Одиночество, болезнь и «пропаганда грусти». Трагедии Майи Кристалинской

Сейчас на улице июнь месяц. Самая красивая волшебная пора года, когда всё заново оживает и расцветает..... Но для Майи Владимировны это был последний, самый тяжёлый месяц жизни. Некоторые думают, что имя Майя связано с месяцем её рождения. Нет, Майя родилась в феврале. А это имя ей дали родители в честь их первой дочери, умершей в младенчестве..... Как можно было назвать таким же именем другую появившуюся дочь???
Майя родилась в скромной семье, в московской коммуналке, с сырыми стенами..... Может быть там, ещё в детстве и зародилась у Майи Владимировны эта коварная болезнь. Майя росла заботливой, доброй девочкой. В детстве, в военные годы пела в госпитале для раненых - наверное, пока незатейливые песенки.......
.Майя всегда пела: в школе, в самодеятельности, в институте. Однажды её услышал Юрий Саульский и пригласил в свой оркестр. Потом Майя Кристалинская работала у Э.Рознера, О. Лунстрема...потом - со своим ансамблем.
В 1960 году Майя была на гастролях с оркестром Э.Рознера в Ленинграде. Неожиданно она плохо себя почувствовала: болело горло, повысилась температура. Она обнаружила вспухшие желёзки на шее. Майя рассказала Э. Рознеру. А у него был знакомый врач - брат А.Райкина. Тот осмотрел Майю и посоветовал обратиться в московский институт Онкологии, к профессору Каширскому.....
И в 28 лет Майе поставили страшный диагноз: рак. Её лечили лучшие врачи. Время от времени она проходила химиотерапию и облучение. Но.... Майя никогда не жаловалась. И только самые близкие знали, чтО скрывает Майя под шейным платочком. Майя спешила жить. Она во всём искала интерес. Она была талантлива и любознательна. Посещала музеи, театры, изучала языки: английский, французский, польский, немецкий. В конце жизни Майя перевела с немецкого книгу своей любимой актрисы Марлен Дитрих. Успела сдать в печать, но готовое издание не увидела...так же как и благодарственную телеграмму от самой Марлен Дитрих.
Большой поддержкой для Майи Вл. был её муж, Эдуард Максимович - скульптор, засл. деятель искусств. Он очень сильно следил за здоровьем Майи, порой заставляя принимать лекарства.
И вдруг случилось неожиданное: умирает Эдуард Максимович..... Майя очень переживает эту утрату. Она осталась совсем одна. Хотя была ещё мама, сестра, племянница....и друзья... и была поддержка от её любимых композиторов и друзей-поклонников. У Майи началась депрессия. Помогла Марья Борисовна, близкая подруга - редактор ГЦКЗ"Россия"(который неизвестно зачем снесли)и Татьяна Григорьевна Рейнова - она работала с Майей в последние годы,артисткой разговорного жанра. Они ездили вместе на гастроли по городам и весям, и в "тьму тараканью" (Тат. Гр. много мне рассказывала об этих ужасных поездках).
Майя заметно стала сдавать... Профессор, у которого наблюдалась Майя Владимировна, сказал, что никаких лекарств сейчас принимать не надо, и никаких облучений. Пусть отдыхает,гуляет, спит, и побольше положительных эмоций. А где взять эти добрые эмоции?
Марья Борисовна устроила Майю в хороший правительственный санаторий...... Вернулась оттуда Майя Владимировна в хорошем состоянии.
Но тут она встречает врача, женщину, с которой она была знакома, когда лечилась у Кассирского - в самом начале своей болезни. И ещё тогда, зная Майины связи, она попросила походатайствовать о включении её в группу врачей, уезжающих во Францию. И Майя, добрая душа, помогла ей. ..... И вот зта врачиха решила отблагодарить Майю и предложила ей лечь в уже свою экспериментальную клинику..... Майю все отговаривали. Но та врачиха настаивала, доказывая,что вся эта профессура уже устарела, что у неё новые методы, и уже есть положительные результаты. Майя решилась лечь в эту клинику, надеясь на лучшее. Там же отметили и её последний день рождения (24 февраля). Приезжали артисты, космонавты, друзья, верные поклонницы.
Лечение проходило долго. И вдруг...у Майи отнялась рука......потом нога. Врачиха говорит: "....ничего, это побочные явления, скоро отойдёт......" С гастролей прилетел И.Кобзон, пришёл к Майе, принёс охапку цветов. У Майи тогда только что вышла последняя пластинка. Она хотела подписать Иосифу, но рука никак не слушалась....она заплакала. Кобзон сказал: "Маюшка,да Не мучайся....поправишься, выйдешь из больницы, и подпишешь.." А она: "Нет, Иосиф, уже не выйду..." От Майечки Кобзон вышел в слезах. Но и ему врачиха заморочила голову.
Марья Борисовна устроила скандал. "Что вы сделали? Она пришла к вам своими ногами, в хорошем состоянии!"........
Потом у Майи парализовало речь....она не говорила, только молча плакала..... А врачиха говорит:"Заберите её на две недели домой, а то у нас ремонт намечается, а она - неходячая". В общем, привезли Майю домой. Сестра и мать в растерянности. Началась настоящая трагедия. У Майи начались провалы в памяти.. Вызвали скорую помощь из Боткинской больницы. Там все врачи встали "на уши", пытаясь помочь. Стали запрашивать историю болезни из той клиники, чтобы установить, чем лечили. Но та врачиха, как истинный посланец ада, как сквозь землю провалилась. Ни её, ни следов прибытия Майи в той клинике так и не нашли..............(подробности - из книги М.Б.Мульяш)

Майя Кристалинская ушла из жизни на Земле 19 июня, в самое светлое, тёплое, красивое время года. Прощание проходило в ЦДРИ.....звучали её песни, её голос. Народа было очень много....люди всё шли и шли.........многие плакали.....Майе было 53года. На Донском кладбище, в центре Москвы, стоит памятник из розового камня.....на нём высечен музыкальный ключ и слова "Ты не ушла, ты просто вышла. Вернёшься и опять споёшь". Хотели написать "Опустела без тебя Земля".....но оставили слова её матери.
Я стараюсь приезжать каждый год на день памяти, встречаюсь с москвичами, с которыми я познакомилась уже после...........
Хотела ещё кое-что написать, своё.....но.....спасибо всем, кто читал.
Напишу только последний куплет стихотворения, написанное в день похорон МАЙИ КРИСТАЛИНСКОЙ.............
................................
Нет,Майя, ты останешься с нами.
Пока мы живём, мы тебе подпоём.
И "Нежность" твою пронесём, словно знамя.
Нет, мы не случайно встретились с тобой....

(последняя пластинка называлась "Мы с тобой случайно встретились")

Майя Владимировна Кристалинская. Родилась 24 февраля 1932 года в Москве - умерла 19 июня 1985 года в Москве. Советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР (1974).

Отец - Владимир Григорьевич Кристалинский (1904-1972), еврей, родом из Мглина Черниговской губернии, окончил реальное училище в Могилёве.

Мать - Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911-1996), русская, родом из Павлодара.

Ее родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда», автором книги «Шутки-минутки».

Во время учёбы в школе Майя занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского.

После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась художественной самодеятельностью.

После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на завод имени Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, они вскоре вернулись в Москву, и Майя стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1957 году Майя Кристалинская стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского.

После 1960 года она записала песню Маши для кинофильма «Жажда» и с выходом фильма стала популярна в СССР. Первоначально эту песню исполнила Ирина Сергеевна Денисова, артистка молодёжного ансамбля «Полный вперёд!» Ленинградской Филармонии, позднее журналистка (творческий псевдоним Рыжова), но это даже не было отражено в титрах. Когда фильм и песня стали популярны, песню стали исполнять певицы, к фильму сделали новую звуковую дорожку и вставили в титры фамилию исполнительницы (в разных вариантах: Кристалинская, Дворянинова).

Несмотря на то, что композиция «Жажда» ежедневно звучала на радио, пластинки с ее записью, выпущенные тиражом в 7 млн экземпляров, мгновенно разлетелись с прилавков магазинов.

Майя Кристалинская - Нежность

В 1966 году согласно опросам телезрителей Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин. Обладая безграничной властью, Лапин проводил на ТВ политику антисемитизма.

Попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы: Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Нина Бродская, Лариса Мондрус. Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской.

Однако для Кристалинской изредка всё же делались исключения и её приглашали участвовать в творческих вечерах известных поэтов и композиторов-песенников проводившихся в Колонном зале Дома Союзов под давлением авторитета этих мэтров таких как Колмановский, Пахмутова, Френкель, Ошанин и др., а также бессменного дирижёра Ю. Силантьева.

Кристалинская стала персоной нон грата на Центральном телевидении, кроме описанных выше исключений.

Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, оказалось очень сложно.

Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, её интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как её знают только специалисты.

В 1974 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР», хотя на самом деле ее обрекли на забвение.

Майя Кристалинская - Старый клён

Любила она и кино. Её любимой актрисой была .

В последние годы жизни она взялась за перевод книги Дитрих «Размышления» с немецкого языка на русский. Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской.

Также в 1970-е Майя Кристалинская нашла себя в новой сфере: она писала культурологические статьи в «Вечернюю Москву».

В 1984 году её болезнь обострилась, и прожить ей удалось ещё только год. 19 июня 1985 года в возрасте 53 лет Майя Кристалинская скончалась, чуть больше, чем на год пережив своего спутника жизни, архитектора Эдуарда Барклая, который умер от сахарного диабета 15 июня 1984 года.

Прощались с Майей в ЦДРИ, звучали её песни, выносили под песню «Русь».

Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь» .

Майя Кристалинская (документальный фильм)

Личная жизнь Майи Кристалинской:

Первый муж - , писатель-сатирик. Поженились в 1957 году, но брак был недолгим и вскоре распался.

Арканов позже рассказывал: "В то время она еще не была знаменита. Я только что окончил институт, а Майя готовилась к выступлению на Международном студенческом фестивале. Случайно стал свидетелем, как она репетирует с оркестром Юрия Саульского. Надо сказать, мне всегда нравились худенькие девушки с огромными глазами, особенно если они хорошо пели. А Майя пела завораживающе - я влюбился. Все время думал о ней и однажды рассказал все своему другу. А он: «Слабо тебе жениться?» «Нет, - говорю, - не слабо». И вскоре сделал предложение Майе. А через полгода мы расстались, потому как в таких вопросах, как женитьба, спешить не надо!".

Второй муж - Эдуард Максимович Барклай (1925-1984), архитектор и скульптор, с ним прожила около 20 лет в счастливом браке.

Песни Майи Кристалинской:

А в Подмосковье (В. Шаинский - Э. Успенский);
А любовь, как песня (О. Фельцман - В. Харитонов);
А мне не грустно (Е. Птичкин - Я. Халецкий);
А снег идёт (А. Эшпай - Е. Евтушенко) - из кинофильма «Карьера Димы Горина»;
А я такая (К. Акимов - К. Филиппова);
Август (Я Френкель - И. Гофф);
Аист (Аркадий Островский - В. Семернин);
Аисты (Е. Глебов - ?);
Апрель (А. Фаттах - О. Фокина);
Белые сны (С. Заславский - М. Пляцковский);
Березка (Е. Мартынов - С. Есенин);
Буду я ждать на земле (В.Гевиксман - Л.Дербенёв);
Будь добрей (М. Вайнберг - Р. Сеф);
Будь, женщина, уверена в себе (Б. Терентьев - Б. Дубровин);
Бывает так (М. Таривердиев - Б. Гайкович) - из кинофильма «Человек за бортом»;
Была у Фрола (К. Акимов - К. Филиппова);
Белый свет (О. Фельцман - М.Танич, И. Шаферан);
В землянке (К.Листов - А.Сурков);
В лесу прифронтовом (М. Блантер - М.Исаковский);
В мае (О. Анофриев) - дуэт с Олегом Анофриевым;
В нашем городе дождь (Э. Колмановский - Е. Евтушенко);
В парке у Мамаева кургана (Я. Френкель - И. Гофф);
В песне - жизнь моя (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Вальс о вальсе (Э. Колмановский - Е. Евтушенко);
Вдвоем с тобой (А. Аверкин - В. Матвеев);
Вдруг тебя вспоминая (Е. Стихин - Л. Румарчук);
Верба-вербочка (Я. Френкель - Р. Рождественский);
Вёрсты (М. Вайнберг - Булат Окуджава);
Верю, верю (П. Аедоницкий - Я. Халецкий);
Ветер северный (Я. Френкель - И. Гофф);
Ветерок бессонный (Д. Львов-Компанеец - М. Лисянский);
Взрослые дочери (О. Фельцман - Н. Доризо);
Внуки (Э. Колмановский - Н. Доризо);
Возможно (Аркадий Островский - Игорь Шаферан);
Вокализ (Микаэл Таривердиев) - дуэт с Юрием Ростом, из кинофильма «Мой младший брат»;
Волны (Г. Портнов - К. Рыжов);
Восемнадцать лет (О. Гришин - В. Застрожный);
Вот что песня сделала (В. Дмитриев - О. Долматов);
Всё как прежде (И. Дунаевский - В. Шкваркин);
Всё потому (П. Аедоницкий - И. Шаферан);
Всегда со мной (То ли встречу…) (А. Эшпай - В. Котов);
Вязаный жакет (А. Долуханян - Н. Доризо);
Где ты раньше был (Э. Колмановский - Е. Долматовский);
Главное, ребята, сердцем не стареть (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Говорила я ветру (Ю. Зацарный - Р. Рождественский);
Горизонт (А.Зацепин - Л.Дербенёв);
Горит звезда (М. Табачников - А. Гангов);
Город спит (А. Островский - Л. Ошанин);
Городок (Дм. Покрасс - М. Светлов);
Да, то есть нет (К. Акимов - К. Филиппова);
Два берега (А. Эшпай - Г. Поженян) - из кинофильма «Жажда»;
Две копейки за счастье (М.Звездинский);
Девчонки танцуют на палубе (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
Детство ушло вдаль (А. Островский - Л. Ошанин);
Для тебя (Я. Френкель - И. Шаферан);
До завтра (О. Фельцман - М. Лисянский);
Доброе утро (автор не известен);
Добрый вечер (О. Фельцман - М. Лисянский);
Добрый день (Э. Колмановский - В. Дыховичный, М. Слободской);
Добрый мой друг (Б. Терентьев - Н. Добронравов);
Доверчивая песня (Аркадий Островский - Лев Ошанин);
Довоенное танго (Д. Покрасс - Ф. Лаубе);
Дожди (Аркадий Островский - И. Кашежева);
Дождь идёт (Д. Оливьери - Б. Дубровин);
Его зарыли в шар земной (Я. Вайсбурд - С. Орлов);
Еду я (А. Эшпай - Л. Дербенёв);
Если вам ночью не спится (А. Островский - С. Михалков);
Если можешь, прости (Г. Раймондо - И Аркадьев);
Если отец герой (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Если ты любить устал (С. Туликов - Р. Рождественский);
Ещё раз о письмах (А. Экимян - В. Лазарев);
Жалоба (В. Кудрявцев - В. Орлов);
Жду любви (Т. Хренников - Е. Шатуновский);
Женский возраст (В. Хорощанский - Б. Шифрин);
Женщины (Л. Лядова - В. Лазарев);
Журавлёнок (Э. Колмановский - Игорь Шаферан);
За окошком света мало (Э. Колмановский - К. Ваншенкин);
За рулём (И. Лебедовская - С. Фогельсон);
Записка (А. Островский - Ф. Пузырёв);
Заря (Ю. Саульский - Ю. Цейтлин);
Зачем мы перешли на «ты» (Б. Окуджава - А.Осецка, Б. Окуджава);
Звёзды Мехико (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Здравствуй (А. Петров - С. Фогельсон);
Зимняя песня (А. Норченко - В. Фельдман);
Знакомая песенка (М. Таривердиев - В. Орлов);
Знакомый мотив (С. Мелик - Ю. Гарин);
Золотые сумерки (М. Таривердиев - В. Орлов, С. Давыдов);
И меня пожалей (А. Пахмутова - И. Гофф);
Иванушка-дурачок (Н. Богословский - М. Танич);
Ивушка (С. Пожлаков - С. Голиков);
Ивы России (Ю.Степанов - Г.Иванов);
Как знать (Э. Колмановский - И. Гофф);
Как тебе служится (Я. Френкель- М. Танич);
Как хороши, как свежи были розы (А. Аренский);
Какая песня без баяна (О. Анофриев);
Камыши (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин);
Карелия (А. Колкер - К. Рыжов);
Килиманджаро (А. Островский - В. Громов, Ф. Данилович);
Когда разлюбишь ты (Э. Колмановский- И. Гофф);
Колыбельная (Э. Колмановский - К. Кулиев, Н. Гребнев);
Колыбельная с четырьмя дождями (С. Пожлаков - Л. Лучкин);
Колыбельная Светлане (Т. Хренников);
Костёр на снегу (А. Зацепин- Л. Дербенёв);
Красно солнышко (П. Аедоницкий - И. Шаферан);
Круги на воде (А. Островский - И. Кашежева);
Кто отзовётся (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Лесная колыбельная (В. Махлянкин - А. Кондратьев);
Летний снег (Д. Тухманов - М. Ножкин);
Лето кончилось (В. Зубков - Н. Кондакова);
Летят стрижи (Аркадий Островский - Лев Ошанин);
Листопад (С. Туликов - В. Лазарев);
Листья клёнов (Ю. Акулов - Л. Шишко);
Листья прошлогодние (Э. Колмановский - М. Матусовский);
Лунный камень (Аркадий Островский - И. Кашежева);
Лучший город земли (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв);
Люби меня, как я тебя (Г. Пономаренко - Г. Георгиев);
Любимым прощают (В. Левашов - В. Харитонов);
Люблю тебя (Б. Терентьев - В. Винников и В. Крахт);
Люди как реки (А. Флярковский - Р. Рождественский);
Маленький принц (М. Таривердиев - Н. Добронравов);
Мамина осень (Ю. Акулов - Н. Малышев);
Москва и Варшава (Б. Терентьев - Ю. Каменецкий);
Москвичи (А. Эшпай - Е. Винокуров);
Мосты (А. Бабаджанян - В. Орлов);
Мы с тобой случайно встретились (Е. Рохлин - И. Финк);
На кургане (А. Петров - Ю. Друнина);
На лодке (В. Соловьёв-Седой - В. Лебедев-Кумач);
На причале (В. Гевиксман - Б. Окуджава);
Наши мамы (Э. Колмановский - И. Шаферан);
Не было печали (О. Фельцман - И. Шаферан);
Не зажигай огня (Е. Жарковский - А. Поперечный);
Не знаю тебя (Э. Рознер - М. Пляцковский);
Не зови меня (С. Кац - Г. Рублёв);
Не повторяется такое никогда (С. Туликов - М. Пляцковский);
Не рассказывай никому (А. Норченко - Г. Регистан);
Не спеши (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко);
Нежность (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Неизвестный солдат (А. Пахмутова - Е. Евтушенко);
Ненаглядный мой (А. Пахмутова - Р. Казакова);
Нет и да (Н. Богословский - М. Танич);
Нет, не прошла весна (Я. Френкель - И. Гофф);
Неужели это мне одной (Г. Портнов - Ю. Принцев);
Ничего не говорила (В. Соловьёв-Седой - А. Фатьянов);
Новогодний тост (А. Зацепин - М. Матусовский) - дуэт с Леонидом Харитоновым;
Новогодняя песня (Е. Птичкин - Л. Куксо);
Ночные вокзалы (М. Фрадкин - Е. Долматовский);
О любви и о тебе (Д. Тер-Татевосян - Б. Брянский);
Обучаю игре на гитаре (Я. Френкель - К. Ваншенкин);
Оглянись (Я. Френкель- И. Гофф);
Одноклассники (В.Дмитриев - М. Пляцковский);
Опять плывут куда-то корабли (А. Колкер - И. Кашежева);
Осенние ели (Д. Покрасс - А. Пришелец);
От разлуки до разлуки (В. Баснер - М. Матусовский);
Отчего (Б.Терентьев - В. Крахт);
Офицерские жёны (А. Долуханян - Е. Долматовский);
Палуба (Ю. Левитин - Г. Шпаликов) - из кинофильма «Коллеги»;
Перед дальней дорогой (М.Блантер - В.Дыховичный, М.Слободской) с Геннадием Пономарёвым;
Песенка Люси (Э. Колмановский - Л. Ошанин) - из спектакля «Дайте крышу Матуфлю»;
Песенка о ветре (Г. Портнов - К. Григорьев);
Песенка о счастье (К. Акимов - К. Филиппова);
Песенка об Арбате (Б. Окуджава);
Песенка почтальона (А. Колкер - Л. Норкин);
Песня Веры (Я. Френкель - Р. Рождественский) - из кинофильма «Корона Российской империи»;
Песня о ветре (Г. Портнов - Ю. Принцев);
Песня о матери (А. Зацепин - Л. Дербенёв) - из кинофильма «Ангел в тюбетейке»;
Песня о пожарнике (М. Таривердиев);
Песня о стюардессах (Л. Лядова - О. Милявский);
Письма (А. Экимян - В. Лазарев);
Письмо на Усть-Илим (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Поговорим (Г. Мовсесян - Игорь Шаферан);
Подкова (А. Изотов - С. Гершанова);
Подмосковные вечера (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский);
Позови меня (А. Зацепин - А. Галиев);
Пока ещё не осень (В. Левашов - А. Детерихс);
Пока стучат часы (В. Шаинский - М. Ножкин);
Половинка (Л. Иванова);
Полынь (А. Пахмутова - Р. Рождественский);
Признание в любви (С. Туликов - М. Танич);
Присядем друзья перед дальней дорогой (М. Блантер - В. Дыховичный, М. Слободской) - дуэт с Г. Пономарёвым;
Просто очень люблю (К. Акимов - К. Филиппова);
Просто-напросто (Л. Вербицкий - А. Вратарёв);
Прощайте, голуби (М. Фрадкин - М. Матусовский);
Птицы (Р. Майоров - А. Ольгин);
Пускай сложилось всё иначе (С. Туликов - Д. Смирнов);
Пусть дни проходят (Б. Терентьев - И. Финк);
Расцвёл мангустан (О. Лундстрем - русский текст Е. Гвоздев) - индонезийская народная песня;
Ретро (В. Мильман - Б. Шифрин);
Родимая земля (Г. Мовсесян - Р. Рождественский);
Ромашка (К. Акимов - К. Филиппова);
Россия (А. Флярковский - М. Сергеев);
Русь (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
С Новым Годом (О. Фельцман - А. Внуков, Я. Хорейчик) - песня с О. Анофриевым, В. Трошиным, Л. Барашковым;
Садовое кольцо (М. Таривердиев - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Седые мужчины (Н. Кудрин - В. Бут);
Сидят в обнимку ветераны (А. Пахмутова - М. Львов);
Синие розы (Л. Вербицкий - Ю. Ерусалимский);
Сколько лет, сколько зим (В. Ветров - О. Фокина);
Сны (Мальчишки уснули…) (А. Флярковский - Р. Рождественский);
Сны (Мы наши первые печали…) (Э. Колмановский - И. Гофф);
Спящая красавица (Н. Богословский - М. Танич);
Старое время (Дм. Покрасс - Ф. Лаубе);
Старый клён (А. Пахмутова - М. Матусовский);
Старый клён (А. Пахмутова - М. Матусовский) - дуэт с Владимиром Трошиным на польском языке;
Старый причал (В. Гевиксман - Б. Окуджава);
Судьба (Я. Френкель - Э. Пузырев);
Суздаль (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский);
Счастливый день (В. Дмитриев - М. Рябинин);
Сын полка (О. Фельцман - Е. Долматовский);
Сыновья покидают родительский дом (А. Изотов - М. Лисянский);
Таёжный вальс (Э. Колмановский - Лев Ошанин);
Так уж бывает (А. Флярковский - М. Танич);
Так устроен свет (Д. Тухманов - М. Пляцковский);
Такие ночи (Г. Портнов - ?) - дуэт с Эдуардом Хилем, из кинофильма «Когда песня не кончается»;
Текстильный городок (Я. Френкель - М. Танич);
Телефонный звонок (Ю. Акулов - Л. Шишко);
Течёт Волга (М. Фрадкин - Л. Ошанин);
Тик-так (А. Флярковский - Л. Дербенёв);
Товарищу комсоргу (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
То ли буря, то ли вьюга (Г. Пономаренко - М. Агашина);
Только любовь права (А. Бабаджанян - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Топ-топ (С. Пожлаков - А. Ольгин);
Тоска по Родине (М. Фрадкин - В. Лазарев);
Три товарища (Ю. Левитин - Б. Ахмадуллина);
Трио из оперетты «Сто чертей и одна девушка»;
Тропена когийре - бразильская шуточная народная песня-скороговорка в обработке А. Котякова;
Ты мечтаешь о дальних полётах (Я. Френкель - В. Войнович) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
Ты не печалься (Микаэл Таривердиев - Николай Добронравов);
Ты сейчас далеко (С. Туликов - М. Пляцковский);
Ты это не забудь (О. Фельцман - А. Гангов);
У песни есть имя и отчество (Е.Мартынов - М.Лисянский);
У тебя такие глаза (М. Таривердиев - С. Кирсанов);
Улыбка (Е. Птичкин - Я. Халецкий);
Ходите чаще в гости к старикам (А. Изотов - С. Гершанова);
Царевна-несмеяна (Г. Шангин-Березовский);
Часы (В. Людвиковский - Б. Брянский) - дуэт с Владимиром Трошиным;
Это было, это будет (Д. Тухманов - М. Танич);
Этот Новый Год (Е. Птичкин - Б. Брянский);
Я - Земля (А. Абрамов - Игорь Шаферан);
Я ваша весна (Ю. Левитин - Е. Шевелёва);
Я иду на свидание с тобой (Д. Покрасс - П. Градов);
Я с утра к тебе шла (Л. Иванова - Л. Иванова);
Я тебя не знаю (В. Кащеев - Л. Иванова);
Я тебя подожду (А. Островский - Л. Ошанин)

Детство Майи Кристалинской

Майя Владимировна Кристалинская родилась в Москве. В 20-х годах у её родителей родилась дочь, которую также звали Майей. В возрасте двух лет девочка умерла. Когда в 1932 году появилась вторая дочь, ей решили дать тоже имя – Майя. Отец Майи - Владимир Григорьевич Кристалинский был ученым-математиком, он занимался созданием кроссвордов и головоломок, которые печатали в детской газете «Пионерская правда», а также проводил занятия в Доме пионеров.

Майя Кристалинская - Нежность

Двоюродная сестра Владимира Кристалинского – Лилия была певицей и актрисой, в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Муж тёти Лилии - Павел Самойлович Златогоров был известным режиссёром и долгое время возглавлял театр. Благодаря «дяде Паше» и «тете Лиле» музыка с самого детства вошла в жизнь Майи, она пересмотрела почти весь репертуар театра. Однажды дядя подарил маленькой Майе гармошку, на ней она самостоятельно научилась играть.

В школе она училась хорошо, ей легко давалась литература, иностранный язык и математика. С детства у Майи проявились способности к пению. На школьных вечерах она часто пела под рояль без подготовки. Она начала петь в хоре в Центральном Дворце детей железнодорожников (бывшем Доме пионеров), руководителем которого был Семен Дунаевский. На выпускном вечере в июне 1950 года на Манежной площади Майя исполняла для случайных зрителей песни военных лет «Синий платочек» и «Друзья-однополчане».

Восхождение звезды и начало карьеры Майи Кристалинской

После окончания школы Майя поступила вместе с подругой в Московский авиационный институт на инженера-экономиста. В институте она участвовала в художественной самодеятельности, пела в хоре. Руководители заметили в тихой, скромной девушке от природы поставленный голос. Подруга Майи - будущая известная оперная певица Галина Карева предлагала ей оставить институт и посвятить себя пению, но Майя не могла решиться на такой радикальный шаг.

В 1955 году Майя Кристалинская окончила институт. Вместе с подругой Валей Котелкиной их по распределению направили в Новосибирск, на завод имени Чкалова. Девушки оказались в совершенно непривычных условиях, по десять-двенадцать часов в день им приходилось работать в грязном цеху «выдавальщицами» деталей. Долго они не выдержали и спустя некоторое время решили бежать в Москву. В те времена это было преступлением. Новосибирский завод направил в Москву ходатайство о привлечении их к уголовной ответственности за самовольное оставление места работы. Только благодаря связям им удалось избежать неприятностей. По знакомству их устроили на работу в "Авиационное конструкторское бюро имени Яковлева".

Майя продолжала принимать участие в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кристалинскую пригласили в джазовый ансамбль студии «Первый шаг» при ЦДРИ. В составе ансамбля Майя приняла участие во множестве спектаклей, концертов и шоу. Вскоре в газете «Советская культура» вышла разгромная статья «Музыкальные стиляги» с критикой молодёжного оркестра «Первый шаг». Заказчиком статьи был главный джазмен страны А. Цфасман, который видел в молодёжном оркестре своих конкурентов. Вскоре последовали «оргвыводы», и студия «Первый шаг» прекратила существование.

Майя Кристалинская - Таежный вальс

Летом 1958 года Майе Кристалинской поступило предложение от Госконцерта принять участие в гастролях по Закавказью. Она согласилась и взяла отпуск в конструкторском бюро. Её выступления имели ошеломляющий успех. Известный джазмен Эдди Рознер предложил ей стать солисткой его ансамбля. Майя приняла это предложение и твёрдо решила посвятить себя эстраде, в конструкторское бюро она уже не вернулась.

Кристалинская много гастролировала по стране с джаз-оркестрами, выпустила множество пластинок с песнями, которые моментально раскупались. Широкое признание она получила после выхода фильма "Жажда", в нём Майя исполняла песню «Мы с тобой два берега». Пластинка с этой песней разошлась по стране тиражом в семь миллионов экземпляров. Певица первой исполнила песню Булата Окуджавы «Ах, Арбат», которая до этого звучала только на магнитофонных записях. В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

Позже удача отвернулась от неё. В 70-м году председателем Гостелерадио стал Сергей Георгиевич Лапин, который был личным другом Брежнева. После чего начались гонения на многих известных певцов, в число которых попала и Кристалинская. После исполнения на новогоднем «Голубом огоньке» песни «В нашем городе дождь» телеруководство обвинило исполнительницу в пропаганде грусти. Её практически перестали показывать по телевидению, гастроли её продолжались, но выступать ей разрешали только в сельских клубах и райцентрах Рязанской, Тульской и Орловской областей.


В последние годы своей жизни Кристалинская занималась переводом с немецкого языка книги Марлен Дитрих «Размышления». Книга вышла уже после смерти певицы.

Личная жизнь Майи Кристалинской

Первым мужем Кристалинской стал писатель Аркадий Арканов в 1958 году. Расписались они втайне от родителей, а потом просто поставили их перед фактом. Брак продлился недолго, уже через год Арканов и Кристалинская расстались. Официально они развелись только в 1962 году.

Вторым мужем стал известный архитектор Эдуард Барклай, с которым она познакомилась на званом ужине, дома у знаменитого врача А. Вишневского. За столом они сидели рядом и Эдуард Максимович весь вечер вежливо ухаживал за Майей. Спустя несколько месяцев они стали жить вместе.

Брак Барклая и Кристалинской продлился почти двадцать лет. В июне 1984 года супруги устроили застолье, отмечая отъезд в отпуск, который они планировали на следующий день. Утром Эдуард Максимович почувствовал себя плохо, он страдал сахарным диабетом. Он потерял сознание. Майя вызвала скорую, приехавшие врачи сделали Эдуарду укол, но было уже поздно, он скончался. 19 июня его похоронили. Потерю мужа Майя переживала тяжело, утратила интерес к жизни и перестала наблюдаться у врача.

Майя Кристалинская - Отчего

Болезнь и смерть Майи Кристалинской

В 1962 году во время гастролей Майя Кристалинская попала в больницу с высокой температурой. У неё была обнаружена тяжёлая болезнь - опухоль лимфатических желез (лимфогранулематоз). Майя не сдалась, она продолжала выступать на сцене. Её выступления сменялись длительным лечением в клиниках. После курса химиотерапии ей приходилось выступать на сцене в косынке, чтобы скрыть от зрителей следы болезни. К счастью ей повезло с врачами, которыми были известные гематологи Воробьев и Кассирский. Они продлили ей жизнь на двадцать пять лет.

В начале 1985 года после очередного сеанса облучения у неё ухудшилась речь и стали плохо двигаться правая рука и нога. Болезнь прогрессировала. В июне 1985 Кристалинская опять легла в больницу, состояние её резко ухудшилось. Она потеряла сознание и впала в кому. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская скончалась в возрасте 53 лет.

Похоронена она была в Москве на Донском кладбище. На её могиле можно прочесть эпитафию: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».

Кристалинская Майя Владимировна (1932-1985) – советская певица эстрады, с 1974 года имела звание Заслуженной артистки РСФСР.

Рождение и семья

Майя появилась на свет в Москве 24 февраля 1932 года. Семья, где родилась девочка, была русско-еврейская.

Папа, Кристалинский Владимир Григорьевич, родом был из Черниговской губернии. В Могилёве он учился в реальном училище, потом на художественно-конструкторском факультете Высших художественно-технических курсов в Москве. Он был учёный-математик, трудился во Всероссийском обществе слепых, составлял всевозможные головоломки, детские игры и кроссворды, которые часто печатались в «Пионерской правде». В 1958 году издательство «Детский мир» выпустило книгу «Шутки-минутки», автором которой был отец Майи Кристалинской. Владимир Григорьевич в Доме пионеров охотно вёл занятия для детей (позже заведение переименовали в Центральный дом детей железнодорожников).

Мама, Кристалинская Валентина Яковлевна (девичья фамилия Пыткина), родилась в Павлодаре.

Родители после свадьбы переехали в Москву. В конце 20-х годов у них родилась первая девочка, её назвали Майя, но в возрасте двух лет малышка умерла. Для Владимира и Валентины Кристалинских это был тяжелейший удар, оправиться от которого они смогли лишь с рождением в 1932 году второй дочери, ей дали такое же имя Майя.

Детские и школьные годы

Майина тётя Лиля (папина двоюродная сестра) работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко артисткой. Её муж, Павел Златогоров, был знаменитым режиссёром. Майя любила ходить в театр к тёте Лиле и дяде Паше, она пересмотрела там почти весь репертуар, а когда бывала у них в гостях, перезнакомилась со всем театральным бомондом Москвы того времени. Но больше всего Майя любила слушать у них пластинки и играть на фортепиано.

Майиной ближайшей подругой детства была Валя Котелкина, девчонки познакомились в кружке Дома пионеров, которым руководил папа Кристалинской, и остались подругами на всю жизнь. В детстве их любимой игрой было исполнение песен и арий, одна начинала, а вторая должна была заканчивать. Майя обожала петь, но при этом у неё ни разу даже мысли не возникало, чтобы связать свою жизнь с музыкой.

Она хорошо училась в школе, больше всего любила литературу, математику и иностранный язык. На школьных вечерах Майя всегда выступала, она выходила на сцену и пела просто так без всякой подготовки, с первыми аккордами рояля.

Обучаться музыке Майя продолжала даже во время войны. Маленькая и хрупкая девочка имела поистине железную волю. Чтобы не мешать соседям по коммунальной квартире, она ждала, когда начнут выть сирены и стрелять зенитки, и в это время занималась на пианино.

Когда в Центральном доме детей железнодорожников образовался хор под руководством Семёна Дунаевского, Майя стала его постоянной участницей.

В июне 1950 года Кристалинская окончила школу и во время выпускного вечера перед случайной публикой решила спеть песни военных лет. Посторонние люди бурно аплодировали девушке, кричали: «Браво!», но Майя всё равно не воспринимала этот свой талант как будущую профессию. Поступать после школы она решила в Московский авиационный институт.

Институт и распределение

Летом 1950 года Майя вместе со своей подружкой Валей стали студентками факультета экономики самолётостроения МАИ.

В институте Кристалинская, как и в школьные годы, пела в хоре. Руководители заметили, что у тихой и скромной Майи от природы почти идеально поставленный голос.

В хоре у Кристалинской появилась ещё одна подружка Галя Карева, которая в будущем стала примой Александринки. Галя начала настаивать, чтобы Майя, имея такой уникальный дар, посвятила свою жизнь пению. Но Кристалинская отнеслась к этому спокойно и в 1955 году окончила МАИ, получила диплом с распределением в Новосибирск (здесь на заводе имени Чкалова она должна была отработать три года).

Майя вместе с подругой Валей поехали в столицу Сибири осваивать полученную в институте профессию и участвовать в культурной жизни (так, по крайней мере, они думали, когда ехали на поезде в Новосибирск). Но действительность оказалась не такой радужной. Заместитель директора завода встретил девчонок не слишком приветливо, назначил их на должность выдавальщиц (для выдачи деталей рабочим) с окладом 730 рублей, что по тем временам было не много. Молодым специалистам даже не предложили комнату в общежитии, директорская секретарша отвела девушек в «красный уголок», где определила им для ночлега диван.

Позже их поселили в комнату при бухгалтерии, которую девчонки между собой назвали казематом. Майя и Валя попросили директора отпустить их обратно домой в Москву, на что получили строгое: «Нет!» Грязные производственные помещения, бранящиеся женщины, рабочий день по 10-12 часов – всё это способствовало тому, что девушки просто-напросто сбежали.

С новосибирского завода в Москву пришла бумага, где сообщалось, что Кристалинская и Котелкина самовольно покинули рабочие места, за что их необходимо привлечь к уголовной ответственности. Такая жалоба поступила в Министерство авиационной промышленности. Но девушкам повезло. Начальник главка был рецензентом на Майин диплом, который она защитила на «отлично». Он не стал портить девушкам трудовую биографию, пожалел их и пристроил работать в московское конструкторское бюро под руководством генерального конструктора Яковлева.

Работы было много, руководитель отличался строгостью, поэтому Майя практически весь рабочий день проводила за кульманом и лишь 15 минут обеденного перерыва тратила на репетиции концертов, а по вечерам выступала в Центральном доме детей железнодорожников.

Во время перерыва на репетиции послушать Кристалинскую сбегались работники всех лабораторий КБ. Вскоре о талантливом самородке, работающем в конструкторском бюро, прослышал молодой композитор Юрий Саульский, который к фестивалю молодёжи и студентов в Москве организовывал джазовый ансамбль.

Творчество

Самодеятельный ансамбль Саульского назывался «Первые шаги», Кристалинкая стала его солисткой. Уже в 1957 году на московском молодёжном фестивале коллектив получил звание лауреата песенного конкурса.

После фестиваля в «Советской культуре» вышла разгромная публикация, где коллектив прозвали «музыкальными стилягами», ансамбль «Первые шаги» пришлось закрыть, но волшебный голос Кристалинской запал в сердца слушателей, Майя стала набирать известность как певица.

Она продолжала работать в бюро, брала отпуска за свой счёт и уезжала на гастроли. Летом 1958 года Майя оформила сразу два месяца отпуска (очередной и за свой счёт). Она отправилась в длительные гастроли по Закавказью. Это лето стало судьбоносным, больше на работу Кристалинская не вернулась. Она поняла всю масштабность зрительской любви, когда после одного из концертов молоденькая девушка протянула ей для автографа свою институтскую зачётку.

Майя была абсолютно непохожей на других звёзд эстрады: она пела на сцене не в концертных платьях, а в повседневных костюмчиках, как будто только что выбежала на перерыв из своего конструкторского бюро, сейчас споёт и снова на работу. За это и за удивительно чистый, нежный голос её боготворили поклонники. Манера её исполнения была абсолютно индивидуальной, столько в её голосе было душевности, что газеты часто называли Кристалинскую «домашней», «уютной», «мамочкой советской эстрады».

Для неё писали песни самые популярные композиторы и песенные авторы, она сотрудничала с джазовыми оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, пластинки с песнями Кристалинской раскупались в один момент.

В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века Майя стала символом советской эстрады, постоянно по радио и телевидению крутили её песни, их пели, когда весело, в больших и шумных компаниях, и когда грустно, в одиночестве:

  • «Топ-топ, топает малыш»;
  • «Мы выбираем, нас выбирают»;
  • «А в Подмосковье»;
  • «А снег идёт»;
  • «То снег, то дождь»;
  • «Сегодня праздник у девчат»;
  • «Старый клён»;
  • «Не повторяется такое никогда»;
  • «Мы с тобой случайно в жизни встретились».

Самой популярной песней в исполнении Майи считается композиция «Нежность», которую зрители знают по фильму «Три тополя на Плющихе».

К сожалению, Майю задавила советская действительность. Чиновники, находящиеся у власти, признали, что в её песнях много грусти, а советская певица должна была петь только радостные песни. Сначала запретили её выступления на телевидении, потом концерты в больших городах, разрешено было только петь в сельских клубах Рязанской, Орловской и Тульской областей.

Но где бы ни пела Майя, на её концертах всегда были полные залы, Кристалинская покоряла зрителей своей задушевной манерой исполнения и абсолютно не звёздным скромным обликом. В 1966 году зрители признали её лучшей певицей Советского Союза. Она получила звание Заслуженной артистки в 1974 году, но для слушателей была по-настоящему Народной.

Болезнь

В начале 60-х годов во время гастролей Майя почувствовала себя не вполне здоровой, у неё поднялась слишком высокая температура. Обратившись в больницу, молодая 29-летняя женщина узнала о страшном диагнозе – опухоль лимфатических желез (на медицинском языке это звучит лимфогранулематоз).

Майе предстоял очень тяжёлый курс лечения. Но она всё стойко выдержала, только после лечения на шее остались следы ожогов от химиотерапии. После этого Кристалинская стала выходить на сцену с косыночкой на шее.

Удивительно, но советские женщины настолько любили певицу, что моментально раскупили все косыночки в универмагах и повязали их себе на шеи, так хотелось быть похожими на очаровательную, милую, душевную Майю.

После этого почти четверть века знаменитые советские гематологи Воробьёв и Кассирский лечили певицу, благодаря им она прожила ещё столько же, как до страшного диагноза. Сильнейшая женщина не бросила сцену и зрителей, она продолжала петь и ездить на гастроли, возя с собой полный чемодан таблеток, лекарств и косыночек. Короткие творческие отпуска Майя проводила в больничной палате, но об этом не знал никто.

Личная жизнь

Первым супругом Майи был писатель-сатирик Аркадий Арканов. Однажды после концерта он подошёл к молодой певице с желанием познакомиться. Кристалинскую покорило, с какой настойчивостью Аркадий за ней ухаживал. Вскоре он предложил Майе выйти за него замуж. Она согласилась, несмотря на недолгий срок знакомства (познакомились они в апреле, а уже в июне расписались).

Свадьба получилась напряжённой, потому что ни одни, ни вторые родители не были в восторге от этого брака. Наверное, они что-то чувствовали сердцем, потому что жизнь молодожёнов не задалась, через девять месяцев после бракосочетания Майя и Аркадий расстались. Они сохранили приятельские отношения и потом ещё три года официально по паспорту были супругами, хотя давно уже не жили. Развод оформили, когда Аркадию это стало необходимо для получения жилплощади.

Потом в жизни Кристалинской был роман с журналистом из журнала «Огонёк», но, по большому счёту, молодая женщина не была счастлива в личной жизни, пока не встретила своего единственного мужчину, предназначенную ей Богом вторую половинку.

Это был довольно популярный среди московского бомонда скульптор, дизайнер и архитектор Барклай Эдуард Максимович, его первой супругой была дочь Орджоникидзе. На момент знакомства с Майей он уже был разведён. Кристалинская и Барклай стали жить в гражданском браке, позже официально зарегистрировали свои отношения, несмотря на то, что Майя не могла иметь детей из-за многочисленных химиотерапий.

Впервые Майя почувствовала себя настоящей женщиной, она купалась в любви и счастье. Эдуард полностью оградил её от любых работ по дому, готовил для неё кулинарные изыски, постоянно следил, чтобы она во время приняла лекарства. Он выбирал для жены сценические платья, благодаря мужу Майя перестала выходить на сцену в простых костюмах, а стала появляться в концертных платьях разных расцветок и фасонов.

К сожалению, в скором времени врачи обнаружили у Эдуарда сахарный диабет. В начале лета 1984 года Майя с мужем собрались в отпуск на курорт. Утром в день отъезда ему стало плохо, он успел попросить жену вызвать врачей и потерял сознание. Карета «скорой помощи» приехала быстро, Барклаю сделали укол, но сердце его всё равно остановилось. 19 июня 1984 года его похоронили.

Потеря для Кристалинской оказалась настолько тяжёлой, что ей больше не интересно стало жить на земле, она даже перестала наблюдаться у своих докторов. Единственное, что отвлекало её от постоянных мыслей о муже, ‒ это перевод мемуаров её любимой актрисы Марлен Дитрих. Майя перевела книгу с немецкого языка, она вышла в СССР после смерти Кристалинской.

В начале 1985 года доктора, наблюдавшие Майю, настояли на очередном сеансе химиотерапии. Но результат оказался отрицательным, у певицы ухудшилась речь, у неё стали отниматься правая нога и рука. В июне её госпитализировали, Майя впала в кому, из которой не вышла. Она умерла 19 июня 1985 года, в этот день год назад похоронили её мужа.

Похоронена Майя Кристалинская в Москве на Новом Донском кладбище. На мемориальной доске сделана надпись: «Ты не ушла, а просто вышла. Вернёшься и опять споёшь…»

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

КРИСТАЛИНСКАЯ МАЙЯ

КРИСТАЛИНСКАЯ МАЙЯ

Первые симптомы болезни (рак крови) появились у Кристалинской в июле 1962 года. Она тогда вернулась с очередных гастролей с оркестром Эдди Рознера и почувствовала сильное недомогание. Врачи поставили диагноз: ангина. Однако этот вердикт оказался ошибочным. Вскоре, будучи на гастролях в Ленинграде, Кристалинская заметила у себя на шее небольшие узелки. Певица решила, что это обычное осложнение после ангины. Но Рознер уговорил ее показаться врачу. Майя вняла этому совету. Вернувшись в Москву, отправилась в районную поликлинику. Участковый врач немедленно направил ее к онкологу. Тот поставил диагноз – опухоль лимфатических желез. Майе был прописан курс химиотерапии. Облучение ей сделали здесь же, в больнице. Лечение помогло: болезнь удалось «законсервировать» и перевести ее из острой в хроническую. Но отныне в жизнь певицы вошли лекарства, таблетки, медицинские процедуры. В результате периодического лечебного облучения у Кристалинской была обожжена вся шея, поэтому она стала выступать только в закрытых платьях и с неизменным платочком на шее.

Между тем, с этого момента в народе то и дело стали рождаться слухи о безвременной кончине певицы: она то умирала от рака, то накладывала на себя руки. По этому поводу в журнале «Юность» даже была помещена юмореска Григория Горина под названием «А правда ли?». Цитирую:

«Нет, скажите, это правда, что Майя Кристалинская отравилась? Не знаете? Ну как же! Здесь мне на днях позвонили. Говорят так, так-то и так-то. Отравилась! Я разволновался, звоню одному, звоню другому – никто не в курсе. Волнуюсь еще больше, звоню в Мосэстраду. Там мне говорят: вранье. Но, знаете, как-то неуверенно говорят. Хриплым голосом. Меня это насторожило. Поднял всех знакомых на ноги, бросился по городу узнавать. К вечеру от всех знакомых только и слышно: отравилась! А тут афиши висят. У Кристалинской сегодня концерт в Театре эстрады. Лечу в театр. Смотрю, там толпа. Думал, на похороны, а это за билетами!.. Прорвался в театр, сажусь в зале, вижу: выходит на сцену Кристалинская. Живая!!! У меня отлегло от сердца… С концерта ушел. Чего же концерт слушать, когда ничего не случилось?!»

Говорят, когда самой Кристалинской рассказывали о слухах о ее смерти, она… искренне радовалась. Будучи женщиной суеверной, она считала, что раз хоронят при жизни, значит, судьба отмерит ей долгие годы. Увы, не отмерит…

Судя по всему, уход Кристалинской из жизни ускорила смерть ее мужа Эдуарда Барклая. Муж певицы умер внезапно. Накануне вечером они собрали небольшое застолье, чтобы отметить свой завтрашний отъезд в отпуск, а утром следующего дня, перед самым отъездом, Барклай потерял сознание. Его увезли в больницу, где спустя пять дней он умер. 19 июня 1984 года Эдуарда Барклая похоронили.

Друзья певицы пытались хоть как-то помочь Кристалинской. С их помощью она сумела записать на «Мелодии» целый диск, в который вошли более десяти песен. Среди них: «Поговорим», «Родимая земля», «Дождь идет», «Если вам ночью не спится», «Лето кончилось» и др.

В начале 1985 года Кристалинскую положили в больницу. Там ей сделали облучение, но оно мало помогло. У певицы ухудшилась речь, плохо стали двигаться правая нога и рука. Как вспоминает И. Кобзон:

«Как-то мы встретились после кончины Эдика Барклая на дне рождения у Чермена Касаева, и я понял, что она от нас уходит. Она тихо, скромно подошла ко мне, я увидел ее исколотые руки, они не держались. Потом я настоял, чтобы она выступила на авторском вечере Льва Ошанина в Колонном зале, вместе со мной она исполнила песню „Я тебя подожду“ из нашего „Дворового цикла“. Это было наше последнее свидание с ней на сцене. Вскоре она слегла, я к ней приехал в больницу. Жутко, конечно, было смотреть на нее. Она очень хотела надписать мне свою новую пластинку, которая только вышла, но ей это было трудно. Я сказал: „Майюшка, ну чего ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет“. Она заплакала и только сказала: „Неть, Иосиф“.

Я потом вышел за дверь и сам расплакался…»

Кристалинскую выписали из больницы ближе к весне. Поскольку состояние ее было плохим, с ней постоянно находился кто-нибудь из родных или друзей – сестра Анна или Мария Борисовна. В мае Кристалинская лишилась речи. Она могла еще звонить по телефону, но уже не говорила и только плакала в трубку. Ее снова положили в Боткинскую больницу. Там она и умерла. На календаре было 19 июня 1985 года. В этот день ровно год назад похоронили Эдуарда Барклая.

Свой последний приют Майя Кристалинская нашла на Донском кладбище. На мраморной стеле у нее на могиле высечены слова:

Ты не ушла,

Ты просто вышла,

Вернешься

И опять споешь…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

БУЛГАКОВА МАЙЯ БУЛГАКОВА МАЙЯ (актриса театра, кино: «Вольница» (1956), «Хмурое утро», «Восемнадцатый год» (оба – 1958), «Повесть пламенных лет», «Воскресение» (оба – 1961), «Крылья» (1966), «В огне брода нет» (1968), «Преступление и наказание» (1970), «Егор Булычов и другие» (1973),

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

КРИСТАЛИНСКАЯ МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ МАЙЯ (певица; скончалась 19 июня 1985 года на 54-м году жизни).Первые симптомы болезни (рак крови) появились у Кристалинской в июле 1962 года. Она тогда вернулась с очередных гастролей с оркестром Эдди Рознера и почувствовала сильное

Из книги Воейков автора Тимашев А

Майя КРИСТАЛИНСКАЯ Первым мужем Кристалинской стал известный ныне писатель-сатирик Аркадий Арканов. Однако в 1957 году, в год их знакомства, оба они были еще не известны широкой публике: Майя выступала в ансамбле ЦДРИ «Первый шаг», а Аркадий на писательском поприще делал

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

В стране майя Александр Иванович Воейков и Джемс Бэкер покинули Нью-Йорк в феврале 1874 года. Они сели на пароход, отправлявшийся в южную Мексику, к берегам полуострова Юкатан. Воейков выбрал дорогу через Юкатан не только потому, что ему это посоветовали знатоки Центральной

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

БУЛГАКОВА Майя БУЛГАКОВА Майя (актриса театра, кино: «Вольница» (1956; Оксана), «Восемнадцатый год» (1958; Агриппина Чебрец), «Хмурое утро» (1959; Агриппина Чебрец), «Повесть пламенных лет» (1961), «Воскресение» (1961–1962; Анисья), «Ход конем» (1962; Лиза), «Крылья» (1966; главная роль

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

19 июня – Майя КРИСТАЛИНСКАЯ Судьба этой замечательной певицы складывалась драматично. Она трудно шла к своей славе, а когда, наконец, достигла ее, то наслаждалась ею недолго – меньше десяти лет. Сначала на нее обрушилась страшная болезнь, потом она впала в немилость к

Из книги Ольга. Запретный дневник автора Берггольц Ольга Федоровна

Майя Кристалинская Только что зазвонил телефон, и редактор фирмы попросил меня посоветовать, к кому бы обратиться за аннотацией, а проще говоря, за добрым словом в адрес Майи, в связи с выходом компакт-диска Кристалинской. Ф-у-у-у-у – какая длинная фраза!Да кому же, как не

Из книги Девочка из Морбакки: Записки ребенка. Дневник Сельмы Оттилии Ловисы Лагерлёф автора Лагерлеф Сельма

МАЙЯ Как маленькие дети умирают… Чистейшие, веселые глаза им влажной ваткой сразу прикрывают. Четыре дня - бессонница и жалость. Четыре дня Республика сражалась за девочку в удушье и жару, вливала кровь свою и камфару… Я с кладбища зеленого иду, оглядываясь часто и

Из книги Майя Кристалинская. И все сбылось и не сбылось автора Гиммерверт Анисим Абрамович

Майя Род А как замечательно, когда к нам приезжает шить Майя Род.Обновки нам шьют дважды в год. Весной - хлопчатобумажное платье, осенью - шерстяное. Все наши хлопчатобумажные платья - из домотканой материи, и не кто-нибудь, а маменька занималась пряжей и покраской, и

Из книги Тот век серебряный, те женщины стальные… автора Носик Борис Михайлович

Анисим Гиммерверт Майя Кристалинская. И все сбылось и не

Из книги Откровения знаменитостей автора Дардыкина Наталья Александровна

Майя Впервые надолго поселившись в Париже в начале 80-х годов, я случайно узнал, что еще жива Майя Кудашева-Кювелье-Роллан, знаменитая «звезда и шалунья» серебряного века, крутившая романы с Волошиным, Вячеславом Ивановым, Бальмонтом, Мандельштамом, Эренбургом и даже

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

Ave Майя К ее ногам склонялись короли государств и искусстваВеликая балерина и блистательная актриса, дитя озарения, она сама вдохновляет поэтов, музыкантов, хореографов… Для Мориса Бежара, поставившего для нее пять спектаклей, Майя - «пламя в мире балета, она страстна,

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

Кристалинская Майя Владимировна 1932–1985 советская эстрадная певица Майя Владимировна родилась 24 февраля 1932 года в интеллигентной московской семье. По матери русская, по отцу еврейка. Во время учёбы в школе занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

Майя Аксенова Записи 10 сентября, 20 сентября, 20 ноября 1980 года Ann Arbor (Мичиган)10 сентября прилетели из Милана в Н.-Й.Десять дней жили в Н.-Й. вместе с Васей, Аленой, Виталием. Виделись с Бродским. Я раньше с ним никогда не встречалась, а Вася увидел его впервые после ссоры.

Из книги Обещал моряк вернуться... автора Рябко Петр

Майя Плисецкая Ма?йя Миха?йловна Плисе?цкая родилась двадцатого ноября 1925 года в Москве. Майя Плисецкая – советская и российская балерина, является балетмейстером и выдающимся хореографом, писателем и актрисой. Майя Плисецкая также является Народной артисткой СССР,

Из книги автора

МАЙЯ На пароходе «Новая Земля» каюта третьего штурмана была на шлюпочной палубе по левому борту. Мы стояли в Таллинне на судоремонтном заводе «Коопли». Штурманские вахты были суточными, как обычно при стоянке в порту.Утром в 8 часов я сменился, позавтракал в кают-компании