Булгакова «Мастер и Маргарита. Cочинение «Библейские сюжеты в романе М

Библейские» страницы романа М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок-семинар с использованием ИКТ.

Цели урока:

    Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.

    Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.

    Развивать у учащихся навыки работы в коллективе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с отдельными главами романа М.А.Булгакова.

    Выявить стержневую идею, проблематику романа через анализ текста.

    Научить учащихся размышлять, логически мыслить, доказывать свою точку зрения.

    Проанализировать образ писателя, проникнуться его мыслями и чувствами через просмотр фильма, слайдов.

Оборудование урока:

« Он гений»

«Мастера и Маргариты»

Ход урока.

Слово учителя:

На предыдущем уроке мы начали знакомство с жизнью, творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений. А также узнали историю создания самого популярного его романа «Мастер и Маргарита» и познакомились с первой главой этого произведения.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о романе «Мастер и Маргарита».

Тема нашего сегодняшнего урока - «Библейские страницы» в романе М.А. Булгакова.

(Начинаем просмотр слайдов)

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Ведь во времена сталинских репрессий, господства социологической критики нельзя было ждать чуда. Поэтому Булгаков, как и его герой – Мастер - не верил в возможность увидеть свой роман напечатанным. Но в наше время это один из самых читаемых и любимых произведений.

Как мы уже отмечали, это многоплановый по жанру роман: сатирический, философский, фантастический, любовно - лирический, бытовой, РОМАН - МИФ - так определяют жанр этого произведения критики.

Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени писатель охватывает события, которые происходят в трёх временных рамках. 1. Москва 30-х годов (Земной мир). 2) «Библейский мир». И 3) Вечность (потусторонний мир).

Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны. Знакомимся с страницами романа, где раскрывается философская сторона произведения и главная идея романа. Именно философские вопросы, поднятые Булгаковым в этом произведении, стягивают все сюжетные линии книги. И первый вопрос:

    « Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»- спрашивает Воланд. Как отвечает на этот вопрос Иван Бездомный?

    Какие доводы, опровергающие это, приводит Воланд?

А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее? Что же является истиной в этом хаотическом мире? - Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах романа – своеобразном идейном центре романа.

3. Итак, что за человек Понтий Пилат? (читаем по слайду энциклопедическую справку, рассказываем гл. 2)

4. Кого имеет в виду Булгаков под именем Иешуа Га-Ноцри?

(слайд: энциклопедическая справка об Иисусе, рассказ об Иешуа из 2 гл. романа)

    Попытаемся сравнить истинные библейские страницы и «евангельские» у Булгакова по схеме:

Имя, - кто предал его,

Возраст, - какую казнь принял,

Ученики Христа (Иешуа), - после казни?

Происхождение,

    В чём сходство и различие? Что достигает автор, меняя историю Иисуса?

5. Философия Иешуа? (просмотр отрывка из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита» Сцена допроса Иешуа римским прокуратором.)

6. Поведение Понтия Пилата на допросе.

7. Какой философский вопрос задаёт он Иешуа? (Что есть ИСТИНА?) Как на него отвечает бродячий философ?

8. Почему Понтий Пилат всё-таки утверждает смертный приговор?

Гл. 25 - 26

    Что беспокоит Понтия Пилата в часы казни?

10. Зачем введён в повествование сон Пилата?

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мёртв душою. Лишь во сне он может и готов погубить свою карьеру прокуратора Иудеи, готов спасти от казни ни в чём не виновного «безумного мечтателя и врача». А наяву прокуратор непреклонен, и для него «нет более великой власти, чем власть императора Тиверия.»

11. Как свою трусость оправдывает прокуратор Иудеи?

12. Почему Булгаков именно трусость считает главным пороком человечества?

13. История Иуды из Кириафа?

14. Каким образом хочет загладить свою вину перед Иешуа Понтий Пилат?

Гл. 32

15. В конце романа мы узнаём об участи римского прокуратора. Какова она? (Как заканчивает Мастер свой роман? Почему?)

16. Так кто всё-таки главный герой в романе Мастера ? Почему?

17. Попытаемся найти своеобразных двойников героям ершалаимских страниц среди героев, живущих в Москве 30 - х годов, и героев потустороннего мира. (Иешуа – Мастер, Иуда – Алоизий, Понтий Пилат – Воланд). Объяснить эти соответствия.

Итак, «библейские» страницы романа М. Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа : человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. И роман Булгакова именно об ответственности человека за всё добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или рабству, предательству и бесчеловечности. Вот за эти философские выводы М.Булгаков получил высокую оценку А. Ахматовой: «Он Гений»

А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Попробуйте ответить на вопросы небольшого теста по «ершалаимским» страницам романа. И позже отгадать кроссворд. (работа с ИКТ)

Домашнее задание : «Сатирическое изображение Москвы

30 -ых годов» (гл. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28)

МБОУ лицей № 10 Библейские главы в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Работу выполнила Грановская Людмила Ученица 11 «А» класса

Роман Булгакова в значительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов. В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов.

Самый спорный с библейской точки зрения образ – это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа: мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое от традиционной библейской традиции. Первое серьезное различие между библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит: « Я Сын Божий», "Я и Отец – одно"

В романе встречается только один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. "Что такое истина?" - спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другом немного звучании встречается и в Евангелии. Иешуа на этот вопрос отвечает: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.»Исцеление Понтия Пилата – единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа. Следовательно, булгаковский Иешуа – не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайно одинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует не все христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, но не составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущем Царствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным и грешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей, поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшего некую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образе Иешуа претерпели серьезное преломление.

Воссоздание евангельских событий - одна из важнейших традиций мировой и русской литературы. В чем же своеобразие трактовки евангельских событий в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Прежде всего, М. Булгаков обращается к этим событиям в такие времена, когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие становится законом жизни государства Вопрос Ответ

Возвращая все эти события и говоря о них как о несомненной реальности, писатель идет наперекор своему времени и прекрасно знает, чем это чревато. Но библейские главы романа жизненно необходимы как напоминание о первой, изначальной ошибке - не узнавании Истины и Добра. Библейские главы можно отнести к жанру романа-притчи. Объективно и бесстрастно излагаются события. Совершенно отсутствуют прямые обращения автора к читателю Отсутствует выражение авторской оценки поведения героев Правда, отсутствует мораль, но она, по-видимому, и не нужна, потому что моральные акценты в этих главах расставлены очень четко.

В романе мастера три главных героя Иешуа Понтий Пилат Иуда. Иешуа является носителем нравственной истины, недоступной людям. У М. Булгакова Иуда, в отличие от евангельской традиции, - не ученик и не последователь Иешуа.

Понтий Пилат - центральная фигура в ершалаимском пласте. Мастер говорит, что пишет роман о Пилате. Пилат сразу же почувствовал человеческую незаурядность Иешуа, однако традиции и нравы императорского Рима в конечном счете побеждают, и он, в соответствии с евангельским каноном, посылает Иешуа на крест. Но М. Булгаков отказывается от канонического понимания этой ситуации, у него Пилат лицо трагическое, разорванное между личностными устремлениями и политической необходимостью, между человечностью и властью. М. Булгаков ясно показывает ощущение трагической безысходности, ужаса от содеянного, наполняющих душу Пилата. С этого момента подлинной жизнью Пилата становится сон: прокуратор идет по лунной дорожке с Иешуа, беседуя, и казнь - чистое недоразумение, и бесконечен их диалог. Но в реальности казнь не отменена, и так же неотменимы муки Пилата.

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение. И хотя о романе уже много написано и сказано, но каждому его читателю суждено по-своему открывать и понимать художественные и философские ценности, таящиеся в его глубинах. Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не было. Иешуа дарует прощение Пилату и покой мастеру, написавшему роман о Пилате. Таков исход трагедии, но наступает он не во времени, а в вечности.

Что вдохновило Булгакова на написание романа всей жизни "Мастер и Маргарита", остается загадкой. В той части, где говорится о суде и казни Иисуса Христа, автор не придерживается догм христианской церкви. В этом нет необходимости, ведь это художественное произведение, и обращение к библейских легенд и преданий лишь усиливает раскрытие основной темы романа.

Булгаковский Иешуа - не иудей, ему не 33, а 27 лет, он знает много языков, он - философ, психолог, мудрый путешественник-проповедник. И ученик в Иешуа всего лишь один - бывший сборщик налогов Левий Матвей, который по-своему толкует проповеди Иешуа. На вопрос Понтия Пилата, каким образом Иешуа говорил крамолу против великого кесаря, арестован честно ответил:

"Было это так. Иуда проявил заинтересованность моими мыслями, угостил меня, попросил меня изложить свой взгляд на государственную власть, сказал, что любая власть - это насилие над людьми и что придет время, когда не будет власти ни кесарево, ни какой-либо другой власти, человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не нужна никакая власть".

Эти слова Иешуа и стали решающими для Понтия Пилата и поставили точку в его колебаниях. Трусливый Понтий Пилат признавал только власть кесаря. Ему страшно было даже слушать подобные слова простого смертного. Именно из этой ситуации вытекает одна из основных идей романа: "самый страшный порок - это трусость".

Понтий Пилат не мог понять одну простую истину арестованного Иешуа: все люди добрые и надо все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою доброту, ибо только добро может изменить мир. Прокуратор даже переспросил Иешуа, или палач Щуролуп тоже добрый человек? На что он ответил утвердительно: "Если бы с ним поговорить, думаю, он переменился бы...". Понтий Пилат решил, что Иешуа сумасшедший, и судьба его была решена.

Трагической есть в романе картина казни Иешуа. Тем путем на Лысую Гору поднимался и единственный ученик обреченного на казнь. Он страдал от того, что ничем не мог помочь. Он сожалел, что из-за своей болезни не мог сопровождать Иешуа до города, где учителя схватили слуги прокуратора. Ученик был одержим мыслью убить Иешуа, чтобы избавить его от мук и страданий. Как хорошо было бы подскочить к телеге, думал он, и ударить ножом в спину обреченного на мученическую смерть: "Иешуа! Я освобождаю тебя и отхожу вместе с тобой! Я, Матвей, твой верный и единственный ученик!"

Однако произошло то, что и должно было произойти. Иешуа был подвешенный на столбе и медленно умирал, теряя сознание. Палач подавал ему на копье влажную губку с каплями воды, а потом тем копьем тыкал в обвисле тело Иешуа. Когда начался ливень, и палачи разбежались, Левий перерезал путы и снял со столба сначала учителя, а затем и мертвые тела двух разбойников. Прошло несколько минут, и на вершине холма остались только два тела и три столба. Ливень продолжался, но на холме и следа не осталось от Левия и его учителя.

Последний раз Левий в хитоне и сандалиях появляется во время встречи с Воландом: "Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - сказал сборщик налогов Левий Матвей. - Он прислал меня. Он прочитал сочинение мастера и просит тебя, чтобы ты взял мастера с собой и вознаградил его спокойствием". На вопрос Воланда, почему они не взяли Мастера к себе, Левий ответил: "Он не заслужил света, он заслужил покой". Большая символика содержится в том, что автор рукописи о Иешуа и Понтия Пилата заслуживает именно покоя. Для Мастера спокойствие - вознаграждение и за страдания, и за поиски смысла жизни. Покой для мастера - это великая духовная гармония между человеком и миром, это мечта о рае на земле, о царстве истины и добра.

Библейские сюжеты в романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова в значительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов.

В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов.

Самый спорный с библейской точки зрения образ - это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа: мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое от традиционной библейской традиции.

Иешуа буквально означает Спаситель; Га-Ноцри означает "из Назарета", Назарет - город в Галилее, в котором жил святой Иосиф и где произошло Благовещение Пресвятой Деве Марии о рождении у нее Сына Божия. Сюда же возвратились после своего пребывания в Египте Иисус, Мария и Иосиф. Здесь прошло все детство и отрочество Иисуса. Таким образом, Булгаков глубоко забирается в библейские толкования.

Первое серьезное различие между библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит, например в беседе с фарисеями, что он не просто Мессия, а еще и Сын Божий: "Я и Отец - одно". Но некоторые строки романа, связанные с образом Иешуа, имеют прямую соотнесенность с Библией, например: "…возле того столбом загорелась пыль". Возможно, это описание рассчитано на ассоциацию с тринадцатой главой Библейской книги под названием "Исход", где рассказывается о выходе евреев из египетского плена, когда Бог двигался перед ними в виде облачного либо огненного столпа: "Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа". Тогда это место в романе служит единственным указанием на божественную сущность Иешуа.

В романе встречается только один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. "Что такое истина?" - спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другом немного звучании встречается и в Евангелии от Иоанна: "Пилат сказал ему: "Итак, Ты царь?" Иисус отвечал: "Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает голоса моего". В булгаковском же романе Иешуа на этот вопрос отвечает: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…". Исцеление Понтия Пилата - единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа. 5

У Иисуса были ученики. За Иешуа же следовал лишь один Левий Матвей. Некоторые исследователи считают, что прообразом Левия Матвея стал библейский апостол Матфей, написавший первое Евангелие. До того, как Матфей стал учеником Иисуса, он был мытарем, то есть сборщиком податей, как и Левий Матвей. Известно, что Иисус в сопровождении своих учеников въехал на осле в Иерусалим. А когда в романе Пилат спрашивает Иешуа верно ли то, что он "через Сузские ворота верхом на осле" въехал в город, тот отвечает, что у него "и осла-то никакого нет". Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал.

Иешуа лишь немного был знаком с Иудой из Кириафа, предавшим его, а Иуда из Кариота являлся учеником Иисуса. Очевидно. Что Булгакова не так сильно волновали эти отношения, гораздо больше его занимал вопрос отношений Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

Во время суда над Иисусом лжесвидетели признавались перед Синедрионом: "…мы слышали, как он говорил: "Я разрушу храм сейрукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный". Булгаков делает попытку сделать своего героя пророком. Иешуа произносит такую фразу: "Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…"

Серьезным отличием булгаковского героя от библейского Иисуса Христа является и то, что Иисус не избегает конфликтов. "Суть и тон его речей, - считает С.С.Аверинцев, - исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца". А слова и поступки Иешуа Га-Ноцри совершенно лишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: "Правду говорить легко и приятно". Правда для Иешуа состоит в том, что все люди добрые, но есть среди них несчастные. Он проповедует Любовь, а Иисус предстает Мессией, утверждающим Истину.

Следовательно, булгаковский Иешуа - не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайно одинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует не все христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, но не составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущем Царствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным и грешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей, поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшего некую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образе Иешуа претерпели серьезное преломление.

Библия существенно повлияла на развитие всей литературы. Христианская вера уже до конца І столетия получила много приверженцев в мире. Во многих европейских странах были основаны христианские общины. Позднее, они были основаны в Малой Азии, Северной Африке, а со временем Христово учение распространилось по всему миру. Библия стала самой популярной книгой и существенно повлияла на развитие мировой литературы. Она переводилась многими языками, а сюжеты из Святого Писания стали основанием многих произведений. Из ветхозаветных героев большой популярностью пользовался царь Соломон. Его мудрость воспета во многих произведениях, а мифическое богатство стало темой произведений многих художников, в том числе и писателя Хагардта, произведения которого в наше время стали особенно популярными. В оригинальных произведениях русских авторов на переднем плане выступает мудрость Библии. Уже первейшие произведения свидетельствуют об осведомленности русичей о Святом Письме. Летописец Нестор, который написал «Повесть временных лет», рядом с целостной картиной исторических событий включил богословские трактаты, жития святых, рассказы, легенды, исторические пересказы, поучения, речи, которые стали не только иллюстрациями к летописи, а и добавили его произведению большей значимости, говорили, что человеческая история священна.

Библейские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» - особое произведение, в котором писателю удалось сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, бесстрастие объективного изображения и иронию, сарказм. Как в романе прослеживается мотив вечных человеческих ценностей? Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Уже в самом начале произведения поставлены перед нами эти вопросы.

Завязка романа - спор двух литераторов, Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного, с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. На сентенцию героев о невозможности существования Бога Воланд возражает: если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и «всем вообще распорядком на земле»? Кажется, Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос: «Сам человек и управляет ». Но дальнейшее развитие сюжета опровергает этот тезис, подчеркивает относительность человеческого знания, зависимость человека от тысячи случайностей (вспомним, например, о нелепой смерти Берлиоза под колесами трамвая). А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских» главах; своеобразном идейном центре произведения, которые представляют собой главы из романа Мастера. Роман Мастера - произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удается, уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи.

Наблюдая за авторскими ремарками к репликам Понтия Пилата, мы обнаруживаем в нем и человеческое соучастие к Иешуа, и жалость, и сострадание. И вместе с тем страх. Именно он, рожденный зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, - не просто трус, фарисей, отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит себя, свою душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли!». Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Тема нравственного отступничества в романе сопряжена с темой искупления. Понтий Пилат, наказанный памятью человечества за свое отступничество, томится в одиночестве двенадцать тысяч лун. Писатель проецирует выбор римского прокуратора на вечность, на весь мировой ход истории. Конкретно-временной спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре превращается во вневременной конфликт. В нем отражено вечное противостояние идеального и реального, общечеловеческого и социально-политического.

Кто же такой булгаковский Иешуа? Чем он отличается от евангельского Иисуса? Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе. Образ героя удивительно осязаем, он вырастает из реалистических подробностей, характер его жизненно убедителен - это обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем - это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силен духовно - он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается от своих идей и идеалов. Прямых литературных прообразов, «старших братьев » у Иешуа Булгакова, по существу, не было, поскольку вплоть до ХХ века существовал некий негласный запрет: попытки изобразить Иисуса могли расцениваться как кощунство. Только Достоевский в романе «Братья Карамазовы» впервые в русской литературе создает его образ. Но его Христос - безмолвный, почти бесплотный, совсем не из земного мира. Образы же людей христианского духа и святости встречались в литературе в ХIХ века: Пророк Лермонтова, герои Достоевского (князь Мышкин, старец Зосима, Алеша Карамазов).

В густонаселенном мире булгаковского романа существует не только Иешуа - прообраз Христа, но и сатана - Воланд со своей свитой, чей образ характерен своей многомерностью: он и характер, и идея, он и реален (автор наделяет образ многими жизненными подробностями), и представляет собой, в то же время, существо иного - фантастического, потустороннего - мира. Он вездесущ: ему подвластно пространство и время, он мог присутствовать во время допроса Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать многих выдающихся людей прошлого. При этом выясняется интересный факт: никто из действующих лиц романа, кроме Мастера и Маргариты, не распознает в Воланде сатану, так как простой обыватель не допускает существования чего-то необъяснимого с точки зрения здравого смысла. Хотя имя Faland в немецком языке служило для обозначения черта, образ Булгакова нельзя свести только к этому средневековому понятию. Воланд вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея. Более всего Воланд связан с Мефистофелем Гете. Их «духовное родство» закреплено уже самим эпиграфом к роману. Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла, не является духом искушения. Некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение, гордое одиночество) сближают его с Демоном Лермонтова. Вместе с тем, такого дьявола, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало. Однозначно его оценить невозможно.

Мне, например, видится в Воланде прежде всего дух иронии, самомнения и отрицания. Всевидящему булгаковскому герою мир открыт без румян и грима. Иронический взгляд Воланда на жизнь близок автору. Он рассматривает человека и человечество с определенной дистанции - культурной, временной, - стремясь выявить несовершенное в них. Жизнь при таком взгляде предстает в борьбе противоположных и взаимоисключающих начал. В связи с этим любое суждение о мире оказывается односторонним, ибо односторонне добро, но, если преступлена грань, оно уже не является добром, а истина, возведенная в абсолют, превращается в свою противоположность. Воланд причастен к самому движению жизни, в которой условием ее продолжения является отрицание. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило свой высокий идеал. Князь тьмы проводит свой вечный эксперимент, вновь и вновь испытывая деяния людей, их мировую историю, выверяя то, что истинно, должно существовать вечно, а что обязано погибнуть, сгореть в очистительном пламени. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Именно поэтому в Москве горят дома разврата, а рукопись Мастера никакому пламени не подвластна.

Булгаков говорит нам: люди забыли о том, зачем пришли на эту землю. Люди забыли о долге, в повседневной суете растратили душевное тепло, перестали различать добро и зло, и Воланд настойчиво предлагает некоторым из них посмотреть в свою душу - остались ли там хоть капли доброты и милосердия.