Характеристика и анализ «Обломова» (Гончаров И. А.)

Роман И. А. Гончарова “Обломов” можно назвать повествованием о русском национальном характере, размышлением о русской душе. Что для русского человека главное в жизни? В чем смысл его существования? Что повлияло на формирование его характера?
В романе автор раздумывает над этими вечными вопросами на примере жизни главного героя произведения, Ильи Ильича Обломова. Он сознательно выбирает полное бездействие, лежание на диване, духовное и физическое угасание. Почему? Ведь изначально Обломов умен, довольно образован, обладает прекрасными душевными качествами. У героя, по определению его друга Штольца, “золотое сердце”. Но Обломов совершенно не приспособлен к современной ему, “холодной” жизни. Идеал Ильи Ильича – Обломовка его детства, спокойная, бездеятельная, окутывающая теплом и уютом. Все это герой нашел в доме на Выборгской стороне, у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
В 1-ой главе IV части романа повествуется о возникновении отношений между Обломовым и Пшеницыной. После болезни Илья Ильич постепенно приходил в себя, мечтал о поездке в Обломовку, где дела потихоньку налаживались. Там герой думал найти покой и уединение. Но, наблюдая за жизнью в доме, за хозяйством Агафьи Матвеевны, герою становилось так уютно и хорошо, что он не спешил с отъездом.
Пшеницына была великолепной хозяйкой, “хозяйственная часть” в ее доме процветала. За Ильей Ильичом ухаживали наилучшим образом. Его никто не беспокоил, в своих мыслях герой был предоставлен самому себе.
Постепенно Обломов начал все больше сближаться с Агафьей Тимофеевной. Хозяйка дома тоже привязалась и полюбила Илью Ильича, даже не подозревая об этом. Просто “она с некоторых пор стала сама не своя”. Свое чувство Пшеницына проявляла, как умела – она полностью взяла на себя заботу об Обломове. Если обед Ильи Ильича не удавался, хозяйка, вся в слезах, гневно распекала прислугу. Если герой надолго задерживался в гостях, Агафья Матвеевна не могла уснуть, все прислушивалась, не скрипнут ли ворота. А уж когда Обломов заболел, Пшеницына ночи напролет дежурила у его постели, приходила в ярость от малейшего шума в доме, исступленно молила Бога о здравии Ильи Ильича.
Любовь преобразила Агафью Матвеевну. Ее повседневный труд приобрел “новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно”.
Пшеницына не задумывалась о своем чувстве: “Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая…, а слепо повинуясь ее законам”. Агафья Тимофеевна чувствовала, что Обломов – совсем другой человек, не такой, как ее умерший муж или братец. Илья Ильич – барин, “глядит…на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе”. Холеный и изнеженный, он говорит красиво и умно. Илья Ильич очень добр и мягок, “дотронется до руки – как бархат…” Словом, Обломов, по мнению Агафьи Тимофеевны, был замечательный и не любить его было нельзя.
Илья Ильич совсем не догадывался о чувствах хозяйки к нему. Он считал, что ее заботливость и теплота так же присущи ей, как и домовитость, хозяйственность, работоспособность. “В вечно двигающихся локтях,…во всезнании всех домашних удобств” Агафьи Тимофеевны воплощался для Обломова идеал его детства, его родная Обломовка. Под покровительством Пшеницыной герой чувствовал, что “есть в доме вечно ходящее… и промышляющее око и непокладные руки, которые… обошьют, накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти… закроют… глаза…”
Илья Ильич каждый день все больше сближался хозяйкой. Его чувство к ней было спокойно и уютно. Обломову было приятно посидеть рядом с Пшеницыной, наблюдая за ее работой, пошутить с ней, поиграть с ее детьми. Но и без Агафьи Тимофеевны он не чувствовал тоски или скуки, “у него не было ни опухоли у сердца, ни разу он не волновался тревогой…, что она подумает о нем, что сказать ей, как отвечать на ее вопрос, как она взглянет, – ничего, ничего”.
Признавая превосходство Обломова, Агафья Тимофеевна никогда ни в чем не упрекала барина, не предъявляла к нему никаких требований. Что бы Илья Ильич ни делал, все хорошо, все так, как нужно. Поэтому герой не испытывал никаких сомнений, терзаний, уколов совести за свою бездеятельность, неиспользованные возможности. Обломов наслаждался покойной жизнью, ничего больше не желая.
В один прекрасный момент между героями произошло некое подобие объяснения. Обломов намекнул Пшеницыной о своей симпатии к ней и пытался ее поцеловать. Невозмутимая Агафья Тимофеевна и бровью не повела: конечно, она любит Обломова, как и всех остальных людей, а поцеловаться можно будет на Пасху. Романтическое мгновение тут же перешло в бытовое. Разговор героев свелся на хозяйственные дела, повседневные заботы.
Илья Ильич пригласил Пшеницыну жить вместе с ним в Обломовке. На это героиня ответила: “Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо”. И мы понимаем, что герой тоже уже никогда не вернется в Обломовку, потому что он нашел ее здесь, под крылом своей хозяйки Агафьи Тимофеевны.
Таким образом, проанализировав данную главу, становится ясно, что не умственная, а комфортная душевная жизнь привлекают Обломова больше всего. Он страшится жизненных волнений, терзаний, упреков совести, – в общем, любого неспокойствия.
Мирная, сонная жизнь в атмосфере любви, доброты, заботы и довольства – вот предел мечтаний героя. Все это он нашел в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной.

Сочинение по литературе на тему: Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова “Обломов”)

Другие сочинения:

  1. Роман “Обломов” (1858 г.) по праву считается лучшим произведением И. А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В “Обломове” Гончаров анализирует современную ему жизнь, размышляет об особенностях русского характера, свойствах Read More ......
  2. Роман Гончарова “Обломов” вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип, который решает вечный гамлетовский вопрос “Быть или не быть?” не Read More ......
  3. Герой романа И. А. Гончарова “Обломов” – помещик Илья Ильич Обломов – традиционно продолжает галерею образов “лишних людей”, открытую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Он не служит, избегает светского общества, ведет довольно скучную и бесцельную жизнь, лежа на Read More ......
  4. Первая часть романа “Обломов” посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Read More ......
  5. Образ Ильи Ильича Обломова – главного героя романа Гончарова “Обломов” – неоднозначен и противоречив. По его поводу высказывались самые противоположные и резкие оценки. Так, А. Ф. Кони характеризовал Обломова как человека, который “своей апатией, боязнью всякого почина и ленивым непротивлением Read More ......
  6. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и Read More ......
  7. В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман “Обломов”, написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит Read More ......
  8. Роман И. А. Гончарова “Обломов” – одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию, – вспоминал князь П. Кропоткин.- Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала “обломовщину”. Главное действующее лицо Read More ......
Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова “Обломов”)

Анализ эпизода в эпическом произведении – очень непростая для многих учеников и учителей тема сочинения. В чем трудности в работе над темой подобного рода? Прежде всего, в необходимости осмысления того, какое место в структуре произведения занимает эпизод, в умении самостоятельно анализировать текст, учитывая как его содержание, так и форму, в ходе анализа раскрыть общие особенности творческой манеры и миропонимания автора и еще в целом ряде, может быть, менее значительных, но не менее трудных проблем (Н.И. Павлова). Попробуем учесть их, анализируя два небольших взаимосвязанных фрагмента эпического произведения.

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе «Обломов» он говорил о том, что «любовь с силой Архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет ее поэзией (В.А. Недзвецкий). Значимость темы любви для автора романа, ее привлекательность для юного читателя определили выбор эпизодов для анализа: объяснение Обломова с Ольгой Ильинской в 6 главе 2 части и объяснение Обломова с Агафьей Пшеницыной в 1 главе 4 части романа «Обломов». Именно в этих эпизодах раскрываются особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленных, понимание любви писателем. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа.

Итак, объяснение Ольги и Ильи Ильича…

Приступая к анализу этого эпизода, важно выяснить, что предшествовало ему в отношениях героев, дать сжатую их характеристику. И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и это постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура активная, деятельная. Штольц, уезжая, поручил ей Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролет. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он заметно переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. Ольга, конечно, чувствует, что главная и, может быть, единственная причина такой перемены в том, что Обломов влюблен в нее.

И это действительно так. Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшие переживания поэтических моментов бытия. Душа героя с детства была подвластна воздействию поэзии: его целиком захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, все улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности».

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов по-прежнему – юноша, «поэтом» называет его Штольц. Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Но автор знает о том, что все это – лишь мгновенный порыв, а потому заканчивает фразу иронически: «Он в эту минуту уехал бы даже за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать».

Ольга поет «Casta diva», и «все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог». Под влиянием музыки, пения в сердце Обломова пробуждается духовное, глубокое чувство любви. Герой любуется Ольгой, ищет в ней прекрасную душу: «Он …смотрел на нее как будто не глазами, а мыслью, всей своей волей, как магнетизер, но смотрел невольно, не имея силы не смотреть. “Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! – думал он, глядя на нее почти испуганными глазами. – Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то, душа, должно быть!”». Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами, устанавливается понятное только им двоим душевное общение, воспетое в творчестве В.А. Жуковского, других русских поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из нее , - думал он, - из нее что-то переходит в меня . У сердца, вот здесь, начинает будто кипеть и биться… <…> Боже мой, какое счастье смотреть на нее! Даже дышать тяжело». «Не смотрите же на меня так странно, - сказала она, - мне тоже неловко… И вы, верно, хотите добыть что-нибудь из моей души…». (Здесь и далее курсив мой. – Н.Е .). Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их: «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом , в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением ». Активная, деятельная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости душевной организации.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признается в любви: «Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть.

Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина».

Герои по-разному понимают любовь. Обломов – весь чувство. В каждом шаге и поступке он предельно искренен, во всем светит его «нестыдливое сердце». Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живет разум. Однако после нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить свое признание, либо взять назад неосторожное слово, – но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Гончаров – великий мастер-психолог – самое начало сцены объяснения героев в конце 6 главы 2 части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идет, - слышит она. “Идет кто-то…” – подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

Ольга Сергеевна! – сказал он, трясясь, как осиновый лист.

Илья Ильич! – отвечала она робко, и оба остановились.

Здравствуйте, - сказал он.

Здравствуйте, - говорила она».

В сцене объяснения автор наглядно демонстрирует то, что Обломов живет сердцем, в отличие от Ольги, живущей разумом. А потому и речь героя полна восторженных или огорченных восклицаний, утвердительных реплик, наполненных чувством, раздумьем: «Ужо... нет, завтра... как сберусь». «Поверьте мне, это было невольно... я не мог удержаться...». В репликах и небольших по объему внутренних монологах Обломова часты многоточия, скрывающие переполнявшие его душу чувства, но в то же время и нерешительность, неопределенность, новизну и неясность для него самого переживаемых ощущений. Перед Ольгой он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от нее в следующую минуту: ласкового слова, от которого сердце радостно бьется, или колкости, невольно рождающей восклицание «про себя»: «О, злая!»

При описании Ольги Гончаров использует в основном метод внешней характеристики, краткую ремарку, фиксирующую и характеризующую ее жест, взгляд, интонацию, речь. Ольга – вся движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя», кратки, полны энергии, как и реплики, обращенные к Обломову. Она либо спрашивает его о чем-то, либо побуждает к действию: «Что он (Штольц. – Н.Е. ) пишет?»; «Что ж вы?»; «Когда?»; «Понюхайте, как хорошо пахнет!»; «А вы любите, чтоб в комнатах чисто было?». В речи героини проявляется стремительность ее натуры, внутренний огонь пятнами горит на ее щеках. Ольге приходится намеренно сдерживать движения души.

Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой ее являются слова Обломова о том, что его признание в любви было нечаянным, «только от музыки». Ольгу это извинение глубоко огорчает, она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют, на щеках пропадают два розовых пятна, она «сильно рванула мимоходом ветку с дерева... тотчас же бросила... на дорожку», «у ней в горле стояли слезы», она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлен тем, какое действие на нее имели его слова. Теперь для него важнее не извинение за нечаянное признание, а прощение за то, что огорчил ее своим извинением, тем более, что в нем была неправда. Удерживая Ольгу, он искренен и не стыдится открыть свое сердце: «…Ради бога, не уходите так, а то у меня на душе останется такой камень…».

Почувствовав за этими словами героя его любящую душу, Ольга начинает настойчиво добиваться от него нового признания. Она «добывает» его своими неотступными вопросами: «Отчего?»; «Что в нем?»; «Ну?»; «Отчего же плакать?»; «Что?». Она нетерпеливо ждет, медленно, «будто с трудом» всходя по ступеням лестницы. И Обломов вновь говорит ей о любви. На энергичное требование Ольги герой отвечает неопределенно, медлительно: «И сам не знаю... <...> Стыд у меня прошел теперь: мне не стыдно от моего слова... Мне кажется, в нем...» «…То же... волнение... то же... чув... простите, простите - ей богу, не могу сладить с собой...». Эти его слова являются кульминацией сцены. Развязка ее – призыв героини: «…Только вперед…». В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперед» быть более осторожным в своих речах. И все же, думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв к Обломову, выражена жизненная философия героини, ее постоянное стремительное движение вперед, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: она «мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперед!».

В сцене объяснения, как и вообще в отношениях с Обломовым, Ольга активна, она берет на себя роль мужчины. Любовный сюжет в романе имеет мифологический подтекст: Ольга думала об Обломове как о какой-то Галатее, «с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». Действительно, на какой-то период ей удалось «вдохнуть душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шепотом, «говорила и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб все говорило и пело беспрестанно в нем самом». А когда он окажется на Выборгской стороне, Ольга тайком встретится с ним в Летнем саду, на Неве, приедет к нему на квартиру. Обломов и сам понимал, что только рядом с Ольгой он живет. Не будет ее, он – «мертвый человек». Об этом он предупреждает героиню еще тогда, когда она и не помышляет о разлуке. Но чувство Ольги разумно и самолюбиво. Любовь к Обломову постепенно превратится для нее в обременительную заботу о нем. Она поймет, что он опускается, и чувство самосохранения подскажет ей выход: она расстанется с Обломовым. В сцене их последнего объяснения Ольга упрекнет героя: «Камень ожил бы от того, что я сделала…». Полюбив Штольца, она будет стыдиться героя своего первого «романа», назовет его словом Тарантьева и Сонечки – «мешок». Роль Пигмалиона оказалась не под силу героине.

Любовные отношения Ольги и Обломова развертываются на природном фоне, сердца героев открыты навстречу природе. Момент наивысшего духовного взлета, расцвета чувств - встреча и объяснение героев - сомкнут с наиболее поэтическим моментом в жизни природы - с весной и началом лета, порой цветения деревьев и трав. Свидания происходят в прекрасном, благоухающем парке. В объяснении героев участвует сама природа, которая помогает раскрыться их душам. Впоследствии любовь Ольги и Обломова из душевного общения перерастет в страсть. Героиня испытает порывы страсти во время грозы, в разгар лета. Но вот Обломов сделал предложение, и оно принято. Теперь для героя любовь превращается в тяжкий долг. Он сравнивает ее с «оспой», которую Штольц «привил» им с Ольгой. В душе героини тоже растет чувство неудовлетворенности ее отношениями с Обломовым: «…Она впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от мечты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день, когда все предметы кажутся в сером цвете». Происходит это тогда, когда «лето подвигалось, уходило. Утра и вечера становились темны и сыры». Расстанутся Обломов и Ольга, когда замерзнет Нева и земля покроется снегом. Вернувшись на Выборгскую сторону после разрыва с Ольгой, Обломов увидит снег: «Снег, снег, снег! <…> Все засыпал!». В сценах любовных свиданий Ольги и Обломова присутствуют повторяющиеся образы: ветка сирени, огонь как символы жизни. Им будут противостоять и другие образы: холод, тьма, снег – символы смерти.

Один из символических образов, проходящих через весь роман, - это образ огня. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнем (Т.А. Агапкина). В народных представлениях Илья Пророк, бог-громовержец или громовик – «могучий, седой старец», который разъезжает на огненной колеснице «из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы…» (С.В. Максимов). Имя Ольга означает «святая», «факел» (Жития Святых); «стихия ее была свет», - пишет о ней Гончаров. Фамилия ее происходит от имени Илья, имени бога-громовержца. Планета, которой принадлежит Ольга, - Луна, источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил (А.Н. Афанасьев). Образ огня, присутствующий в сцене объяснения, – это огонь любви. Он горит в душах героев и определяет их внешнее и внутреннее преображение. «В славянских обрядах и заговорах нашло отражение уподобление огня любовному пожару» (А.Л. Топорков). Любовь Обломова и Ольги – это горение сердец: жизнь «жжет», «кипение у сердца». «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем…».

Палящие лучи огня любви для Обломова и желанны, и губительны. Огонь соотносится с поэтическим образом «сердечного пыла», можно сгореть в «огне страстей» (Г. Бидерман). Уже при первых встречах с Ольгой Илья Ильич жалуется: «Мне отчего-то больно, неловко, жжет меня». Но в то же время и просит: «Ах, если б этот же огонь жег меня, какой теперь жжет – и завтра и всегда! А то нет тебя – я гасну, падаю!». Ольга для него – желанный источник этого огня: «Мне все противно, все скучно; я машина: хожу, делаю и не замечаю, что делаю. Ты огонь и сила этой машины…». Но под палящими лучами страсти выгорело сердце Обломова: он устал от неестественной для себя роли и просит у Ольги отдыха: «…Весь организм мой потрясен: он немеет, требует хоть временного успокоения…». За разрывом с Ольгой последовала болезнь героя, горячка.

Огненные стрелы Ильи, бога-громовика, достигли цели: Ольга тоже полюбила Илью Ильича. В сцене любовного объяснения с Обломовым, когда она чувствует себя любимой, на ее щеках горят два розовых пятна. Когда же Обломов говорит о том, что его признание в любви было неправдой, оно «только от музыки», «она изменилась в лице: пропали два розовые пятнышка и глаза потускли». Герой повторяет свое признание, и на щеках героини вновь появляются два розовые пятна как след того огня-страсти, который горит и в ее душе. Влияние чувства любви к Обломову плодотворно для героини. Как под лучами горячего солнца созревает каждый плод, так и Ольга, по наблюдению Штольца, «созрела», «развилась». Но и Ольга, как и Обломов, испытала губительность огня-страсти, он опалил и героиню, как опалил героя. Штольц едва узнал Ольгу в Париже: «Черты ее, но она бледна, глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности».

Гончаров использует в сцене объяснения героев символику цветов . Обломов предлагает Ольге ландыш. В книге Н.Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» об этом цветке говорится как о символе душевных излияний, любви и счастья. Ольга же «сорвала ветку сирени и нюхала ее, закрыв лицо и нос.

Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она и закрыла нос и ему». Ветка сирени появится в романе не однажды и после этой сцены. Ольга с большой любовью будет вышивать сирень в знак памяти о первом свидании. Расстанутся герои, когда лето сменит зима, «сирени отошли, пропали». Н.Ф. Золотницкий пишет об этом цветке: «На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда». Избирая сирень как эмблему, символ любви, герои и не подозревают об этом. Обломов, который говорит: «…Ни резеды, ни роз не люблю», - и не предполагает, что он отказывается от тех цветов, которые являются символами любви и любовного влечения, и вместе с Ольгой предпочитает им сирень, которая в самом начале их отношений пророчит разлуку (И.В. Грачева).

Сцена объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны в романе подготовлена рассказом о том, как складываются отношения этих героев, какие чувства они испытывают друг к другу.

В чем проявляется любовь Обломова к Агафье Матвеевне? Чувство героя к вдове Пшеницыной Гончаров не хочет называть любовью, говорит о нем с неизменным юмором. Чувство это ни в чем не похоже на то, что герой испытывал по отношению к Ольге. То – романтическое, духовное чувство, – будило сознание, самолюбивые желания и тревоги, стремление на подвиги, мучительные терзания о том, что «уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает». Но та любовь была подобна «оспе», «кори», «горячке», едва не погубившей героя. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней». После пережитой горячки «Илья Ильич долго был мрачен, по целым часам повергался в болезненную задумчивость…<…> хозяйка … заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие». Обломов постепенно приобретает неподвижность, каменеет. Даже во время любовного объяснения с Агафьей Матвеевной «глаза его не блистали».

Чувство к вдове Пшеницыной несет герою желанный, сладостный покой. Это доказывают слова, передающие его переживания и действия: «охотно оставался»; «останавливал глаза»; «потихоньку ногой отворял дверь»; «шутил с хозяйкой»; «все это делалось покойно»; «не волновался тревогой»; ему «хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей»; «его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним, лелеет». Гончаров характеризует лишь внешние проявления чувств: душа, ум, сердце Обломова с утратой любви к Ольге замолчали.

Любит ли Агафья Матвеевна Обломова? В ее жизни до встречи с ним не происходило ничего подобного. Она видела, что он во всем противоположен ее покойному мужу – коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; манеры его покойны и красивы; разговор умен и прекрасен; белье он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини, «он барин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат... <...> И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой...».

Гончаров иронически сравнивает зарождение любви в душе героини с «осадкой дна морского», «с осыпанием гор», с простудой или неизлечимой лихорадкой. Чувства Агафьи Матвеевны автор передает с мягким юмором, как бы не веря самому себе, позволяет себе лишь догадываться о них. О чувстве своем героиня «никогда не спрашивала себя». Оно не имеет для нее имени. На нее как будто «нашло»; «она стала сама не своя»; она «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». Внешний облик Агафьи Матвеевны, ее поведение зависят теперь от отношения к ней Обломова. После разрыва с Ольгой он болен, мрачен, едва говорит с ней, – она худеет, становится «точно каменная», в хозяйстве заметны изъяны; Обломов оживает, у него появляется «добрая улыбка», он стал «смотреть на нее по-прежнему ласково, заглядывать к ней в дверь и шутить - она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело…». При этом она «не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит, но она... никогда не сознавала и не понимала этого...».

Любовь Агафьи Матвеевны проявлялась, подобно любви русской крестьянки, в преданности до гроба. Она добровольно надела на себя «хомут» забот об Илье Ильиче и везла этот тяжелый воз с радостью. Смыслом ее жизни, всего ее хозяйства стали его покой и удобство. Любовь героини проявляется в действии: «сделает замечание», если подгорит жаркое или переварится уха; не спит, «ворочается с боку на бок, крестится, вздыхает», если Ильи Ильича долго нет вечером; «вскочит с постели, отворит форточку», «накинет юбку», «бежит в кухню, расталкивает Захара, Анисью и посылает отворить ворота», если он приедет поздно; «в три прыжка является в кухню», чтобы проследить, хорошо ли сварен для Ильи Ильича кофе.

Бескорыстная преданность Агафьи Матвеевны выражается в том, что во время болезни героя она, забывая о себе и своих детях, ухаживала за ним, просиживая ночи у его постели, а утром бежала в церковь, чтобы помолиться за его здоровье. Она «бросалась на колени и долго лежала, припав головой к полу…». Тайно от всего дома Агафья Матвеевна заложила и продала последнее, что имела, - жемчуг, меха, одежду, - только бы накормить Илью Ильича, когда братец обобрал их обоих. После удара, который случился с Обломовым, стараниями Агафьи Матвеевны герой был выхожен и возвращен к жизни.

Сцену объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны в конце 1 главы 4 части романа Гончаров во всем противопоставляет сцене объяснения Обломова с Ольгой. Любовные признания Ольги и Обломова случились весной, в цветущем парке. Объяснение Ильи Ильича и Агафьи Матвеевны происходит на кухне, время года здесь уже не имеет значения: жизнь на Выборгской стороне, как и в Обломовке, течет одинаково ровно и зимой, и летом - это жизнь в циклическом времени. Календарное время теперь заменено бытовым. В руках у героини не ветка сирени, а ступка с пестиком. Герои с одинаковым чувством говорят о корице, халате, любви и поцелуе, о перспективах будущей жизни.

Первое объяснение заканчивалось энергичным призывом Ольги, второе - призывом Обломова: «Добрая Агафья Матвеевна! <…> Знаете, что: поедемте-ка в деревню жить: там-то хозяйство! Чего, чего нет: грибов, ягод, варенья, птичий, скотный двор…». Обломов зовет героиню в Обломовку, в свой идеальный мир. В ответ Агафья Матвеевна говорит: «Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо». В этих словах выразилась ее жизненная философия. Она не знает иной жизни, кроме жизни в круге, в циклическом времени, во вращении вокруг собственного очага, потому и призыв ее во всем противоположен призыву Ольги. И герой согласен с героиней: «Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей». Агафья Матвеевна, как и Обломов, героиня идиллии, в которой обязательна, органична «прикрепленность, приращенность жизни и ее событий к месту». «Единство места жизни поколений ослабляет и смягчает временные границы между индивидуальными жизнями и между различными фазами одной и той же жизни», «сближает и сливает колыбель и могилу, детство и старость» (М.В. Отрадин).

Если в отношениях с Ольгой «мужскую» роль руководительницы взяла на себя героиня, то в отношениях с Агафьей Матвеевной как активная, действующая сторона выступает Обломов. Он чувствует свое превосходство над героиней, поведение Агафьи Матвеевны для него предсказуемо и понятно. В сцене объяснения он уверен в себе, его реплики кратки и энергичны: «А если я вам помешаю?»; «А если я поцелую вас?»; «Ну, поцелуйте же меня!». В речи героя отсутствуют те частые многоточия, которые автор использовал в сцене объяснения с Ольгой, и за которыми было скрыто невысказанное, противоречивое чувство.

В отличие от Ольги, которая вся – чувство и порыв, Агафья Матвеевна отвечает герою молчаливым приятием всех его слов и поступков. Она всегда ровна и одинаково спокойна. Единственная форма выражения чувства у нее – усмешка: даже когда его дыхание обжигает ей щеку, она лишь усмехается. Казалось бы, герою никогда не оживить «каменную Галатею» - Агафью Матвеевну. Но это не так. Хоть Обломов и не видел себя в роли Пигмалиона, но любовь к нему станет причиной внутреннего преображения героини. После смерти Ильи Ильича «она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее…».

Чувства Ольги и Обломова чисты, духовны, Ольга для Обломова высока и неприкосновенна, образ ее соотнесен в его мечте (см. 4 главу 2 части романа) с образом идеальной женщины, жены. Агафья же Матвеевна - тоже из мечты героя. Это та самая «краснощекая прислужница» «с загорелой шеей, с голыми локтями, с робко опущенными, но лукавыми глазами». Обломов сам приходит на кухню, затевает ласковый и шутливый разговор, берет Агафью Матвеевну за локти, не давая ей толочь корицу, наклоняется и целует ее в щеку. Героиня лишь позволяет оказывать ей эти знаки внимания, при этом «чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки («Смотрите, просыплю корицу; вам же нечего будет в пирожное положить»,-заметила она»), а сама счастлива...». Вся эта сцена представляет собой классическую картину ухаживания барина, «барской любви». Не случайна поэтому ирония автора в адрес героев: «он подвигается к ней, как к теплому огню, и однажды подвинулся очень близко, почти до пожара, по крайней мере до вспышки»; она отвечает на его заигрывание, «глядя в ступку как в пропасть и немилосердно стуча пестиком», а поцелуй принимает, «не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут».

Во второй сцене объяснения, как и в первой, присутствует образ огня: Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной - как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее…». Однако в данном случае речь идет не об огне страсти, огне любви, а об огне домашнего очага, средоточии дома, семьи. По народным представлениям, Бог-громовержец «послал с неба молнию, возжег ею на земле огонь и устроил первый очаг». «В пламени очага чтили небесный огонь Перуна», - замечает А.Н. Афанасьев. В своей работе «Религиозно-языческое значение избы славянина» он пишет: «Очаг домашний был самое священное место, от него религиозный характер перешел на все жилище». Очаг – это начало, объединяющее людей в семью, в сообщество, связанное родственными узами. Воспитанный у родного очага в Обломовке, «среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых», Обломов был глубоко «проникнут семейным началом» и всегда тосковал по нему. В его мечтах живет образ очага, вокруг которого строилась бы вся его жизнь, жизнь его друзей, родных. Поклонение огню домашнего очага в доме Обломовых Гончаров сравнивает с поклонением огню Весты. Другого огня обломовцы не знали и не хотели знать.

Жизнь Обломова на Гороховой улице как бы не предполагала очага. Обед здесь не варился на огне, а подавался готовым. На Выборгской стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая является для героя «добрым» «Божьим даром» (Жития Святых), горит огонь очага, огонь Весты, а сама она исполняет при нем роль весталки, хранительницы очага, его хозяйки. Служение огню и служение Обломову для нее сливаются в одно.

Как известно, «римляне чтили неиссякающий огонь богини Весты, охраняемый девами-весталками». «Веста изображалась или подле пылающего очага, или с горящим светильником в руке» (Афанасьев). В образе богини Весты римляне особенно подчеркивали ее светоносную чистоту. Именно за опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет ее: «Сама опрятность!» Героиня даже по-своему целомудренна, хотя и имеет детей: она не испытывает порывов страсти, подобно Ольге, даже когда Обломов целует ее.

Сходство Агафьи Матвеевны с Вестой подтверждает и еще одно обстоятельство: в Риме и Тибуре (Тиволи) в честь этой богини были построены круглые храмы (С.И. Радциг). В доме Агафьи Матвеевны жизнь движется изо дня в день по кругу, и героиня счастлива такой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела Агафья Матвеевна, даже предметы в этом доме круглые: в кухне – пузатые и миниатюрные чайники, чашки, банки, судки, в столовой – круглый стол, в кладовой – головы сахару, кадки, корчаги, корзины…

Как истинная весталка, Агафья Матвеевна верна дому, очагу, до конца исполняя свой долг на земле. И после смерти Обломова она остается в доме, при очаге. Теперь как хранительница очага она особенно остро ощущает свою связь с умершим мужем. Именно поэтому ею почитается его могила. «Почитание предков связано с огнем», – пишет Афанасьев. Непосредственное отношение к огню имеют и другие действия героини и образы, ее окружающие: она, например, разводит и продает кур, а петух является символом огня.

Бог-громовержец Илья Пророк осмыслен славянами и как божество, творящее урожаи (А.Н. Афанасьев), воспет как «покровитель урожая и плодородия, сеятель, жнец и податель благ… С Ильина дня начинали жатву или заканчивали уборку… . «Петр - с колоском, Илья – с пирогом», - говорит народ» (Т А. Агапкина). А потому важным в контексте произведения оказывается тот факт, что героиня печет пироги, ватрушки, хлеб. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Этим автор прямо указывает на зависимость Агафьи Матвеевны от Ильи. Служение огню и служение Обломову для нее сливаются в одно. Илья Ильич – ее Бог, это то солнце, которое засветилось в ее жизни. Для Агафьи Матвеевны Обломов «сияет, блещет». Сама она «сияет» в лучах солнца-Обломова, она почитает героя, как крестьяне почитали Бога.

Во второй сцене любовного объяснения есть еще один символический образ – это образ халата. Для героя халат становится судьбой: Обломов надел его двенадцать лет назад, когда бросил службу, закрылся в собственной квартире и лег на диван. Он восторгается собственным халатом, видит в нем «тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». Кутаясь в халат, Обломов надеется укрыться от всех жизненных проблем. Халат исчезает из жизни Обломова, когда он влюбляется в Ольгу (Тарантьев увез халат с остальными вещами на Выборгскую сторону). С Ольгой в жизнь Обломова врывается свет. И у читателя появляется надежда, что халат больше не понадобится герою. Но как только герой начинает «прирастать» к Выборгской стороне, Агафья Матвеевна напомнит ему о халате, она вымоет и вычинит его. Халат станет обязательным и неизменным атрибутом семейных отношений Обломова и Агафьи Матвеевны: «Что это у вас на халате опять пятно?» - заботливо восклицает она в сцене любовного объяснения. – «Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою…». Героиня, может быть, потому говорит о халате с такой любовью и заботой, что он является для нее своеобразной гарантией того, что Обломов принадлежит ей и только ей: Ольга оставила свои претензии на него: облаченный в халат, он ей не нужен.

Образ халата в финале романа приобретает зловещий оттенок. Его набрасывает на плечи Обломова Захар в тот момент, когда герой возвращается домой после разрыва с Ольгой, в 12 главе 3 части романа. В этой главе халат оказывается в ряду образов, символизирующих смерть: это холод, снег. В последней части романа он ассоциируется с саваном. Устрашает уже поместительность халата. Он как бы предлагает хозяину: «Расти в ширину, полней, я прикрою, приму тебя любого. На моей родине, на востоке, полнота - признак достатка, благополучия, покоя. Ведь именно к этому стремишься ты с детства. Я никогда и ни в чем не создам тебе неудобства». Ширина халата, возможность завернуться в него дважды делают его похожим на погребальные, смертные пелены, в которые заворачивали покойника. Халат теперь прямо угрожает герою: «Чем больше ты будешь вживаться в меня, поддаваться лени и апатии, тем ближе ты к смерти».

Заключая, хотелось бы сказать, что анализ эпизодов в романе «Обломов» позволяет приобщить учащихся к миру произведения, уяснить представления о любовных переживаниях и характере героев, об авторском понимании любви. Анализируя небольшой фрагмент текста, учитель сможет наглядно показать мастерство писателя-психолога, особенности его поэтического мышления, глубину подтекста романа.

Литература

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т.2.

2. Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина // Народ - художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986.

3. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

4. Грачева И.В. «Каждый цвет – уже намек» // Литература в школе. 1997. №3.

5. Жития Святых. М., 1999.

6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Киев, 1994.

7. Имени тайная власть. М., 1998.

8. Максимов С.В. Литературные путешествия. М., 1986.

9. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992.

10. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. 1993. № 1.

11. Отрадин М. «Сон Обломова» как художественное целое. Некоторые предварительные замечания // Русская литература. 1992. № 1.

12. Павлова Н.И. Анализ эпизода // Литература в школе. 2003. № 7.

13. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. Изд. МГУ, 1965.

14. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 2003.

«Обломов» - это роман, который в своем поэтапном раскрытии отображает конец эпохи отмены крепостничества и невозможность нормального развития и роста личности в условиях процветающего тогда крепостного права. Приведенный ниже анализ романа "Обломов" наглядное тому подтверждение. Главный герой представлен автором в качестве собирательного образа человека, который не может после службы приобщиться к какому-нибудь делу и найти ответ на вопрос: как жить дальше? Роман «Обломов» представляет собой смешение романтизма с ослабленной волей человека, душевной немощью.

"Обломов": анализ 1 главы

Применяя метод поэтапного (ступенчатого) сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселенный дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя.

Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой - Обломов кличет периодически: «Захар!». И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки. Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином.

Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот.

Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Только совершенно не следует полагать, что Захар является двойником помещика или простачком ленивым. Не стоит о нем судить так поверхностно.

Жизнь Ильи Ильича как бы протекает в своем особом мирке, который то и дело терпит вторжение посторонних: уж многим людям есть дело до него. К помещику стучались в дверь и светский шалопай Волков, Пенкин – модный литератор, усердный чиновник Судьбинский и делец Тарантьев, даже какой-то «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией». Петербуржцев привлекает в квартире Обломова тепло души и мягкость её хозяина. Даже такой негодяй, как Тарантьев, понимает, что в этом доме он найдет «теплый, спокойный приют».

По существу, уже в экспозиции намечается пояснение того, почему Обломов как чиновник не достиг успеха.

Мы видим, что «среда не «заела», среда отторгала» народ, подобный главному герою, который, на самом деле, в духовном отношении гораздо выше любого из своих гостей.

Обломов к концу первой части романа готов изменить свою прежнюю жизнь. Герой находится под давлением внешних обстоятельств в виде необходимости переезда по причине снижения доходности имения. Только вот внутренние побуждения оказываются важнее. И прежде чем нам предстоит увидеть результат усилий помещика Ильи Ильича подняться с дивана, автор приводит для рассуждение особую новеллу о детских годах персонажа – «Сон Обломова».

Сон Обломова: анализ эпизода

В этом отрывке мы находим ответ на вопрос о том, как бодрый и резвый мальчик Илья Обломов превратился в мужчину, которой не желает никого и ничего знать, окромя собственного кабинета и прислуживающего ему лакея.

Обломовский сон – это связь прошлого и настоящего, предопределение судьбы героя. Сон показывает, как появился такой человек, как Илья Обломов, личность которого сочетает в себе добрые и приятные черты, а также полную индифферентность к происходящим событиям, желание полного отчуждения.

В более широком смысле сон является общим состоянием души героя. Представленная Обломовка существует лишь для того, чтобы пробудиться утром, а вечером уснуть. Так и Обломов бежит в свой кабинет на Выборгской от суеты и несвободы жизни, стремясь обрести покой и размеренность. Герой уверен, что лишь во сне он обладает полной свободой и может повелевать временем, по желанию видеть давно упокоенную мать и перемещаться в "благославенный уголок".

Анализ 9 главы "Обломова" показывает, что герой стремится ко сну, подменяя им ощущение свободы. Будучи метафорой жизни героя, "Сон Обломова" проходит через все пространство романа, определяя, что именно сновидения сподвигают "человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления".

Анализ 3 главы "Обломова"

В этой главе романа мы видим, как Обломова навещает Андрей Штольц - друг детства.

Уже на пороге Илья Ильич засыпает Штольца жалобами на собственное здоровье: изжога мучит и ячмени одолели. Врач советует ему путешествовать, но разве здравый человек поедет «... в Америку и Египет!...Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Штольцу же страх и доводы Обломова непонятны и смешны.

Штольц, ознакомившись с письмом, предлагает товарищу действовать и излагает свое видение решения данной проблемы.

Но нет, таковое не для Ильи Ильича. Перемены для него страшнее всего на свете. Обломов не верит в то, что перемены дадут результат, как и план преобразования Обломовки, который он пишет уже ни один год. Илья Ильич не в состоянии совершать изменения в собственной жизни, они обходятся ему затратой слишком многих усилий.

Таким образом, вышесказанное о романе Гончарова "Обломов", анализ которого вы только что прочитали, раскрывает слабость духа человеческого и кризис неопределенности бытия, осознание нищенского духовного существования личности и смирение с этим. Подводя черту, следует сказать, что и в наши дни можно встретить "обломовщину", так что проблема, описанная автором, актуальна и сегодня.

И литературе

Урок развития речи с элементами лингвистического анализа (на примере анализа отрывка из романа «Обломов»)

Цель урока: совершенствование речевых навыков обучающихся на примере лингвистического анализа художественного текста.

Задачи: - анализ художественного текста с элементами герменевтического анализа;

Совершенствование речевой практики обучающихся;

Воспитание любви и уважения к родной литературе;

Совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.

Ход урока


Вступительное слово учителя о теме и цели урока Актуализация опорных знаний.

А) Работа над лексической сочетаемостью слов.

Преподавателем предлагается словарно-орфографическая работа.

Под диктовку (один у доски) пишут слова:

мировоззрение, романтик, лингвистический анализ, традиция, мечтатель, творчество, замысел, воплощение, автор, кульминация.

Вопросы: 1. Какие словосочетания можно составить с данными словами?

Как вы думаете, как взаимосвязаны эти слова? Какие знания необходимы для того, чтобы правильно анализировать текст?

Б) Работа над понятием «читатель». Что нужно для правильного восприятия текста? Правильно и грамотно интерпретировать написанное. Предлагаем упражнение

Даны тексты с описанием читающих людей. И даны виды читателей. Соотнести.

А) Чтение без понимания прочитанного

Б) Критическое чтение

В) Чтение с погружением в создаваемые фантазии

Г) Чтение с конкретной целью поиска ответа на нужный вопрос

(Горький. В людях)

Лесной надзиратель, хранивший леса из любви к науке, в этот час сидел над старинными книгами. Он искал советскому времени подобия в прошлом, чтобы узнать дальнейшую мучительную судьбу революции и найти исход для спасения своей семьи.

Его отец-лесничий оставил ему библиотеку из дешевых книг самых последних, нечитаемых и забытых сочинителей. Он говорил сыну, что решающие жизнь истины существуют тайно в заброшенных книгах…

Лесной надзиратель читал сегодня произведение Николая Арсакова, изданное в 1868 году. Сочинение называлось «Второстепенные люди», и надзиратель сквозь скуку сухого слова отыскивал то, что ему нужно было. Надзиратель считал, что скучных и бессмысленных книг нет, если читатель бдительно ищет в них смысл жизни. Скучные книги происходят от скучного читателя, ибо в книгах действует ищущая тоска читателя, а не умелость сочинителя.

(Платонов. Чевенгур)

Каким читателем вы считаете себя? Почему? Каким читателем предпочтительнее быть?

Какой вид чтения мы будем использовать сегодня?

В) Проверка на внимательность чтения. Задание построить в правильной последовательности текст «Илья Ильич Обломов в Петербурге». Обратите внимание на некоторые пункты, выбрав только необходимые.

А) Комната, где лежал Обломов, завернувшись в старый халат, с виду казалась прекрасно убранною. Но опытному взгляду сразу были заметны паутина и скопившаяся в углу пыль.

Б) Отцом Ильи Ильича был Илья Иванович Обломов – истинный житель деревни Обломовки, любивший квас и пироги с грибами и цыплятами. По воспоминаниям главного героя, смеялся он как «олимпийский Бог».


В) Каждый день Ильи Ильича был похож на предыдущий. К нему приходили посетители, рассказывали о своей жизни, новостях Петербурга, некоторые звали на первомайские гулянья в Екатерингоф.

Г) На Гороховой улице в одном из домов жил Илья Ильич Обломов, мужчина лет 32-33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности.

Д) В городе с Ильей Ильичем проживал слуга Захар, который много лет назад нянчил маленького Обломова, а сам Илья Ильич помнил его молодым, проворным и прожорливым парнем.

Е) Когда гости уходили, Обломов тяжело задумывался над тем, как он безвыездно живет уже девятнадцатый год в Петербурге.

Лишний пункт про отца Обломова, так как в нем не говорится о жизни Обломова в Петербурге.

Теперь вы понимаете, как важно быть внимательным читателем?

Г) Став внимательным читателем, значительно легче работать с текстом. Давайте подумаем, как вообще создается роман. Пойдем от крупных категорий к более мелким, чтобы от замысла романа перейти непосредственно к лингвистическому и литературоведческому анализу текста. Перед вами опорные слова и словосочетания, распределенные по двум группам. Задача студентов – распределить их в правильном порядке.

А) Замысел

Разрастание мира будущего романа – приобретение творческим замыслом законченного вида – воплощение замысла в художественное слово

Б) Образы героев

Д) Разобравшись в том, как и в какой последовательности создаются образы героев и замысел писателя, проанализируем образ главного героя романа – Обломова.

Отрывок про главного героя:

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома -- а он был почти всегда дома, -- он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

Вопросы: 1. Как эпизод связан со всем повествованием? Что ему предшествовало и что последовало?

Охарактеризуйте Обломова. Какие приемы использует автор для его описания? Какие детали и атрибуты окружают главного героя? Изобразительно-выразительные средства, синтаксис, лексика. Значение эпизода для всего произведения. Что данный эпизод помогает раскрыть?

Заполняем таблицу:


Подведение итогов урока.

5. Выставление оценок. Домашнее задание. Дочитать роман «Обломов», подготовить план филологического анализа стихотворения.

Иван Гончаров написал роман "Обломов" в 1858 году, а через год журнал "Отечественные записки" напечатал текст произведения. Однако построение сюжетной линии романа было сделано намного раньше, когда Гончаров написал первую часть романа "Сон Обломова". Сделаем общий анализ романа "Обломов" Гончарова, обсудим характеристику главных героев "Обломова". Надо сказать, что Гончаров создал трилогию, куда помимо "Обломова" вошли произведения "Обыкновенная история" и "Обрыв".

Какие вопросы затрагивает Гончаров в романе "Обломов"? В основном это вопросы острого социального значения, характерные для той эпохи, когда жил автор. Например, Гончаров говорит о становлении нового поколения в России, о том, какое противостояние идет между европейским мышлением и русской ментальностью. И обязательно в романе "Обломов" Гончаров пишет о смысле и судьбе человека, о настоящей любви и счастье. Продолжим анализ "Обломова" Гончарова, рассмотрев конкретных персонажей произведения.

Характеристика героев романа "Обломов"

Как и в любом другом гениальном литературном шедевре 19 века, каким, собственно, является и роман "Обломов", все персонажи имеют важное значение для раскрытия идей автора и сюжетной линии. Например, Гончаров противопоставляет мужские образы женским: Обломов и Штольц, Ильинская и Пшеницына.

Если рассмотреть характеристику героев, то Обломов и Пшеницына выступили представителями слоев общества, которым присущи архаичные, устаревшие идеи, то что преобладало в русском мещанстве. Они находятся в отрешенном состоянии, бездеятельны и спокойны. Этой паре героев Гончаров противопоставляет Штольца и Ольгу, которые стремятся к новым веяниям, европейским нормам и устоям, новой ментальности общества.

Делая анализ романа "Обломов" Гончарова, обязательно нужно принимать во внимание это противопоставление главных героев, на основе которого автор строит главную идею романа.

Проблематика романа "Обломов"

Какие еще вопросы затронул Гончаров в "Обломове"? Тема романа связана с многими историческими, общественными и философскими вопросами, которые актульны по сей день. Центральная проблематика произведения - проблема "обломовщины", которая так ярко проявилась у русских мещан, став историческо-социальным явлением общества. Такие люди не хотели перенимать новые идеи, меняться и двигаться вперед.

И не только общество находилось в таком состоянии. По мнению Гончарова "обломовщина" стала характерной и для отдельных людей, по сути, непосредственно человека, который поддался деградации.

Сделав анализ романа "Обломов" видно, что классические русские типажи, которые отразились в главных персонажах, имеют первостепенное значение для ментальности русского общества. Такие типажи, как: помещик, предприниматель, девушка-невеста, жена, слуги, жулики, чиновники и др. ярко раскрывают русский характер и ставят его в противопоставление европейской ментальности. Это опять же хорошо видно на примере Обломова и Штольца.