Искусство написания писем. Открытый урок " искусство написания писем"

Милостивый и любезнейший мой друг!

Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии для насущного существования. Не откажитесь пристроить его в Ваше правление. Я за него вполне ручаюсь, гордясь Вашим ко мне расположением и убеждением в правоте слов душевно Вам преданного и искренне Вас почитающего.

Л… Г…, январь, 1897 год

Не избалован народ такого рода корреспонденцией! А в последнее время – крайне осторожен! А может, в случае электронной версии этого послания, дополнением является вложенный "червячок". Не изволите ли раскрыть и "пристроить его в своё правление"… Отвыкли мы от вычурных посланий, забыли о сочувственных и просительных письмах, да и самом эпистолярном жанре как таковом. Нам бы попроще и пояснее. Интернет, конечно же, способствовал возрождению эпистолярного жанра, но было ли это Возрождение или состоялось создание новой формы общения, далёкой от искусства ведения переписки???

Hello , пристрой братишку моего. Проблем не будет . Пиши…

Я просто делаю своё дело… Билли

Электронные послания постепенно заменяют все виды переписки. Хорошо, удобно, быстро, но… часто с ошибками клавиатурного набора, иногда просто так, не от души, отпишусь мол. До сих пор я жду в почтовом ящике (обычном почтовом ящике) письма, открытки, которые храню и перечитываю. Сентиментально, наивно?.. Стремительность жизни, да и отсутствие веры во многие её сюжеты, "украли ", на мой взгляд, душевность, отзывчивость, теплоту души. Не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо. Да и из школьного курса русского языка тему "Искусство эпистолярного жанра" убрали за ненадобностью. Работая учителем информатики, а в дополнительное время – преподавателем курса "Информационная культура", уже на протяжении нескольких лет считаю целесообразным ввести в изучаемой теме "Текстовый редактор" главу "Эпистолярный жанр", независимо от возраста обучаемых, будь то второклассник или пятнадцатилетний юноша. Нужно учить детей (именно, ДЕТЕЙ!) искусству корреспонденции, искусству этикета, соблюдаемых в письмах! И если это не всегда делают учителя словесности, то почему бы не учителя информатики!? Предлагаю в качестве убеждения читателей разработку урока по теме:

"Эпистолярное искусство или умеем ли мы писать письма"

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представления об историческом месте письма и эпистолярной литературы;
  • познакомить с правилами ведения корреспонденции, привить навыки оформления писем.

План урока

  1. Письмо. История письменности.
  2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства.
  3. Структура письма и его стилистическое оформление.
  4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник».
  5. Лабораторная работа.

Часть 1. Письмо. История письменности

Вступительная часть урока должна содержать классические определения и генеалогически-исторические подробности истории Русской письменности (предварительно можно побеседовать с учащимися на предмет их знаний в области рассматриваемого вопроса). Особое внимание нужно уделить основателям славянских азбук (глаголицы и кириллицы), историческим личностям, Кириллу и Мефодию (дети задали очень логичный вопрос: "Почему же азбуки не назвали в честь двух братьев: кириллица и "мефодица" J)

Часть 2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства

"Я к Вам пишу – чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать "

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он! – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога…»

Переход от истории к художественной литературе желательно с формулировки самого эпистолярного жанра как такового. Разговор с детьми (согласно времени, каким вы располагаете на уроке) можно превратить в диалог, слушая литературные познания детей, или монолог, рассказывая о знаменитых литературных шедеврах жанра письма: иногда исторически судьбоносных («переписка Ивана IV с князем Курбским») или географически описательных («Записки русского путешественника» Н. М. Карамзина; философски осмысленных (письма Горацио, Эпикура, Цицерона) или поэтически неповторимых ("Роман в письмах" А. С. Пушкина).

Не только литература отражает душевное состояние человека, создающего письма, но и искусство не обходит это стороной, а виртуальное путешествие в Русский музей позволит напомнить, а некоторых познакомить с классическим примером изобразительного эпистолярного жанра.

И. Репин "Запорожцы", 1880-1891.

В 2003 году славянская общественность отметила знаменательную дату: ровно 330 лет назад запорожские казаки написали турецкому султану Османской империи Моххамеду IV письмо, которое являлось ответом на его пафосное послание в их адрес и является историческим свидетельством " недипломатичности" послания, содержащего "утонченные" метафоры и внутренние рифмы, не всегда проходящие цензуру. Именно это письмо стало ярким выражением свободолюбивого духа запорожской вольницы. "Смех", возникающий у авторов послания, присутствует и на полотне. Репин буквально "озвучил" картину не для потешания зрителей, а для утверждения правоты и силы запорожцев, объединенных единым порывом и единойверой, которой порой так не хватает нам.

Часть 3. Структура письма и его стилистическое оформление

После вступительной лирическо-художественной части переходим к практическим советам, излагая правильную структуру письма и наличие обязательных компонентов:

  1. Обращение.
  2. "Приступ" – какая-либо любезность или пожелание в адрес получателя.
  3. Изложение сути вопроса, которое обязательно должно быть интересно адресату.
  4. Заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения (при необходимости). При забывчивости отправителя возможность приписать недописанное (P.S. или N.B.).

А продемонстрированное письмо-иллюстрация позволит показать основные приемы форматирования, лежащие в основе создания "компьютерного" письма.

Часть 4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник»

В качестве советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, в традициях хорошего тона прошлых веков, продемонстрируйте или продекламируйте учащимся классические примеры извинительного и рекомендательного писем, просительной и объяснительной записок, дружественных и поздравительных посланий. Для некоторых из учеников, а, возможно и для Вас, это будет "маленьким открытием" человеческих отношений.

Часть 5. Лабораторная работа

Лабораторную работу, закрепляющую полученные знания из различных предметных областей, следует провести в сетевом компьютерном классе в "духе лучших немецких традиций". Предварительно необходимо познакомить учащихся с существовавшим в 16 веке немецким сатирическим жанром: « письма светлых людей » (письма друзьям, восхвалявшие их " души прекрасные порывы") и « письма тёмных людей » (письма, обличавшие человеческие недостатки). Весь коллектив необходимо «разделить» на соответствующие группы по желанию сторон. (Для меня оказалось просто УДИВИТЕЛЬНО, что две трети из участвовавших в "лабораторном эксперименте" отказались от описания светлого и прекрасного, предпочитая "тёмную сторону жизни"!!) Свои характерные послания учащиеся должны «сохранять» в "Редакции" (папка с открытым доступом на рабочем столе преподавателя). Полученный материал является не только показательным для понимания процента усвоения материала учащимся, но и материалом для психолога, который должным образом способен оценить "тёмные" и "светлые" стороны жизни ученического коллектива.

Дополнительный материал к уроку:

1. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени» (БСЭ, т. 19).

2. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий – братья, великие славянские просветители. Кирилл разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Кирилл (826-869 гг.) и его старший брат Мефодий (820-885гг.) родились и провели детство в македонском городе Солуни (сейчас Салоники). Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли на чужбине. Младший брат писал, старший переводил его работы. Младший создал славянскую азбуку, славянскую письменность и книжное дело; старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом; старший – способным организатором и практическим деятелем. В настоящее время известно две разновидности старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллицы» (от имени Кирилл); другая же получила название «глаголицы» (от старославянского «глагол», что означает «слово»). По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали. Кириллица, по дошедшим до нас рукописям Х I в. имела 43 буквы, а глаголица имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков, что буквы кириллицы. В настоящее время на кирилловской основе построены системы письма всех народов России. Системы письма, построенные на той же основе, применяются также в Болгарии, частично в Югославии и Монголии. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более чем на 60 языках (Межуев В.М. «Культура и история», М., 1977).

3. "Султан Моххамед IV – запорожским казакам»

"Я, Султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться".

«Ответ запорожцев Моххамеду IV (избранное)»

"Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь… Твойого в i йска мы не бо i мось, землею i водою будем биться з табою …Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, I ерусалимський бравирник, Александр i йский козолуп, Великого и Малого Египта свинарь … Не будешь ты i свиней христ i анских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо…" ("Комсомольская правда", 4 июля 2003г.)

4.«Краткий письмовник»

(«Правила светской жизни и этикета. Хороший тонъ», С.-Петербург, 1889г.)

Поздравительное письмо:

Добрая и милая бабушка!

Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье.

Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья.

Крепко-крепко целующая Вас

Внучка Лида

С повышением:

Милостивый государь С…Н…

Пожалование Вас начальником в г. N …, принято здешней публикою с большой радостью. Ваши достоинства говорят в пользу вашего сердца. Все ожидают Вас с истинным удовольствием, надеясь в доброй душе вашей найти свое благополучие.

Примите уверение в моем к Вам почтении и преданности.

А… В…

Пригласительное письмо:

Милый друг Р… Д…

Не откажись сделать великое одолжение своим посещением вечерком сегодня

Душевно тебе преданного Л… Р…

Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами -
Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая этим да-
ром, не стоит вообще пытаться писать письма. Вместо того чтобы думать о
себе и о впечатлении, которое вы производите на других, думайте об адре-
сате и его или ее чувствах. Вспомните письма, которые вам было приятно
получать и читать - чаще всего в них много личного, отчего возникает
впечатление, будто автор сидит рядом и болтает с вами. Чтобы создать
волшебное ощущение беседы с помощью письма и избежать фальши, нужно ис-
пользовать определенные приемы. Дальнейшие рекомендации помогут вам от-
разить в письмах вашу индивидуальность.
В личных письмах следует употреблять характерные для вашей речи обо-
роты, а не заменять их на более официальные. Коль скоро ваш сын обычно
использует в разговоре выражения типа "потрясный малый" или "гвоздь про-
граммы...", то покажется неестественным и вычурным, если он напишет
"весьма приятный молодой человек" и "достойное внимания событие дня".

Неполные или сокращенные фразы тоже помогут сделать ваше письмо более
естественным. Если вы обычно говорите: "Не знаю" вместо: "Я этого не
знаю", почему бы вам так и не написать?

Время от времени упоминайте имя человека, которому пишете, это сдела-
ет ваше письмо более дружеским и искренним. Фраза: "Элен, попробуй-ка
угадать, что мы собираемся делать этим летом!", заставит Элен почувство-
вать, что вы действительно думали о ней, когда писали письмо.

Знаки препинания могут добавить вашему письму не меньше содержа-
тельности, разнообразия, живости и колорита, чем интонация рассказчика -
сюжету. Подчеркнутое слово, восклицательный знак в конце фразы или пред-
ложения помогают выделить то, что вы сочтете нужным. Тире, заменяющее
несколько слов, часто выразительнее, чем длинная, пусть даже более гра-
мотно построенная фраза. "Вчера мы ходили на танцы - что за вечеринка!"
- звучит живее, чем: "Мы вчера ходили на танцы, и вечеринка удалась на
славу". Однако не перестарайтесь: несколько тире и восклицательных зна-
ков придадут письму живость, их избыток - быстро наскучит.

Не думайте слишком долго над тем, как именно выразить свою мысль. Ре-
шите, что вы хотите сказать, и напишите об этом как можно быстрее; так
создастся впечатление, что вы действительно беседуете со своим другом.

Наконец, краткий рассказ бесконечно интереснее, чем долгое "пережевы-
вание" одной и той же мысли. Как писал Паскаль: "Это письмо не должно
было быть столь длинным, но у меня не было времени сделать его короче".

Как начать письмо

Люди, сомневающиеся в том, что им удастся заполнить чистый лист бума-
ги, считают, что самое трудное в письме - его начало. Инструкция анг-
лийского профессора, который говорил: "Начните с того, что вы хотите
сказать в начале, продолжайте до тех пор, пока не закончите, а затем ос-
тановитесь", - поможет вам так же, как советы художника, который утверж-
дал, что рисовать очень просто. Для этого нужно лишь "взять немного
краски подходящего цвета и нанести ее в подходящее место". Хотелось бы
надеяться, что приводимые ниже советы окажутся более полезными.
Можете писать письмо от руки или печатать на машинке, однако никогда
не следует начинать его словами: "Я знаю, что мне следовало бы написать
раньше, но писать было просто не о чем", или: "Ты знаешь, как я не люблю
писать письма...". Люди продолжают писать такие слова снова и снова, да-
же не подозревая о том, что тем самым они, по сути дела, выказывают неу-
важительное отношение к тому, кому пишут.
Вместо этого лучше напишите так: "Неужели ты думаешь, что я тебя за-
была? Ты даже представить себе не можешь, сколько раз я собиралась тебе
написать". Или же: "Я много раз начинала тебе писать, но каждый раз,
когда садилась за письмо, полагая, что наконец-то выбрала нужное время и
место, меня обязательно что-нибудь отрывало!"
Плохо, если ответ на письмо откладывается на столь длительный срок,
что его приходится начинать с извинений. Тем не менее, такого рода изви-
нения в начале письма вызывают скорее симпатию, чем раздражение.

Упоминать о ваших общих знакомых, но не распространяться о тех, про
кого ваш адресат даже не слышал, и кто его совершенно не интересует, ес-
ли только этот человек не будет занимать значительное место в вашей жиз-
ни в дальнейшем. Нет смысла писать о Джейн Джонс, которая получила наг-
раду общества садоводов-любителей. Написать же о Джейн Джонс, которая
играет важную роль в вашей жизни, - вполне уместно.

Окончание письма

Покидая дом близкого друга, вы не пытаетесь придумать специальную
фразу на прощание. Это относится и к письмам. В личной корреспонденции
нет необходимости использовать стандартные заключительные фразы ("Иск-
ренне Ваш", "Преданный Вам" и т.д.). Просто напишите свое имя (только
обязательно от руки, если письмо напечатано на машинке): "С любовью, Бе-
той", или "Твой Хэнк" - в зависимости от ваших отношений с адресатом.

Не следует заканчивать письмо словами: "Ну, что ж, думаю, тебе уже
наскучило все это читать", или: "Тебе, наверное, моя писанина уже до
смерти надоела". Не пишите: "На закате горы были великолепны", эта фраза
не вызовет никаких личных ассоциаций у вашего адресата. Однако если вы
добавите: "Они напомнили мне нашу поездку в Колорадо", - это, возможно,
скажет ему о многом.

Письма, которые писать не следует Письма о мрачных предчувствиях

Даже членам своей семьи не стоит без необходимости писать о нес-
частьях и злоключениях. Расстояние лишь усиливает наши переживания по
поводу болезней и неприятностей тех, кого мы любим. Например:

"Моя малютка Бетти ("моя малютка" звучит намного патетичнее, чем
просто "Бетти") вот уже несколько дней плохо себя чувствует. Я смер-
тельно боюсь за нее, вокруг столько случаев мононуклеоза. Врач сказал,
что тревожных симптомов нет, но доктора видят так много тяжелых больных,
что волнение матери они, похоже, всерьез не принимают", и т.д., и т.п.

Или же: "Наступают все более мрачные времена. Я всегда говорила, что
нужно пережить ночь, прежде чем забрезжит рассвет. Запомни мои слова,
ночь еще только наступает".

Такие письма не принесут пользы - они могут лишь взволновать, разоз-
лить или огорчить адресата.

Неразумные письма

Каждый день почта рассылает письма, которые вызвали бы драму, попади
они в чужие руки. Письма, которые не следовало бы писать никогда, про-
должают предъявляться как доказательства на судах, и появление многих из
них ни в каком случае не может быть оправдано. Глупые женщины и неумные
мужчины часто пишут такие вещи, которые для присяжных, к примеру, звучат
не столь невинно, как утверждают сами авторы посланий.

И тем не менее, в письмах к своим близким люди продолжают доверять
чувства и мысли бумаге. Поэтому, если вы еще молоды - или уже не слишком
молоды - и решили написать, скажем, любовное письмо, тогда, по крайней
мере, положите его на ночь под подушку, чтобы утром перечитать и убе-
диться в том, что не сказали там ничего такого, что могло бы быть прев-
ратно истолковано.
Помните: написанное не исчезает. Мысли, бездумно изложенные на бума-
ге, могут существовать сотни лет.

Злые письма

Легкий, игривый тон, который в беседе превращает оскорбление в кол-
кость, практически невозможно передать на бумаге, поэтому сделанное на
словах забавное замечание в письме может не только обидеть, но и оскор-
бить.
Злоба, выраженная в письме, обладает эффектом "застывшей ярости".
Сказанные горькие слова исчезают, когда забыта вызвавшая их причина; на-
писанное - остается навсегда. Родительские наставления вполне имеет
смысл изложить в письменной форме - их всегда нужно помнить и выполнять.
Минутное раздражение, напротив, никогда не следует хранить в памяти. Ро-
дители, у которых вошло в привычку писать детям в раздраженном или при-
дирчивом тоне, вскоре обнаружат, что их письма редко читают.

Одно золотое правило нельзя переоценить: письма, написанные под
сильным эмоциональным воздействием, следует отложить на сутки и перечи-
тать перед отправкой - или, перечитав, без сожаления разорвать их на
мелкие кусочки и вовсе не отправлять.

Дело с самого начала обещает быть простым. Все же, в наше время писать случается часто. То нужно ответить на сообщение, то оставить комментарий под видео или постом в сети, так что многие считают себя подкованными в этом в действительности очень непростом деле. Но кто решится тягаться с признанными мастерами, овладевающими сердцами и умами людей при помощи одних только верно подобранных слов? Только у человека, который не пытается завоевать мир, вооружившись частями речи, этот вызов не должен рождать чувство неуверенности, наоборот, здесь и кроется подсказка, ведь научиться передавать чувства в красочных речевых оборотах можно только перенимая опыт мастеров прозы, веками копившими приемы и способы выражения мыслей на бумаге.

Все даже проще, чем кажется. Случается же иногда, что пытаясь объяснить, пересказать или сформулировать мысль в уме, наталкиваешься на проблему. Какое-нибудь слово не подходит, звучит странно, и не отпускают сомнения, что есть способ точнее, лучше передать суть другими словами. И тогда, экономя время, заменяешь его простым оборотом. В этот момент необходимо успеть поймать себя, так сказать, за руку, нужно продолжить искать, не сдаваться, найти способ точно и верно передать смысл задуманного. Это не занимает много времени, а когда удается найти верные слова, то удивляешься, как можно было раньше обходиться без них. Это чувство сравнимо с тем, что возникает перед самым финишем во время бега. Хочется сдаться, приходится заставлять себя бежать, чтобы не остановиться, и только пересекая черту осознаешь, что оно того стоило. Так и здесь, нельзя останавливаться, мозг станет упорствовать, в ум просочатся сомнения и вопросы, невольно задумаешься, нужно ли напрягаться? Но, только найдя самое точное, меткое выражение, которое в полной мере передает смысл, которое описывает идею предельно верно, насколько это вообще возможно, понимаешь, что старания не прошли даром. Но самое чудесное в этом даже не осознание красоты слога, а то, что вдруг становится ясно, насколько плохо, неточно, насколько криво передают эту же мысль другие слова. Поэтому, стоит всего несколько раз перебороть себя, чтобы влюбиться в собственную манеру выражения, ведь, если еще не ясно, это и есть первое отражение уникального стиля писателя, отражение видения мира в словах, которые подбирает автор.

Конечно, чтобы в совершенстве овладеть искусством письма, нужно иметь объемный словарный запас, постоянно тренироваться, иметь представление о правилах и нормах языка. Это довольно очевидный вывод. Но не стоит отчаиваться. Ведь, чем руководствовались первые обладатели литературного гения, чьи труды и по сей день изучаются и представляют интерес в глазах читательской аудитории? Все, что у них было, так это желание творить, причем, даже не обязательно писать, истории рассказывались еще до того, как появилась письменность. Кто-то должен был их придумывать, не так ли? И это вторая подсказка. Должна быть мысль, история, посыл. Не только в книге, рассказе, сочинении или докладе, но и в коротком сообщении на мобильный. И с этим тоже нет особых сложностей. Просто нужно решить, зачем эти слова, что они передают, какой смысл в них заложен? Если ничего этого нет, то они пусты, если же есть, то не возникнет лишних вопросов, и буквы сами выстраиваются на пустом листе, сплетаясь в слова и рисуя ими полноценную картину. Так и рождается история даже в самом маленьком послании, даже в нескольких строках, которые пробуждают в адресате такие чувства, о которых нельзя и подозревать.

Но есть и здесь правило, возвышающееся над остальными. То, что важнее прочего, что обязано присутствовать в каждом слове, в каждом предложении. Важно быть искренним. И это совсем не шутка. Невозможно красиво, точно и красочно описать то, во что не веришь. Слова не рождают чувства, которые в них никто не закладывал. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать откровенно плохие материалы, которых полно на просторах интернета. Сразу замечаешь, в них нет жизни, это только буквы, только знаки, которые передают какие-то мысли. К ним быстро теряешь интерес. Но если на лице во время чтения появляется улыбка, если перестает хватать воздуха, если сердцебиение учащается, то в тексте есть душа, значит, кто-то очень старался, чтобы передать ее читателю. Именно это должно стать главной составляющей любого письменного, да и устного послания. Ведь, в конечном счете, о чем вряд ли любят распространяться авторы, стерегущие литературные пути, где успели обжиться сами, правила существуют только для того, чтобы избавиться от путаницы. Но они далеко не самое важное и порой достойны пренебрежения. Важно иное: вкладывайте в слова душу, и она отразится в глазах того, кто прочтет их.

В межличностных отношениях важен не только разговор, но и переписка, ведь информация, изложенная в текстовом виде, легче воспринимается, ее можно сохранить и обращаться к ней множество раз. В современном мире считается, что написание писем - занятие устаревшее и неактуальное. На самом деле в повседневной жизни люди очень часто обращаются к эпистолярному жанру. Именно поэтому очень важно разбираться в стилях письма и обладать навыками их написания.

Что такое «стиль»

Что понимается под стилем в лингвистике? текста, письма - это совокупность определенных языковых средств, с помощью которых человек выражает свою мысль в устной или письменной форме. В русском языке выделяют пять основных функциональных стилей речи:

  • разговорный;
  • художественный;
  • публицистический;
  • научный;
  • официально-деловой.

Некоторые лингвисты выделяют еще два дополнительных стиля: конфессиональный и эпистолярный. Последний стоит описать более подробно.

Разновидности писем

Эпистолярный стиль - это набор языковых приемов, которые используются в написании писем. Его название происходит от греческого слова epistola, что можно перевести как «письменное послание». В той или иной ситуации этот стиль заимствует характеристики основных стилей речи.

В зависимости от адресата и цели сообщения переписки делятся на несколько видов, или стилей письма:

  • Неофициальный.
  • Официальный (деловой).

Если цель письма - обмен какой-либо научной информацией, то такая переписка содержит в себе черты научного стиля. Эпистолярный стиль также очень часто применяется в публицистике, когда автор в своем письме может обращается как к конкретному лицу, так и ко всей общественности, призывая к активным действиям.

Особенности писем

Характерные признаки у каждого стиля письма различаются, однако есть определенные особенности, которые их объединяют. В составлении любого послания очень важно соблюдать определенную структуру. Необходимо выделить адресата и адресанта, определить их социальную роль. С помощью правильно подобранных для данной ситуации языковых средств как можно более точно и кратко изложить суть послания.

В зависимости от цели автор писем может использовать различные выражения и устойчивые фразы. Обычно в переписках раскрывается личность и индивидуальность адресанта. В большей степени это выражено в неофициальном стиле письма, когда у автора больше возможностей для использования оригинальных языковых оборотов или иных средств передачи своих мыслей и чувств адресату. Письмо - это не только письменный монолог, иногда в нем присутствуют элементы диалога, например когда автор обращается к получателю. Для эпистолярного стиля также характерно сочетание разговорной и письменной речи.

Разные стили письма представляют собой различные образцы написания и используют неодинаковые клише. Для достижения оптимального результата и информативности послания полезно знать их композицию и правила написания.

Структура писем

Определяющим признаком эпистолярного стиля является композиция. Люди теряются в многообразии видов переписок, что порождает вопрос о том, как написать письмо. Общую структуру всех писем можно свести к следующим элементам:

  1. Начало, уважительное обращание к адресату.
  2. Основная часть, раскрывающая суть послания.
  3. Конец, или заключение, в котором подводятся итоги всему написанному.
  4. Подпись автора и дата написания.
  5. В некоторых случаях постскриптум (P.S), в который помещается дополнительная информация.

Личное письмо

Стиль личного письма наиболее интересен и разнообразен. Такие послания - своеобразная страничка дневника, в которой автор выражает свои сокровенные мысли и переживания. Степень их раскрытия зависит от близости отношений между отправителем и получателем.

Адресатами личных писем, как правило, являются члены семьи, родственники, друзья. Характер таких переписок интимен и строго конфиденциален, личность автора ярко прослеживается на протяжении всего рассказа или исповеди. Это может быть повествование о прошлых событиях, размышления на различные темы, наблюдения или советы. Творческое начало здесь невероятно велико, ведь отправитель располагает огромным арсеналом художественно-выразительных средств. Они помогают более ярко отобразить чувства и ощущения автора по тому или иному поводу, в каком-то роде выполняют функцию мимики при живом общении. Так, личные письма получаются очень эмоциональными и экспрессивными, ведь в них автор очень часто не стесняется в сильных выражениях, иногда даже используя ненормативную лексику.

У частного послания нет строгих правил написания, кроме тех основных, присущих всем эпистолярным стилям письма. Здесь поощряется свобода авторской мысли, непринужденность и естественность.

Письма в научной деятельности

Письма в научной сфере составляются с целью обмена между учеными. Это своеобразный вид научного доклада, адресованный определенному лицу. Для научного стиля письма характерны точность и логичность изложения. Двусмысленная трактовка той или иной информации здесь недопустима, материал должен пониматься однозначно. В достижении этой цели помогает использование тезисов и терминов. Научная информация также должна быть подкреплена неоспоримыми фактами, которые и подтверждают ее подлинность.

Цели, с которыми создается научное письмо, требуют от него монотонности и сухости изложения. Разумеется, такое послание лишено экспрессивности, объективность в нем играет определяющую роль. Чаще всего изложение материала в научном письме происходит в форме монолога. Авторское начало в таком письме сведено к минимуму. Здесь важно сделать акцент на содержании письма, а не на точке зрения написавшего его. Однако личное мнение отправителя в той или иной степени все же отображается, пусть и неявно.

Эпистолярный стиль в публицистике

Основная цель публицистических произведений - с помощью грамотно построенной речи воздействовать на читателя, внушить ему какую-либо мысль или идею. Для достижения этой задачи многие журналисты обращаются к форме письма, которое публикуют в СМИ. Такие послания могут быть двух видов: с адресатом и без. Письмо без определенного получателя предназначено для широкого круга людей. В них на обозрение общественности выносятся актуальные вопросы или события. Есть в журналистике письма, адресованные определенному лицу, например главам государств или другим медийным личностям. Их задача - добиться от влиятельных адресатов решения насущных проблем, требование незамедлительных действий.

В отличие от научного, публицистический стиль письма более субъективный и противоречивый. Для освещения и оценки происходящих событий публицист умело манипулирует различными выразительными средствами.

Особенности написания

Журналисты тщательно отбирают общественно важное событие и всесторонне анализируют его с точки зрения автора письма или его заказчика. Далее выносится определенное суждение и предлагаются варианты решения описываемой проблемы. В составлении такого письма очень важны навыки убеждения, а также знание человеческой психологии. Применяя их на практике, публицисты направляют обсуждение в нужное им русло, тем самым практически не оставляя читателям свободу выбора.

Официальное письмо

В системе классификации писем формальный стиль письма занимает особое место. Он применяется в деловых переписках, является межкорпоративным каналом связи. Официальное письмо имеет множество видов, которые выполняют различные функции. Оно также обладает четкой структурой и строгими нормами, от которых не стоит отклоняться. Деловое письмо использует средства, присущие официально-деловому стилю речи. В большинстве случаев такое послание имеет конкретного адресата, например юридическое или физическое лицо.

Специфика делового стиля письма заключается в его сухом, официальном и однообразном языке. В нем в огромном количестве используются канцеляризмы, штампы, клише и стандартные обороты, а также различного рода сокращения. Информация подается с помощью простых распространенных предложений. Тон официальных писем нейтрален, изложение информации максимально логично и последовательно. Все это способствует решению основной задачи деловой переписки: точно, лаконично и объективно передать конкретное сообщение, лишив его эмоциональной окраски и субъективности.

Виды официальных писем

В зависимости от содержания деловые письма делятся на множество видов. Обычно в каждом официальном письме поднимается один вопрос. В случае если необходимо сразу разрешить две и более проблем, несколько видов помещаются в рамки одного послания.

Различают следующие типы деловых писем:

  • Сопроводительные - письмо с указаниями по отправке документов.
  • Гарантийные - подтверждение и закрепление определенных условий.
  • Благодарственные - выражение благодарности и желания дальнейшего сотрудничества.
  • Приглашения - официальное предложение участия в мероприятии.
  • Поздравительные.
  • Информационные.
  • Рекламные, или предложения о сотрудничестве.
  • Запросы.
  • Извещения.
  • Просьбы.
  • Письмо-ответ.

Составление делового письма

Характера правильно? Важно знать и корректно применять законы композиции таких посланий. Прежде всего необходимо определиться с темой письма и его видом. Здесь нужно учесть всю ту информацию, о которой адресат уже знает, и, отталкиваясь от этого, тщательно продумать содержание и приводимые аргументы. Письмо должно быть максимально информативным и логичным, без лишних отступлений и воды.

Существуют две группы деловых писем: одноаспектные и многоаспектные, или простые и сложные. Одноаспектные послания сжаты и рассматривают только один вопрос. Они обычно не требуют ответа. Многоаспектные письма поднимают несколько проблем, поэтому и более сложны по структуре. Следует подробно рассмотреть их композицию.

Текст сложного письма состоит из нескольких частей. В первой части указываются мотивы, побудившие автора к написанию послания, приводятся необходимые аргументы. Здесь необходимо ответить на вопрос о том, с какой целью создавалось это письмо. Во второй части автор делает выводы, высказывает предложения, решения затронутой проблемы и просьбы.

Структуры некоторых видов официальных писем

Письмо-просьба:

  1. Причина, сформировавшая просьбу.
  2. Сама просьба.
  3. Желаемый результат, выражение благодарности и готовности к сотрудничеству в случае удовлетворения просьбы.

Письмо-запрос:

  1. Причины важности запроса.
  2. Сам запрос.
  3. Результат в случае выполнения просьбы.

Сопроводительное письмо

  1. Уведомление о материалах.
  2. Сведения о материалах.

Письмо-ответ, отклоняющее просьбу

  1. Дублирование ранее изложенной просьбы.
  2. Причины отказа.
  3. Изложение самого факта отказа или отклонения.

Иногда в письме-ответе приводятся альтернативные пути решения затронутого вопроса.

В современном делопроизводстве в основном используются одноаспектные официальные письма.

Оформление письма

Деловая переписка осуществляется на фирменных бланках для официальных писем. Они должны соответствовать государственным стандартам и содержать следующие элементы:

  • Логотип юридического лица.
  • Название юридического лица (автора письма).
  • Контакты (адрес, номер телефона, электронная почта, сайт).
  • Дата составления письма.
  • Регистрационный номер письма.
  • Отсылка к дате и номеру входящего послания (если это письмо-ответ, например).

В конце письма отправителем указывается следующая информация:

  • Должность и фамилия с инициалами подписывающего письмо.
  • Должность и фамилия с инициалами составителя (если он не ставит свою подпись).
  • Список приложений (если имеются).

Помимо соблюдения формальных правил в оформлении большую роль играет бумага (если письмо отправляется обычной почтой). Она будет различаться в зависимости от типа делового послания. Например, для обычного официального письма подойдет простая белая бумага. Для писем-приглашений, поздравлений, благодарностей лучше всего выбрать плотную или тисненую бумагу. Рекламные письма хорошо смотрятся на цветной бумаге.

Клише и устойчивые фразы

Правила официального стиля письма требуют использования готовых языковых формул. В различных ситуациях можно использовать следующие конструкции:

При обосновании причин и мотивов:

  • В связи с отсутствием финансовой помощи...
  • В связи со сложной экономической ситуацией...
  • В порядке проведения совместной работы...
  • В соответствии с Вашим письмом...
  • В соответствии с протоколом...
  • В ответ на Ваше обращение...
  • В подтверждение нашей договоренности...
  • В целях усиления ответственности...
  • На Ваше обращение...

При составлении письма-просьбы:

  • Просим оказать содействие...
  • Просим выслать в наш адрес...
  • Просим принять участие...
  • Прошу принять меры...
  • Прошу
  • Прошу довести до сведения...
  • Прошу ликвидировать задолженность...

Для вступления в сопроводительных письмах:

  • Направляем информацию...
  • Возвращаем справочные материалы...
  • Высылаем подписанный с нашей стороны договор...
  • Посылаем справочную литературу... и т. д.

Письма-подтверждения начинаются так:

  • Подтверждаем...
  • С благодарностью подтверждаем...

При составлении письма-ответа (неудовлетворение просьбы):

  • Ваше предложение отклоняется по следующим причинам...
  • Направленный в наш адрес проект плана совместных действий изучен. Считаем его неприемлемым по следующим причинам...
  • На Ваше обращение о совместной работе считаем...

Заключительными словами текста письма могут быть следующие:

  • Убедительно просим направить в наш адрес информацию.
  • Убедительно просим Вас не задерживать ответ.
  • Просим извинить за задержку с ответом.
  • Надеемся, что наша просьба будет выполнена.

При составлении писем-приглашений:

  • Приглашаем принять участие...
  • Просим направить представителя...

При составлении письма-гарантии:

  • Оплату гарантируем...
  • Качество изделий гарантируем...
  • Сроки выполнения гарантируем...

Эти заготовки помогут вам сделать все правильно.