Каковы внутренние и внешние функции государства коротко. Внутренние и внешние функции государства1

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Рубрика (тематическая категория) Государство

По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями Экологическая и экономическая функции, а также функция охраны прав и свобод человека являются как внутренними, так и внешними. Экология является одной из глобальных проблем современности и, напр., бороться с глобальным потеплением климата исключительно в рамках внутренней политики невозможно. Экономика в современных условиях глобализации и международного разделœения труда также имеет международный характер.
Размещено на реф.рф
В области защиты прав и свобод человека широко осуществляется международное сотрудничество.

Внутренние функции:

1) экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития);

2) социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всœех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной);

3) экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы) 4) функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;

5) функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

6) некоторые ученые выделяют также финансовую функцию (т. е. налогообложение), эта функция не является самоцелью, она направлена на создание условий для осуществления государством всœех прочих своих как внутренних, так и внешних функций.

Внешние функции:

1) оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности); 2)обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в данном остается ООН и ее Совет Безопасности) 3) функция международного сотрудничества по самым разным вопросам. Вместе с тем, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.

15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

Государственный механизм – система гос. органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Структура государственного механизма:

1) гос. аппарат – совокупность гос. органов, наделœенных властными полномочиями для реализации гос. власти;

2) гос. учреждения и гос. предприятия. Не имеют властных полномочий, но их деятельность непосредственно направлена на реализацию функций государства. Гос. учреждения - ϶ᴛᴏ некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Напр., организации образования, здравоохранения, библиотеки. Гос. предприятия - ϶ᴛᴏ коммерческие организации, их деятельность тесно связана с осуществлением функций государства. Напр.
Размещено на реф.рф
монетные дворы, аффинажные заводы и т. п.

Структура государственного механизма определяется правовыми формами деятельности государства: 1) правотворчество, 2) управление и 3) охрана права. Соответственно различаются и три вида гос. органов: 1) законодательные, 2) исполнительные и 3) судебные.

Особенности структуры гос. механизма в России:

1. Строгое разграничение гос. и муниципальных органов, гарантируется относительная независимость органов местного самоуправления от государства.

2. Принцип разделœения властей проводится не в полном объёме. Президент стоит как бы над системой разделœения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всœех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Имеет огромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой Правительства и его главы. Президент имеет огромные полномочия, от президентской республики он взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентарной – право роспуска Госдумы. Кроме того Президент разбил страну на ʼʼокругаʼʼ, назначив своих ʼʼполномочных представителœейʼʼ.

3. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Верхняя палата формируется из ʼʼпредставителœейʼʼ от законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации. Нижняя палата избирается населœением при смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе.

4. Исполнительная власть осуществляется Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (которые могут иметь свои территориальные органы) и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

5. Судебная власть осуществляется федеральными судами и мировыми судьями. К фед. судам относятся: 1) ВС и возглавляемая им система судов общей юрисдикции; 2) ВАС и возглавляемая им система арбитражных судов; 3) КС.

6. Прокуратура – система независимых правоохранительных органов во главе с генеральным прокурором. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и обвинœение по уголовным делам в суде.

16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Государственный орган - ϶ᴛᴏ структурно обособленное звено государственного аппарата͵ обладающее следующими основными признаками:

1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;

2) обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий (он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией);

3) имеет определœенную компетенцию, т. е. закрепленную за ним совокупность прав и обязанностей и функций;

4) имеет, как правило, территориальный масштаб деятельности;

5) характеризуется определœенной структурой т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);

6) образуется в порядке, установленном законом.

Государственные органы классифицируются по функциям (законодательные, исполнительные, судебные), структуре (единоличные и коллегиальные) компетенции (общей компетенции, напр.
Размещено на реф.рф
Правительство РФ, отраслевые и межотраслевые, напр.
Размещено на реф.рф
федеральные министерства и ведомства), сферам деятельности (напр., органы внутренних дел и органы внешних сношений, напр.
Размещено на реф.рф
МИД, его дипломатические и консульские представительства)

Форма государства - ϶ᴛᴏ организация политической власти в государстве, взятая в единстве трех ее базовых элементов: 1) формы правления 2) формы государственного устройства и 3) политического режима.

Форма правления - ϶ᴛᴏ организация верховной власти государства, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов государства между собой Основные формы правления – монархия и республика. Монархия должна быть абсолютной, сословно-представительной, конституционной (в том числе дуалистической или парламентарной). Республика должна быть советской, президентской (дуалистической), парламентарной и смешанной.

Форма государственного устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Различают федерации и унитарные государства. Все более сложным становится вопрос об отличии федерации от международной организации.

Политический режим - ϶ᴛᴏ совокупность способов и методов фактического осуществления политической власти. Виды политического режима: демократизм и авторитаризм, либерализм и тоталитаризм а также разные их комбинации.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА" 2017, 2018.

Рассмотрим некоторые основные внутренние функции государства.

Экономическая функция включает в себя многогранную деятельность государства по организации, координированию, регулированию экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, государственного заказа, создания механизмов, стимулирующих экономический рост, осуществления санкций. В целом экономическая функция направлена на развитие рыночных отношений.

Социальная функция ориентируется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В содержание данной функции входит деятельность государства по удовлетворению потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; обеспечению государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; предоставлению социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи, малоимущим слоям населения; защите социальных и профессиональных прав и законных интересов работающих.

Политическая функция ориентирована на обеспечение политической стабильности, эффективного функционирования властных полномочий; выработку политического курса в соответствии с потребностями широких слоев населения; налаживание отношений с общественными организациями и институтами; информирование общественности о политических целях и путях их достижения.

Содержание функции развития культуры, науки и образования составляет поддержка государством всех форм культуры: литературы, театра, кинематографа, телевидения; обеспечение сохранности памятников истории и культуры; развитие сети библиотек, архивов и музеев; создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой художественной культуры. В содержание данной функции входят также государственная поддержка развития науки; создание необходимых условий для творческой деятельности научных коллективов; организация проведения исследований фундаментального значения; поддержка развития принципиально новых технологий и т.п. Кроме того, государство уделяет большое внимание вопросам образования и воспитания.

К данному перечню функций следует добавить еще одну - экологическую (природоохранительную) функцию. Такое дополнение связано с возникновением реальной угрозы уничтожения всего живого на земле в результате деятельности человека.

Необходимо отметить, что функции государства не являются чем- то застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.

В современном демократическом государстве на первый план выдвигается задача охраны прав и свобод граждан. Осуществление правозащитной функции - одна из главных обязанностей государства. В числе мер, проводимых государством по осуществлению данной функции, наиболее важными являются следующие:

  • - создание органов внутренних дел и прокуратуры, обеспечивающих правовой режим;
  • - нормативно-правовое регулирование порядка реализации предоставленных гражданам прав и свобод, их защиты в случае нарушения; порядка привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных деяний;
  • - укрепление законности в деятельности государственных органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, злоупотреблением властью;
  • - предоставления гражданам и иным лицам права защищать свои права и свободы любым не запрещенным законом способом;
  • - обеспечение независимости судебных органов от иных органов государственной власти;
  • - правовое воспитание населения, формирование у него чувства уважения к законам и установок на правомерное поведение.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением задач и целей, стоящих перед ним на международной арене.

Для всех государств эти цели и задачи различны. Зависят они от характера существующего в стране политического режима, типов государств, от этапов развития государства, от обстановки, складывающейся на международной арене, от характера взаимоотношений между государствами.

Цели и задачи, а также некоторые функции государства зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социальноклассовой предопределенности и направленности и в значительной мере - от его идеологической обусловленности.

Не может быть у государства целей и задач, а следовательно, и соответствующих функций, которые не были бы обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

Идеологические и политические установки особенно ярко прослеживаются во внешних функциях государства.

Рассмотрим некоторые основные внешние функции государства:

  • 1. Сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества. Это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества в рамках мирового сообщества.
  • 2. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения есть второе важное направление его деятельности. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы. Защита отечества - обязанность граждан.

Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений:

  • - укрепление оборонной мощи страны;
  • - повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности;
  • - охрана государственных границ;
  • - организация гражданской обороны;
  • - военное обучение запаса вооруженных сил (резервов).
  • 3. Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Кроме этого, данная функция охватывает обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом, а также участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов.
  • 4. Функция интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами на взаимовыгодных условиях.

Функции государства отличаются от других явлений своими формами осуществления. Вопрос о формах осуществления функций государства является вопросом о специфике видов государственной деятельности.

  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 1 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 2 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 3 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 4 страница
  • Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило, говоря о внутренних функциях государства, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.:

    · Политическая функция (функция обеспечения государственной власти) включает в себя направления государственной деятельности в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти. Ее содержание составляют:

    Правотворчество, заключающееся в разработке и принятии юридических норм;

    Обеспечение государственного суверенитета, т.е. осуществление высшей власти в отношении своей территории и воздушного пространства над ней; определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

    Официальное представительство общества, то есть, будучи носителем политической власти, государство представляет собой субъект права;

    Защита конституционного строя, которая реализуется специальными органами (Конституционным судом).

    · Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой. Ее содержание составляют:

    К выработке экономической политики;

    К управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;

    К установлению правовых основ рынка и ценовой, политики, обеспечению равноправия всех форм собственности, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции и др.

    · Социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. всем гражданам России гарантировано право на достойный образ жизни). Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев и др. В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств.



    · Функция налогообложения. Обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц, состоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. С целью реализации этой функции в каждом государстве устанавливается налоговое законодательство, регламентирующее обязанности, права и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

    · Функция обеспечения законности и правопорядка. В целях реализации этой функции государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных интересов. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов (правосудия, органов внутренних дел, государственной безопасности). Надзор за исполнением законов, за соблюдением законности на территории России, привлечение виновных в нарушении законов к ответственности возложен на органы прокуратуры.



    · Экологическая функция. Обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. В условиях ухудшения экологической обстановки в стране, ряда экологических катастроф на ее территории это направление социальной деятельности государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной сферы в производстве, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий и предоставляет компенсации при нанесении ущерба здоровью и имущественным интересам граждан.

    Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия государство в сфере международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем эти функции приобретают специфические черты, что обусловливает необходимость их разделения на внутренние и внешние. К внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее, его внешнего проявления -- независимости в международной сфере.

    Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Вместе с тем некоторые авторы защищают право государства на реализацию собственных геополитических интересов, предполагающих решение стоящих перед государством задач за счет вмешательства в дела другого государства, объявленного в одностороннем порядке жизненных интересов. При этом в качестве идеологической подоплеки Нередко используются теории, обосновывающие «избранность» той или иной нации или народности и как следствие неполноценность этносов, стоящих на «низшей ступени социальной эволюции».

    В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.

    Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют (Конституция России, к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и граждан» на в качестве основной ценности и объявляет заботу о них основной целью государства). Данная функция в ряде случаев называется генеральной функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.

    Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру, временными являются функции, осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.

    Основные функции -- это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих пер ним в определенный исторический период.

    Производные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т. п.

    От функций государства следует отличать функции государственных органов. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру, функция законотворчества может рассматриваться как функция государства, и как функция государственного органа -- Государственной Думы. Государственная Дума, обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем не обладает правом придания принятому закону юридической силы, может сделать только государство целом.

    Государству присущи следующие внешние функции:

    Функция обороны. Цель ее - защитить государство от агрессивных действий иных государств. Оборона государства обеспечивается решением следующих задач: введением всеобщей воинской обязанности; воспитанием граждан в духе патриотизма и готовности к защите страны от агрессии извне; созданием сети военных учебных заведений для подготовки командного кадрового состава вооруженных сил; развитием военной промышленности для создания вооружения и т. д.

    Функция международного сотрудничества. Обусловлена двумя основными направлениями: внешнеполитической деятельностью; внешнеэкономической деятельностью и сотрудничеством в гуманитарной сфере.

    Внешнеполитическая деятельность современных государств основывается на принципах признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы, добросовестного выполнения принципов и норм международного права.

    Внешнеэкономическая деятельность основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

    Функция поддержки мирового правопорядка. Предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войн, разоружению. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности, с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. В этой сфере государствам трудно бороться "в одиночку", а требуется межгосударственное объединение усилий.

    Функция сотрудничества государств в решении глобальных проблем современности. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом. К числу таких глобальных проблем относятся: всеобщая заинтересованность государств в предотвращении крупных экологических катастроф, в охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства; утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами; сохранение и защита благоприятного глобального климата и др.

    Внутренние функции государства - это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

    К числу внутренних относятся функции:

    1) экономическая - реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

    2) финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

    3) социальная - речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

    4) политическая - данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

    5) экологическая - это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

    6) культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

    7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан - эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции - это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;


    8) обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

    Внешние функции государства - функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

    В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции - возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

    1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

    2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

    Можно выделить две основные внешние функции Российского государства:

    1 . Военную - в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

    Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны» , которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

    2 . Функцию сотрудничества с другими государствами - она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций , работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

    Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

    1 ) в экономике;

    2 ) поддержании мира и мирового правопорядка;

    3 ) природоохранительной деятельности;

    4 ) борьбе с международной преступностью;

    5 ) сфере науки, культуры, образования;

    6 ) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

    Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства» решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренней функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную),

    Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

    В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенства и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

    Существуют два основных экономических метода государственного регулирования:

    • а) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству решать успешно его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
    • б) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

    Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

    а) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Таким учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат Президента страны.

    Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательства, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используются механизмы налогов, выделяются под строительства земельные участки, выпускаются облигации, которыми финансируются новые производители.

    Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

    Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях) Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

    Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности» нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

    В правовом государстве распределение благ (материальных) осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада, в целях обеспечения достойного уровня жизни тех, кто в силу различных обстоятельств и объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилье, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

    Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие общества и его обогащение ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты социального государства, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на нужды всего населения страны.

    В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка, как явление примитивно-потребительское, выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

    Только в условиях свободы и экономического самостоятельного развития производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую политику в отношении населения страны.

    Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

    Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. В Англии, например, контроль за распределениями между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственными и частными секторами.

    Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

    Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества,

    Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы личности, государства, общества охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно свои интересы, интересы всего общества.

    Борьба с правонарушениями - важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который полностью отвечал бы требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношений граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

    Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира. атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, лесов, земли). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие активное применение мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. В США, например, действует закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы отходами производства и быта. Предусмотрены конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. При президенте США действует Консультативный орган - Совет по качеству окружающей среды, действует также Федеральное агентство по охране природного мира, наделенное широкими полномочиями по контролю за выполнением природоохранительного законодательства. Храпанюк В.Н.- Теория государства и права.-М. :1998.

    В Великобритании, Казахстане, России, на Украине, во Франции, ФРГ. Швеции и других странах существуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушение их требований. Наряду с высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора.

    Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами реализуются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество с о всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

    Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической, культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональное решение, отвечающее интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

    Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный Совет ООН в своем составе имеет ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных экономических отношений, а именно: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Сферой международного и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития и другие.

    Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижения всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях; скорейшее повышение уровня жизни; более тесные связи народов, входящих в данное содружество государств. Эти государства договорились устранять все ограничения в торговле между ними, ввести общий таможенный тариф в торговле с третьими странами, устранить препятствия для свободного передвижения лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области транспорта, энергетики и хозяйства, установить единые правила конкуренции и другое. Европейское сообщество заключило целый ряд конвенций со странами других континентов, с которыми оно тесно сотрудничает. В последнее время участники Европейского сообщества одобрили новые договоры о валютно-экономических и политических союзах. В частности, большинство стран-участниц сообщества договорились перейти к общей валюте и единой системе обороны. В рамках сообщества функционирует ряд кредитных учреждений, в задачу которых входит финансирование мероприятий общей экономической и социальной политики (Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и другие). Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

    В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных международных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

    Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

    Возникшее в 1991 году Содружество Независимых Государств (СНГ) строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов СССР чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних органически неразрывных экономических взаимосвязей. Переход к более организованному государственному сотрудничеству между ними в области политической, социальной, культурной и других - дело времени, разумного, использования опыта мировой, цивилизации.

    Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

    Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств. Организация африканского единства, Организация американских государств и другие. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе двух или многосторонних переговоров.

    Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАРАТЕ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например Всемирной организацией демократической молодежи, Международным советом научных союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов. различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

    Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники.

    Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. В.Н. Храпанюк. Теория государства и права. -М. :1998.