Пахомов алексей федорович картины. Из "ленинградской летописи" алексея пахомова

График, живописец

Алексей Федорович Пахомов - график и живописец. С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище А. Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева.

В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников». Как живописец, Пахомов создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства 20 века. В их числе: «Жница» (1928, ГРМ), «Девушка в голубом» (1929, ГРМ), «Стрелки из лука» (1930,ГРМ), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931, ГРМ).

В конце 1920-х г.г. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову попробовал изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж».

Войну Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944). В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В. М. Конашевич, В.В.Пакулин, А. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин).

С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. К началу 1960-х годов, достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации А.Ф. Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями - "Липунюшка" Л. Н. Толстого (цветной карандаш), "Бабушка, внучка да курочка" (акварель) и другие.

Произведения Алексея Пахомова

У Петропавловской крепости. 1934 г. х.,м. 72,5х52

Сенкос. 1925 г. х.,м.

Жница. 1928 г. х.,м.

Девушка в голубом. 1929 г.

Птичница. 1931 г.

Доярка Молодцова. 1931 г.

Крестьянский мальчик. 1929 г.

Портрет Сары Лебедевой. 1940-е г.г.

Работница (Портрет в голубом). 1927 г.

Юный лучник. 1930 г.

Мальчик на коньках. 1927 г. х.,м.

Авиамоделистка. 1930-е г.г.

С.М. Киров среди авиамоделистов. 1936 г.

Авиамоделисты. 1935 г.

Юные натуралисты в Артеке. 1930-е г.г. цв. литография

Сестры 1934 г.

Девочка на солнце х.,м. 53х66,5

На солнце(?). 1934 г.

Пионеры у моря отдыхают. сер. 1930-х годов

Пионерская линейка. 1934 г.

Пионеры на море. 1934 г.

Солнечные ванны. 1934 г.

Купание краснофлотцев с борта корабля. 1933 г.

Рисую Ленина 1939 г.

Пейзаж 1939 г.

Городки. 1927 г. бум.,акв. 20х18,3

Косцы. Иллюстрация. 1924-1925 г.г. бум.,акв., тушь 27х21

Невеста. 1967 г.

Мурзилка. 1964 г.

Мурзилка 1951 г. (Кардашов А. Хорошо живется нам)

БЛИЗКИЕ ТЕМЫ

Блокадный дневник А. Пахомова

Монохромные произведения А.Ф. Пахомова

А. Ф. Пахомов родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово (ныне Вологодской области). С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица.

В училище Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева. Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и соответственно систему образования в училище. По воспоминаниям самого Пахомова Тырса часто доказывал, что Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство Коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить - это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое», «Пролетарий - творец будущего, а не наследник прошлого».

Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, Пахомов тем не менее сохранил приверженность к реалистическому искусству. Особенно это проявлялось в его карандашных набросках, которые сам Пахомов не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ. Однако его преподаватели Тырса и Лебедев, несмотря на свое критическое отношение к традиционному искусству, убедили Пахомова, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка.

В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников», эстетически близкому московскому ОСТ.

В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить издателей попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере.

Войну Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944).

С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина (с 1949 года - в звании профессора). Сотрудничал в детских журналах «Чиж», «Еж», «Костер».

К началу 1960-х годов достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями - «Липунушка» Л. Н. Толстого (цветной карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие.

Известны живописные и графические портреты А. Ф. Пахомова, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе Пен Варленом (1963).

Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.

«После выхода в 1927 году первой совместной книжки С.Я. Маршака и А.Ф. Пахомова, Маршак пишет художнику пророческие слова: «Наша масленница ещё не кончилась и у нас будут [...] другие блины». Так и случилось. В 1930-х годах одна за другой издаются «Мастер-ломастер», «Лодыри и кот», «Школьные товарищи», «Рассказ о неизвестном герое» и другие книги. В них есть острое ощущение жизни и времени. Каждая из них несёт в себе радость писка в этой новой области искусства, рождённого в ту пору в Ленинграде, - искусства советской книги.


Жанр: Учёба: Стиль:

карандашный рисунок

Влияние: Награды: Звания:

Алексей Фёдорович Пахо́мов ( -) - советский график и живописец. Народный художник СССР (). Действительный член АХ СССР (). Лауреаты Государственной премии СССР ( - посмертно ) и Сталинской премии второй степени ().

Период учёбы

А. Ф. Пахомов родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово (ныне Вологодской области). С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица . В училище Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы , а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева . Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века , оказали заметное влияние на преподавателей и соответственно систему образования в училище. По воспоминаниям самого Пахомова, Тырса часто доказывал, что Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство Коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить - это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое», «Пролетарий - творец будущего, а не наследник прошлого». Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, Пахомов тем не менее, делал и многочисленные наброски с натуры. Карандашные наброски сам Пахомов не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ, но его преподаватели Тырса и Лебедев, убедили Пахомова, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка.

Живопись и книжная графика

В конце 1920-х гг. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике, у своего учителя В. В. Лебедева, ставшего художественным редактором издательства "Детская литература", и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер, Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». За время работы с Лебедевым, у Пахомова сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. А. Ф. Пахомов занимает одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920-1940-х годов.

В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников» , эстетически близкому московскому ОСТ .

Как живописец, Пахомов создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства 20 века. В их числе: "Жница" (1928, ГРМ), "Девушка в голубом" (1929, ГРМ), "Стрелки из лука" (1930,ГРМ), "Портрет ударницы Молодцовой" (1931,ГРМ).

Историки ленинградского искусства отмечают принадлежность А. Ф. Пахомова к ленинградской школе пейзажной живописи , мастера которой, при этом, далеко не ограничивались одним только пейзажным жанром.

«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы и Н. Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата» .

Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920-1930-х годов.

Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года . Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище .

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за серию литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944)
  • Государственная премия СССР (1973 - посмертно ) - за оформление и иллюстрации к сборнику рассказов Л. Н. Толстого «Филипок. Страницы из „Азбуки“»

Примечания

Источники

  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. - Л: Художник РСФСР, 1976. - с.26.

Ссылки

  • Алексей Фёдорович Пахомов на сайте С. Я. Маршака «Недописанная страница»
  • Весь Пахомов на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 2 октября
  • Родившиеся в 1900 году
  • Родившиеся в Вологодской губернии
  • Умершие 14 апреля
  • Умершие в 1973 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Лауреаты Государственной премии СССР
  • Народные художники СССР
  • Художники по алфавиту
  • Блокада Ленинграда
  • Художники СССР
  • Художники России XX века
  • Художники Санкт-Петербурга
  • Члены общества «Круг художников»
  • Выпускники ЛВХПУ имени В. И. Мухиной
  • Художники-соцреалисты СССР
  • Художники-соцреалисты России
  • Художники-иллюстраторы СССР
  • Художники-иллюстраторы России
  • Члены Союза художников СССР
  • Графики СССР
  • Графики России
  • Действительные члены Академии художеств СССР
  • Похороненные на Богословском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пахомий Логофет
  • Пахомов, Анатолий Николаевич

Смотреть что такое "Пахомов, Алексей Фёдорович" в других словарях:

    Пахомов Алексей Фёдорович - (1900 1973), советский график. Народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1964). Учился в ЦУТРе (1915 17 и 1921) у В. В. Лебедева и Н. А. Тырсы, затем в ленинградском Вхутеине (1922 25). Преподавал в ИЖСА (с 1948). Автор… … Художественная энциклопедия

    Пахомов Алексей Фёдорович - (1900—1973), график, народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1964). Учился в ЦУТРе (1915—17), АХ (1920—25). Преподавал в ИЖСА имени И. Е. Репина (1948—73, с 1949 — профессор). Работал в петроградских… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Пахомов Алексей Фёдорович - (1900 1973), график, народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1964). Учился в ЦУТРе (1915 17), АХ (1920 25). Преподавал в ИЖСА имени И. Е. Репина (1948 73, с 1949 профессор). Работал в петроградских «Окнах РОСТа» (1919).… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Алексей Фёдорович Пахомов (19 сентября (2 октября) 1900 г., деревня Варламово, Вологодская область - 14 апреля 1973 г., Ленинград) - советский график и живописец. Народный художник СССР (1971). Действительный член АХ СССР (1964). Лауреат Государственной премии СССР (1973 - посмертно) и Сталинской премии второй степени (1943).

Алексей Федорович Пахомов — блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю.Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши.

После Февральской революции в Училище пришли преподавать такие замечательные мастера, как М.В.Добужинский, С.В.Чехонин, В.И.Шухаев. Основным занятием стало изображение обнаженной натуры. Огромную роль в становлении творчества молодого Пахомова сыграли советы Чехонина по компоновке листа, сделанной в один взмах, «набело».

После реорганизации Училища во ВХУТЕМАС в 1919 году молодой художник учился у , Н.А.Тырсы, А.Е.Карева. Устроители Мастерских творчески переосмысливали опыт французских постимпрессионистов, формируя искусство нового общества. В 1921-23 годах они создали «Объединение новых течений в искусстве», группы «Четыре искусства» и «Круг художников», в который вошел Пахомов. Творческие искания этого периода охватывают многие направления искусства: от кубизма и сезаннизма в живописи до функционализма, когда под лозунгом «искусство в производство» художник отправился на завод. И все же, несмотря на разброд художественных идей и задач, Пахомов не оставил без внимания метод Лебедева, чьи рисунки к детским книжкам и плакаты «Окон РОСТА» казались ему вершиной творчества. Именно у Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Постепенно художник перешел от живописи к графике.

С 1925 года начинается постоянная работа Пахомова в детской книге, к сотрудничеству над которой одновременно с ним приступили писатели В.В.Маяковский, С.Я.Маршак, А.Л.Барто, Е.Л.Шварц, художники , К.И.Рудаков, В.М.Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения.

В середине 1920-х годов художник совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в «Артек».Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. Воспитание нового человека сообразно появившимся понятиям и идеям обусловило новый подход к созданию книги.

Первый опыт общения с детьми проявился в иллюстрациях к произведениям Маршака, Шварца, Р.Киплинга в конце 1920-х годов. Стиль творчества Пахомова в них имеет много общего с авангардом, появившимся в искусстве этого времени. Художник работает силуэтно, пятном, почти заливкой, иконописно обозначая свет на лицах персонажей. Почти всегда он использует нейтральный фон. Излюбленными цветами мастера становятся красный, желтый, коричневый.

Подход к иллюстрированию детских книг этого времени не только у Пахомова, но и у многих других художников был, по существу, новаторским. Картинки в книжках и журналах 1920-х годов отличались от экзальтированных и утонченных образов, созданных мастерами начала ХХ века. Они стали динамичными, яркими и контрастными. В то же время сохранился комплексный подход к иллюстрированию книги, свойственный художникам начала века: одновременно продумывались и оформлялись и обложка, и заставки, и шрифт. Картинки «жили» в тексте, а не сопровождали его.
Смелым сюжетным и цветовым решением выделяются произведения Пахомова 1930-х годов. Полуобнаженные женщины, загорелые подростки на пляже противостоят подчеркнуто правильным юношам и девушкам на картинах художников соцреализма.

Литографии явились последним отражением новаторства в творчестве — вскоре Пахомов превращается в смиренного бытописателя советской действительности.

С 1930-40-х годов Пахомов иллюстрирует книги Н.А.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, рассказы о Ленине в детских журналах «Чиж» и «Еж». Стилистика произведений Пахомова становится иной: на смену локально окрашенному пятну и силуэту приходит живая динамичная линия, тонкая штриховка. «Графичная живопись» в работах художника превращается в «живописную графику».

Для новой задачи оформления книги Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя. С помощью линии художник создает внешне эмоциональные, непосредственные образы, лишенные, однако, психологической глубины. В иллюстрациях к книгам Маяковского, Маршака конца 1930-х — начала 1940-х годов нет места былой остроте восприятия окружающего мира, новизне характеров. Дети в произведениях Пахомова мыслят и чувствуют одинаково, несмотря на портретность черт того или иного героя.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов застала художника в Ленинграде, окруженном врагами. Наравне с немногими графиками осажденного города Пахомов продолжает творить и создает литографированный цикл «Ленинград в блокаде». Но если рисунки к листам этой серии являются живыми и образными, то литографии выглядят сухими и излишне пафосными. Более гармоничными стали плакаты 1942-43 годов, выполненные по этим рисункам.

В атмосфере послевоенного подъема и активизации сил жителей по восстановлению Ленинграда Пахомов создает цикл литографий «В нашем городе» (1944-46). Бодрое настроение, заряд оптимизма передает художник в зарисовках людей, улиц и домов города. Листы отличают неожиданные точки зрения, смелые ракурсы фигур, придающие им динамичность. Престижная Государственная премия, врученная Пахомову за эти циклы, подтолкнула художника к созданию новых произведений на тему труда советских людей.

В последний период жизни и творчества, в 1950-1970-е годы, Пахомов сознательно избирает неприхотливые бытовые сюжеты, не замахиваясь на решение сложных больших задач. Его привлекают колхозницы, врачи, учителя, занимающиеся ежедневной работой. Бесстрастное повествование, традиционные художественные приемы ставят поздние работы Пахомова в один ряд с произведениями других советских художников. Лишь меткий взгляд и точная композиция выдают в них настоящего мастера. Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В.Михалкова, В.А.Осеевой, Л.Н.Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени.

Наталья Мельникова

Некрасов Н. А. «Мороз, Красный нос» ,
Тургенев И. С. «Бежин Луг» ,
Толстой Л. Н. «Липунюшка» ,

Толстой Л. Н. «Рассказы для детей» ,

«Снегурочка. Русская народная сказка» ,

Алексей Федорович Пахомов

"Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) - блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю. Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши...

Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих р исунках пластически интересные позы и движения.Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. "Графичная живопись" в работах художника превращается в "живописную графику".Для новой задачи оформления книг Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя...

Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В. Михалкова, В.А. Осеевой, Л.Н. Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени." /Н.Мельникова/

Алексей Толстой "Детство Никиты". Художник А. Пахомов. Детгиз - 1959 год.

А еще очень интересные его . вот отрывок..

"..На занятиях по книжной графике у С. Чехонина я был совсем недолго. Но один совет его произвел на меня большое впечатление. Художник предлагал писать шрифты (дело шло о книжной обложке) сразу кистью, на глаз, без предварительной разметки карандашом ("как адрес на конверте"). Надо было выработать такую меткость глаза, чтобы безошибочно уложиться в отведенное пространство и снайперски точно определить размер первой буквы. Незыблемый закон художественной школы - начинать рисовать с общего силуэта предмета и последовательно переходить к крупным, а затем и мелким частям, деталям общего. Совет Чехонина начинать с детали (с буквы), да еще кистью и тушью, когда ошибку невозможно стереть и исправить, показался мне неожиданным и смелым.

Постепенно у меня выработался такой глазомер, что, начав с глаза, я мог изобразить всю фигуру и композицию в отведенном пространстве..."