Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове. Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота Храм ильи пророка на черкизовской

Координаты : 55°48′01″ с. ш. 37°44′03″ в. д.  /  55.80028° с. ш. 37.73417° в. д.  / 55.80028; 37.73417 (G) (Я)

Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии .

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова , а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия . Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов . Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В -1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года , в нём уже был придел Святителя Алексия , трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки -1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году . После окончания работ в конце -х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве . Это один из редких отечественных исторических некрополей , который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша , которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину . Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Архимандри́т Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в ; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) - архимандрит Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Черкизовское кладбище

Черкизовское кладбище - самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название «Черкизовское» кладбище получило от села Черкизово , рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал» . На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша ( -) - знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович ( -) - профессор
  • Замятин Николай Михайлович ( -) - генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич ( -) - священник
  • Соколов Алексей Павлович ( -) - протоийрей
  • Ильин Николай Ильич ( -) - настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич ( -) - настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна ( -) - ветеран труда
  • Елкин Иван Владимирович ( -) - военный летчик

Фотографии

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 02.jpg

    Ильинский храм и окружающее его кладбище

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 41.jpg

    Ильинский храм

Напишите отзыв о статье "Храм Ильи Пророка в Черкизове"

Примечания

Ссылки

  • храма Илии Пророка в Черкизове

Отрывок, характеризующий Храм Ильи Пророка в Черкизове

– Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать.
– Князь хочет.
– Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.
«Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…
Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.
В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург.
В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот.
Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям.
Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю.
– Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.

Деревянный храм Илии Пророка в Черкизове стоял здесь еще в 1370 году.

Изначально село было собственностью царевича Серкиза, выходца из Орды. Затем тот продал Черкизово Илье Озакову. Вероятно, последний и возвел на этом месте храм во имя своего святого, поскольку всегда был человеком очень набожным.

Из истории церкви на Большой Черкизовской

От Озакова имение перешло митрополиту Алексию. Место было очень живописным, на берегу реки. Митрополит сделал святыню летней резиденцией, где часто собирались московские патриархи.

Когда деревянный храм сгорел в пожаре, на его месте в 1689 году возводят каменный. Новая постройка имеет при себе звонницу, трапезную и придел в честь митрополита Алексия.

В 19 веке церковь перестраивается не раз.

Первая перестройка сделала храм Илии Пророка пятиглавым. После второй реконструкции святыня стала больше и просторнее, ведь возросшее количество прихожан прежнее здание вместить уже не могло.

Храм после революции и сегодня

После революции Ильинский храм оставался действующим.

В годы войны верующие собрали немалые деньги и отправили их Сталину с просьбой использовать эти пожертвования на развитие авиации, покровителем которой и является святой Илия. От вождя пришла благодарственная телеграмма.

Конечно, после этого о закрытии Ильинского храма речь уже даже не шла. Так святыня смогла пережить советское время.

Повезло и самому древнему московскому кладбищу, окружавшему храм. Сегодня это один из редчайших некрополей, который не разорили после революции.

В 1861 году здесь похоронили известного юродивого Ивана Корейшу, считавшегося святым.

К этому человеку всегда шли за помощью и советом. Когда Корейшу определили в сумасшедший дом, поток посетителей не прекращался. Около 60 человек в день могло прийти в келью юродивого, а поскольку за посещения больница стала брать деньги, вскоре условия здесь улучшились, для пациентов было закуплено все необходимое.

До конца своих дней Корейша молитвами помогал людям. Когда же его не стало, многие храмы пожелали похоронить святого у себя. Однако, поскольку племянница юродивого была замужем за диаконом храма святого Илии, решили уважить ее просьбу и упокоить тело старца рядом с этой обителью.

Сегодня к могиле юродивого все так же приходят люди с просьбами заступления и вразумления. Нескончаем поток верующих и к храму святого Илии, двери которого, как и прежде, открыты всем желающим.

Храм Илии пророка в Черкизове расположен по адресу: Москва, Большая Черкизовская, 17 (рядом с одноименной станцией метрополитена).

Московский храм Ильи Пророка в Черкизове был возведен в 1690 году. Раньше на этом месте в 1370 году стояла деревянная церковь, которая сгорела.

История церкви связана с историей самого села — Черкизово. Известно, что она была возведена в XIV веке. Село было названо в честь его владельца — царевича Серкиза, который после крещения стал Иваном Серкизовым. Он был выходцем из Золотой Орды. Однако владел своим селом Серкизов недолго, поскольку вскоре продал его своему соплеменнику — Илье Озакову. В истории говорится, что тот был очень набожным человеком. Из уважения к своему небесному покровителю — Илье Пророку, он приказал возвести храм. Так и была построена Илиинская церковь в Черкизове.

Располагалась она на берегу реки Сосенка, в весьма живописном месте. Река Сосенка является правым притоком Хапиловки, ее исток находится в районе Гольянова. Длина ее — 9 километров. В наши дни главная часть русла заключена в трубу. Только благодаря черкизовскому пруду, на берегу которого стоит церковь, люди помнят, где река когда-то текла по поверхности. Теперь она течет в коллекторе вдоль восточного берега водоема.

Деревянная церковь. Каменный храм

Каменный храм в Черкизове построен на месте деревянной церкви, когда здесь еще находилось загородное жилище митрополита Алексия. До 1764 года село было собственностью московских митрополитов, через некоторое время церковь стала приходской.

В 1883 году к ней пристроили приделы и трапезную, в 1899 году — шатровую колокольню с тремя ярусами. В убранстве были задействованы иконостасы XIX века, ограда небольшого кладбища — также того времени. На нем находится могила Ивана Яковлевича Корейши — известного московского провидца, местного юродивого и святого (годы жизни: 1783-1861). В то время храм не закрывали, при нем действовала воскресная школа для всех жителей села.

Черкизовская митрополичья и Патриаршая дача

Село очень понравилось митрополиту Алексию — служителю Московскому и всея Руси, а именно: его живописное расположение, окружающие просторы, близость к Москве. В 1360 году он решил приобрести село не только для себя, но и для своих преемников по сану. С того момента Черкизово стало одной из главных усадеб кафедрального московского Чудова монастыря, аббатства с большим и просторным двором, а также хорошо развитым обительским хозяйством.

Для митрополита Алексия храм Ильи Пророка стал местом отдыха и уединения. В нем он мог спокойно оглянуться на свой пройденный жизненный путь, восстановить свои силы, которые пригодились бы ему в будущем, или же просто увидеться с близкими ему людьми. Когда митрополит всея Руси скончался, Черкизово еще долгое время оставалось летней опочивальней московских митрополитов.

Когда было восстановлено Патриаршество, Патриархом всея Руси стал Московский митрополит, Коломенский Святитель и Чудотворец Тихон. Он стал называть дачу Патриаршей.

За всю историю своего существования двор храма многократно перестраивался. С его историей связан святитель и митрополит Иннокентий, по приказу которого была сделана еще одна перестройка в середине XIX века.

В советское время большинство храмов в Москве были полностью уничтожены, но Ильинская церковь устояла. Во времена Великой Отечественной войны все верующие храма смогли собрать один миллион рублей на возведение самолетов и отправили их Сталину. Он в ответ отправил признательную телеграмму. Почему именно самолетов? Дело в том, что Пророк Илия является защитником авиации.

В середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из всех соседних храмов, которые должны были уничтожить. В то время настоятелем церкви был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Ильинские храмы Москвы

Пророк Илия считается одним из самых уважаемых святых Ветхого Завета. Ему посвящено три храма в Москве: храм Пророка Илии на Воронцовом поле, храм Ильи Пророка в Черкизове и храм Пророка Илии в Обыденском переулке. В любом из них есть много святых мощей, различных предметов, которые почитают христиане, а также иконы.

Богослужения здесь проходят:

  • будничная литургия — ежедневно с 9:00 и 17:00;
  • в великие праздники и в воскресенье — с 7:00 и 10:00, с 17:00 — вечерняя служба.

При храме открыта воскресная школа.

Несколько слов о Черкизовском кладбище

Равным образом, как и храм Ильи пророка в Черкизове, кладбище имеет свою древнюю историю. Оно является старейшим местом захоронений. Свое название получило от села, рядом с которым оно и было образовано. Находится кладбище недалеко от церкви. Точнее, оно ее окружает. Кладбище является очень древним историческим некрополем. Оно не было разорено в советское время. С 1998 года начали вести архив, в котором указана регистрация всех захоронений, даже родственных. На территории есть место проката сельхозинвентаря для ухода за могилами. Черкизовское кладбище работает ежедневно с 9:00 до 19:00 (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (с октября по апрель). Погребальные обряды производятся с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Храм Илии пророка в Черкизове, его ещё называют храм Воздвижения Креста Господня расположен на возвышенности. Небольшой, неописуемой красоты, с богатейшей историей, он привлекает к себе множество народа. Вот она – улица Большая Черкизовская с шумной дорогой, с кипящей жизнью. Но чуть свернул, поднялся в горку, зашел за ограду и оказался в другом измерении. Вековая тишина, древнейшее в Москве кладбище, благодать…

Кстати, когда-то улица, на которой расположилась обитель, называлась Штатной Горкой. Начиналась она от Большой Черкизовской, в XIX веке проходящей немного южнее, чем сейчас, шла перпендикулярно ей на север, вдоль восточного берега Черкизовского (Архиерейского) пруда. Заканчивалась как раз около церкви. В настоящее время из-за антропогенных изменений рельефа улица исчезла. И числившийся ранее дом 17 (сам храм) по Штатной Горке, теперь значится по Большой Черкизовской улице с тем же номером.

Нужно отметить, что в настоящее время от первоначального строения сохранился лишь двухсветный четверик — престол Воздвижения Креста Господня. Его трёхчастная апсида, боковые приделы — престолы Алексия митрополита Московского и Всея Руси чудотворца и пророка Илии, трапезная и колокольня, образующие симметричную композицию, возводились в несколько этапов — в 1856, 1883 и 1899 годах в формах, имитирующих архитектуру XVII века.

Тогда же первоначальное пятиглавое завершение храма сменила существующая ныне глава на цилиндрическом барабане. Вместо широкого пояса кокошников, проходившего по верху стен, появились штукатурные архивольты; окна второго света получили арочную конфигурацию. Колокольня - 3-ярусная шатровая, выделяется укрупнённой рельефной трактовкой архитектурных деталей. Окна-слухи в основании шатра, угловые пилястры-кубышки и килевидные обрамления проёмов придают колокольне пластичный, почти скульптурный облик.

Перестройки проводили с особой осторожностью

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года.

Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории. Оно было написано от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду.

Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

Первые владельцы села Черкизово

Что интересно, история храма начинается задолго до появления собственно самих стен и крепко связана с историей Золотой Орды. Переведем часы назад, в далекий XIV век.

Именно к тому времени относится первое упоминание о Черкизове. Жил тогда татарский царевич Серкиз-бей. Случилось настоящее чудо, иначе не скажешь. Серкиз добровольно принял крещение с именем Иван. И стал он коломенским воеводой. Так же и его сын Андрей Иванович верой и правдой служил Руси. Был он уже боярином Серкизовым. Владел селом, которое и назвали его именем. Будучи воеводой Переяславского полка погиб в 1380 году на Куликовом поле.

Видимо, местность эта принадлежала Серкизовым недолго. В книге 1895 года москвоведа Петра Синицына «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). И он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, принявшим православие. Являясь набожным человеком именно он выстроил на холме в Черкизове первую деревянную церковь в честь своего небесного покровителя Илии пророка.

Село было отдано по духовному завещанию

Где-то в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту. Среди них упоминается Черкизовское, отданное, в свою очередь, по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году. Таким образом, село становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге Пётр Синицын.

Постройка каменной церкви

В Смутное время польско-литовского нападения на Русь Ильинский храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов. Поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

С 1764 года церковь во имя Святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходской.

Новое время

Первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Миллион на самолет

Хотелось бы упомянуть об очень важном и показательном факте. В годы Великой Отечественной войны прихожане и духовенство храма собрали один миллион рублей на строительство самолета и отправили напрямую верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. В ответ получили от вождя благодарственную телеграмму. Может, и поэтому хоть и собирались несколько раз закрыть приход, службы здесь никогда не прекращались.

Но церковь долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта.

Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,- по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

Историки по сей день решают, так ли это было…

Проснувшись, тотчас приказала сделать для Святителя с священниками драгоценное облачение по тому покрою, как она видела во сне. Когда Св. Алексий вошёл в город, его встретил хан с великою честью, как человека Божия; вводит его в свою палату. Святитель, начав петь молебен, велел зажечь свечу, которую слепил. После молебна окропил царицу святой водой; она тотчас прозрела. Это чудо всех поразило удивлением и исполнило радостью. Тайдула, в память своего исцеления молитвами Святителя Алексия, подарила ему перстень, который хранится в Москве в патриаршей ризнице. Хан, осыпав его дарами, отпустил с миром в Россию.

Насколько этот факт достоверен, насколько приукрашен, судить не нам. Даже ученые историки не один век ведут дискуссии. Прийти к общему знаменателю мешает то, что при пожаре в 1812 году сгорели многие архивы, в том числе летописи тех времен. Но люди верят в чудо, молятся и по вере получают исцеление.

Иван Яковлевич Корейша

Как говорилось выше – кладбище возле Ильинского храма – самое древнее в Москве, и самое маленькое. Поток народа сюда не иссякает. Одной из причин тому- могила знаменитого Ивана Яковлевича Корейши. Это русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице.

После смерти тело старца не могли предать земле в течение пяти дней, поскольку сразу несколько обителей претендовали на право похоронить его у себя. Предлагалось сделать это на родине в Смоленске или в Алексеевском женском монастыре. В дело вмешался некто полковник Заливкин, которому удалось уговорить Филарета разрешить похоронить тело Ивана Яковлевича в селе Черкизове, при этом полковник полностью взял на себя все расходы по захоронению. Причина усердия полковника состояла в том, что ему, бывшему ревностному католику, Корейша трижды являлся в видениях, после чего Заливкин (Заливский) принял православную веру и впоследствии был миропомазан самим митрополитом Филаретом.

Другой весомой причиной решения митрополита была просьба племянницы блаженного - Марии, бывшей замужем за дьяконом храма Ильи Пророка в Черкизове. Гроб с телом покойного юродивого из больницы был вынесен с чёрной лестницы в сопровождении персонала во избежание осложнений со стороны душевнобольных, считавших Корейшу своим благодетелем. Множество экипажей провожало усопшего, несмотря на длинный и грязный путь, большое количество приверженцев блаженного следовали в процессии. Похоронен с правой стороны от центрального входа.

Счастливый храм

У храма Илии пророка есть одна особенность. Историки, журналисты, верующие в своих отзывах нередко употребляют эпитет – счастливый. Так и говорят- счастливый храм. Со счастливой историей. Со счастливой атмосферой. Со счастливыми прихожанами. Да будет так!

Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды , Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV в. в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя - Илии Пророка .

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова , а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд , на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг святителя Алексия митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место и он купил в 1378году у него "сельцо Черкизово на своё серебрецо", как сказано в его духовной грамоте, т.е. на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов . Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В -1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года , в нём уже был придел Святителя Алексия , трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки -1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году . После окончания работ в конце -х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве . Это один из редких отечественных исторических некрополей , который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша , которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину . Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен архимандрит Савва, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.