Хор турецкого солисты личная жизнь. Михаил турецкий - биография, информация, личная жизнь

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Хора Турецкого

«Хор Турецкого» – советский и российский музыкальный коллектив, выступающий исключительно с «живым» звуком. Уникальность коллектива заключается в том, что в его составе – 10 вокалистов, каждый их которых представляет один певческий голос.

История группы

В 1989 г. выпускник института им. Гнесиных был направлен для организации мужского хора при Московской хоральной синагоге. собрал группу единомышленников, желавших заняться возрождением в СССР еврейской духовной музыки (все участники хора имели музыкальное образование, были выпускниками или студентами музыкальных учебных заведений). Это направление практически не развивалось в советский период. Исключение составлял концерт в 1945 г. в Московской синагоге тенора Михаила Александровича.

Первые репетиции хора состоялись в сентябре 1989 г., а первое публичное выступление – весной 1990 г. Первые гастроли состоялись в Калининграде и Таллине. В том же году состоялись концерты Ленинграде (большой зал консерватории) и в Москве (в синагоге). В этот период финансированием коллектива занималась американская благотворительная организация «Джойнт» (известная по антисемитской кампании по борьбе с «космополитами» и обвинениями по «делу врачей» в 1949-1952 гг.).

Хор стал муниципальным. В 1997-1999 гг. коллектив выступал под названием «Московский еврейский хор». В этот период начинает меняться и репертуар. Наряду с традиционными религиозными произведениями появляются классические оперные арии, произведения советских и зарубежных композиторов, авторская песня и дворовые песни (например, «Мурка»). В 2000 г. хор выступал на сцене Театра эстрады. С помощью олигарха , бывшего в то время руководителем Российского Еврейского Конгресса, хор вновь получил возможность выступать в московской хоральной синагоге. В 2000-2001 г.г. состоялись гастроли с в Израиле и самостоятельные гастроли в США, Австралии, Германии и Израиле.

В 2002 г. было присвоено звание Заслуженного артиста России.

В 2003 году хор приобретает современное имя: арт-группа «Хор Турецкого». Это произошло во время концерта, посвященного дню Украины и России. Меняется и репертуар коллектива. Еврейская литургия (например, «Кадиш» или «Кол нидрей», песни на идише и иврите) составляют существенную, но не основную часть программы. Появляются произведения западной и российской эстрады, городского фольклора (например, «Мурка»), оперные арии, православная литургия (например, молитва «Отче наш»). В своей книге «Хормейстер» писал, что он не сразу нашел понимание этих перемен у своих коллег по коллективу, но постепенно все солисты согласились с изменением репертуара. В этом же году несколько участников хора (Апайкин, Калан и Астафуров) покинули коллектив. Были приняты два новых солиста – Борис Горячев и Игорь Зверев.

В январе 2004 г. состоялся концерт «Десять голосов, которые потрясли мир» в ГЦКЗ «Россия» с участием звёзд российской эстрады ( , и др.). В ноябре 2004 г. состоялись концерты «Когда поют мужчины» в Израиле (Хайфа и Тель-Авив).

Вскоре после этого в начале декабря 2004 г. состоялись концерты «Когда поют мужчины» в Кремлёвском Дворце Съездов с участием Эммы Шапплин и Глории Гейнор.

В январе 2005 г. состоялось турне по городам США с концертом «Когда поют мужчины» (Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Атлантик-Сити, Бостон и Чикаго), а в 2005-2006 гг. – тур с программой «Рожденные петь» по городам СНГ. В декабре 2006 г. состоялись концерты хора с новой программой «Музыка всех времен и народов» в Кремлевском Дворце Съездов. Затем в течение 2006-2007 гг. состоялись гастроли коллектива по городам России и стран СНГ.

В октябре 2007 г. коллектив покинул Артур Кейш. Его сменил Константин Кабо (Кабанов), ранее выступавший в главных ролях в мюзиклах «Норд-Ост», «12 стульев» и «Ромео и Джульетта». В феврале 2008 г. хор приехал на гастроли в Израиль с новой программой «Аллилуйя любви».

В 2007 году коллектив «Хор Турецкого» был отмечен премией российской музыкальной индустрии «Рекордъ», а также ежегодной национальной премией «Эмоция» в номинации «Уважение» за благотворительный концерт в пользу детей «Твори добро сегодня».

В 2007-2008 годах группа гастролирует по России и странам СНГ с программой «Аллилуйя любви», в 2008-2009 – с программой «Шоу продолжается…», захватив в этот раз и города США.

В 2010-2011 годах «Хор Турецкого» устраивает юбилейный тур «20 лет. 10 голосов». В 2010 артисты разъезжали с туром «Начало». В 2012-2013 годах состоялся тур «Мужской взгляд на любовь», в 2013-2014 – тур «Живу для нее». В 2015-2016 годах коллектив устроил юбилейный тур «25 лет. Лучшее».

Как сильно личная жизнь влияет на творчество, а творчество – на личную жизнь? Сложно ответить однозначно, но отрицать эту взаимосвязь никто не осмелится. Яркий пример утверждения – это писатели, использующие элементы автобиографии в своих романах, и музыканты, нашедшие себе спутников жизни во время репетиций или выступлений. К числу последних относится и Михаил Борисович Турецкий.

Детство и юность

Родился будущий музыкант и дирижер 12 апреля 1962 года. Произошло это в Москве. Борис Борисович Эпштейн – отец мальчика - всячески отговаривал свою жену от рождения второго ребенка, аргументируя это тяжелыми временами, немолодым возрастом и болезненным первенцем Александром. Но его жена Белла Семеновна настояла на своем решении. Так маленький Миша Турецкий (это его настоящая фамилия по матери, а не псевдоним) и появился на свет.

Родители Миши дни напролет проводили на работе, а воспитанием мальчика занимался брат, который был старше на пятнадцать лет. Однако Саше такое занятие было не в радость, поэтому он частенько оставлял Мишу с включенным радио или телевизором. Позже родители узнали об этом, но не стали наказывать Сашу, поскольку заметили, как легко их младший сын подпевает песням, звучащим в эфире. Хитом был «Сиреневый туман».


Михаил Турецкий в детстве вместе с родителями

Борис Борисович работал мастером цеха, а Белла Семеновна – воспитательницей детского сада. Получали они мало, но со временем им удалось накопить денег, чтобы выкупить еще одну комнату в коммуналке около станции метро «Белорусская», в которой они проживали, а также приобрести старое фортепиано. Сделано это было для того, чтобы Миша мог заниматься с приглашенным учителем музыки. Спустя полгода репетитор отказался продолжать обучение, заявив, что у малыша нет слуха.

Подобное заявление расстроило родителей, но Миша сумел их убедить дать ему еще один шанс. Так он поступил в музыкальную школу на курс флейты-пикколо, потому что обучение на этом инструменте было самым дешевым вариантом.


В 1973 году произошло важное для мальчика событие. В гости к отцу приехал кузен, с которым Борис Борисович виделся крайне редко. Этого кузена звали Рудольф Баршай, и был он альтистом и дирижером с мировым именем. Узнав о том, что Миша учится в музыкальной школе, а также неплохо поет, Баршай попросил его что-нибудь исполнить. Восхищенный вокалом мальчика, через знакомых Рудольф Борисович сумел пристроить Мишу в хоровое училище имени Александра Васильевича Свешникова.

После окончания училища Михаил поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, которую окончил в 1985 году с отличием. К этому моменту парень уже успел жениться, обзавестись дочерью, а также принять участие в нескольких крупных выступлениях под руководством Мравинского и Шерлинга.

Музыка

После окончания обучения Михаил остался в академии музыки для прохождения аспирантуры. Проходя практику на репетициях академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и в Театре музыкального искусства, парень вынужден подрабатывать бомбилой на стареньких «Жигулях» и грузчиком в универсаме, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но даже тяжелые будни не отвлекают Турецкого от мыслей о собственном музыкальном проекте.


В 1987 году Михаил сотрудничает с церковным хором и с ансамблем политической песни. Эта работа помогает сформулировать основные принципы будущего проекта. В 1989 году Михаил объявляет набор солистов для мужского хора столичной хориальной синагоги (национальность Турецкого - еврей). Идея оригинальна: возродить иудейскую духовную музыку на просторах Советского Союза.

Составив и отрепетировав программу, в которую входили еврейские литургические песни, хор выступает на родине и за рубежом – в Израиле, Германии, Франции и Великобритании. Во время выступления с Владимиром Семенюком в Литве Михаил Турецкий получает страшное известие из дома – на 71 километре трассы Минск-Москва разбилась его жена Елена со своим отцом и братом. Они возвращались с празднования дня рождения родственницы.

Эта новость обрывает тур. Михаил впадает в депрессию. Зоя Ивановна – мать погибшей Елены - пытается помочь Турецкому, а также предлагает оформить опеку над дочерью Михаила и Елены на себя. Турецкий отказывается от такого варианта. Вместо этого он берет дочь Наташу и отправляется на два года по контракту в Америку.


Ознакомившись с миром американского шоу-бизнеса, Михаил со своим хором решают изменить репертуар и формат выступлений, добавив больше зрелищ, больше красок и больше динамики. Во многом этому поспособствовали многочисленные бродвейские мюзиклы, которые так любил посещать Михаил со своей дочкой. В 1994 и в 1995 году Турецкого награждают «Золотой короной канторов мира».

С обновленной программой и полностью сформировавшимся коллективом арт-группа «Хор Турецкого» возвращается на отечественную эстраду в 1997 году, во время совместного тура с Иосифом Кобзоном. Публика воспринимает новый формат на ура. С 1999 по 2002 хор выступает со спектаклем «Вокальное шоу Михаила Турецкого» в Московском государственном театре эстрады. В 2002 году Михаила награждают званием заслуженного артиста Российской Федерации.

В 2003 коллектив формируется окончательно: 10 солистов с голосами от баса-профундо до тенора-альтино. Репертуар выходит за рамки национальной иудейской культуры. Критики дают новое имя стилю, характеризующему манеру исполнения песен «Хором Турецкого» - классический кроссовер.

На следующий год хор гремит по крупным концертным площадкам мира: СК «Олимпийский» и Ледовый дворец на родине, а также Альберт- холл, Джордж-холл и Карнеги-холл за границей. В 2005 году Михаил издает автобиографию, в которой делится историей личной жизни и секретами «Хора Турецкого». В 2008 году происходит фурор – 4 аншлага в Государственном Кремлевском дворце. Но и этого Михаилу мало.


В 2010 году он в качестве продюсера создает новый проект – «SOPRANO», ставший женской версией «Хора Турецкого». Девушки из «SOPRANO» быстро завоевали популярность, выступая на фестивалях уровня «Славянского базара», «Новой волны» и «Песни года». В том же году Михаил получил звание народного артиста РФ и Орден Почета.

Личная жизнь

В 1984 году Михаил впервые женился. Его избранницей стала однокурсница Елена. В том же году у пары родилась дочь, которую было решено назвать Наташей. В 1989 году Елена с братом и отцом попала в аварию и погибла. Михаил с дочерью уехал в США.


В Америке девочке понравилось – она даже выступала на сцене, однако отец сумел убедить ее отказаться от идеи связать свою карьеру со сценой, аргументируя тем, что это полностью лишит девушку личной жизни. Сегодня Наташа работает юристом в офисе «Хора Турецкого». В 2014 году у нее родился сын Иван, а в 2016 – дочь Елена.


Однако в жизни Михаила были и другие женщины. В 2001 году у него родилась внебрачная дочь Изабель от короткого романа с Татьяной Бородовской.


Через год состоялась вторая свадьба Турецкого. Его женой стала армянка Лиана, с которой Михаил познакомился во время гастролей в США, организованных отцом девушки. Как и у Михаила, у Лианы уже был один ребенок – дочь Сарина. Тем не менее, пара решила обзавестись и совместными детьми – дочерьми Эммануэлью в 2005 году и Беатой в 2009.

Михаил Турецкий сейчас

Ребята из «Хора Турецкого» (и сам Михаил Борисович в особенности) – те еще трудоголики. За год они успевают провести более 200 выступлений – не каждый может таким похвастаться. Удивляет, как артисты еще успевают публиковать фото в аккаунте в «Инстаграме» .


В 2017 году Михаилу удалось выделить время для знаковых событий. Первым стала свадьба дочери Сарины и Торника Церцвадзе. Вторым – награждение Орденом Дружбы за развитие культуры.

Дискография

  • 1999 – «High Holidays»
  • 2001 – «Bravissimo»
  • 2003 – «Хор Турецкого представляет»
  • 2004 – «Когда поют мужчины»
  • 2006 – «Рожденные петь»
  • 2007 – «Москва-Иерусалим»
  • 2009 – «Музыка всех времен»
  • 2010 – «Шоу должно продолжаться»

Хор Турецкого известен не только на отечественной сцене, но и далеко за пределами нашей необъятной Родины. О концертной деятельности Михаила Турецкого и его коллектива известно много, поэтому особое внимание хочется уделить личной жизни музыканта. Тем более, что харизматичная внешность и мужественность, несомненно, привлекают многих поклонниц. Как признаётся сам Михаил Турецкий, что бы ни делал мужчина, он это делает обязательно ради женщины, даже если сам не отдаёт себе в этом отчёта. Вот так происходит и в жизни музыканта. На сегодняшний момент самая главная женщина в его жизни — жена Михаила Турецкого Лиана .

Лиана — выходец из семьи армянских эмигрантов. Первая встреча будущих супругов произошла в Далласе, где отец девушки помогал устраивать концерт Хора Турецкого. Очаровательная и интеллигентная Лиана, за плечами у которой два образования, с первого взгляда восхитила артиста Михаила. А когда она не согласилась сопровождать его в дальнейшем гастрольном туре, то разожгла настоящую страсть в его душе. Последовал бурный телефонный роман, итогом которого стало предложение руки и сердца. Когда настал момент ехать за мужем в далёкую и незнакомую Россию, Лиана, безусловно, колебалась, ведь в Америке у неё уже была стабильная и высокооплачиваемая работа программиста. Однако Михаил Турецкий настоял на своём. Теперь Лиану любят и уважают многочисленные друзья и знакомые супруга не только как жену безумно талантливого музыканта, но и как самостоятельную личность.

Супруга подарила Михаилу Турецкому двоих дочерей — Эммануэль и Беату. Помимо них в семье есть ещё две старшие дочери — Наташа (дочь от первого брака Михаила) и Сарина (дочь Лианы). Но Михаил Турецкий, как и многие мужчины, мечтает о сыне. В январе прошлого года в семье всё же появился наследник. Правда, не сын, а внук. Старшая дочь Наталья, которая по образованию юрист и работает в офисе Хора Турецкого, сделала папу дедушкой.

До знакомства с Лианой Михаил Турецкий уже был женат. Первую жену Елену вспоминает всегда с трогательным волнением. Именно она была матерью Наташи. Однако судьба жестоко разрушила их счастье, когда Елена вместе с отцом и братом погибла в жуткой аварии. Долгих 12 лет после трагических событий Михаил Турецкий оставался холостяком. В прессе активно обсуждается его роман с Татьяной Бородовской и то, что у музыканта, оказывается, есть ещё одна дочь — Белла. Отношения с Татьяной пришлись на период после смерти жены и до отъезда в Америку. Как утверждают журналисты, Михаил Турецкий бросил беременную женщину без всяких объяснений. Сама же Татьяна Бородовская говорит, что не держит зла на музыканта, поскольку с дочерью по мере возможности он общается и так же по мере возможностей помогает ей материально. Однако официально признать Беллу своей дочерью упорно отказывается.

Надежда Бушуева

В апреле Михаилу Турецкому, дирижеру и руководителю одноименного хора, исполнится 50 лет. Согласно официальной биографии у артиста три дочки: 28-летняя Наталья от первого брака и 6-летняя Эммануэль с 2-летней Беатой - от второй жены. Но вот уже 10 лет на свете живет еще одна дочь Турецкого - Белла, которую Михаил тщательно скрывает и категорически отказывается признавать. Почему - мы и попытались выяснить.

Сегодня Михаил Турецкий активно готовится к юбилею, дает глянцевым журналам интервью, рассказывая в них о том, какой он заботливый муж, классный отец. Только как-то в этот идеальный образ не вписывается история о маленькой девочке Белле Бородовской - его кровной дочке, живущей в Германии.

С первого взора

В 2000 году Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину. Потрясенный ее внешностью, Турецкий спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Зрители восторженно аплодировали, дирижер кружил красотку в вальсе и напоследок не растерялся - попросил у барышни телефон. Татьяна Бородовская моложе Турецкого на 6 лет - утонченная, породистая, нежная, она увидела знак судьбы в этой встрече на концерте.

Так исторически сложилось, что через месяц после этого я должна была по плану переезжать в Москву, - Татьяне сегодня 44 года, она потрясающе выглядит и обладает невероятным магнетизмом. - Я вернулась на родину, работала у Антона Носика заместителем главного редактора на ntv.ru (сейчас это информагенство newsru.com). И вдруг позвонил Турецкий.

Оказалось, что офис Михаила Борисовича находился рядом с нами, - вспоминает медиамагнат, владелец «Живого Журнала» и самый известный блогер Рунета Носик. - И он частенько стал забирать Таню с работы.

Антон с Татьяной - друзья детства.

Мы с ней соседи по «Речному вокзалу», - говорит Носик. - Жили много лет рядом - окно в окно. Я тоже ухаживал за ней, но Таню привлекали другие кавалеры… А роман с Турецким происходил на моих глазах.

Чем покорил меня Миша, - сама задает себе вопрос Таня, - он очень интересный человек.

Завязался страстный роман, который пара не скрывала, свидетелей ему уйма. На тот момент Михаил жил с дочерью-старшеклассницей от первого брака Наташей - супруга Турецкого трагически погибла, когда девочке было 5 лет. Наташа приняла Татьяну, и они стали жить втроем в двухкомнатной квартире артиста на «Белорусской». Через некоторое время Бородовская забеременела. Летом 2001 года пара устроила себе романтические каникулы на море, Михаил всем видом показывал, как желает этого ребенка. Когда узнали, что родится девочка, вместе решили назвать ее в честь мамы Турецкого Беллой.

Тяжелые роды

- А в сентябре 2001 года Турецкий был вынужден уехать на три месяца на гастроли в Америку, - рассказывает подруга Тани Евгения Бокий. - Должен был вернуться аккурат к Таниным родам. Она решила не киснуть в Москве и поехала в Германию к родителям, где собиралась рожать и ждать суженного… Но в Германию Турецкий не прилетел. Он просто исчез! Не отвечал на телефон, не звонил сам.

Это был шок для нас! - возмущается Антон Носик. - Он бросил жену за неделю до родов. Ужас того, что Турецкий сбежал от беременной женщины, значительно мощнее всего романтизма их любовной истории.

Татьяна пережила настоящий удар! В шоковом состоянии ее доставили в больницу, оказалось, что из-за стресса у нее прекратилась родовая деятельность.

Она долго не могла родить - у нее прекратились схватки, - вспоминает подруга Женя. - Потом, конечно, немецкие врачи сделали свое дело. И в декабре 2001 года на свет появилась маленькая копия Турецкого - его дочь Белла.

Чудесная девочка, видел ее на днях, - говорит Носик. - Я ее сандак (в иудаизме так называют «крестного отца»). В 2003 году в синагоге города Висбаден я прочитал над ней молитву, освятил ее имя - это большая честь крестить малышку.

Гордость Татьяне не позволила искать Турецкого, вызванивать, унижаться. Но ее друзья и родные не могли спокойно смотреть на страдания близкого человека. Михаила разыскали, и он сообщил: «Я встретил другую! Хотите, могу дать 5 000 долларов, и пусть Таня от меня отвалит». Во время гастролей в Америке, в октябре 2001 года, он познакомился со своей нынешней женой Лианой.

Она быстренько взяла его в оборот, - говорит Бокий. - Таня набралась смелости позвонить Турецкому только через два года. Он долго от нее прятался. В итоге на него пытались надавить даже через Иосифа Кобзона - тот ему сказал: «Признай дочь! Это же неприлично!» Но он до сих пор категорически отказывается ее признавать - бьется как зверь. Хотя после истории с Кобзоном стал давать денег на ребенка - правда, для этого надо за ним побегать и поумолять. Однажды приятельница Тани в очередной раз пыталась позвонить Турецкому, а попала на Лиану. «Вы знаете, у него есть жена и маленький ребенок?» - «Ну, она ему не жена, и ребенок ему не ребенок! И мы знать не желаем об этих людях!»

Виновата жена

Сам Турецкий эту историю не комментирует и лишь однажды в интервью журналу «Караван историй» обмолвился о том времени:

«Некоторые девушки предпринимали попытки сделать из меня мужа. Тогда я шел к главному раввину России Адольфу Соломоновичу Шаевичу и говорил:

Что делать? Меня прижали к стенке.

Если можешь не жениться, не женись, - отвечал он.

Я мог, потому что карьера, становление хора и обязательства перед самим собой и коллективом казались гораздо важнее романов».

Причина, конечно, не в карьере, - говорит Носик. - Он попал под прессинг со стороны Лианы, она почему-то яростно не хочет, чтобы он признавал дочь. Ей почему-то важно, чтобы эта история оставалась тайной. Понятно, что у них теперь своя жизнь, много детей, но хорошо было бы, если б он признал Беллу. Тут проблема в том, чтобы уговорить Лиану…

У Турецкого пунктик на теме еврейства.

Пятьдесят поколений моих предков женились только на своих, - говорит Михаил.

Возможно с Таней они не совпали в этом?

Вы что! Таня самая настоящая еврейка, - утверждает Носик, сам известный иудей.

Сама Бородовская до сих пор не нашла объяснения поступку Михаила.

У меня нет трагедии, - говорит она. - Что было, то было. Люди расстаются. Ничего с этим не поделаешь: встречают других мужчин и женщин и расходятся. Так складывается жизнь. Я не искала причину Мишиных действий. Я приняла ситуацию так, как есть. Можно было уйти в злобу, а можно принять все, жить дальше и быть счастливой. Я выбрала второй путь. У меня нет к нему претензий. То, что он не рассказывает о Белле - его личное дело. Что я могу сделать? Я его к этому не принуждаю. И мстить не хочу.

Белла - гражданка Германии, там у нее есть свидетельство о рождении, где в графе «отец» записан Михаил Борисович Турецкий.

В свидетельстве записали Мишу с его добровольного согласия, - подтверждает Таня. - У меня спросили, кто отец, я его назвала, прислали ему письмо, он с этим согласился.

Плюс есть кучи писем, свидетельских показаний, совместных фотографий.

До сих пор

- Он втихаря не отказывается, что это его ребенок, - рассказывает Бокий. - Проведывает ее в Германии, передает ей подарки, но категорически отказывается произнести слово «дочь».

Почему я до сих пор не рассказала об этой истории? А что это изменит? - говорит Таня. - У нас с Турецким есть дочь, и он о ней заботится, как может. Мы можем позвонить ему в любой момент. Не забывайте, что мы живем в другой стране, здесь не в курсе, кто такой Михаил Турецкий. Но Белла знает, что у нее есть папа, что он артист, она была на концертах Миши. Когда мы приезжаем в Москву, он с ней общается, когда он приезжает в Германию - тоже. Однажды он даже брал ее к себе в семью. Я не считаю Мишу плохим человеком. Он хороший человек. Без его заботы я не смогла бы растить ребенка. Мы родные друг другу люди.

Вероятно, Татьяна боится потерять источник финансов, поэтому не рассказывает неприятных подробностей. Зачастую деньги в Германию Турецкий передает именно через Антона Носика.

Простите-простите, он не помогает на самом деле! - Возмущается Антон. - Та сумма, которую Михаил переправляет Белле (если вы спросите меня, я бы своему ребенку больше давал), - 300 евро в месяц! Это разве можно назвать помощью?

Недавно Таня обратилась к Михаилу: «Ты сейчас будешь праздновать 50-летие, ну, пригласи Беллку в Москву». Хормейстер отказался.

Многие почему-то думают, что Турецкий голубой, - рассуждает Бокий. - Но это не правда, Миша очень шустрый парень. Любит себя, поэтому и ухаживает за собой. И вообще у него мания величия: считает, что на сцене только три артиста: Пугачева, Кобзон и он.

Татьяна Бородовская до сих пор одна. Всю энергию она тратит на детей - взрослого сына от первого брака и 10-летнюю дочку.

После Михаила я свою личную жизнь не устроила, - призналась Таня. - Замуж так и не вышла. Ну, может, я сама не хотела.

Вы до сих пор любите Турецкого?

Ну, это уже личный вопрос. Была красивая история, она закончилась, как все заканчивается в этой жизни. Люди расстаются - так случается.

Чужая-своя

Впервые Турецкий женился в 21 год на однокурснице по Гнесинке Елене.

У Лены были вздернутый носик, открытая улыбка и бездонные глаза, - вспоминает в одном интервью Михаил. - Я стал ее первым мужчиной. Мы любили друг друга, но жениться я не собирался. Однако Лена забеременела.

Ради семьи Михаил занимался частным извозом, работал сторожем и грузчиком в супермаркете, дворником.

В 1989 году Елена Турецкая погибла в автокатастрофе.

Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры, - вспоминает Михаил. - По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск - Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус, а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих.

Теща Михаила Зоя попросила подписать документы на отказ ребенка и отдать внучку Наташу ей.

Я сказал: «Ничего подписывать не буду. Евреи от своих детей никогда не отказываются», - рассказывает, как было, Михаил.

Сейчас дочке Наташе уже 28 лет, она закончила юрфак, а работает в коллективе у отца - заведует сайтом «Хора Турецкого»…

Потом Михаил встретил Бородовскую, а позже, когда та ждала от Турецкого ребенка, на гастролях в Америке познакомился с Лианой - ее отец был устроителем концертов в штате Техас.

На меня как на артиста, который провел месяц на гастролях, внешний вид Лианы - ее высокий каблук и открытый живот - произвел неизгладимое впечатление, - вспоминает Михаил. - Я предложил поехать в ресторан.

После выпитых коктейлей Турецкий и Лиана ночевали вместе. Так завязался роман. Турецкий уговорил Лиану уехать из Америки в Москву. Правда, возникла проблема: у Лианы есть дочь от первого брака - Сарина (сейчас ей 15 лет), которую нельзя было вывести из США. Тогда Турецкий удочерил ее и дал ей свою фамилию. Девочку он воспитывает как свою (то есть свою родную не признает, а чужого ребенка удочерил).

Я не хотел еще детей, - рассказывает Михаил в интервью. - Ребенок ведь будет мешать нашему отдыху, творческим исканиям, пафосу, статусу, ну и вообще.

Но Лиана подарила Михаилу еще двух дочерей: Эммануэль (да-да, Михаил ее назвал в честь той самой порногероини) и Беату.

Хор при синагоге в Москве спонсировал Березовский, в Чечне охранял Басаев

Айзеншпис: "Мне нужно полтора миллиона долларов от "Логоваза", и тогда страна будет засыпать и просыпаться под "Хор Турецкого"

Оригинал этого материала
© "Народная газета", 12.11.2009, "Хор Турецкого" финансировали олигархи и охраняли террористы

«Хор Турецкого» создавался как синодальный при московской хоральной синагоге. На эстраду их привел Иосиф Кобзон, а «крестными отцами» стали Березовский с Гусинским. [...] В минувшие выходные музыканты побывали в Ульяновске. А руководителя коллектива Михаила Турецкого «АРТ-ХАУЗ» по праву награждает званием одного из самых благодарных и интересных собеседников в российском шоу-бизе. Судите сами… [...]

- Вы ортодоксальный еврей? Посещаете синагогу, читаете Тору, блюдете шабат?

- [...] я, разумеется, чувствую генетическую принадлежность к определенной национальной группе людей. [...] Религиозные традиции иудеев я уважаю, хотя все 613 мицвот Торы у меня все равно не получится соблюдать. У меня есть свои мицвоты, свой внутренний кодекс. Это как персональная Тора внутри меня. Из-за несоблюдения шабата нас в свое время выгнали из синагоги. Мы уже начали работать с Иосифом Кобзоном, и один из наших совместных концертов пришелся на субботу. Мы осмелились работать в день, когда по всем канонам иудаизма любой труд запрещен. По этой причине у нас возник конфликт с главным раввином московской хоральной синагоги. И нам было категорически запрещено впредь выступать в ее стенах.

- После этого на вас обратили внимание олигархи Березовский с Гусинским?

Борис Абрамович поддержал нас еще до нашего знакомства с Кобзоном, в 1995 году. Мы тогда финансово переживали не самые лучшие времена. И «Логоваз» нам эпизодически помогал. Березовский появился в синагоге, послушал нас минут двадцать и стал финансировать. Он звонил Эрнсту, просил, чтобы мы были на ТВ. Но не сошлось. Начинались очередные президентские выборы. Березовский с головой ушел в эту тему. Ему стало не до нас. А Эрнсту, видимо, было не очень интересно поддерживать нас без Березовского. Мы обращались к Юрию Айзеншпису. Он сказал: «Мне нужно полтора миллиона долларов от «Логоваза», и тогда страна будет засыпать и просыпаться под «Хор Турецкого». Естественно, и это не сложилось. Помог реально в продвижении лишь Кобзон, он нас пропиарил. Между прочим, мало кто знает, что во время нашей первой поездки в Чечню за нашу безопасность отвечал лично Шамиль Басаев. Один из самых известных террористов в мире был обычным бодигардом нашего коллектива. А что касается Гусинского, то в бытность его председателем Российского еврейского конгресса на этапе, когда интересы конгресса совпадали с нашими интересами, он оказывал нам посильную помощь, только и всего. [...]

["Эхо Москвы", 06.09.2011, "Без дураков" :
М. Турецкий - Да, мы когда-то пели духовную музыку… [...] Классику в основном, это была для нас очень интересная работа. Это на заре, 1990 годы. 1992-93. И зашел к нам Березовский на репетиционную базу, сказал, у меня есть 15 минут, спойте что-нибудь. Мы спели, он сказал, сколько вам нужно, чтобы вы могли как-то репетировать. Ну я посчитал какую-то зарплату, она на всех, по-моему 5 тысяч долларов была. Чтобы люди могли нормально в магазин ходить. Бензин. В общем, репетировать и давать концерты. И он нам в течение года, наверное, перечислял эти деньги.
[...] я помню какое-то время я приезжал к Бадри Патаркацишвили, это все такие герои со знаком минус в нашей действительности, но они реально пытались нам чем-то помочь, но им уже было как-то сложно. Они уже стали персонами нон грата… - Врезка К.ру]

["Известия", 07.02.2011, "Михаил Турецкий: Дочерям не помогаю" : Руководитель и дирижер Михаил Турецкий рассказал о том, [...] как им помогал Иосиф Кобзон [...]
И: Это правда, что вас спонсировал Кобзон?
Турецкий: Я пришел к Иосифу Давыдовичу и сказал: «Давайте делать вместе программу». Когда у него был юбилейный тур, мы вместе объездили всю страну, пели только еврейские песни. В этом и была его большая помощь. Говорить, что он нас содержал, неправильно. Кобзон - это глыба. У Иосифа Давыдовича можно научиться всему: и пению, и актерскому мастерству, и общению со зрителями, и бизнесу. Но был и не очень положительный момент. После этого совместного проекта все думали, что мы поем только еврейский репертуар. А это достаточно узкие рамки. Мы даже подумывали изменить название коллектива. Но у Иосифа Давыдовича возникло недовольство по этому поводу. Помог экс-мэр Москвы Юрий Лужков, который смягчил расположение Кобзона к нам, сказав, что в коллективе только Турецкий еврей, и не нужно всем исполнителям надевать на головы шапочки. - Врезка К.ру]

Михаил Борисович Турецкий. Родился 12 апреля 1962 года в Москве. Российский музыкант, основатель и продюсер арт-групп «Хор Турецкого» и SOPRANO. Народный артист РФ (2010).

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве в еврейской семье выходцев из Белоруссии.

Отец - Борис Борисович Эпштейн, родился в семье кузнеца в Могилёвской губернии. В 18 лет, после смерти отца, уехал в Москву, где учился в педагогическом техникуме, а затем в Академии внешней торговли. Работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике.

Мать - Белла (Бейля) Семёновна Турецкая, работала няней в детском саду. Ее семья была уничтожена гитлеровцами во время войны.

Родители Михаила познакомились перед самой войной в местечке Пуховичи под Минском. Они прошли всю войну: отец ушел на фронт со второго курса Академии в первые дни войны, был участником прорыва Ленинградской блокады, мать была медсестрой эвакуационного госпиталя в Горьком.

Михаил - поздний ребенок. На момент его рождения отцу было 50, а матери - 40. Поскольку день рождения сына совпал с Днём космонавтики, ребёнка хотели назвать Юрием - в честь . Но отец настоял на имени Михаил. В семье было принято решение дать сыну фамилию матери - так как на тот момент ни одного представителя фамилии уже не было в живых.

Имеет старшего брата Александра (разница между ними 15 лет).

Как вспоминал Михаил, его отец даже в преклонном возрасте был энергичным и бодрым человеком, который прекрасно себя чувствовал: даже в 70 лет работал, ходил на каток и в танцзал.

Семья жила скромно, в 14-метровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская».

Уже в раннем детстве Михаил проявил музыкальные способности. В 3 года он уже пел, а первой концертной площадкой маленького музыканта был стул, на котором для старшего брата и его друзей мальчик охотно пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Вскоре в доме Михаила появились вторая комната в коммунальной квартире и пианино. Заметив незаурядные способности, родители решили нанять для сына педагога по фортепьяно. Но занятия продлились только четыре месяца: преподаватель заявил об абсолютном отсутствии у ребёнка таланта.

Тогда Михаил Турецкий стал посещать музыкальную школу по классу флейты-пикколо (малой флейты). Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для творческого будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, знаменитого дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник ещё и поёт, дядя попросил мальчика исполнить песню. После Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени А. В. Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Турецкому на тот момент было одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих - семь. Несмотря на это, вскоре мальчик был принят.

После окончания училища, выдержав серьёзный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжает обучение в аспирантуре, занимается симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре Турецкий становится хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга, где серьёзно погружается в историю синтетического искусства.

По окончании института, в 1989 году, Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в СССР. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с 1917 года. По традиции все произведения музыканты пели a cappella, то есть без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

Всего за восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Турецкого подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании (фестиваль «Por Me Espiritu» в компании звёзд мировой музыки: Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета).

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 90-х, артистам найти свою слушательскую аудиторию было сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ (Борис Березовский) и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В 1995-1996 году коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США (Майами, Флорида) на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами.

Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу. Артисты погружались в атмосферу американской культуры с характерной для неё зрелищностью, динамикой, яркостью музыкальных красок, а также всего, что входит в современное понятие action (экшн). Именно в США, среди знаменитых бродвейских мюзиклов и первоклассных музыкантов, впервые формируется эстрадное направление проекта.

Благодаря совместному концертному турне с , в 1997-1998 гг. с творчеством коллектива знакомится и публика бывшего СССР.

В 1998 году хор получает статус городского муниципального коллектива.

В период с 1999 по 2002 г. у хора появляется свой репертуарный спектакль («Вокальное шоу Михаила Турецкого») в Московском государственном театре эстрады под управлением , который проходит 2 раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 Турецкий открывает своё универсальное понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя - «Арт-группа Хор Турецкого» . Теперь это ансамбль из 10 солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого (бас-профундо) до самого высокого (тенор-альтино). Перерождение коллектива открывает музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора заметно расширяется, выходит за рамки одной национальной культуры, еврейские молитвы и песни по-прежнему остаются в репертуаре, но уже не составляют его основу.

Суть понятия «арт-группа» заключена в безграничности творческих возможностей внутри одного музыкального коллектива. Репертуар арт-группы охватывает музыку разных стран, стилей и эпох: от духовных песнопений и оперной классики до джаза, рок-музыки и городского фольклора. В рамках нового явления сосуществуют всевозможные варианты исполнения: a cappella (то есть без сопровождения), пение под инструментальный аккомпанемент, шоу-представления, сочетающие вокал с элементами авторской хореографии.

Хор Турецкого - С тобой навсегда

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием classical crossover (синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки), однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга (например, участие публики в танцевально-песенной программе). Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт − в незаурядное по своей энергетике шоу. В репертуаре «Хора Турецкого» по-прежнему остаются и шедевры классической музыки в подлинном виде. Сам Михаил не только поёт, но и блестяще ведёт и направляет собственное шоу. Сегодня коллектив не имеет аналогов во всем мире.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлёт эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: СК «Олимпийский» (Москва) и Ледовый дворец (Санкт-Петербург), Большой концертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Альберт Холл (Англия), крупнейшие залы США − Карнеги Холл (Нью-Йорк), Dolby Theatre (Лос-Анджелес), Джордан Холл (Бостон).

В 2005 году к 15-летию коллектива Михаил Турецкий написал книгу-автобиографию «Хормейстер» - о своей жизни, работе и коллегах по хору.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлёвском дворце, и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд.

Несмотря на то, что коллектив существует много лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми М. Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

В 2010 году он учредил новый проект - женский - под названием «SOPRANO» . Это уникальный проект, которому подвластны произведения мировой музыкальный культуры любой сложности создавался на протяжении двух лет. За право петь в коллективе боролись сотни претенденток, и в результате нескольких кастингов в проекте остались лучшие из лучших. В «SOPRANO» представлены все существующие женские певческие голоса: от самого высокого (колоратурное сопрано) до самого низкого (меццо). Каждая солистка представляет свой стиль пения: от академического до фольклорного и эстрадно-джазового. В одном концерте арт-группы «SOPRANO Турецкого» звучат классика и рок, джаз и диско, модная современная музыка и ретро хиты. За последний год коллектив сделал мощный рывок в сторону авторских песен и достиг высоких показателей.

Со своими композициями девушки выступали на фестивалях «Песня года», «Новая Волна», «Славянский Базар», «Пять звезд». В профессиональной биографии проекта – ежегодные гастрольные туры в России и за рубежом (США, Канада, Швейцария, Израиль и др).

Soprano Турецкого - Зима, Зима

В 2017 году Михаил Турецкий стал Лауреатом премии Правительства РФ 2016 года в области культуры и был удостоен Ордена Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность.

Рост Михаила Турецкого: 170 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Турецкого:

Первая жена - Елена, его однокурсница по институту имени Гнесиных. Поженились вопреки воле родителей в 1984 году. В том же 1984-м у них родилась дочь Наталья.

Жена Елена трагически погибла в ДТП. В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду. Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

Он вспоминал: "Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры. По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск - Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус, а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих".

В 2001 году у него родилась внебрачная дочь Изабель (Белла), которая живёт со своей матерью Татьяной Бородовской в Германии. Они встретились в 2000 году, когда Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину и, потрясенный ее внешностью, спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Затем попросил телефон. Так начался их короткий роман, от которого в декабре 2001 года родилась дочь. Белла унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его музыкальность - играет на скрипке.

Татьяна Бородовская - мать внебрачной дочери Михаила Турецкого

Вторая жена - Лиана, она армянка. История Михаила и Лианы началась в 2001 году во время гастролей «Хора Турецкого» по Америке. Отец Лианы получил предложение организовать концерт коллектива. Это была любовь с первого взгляда. Четырех месяцев по большей части телефонного общения хватило Лиане, чтобы променять благоустроенную американскую жизнь на непривычную для нее жизнь в России. Лиана на момент их знакомства была женщиной с пятилетним ребенком - имела дочь . Михаил Турецкий говорил: "И я увидел в ней прежде всего заботливую мать. В дальнейшем, когда у нас появились еще дочери, это мнение только укрепилось. Для моей жены дети всегда на первом месте, и я это принял".

У пары родились две дочери: Эммануэль (2005 г.р.) и Беата (2009 г.р.).

В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич. А в 2016 году Наталья родила ему внучку Елену.

Старшая дочь Турецкого Наталья - юрист, работает в офисе «Хора Турецкого». Сарина окончила МГИМО, факультет международной журналистики, работает музыкальным продюсером.

Михаил Турецкий в программе "Пока все дома"

Библиография Михаила Турецкого:

2005 - Хормейстер

Дискография «Хора Турецкого»:

1999 - High Holidays (еврейская литургия)
2000 - Jewish Songs
2001 - Bravissimo
2003 - Хор Турецкого представляет...
2004 - Звёздные дуэты
2004 - Такая великая любовь
2004 - Когда поют мужчины
2006 - Рожденные петь
2006 - Великая музыка
2007 - Музыка всех времён и народов
2007 - Москва - Иерусалим
2009 - Аллилуйя любви