В списках не значился сочинение героизм. ««В списках не значился» — это история В списках не значился проблемы произведения

Среди книг о войне произведения Бориса Васильева занимают особое место. Причин тому несколько: во-первых, он умеет просто, четко и лаконично, буквально парой предложений, нарисовать объемную картину войны и человека на войне. Наверное, никто еще не писал о войне столь сурово, точно и пронзительно-ясно, как Васильев.

Во-вторых, Васильев знал то, о чем пишет, не понаслышке: его юные годы пришлись на время Великой Отечественной, которую он прошел до конца, чудом оставшись в живых.

Роман «В списках не значился», краткое содержание которого можно передать в нескольких предложениях, читается на одном дыхании. О чем он? О начале войны, о героической и трагической обороне Брестской крепости, которая, даже умирая, не сдалась врагу, – она просто истекла кровью, по словам одного из героев романа.

А еще этот роман – о свободе, о долге, о любви и ненависти, о преданности и предательстве, словом, о том, из чего состоит наша обычная жизнь. Только на войне все эти понятия становятся больше и объемнее, и человека, всю его душу видно, как через увеличительное стекло…

Главные герои – это лейтенант Николай Плужников, его сослуживцы Сальников и Денищик, а также юная девушка, почти девочка Мирра, волею судьбы ставшая единственной возлюбленной Коли Плужникова.

Центральное место автор отводит Николаю Плужникову. Только что получивший погоны лейтенанта выпускник училища прибывает в Брестскую крепость перед первым рассветом войны, за несколько часов до залпов орудий, навсегда перечеркнувших прежнюю мирную жизнь.

Образ главного героя
В начале романа автор называет юношу просто по имени – Коля – подчеркивая его юность и неопытность. Коля сам попросил руководство училища направить его в боевую часть, к особому участку – ему хотелось стать настоящим бойцом, «понюхать пороха». Только так, считал он, и можно обрести право командовать другими, наставлять и обучать молодежь.

Коля направлялся к начальству крепости, чтобы подать о себе рапорт, когда грянули выстрелы. Так он и принял первый бой, не попав в списки защитников. Ну, а потом уже было не до списков – некому и некогда было их составлять и сверять.

Тяжело далось Николаю боевое крещение: на каком-то моменте он не выдержал, бросил костел, который должен был держать, не сдавая фашистам, и попытался инстинктивно сберечь себя, свою жизнь. Но он преодолевает ужас, столь естественный в данной ситуации, и вновь идет на выручку товарищам. Непрекращающийся бой, необходимость стоять насмерть, думать и принимать решения не только за себя, но и за тех, кто слабее – все это постепенно меняет лейтенанта. Через пару месяцев смертельных битв перед нами уже не Коля, а закаленный боями лейтенант Плужников – жесткий, решительный человек. За каждый месяц в Брестской крепости он проживал словно десяток лет.

И все-таки юность еще жила в нем, еще прорывалась упорной верой в будущее, в то, что придут наши, что подмога близко. Надежда эта не угасла и с потерей двух обретенных в крепости друзей – веселого, неунывающего Сальникова и сурового пограничника Володи Денищика.

Они были с Плужниковым с первого боя. Сальников из хохмача-мальчишки превратился в мужчину, в такого друга, который спасет любой ценой, даже ценой своей жизни. Денищик опекал Плужникова, пока сам не оказался смертельно раненым.

Оба погибли, спасая Плужникову жизнь.

В числе главных героев обязательно надо назвать еще одно лицо – тихую, скромную, незаметную девочку Мирру. Война застала ее 16-летней.

Мирра с детства была калекой: она носила протез. Хромота заставила ее примириться с приговором никогда не иметь собственной семьи, а всегда быть помощницей другим, жить для других. В крепости она подрабатывала в мирное время, помогая кашеварить.

Война отрезала ее от всех любимых людей, замуровала в подземелье. Все существо этой молоденькой девушки пронизывала сильная потребность любви. Она ничего еще не знала о жизни, а жизнь сыграла с ней такую злую шутку. Так Мирра воспринимала войну, пока не пересеклись судьбы ее и лейтенанта Плужникова. Случилось то, что неизбежно должно было случиться при встрече двух юных существ, – вспыхнула любовь. И за короткое счастье любви Мирра заплатила жизнью: она погибла под ударами прикладов лагерных охранников. Ее последними мыслями были мысли только о любимом, о том, как уберечь его от страшного зрелища чудовищного убийства – ее и ребенка, которого она уже носила во чреве. Мирре это удалось. И в этом заключался ее личный человеческий подвиг.

Главная идея книги

На первый взгляд кажется, что основным желанием автора было показать читателю подвиг защитников Брестской крепости, раскрыть подробности сражений, рассказать о мужестве людей, которые несколько месяцев вели бои без подмоги, практически без воды и пищи, без медицинской помощи. Они воевали, сначала упорно надеясь на то, что наши придут, примут бой, а потом уже без этой надежды, просто сражались, потому что не могли, не считали себя вправе отдать врагу крепость.

Но, если читать «В списках не значился» более вдумчиво, понимаешь: эта книга – о человеке. Она – о том, что возможности человека безграничны. Человека нельзя победить, пока он сам не захочет этого. Его можно замучить, заморить голодом, лишить физических сил, даже убить – но победить нельзя.

Лейтенант Плужников не был включен в списки тех, кто нес службу в крепости. Но он сам дал себе приказ сражаться, без чьих-либо команд сверху. Он не ушел – он остался там, где ему приказал остаться собственный внутренний голос.

Никакие силы не уничтожат духовную мощь того, у кого есть вера в победу и вера в себя.

У романа «В списках не значился» краткое содержание запомнить легко, но без внимательного прочтения книги усвоить для себя идею, которую хотел донести до нас автор, невозможно.

Действие охватывает 10 месяцев – первые 10 месяцев войны. Именно столько времени продолжался бесконечный бой для лейтенанта Плужникова. Он нашел и потерял в этом бою друзей и любимую. Он потерял и обрел себя – в самом первом сражении юноша от усталости, ужаса и растерянности бросил здание костела, который ему следовало держать до последнего. Но слова старшего по званию бойца вдохнули в него мужество, и он вернулся на боевой пост. В душе 19-летнего юноши в считанные часы вызрел стержень, который остался его опорой до самого конца.

Офицеры и солдаты продолжали воевать. Полуживые, с простреленными спинами, головами, с оторванными ногами, полуослепшие, они сражались, медленно уходя по одному в небытие.

Конечно, попадались и такие, в ком природный инстинкт выживания оказывался сильнее голоса совести, чувства ответственности за других. Они хотели просто жить – и ничего больше. Таких людей война быстро превращала в безвольных рабов, готовых на все просто ради возможности просуществовать еще хотя бы день. Таков оказался бывший музыкант Рувим Свицкий. «Бывший человек», как пишет о нем Васильев, попав в гетто для евреев, покорился своей участи сразу и бесповоротно: он ходил с низко опущенной головой, подчинялся любым приказам, не смел поднять глаза на своих мучителей – на тех, кто превратил его в недочеловека, ничего не желающего и ни на что не надеющегося.

Из других слабых духом людей война лепила предателей. Добровольно сдался в плен старшина Федорчук. Здоровый, полный сил мужчина, который мог бы сражаться, принял решение выжить любой ценой. Эту возможность у него отнял Плужников, уничтоживший предателя выстрелом в спину. У войны свои законы: здесь есть ценность большая, нежели ценность человеческой жизни. Эта ценность: победа. За нее умирали и убивали без колебаний.

Плужников продолжал делать вылазки, подрывая силы противника, до тех пор, пока не остался совсем один в полуразрушенной крепости. Но и тогда он до последнего патрона вел неравный бой против фашистов. Наконец те обнаружили убежище, где он скрывался много месяцев.

Конец романа трагичен – иного быть просто не могло. Из убежища выводят почти слепого, худого, словно скелет, человека с черными обмороженными ступнями, седыми волосами до плеч. Этот человек не имеет возраста, и никто бы не поверил, что по паспорту ему всего 20 лет. Убежище он покинул добровольно и только после известия о том, что Москва не взята.

Человек стоит среди врагов, глядя на солнце слепыми глазами, из которых текут слезы. И – немыслимое дело – фашисты отдают ему высшие воинские почести: все, включая генерала. Но ему уже все равно. Он стал выше людей, выше жизни, выше самой смерти. Он дошел, кажется, до предела человеческих возможностей – и понял, что они безграничны.

«В списках не значился» – современному поколению

Роман «В списках не значился» надо читать всем нам, ныне живущим. Мы не знали ужасов войны, наше детство было безоблачным, юность – спокойной и счастливой. Настоящий взрыв в душе современного человека, привыкшего к комфорту, уверенности в завтрашнем дне, защищенности, вызывает эта книга.

Но ядро произведения – это все же не повествование о войне. Васильев предлагает читателю взглянуть на себя со стороны, прощупать все тайники своей души: а смог бы я так же? А есть ли во мне внутренняя сила – такая же, как у этих защитников крепости, только что вышедших из детства? Достоин ли я называться Человеком?

Пусть эти вопросы навсегда останутся риторическими. Пусть судьба никогда не поставит нас перед таким страшным выбором, перед каким оказалось то великое, мужественное поколение. Но давайте всегда помнить о них. Они умирали, чтобы жили мы. Но они умирали непобежденными.

Ирина Санчес

Конкурсная работа 2014 года

Участвуйте в конкурсе «Наследника»! Условия

Они на небесах:

Им слава не нужна.

К подобным нас делам

Призвать должна она.

(Надпись на обелиске в Троице-Сергиевой Лавре)

Военное время осталось далеко позади. Идут годы... Стареют ветераны, все меньше остается людей, которые участвовали в кровопролитных боях с фашизмом. Но в памяти новых и новых поколений Великая Отечественная война остается как символ великого народного подвига, нравственной высоты, достигнутой отцами и дедами и оставленной нам, потомкам. Для внуков сберегаются в семьях письма фронтовиков, ордена, вырезки из фронтовых газет. Но есть документы войны, которые являются достоянием всех. Это книги о войне: А. Твардовский «Василий Теркин», М. Шолохов «Судьба человека», В. Быков «Сотников», «Альпийская баллада», Ю. Бондарев «Горячий снег»... Они повествуют о самых обыкновенных людях, чья юность совпала с часом великих испытаний народа, кто, выдержав эти испытания, живой или мертвый, завещает идеалы своего времени нам.

Борис Васильев – один из тех писателей, кто защищал родную землю с оружием в руках. Самые интересные, на мой взгляд, его произведения военной тематики повесть «А зори здесь тихие» и роман «В списках не значился», раскрывающий красоту духовного мира русского солдата.

Главный герой произведения – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках» Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...» А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало, и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.»

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех русских людей.

Николай погиб, но, как он сам говорил, солдаты, павшие на поле боя как герои, не умерли. Их нельзя убить. Умерли только те, кто малодушно сдались в плен и остались жить.

Николай Плужников – настоящий защитник своего Отечества. Мужественный патриот Родины, он до конца сражался за счастье и свободу русского народа.

Смерть не властна над такими людьми, как он, потому что ценой собственной жизни эти люди отстаивали правду.

Каждая эпоха выдвигает своих героев. В романе Б. Васильева «В списках не значился» таким героем стал «обыкновенный человек» Николай Плужников.

Прошли годы, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто не обращаем внимания, не вздрагиваем, даже не останавливаемся... Может, потому что это было давно? Или потому, что, зная все о войне, мы не знаем только одного: «Что это такое?» «Война – это чудовищная нелепица», горе, страдания, потери и подвиги многих безымянных героев. Они погибали, но не сдавались. Сознание долга перед Родиной и любовь к ней заглушали и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которую человек сознательно отдает свою жизнь. Обыкновенные люди сражались за будущее, за правду и чистую совесть мира.

Память о Великой Отечественной войне до сих пор живет в сердце каждого русского человека. И хочется сказать вместе с поэтом Н. Добронравовым:

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей

Борис Васильев, прежде чем взять в руки перо, сам прошел фронтовые "огни и воды". И, разумеется, война оказалась одной из главных тем его творчества. Герои произведений Васильева оказываются, как правило, перед выбором - жизнь или смерть. Они принимают бой, который для кого-то оказывается последним.

Герои рассказов Васильева делают выбор сами. Они не могут не сдаться, они могут только погибнуть в бою! В своём произведении, “В списках не значился”, Борис Васильев отразил данную тему очень хорошо.

Не нарушая реалистической ткани рассказа, автор ведёт нас в мир легенды, где его герои обретают романтический пафос борьбы, открывая в себе неисчислимые резервы революционного, патриотического духа. Таким путём идёт и главный герой романа “В списках не значился”, только что окончивший военное училище молоденький лейтенант Николай плужников. Он принадлежит к прекрасному поколению, о котором его сверстник, погибший на фронте, поэт Николай Майоров сказал:

Мы были высоки,

русоволосы

Вы в книгах прочитаете,

как миф,

О людях, что ушли

недолюбив

Не докурив последней

папиросы.

Тёзка поэта наш герой Николай Плужников мне представляется молодым человеком высокого роста, хотя, судя по тому, как ловко удавалось ему скрываться в развалинах крепости от преследовавших его немцев, он был роста среднего или даже ниже. Но высоким его делают великие нравственные качества.

Прочитав произведение Бориса Васильева “В списках не значился” можно сказать, что главный герой Николай Плужников был храбр, да и не только. Он был настоящим патриотом своей страны, он любил её. Именно поэтому он начал воевать с первого же нашествия врагов, хотя и не был ещё занесён ни в какой список. Он мог вовсе и не принимать участие в военных действиях, но ему не позволила бы этого совесть, он был благодарен своей Родине за всё, поэтому он сражался до последнего и смог всё же победить. Выйдя из сражения непобеждённым, выстоявшим борьбу, он рухнул у машины скорой помощи и умер.…

Николай Плужников относился к войне со всей её серьёзностью, он считал, что его участие в победе над фашистами просто необходимо.

В характере главного героя большая правда времени, которое писатель рисует без модернизации и своеволия, что, к сожалению, не редкость в иных сочинениях. Автор хорошо чувствует историческую связь дня минувшего с сегодняшним, но не склонен подменять одно другим.

За простоватостью и ребячливостью суждений, за высокопарностью и риторичностью языка скрывались красота нравственных чувств, глубокое и целостное понимание своего гражданского дома, осознанная любовь к родной земле, решимость защищать её до последнего дыхания. Именно Человеком с большой буквы этого слова выходит Николай Плужников из борьбы, непобеждённым, несдавшимся, свободным, “смертью смерть поправ”.

Красная Армия уходила на восток.…А здесь, в руинах Брестской крепости, не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомб и снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками, оттесненные в подвалы насмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды - пулемётам! И вот в живых только один - Плужников, герой книги Б. Васильева “В списках не значился”. Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобы сказать фашистам последнее, сокровенное: “Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?”

Напуганные страхом за себя, предатели укорачивали врагам вёрсты.

“Я виноват… один я!” - восклицает Плужников, когда погибает всеми любимая тётя Христя. Нет, не он один, а все мы, советские, “виноваты” в том, что, уважая человека, тогда, в 1941г., не научились в такой же мере ненавидеть его, если он враг. В грозных испытаниях придёт к нам эта суровая “наука ненависти”.

Войну Б. Васильев изображает не только во внешних событиях - грохоте разрывов, трескотне пулемётов… Во внутренних переживаниях героев - ещё больше. Обрывки воспоминаний то и дело мелькают в сознании Плужникова, создавая контраст вчерашнего и сегодняшнего, мира и войны.

Не жертвой - героем выходит Плужников из развалин. И немецкий лейтенант, “щёлкнув каблуками, вскинул руку к козырьку”, а солдаты “ вытянулись и замерли”. Это и Плужников не он. Разве таким он явился в крепость год назад? Чистеньким, молоденьким, как пушкинский Гринёв из “Капитанской дочки”. А сейчас и мать не узнаёт. Седые волосы, худой, ослепший, “уже не имевший возраста”. Но не это - не внешний вид важен. “Он был выше славы, выше жизни и выше смерти”. Что значат эти строки? Как понять это “выше”? И то, что Плужников плачет: “Из пристальных немигающих глаз неудержимо текли слёзы?”

Он бы не выстоял, если бы не поднялся над собой - земным, обыкновенным. Почему плачет? Не внутренними монологами (их просто некогда произносить), психологическим подтекстом ответил Б.Васильев. В Плужникове “плачет молоденький лейтенант Коля”, который хочет жить, видеть солнце, любить, которому жаль погибших товарищей. Верно. Можно быть выше жизни, выше славы и смерти, но нельзя быть выше самого себя.

Перед тем, как выйти из крепости, Плужников узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Это - слёзы победы! Конечно. И памяти о тех, с кем Плужников защищал крепость и кого уже нет. Это слёзы солдата, который сдался врагу, потому что истёк кровью.

Не сдался, а вышел. Кстати, почему именно в тот момент, когда узнал, что немцы разгромлены под Москвой? “Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти”, - говорит он. Плужников не имел права сложить оружие, пока фашисты шли на восток. Под Брестом он дрался за Москву.

“Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью. Чаще - суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо - значит, надо!- логика тех, для кого подвиг - до конца выполненный долг”.

Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. “Я русский солдат”, - ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках. Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное - жил и умер её солдатом, остановив врага на русской версте…

Заступник, Воин, Солдат…Весомые слова в нашей литературе, синонимичные собирательному патриот.

Плужников пережил чувство отрешённости от самого себя, своё гордо - бесстрашное “выше”, когда не захотел спрятаться от дымящейся возле его ног гранаты. Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить не на шаг - это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.…Пусть каждый станет солдатом своей версты! Ну, а если без метафор, - своего дела, порой незаметного, но нужного, коль вливается оно в общий труд Родины.

История о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался в её развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося урон врагу, обрела под пером Бориса Васильева убедительную реалистическую ткань. Рядом с Плужниковым на различных этапах этой драмы мы видим других командиров и политработников, которые вместе с ним идут из атаки в атаку…

Постепенно редеет число оставшихся в живых, но они остаются в памяти Плужникова, как и в нашей….Отчаянный храбрец, не раз спасающий жизни Плужникову; старший лейтенант, осуждающий его за малодушие; приписанный к части Прижнюк…

Все они были связаны совместно пролитой кровью, общим патриотическим чувством и солдатским мужеством. И все они учили Плужникова. Не словесными наставлениями, а примером собственной жизни и смерти.

Внутреннее ядро романа проявляется в ощущении несгибаемости, невозможности подчиняться тупой и тёмной силе. Люди, оказавшиеся наедине со своей совестью, выдержали тяжкое испытание. Они были верны приказам, данным ими самим себе.

Поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Отечественной войны и можно писать о них в стиле легенды. Николай Плужников не принадлежит к числу героев, совершающих нечто сверхъестественное, недоступное пониманию рядового участника войны. Нет, он именно простой рядовой воин, и его поступки вполне укладываются в наши привычные представления о мужестве и патриотическом поведении советского человека.

И, тем не менее, за этой будничностью и обыкновенностью скрывается огромная сила духа, невиданная концентрация нравственных сил. Простота и скромность рассказа о таком человеке, как Плужников, придают повествованию о нём большую художественную силу. В этом своеобразие того направления современной прозы о войне, к которому принадлежит Борис Васильев. Он не одинок в своём стремлении увидеть романтику легенды в будничном, рядовом поступке бойца Отечественной войны, обнаруживая скрытые, незаметные снаружи, силы морального сопротивления злу как залог нравственной победы над врагом.

Человеческая память… Что это? Одним она приносит радость, другим – грусть и тоску, третьих наводит на размышления. Но обязательно всем память даёт силы, чтобы жить дальше. Память… Она удивительно точно бережёт то, чему никогда не повториться, что особенно дорого и ценно. Бывает так, что прошлое ворвётся в душу, разбередит её. Тогда исчезает покой. Особенно часто это происходит в сердцах людей, переживших войну. И вот перед глазами картины тех огненных лет: багровые зарева, идут солдаты, свистят пули, гудят самолёты. Тяжело вспоминать! Но как важно не забыть, передать то, что было пережито и выстрадано тогда, чтобы люди не повторили прежних ошибок, научились ценить жизнь.

Много книг о войне. Самые дорогие те, что написаны фронтовиками. Борис Васильев один из них. Писатель сам прошел трудными дорогами войны, защищал родную землю с оружием в руках. Самое поразительное его произведение - повесть «В списках не значился». Она посвящена первым дням войны, героической защите Брестской крепости.

«Метель мела от Бреста до Москвы. Мела, заметая немецкие трупы и
подбитую технику. И другие лейтенанты поднимали в атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему, к непокоренному сыну непокоренной Родины...». Строки, вырванные из повести, строки, оставшиеся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. "Непокоренному сыну непокоренной Родины "... Кто он, сумевший жить и умереть свободным,

«смертию смерть поправ»?

Это молоденький девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Он приезжает к месту службы – Брестскую крепость - в ночь, которая отделяет мир от войны, в ночь на 22 июня 1941 года.

Десять месяцев воевал Плужников с врагом, не давая ему покоя, без надежды и помощи, без смены и отдыха, без писем из дома. Эта короткая жизнь вобрала в себя так много!

Была смерть товарищей. До боли в сердце жаль ему так глупо погибшего парнишку Волкова, того пограничника с неостывшим ручным пулемётом, который «… продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо, как напоминание». И Николай осознал, что остался в живых только благодаря смерти тех, кто погибал за него. «Он сделал это открытие, не понимая, что это закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, он открыл его на собственном опыте, и для него это был не только вопрос совести, но и жизни».

Был и выстрел в предателя Федорчука, который, «…подняв руки, шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы». Плужников не испытывал угрызения совести, он ощущал злое, радостное возбуждение и поэтому говорил и говорил: «Предатель. Гадина. С платочком шел, видел?.. За жизнь свою поганую все бы продал, все…».

И были минуты счастья с любимой девушкой и страдания. Тупая, безнадежная боль вдруг намертво сжала сердце, когда он услышал нежный, задумчивый голос Мирры, певшей песню «Очаровательные глазки». И он с трудом сдержался, чтобы не застонать.

Тяжело было на сердце у Николая, когда умирали от жажды дети, а воду отдавали пулеметам, когда уходили в плен женщины, неся на руках обессиленных детей, вглядываясь в трупы, пытаясь опознать мужа, брата, сына, когда умирали в подвальном лазарете от ран, без лекарств.

Рассказывая о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости – подвигом. Автор вводит нас в мир мужающей души. Сознание долга является движущей силой его поступков: не думать о себе, пока в опасности Отчизна. Плужников мог еще уйти из крепости с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга.

Обретение своего «я» приходит к молодому офицеру как осознание себя частицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его Родины…».

Потрясают последние страницы повести. 12 апреля 1942 года немцы загнали неизвестного солдата в ловушку. Он почти ослеп, поседел, ноги его плохо слушались. Николай Плужников сделал все что мог: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: «Я – русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей усмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули ружья «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

Николай Плужников умер, но не сдался , остановив врага на русской версте… Заступник, Воин, Солдат… Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить ни на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.… Так смогли жить мальчишки сороковых. Так должны жить и мы.

Сочинение

Герой, героизм, героическое... Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине «народной войной» для наших соотечественников. Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.

Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.
Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...», в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева «В списках не значился», который был опубликован в журнале «Юность» в 1974 году.

В центре романа - судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы - в Брестскую крепость - поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

«В списках не значился» - это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.
Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: «У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы... являются результатом происков англо-французских империалистов». А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: «Это будет быстрая война. Самое главное - это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар». Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.

Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.
Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.
Не сразу удалось пройти Николаю ту «науку ненависти», о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в «товарища командира».
Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.
Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников - последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.

Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: «У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы».
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, «вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли». Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. «Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».

Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом «товарищем командиром», а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.
Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены «Круглянский мост», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая» и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести «Обелиск» воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.

После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: «Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...». Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.

Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге «Сотников» перед нами два главных героя - Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, - сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.

Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, - мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.
Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, «...в тартарары, навеки... это единственный возможный выход...» Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.