Тотемизм — определение, история и особенности понятия. Что такое тотемизм Область использования тотемов

Тотемизм - это представление о сверхестественной связи, родстве между группой людей и определённым видом животных, растений, реже - предметов. Термин «тотем», «ототем» взят из языка племени оджибве индейцев Северной Америки, у которых он означает «его род». Наиболее развит и лучше всего изучен тотемизм австралийских племён. Австралию поэтому называют «классической» страной тотемизма. (Коренное население Австралии - австралийцы к моменту колонизации (конец XVIII в.) находились на ранней стадии первобытнообщинного строя, поэтому их религиозные верования дают представления о древнейших формах религии.) Австралийские роды и фратрии (группы родственных родов) носили названия тотемных животных и растений; например, племя арабана состояло из 12 родов, имевших названия: клинохвостый орёл, ворон, динго, гусеница, лягушка, змея и т.д.

Тотем считался предком рода, его родоначальником, поэтому с ним был связан целый ряд запретов: тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (за исключением обрядовых церемоний), запрещалось наносить ему какой-либо вред. Убийство тотема или нанесение ему каких-либо повреждений посторонним лицом австралийцы воспринимали как личное оскорбление. Многочисленные мифы повествуют о тотемических предках - фантастических существах, полулюдях-полуживотных, об их жизни, странствиях, подвигах. Некоторые тотемические обряды являлись инсценировкой подобных мифов. Мифы и обряды считались священными, их знали только мужчины, прошедшие обряды посвящения.

Австралийцы верили в свою способность воздействовать на тотем, у них существовали специальные церемонии «интичиума» (название взято из языка племени аранда), целью которых было способствовать магическим путём размножению тотемных животных и растений. Главную часть церемоний составляли пляски; участники их стремились своим внешним видом - головными уборами, масками, специальной раскраской тел, - а также движениями походить на тотемов. Заключительную часть обряда составляло ритуальное вкушение тотема, что считалось способом приобщения к нему.

Тотемизм - одна из форм религии раннеродового общества, он тесно связан с такими видами хозяйства, как охота и собирательство. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становятся для них объектом религиозного культа. В тотемизме отразились также особенности первобытных социальных отношений, основанных на принципе кровного родства. Не зная иных связей в обществе, кроме кровнородственных, люди переносили их на внешнюю природу. Связь членов рода с животным и растительным миром своей области осознавалась ими как кровное родство.

Тотемические воззрения засвидетельствованы не только у австралийцев, но и у многих других племён: индейцев Северной и Южной Америки, в Африке, Меланезии, хотя здесь они выступают уже не в такой «классической» форме, как у австралийцев, поскольку эти племена миновали стадию раннеродового общества. У индейцев существовали тотемные названия родов и фратрий, мифы происхождения родов от тотемов, тотемические запреты. В честь тотема исполнялись религиозные пляски: волчий танец, медвежий танец, пляска ворона и т.д. Тотем считался покровителем, поэтому его изображения наносились на оружие, предметы быта, жилище. Тлинкиты северо-западного побережья Северной Америки перед каждым домом устанавливали тотемный столб, покрытый изображениями тотемного предка.

На основе тотемизма позднее, на более высокой ступени развития, возник культ животных, существовавший у многих народов мира. В древнем Египте существовал культ священных животных - быка, шакала, козла, крокодила и др., считавшихся воплощениями богов. Им были посвящены храмы, приносились жертвы. Многие египетские божества изображались в виде животных: бог мёртвых Анубис - в виде шакала, богиня любви и плодоролия Исида - в виде женщины с головой коровы. В древней Индии почитались коровы, тигры, обезьяны и другие животные. В честь коровы совершались особые празднества. Обезьяны в большом количестве встречались на улицах индийских городов, из никто не смел трогать.

отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

тотемизм

ТОТЕМИЗМ - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамер. индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения Т. было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития Т. такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Позднее в Т. были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, с др. стороны - к изменению отношения к самому тотему. Напр., возникли запреты на употребление тотема в пищу за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках Т. возникла целая система запретов, которые назывались табу. Отличное определение

Неполное определение ↓

Тотемизм - распространенная социально-религиозная система: так трактует это понятие пресловутая википедия. Первобытная религия основывалась на разных фактах и феноменах, связывая жизнь человека, ее возможности и здоровье, к примеру, с землей, разными животными, а также - с другими объектами и явлениями. Именно таким образом происходило когда-то деление племени.

Люди сравнивались при этом с определенными животными (совами, койотами, воронами), в честь которых создавались тотемы (totem - знак, клановый герб, название животного). Но также свой тотем можно было и заслужить, имея особые навыки: ум, силу, скорость или мудрость. Название тотема могло быть совершенно разным – начиная от живого существа и заканчивая погодным явлением (к примеру, громом).

Если член семьи был тотемно связан с определённым животным, то всему семейству строго запрещалось употреблять это тотемное животное в пищу и оно считалось священным. Верили в тотемизм все, ибо к этому призывала древняя религия.

Что обозначает тотемизм

Слово тотемизм (тотемное животное) в широком смысле обозначает комплекс убеждений о существовании своеобразного родства между человеческой группой или отдельным человеком - с животным или растением, являющимся для такой группы или отдельного человека тотемными. Эта взаимосвязь предполагает ряд ритуалов и табу (особенно пищевого и сексуального характера), которые связывают тех, кто признает себя принадлежащими к одному и тому же тотему.

Само слово totem было введено в активное использование в 1791 году английским путешественником Дж. Лонгом для обозначения связи родства и поклонения растениям и животным индейцами в Восточной Северной Америке.

В антропологии внедрение такого понятия и сбор примеров тотемических мифов было начато в конце девятнадцатого века. В этот период ученые особенно сильно сосредоточили свое внимание на некоторых их аспектах, ставших впоследствии формой религии. Содержание этих мифов считалось одной из самых архаичных форм поклонения в первобытной культуре. Таким образом, идея тотемизма достигла широкой известности и была проанализирована самыми разными дисциплинами. Её введение в антропологическую дискуссию восходит к Джону Мак-Леннану, шотландскому юристу и этнологу, который подчеркнул, что тотемизм характеризуется тремя элементами:

  • фетишизм (культ неодушевленных предметов);
  • экзогамия (запрет на браки между членами рода);
  • матрилинейный спуск (порядок наследования национального статуса по матери).

К этим аспектам Риверс позже добавит еще один элемент, а именно – запрет на употребление в пищу тотемного растения или животного (за исключением некоторых ритуальных событий).

Природа тотемизма

Ученые предполагали некий социальный сценарий, в котором еще не существовало формы экзогамии, а вся группа находилась под деспотическим управлением одного человека. Ослабление повышенного интереса к самому понятию тотема происходило лишь по мере завершения их эволюционного анализа. Во всяком случае, вся эта тема так или иначе была связана с древнейшими религиями человечества.


При этом религии древних людей предполагали, что определённые формы тотемизма могли и не включать в себя какие-либо черты, считавшиеся неотъемлемой частью общей тотемической культуры. На каждом этапе культурной эволюции могли существовать различные их версии и виды. Поэтому этнографические данные были важны не столько для выяснения местной значимости этого культа, сколько для выявления его универсальных сторон и моментов, имеющих силу в жизни древних людей. О такого рода верованиях и разных их аспектах известно сегодня немало.

Так, характерной чертой многих первобытных племен был культ предков, был поэтому тотем того или иного племени передавался из поколения в поколение. Все члены племени уважали его и поклонялись ему. Также среди общины была сильна вера в то, что в амулете или обереге хранится магия первых религий, которая на протяжении жизни будет оберегать и хранить весь род. На таких верованиях выросло не одно поколение древних народов.

Имея столь древние корни, тотемизм и фетишизм, в той или иной степени, представлены и в современном мире. В наше время известны такие формы влияния этого культа, как:

  • ношение амулетов;
  • обереги и символы;
  • идолопоклонение.

Природа в тотемизме

Магия тотемизма формировала веру, которую почитали все без исключения, и это было священным обязательством в любой общине. При этом каждый тотем имел своё значение, которое соотносилось с проявлением возможностей человека (сила, ум, мудрость) и под которое подбиралось определенное животное.

В зависимости от ситуации, амулетами могли выступать даже целые классы животных, покровительствующих племенам. Но также, существовали племена, в которых одновременно могли быть воины под покровительством Медведя, Волка, Койота, Ворона, а также Грома и Ветра. Но, в большинстве случаев, всё же, тотемом являются животные.

Тотемы: что такое тотемное животное?

Как понять, что такое тотемное животное? Считалось, что, главным образом, это защитник, покровительствующий своей энергетикой и дающий силу (особенно в бою).

Абсолютно для каждого мужчины или женщины можно подобрать его тотемное животное, с которым можно взаимодействовать на энергетическом уровне. У каждого человека оно будет индивидуальным. Нанесённый образ такого существа на оберег становится олицетворением сильной связи, которая защищает его владельца от дурного энергетического влияния и даже от негатвного физического воздействия.

Благодаря тому, что с давних времен сохранились разные представления этого культа, можно наблюдать за тем, как люди поклонялись тем или иным «идолам». Яркими примерами являются культуры древнего Египта, североамериканских индейцев, а также некоторые другие культуры, в которых тотемами считались старинный амулет или знак, где присутствует облик священного животного.

Тотемное животное панда или как не растратить энергию впустую


Среди всех зверей особое значение имеет амулет панды. Это действительно довольно-таки удивительное животное, поскольку в разных народах его значение имеет различный смысл. Панды водятся исключительно в Китае, но также есть сведения о том, что встретить такого зверька можно и в Тибете. Оберег с изображением панды может обозначать смелость, отвагу, дружелюбие, терпеливость, гармонию и даже отшельничество. Энергетика этого животного просто невероятная, нужно только уметь правильно ею владеть. Если человек опытен, то для него определить кого-то, принадлежащего к тотему панды, не предоставит труда. Как правило, речь в этом случае будет идти о нежном, симпатичном, а порой даже забавном человеке, который во всем будет искать позитив и никогда не будет лезть на рожон.

Тотем обезьяны или как получить помощь в сложной ситуации

Что касается тотема обезьяны, то он также вызывает у людей разные соображения и эмоции. Кто-то может предположить, что обезьяна глупая и агрессивная, но это далеко не так. Принадлежа к тотему обезьяны, человек по праву считается уравновешенным, очень умным и спокойным. Кроме того, такие люди обладают силой и выносливостью. Именно этот символ олицетворяет тех, кто умеет протянуть руку помощи нуждающемуся человеку в самый трудный момент. Также стоит упомянуть, что в Индии обезьяне поклоняются как божественному животному.

Значение тотемов птиц или про духов покровителей

Тотем птиц символизирует возвышенность и легкость, а порой даже тщеславие. Зачастую он подбирается как сила, которая оберегает людей - своих родственников. При этом каждая птица имеет конкретное обозначение.

Значение тотемов птиц неоднозначное, потому что есть хорошие тотемы, а есть и антитотемы. Людям, которые утратили веру в себя или сбились со своего жизненного пути, на долю выпадает антитотем. Этот оберег создавался в виде вороны, совы и галки, так как их изображение символизирует смерть и колдовство.

В религиозных представлениях информация о тотемах и антитотемах птиц также имеет широкое освещение.

Анимизм, фетишизм и магия

Так как люди верили в магию, колдовскую силу и полностью подчинялись ей, анимизм и фетишизм (магия) всегда пользовались среди них огромной популярностью. Делая для себя амулеты и обереги в виде разных животных и духов, человек с помощью веры в их силу и защиту становился сильнее морально, что также добавляло ему и физической выносливости. Считалось, что обрести тотем должен был каждый, поскольку это маленькое «божество» считалось неоспоримым оберегом и защитником.

Сегодня тотемы также играют весьма важную роль. Ведь выбрать для себя тотемное животное по знаку зодиака тоже возможно. С каждым из зодиакальных знаков соотносится определенное животное, которое и выступает в роли тотема. К примеру, у «Львов» – это лев, у «Водолеев» – это лошадь, а у «Рыб» – улитка.

Амулеты, обереги и тотемы американских индейцев - также широко известная тема. Имея тот или иной тотем, каждый человек был обязан носить амулет, который его олицетворял. Это могла быть небольшая фигурка тотемного животного, вырезанная из дерева или камня.

У американских аборигенов был целый ряд тотемов, которые ими высоко почитались и для которых проводились особые ритуалы поклонения. Изображение их тотемов в той или иной форме могло иметь огромные размеры, так как призвано было защищать практически все племя.

Как объясняются явления тотемизма

Первое важное сравнительное изложение известных этнографических данных связано с тотемизмом теории Фрейзера и Экзогамии (1910), где предлагается три разные гипотезы его происхождения:

  • Первая гипотеза гласит, что форма тотемизма является индивидуальной. Она поддерживает предположение народов о том, что существует внешняя душа, обитающая в животных и растениях.
  • Вторая гипотеза подчеркивает магический аспект тотемизма. Особенно ярко это выражено в культе у народов Австралии.
  • Третья гипотеза построена на представлении первобытных людей о зависимости сексуальности от животного или растительного духа.

В монументальной работе Фрейзера об исследовании собранных этнографических данных о тотемизме подчеркивалось, в частности, рациональность западных этносов и её отличие от более примитивного мышления восточных народностей. Одним из результатов этого подхода было выявление большого разнообразия видов и форм подобных подходов в собранных этнографических свидетельствах.


Углубленное изучение этих различий позволило установить, что разнообразие тотемических явлений было, действительно, слишком велико: оно не укладывалось даже в единую типологию.

Исследования, выдвинутые различными учеными, позволили выявить широкий спектр разнящихся культовых явлений, поэтому зачастую было непросто строить и формулировать универсальные гипотезы. Идеи стали предлагаться всё с большей осторожностью, а также с учетом исторической преемственности и некоторых географических аспектов.

Однозначно можно сказать только одно: тотемизм относится к определенной форме религии первобытной культуры.

В работе «Тотем и Табу» (1912) можно ознакомиться и с теорией Фрейда, в которой была предпринята попытка установить параллели между двумя основными запретами в тотемизме: алиментарном и сексуальном. Этнографические данные относительно доисторического существования так называемой примитивной орды были им, впрочем, недооценены в пользу известной дарвиновской гипотезы.

Американский писатель Стэнли Элкин был одним из последних авторов, который предположил, что этнографический анализ все еще может быть развит в направлении более обобщенной интерпретации тотемизма. В то время как известный французский фольклорист и этнограф Ван Геннеп был одним из первых авторов, признавших, что тотемизм нельзя рассматривать как универсальное культурное явление.

Это отсутствие универсальности было подтверждено и некоторыми другими американскими антропологами. По теории Спенсера тотемизм произошел от поклонения животным.

Тотемизм в современном мире

также занимает особое место. Многие люди до сих пор верят в магию, чудо и колдовство. Не редкость сегодня всевозможные амулеты и обереги. Их носит с собой практически каждый третей житель планеты. Благодаря наработкам («Тотемизм сегодня»), подобрать энергетического защитника можно по знаку зодиака, дате рождения и другим параметрам. Ориентируясь на его работы, можно выбрать себе оберег в виде определенного животного или растения.


Выбор своего тотема – это личное дело каждого. Однако сегодня можно рассматривать и такую тему, как тотемизм и социальные нормы. Существуют целые социальные группы, которые выбирают для себя определенный тотем. Обычно такие общины создаются под предводительством сильного лидера, умеющего сплотить и воодушевить людей на следование определённым ритуалам. В таких группах принимается свод внутренних законов и правил, соблюдение которых становится нормой для всех их участников.

форма религиозных верований. Вера в сверхъестественное родство между группами людей и животным или растительным миром. Тотем растение или животное, воспринимаемое как предок, от которого зависит жизнь данной группы людей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТОТЕМИЗМ

от тотем, на языке сев.-амер. индейцев племени оджибве буквально - его род) - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплем. общества, связанных с представлением о фантастич. сверхъестеств. родстве между определенными группами людей, с одной стороны, и т. н. тотемами - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевл. предметами), с другой. Термин "Т." введен в науку англ. путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее полно Т. сохранился у аборигенов Австралии (каждое племя делится на роды, носящие имя своего тотема), однако существовал у обитателей всех континентов. У нек-рых племен Австралии материальной эмблемой тотема служили чуринги. Осн. видом Т. является клановый или родовой Т.; другие виды Т. - индивидуальный (нагуализм) или половой - редки. Тотем - чаще всего вид животных - является предметом религ. почитания данной группы - обычно родовой общины, членам к-рой запрещается охотиться на него, убивать и употреблять его в пищу; им запрещается также вступать в брак между собой (тотемич. экзогамия). Тотемная группа не только считает себя связанной с тотемом узами кровного родства, общим происхождением от мифич. предков полулюдей-полуживотных или полурастений, но и видит в своем тотеме покровителя, защитника и подателя жизненных благ. Отсюда магич. обряды, имеющие целью размножение тотема и включающие ритуальное поедание мяса тотема (тотемич. причащение), к-рое в обычных условиях запрещено, рецитацию мифов и их представление, пляски маскированных или раскрашенных танцоров, подражающих в облике и движениях тотему. Существует множество теорий, по-разному истолковывающих и объясняющих Т. Если одни исследователи готовы видеть в Т. первонач. форму религии (напр., франц. социолог Э. Дюркгейм), то другие отвергают религ. смысл Т., как, напр., совр. франц. ученый К. Леви-Строс, к-рый считает Т. примитивной классификационной системой, подсказанной интеллектуальными устремлениями перво- бытного человека. Больше всех сделал для накопления и публикации фактич. данных о Т. англ. этнограф Дж. Фрейзер, к-рый, однако, сам не сумел дать его объяснение. Наиболее основательные исследования, особенно работы советских ученых (Д. К. Зеленин, А. М. Золотарев, С. П. Толстов, Д. Е. Хайтун, С. А. Токарев и др.), убедительно показывают, что Т. - явление стадиально-глобальное. Он представляет собой один из наиболее древних религ. комплексов, ключ к к-рому следует искать в кровнородств. отношениях и условиях жизни первобытных собирателей и охотников. Следы и пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам и др. Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Хайтун Д. Е., Тотемизм, его сущность и происхождение, Сталинабад, 1958; Frazer J., Totemism and exogamy, v. 1-4, L., 1910; L?vi-Strauss C., Le totemisme aujourd´hui, P., 1962. Б. И. Шаревская. Москва.