Примеры тем по направлению время. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да... Потерянное время мстит за себя . Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.

Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца

Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов»

Можно взять в заключение - слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: « Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день»

Тема та же Потерянное время

У прошлого есть запах, вкус и цвет,

Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет –

Возможности себя переиначить.

Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкуюизвестность благодаря своим афористичным и сатирическимчетверостишиям - «гарикам». (Вступление – 40 слов)

Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь . (тезис – 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (скрепа – 9 слов)

1 Аргумент – рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»

2 Аргумент – стихотворение м.Ю.Лермонтова «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)

Заключение.

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам... (80 слов)

Так можно начать сочинение... Или завершить

Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

Становится новое старым,

потом промчатся года -

И старое сменится новью:

так было, так будет всегда. (Рудаки)

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

«Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Джейсон Стэтэм)

«Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)

Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)

Время лечит все раны. (Русская пословица)

Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)

Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам

В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Мы приводим таблицу тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

Сформулировав собственную позицию, надо подобрать конкретные примеры-иллюстрации, основанные на личном читательском опыте, для введения их в текст сочинения-рассуждения можно использовать следующие фразы :

  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / роман / пьесу … (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…/ Главную героиню этого произведения отличает…
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ / роман / пьесу …(указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…
  • Подтверждение тому можно найти и в художественной литературе…
  • Аналогичное отношение (поступок) встречается и в книгах (в романе, повести, рассказе)…
  • В качестве доказательства (подтверждения) можно привести примеры из…
  • Действительно (в самом деле, безусловно)…
  • Вспоминаются… из …

Переход ко второму аргументу :

  • Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
  • Приведу еще один литературный пример, который показывает…
  • О том, как важно …, говорит в своем рассказе / романе / пьесе писатель…

В работе представлены примеры-иллюстрации из произведений писателей-классиков и современных авторов к аргументации собственного мнения по некоторым проблемам, встречающимся в исходных текстах ЕГЭ по русскому языку.

Проблематика сочинений ЕГЭ и примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Литературные примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Роль природы в жизни человека

Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Небо Аустерлица»; «Старый дуб»)
  • Глядя в высокое небо Аустерлица, раненый князь Андрей осознает, что прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Он разочаровывается в исключительности отдельной личности.
  • Описание старого дуба помогает читателю воспринять состояние Андрея Болконского. Первая встреча с дубом состоялась, когда князь Андрей в подавленном состоянии духа после ранения под Аустерлицем и смерти жены едет в рязанские имения своего сына. Окружающая природа созвучна состоянию героя. При виде мертвого, нераспустившегося дуба, который встретился ему в березовой роще, он приходит к безнадежному заключению о том, что его жизнь, так же как и жизнь старого дуба-великана, завершилась: «Наша жизнь кончена!»

Но вот Андрей, обновленный, полный радостных чувств, вновь проезжает мимо березовой рощи, окружающая природа гармонирует с его бодрым настроением. Глядя на распустившийся дуб, Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».

Проблема восприятия природы

Людям, наделенным поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Ночь в Отрадном», «Зимняя святочная ночь»)
  • Картины лунной ночи в Отрадном подчеркивают поэтичность натуры Наташи Ростовой, тонко чувствующей волшебную прелесть окружающей природы. Под впечатлением от увиденного Наташе хочется натужиться и полететь.
  • Зимней святочной ночью, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, эмоциональный и восприимчивый Николай ощущает необычность обстановки: знакомый зимний лес становится для него фантастическим, сказочным, таинственным. Такие же чувства испытывает и Наташа. Природа в этом эпизоде - это праздник молодых чувств.
  • Природа в этих эпизодах так пронзительно прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, поднимает и окрыляет.

Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?)

Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе - гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой.

  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • Ч.Айтматов рассказывает об экологической трагедии, которая произошла в уникальной Маюнкумской саванне. Выполняя план по мясозаготовкам, человек варварски уничтожает все живое, что встречается на его пути во время охоты на сайгаков.
  • В. П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Писатель знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но в то же время думает о том, как сохранить природу для последующих поколений.

Современные подростки отличаются от своих родителей потому, что живут в другую эпоху, другое - сегодняшнее время; однако их взгляды и нравы заслуживают уважения, поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей, и тогда пропасть между ними исчезнет.

Взрослые дети часто не понимают, что со временем проявление любви к родителям должно измениться, потому что пожилые родители нуждаются в действенной помощи и заботе.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (мировоззренческий конфликт Базарова и П.П. Кирсанова)
  • В спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова затронуты основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: выбор пути дальнейшего развития страны, либеральное обличительство и ниспровержение основ самодержавно-крепостнического строя, понимание материализма и идеализма, отношение к науке, искусству, народу.

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к защите старого строя. Принципы нигилиста Базарова тоже сводятся, в конечном счете, к одному - уничтожить этот порядок.

Воспитание не должно сводиться только к умственному развитию, воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Воспитывать дворян надо как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, считает писатель.
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский - доктор Борменталь - Шариков)
  • Филипп Филиппович, пытаясь воспитать Шарикова словом, часто выходит из себя от неслыханного хамства «воспитанника», срывается на крик, он не убеждает, а приказывает, это вызывает еще большее сопротивление «ученика». Доктор Борменталь, взявшись за воспитание Шарикова, применяет другие методы: он хладнокровен и сдержан в отношениях с «учеником». Шариков слушается Борменталя, потому что боится его. Но страх рождает не уважение, а ненависть. Как же надо воспитывать человека? Мы видим, что ни та, ни другая теория не выдержала проверки на практике. Шариков слышит лишь то, что соответствует его стремлениям, заложенным природой, воспитать его нельзя - ни кнутом ни пряником.

Проблема становления личности

Стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» дает свои результаты.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Путь идейных исканий Пьера Безухова непрост. Пройдя через осознание ошибок, совершенных в поисках правды и смысла жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, дуэли с Долоховым, разочарование в масонстве, - он понял, что не может равнодушно видеть страдания других людей. Находясь в плену, Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (путь Ивана Бездомного)
  • История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония, где губится талант, совесть и правда. Встреча с Мастером помогла Ивану Бездомному обрести веру, интеллигентность, осознать свое невежество и заблуждения. Он по-другому начинает оценивать свой труд, считая собственные стихи «чудовищными». Вследствие большой душевной работы Иван усваивает культурные традиции и становится просвещенным. Теперь он Иван Николаевич Поныров, идейный преемник и духовный наследник Мастера, сотрудник института истории и философии.
  • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
  • К. Воробьев показывает путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности в собственных силах. Чувство ответственности за судьбу Родины заставляет Алексея быть требовательным к себе, переживать и обдумывать все происходящее с ним и курсантами его роты. Это чувство помогает ему преодолеть страх, который он пережил в ночном бою, пережить смерть капитана Рюмина, умершего на его руках, пережить все то, что произошло с его ротой. Алексей на пределе сил поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не только над врагом, но и над самим собой, над страхом собственной смерти.

Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.

  • А.Т. Твардовский
  • В стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт говорит о важности памяти о погибших на войне.
  • В поэме «По праву памяти» А.Твардовский утверждает право человека на память. Поэт, переживший трагедию «двойного отцовства», когда страшной ценой отречения от родного отца доказывалась верность «отцу народов»:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прикословь:

В ущерб любви к отцу народов -

Любая прочая любовь,

предупреждает своих современников:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Твардовский убежден: необходимо помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких - это не просто право, но и обязанность человека. Мы не вправе терять из виду ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно от нее в угоду кому бы то ни было.

  • А. Вознесенский «Ров»
  • А. Вознесенский в поэме «Ров» с болью в сердце рассказывает о преступлении людей, которые в погоне за деньгами, поддавшись «алчи», забыв о священной памяти о жертвах войны, разрывают ров, куда фашисты во время войны сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан. Поэт говорит о разрыве духовно-нравственных связей между поколениями.

Истинная любовь - высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека; истинная любовь приходит к тому, кто способен жить ради другого.

  • Огромное счастье - любить — испытал одинокий бедный телеграфист Желтков, на протяжении восьми лет безответно влюбленный в княгиню Шеину. Он любит по-настоящему, страстной, бескорыстной любовью. Желтков благодарен Вере Николаевне за то, что она вызвала в его сердце это прекрасное чувство.

Проблема истинной дружбы

Истинная дружба подразумевает духовную близость и бескорыстную самоотдачу.

  • В.Л. Кондратьев «Сашка»
  • В.Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не простят этот поступок, накажут по всей строгости военного времени, а его, рядового солдата, не накажут строго - дальше ставшего привычным «передка не пошлют».

Проблема ревности (Что такое ревность?)

Ревность естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой - с недоверием к тому, кого любишь; через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.

  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
  • В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» необоснованная ревность приводит Арбенина к убийству Нины, которую он по-настоящему любит и чувствами которой дорожит.

Люди, живущие в большом городе, поддавшись быстрому ритму жизни, погружены в свои заботы, поэтому человеку часто бывает одиноко.

  • А.П. Чехов «Тоска»
  • Бесхитростная история, рассказанная А.П.Чеховым, заставляет задуматься об одиночестве человека в большом и шумном городе. Старый несчастный извозчик Иона Потапов, глубоко переживающий смерть сына, тщетно ищет сочувствия у людей. Но никто не хочет его выслушать и разделить с ним горечь утраты. И только лошади, спокойно жующей сено, смог Иона излить свое горе.

Проблема чести и достоинства

Честь, достоинство - истинные ценности, которые утверждаются поступками.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • «Береги честь смолоду» — такое наставление дает Петру Гриневу отец, отправляя сына в армию. Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
  • В «Песне про купца Калашникова » М.Ю. Лермонтов показывает непреходящую ценность чести. Калашников - купец, стремления которого, казалось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь семьи, когда попрано человеческое достоинство, он выходит на смертельный поединок с царским опричником.
  • В.Л. Кондратьев «Отпуск по ранению»
  • Несмотря на лейтенантские погоны, на училище, Володька, герой повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению, воевать и командовать поначалу не умел и боялся. Чтобы скрыть страх, лез бездумно напролом, поэтому людей положил много и зря. Его достоинство солдата, командира рождается из чувства вины перед теми, кто погиб из-за его глупости и малодушия. Из зрелища прифронтовой Москвы, общения с москвичами, из любви к нему и его собственного чувства, из тщательно скрываемого страха матери за его жизнь. Он возвращается на фронт, к своим, хотя есть возможность остаться при тылах. И им движет не потребность самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Он идет защищать всех, с кем свел его отпуск по ранению: Москву, мать, москвичей, Юльку, Тоню.

Музыкой (искусством) можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию.

  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.
  • Глеб Мехед «Скрипач»
  • Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. - М.: Молодая гвардия, 1987.

4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. - М.: «Сварогъ», 1994.

5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).

5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.

6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - (Библиотека школьника).

7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. - М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)

8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. - М.: Детская литература, 1973.

9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. - М.: Художественная литература, 1984.

10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина- М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.

12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.

13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.

14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. - М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 - 4.

15. Трифонов Ю. Другая жизнь. - М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).

16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. - М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. - М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).

18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.

18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. - М.: Московский рабочий, 1979.

1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. - М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. - М.: «Высшая школа», 1965.

3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. - Изд. 3-е. - Л.: Детская литература, 1989.

4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2015.

5. Золотусский И.П. Там, на войне. - Литература в школе № 2, 1995.

6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. - Литература №15, 2004.

7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. - Литература в школе № 2, 1995.

8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. - Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009.

9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. - Литература №15, 2000.

10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. - М.: «Просвещение», 1975.

11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. - Литература в школе № 6, 1995.

12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. - Литература в школе № 4, 1998.

13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». - Литература №17, 2004.

14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). - Литература №17, 2004

15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». - Литература в школе № 2, 1998.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник:
Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам
Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по
http://pedsovet.su/liter/5691_literaturnye_argumenty_ege_po_problemam

Проблема бережного отношения к времени (Аргументы ЕГЭ)

Русский советский писатель Д.А.Гранин в представленном для анализа тексте поднимает важную проблему бережного отношения к времени.

Свои размышления Гранин построил на впечатлениях от прочтения произведения,автор которого не указывается.Оно настолько поразило Даниила Александровича,что он решил продолжить понравившиеся ему мысли.Гранин говорит о быстротечности времени,о том,как люди по-разному к нему относятся.Некоторые деловые люди думают,что они хозяева времени,но это не так.На самом деле время командует человеком.Особенно мне понравилась мысль о том,что время-это богатство,такое же,как природные ресурсы.

Я поддерживаю точку зрения писателя и думаю,что тот,кто научится экономить драгоценное время,станет более счастливым и успешным в жизни человеком.

Мне вспоминается по этому поводу произведение Е.А.Шварца»Сказка о потерянном времени».Это поучительная история для всех детей,которые потребительски растрачивают время,отведённое на обучение.Мальчишки и девчонки,которые лишь веселись и безработно играли,превратились вдруг в дряхлых стариков.И лишь добрые дела и борьба с собственной ленью вернули ребят в детство.

У советской писательницы М.С.Шагинян есть интересный очерк,в котором она обращается к молодёжи с призывом беречь драгоценное время.Автор пишет о том,что многие юноши и девушки «убивают» его.Спустя годы ужа не молодой человек понимает,что время,отведённое на образование и становления себя как личности,упущено.Поэтому,нужно каждую минуту,каждый час своей юности и молодости тратить с пользой для себя и семье.

Таким образом,текст Д.А.Гранина довольно поучителен и предназначен,как мне кажется,в первую очередь для меня и моих сверстников.Я понимаю,что жизнь не бесконечна,а значит,надо учиться и работать,чтобы полностью реализовать себя.

Источник:
Проблема бережного отношения к времени (Аргументы ЕГЭ)
Сочинение на тему Проблема бережного отношения к времени по автора Аргументы ЕГЭ также есть краткое содержание произведения
http://www.kritika24.ru/page.php?id=9449

Проблема времени аргументы

Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на прошедшие две тысячи лет люди по-прежнему остаются такими же алчными, корыстными, жаждущими славы прелюбодеями. Время не изменило природу человека. Он так же подвержен всем грехам, словно в начале времён. Но время ушло, и пора бы стать лучше. Однако все москвичи жаждут того же, что Иуда, страдают от страха потерять свой пост, как Пилат, лгут и наживаются, как Лиходеев. Время категория бесполезная, если человек не меняется… Увы!

В своей поэме автор пытался представить образ, наверное, самого жестокого времени, в которое выпала участь жить лирическому герою. Вспоминая собственную судьбу и судьбу своего отца, автор пишет о коварстве «отца народов», который за словами прятал страх и ненависть к инакомыслящим гражданам своего отечества.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Суд времени – самый жестокий и одновременно справедливый суд. Только на расстоянии видится истинное лицо времени.

И даром думают, что память

Не дорожит сама собой,

Что ряской времени затянет

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Категория времени в рассказе имеет очень важное композиционное значение. На времени основан весь сюжет рассказа. Один день, в котором совместились и мгновение, решающее не только момент, но и всю жизнь. Начиная с подъёма Ивана Денисовича за полчаса до всеобщей побудки, заканчивая моментом засыпания и отсчёта прожитых дней в заключении. Но время ещё категория управляемая, власть перенесла подъём на час раньше, тем самым создавая иллюзию управления временем. На самом деле всё решает не время, а воля и дисциплина человека, который способен в минуту вложить весь смысл жизни, получить свободу, находясь в заключении.

Время – категория важная для человека. Оно неостановимо движется, сокращая наше пребывание на земле. Кажется, впереди ещё много времени, но человек не может предугадать, что ждёт его завтра. Высокомерно о времени рассуждает смертный и самоуверенный Берлиоз. В разговоре с Воландом он декларирует свои планы на вечер, над чем смеётся дьявол, отрицая возможность осуществления этих планов. И лишь оставшийся в живых Иван Николаевич Понырёв (Бездомный) осознаёт всю правоту утверждений Воланда. Всё происходящее в сквере на Патриарших прудах почти мгновенно, но какую роль эти события сыграли в жизни каждого.

2. А.С. Пушкин «Выстрел»

В «Повестях Белкина» особое место занимает история Сильвио, человека отчаянно смелого, дерзкого, посвятившего жизнь идее мщения. Однажды, испытав унижение от человека более удачливого и ещё более дерзкого, он решает, что необходимо во что бы то ни стало отомстить обидчику. Уйдя в отставку, он поселяется в отдалённом уголке, в ожидании того момента, когда можно будет нанести ответный и обязательно смертельный удар. Проходят годы, прежде чем он узнаёт, что его противник женился на любимой женщине. Он возвращается, для своего пропущенного когда-то выстрела. Мгновение, которое проходит в течение повторной дуэли, длится секунды, но для графа, на которого наставлен пистолет, проходит вся жизнь. Впоследствии, он рассказывает помещику Белкину, как он понял в течение нескольких минут всю свою жизнь и все то плохое, что он сделал своим противникам.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой этого рассказа Бунина лишён имени, потому что этот человек очень хорошо думал о себе. По его мнению, он имел право на превосходство над всеми остальными простыми людьми, поэтому автор называет его господином. Он в течение всей жизни «работал», как пишет Бунин, и это было очень понятно всем привезённым из Китая рабочим, трудящимся за копейки, по сути, за еду и кров. Вся жизнь была посвящена накопительству, с тем чтобы в один прекрасный момент вкусить радость и сладость бытия на отдыхе в Европе. Однако жизнь невозможно запланировать. По приезде на Кипр господину внезапно становится плохо. В течение каких-то минут он умирает, так и не вкусив радости жизни. А вот герой, живущий на этом залитом солнцем острове, – «Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии», никогда не думающий о наживе и жизни впрок, наслаждается солнцем и радостью бытия, даруемой ему Богом.

Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на прошедшие две тысячи лет люди по-прежнему остаются такими же алчными, корыстными, жаждущими славы прелюбодеями. Время не изменило природу человека. Он так же подвержен всем грехам, словно в начале времён. Но время ушло, и пора бы стать лучше. Однако все москвичи жаждут того же, что Иуда, страдают от страха потерять свой пост, как Пилат, лгут и наживаются, как Лиходеев. Время категория бесполезная, если человек не меняется… Увы!

2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Время в пьесе размыто, словно люди замерли в своём развитии и не собираются двигаться вперёд. В комедии представлено три поколения: прошлое в лице Фирса, Раневской и Гаева, настоящее – Лопахин, и будущее – Аня Раневская. Именно Аня, а не Петя Трофимов. Прошлое – это то, что отжило, ушло в небытие, Фирс, живущий эпохой до отмены крепостного права, Гаев, рассуждающий о действиях, но почти как Обломов, не умеющий и не желающий ничего делать, чтобы изменить мир и собственную жизнь. Раневская, отдающая «золотой» нищему, когда в доме есть нечего ни прислуге, ни домочадцам. Все они живут миром грёз, прошлыми воспоминаниями о крепостном царстве. Настоящее хозяина жизни Лопахина слишком эфемерно: его годы сочтены, накопленное, пусть трудом, будет объявлено народным достоянием, но сегодня он победитель. Лишь Аня – семнадцатилетняя девушка готова к переменам. Она знает, что будущность зависит от её трудоспособности, возможности заработать и сделать этот мир другим. «Учитель» Петя Трофимов воспитал гражданку двадцатого века – века перемен.

3. А.Т. Твардовский «По праву памяти»

В своей поэме автор пытался представить образ, наверное, самого жестокого времени, в которое выпала участь жить лирическому герою. Вспоминая собственную судьбу и судьбу своего отца, автор пишет о коварстве «отца народов», который за словами прятал страх и ненависть к инакомыслящим гражданам своего отечества.

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать ещё конца.

Суд времени – самый жестокий и одновременно справедливый суд. Только на расстоянии видится истинное лицо времени.

И даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Любую быль,
Любую боль.
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.

4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Категория времени в рассказе имеет очень важное композиционное значение. На времени основан весь сюжет рассказа. Один день, в котором совместились и мгновение, решающее не только момент, но и всю жизнь. Начиная с подъёма Ивана Денисовича за полчаса до всеобщей побудки, заканчивая моментом засыпания и отсчёта прожитых дней в заключении. Но время ещё категория управляемая, власть перенесла подъём на час раньше, тем самым создавая иллюзию управления временем. На самом деле всё решает не время, а воля и дисциплина человека, который способен в минуту вложить весь смысл жизни, получить свободу, находясь в заключении.

Примерные темы и произведения итогового сочинения направление "Время"

" Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" ( И. Гёте)

В. Крупин «Сбрось мешок!»

Стихотворения С.Есенина

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». (Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.)

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (В книге известный русский публицист рассуждает о необходимости ощущения счастья для человека. Лихачев считает, что необходимо сохранять радостное отношение к жизни при любых обстоятельствах. )

" Счастливые часов не наблюдают"

А.С.Грибоедов "Горе от ума"

И.А.Бунин:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А. Куприн «Суламифь»(Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую

Девушку из виноградника, в царицу...)

«У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». ( Уильям Шекспир)

« Единственной мерой времени является память » (Владислав Гжегорчик)

Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"— он его полюбил! И того, и другого человечество помнит, только по разным причинам

Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее использовали.(М. Монтень)

А.П. Чехов «Крыжовник». Чимша-Гималайски

й, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает,отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.(И. Ганди)

М. Цветаева пишет:

Братья, вот она Ставка крайняя!

Третий год уже Авель с Каином бьется…

Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные — навсегда чужими.

М.М.Шолохов «Донские рассказы». Шолохов - один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова -катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Но, видимо, у истории, действительно, плохие ученики, и снова гражданская война...

" Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной?"(

П. Вяземский)

Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын в рассказе “Один день Ивана Денисовича”

А.А. Ахматова «Реквием»

Шолохов «Донские рассказы» В "Донских рассказах" Шолохов выразил все своё отношение к страшным событиям гражданской войны, явившейся трагедией русского народа.Война губительна для обеих сторон вообще и втройне трагична, когда брат воюет против брата, сосед против соседа, друг против друга. Для нации гражданская война - большая трагедия, поскольку никакого положительного прогрессивного результата, как например, национальные освободительные войны, она не приносит. Такая война приносит лишь невосполнимые потери,калечит души, разъединяет родных людей на "своих" и "врагов", которым может стать член собственной семьи - отец, сын, брат, приносит бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых жестоких, темных и мрачных эмоций.

" История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины." Марк Туллий Цицерон

А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма.

А.А. Ахматова «Реквием».Эта поэма - свидетельство реальных событий, «свет истины»

А. Твардовский знал о войне не понаслышке, но всю жизнь чувствовал свою вину перед теми, кто

Не вернулся:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они -

Кто старше, кто моложе -

Остались там,

И не о том же речь,

Что я их мог,

Но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же …

Это стихотворение о погибших на фронтах Великой Отечественной. Но разве это имеет

Значение? Главное, что на войне, на финской ли, германской, чеченской или какой другой,

Гибнут люди. Это ли не предостережение для человечества?

О.Ермаков «Последний рассказ о войне». Побывав на войне, герой рассказа Мещеряков, не научился убивать, но война все же отравила его жизнь. Она прочно заняла место в его памяти,воспомина

ния о ней не покидали ни на минуту

В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки» ярко и красочно представлен образ деревни,которая ассоциируется с«ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с«кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»

" История — свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего".(Мигель де Сервантес Сааведра)

И.С. Тургенев «Муму» При чтении рассказа перед нами встают яркие страницы прошлого нашей страны

Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой». Древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

Этот роман - сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от

Гипертрофированн

ой власти машин и власти государства - все равно какого.

Е.3амятин Роман "Мы".

Счастье в Едином Государстве видится как насаждаемое сверху тем аппаратом управления,которым руководит Благодетель и его помощники Хранители, которые ревностно стерегут людей от истинных чувств. Тотальная слежка, пытки, казни - необходимые атрибуты Единого Государства. В финале романа все подвергаются Великой Операции - удаляется Фантазия,последн

ий реликт души, атавизм.

" Согласны ли вы с утверждением, что личность может быть бессмертна, благодаря своим творениям и деяниям?"

А.С. Пушкин писал в "Медном всаднике"

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно...

Эти строки были написаны про Петра Первого. Он - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный

Уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю

А. С. Пушкин посвятил свои строки В. А. Жуковскому:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…

А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Мерцалов,измученный нищетой, готов в отчаянии покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Н.И.Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента жизнь несостоявшегося самоубийцы и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом.Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого одной из центральных проблем является проблема роли личности в истории. Александр Первый, Наполеон, Кутузов - вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нем человека, не понимающего значения событий, которые происходят.«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, кто» право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые — преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Солон, Наполеон -все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельност

ь теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что самая униженная и оскорбленная героиня, Сонечка Мармеладова, оказалась по духу выше остальных, тем, что,проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.

" Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". И.С.Тургенев.

Г.Р.Державин. В «Последних стихах» великого поэта ХVІІІ века мы читаем о «реке времени». Время, несясь вперёд, оставляет вечности «все дела людей».

Было бы грустно, если б наши потомки забыли деяния своих предшественников

. Но человек обладает памятью, поэтому в его сердце останутся жить на веки «чрез звуки лиры и трубы» «народы, царства…»

Проблема времени неразрывно связана с жизнью и смертью, молодостью и старостью. Эти мотивы объединяют«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Князь Андрей - незаурядный, умный, честный, благородный человек. Он ищет счастья и смысла жизни, правда, только для себя. Ему недоставало самоотрешённости

, самоотвержения, но, всё же, мечтая о подвиге и славе для себя, он желает стране победу.

Жизненные искания приводят нас к постижению смысла жизни. Да, к счастью или к сожалению, жизнь быстротечна. Это миг, и поэтому нельзя дать жизни «проскользнуть меж пальцев».