Савелий богатырь святорусский. Кому на руси жить хорошо анализ савелия

Н. Некрасов создал немало замечательных крестьянских образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Из их числа выделяется столетний старик, немало тягот переживший на своем веку. Но, несмотря на возраст, он сохранил еще силу и крепость духа. «Богатырь святорусский» - такое определение получает в произведении дедушка Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание глав 3,4 части 3

Мужики-странники, решившие непременно найти ответ на поставленный в названии поэмы вопрос, узнали об этом герое от молодой женщины, Матрены Тимофеевны. «Тоже счастливец был», - отмечает она во время рассказа о своей жизни.

Матрена познакомилась с дедом Савелием, когда ему исполнилось уж около ста лет. Он жил отдельно от семьи сына, в своей горнице, и единственный ласково и заботливо относился к молодой жене внука. Герой всегда любил лес, где и в пору глубокой старости любил собирать грибы и ягоды, ставить силки на птиц. Такова первая характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о жизни крестьян до и после рубежного 1861 года. История жизни старика, которую он поведал невестке, знакомит с временами, когда и мужики считались повыносливее да порешительнее, и кабала ощущалась не так сильно: "Раз в три года что-нибудь дадим помещику и достаточно", - говорил герой. И хотя немало трудностей выпало на его долю: и крепостная жизнь, и долгая каторга, и поселение - однако главное испытание ждало Савелия впереди. В старости он недоглядел за правнуком, которого загрызли свиньи. После этого ушел из дома, а вскоре поселился в монастыре, где до последних дней на этом свете молился за грехи: свои и чужие.

Чем же привлекателен образ Савелия в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?

Внешность героя

По словам Матрены, старик и в сто лет выглядел рослым и крепким, так что больше смахивал на огромного медведя. С большой, давно не стриженной сивой гривой. Согнувшийся, но все еще поражавший своим величием - в молодости, по его рассказам, он в одиночку выступил против медведицы и поднял ее на рогатине. Теперь, конечно, мощь была уж не та: герой часто задавал вопрос: «Куда силушка былая делась?» Тем не менее Матрене казалось, коль распрямится дедушка во весь рост, непременно пробьет головой дыру в светелке. Таким описанием дополняется характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» повествует о молодых годах героя, включая рассказ о том, как он оказался на каторге.

Вольная жизнь

Во времена дедовой юности его родные корежские места являлись глухими и непроезжими. Леса да болота, раскинувшиеся вокруг, были хорошо знакомы местным крестьянам, но наводили страх на чужаков, включая барина. Некрасов не просто так вводит в поэму - с этого, по сути, начинается характеристика Савелия - «Кому на Руси жить хорошо» сочетание «корежский» край. Оно само по себе уже символизирует неимоверную физическую силу и выносливость.

Итак, помещик Шалашников к мужикам не заглядывал вовсе, а полицейские приезжали раз в год для сбора дани. Крепостные приравнивали себя к вольным: платили мало и жили в достатке, как купцы. Поначалу еще давали оброк медом, рыбой, звериными шкурами. Со временем, как подходил час выплаты, рядились нищими. И хотя Шалашников порол их так, что «шкуру» на целый век закалил, крестьяне, которые за вотчину стояли, оказывались непреклонны. «Как ни дери, а всей души не вытрясешь», - так думал и Савелий. «Кому на Руси жить хорошо» показывает, что характер героя закалялся и креп в условиях, когда он и его товарищи чувствовали свою свободу. И потому уже до конца жизни нельзя было изменить ни этого убеждения, ни гордого нрава. В сто лет Савелий также выступал за право быть независимым, в том числе и от родственников.

В своем рассказе дедушка обратил внимание еще на один момент - не всегда терпел издевательства мужик русский. Помнил он время, когда народ хотел и мог за себя постоять.

Протест против самоуправства

После смерти Шалашникова крестьяне надеялись, что теперь совсем свобода настанет. Но наследники прислали управляющего-немца. Тот сначала прикинулся тихим и спокойным, оброка не требовал. А сам хитростью заставил крестьян высушить болото и прорубить просеку. Когда опомнились, было поздно: по глупости сами дорогу к себе проложили. Вот тут-то их купеческое житье закончилось - отмечает в своем рассказе Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - произведение, в котором представлены лучшие В случае с немцем автор показывает то единение народа, о котором всегда мечтал. Оказалось, что сломить привыкших к вольной жизни мужиков было непросто. Восемнадцать лет они кое-как сносили власть управляющего, но пришел предел и их терпению. Однажды Христиан Христьяныч заставил их рыть яму, а к концу дня возмутился, что ничего не сделано. В уставших людях - работали не покладая рук - вскипела накопившаяся за годы злоба, и неожиданно пришло решение. Савелий легонько, плечом, подтолкнул немца к яме. Стоявшие рядом девять его товарищей тут же все поняли - и через несколько минут ненавистного Фогеля живьем закопали в той самой яме. Конечно, за такой поступок последовало наказание, но в душе каждого осталось удовлетворение от того, что не покорился. Не случайно старик на слово «каторжник», адресованное ему сыном, всякий раз отвечал: «Клейменный, да не раб». И это одно из главных качеств героя, которым он всегда гордился.

Каторга

Двадцать лет каторги и столько же поселений - таков был приговор бунтовщикам. Но он не мог изменить у людей, к которым принадлежал Савелий. Образ героя из произведения «Кому на Руси жить хорошо» в новых испытаниях закалился еще больше. Порка в остроге, а потом в Сибири после неудавшихся побегов в сравнении с наказаниями Шалашникова казалась ему лишь ничего не стоящим мазаньем. Тяжелый труд тоже был не в новинку. Савелий даже сумел скопить денег, на которые, вернувшись в родные места, построил дом. Прежним осталось стремление к независимости и свободе. Вероятно, поэтому из всей семьи старик выделял только жену внука, Матрену. Она была такой же, как он: непокорной, целеустремленной, готовой к борьбе за собственное счастье.

Отношения с домочадцами

Это еще одна важная составляющая рассказа о герое - в итоге именно из мелких деталей складывается в небольшой главе характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о «счастливцах». Но можно ли отнести к ним человека, который чувствовал себя одиноким в своей семье? Матрена отметила, что дедушка не любил общаться с родней и потому поселился в горнице. Причины были просты: чистый душой и добрый по натуре Савелий не мог принять злобы и зависти, царивших в семье. Сын старика не обладал ни одним из качеств, свойственных его отцу. В нем не было ни доброты, ни искренности, ни тяги к труду. Зато отмечались безразличие ко всему, склонность к праздности и выпивке. Мало отличались от него жена и оставшаяся в старых девках дочь. Чтобы как-то проучить родственников, Савелий порой начинал шутить. Например, подбрасывал сыну оловянную «монету», сделанную из пуговицы. В результате последний возвращался из кабака побитый. А герой только посмеивался.

Позже одиночество Савелия скрасят Матрена и Демушка. Уже после смерти ребенка старик признается, что рядом с внуком его ожесточившиеся сердце и душа оттаяли, и он вновь почувствовал себя полным сил и надежд.

История с Демушкой

Гибель мальчика стала для старика настоящей трагедией, хотя истоки случившегося нужно искать в самом укладе русской жизни того времени. Свекровь запретила Матрене брать с собой в поле сына, якобы мешавшего работать, и за ребенком стал приглядывать столетний Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - характеристика ее героев не всегда получается веселой - это поэма о тяжелых испытаниях, справиться с которыми не каждому по плечу. Вот и в данном случае повидавший многое на своем веку герой вдруг по-настоящему ощутил себя преступником. Он так и не смог простить себя за то, что уснул и не доглядел за дитятей. Неделю не покидал Савелий своей каморки, а потом ушел в лес, где всегда чувствовал себя свободнее и увереннее. Осенью же поселился в монастыре, чтобы покаяться и молиться. Он просил у Бога, чтобы сжалилось сердце матери-страдалицы и чтобы она простила его, неразумного. А еще душа старца болела за все крестьянство русское, страдное, с нелегкой судьбой - об этом он расскажет при встрече, случившейся спустя несколько лет после трагедии, Матрене.

Мысли о народе

Характеристика Савелия из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» будет неполной, если не упомянуть об отношении героя к русскому крестьянству. Страдным и вместе с тем мужественным называет он народ, способный вынести в этой жизни любое испытание. Руки и ноги вечно скованы, по спине словно прошли, а в груди - «Илья-пророк … гремит … на колеснице огненной». Так описывает мужика герой. Затем добавляет: истинный богатырь. И завершает свою речь словами о том, что и после смерти человеческие страдания не заканчиваются - в этом, к сожалению, слышатся мотивы смирения старца-послушника. Ибо на том свете ждут несчастных те же «муки адские», - считает Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: характеристика «богатыря святогорского» (выводы)

Подводя итоги, можно отметить, что облик героя воплощает лучшие качества русского человека. Само повествование о нем напоминает народную сказку или былину. Сильный, гордый, независимый, он возвышается над остальными героями поэмы и, по сути, становится первым бунтарем, вставшим на защиту народных интересов. Однако сравнение героя со Святогором не случайно. Именно этот богатырь считался на Руси одновременно самым сильным и самым бездеятельным. В своих размышлениях о дальнейшей судьбе народа Савелий приходит к мало радующему выводу: «Богу ведомо». Следовательно, этот образ из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма противоречив и не дает ответа на вопрос странников. А потому и повествование о поисках счастливого не заканчивается до той поры, пока не встретится мужикам молодой и деятельный Гриша.

Множество судеб проходит перед глазами странников поэмы Н.А.Некрасова, отправившихся искать счастливых. Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многогранны и разносторонни. Богатырь Савелий святорусский предстает реально. Его легко описать, но сложно понять.

Внешность героя

Читатель знакомится с персонажем, когда ему уже много лет. Всего Савелий прожил 107 лет. Сложно представить, каким он был в молодости, но богатырское телосложение не спрятала старость. Внешность старика схожа с царем северных лесов – медведем:

  • большая сивая грива (копна волос), которую не трогали ножницы больше 20 лет;
  • большущая борода;
  • согнутая в дугу спина.

Сам себя Савелий сравнивал с деревенским колодцем

…на очеп я похож.

Удивительно правдиво такое сравнение: крепкое вековое строение с кристально чистой водой.

Особенность характера

О Савелии странники узнают из рассказа Матрены Корчагиной. Савелий – дед ее мужа. В образе богатыря соединились несколько типов простого русского человека. Основная черта – героизм. Святорусский богатырь обладает огромной силой, он защищает страну, народ. Но Савелий – не воин:

«…жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою…».

Дед Савелий – истинный христианин. Он держится на вере, молится о своей судьбе и за всю крестьянскую страну. Автор не придает персонажу сказочности, он реален и страшно грешен. На нем 2 человеческие смерти: управляющего немца и ребенка. Дед грамотен и остр на язык. Это удивительная особенность русского человека. Пословицы, поговорки, песни, пророчества насыщают и украшают речь Савелия. Простой мужик святорусский схож с богатырями Древней Руси и со святыми, вольно гуляющими по земле.

Судьба богатыря

Савелий прожил длинную жизнь, понятно, что в ней было множество событий. Он не все поведал Матрене, но того, что рассказал, хватило, чтобы его принял читатель, и полюбила сильная женщина. Дед жил в селе Карежине, куда не могли добраться помещики и управители. Посылали крестьяне редкие оброки и барщины. Но перехитрил крестьян немец. Превратил он жизнь свободолюбивых крестьян в каторгу. Недолго терпели мужик. Закопали они Фогеля живым. Подтолкнул к яме управляющего Савелий, произнес одно слово:

«Наддай»,

Товарищи молча поддержали. Этот эпизод подтверждает желание русского народа избавиться от рабства и говорит об уважении к старику. Пережил Савелий плети. 20 лет каторги, столько же поселения. Совершает мужик побеги и снова попадает под побои.

Крестьянин на каторге сумел накопить денег. Как в таких невыносимых условиях может человек думать о будущем? Это автору неизвестно. Вернулся он к родным, но они относились к нему хорошо, пока были деньги. Окаменело сердце богатыря от горя. Растопило его только отношение к нему маленького Демушки – сына Матрены. Но и здесь судьба сыграла злую шутку: проспал старик ребенка,

«…скормил свиньям…».

От горя за свой грех Савелий уходит в монастырь на покаяние. Он просит у Бога прощения и вымаливает смягчения материнского сердца. Такой же длинной как жизнь была и смерть у старика: он заболел, 100 не ел, сох и «хирел».

Характер героя поэмы

У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел. Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой. Добрая душа прячется и не каждому открыта.

Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.

Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:

«…Клейменный, да не раб!».

Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.

Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.



Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.

Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.

Глава «Крестьянка» создавалась Некрасовым в канун второго демократического подъема, когда истинное знание народной среды, сущности народного характера становилось особенно необходимым. К каким же выводам привело многолетнее изучение народной жизни Некрасова?

Еще ни в одной из глав эпопеи «Кому на Руси...» автор не утверждал так вдохновенно мысли, что в народной среде таятся неисчерпаемые источники нравственной красоты, стойкости, богатырской мощи и свободолюбия. Последнее с особенной силой раскрывается в центральном эпизоде главы «Крестьянка», рассказе о Савелии, богатыре святорусском. Совершенно закономерно, что именно в главе, характеризующей жизнь крестьянства, рассказанной женщиной-крестьянкой и тесно связанной с народным творчеством, появляется полубылинный (и такой конкретно-реальный!) образ «богатыря сермяжного», Савелия — одно из лучших и наиболее драматических созданий некрасовского гения.

С первых же слов Матрены о Савелии рождается ощущение богатырской его мощи. Огромный, «С большущей сивой гривою, / С большущей бородой» столетний старик не только «на медведя смахивал», но силой своей казался «страшней сохатого». Эпический, широко обобщающий смысл образа Савелия подчеркнут и в названии главы — «Савелий, богатырь святорусский». Каковы же истоки рождения этого образа и какое место он занимает в развитии идейного замысла поэмы?

Импульсы, стимулировавшие работу творческой фантазии Некрасова, очень разнообразны. Возможно, что мысль о введении в главу «Крестьянка» образа крестьянина-богатыря подсказана федосовскими плачами. Так, в плаче «Об убитом громом-молвией» нарисован образ Ильи-пророка, который спрашивает у бога разрешения спустить стрелу огненную в белу грудь крестьянина могучего. Слова поэмы:

А грудь? Илья пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь! —

несомненный отзвук федосовского плача.

Но не столько от книги, сколько от жизни шел Некрасов. Как выяснено в одном из интереснейших исследований, замысел главы о Савелии остро публицистичен. События, о которых рассказывается в главе «Савелий, богатырь святорусский», развертываются в северо-западной части Костромского края, о чем свидетельствуют названия: Корежина, Буй, Песочный монастырь, Кострома. Оказывается, что выбор места действия, так сказать, «костромская топография» не случайны в поэме. Придя в город («Губернаторша»), Матрена с удивлением останавливается перед памятником Сусанину:

Стоит из меди кованный,

Точь-в-точь Савелий дедушка,

Мужик на площади.

— Чей памятник? — «Сусанина».

То, что Савелий сравнивается с Сусаниным, — многократно отмечалось в литературе, но научные изыскания показали, что внутренняя связь образа Савелия с Сусаниным гораздо глубже и сложнее, чем это казалось. Именно в ней скрыта тайна рождения образа.

Костромские «приметы» главы имеют под собою особый смысл. Дело в том, что Иван Сусанин родился в тех же местах, в деревне Деревеньки Буйского уезда. Погиб он, судя по преданию, километрах в сорока от Буя, в болотах под селом Юсуповым.

Как известно, патриотический подвиг Сусанина был истолкован в монархическом духе, любовь к царю и готовность отдать за него жизнь объявлялись чертами, выражающими самую сущность русского крестьянства. В 1851 году в Костроме был поставлен памятник Сусанину (скульптор В. И. Демут-Малиновский). У подножия шестиметровой колонны, увенчанной бюстом Михаила Романова, коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина. Бывая в Костроме, Некрасов не раз видел этот памятник.

Сюжетом главы «Савелий, богатырь святорусский», действие которой сосредоточено в глухом медвежьем углу, гуще костромских лесов и болот, поэт заявляет, что даже в самой глухой стороне просыпается мужик. Об этом говорит и образ Савелия — эпически обобщенный образ подымающегося на борьбу русского крестьянства.

Некрасов дает в поэме необычайно глубокий анализ особенностей крестьянского движения своей эпохи, крестьянской Руси в ее силе и слабости. Автор эпопеи обращает внимание на богатырскую мощь «богатыря сермяжного» (русского крестьянина), казалось бы, трудно совместимое с ней долготерпение и стихийный характер его бунтарства. Русский мужик терпелив. Молчаливо терпит Корежина дранье Шалашникова. О внутренней силе, гордости («Вот были люди гордые!») свидетельствует это умение сдержать нарастающий гнев, встать выше побоев и истязаний:

Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь...

В этом терпении — не покорность и рабская кровь, а здравый смысл и сила духа.

Между корежинцами и Шалашниковым происходит своеобразное состязание в силе и стойкости, и грубая сила Шалашникова не в состоянии победить внутреннего упорства мужиков, силы их духа: «Дурак же ты, Шалашников!» — насмешливо заявляют корежинцы, потешаясь над барином. Однако

Крестьянское терпение

Выносливо, а временем

Есть и ему конец,

крестьянские «топоры лежат до поры». Заурядные натуры покоряются злу, но народная среда постоянно выдвигает людей, которые встают на борьбу с ним. Эти люди начинают понимать, что излишнее терпение зачастую перерастает в привычку, рождает психологию раба. «Перетерпеть-пропасть...» — формулирует эту мысль Савелий, вставший на путь протеста.

Русский мужик терпелив, но, однажды решившись, уже не страшится препятствий. Доведенные до предела издевательствами «немца-управителя» терпеливые корежинцы, безмолвно согласившись рассчитаться с ненавистным Фогелем, проявляют удивительную решимость и единодушие в действиях. Инициатива принадлежит Савелию. Это он первый легонько толкнул плечом Христьяна Християныча к яме. И достаточно этого легкого толчка, искры, чтоб разгорелось пламя народного гнева, дружно заработали под реплику «Наддай!» девять лопат...

Утверждая нравственное право народа на борьбу, на расправу с угнетателями, восхищаясь силой и решимостью корежинцев, Некрасов, однако, показывает и обреченность подобных вспышек крестьянского гнева. Савелий с товарищами

В землю немца Фогеля

Христьяна Християныча

Живого закопал.

Кабак... острог в Буй-городе,

...Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения».

Убив Фогеля, корежинцы возбудили против себя действие силы, стоящей за спиной Фогеля, страшной силы самодержавно-помещичьего государства, с которой не могут справиться даже богатыри, если они одиночки. Старик Савелий размышляет:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

— Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

Поэтому богатырь святорусский и любит повторять: «Недотерпеть — пропасть...» Да, стихийные и разрозненные крестьянские бунты не приведут к Избыткову селу. Это знает Некрасов и все-таки с громадным поэтическим вдохновением говорит о мощи и свободолюбии, о громадной потенциальной силе гнева русского мужика.

В рассказе Савелия есть слова:

Потом... бежал я с каторги...

Образ крестьянина — бунтаря, народного мстителя за вековые обиды первоначально был задуман еще резче. В рукописях остался эпизод, в котором рассказывается, как Савелий, третий раз бежав с каторги, «порядочно на воле погулял». Скитаясь зимой в тайге, он наталкивается на избу, в которой остановились какие-то ненавистные ему чиновники, и, осуществляя свою месть, Савелий сжигает своих врагов.

Принято считать, что отказаться от введения этого эпизода в поэму Некрасова заставила оглядка на цензуру. Но хочется заметить и другое. Есть в нарисованной картине что-то жуткое, бросающее зловещие блики, зловещую тень на облик Савелия, противоречащее некрасовской концепции народного характера. Русский мужик скорее благодушен, чем жесток, продуманная и преднамеренная жестокость не характерна для него. Да, доведенные до предела, в порыве праведного гнева корежинцы закапывают в землю Фогеля. Но психологический рисунок тут иной. Лопаты корежинцев работают под действием стихийного порыва, они выполняют волю коллектива, хотя каждый из участников расправы внутренне смущен жестокостью этой справедливой (ведь «осьмнадцать» лет терпели!) воли:

Друг другу не глядели мы

В глаза...

Опомнились и «переглянулись» они лишь тогда, когда дело было сделано. Думается, что не оглядка на цензуру, а художественное чутье заставило поэта отказаться от введения в окончательный текст поэмы фрагмента «А двери-то каменьями...», противоречащего гуманным основам натуры героя.

Нет силы, способной сломить Савелия. «Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения» лишь укрепили в нем природное свободолюбие, выразившееся в словах: «Клейменый, да не раб!» Став и столетним стариком, он всеми мыслями прикован к прошлому, размышляет о судьбе крестьянства, «о горькой доле пахаря», о путях борьбы и даже в монастыре, куда ушел, виня себя в смерти Демушки, молится «за все страдное русское крестьянство». Правда, в конце жизни Савелий приходит подчас к горьким и безотрадным выводам.

Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти, —

говорит он Матрене, а к крестьянам мысленно обращается со словами:

Как вы ни бейтесь, глупые,

Что на роду написано,

Того не миновать!

Но столь характерные для идеологии патриархального русского крестьянства фатализм и религиозность живут в Савелии рядом с не утихшим за долгую жизнь гневом и презрением к тем, кто не способен на борьбу:

Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать!

Образ Савелия соотнесен в поэме не только с Иваном Сусаниным, но и с образами русского былевого эпоса. Он — богатырь святорусский. Этой поэтической параллелью утверждается богатырство народа и вера в его неизбывные силы. Давно установлено, что в характеристике Савелием мужика (Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь?...) слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной. Святогор-богатырь чувствует в себе силы необъятные.

Кабы я тяги нашел,

Так всю бы землю поднял! —

говорит он. Но, попытавшись поднять суму переметную с тягой земной,

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слезы, а кровь течет...

В поэме:

Покамест тягу страшную

Поднять-то поднял он,

Да в землю сам ушел по грудь

С натуги! По лицу его

Не слезы — кровь течет.

Образ Святогора помогает выразить мысль о силе и слабости русского крестьянства, о его могучих, но еще дремлющих силах и неразбуженности, несформированности его социального сознания. К наблюдению Сравнение русского мужика со Святогором присутствует в поэме как рассуждение Савелия. Савелия, сознание которого характеризуется не дремотностью, а напряженной многолетней мучительной работой мысли, результатом которой стало презрение к Аникам-воинам, не способным на борьбу, сознание, что лучше каторжное клеймо, чем духовное рабство. А потому образная параллель Святогор — русский мужик никак не может быть распространена на самого Савелия, тоже богатыря святорусского, но иной, не дремотной, а действенной силы.

(372 слова) Герои поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на пути своем повстречали «богатыря святорусского» Савелия, образ которого имеет огромное значение в произведении. Он воплощает в себе основные качества русского народа, которые отличают его от всех прочих. С одной стороны эти свойства – залог счастья, а с другой – проклятие простого человека.

На момент действия поэмы Савелий — уже столетний старик. Он прожил бурную жизнь, которая привела его, гордого и смелого, к смирению и покаянию. Будучи обыкновенным крестьянином, он был полностью подвластен немецкому приказчику. Барин прислал его управлять своими землями. Фогель за 17 лет деятельности полностью разорил подопечных. Изнурительный труд и черная неблагодарность начальника побудили Савелия и других мужиков расправиться с угнетателем. В этой ситуации проявляется феноменальное терпение русского народа – они почти два десятка лет терпели ужасное отношение! Но здесь же появляется и другая, темная сторона души русского человека – бессмысленность и беспощадность бунта, о которых говорил еще А. Пушкин. Они закопали живого приказчика в яму, которую он приказал вырыть. Тогда героя и его друзей отправили на каторгу, которая при всей своей мучительности не сломила духа этих людей. Савелий ни в грош не ставит телесные наказания: «Плохое там дранье» — сетует он. Известно также, что он несколько раз бежал, и наказание его тоже не смущало. Это говорит о смелости, выдержке и силе духа простого русского мужика. Его тяга к свободе и внутренняя независимость поражают и заставляют восхищаться им, как народным героем. Но после каторги, жизни на поселении и всех драматических событий он приходит к тяжелейшему испытанию – мукам совести. Их пробудила смерть его правнука. Савелий не досмотрел, и Дему съели свиньи. Тогда силач и гроза поселения начинает таить на глазах и постоянно пропадает на могилке мальчика. Он осознает вину не только перед Матреной, но и перед всем христианским миром за ту кровь, что обагрила его сильные руки. Непоколебимая нравственная основа его характера дает о себе знать, когда мы видим масштабы его покаяния: он уходит из мира в монастырь, дабы полностью отдаться скорби и сожалению.

Потенциал Савелия огромен: он и грамоте выучился в остроге, и силу имел недюжинную. Но таким героем необходимо задавать верное направление, ведь сами они не могут довершить свой бунт до конца, не могут произвести его честно и без лишней жестокости. Потому народным заступником является Гриша Добросклонов, который должен склонить народ к добру, что следует из его фамилии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
На своем пути странники встречают множество лиц, героев, судеб. Одним из встреченных ими становится Савелий. Его Некрасов называет «богатырем святорусским». Путники видят перед собой старца, «большущей сивой гривою, …с большущей бородой», «ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов». Но, несмотря на возраст, в этом человеке чувствовалась огромная сила и мощь: «…ну распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!»
Эта сила и мощь, как позже узнали странники, проявилась не только во внешности Савелия. Они, прежде всего, в его характере, внутреннем стержне, нравственных качествах.
Сын часто называл Савелия каторжником и «клейменым». На что этот герой всегда отвечал: «Клейменый, да не раб!» Свободолюбие, стремление к внутренней независимости – вот что делало Савелия настоящим «святорусским» богатырем.
За что же этот герой попал на каторгу? В молодости он поднял бунт против немца-управляющего, присланного помещиком в их деревню. Фогель сделал так, чтобы «настала каторга Корежскому крестьянину - До нитки разорил!» Сначала вся деревня терпела. В этом Савелий видит богатырство русского мужика вообще. Но в чем заключается его богатырство? В терпении и выносливости – семнадцать лет терпели крестьяне иго Фогеля:
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?
Но вскоре и мужицкому терпению пришел конец:
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий...
Народный гнев, получив толчок, подобно лавине, обрушился на изверга-управляющего. Мужики закопали его живьем в землю, в ту самую яму, которую он приказывал рыть крестьянам. Некрасов, таким образом, показывает здесь, что и терпению народному приходит конец. Более того, несмотря на то, что терпение - национальная черта характера, она должна иметь свои границы. Поэт призывает начать бороться за улучшение своей жизни, за свою судьбу.
За совершенное преступление Савелия и других крестьян сослали на каторгу. Но до этого держали в остроге, где герой выучился грамоте, пороли плетьми. Но Савелий это за наказание и не считает даже: «Не выдрали - помазали, Плохое там дранье!»
С каторги герой несколько раз сбегал, но его возвращали и наказывали. Двадцать лет провел Савелий на строгой каторге, двадцать лет – на поселениях. Возвратившись домой, построил свой дом. Казалось бы, теперь можно спокойно жить и работать. Но разве это возможно для русских крестьян? Некрасов показывает, что нет.
Уже дома с Савелием случилось, наверное, самое страшное событие, страшнее двадцати лет каторги. Старый герой не усмотрел за своим правнуком Демушкой, и мальчика сожрали свиньи. Этот грех Савелий не мог себе простить до конца жизни. Он чувствовал свою вину и перед матерью Демушки, и перед всеми людьми, и перед Богом.
После смерти мальчика герой почти поселился у него на могиле, а затем и вовсе ушел в монастырь замаливать свои грехи. Именно последней частью жизни Савелия и объясняется то определение, которое ему дает Некрасов, – «святорусский». Большую силу, непобедимость русского человека поэт видит именно в нравственности, внутреннем стержне простого мужика, во многом основанном на вере в Бога.
Но лучше самого Савелия никто, наверное, не скажет про его судьбу и участь. Вот как сам старик оценивает свою жизнь:
Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти - муки адские
В ту-светной жизни ждут.
В образе Савелия, богатыря святорусского, воплощены огромные силы русского народа, его мощный потенциал. Это выражается и в физическом облике героя, и в его внутренней чистоте, свободолюбии, гордости. Однако стоит заметить, что Савелий еще не решается на полный бунт, на революцию. В гневе он закапывает Фогеля, но в его словах, особенно в конце жизни, звучит смирение. Причем Савелий верит, что муки и страдания его будут ждать не только в этой жизни, но и на том свете.
Именно поэтому Некрасов возлагает свои революционные надежды на Гришу Добросколонова, который должен понять потенциал таких вот савелиев и поднять их на революцию, повести к лучшей жизни.

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняшних зрителей, пьеса осталась живым источником чувств и размышлений. Комедия Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Борьба декабристов с многочисленными и сильными противниками - дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе.

В повести “Фома Гордеев”, написанной в самом конце 90-х годов, Горький хотел дать широкую картину современности. На фоне ее “должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии”. Горький заложил в основу повести смелую мысль: внешне кипучая, энергичная предпринимательская деятельность русского купечества на деле - “золотая клетка” для души, ищущей разумного приложения своим силам. Фома Гордеев идет путем, которым шли его отцы и деды, по которому идут “мозговой человек” купечества Яков Маякин и защитник собственнических устоев Ананий Щуров. Д

Еще в древние времена многие человеческие права и обязанности были разделены на мужские и женские. Так уж повелось, что если мужчина был добытчиком и защитником, то женщине отводилась роль хранительницы уюта, домашнего очага, любви. На первый взгляд может показаться, что не так уж и сложно сделать, чтобы в доме всегда был уют и порядок, а в семье поддерживалась теплая атмосфера взаимоуважения, доброжелательности, любви. На самом же деле существуют обстоятельства или ситуации, когда достойное выполнение своих обязанностей требует от женщины настоящего подвига и самоотречения. Во все времена пр