Иллюстрации е м рачева к сказкам. Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е

Евгений Михайлович Рачёв (1906 - 1997) - русский и советский художник-анималист, график, иллюстратор.

Биография

Родился 26 января (8 февраля) 1906 года в Томске. Детство провёл в Сибири в семье деда. После окончания гражданской войны, пробрался сквозь всю страну на юг в Новороссийск. Работал в порту грузчиком.

В 1928 году с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум, затем недолго учился в Киеве в художественном институте, с 1930 года начал сотрудничать в различных издательствах в качестве художника-иллюстратора. Его книжные иллюстрации были замечены, и Е. Рачёв был приглашен в Москву, на работу в детском издательстве - Детгиз.

Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 до 1945 года. Войну начал в ополчении под Москвой. В 1945 был командирован из армии для праздничного оформления Москвы вместе с другими художниками.

В 1960-х годах, после создания издательства «Детский мир» (с 1963 года - «Малыш»), стал главным художником и почти 20 лет проработал в нём.

Творчество

Ведущая тема творчества Е. Рачёва - иллюстрации русских, украинских, башкирских, белорусских, болгарских, северных народных сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы. Кроме того, автор иллюстраций многих сборников рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки, М. М. Пришвин, П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.

Среди иллюстрированных им книг басен и сатирических сказок, написанные И. А. Крыловым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, Р. Помбо, И. Я. Франко, С. В. Михалковым.

Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен выбирал те, которые были ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.

Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.

Награды

  • заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • народный художник РФ
  • Серебряная медаль АХ СССР за иллюстрации к басням И. А. Крылова (1961)
  • Почётный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» (1986).
  • Награда зрительских симпатий - «Золотой ключик» за многолетнюю работу (1996).
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1973) - за иллюстрации и оформление книг для детей и юношества: «Терем-Теремок», «Басни» И. А. Крылова, «Басни» С. В. Михалкова.

Литература

  • Книжное дело: журнал. - М. : АО Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 100.
  • Ляхов В. И. Е. М. Рачёв // Искусство книги. - М., 1961. - Вып. 2. - С. 182-184.
  • Черейская М. Е. М. Рачёв // Искусство. - 1957. - № 4. - С. 26-27.
Евгений Рачёв

Е. М. Рачёв в мастерской
Имя при рождении:

Евгений Михайлович Рачёв

Жанр:

живопись, иллюстрация

Награды:

Серебряная медаль АХ СССР

Звания:
Премии:

Евгений Михайлович Рачёв ( - ) - русский и советский художник -анималист , график , иллюстратор .

Биография

Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 до 1945 года. Войну начал в ополчении под Москвой. В 1945 был командирован из армии для праздничного оформления Москвы вместе с другими художниками.

В 1960-х годах, после создания издательства «Детский мир» (с 1963 года - «Малыш»), стал главным художником и почти 20 лет проработал в нём.

Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен выбирал те, которые были ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.

Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.

Награды

  • Серебряная медаль АХ СССР за иллюстрации к басням И. А. Крылова (1961)
  • Почётный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY) , который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» (1986).
  • Награда зрительских симпатий - «Золотой ключик» за многолетнюю работу (1996).
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1973) - за иллюстрации и оформление книг для детей и юношества: «Терем-Теремок», «Басни» И. А. Крылова, «Басни» С. В. Михалкова.

Напишите отзыв о статье "Рачёв, Евгений Михайлович"

Литература

  • . - М . : АО Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 100.
  • Ляхов В. И. Е. М. Рачёв // Искусство книги. - М ., 1961. - Вып. 2. - С. 182-184.
  • Черейская М. Е. М. Рачёв // Искусство. - 1957. - № 4. - С. 26-27.

Ссылки

  • (сканы)

Отрывок, характеризующий Рачёв, Евгений Михайлович

– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»
Они подъехали к старому, мрачному дому на Вздвиженке и вошли в сени.
– Ну, Господи благослови, – проговорил граф, полу шутя, полу серьезно; но Наташа заметила, что отец ее заторопился, входя в переднюю, и робко, тихо спросил, дома ли князь и княжна. После доклада о их приезде между прислугой князя произошло смятение. Лакей, побежавший докладывать о них, был остановлен другим лакеем в зале и они шептали о чем то. В залу выбежала горничная девушка, и торопливо тоже говорила что то, упоминая о княжне. Наконец один старый, с сердитым видом лакей вышел и доложил Ростовым, что князь принять не может, а княжна просит к себе. Первая навстречу гостям вышла m lle Bourienne. Она особенно учтиво встретила отца с дочерью и проводила их к княжне. Княжна с взволнованным, испуганным и покрытым красными пятнами лицом выбежала, тяжело ступая, навстречу к гостям, и тщетно пытаясь казаться свободной и радушной. Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно веселой и тщеславной. Княжна Марья не знала, что прежде, чем она увидала свою будущую невестку, она уже была дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брата. Кроме этого непреодолимого чувства антипатии к ней, княжна Марья в эту минуту была взволнована еще тем, что при докладе о приезде Ростовых, князь закричал, что ему их не нужно, что пусть княжна Марья принимает, если хочет, а чтоб к нему их не пускали. Княжна Марья решилась принять Ростовых, но всякую минуту боялась, как бы князь не сделал какую нибудь выходку, так как он казался очень взволнованным приездом Ростовых.
– Ну вот, я вам, княжна милая, привез мою певунью, – сказал граф, расшаркиваясь и беспокойно оглядываясь, как будто он боялся, не взойдет ли старый князь. – Уж как я рад, что вы познакомились… Жаль, жаль, что князь всё нездоров, – и сказав еще несколько общих фраз он встал. – Ежели позволите, княжна, на четверть часика вам прикинуть мою Наташу, я бы съездил, тут два шага, на Собачью Площадку, к Анне Семеновне, и заеду за ней.
Илья Андреич придумал эту дипломатическую хитрость для того, чтобы дать простор будущей золовке объясниться с своей невесткой (как он сказал это после дочери) и еще для того, чтобы избежать возможности встречи с князем, которого он боялся. Он не сказал этого дочери, но Наташа поняла этот страх и беспокойство своего отца и почувствовала себя оскорбленною. Она покраснела за своего отца, еще более рассердилась за то, что покраснела и смелым, вызывающим взглядом, говорившим про то, что она никого не боится, взглянула на княжну. Княжна сказала графу, что очень рада и просит его только пробыть подольше у Анны Семеновны, и Илья Андреич уехал.
M lle Bourienne, несмотря на беспокойные, бросаемые на нее взгляды княжны Марьи, желавшей с глазу на глаз поговорить с Наташей, не выходила из комнаты и держала твердо разговор о московских удовольствиях и театрах. Наташа была оскорблена замешательством, происшедшим в передней, беспокойством своего отца и неестественным тоном княжны, которая – ей казалось – делала милость, принимая ее. И потом всё ей было неприятно. Княжна Марья ей не нравилась. Она казалась ей очень дурной собою, притворной и сухою. Наташа вдруг нравственно съёжилась и приняла невольно такой небрежный тон, который еще более отталкивал от нее княжну Марью. После пяти минут тяжелого, притворного разговора, послышались приближающиеся быстрые шаги в туфлях. Лицо княжны Марьи выразило испуг, дверь комнаты отворилась и вошел князь в белом колпаке и халате.
– Ах, сударыня, – заговорил он, – сударыня, графиня… графиня Ростова, коли не ошибаюсь… прошу извинить, извинить… не знал, сударыня. Видит Бог не знал, что вы удостоили нас своим посещением, к дочери зашел в таком костюме. Извинить прошу… видит Бог не знал, – повторил он так не натурально, ударяя на слово Бог и так неприятно, что княжна Марья стояла, опустив глаза, не смея взглянуть ни на отца, ни на Наташу. Наташа, встав и присев, тоже не знала, что ей делать. Одна m lle Bourienne приятно улыбалась.

Людмила Кислицына
Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е. М. Рачёва»

Цель : продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора Е . М. Рачева.

Задачи :

Учить понимать содержание рисунков, всматриваться в образы, созданные художником ;

Учить сравнивать героев разных сказок и анализировать их поступки;

Расширять представления о многообразии художественных выразительных средств;

Воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге.

Оборудование : презентация, карточки для д/игр, костюмы для инсценировки сказки «Лиса и журавль» , комплект иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам , иллюстрированные книги «Терем-теремок» , «Летела сова-веселая голова» , и др., детские рисунки для выставки.

Орг. момент

Ребята, сегодня у нас особенное занятие , давайте поприветствуем гостей, которые сегодня к нам пришли.

Вступительная беседа

Послушайте стихотворение , из которого вы узнаете о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Люблю я слушать старины преданья

Из глубины веков, от точки мирозданья.

В них мудрость предков собрана для нас,

И вроде прост сюжет и незатейлив сказ ,

Но вьётся ниточка, как чистый ручеёк,

Событий сказочных указывая срок ,

Спешит за нитью брошенный клубок,

Наматывая серебро волшебных строк.

И ты уже не можешь оторваться,

И хочется скорее оказаться

Среди волшебных шепчущих дубрав,

Где каждый листик свой имеет нрав,

Где зло всегда наказано добром,

Где скуки не найдёшь ты днём с огнём,

Где смелость трусости даёт неравный бой,

А жадность, лесть наказаны с лихвой,

Где правда побеждает ложь и наговор,

И справедливость там всегда даёт отпор.

Сообщение темы занятия

Ребята, о чем это стихотворение ? сказке )

А знаете ли вы, что такое сказка ? (Сказка - вымышленная история, жанр устного народного творчества )

Для определения точного значения этого слова, нам конечно нужно обратиться к толковому словарю (Ефремовой) .

СКАЗКА

Женский род

1. Повествовательное, обычно народно -поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь разг.

Вспомните, какие бывают сказки ? (Авторские и народные ) .

Какой должна быть книга для детей по вашему мнению? (Красивой, с рисунками, интересной) .

Что обязательно должно присутствовать в книге? (Рисунки, иллюстрации) .

Как называется человек, иллюстрирующий книгу? (Художник – иллюстратор ) .

Дидактическая игра «Что нужно художнику для работы

.

Дидактическая игра «Что нужно художнику для работы

Дети выбирают нужные картинки (Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаш, масляные краски) .

Беседа о художнике-иллюстраторе Е . М. Рачеве

Сегодня мы с вами будем рассматривать иллюстрации одного из художников .

Давным-давно родились в народе первые сказки о животных . Люди, которые создавали эти сказки , хорошо знали, как ведут себя животные, какие у них характеры. Они знали, что лиса - хитрая, волк - жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда и всех боится. Именно такими чертами обычно наделены эти животные и в сказках .

Но в характерах и поступках сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди : добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые.

Много лет сказки о животных иллюстрировал художник Евгений Михайлович Рачев. (Показать портрет) .

Рисовать он начал еще в детстве. Он превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев . Заставляет их жить по-новому. Во внешнем виде, в поведении и в характере животных Евгений Михайлович умело передавал черты и поступки, свойственные людям.

Ребята, а что необычного в рисунках Е. М. Рачева вы заметили? (Он их одевает как людей) .

Да, а чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевает» . Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.

- «Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается.» Посмотреть рисунки можно очень быстро, но вот создать их. Для этого нужна большая подготовительная работа. Поэтому Рачёва можно было часто увидеть в зоопарке, в лесу, у реки, в библиотеке или в музее. Художник делает зарисовки . Ему надо было узнать, как в старину одевались люди, какие были дома, предметы труда и быта крестьян. И художник стремился как можно лучше ее узнать. Рисовал он акварелью, гуашью и углем.

Лисы, медведи, волки и зайцы в рисунках Е. М. Рачёва одеты в костюмы людей, ходят на двух ногах, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. (показать иллюстрации.) Недаром в сказках животных часто называют по имени отчеству Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович? (Животные говорят и действуют, как люди) . Недаром появились такие характеристики людей, которые сравнивают их с животными.

Дидактическая игра «Продолжи»

Хитрый как, голодный как,грязный как … ,неуклюжий как,упрямый как… ,трусливый как…

1. Сказка «Колобок»

Кто это? (Лиса)

Какой у нее взгляд? (Довольный, хитрый) .

Как вы думаете, какая лиса по характеру? (Ласковая, добрая, милая, но и хитрая, она же съест колобка) . Посмотрите, лиса слушает песенку колобка. Она такая ласковая, такая милая. Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его! И от удовольствия лиса даже зажмурилась!

2. Сказка «Заюшкина избушка»

А вот другая лиса. (Иллюстрация)

Какая здесь лиса? (Злая, крикливая, наглая) .

Что она делает? (Она забралась на печку и кричит на зайца : выгоняет его из его же дома).

Обратите внимание, как светятся недобрым огоньком её глаза, а поза и широко раскрытая пасть помогают нам почувствовать, что лиса злая и наглая.

3. Сказка «Кот, петух и лиса»

А сколько лёгкости и изящества в быстром беге ещё одной лисы!

Как она прижимает к себе петушка? (ласково)

Смотрите, как нежно и вместе с тем крепко прижимает она к себе петушка.

Куда смотрит лиса?

На бегу лисица повернула голову, подняла уши - не догоняет ли её кто-нибудь? Ведь она украла петушка! Нет, погони не видно. И поэтому лиса довольна : её ярко-жёлтые глаза сверкают.

4. Сказка «Лиса и волк»

Посмотрите на этого волка. Какой он? (Жалкий, не страшный, простой, глупый) . Это совсем не страшный волк. Художник изобразил его простоватым и даже глупым. По совету хитрой лисы, он опустил хвост в прорубь, чтобы поймать рыбу. (В какое время суток волк сидит у проруби)

Тёмной ночью сидит он на морозе и ждёт. Ждет и не догадывается, что лиса обманула его. Ему холодно.

Как вы поняли, что ему холодно?

За ночь хвост примёрз ко льду крепко-крепко. А волк думает : «Вот сколько рыбы я поймал!» Целую ночь просидел волк около проруби и не мог вытащить свои хвост. А утром пришли к проруби за водой женщины и избили волка. Прыгал он, прыгал и оторвал себе хвост. Только тогда и смог убежать.

А лиса и во второй раз обманула волка. (Иллюстрация)

Вот она едет на волке. Посмотрите, какая здесь лиса? Довольная, хитрая лисица!

А какой волк? (Жалкий)

Работа по карточкам

– Определите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке :

хитрый глупый

простодушный ловкий

проворный простак

бесхитростный коварный

изворотливый невезучий

лукавый бестолковый?

Подчеркните красным карандашом качества лисы, синим - качества волка.

– Нравится ли тебе лиса? А волк?

В каких еще сказках лиса всех обхитрила ? (Обманывает волка ("Лиса и волк") ; обманывает петуха ("Кот, петух и лиса") ; выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц") ; меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса") .

– Каким сказочным героям всё же удалось обмануть, наказать, победить лису? (петух, кот, журавль, собаки)

– Какой герой в сказках может сравниться с лисой в хитрости? (кот, журавль, рак)

Драматизация сказки «Лиса и журавль»

Дети исполняют роли героев сказки .

А теперь давайте посмотрим на волка из другой сказки . (Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят» ). Волк здесь кровожаден и беспощаден.

Любимый персонаж русских сказок - медведь . (Иллюстрация) .

Посмотрите на этого медведя. Какой он, по-вашему мнению? (Добрый, большой, сильный)

Посмотрите, косолапый стоит около избушки и не понимает, почему лиса его не боится. Его добродушная физиономия выражает удивление, рот приоткрыт, брови высоко подняты. Как же так? Он такой большой и сильный, а не может помочь зайчику : выгнать лису из заячьей избушки.

А вот другой медведь. (из сказки «Маша и медведь» ).

Какой здесь медведь? (ответы детей) . Да, глуповатый медведь сидит, а девочка Маша ставит перед ним большой пузатый горшок с кашей.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна : (Потягивания - руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки. (Наклоны : правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся,

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

В сказке «Колобок» медведь сидит довольный и ест мед.

Какого еще героя русских народных сказок вы знаете ? (Заяц)

Да это заяц. (Рассматриваем иллюстрации сказка «Колобок» ) Взгляд у зайца хитроватый.

- Сказка «Лиса и заяц» . Он вышагивает рядом с петушком и не верит, что он ему поможет, он напуган.

- Сказка «Заяц- Хваста» . Посмотрите, как стоит этот заяц? (Подбоченясь, он будто говорит : «Вот я какой!»

Усы вверх торчат. Уши поднял от удовольствия, хвалится, глаза веселые.

Ребята, в рисунках Е. Рачева - заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик надел на него.

А теперь посмотрите на зайца, которого ругает ворона. (Заяц опустил уши, глаза напуганные, лапы повисли) .

Рисуя иллюстрации к сказкам , Рачёв , кроме самих сказочных персонажей , создаёт обстановку, в которой они живут и действуют. Он как бы вводит их в особый быт, характерный для жизни русского народа . Очень часто художник творчески обрабатывает сказки , добавляя новые ситуации и детали, и таким образом помогая увидеть и понять больше, чем написано в тексте. Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам . Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа . Есть здесь и еще что-то такое, что пронизывает рисунки «русским духом » . Не случайно художник использует различные бытовые подробности : изукрашенный наличник русской избы , крестьянское лукошко, вышитое полотенце.

Поза, взгляд, движения и одежда героев Е. Рачева – все напоминает человеческие отношения. Рисунки его красочны, нарядны, декоративны.

Игра «Угадай из какой сказки »

А сейчас мы поиграем в игру «Угадай из какой сказки » . Выставляю иллюстрации, а вы угадайте, к какой сказке принадлежит данный сюжет.

Выставка детских иллюстраций

Ребята к нашему занятию вы подготовились и нарисовали свои иллюстрации к сказкам . Давайте рассмотрим их.

Подведение итогов занятия

Иллюстрации какого художника мы сегодня рассматривали?

Чем отличаются рисунки Е. М. Рачева от рисунков других художников ? (Он одевает своих животных в народные костюмы и мы видим перед собой как будто людей).

Нужна ли иллюстрация в сказках ?

Чему нас учат сказки ? (ответы детей)

- Сказки учат нас многому : верно дружить, побеждать зло, любить и переживать за друзей, не бояться трудностей, быть смелыми и упорными.

В галерее "Открытый клуб" сегодня открылась выставка работ Евгения Михайловича Рачева . На моей памяти отдельных выставок этого художника не было, да и в общем - как отметили, это всего лишь пятая персональная выставка за все-все годы.

Выставка небольшая, но очень цельная и, как ни парадоксально, объемная. Представлен весь творческий путь художника - от первых послевоенных лет до 90-х гг., как взрослые, так и детские книги, как ч/б графика, так и цветные работы. Хоть парой работ, но представлены все основные, знаковые книги художника. Мне не хватило быть может только рисунков к "Рукавичке", но она "музейная". Все остальное есть. Северные, русские, украинские, болгарские сказки. Теремок и Маша с медведем, Портные в лесу, Золотой гребешок, Птицы, Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.

Думаю не открою большой тайны, что самая большая коллекция работ находится в семье художника. Именно на основе этой коллекции и сделана выставка. На сборных выставках (например, в Дарвиновском) я видела работы Рачева, но обычно это тиражные литографии. Они смотрятся несколько иначе - жестче, резче, более плашечно, чем ручные графические работы, особенно ранние, где акварель+уголь. Поэтому эта выставка уникальна - у вас есть возможность увидеть именно эти работы.

Понравилось, что работы не убраны под паспорту, а даны как есть - с типографскими и редакционными пометками, очень живо и настояще.

Большая часть работ лично мне знакома, поэтому больше запомнились новые для меня работы: очаровательные работы к "Зайке-зазнайке" Михалкова, к басням Толстого, к "Плутонии" Обручева. Ну, и главный хит (и не только у меня) деревянные скульптуры. Их не выставляли с конца 60-х гг.


Как очень правильно отметили на открытии: стиль Рачева уникален. Нет, он не первый нарядил животных в человеческую одежду и поставил их на задние лапы. Но именно у Рачева это получилось столь органично и естественно, при этом звери сохранили свои повадки, свою узнаваемость. Это не люди в масках зверей, это именно волки, медведи, лисы, зайцы, но при этом мы видим характеры, мимику, эмоции. Это именно сказочные звери, которые ходят, разговаривают, обижаются, смеются, интригуют, боятся...

Подобраны рисунки хорошо: очень живые лица-морды


Это те самые неиздававшиеся (до недавнего времени) рисунки к Салтыкову-Щедрину.

Специально сфотографировала с посетителем - для масштаба. Это рисунки к басням Крылова

Из ранних работ. Это рисунки к басням Толстого.


Еще из раннего.

Если правильно поняла: это самые ранние работы на выставке. Рисунки к "Плутонии" Обручева

И главный хит (для меня). Деревянные фигурки зверей. Евгений Михайлович подбирал в лесу кусочки дерева, коряги, корни, сучки. Спустя некоторое время они оживали

И главный хит (мой личный). От этой мыши с длинным хвостом меня невозможно было увезти.

С разных ракурсов (не могу удержаться)

И целиком. С хвостом. Длинным-длинным

Герман Алексеевич Мазурин. Он рассказал интересную деталь: Рачев вымачивал уголь в льняном масле, после этого, работая по углю акварелью, контуры не растекались, оставались четкими.

Выставку очень рекомендую. Даже, если вы не слишком большие любители рисунков Рачева. Оригиналы обладают настоящей харизмой, их надо видеть. А выставка уникальна по подбору, по обхвату. Не знаю, будет ли еще шанс вот так просто все увидеть.

Жаль, что короткая по времени, зато абсолютно доступная по часам работы (до 10 часов вечера!!!), в центре.



Галерея "Открытый клуб"
Москва, ул. Спиридоновка д. 9/2 (вход со двора)
Ежедневно с 16:00 до 22:00, выходной — среда.

Вход свободный. Продают небольшой каталог.

Биография

Евгений Михайлович Рачев (1906-1997) — художник, книжный иллюстратор.

Родился в Томске, детство провел в деревне у бабушки. В 1920 году добрался в одиночку в Новороссийск к матери, работал в порту, учился в мореходной профтехшколе, затем в паровозном политехникуме. С детства увлекался рисованием, писал стихи, стремление к творчеству привело его в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, который он окончил с отличием в 1928 году. После окончания некоторое время проучился в Киевском художественном институте, а с 1930 года начал сотрудничество с различными киевскими детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Примкнул к группе молодых авангардных художников-графиков, объединившихся вокруг киевского издательства «Культура», среди которых были Л.Гамбургер, Б.Ермоленко, Б.Крюков, И.Кисель, М.Бойчук; а в 1936 году рисунки Рачева, который все больше отдавал предпочтение в творчестве русским сказкам и басням, увидели в «Детгизе» и пригласили художника в Москву.

В 1960 году Рачев стал главным художником детского издательства «Малыш», и проработал на этой должности почти двадцать лет.

Евгений Рачев посвятил детской книге более шестидесяти лет своей творческой жизни; с его иллюстрациями издано множество книг, среди которых «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Мои звери» Льва Дурова, «Аленушкины сказки» Д.Мамина-Сибиряка, «Сатирические сказки» М.Салтыкова-Щедрина, басни Крылова, произведения В.М.Гаршина, И.Я.Франко, Л.Н.Толстого, С.Михалкова, В.В.Бианки и огромное количество народных сказок — русских, украинских, белорусских, венгерских, румынских, таджикских…

Чем младше зритель, для которого работаешь, и, следовательно, чем меньше его жизненный опыт, тем ответственнее роль художника.

Я анималист - художник, рисующий зверей. Но не тех зверей, которые живут в лесу, а тех, что населяют басни или сказки. Сказочные звери разговаривают, смеются, плачут, взаимоотношения между ними чисто человеческие, живут они по человеческим законам

На всю жизнь сохранил я свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует.

Я могу нарисовать длинноухого зайца, или волка зубастого, или птицу-ворона. Но, прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти да краски. Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных.

Вот и получается - прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Тогда я могу хорошо представить себе своих сказочных героев. Словно они - мои давние друзья или знакомые.

Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного - добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек - на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно:

Здравствуйте, дедушка Медведь!

И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке - значит, получилось у меня, как в сказке.

Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, - значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую.

Красив не только павлин, воробей тоже очень красивый. Но его красота неброская, её надо уметь увидеть. В маленькой лужице иногда гораздо больше красоты, чем в огромном озере.