Скачать презентацию на тему м и глинка. Михаил иванович глинка

1 слайд

Лыченкова Ирина Витальевна МОУ «СОШ № 56» Г. Новокузнецка учитель музыки первой квалификационной категории педагогический стаж – 18 лет

2 слайд

3 слайд

Композитор- основоположник русской классической музыки. ГЛИНКА Михаил Иванович родился .

4 слайд

Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - душа моя!».

5 слайд

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Закончил пансион в 1822 вторым учеником. После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

6 слайд

7 слайд

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

8 слайд

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.

9 слайд

10 слайд

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

11 слайд

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

12 слайд

В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище.

13 слайд

По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы, прах Глинки, в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры. В Петербурге.

Cлайд 1

Cлайд 2

Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе ― на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи.

Cлайд 3

Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой Фёклой Александровной.

Cлайд 4

Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

Cлайд 5

После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

Cлайд 6

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества.

Cлайд 7

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в Берлине. Памятник-надгробие М. И. Глинке на Тихвинском кладбище.

Слайд 1

Презентацию подготовила: Вовк Ольга Григорьевна учитель музыки г.п Федоровский ХМАО-Югра
«Между небом и землёй…»

Слайд 2

Цель: Познакомить учащихся с жанром романса, его ролью в творчестве М.И. Глинки; Задачи: Сформировать у учащихся понятие о романсе как о жанре вокальной музыки; Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальное произведение на примере романса «Жаворонок»; Развивать интерес к творчеству композитора М. И. Глинки; Обогащать духовный мир учащихся, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;

Слайд 3

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для них эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Слайд 4

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного Родина романса - Испания

Слайд 5

А. Алябьев
А. Гурилёв
С. Рахманинов
А. Варламов
П. Чайковский
Н. Римский-Корсаков
Г. Свиридов
Замечательные образцы русских романсов создали композиторы

Слайд 6

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки

Слайд 7

Глинка был основоположником русской классической музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки. Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Слайд 8

Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть "красивого пения", где плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова.
Кадры из кинофильма «Композитор Глинка»

Слайд 9

М Глинка – Н. Кукольник «Прощание с Петербургом»
"Прощание с Петербургом", цикл из 12 романсов созданный Глинкой в 1840 году. … «Я хотел уехать из Петербурга (...) Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме...» В этих романсах слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок» - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь!

Слайд 10

10
Нестор Кукольник
Михаил Глинка
романс «Жаворонок»
Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя. В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия - то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г. Белинский).

Слайд 11

Именно песня жаворонка побуждает лирического героя к активному выражению чувств к своей возлюбленной. Вокальная партия выражает не просто трогательное состояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Прекрасная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей».

Центр АРТ-образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура)

Презентация к классному часу

Жизнь и творчество

Михаила Ивановича Глинки

(к 210-летию со дня рождения композитора)

Масликова Юлия Алексеевна,

учитель музыки;

Мирошниченко Ярослав, 4А класс

МБОУ СОШ №3 городского округа

г. Урюпинск


М.И. Глинка

является основоположником русской музыкальной классики. Он создал первые образцы русской оперы, симфонической музыки и романса.




Вильгельм Карлович

Кюхельбекер

С 1817 Михаил Глинка учится в Благородном пансионе в Петербурге.

Его воспитателем и преподавателем русской словесности был Вильгельм Карлович Кюхельбекер - друг Александра Сергеевича Пушкина, благодаря этому произошло их знакомство.

Александр Сергеевич Пушкин


В 1822 году Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре ушел в отставку. Служба отрывала его от любимых занятий музыкой и мешала творчеству.

Позже он сочинит «Попутную песню» на слова Н.Кукольника по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом.

«Попутная песня»

слова Нестора Кукольника


В 1830 году Михаил Глинка отправляется в путешествие, стремясь усовершенствоваться в искусстве.

Романс «Венецианская ночь» - это истинная баркарола, созданная под впечатлением русского композитора от южной природы, ласкового моря и "сладостных напевов" Италии.

Романс написан на стихи замечательного поэта Ивана Козлова, о творчестве которого с восторгом отзывался

Александр Сергеевич Пушкин.

Романс

«Венецианская ночь»

слова Ивана Козлова


Вернувшись в 1834 году в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина.

В своём произведении композитор прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.

Опера с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 года на сцене Большого театра в Петербурге. Передовые люди русского общества высоко оценили её.

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»


1839 года Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено стихотворением

Александра Сергеевича Пушкина.

Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Екатерине Керн сочинениях. Первым из них был пленительно изящный наполненный нежной влюбленностью «Вальс – фантазия» и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

Романс «Я помню

чудное мгновенье»

стихи А.С.Пушкина


В 1842 году с остоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» на поэму Пушкина. Это сказочно-эпическая опера о любви Руслана и Людмилы и коварстве волшебника Черномора.

Опера получила искреннее одобрение со стороны передовых музыкальных кругов.

Заключительный хор «Слава великим богам» из оперы «Руслан и Людмила»


Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжёг.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актёры и певцы, передовые молодые музыканты.

Л.И.Шестакова и М.И.Глинка


Михаил Иванович Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество Глинки – свидетельство могучего подъёма национальной культуры. Подобно Пушкину в литературе, Глинка в музыке стал зачинателем нового исторического периода, определившего пути развития и мировое значение русской национальной культуры.