возмущается: "Черкнули пером и доразу спаровали с Деникиным, в помощники ему зачислили"). Подлинно историческая, не искаженная в угоду официальным версиям основа романа свидетельствует о честной позиции автора, что вызвало активное противодействие пробольшевистской критики. За Шолоховым прочно закрепилась репутация апологета кулачества и белого...

И делает его романом-эпопеей. Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова продолжил и развил толстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлении в судьбах целого ряда героев. Высказывание Горького о том, что коммунизм породит...

1

«Чудовищная нелепица войны» в романе «Тихий Дон»






сентября

    Вспомним сцену награждения Наполеоном случайно выбранного русского солдата («Война и мир»). «Это был взрыв скотского энтузиазма», как было написано в дневнике убитого казака (запись от 2 сентября , ч.з, гл.11), над жизнью которого посмеялись штабные писаря. В этом дневнике как раз упоминается «Война и мир», где Толстой говорит о черте между двумя неприятельскими войсками- черте неизвестности, как бы отделяющей живых от мёртвых.




, бесчеловечности войны.

  • Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности , бесчеловечности войны.



острое ощущение чужой боли

  • Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовь ко всему, острое ощущение чужой боли , способность к состраданию – вот сущность характера шолоховского героя.

  • Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы, положенные на алтарь чьего-то честолюбия) – вот о чём задумывается герой.


  • Какие изобразительные средства использует автор?



он показывает , как казаки списывают приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта ; лирически окрашены сцены у костра врывается голос автора тяжкой жизни волосы

    Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает , как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта ; лирически окрашены сцены у костра – казаки поют «Поехал казак на чужбину далёку…»; в эпическое повествование врывается голос автора , обращающегося к вдовам: «Рви на себе, родимая, ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы , кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!»



Качества Григория

  • Качества Григория

  • Гордость, независимость , злость за всё, что сделала война




Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены , через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки , лирические отступления (сцена у костра – солдатская песня) Шолохов ведёт к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.


Дома

  • Дома : (по 2 книге) 1) Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?

  • 2) Новая власть и отношение к ней казаков.

  • 3) Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

  • 4) Перечитать т.2, ч.5, гл. 1, 12, 13,24,30

  • 5) Составить план «Судьба Григория Мелехова».