Когда президент может распустить государственную думу. В каких случаях распускается госдума

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.


Смотрите также:


Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в соответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, публикуются в официальных изданиях представительных органов государственной власти.2. Организационно-правовые гарантии депутатской деятельностиВажнейшей правовой гарантией деятельности парламентария является его неприкосновенность. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления.

В каких случаях распускается госдума

В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания. Отсюда следует, что статус Государственной Думы в ее взаимоотношениях с главой государства и Правительством в этот период существенно отличается.


Внимание

Если в течение года после избрания, как и за пределами этого срока, Государственная Дума выразит недоверие Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент лишается права выбора — объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу, которым он обладает в течение последующих трех лет легислатуры Государственной Думы; Президент обязан объявить о роспуске Государственной Думы.

Статья 109

Это право осуществляется путем внесения членами парламента в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу.б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Это право обеспечивается личным участием каждого парламентария в работе соответствующей палаты парламента России;в) право на участив в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются.
Парламентарии, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;г) право на получение и распространение информации.

В каких случаях может быть распущена государственная дума?

Законодательство определяет основные формы деятельности парламентариев:а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;в) участие в выполнении поручений соответствующей палаты Федерального Собрания и ее органов (комитетов и комиссий);г) участие в парламентских слушаниях;д) работа с избирателями.Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы, кроме того, являются:а) участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Статья 109 конституции рф

Решение ЦИК РФ о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения Президента о назначении досрочных выборов (ч. 4 и 5 ст. 6). Тем самым демократия в рамках правового государства гарантируется от узурпации власти, а общество не лишается возможности самоорганизации и самостоятельного формирования органа народного представительства и воспроизведения закрепленной в Конституции модели конституционного строя.
3.

Инфо

Несмотря на особенности переживаемого обществом периода, многие участники Конституционного совещания 1993 г. хорошо сознавали опасность «демократического» цезаризма и абсолютизации полномочия Президента распускать Государственную Думу. В связи с этим ч. 3 ст. 109 установила пределы указанного полномочия и гарантии от произвольного роспуска Государственной Думы.

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. 5.

Роспуск государственной думы федерального собрания российской федерации

Важно

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.


3.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Президент рф может распустить государственную думу в случае

Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устране­ния с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект по­рядка работы палаты.
Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит. 3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы. 4.

Президент рф может распустить государственную leve в случае

Отсюда следует, что на главу государства возлагается конституционная обязанность назначить дату выборов, при том что эта дата определяется не произвольно, а с учетом конституционного требования о том, что перерыв в деятельности органа народного представительства не может превышать четырех месяцев. Неисполнение этой обязанности Президентом должно квалифицироваться как неисполнение возложенных на него функций (ст.

80) и нарушение присяги (ст. 82), что может потребовать от законодателя решения вопроса об ответственности главы государства (см. комментарии к ст. 92, 93). Независимо от этого, однако, конституционный строй РФ и принципы его функционирования не должны быть заложниками добросовестности главы государства. В связи с этим федеральный законодатель предусмотрел определение гарантии избрания вновь Государственной Думы.

Вопрос о лишении члена парламента неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.К числу социальных гарантий деятельности парламентария законодательство относит его обязательное государственное страхование.Срок полномочий парламентария засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. По окончании срока полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их деятельностью (транспортные, почтовые, оплата телефонных переговоров и т.

Президент рф может распустить государственную думу фс рф в случае если

Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это - законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Президент рф имеет право распустить государственную думу в случае

Данное основание предоставляет Президенту право выбора: либо объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением Государственной Думы. При этом если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, что является свидетельством невозможности согласованного функционирования и должного взаимодействия законодательной и исполнительной власти, Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу. Вопрос о доверии Правительству может быть инициирован не только Государственной Думой, но и Председателем Правительства. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом во­просе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под­лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове­том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше­ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

В каком случае случаях Президент РФ имеет конституционное право распустить Государственную Думу

Роспуск Государственной Думы

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Может ли президент просто так без объяснения причин распустить

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Статья 109 Конституции РФ

2. Часть 2 ст. 109 представляет собой одну из конституционных гарантий народного представительства и ограничивает поле возможного произвола и пределы усмотрения главы государства. В данном контексте принципиальное значение имеют два императивных веления: 1) Президент назначает дату выборов; 2) вновь избранная Государственная Дума должна собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Отсюда следует, что на главу государства возлагается конституционная обязанность назначить дату выборов, при том что эта дата определяется не произвольно, а с учетом конституционного требования о том, что перерыв в деятельности органа народного представительства не может превышать четырех месяцев.

Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

в) право на участив в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Парламентарии, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;

Конституционное право России

Дума может выразить недоверие Правительству, однако окончательное решение вопроса находится в компетенции Президента, который вправе в любой момент отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, не спрашивая на то согласия Думы. Таким образом, постановка Думой вопроса о недоверии Правительству означает лишь автоматическую постановку вопроса о собственном роспуске.

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117 Конституции РФ)

Основания и порядок роспуска Государственной Думы

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Президент имеет право распустить думу

Я бы отменил человеческие законы, размножающие запреты — ужесточающие и ничего несозидающие. Потребовал от учёных также пересмотреть сложные и вредные людям законы природы, типа закона Ома, убрать напряжение из сети и сопротивление из материалов. Тригонометрию, алгебру — в саванну к зебрам, как ненужные помехи на пути к счастью. Многие громоздкие и беспредельные науки забыть. Космос не осваивать — бесполезно и затратно. Главное в России заняться КЛИМАТОМ. Смягчить. Госдуму в топку — эти гоблины — стёршаяся прокладка между совдепом и госдепом. Библию отправить в печь и изъять из обращения и печати, как самую опасную для разума книжку всех времён и народов. Религиозный еврейский цирк вместе с фальшивыми праздниками пасхи, рождества и прочими — отменить. И восстановить языческие — масленицу, купалу и прочие по сезонам. Амнистию всем заключённым. Тюрьмы закрыть. Нефть продавать мало мало. Всех троллей нарко и прочих контроллей — уволить, а подобные ведомства упразднить. Все политические партии закрыть на вечный переучёт. Христианство в России отменить во веки веков аминь. Ввести Православие — право слов — понятий — порядка. Вместо закона установить свободные правила. ВСЕМ ГРАЖДАНАМ ВЕРИТЬ НА СЛОВО. Никаких следователей, лягавых, оперов. Никакого мусора в России. Органы оставить только между ног. Все карающие ведомства закрыть — мвд, фсб и прочие. Никого не подозревать, ни за кем не следить. Армию оставить только контрактно-освободительную на случай войны. Полицию переименовать в ДНД. РАЗРЕШИТЬ ВСЁ. ВСЕ ЗАКОНЫ С 1917 ГОДА ОТМЕНИТЬ. ЗАПРЕТИТЬ ЗАПРЕТЫ в любой области. Безопасность оставить богу, а не органам. Уголовный кодекс в печь. Часть российской земли продать, а на вырученные деньги укрепить оставшуюся. Отменить такие понятия как наркотики, вред, терроризм, педофилия, страх, опасность, преступность. И заменить их — на лекарства, польза, взрыв, согласие, любовь, смелость, трусость, ярость. ПДД — забыть как страшный сон. Женщин снова превратить в мужское ребро. Запустить молочные реки и кисельные берега. Вернуть водку классную, а пиво квасное. Хочешь пить водку — купи себе самогонный аппарат и гони сам. Для всех с рождения — ИП — работай только на себя. Ввёл бы понятие гетто — для гастарбайтеров, как при царе.

Статья 109

Основной Закон упрочил вертикаль исполнительной власти в рамках полномочий Российской Федерации (ст. 71) и предметов совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации (ст. 72). Законодательное закрепление единой системы исполнительной власти в этих сферах (ст. 77) ставит Правительство во главу угла как орган, возглавляющий, объединяющий и координирующий деятельность всех исполнительных властных структур, отвечающий за состояние управления делами государства. Обеспечение единства исполнительной власти в Российской Федерации на основе строгого соблюдения Конституции, сочетания интересов Федерации и ее субъектов становится одной из первостепенных задач Правительства.

Институт роспуска Государственной Думы в конституционном праве Российской Федерации

(ст92,109,111,117):1)Пост.Кс от 11дек98г№28-П»О толковании ч4ст111»(. Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску.) 2)ПостКС от 11нояб99г»О толков.ст84(пункт»б»),ст99(ч1,2,4),и ст 109(ч1)»(. Из положений статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 99 (части 1, 2 и 4), а также другими положениями Конституции Российской Федерации следует, что роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты.).

Государственная Дума: порядок формирования и конституционные полномочия

Государственная Дума — это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, избираемых всем населением страны пропорционально своему составу, соответственно по одномандатным избирательным округам и по федеральному избирательному округу. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума формируется путем выборов. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является добровольным. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Основания и механизм роспуска Государственной Думы

Механизм роспуска Государственной Думы Президентом РФ в связи с назначением Председателя Правительства РФ не является совершенным, наличие у Государственной Думы права троекратного отклонения президентских кандидатур лишь осложняет конфликт между Думой и главой государства и затягивает процесс формирования Правительства России. Ни в одной зарубежной стране у парламента нет права троекратного отклонения кандидатуры премьер-министра. На наш взгляд, вполне достаточно предоставить Государственной Думе право двукратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ с тем, чтобы повторное отклонение влекло роспуск Думы. Нижняя палата парламента и глава государства в этом случае будут более ответственно и взвешенно подходить к вопросу формирования должности главы правительства. В Конституции РФ отсутствует срок, в течение которого глава государства может распустить Государственную Думу при отклонении кандидатур Председателя Правительства РФ, иначе этот процесс может непозволительно затянуться. Исходя из сроков, установленных в статье 111 Конституции, можно записать, что Президент РФ принимает решение о роспуске Государственной Думы в течение недели после последнего отклонения ею кандидатуры Председателя Правительства РФ.

Полномочия Президента РФ

Конституция проводит четкое разделение их полномочий, исходя из принципа разделения властей. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента Назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30 день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока. Президент имеет право внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение закона отводится 14 дней.

В частности, на данную ситуацию возможно распространение по аналогии позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Постановлении от 01.12.1999 N 17-П об обязательности отстранения от должности Генерального прокурора на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. При этом если в отношении указанного должностного лица в отсутствие иного правового регулирования решение принимает Президент, то основанием приостановления полномочий главы государства должно служить постановление Государственной Думы. Конституция, однако, прямого ответа на этот вопрос не содержит. Ясность может быть внесена либо толкованием Конституционного Суда, либо федеральным законодателем.

В каких случаях может быть распущена государственная дума?

Внимание

Ответ от Наталья Шумилова[гуру]Нет, ну ребята, вы вАще обнаглели, вы уже что, до Конституции дотянуться не можете, в Консультант наконец зайти, вы же все такие прогрессивные, а на это ума не хватает Ответ от Олег Валерьевич[новичек]мда уж..

Важно

Ответ от Елена Медюк[новичек][Конституция РФ] [Глава 6] [Статья 117]3.


Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Инфо

В каких случаях распускается госдума

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях: 1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5.

Статья 109

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.111 статья4.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.117 статьяСтатья 117 1.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2.

Статья 109 конституции рф

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Госдума может быть распущена

Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Статья 117 Конституции РФ 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. 2.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

В каких случаях президент рф может распустить госдуму

Отсюда следует, что на главу государства возлагается конституционная обязанность назначить дату выборов, при том что эта дата определяется не произвольно, а с учетом конституционного требования о том, что перерыв в деятельности органа народного представительства не может превышать четырех месяцев.

Неисполнение этой обязанности Президентом должно квалифицироваться как неисполнение возложенных на него функций (ст.

80) и нарушение присяги (ст. 82), что может потребовать от законодателя решения вопроса об ответственности главы государства (см. комментарии к ст. 92, 93). Независимо от этого, однако, конституционный строй РФ и принципы его функционирования не должны быть заложниками добросовестности главы государства. В связи с этим федеральный законодатель предусмотрел определение гарантии избрания вновь Государственной Думы.

В каких случаях президент рф может распустить государственную думу

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. 5.

В каких случаях президент рф вправе распустить государственную думу

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы: 1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии; 3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

В каких случаях президент рф может распустить leve

Запрет на роспуск Государственной Думы действует до тех пор, пока Совет Федерации не примет решения об отрешении или об отказе в отрешении Президента от должности или истечет трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, отсчитываемый в данном случае с даты принятия соответствующего постановления Государственной Думой.

При этом Председатель Правительства, временно исполняющий обязанности Президента РФ в случае отрешения последнего от должности, ни при каких условиях не вправе распускать Государственную Думу.

Иными словами, Председатель Правительства в этом случае обладает не всеми полномочиями главы государства; оставаясь Председателем Правительства, соответствующее должностное лицо не замещает Президента, а заменяет его. 5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает еще два изъятия из полномочия Президента распускать Государственную Думу.

Первый случай, в котором Президент может распустить нижнюю палату Федерального Собрания, предусмотрен в процедуре формирования Правительства РФ (ч.4 ст. 111). Президент начинает формирование Правительства с вне- сения в Государственную Думу предложения о кандидатуре Председателя Правительства, которое рассматривается Ду- мой в течение недели со дня внесения предложения (ч.2 и ч.3 ст. 111). При этом Конституция, во-первых, не обя- зывает Президента не предлагать кандидатуры, ранее от- вергнутые Государственной Думой. Во-вторых, если Дума отклоняет представленную ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент в течение недели повторно вно- сит предложение, но при этом он не обязан предлагать новую кандидатуру. Статья 111 Конституции не преследует цель назначения Председателем Правительства непременно того лица, которое пользуется доверием Государственной Думы. По смыслу ст. 111, Президент сам решает, кого назначить Председателем Правительства, но при этом дол- жен следовать своего рода ритуалу - не более трех раз предлагать народным избранникам, под угрозой их роспус- ка, легитимировать власть будущего премьер-министра. "После трехкратного отклонения представленных канди- датур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федера- ции, распускает Государ- ственную Думу и назначает новые выборы" (ч.4 ст. 111). В данном случае совершение Президентом описываемых действий является не правом, а обязанностью: "распуска- ет" (!), а не "может распустить". Правда, выполнение этой обязанности не связано никаким сроком (в отличие от обязанности Президента, установленной в ч.4 ст. 117). Вместе с тем, текст ч. 4 ст. Ill предполагает, что решения о назначении Председателя Правительства и о роспуске Думы должны приниматься одновременно. Прези- дент не может назначить Председателя Правительства и отложить роспуск Думы на неопределенный срок.

Государственная Дума может быть распущена в случаях, предусмотренных ст.117 Конституции. В ч.З ст.117 гово- рится о выражении недоверия Правительству. Принятие Ду- мой постановления о недоверии Правительству не означает его отставки, так как Президент имеет право отклонить данное постановление. "В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российс- кой Федерации объявляет об отставке Правительства Рос- сийской Федерации либо распускает Государственную Думу" - гласит последнее предложение ч.3 ст.117 Конституции. Представленная возможность роспуска Думы для Прези- дента весьма неудобна. Кроме достаточно длительной про- цедуры, необходима также инициатива самой Думы. Однако всегда имеется возможность защитить Правительство бла- годаря альтернативе, предусмотренной в ч.З ст.117, т.е. смысл выражения недоверия извращается. Для сравнения: во Франции, форму правления в которой иногда считают аналогичной российской в контексте досрочного роспуска парламента8, последствием выражения порицания Прави- тельству будет, как минимум, вручение Президенту Рес- публики заявления об отставке Правительства.

8 См.: Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995. Более простая возможность роспуска Государственной Думы предоставлена Президенту в ч.4 ст. 117 Конституции, в которой говорится о постановке Председателем Правитель- ства вопроса о доверии Правительству перед Государс- твенной Думой. В данном случае: "Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отс- тавке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". К данной процедуре Президент (при политической зави- симости Правительства от Президента) может прибегать, когда это ему удобно, и именно эта процедура доказывает серьезность полномочий Президента по роспуску нижней палаты Федерального Собрания. Перед парламентариями встает альтернатива: либо выразить доверие Правительст- ву, а в случае принципиальных разногласий с Правитель- ством это не всегда возможно по политическим соображе- ниям, либо последует роспуск Думы. При такой ситуации Президент практически всегда выигрывает. Сопоставление формулировок ч.3 и ч.4 ст.117 приводит к следующим выводам относительно последствий для Госу- дарственной Думы в трех вариантах выражения недоверия или отказа в доверии Правительству. Если Дума однократно выражает недоверие Правительст- ву, то это не влечет за собой никаких негативных пос- ледствий для Думы. Президент может никак не реагировать на формальное выражение позиции Думы, если он не стре- мится к обострению конфронтации. Вместе с тем, из конъ- юнктурных соображений он может воспользоваться данным ему Думой поводом для принятия решения об отставке Пра- вительства. Если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то для нее могут наступить не- гативные последствия, поскольку теперь Президент уже вправе распустить Думу. Даже в том случае, если Прези- дент не собирается объявлять об отставке Правительства, он все равно именно вправе, но не обязан распускать Ду- му! На первый взгляд может показаться, что последнее предложение ч.З ст. 117 сформулировано таким образом, что у Президента остается простая альтернатива: если не отставка Правительства, то роспуск Государственной Ду- мы; не приняв решение об отставке Правительства, Прези- дент будет обязан распустить Думу. Однако, в отличие от последнего предложения ч.4 ст. 117, ч.3 ст. 117 не свя- зывает Президента никаким сроком в принятии решения по этой дилемме. Иначе говоря, Президент вправе, а не обя- зан, либо объявить об отставке Правительства, либо рас- пустить Думу, поскольку срок принятия решения Конститу- цией не установлен. Во всяком случае, до тех пор, пока ч.З ст. 117 не получила иного толкования (см. 4.2.1.4.), из нее не вытекает обязанность Президента в определенный разумный срок отреагировать на повторное выражение Думой недоверия Правительству. Следовательно, если Президент желает сохранить Правительство и не же- лает распускать Думу, так как опасается усиления пози- ции своих оппонентов в составе вновь избранной Думы, он формально вправе принимать решение, предписанное в ч.3 ст. 117, сколь угодно долго. Наконец, ч.4 ст. 117 устанавливает, что в случае от- каза в доверии Правительству Президент уже обязан в те- чение семи дней отреагировать на выражение позиции Ду- мы. В этом случае депутаты Государственной Думы должны отдавать себе отчет в том, что Президент, желая сохра- нить Правительство, неизбежно пойдет на роспуск Думы. Роспуск нижней палаты парламента в связи с выражени- ем недоверия или отказом в доверии правительству имеет смысл лишь в том случае, если вновь избранная нижняя палата избирает нового главу правительства. В России же Председателя Правительства назначает Президент - причем независимо от воли или даже против воли думского боль- шинства. Следовательно, ч.4 ст. 117 содержит конститу- ционно-правовой нонсенс: Председатель Правительства, который не нуждается в поддержке думского большинства, ставит вопрос о доверии, и в случае отказа в доверии Президент распускает Думу. Роспуск Думы не должен быть последствием отказа в доверии, в котором не нуждаются.

Ограничения на роспуск Государственной Думы

Согласно ч.3 ст. 109 Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст.117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания. Дан- ное положение создает иллюзию парламентской ответствен- ности Правительства: если Дума выразит недоверие Прави- тельству или откажет ему в доверии в течение года после ее избрания, Президент не сможет распустить Государс- твенную Думу и будет обязан отправить Правительство в отставку. Но согласно ч.5 ст. 117 Правительство будет действо- вать до сформирования нового Правительства. А новое Правительство формируется по правилам ст. 111. И если Президент предложит Думе кандидатуру отставленного Председателя Правительства и Дума трижды подтвердит свое недоверие этой кандидатуре (противное означало бы полную политическую беспринципность), то она будет рас- пущена на основании ч.4 ст. 111. Таким образом, дейс- твия Думы, предусмотренные в ч.З и ч.4 ст.117 и ч.З ст.109, с учетом ч.5 ст.117 и ст.111, при желании Пре- зидента, закончатся роспуском Думы и сохранением Прави- тельства. Наконец, 4.3 ст. 109 не мешает Президенту са- мому принять решение об отставке Правительства (4.2 ст. 117) и далее действовать по правилам ст. 111. Статья 109 запрещает роспуск Думы в экстраординарных ситуациях по любым основаниям: Дума не может быть рас- пущена с момента выдвижения ею обвинения против Прези- дента России до принятия соответствующего решения Сове- том Федерации (ч.4 ст. 109) и

В период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения (ч.3 ст. 109). Наконец, ч.5 ст. 109 устанавливает, что и в обычных условиях Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента. Это положение введено для того, чтобы не позволить Пре- зиденту остаться непосредственно перед президентскими выборами единственной нормотворческой инстанцией, изда- ющей высшие акты государственной власти. Резонно предположить, что в ситуациях, предусмотрен- ных в ч.4 и ч.5 ст. 109, Президент сам не будет предп- ринимать действия в соответствии с ч.2 и ч.4 ст.117. Если же в одной из таких ситуаций (вряд ли в услови- ях военного положения, так как в этих условиях роль за- конодательного органа государственной власти и без того будет минимальной), Дума дважды за короткий срок выра- зит недоверие Правительству, т.е. попытается добиться назначения премьер-министром кандидата, устраивающего думское большинство, то последствия могут быть следую- щими. Во-первых, как уже говорилось, ч.3 ст. 117 не ус- танавливает срок принятия Президентом решения после повторного выражения недоверия Правительству. Конечно, нельзя считать, что Президент в принятии такого решения не должен быть связан никаким сроком, ибо в таком слу- чае ч.3 ст. 117 утрачивает всякий смысл. Но до тех пор, пока не будет принята поправка к ч.3 ст. 117 или, ска- жем, Конституционный Суд РФ не даст толкования ч.3 ст. 117, устанавливающего разумный срок принятия решения (например, семь дней -по аналогии с ч.4 ст.117), Прези- дент в ситуациях ч.4 и ч.5 ст.109 может откладывать принятие решения об отставке Правительства на неопреде- ленный срок. Например, если Дума, выразив недоверие Правительству, выдвинет обвинение против Президента и повторно выразит недоверие, то в период рассмотрения обвинения все равно не произойдет отставки Правительст- ва; зато, если обвинение будет отклонено, Президент сможет тут же распустить Думу на основании ч.3 ст. 117. Во-вторых, если предположить, что такой срок уста- новлен, и Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству в период времени, указанный в ч.4 или ч. 5 ст. 109, Президент будет вынужден принять решение об отставке Правительства в соответствии с ч.3 ст. 117. Причем последующий роспуск Думы в соответствии ч.4 ст. 111 в этот период времени будет невозможен. (При таком предположении опять возникает иллюзия парла- мент- ской ответственности Правительства). Но невозможность роспуска Думы на основании ч.4 ст. 111 не означает не- возможность назначения Председателя Правительства в со- ответствии с той же ч.4 ст. 111. И если Президент жела- ет сохранить формально отставленное Правительство, он его восстановит после процедур, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст. 111, т.е. в соответствии с ч.4 ст. 111 назначит угодного ему Председателя Правительства (например, то- го, кто возглавлял Правительство до формального решения об отставке), но не распустит Думу, поскольку в данный момент это невозможно в силу ч.4 или ч.5 ст.109. В любом случае, если в период, указанный в ч.4 или ч.5 ст. 109, необходимо назначить Председателя Прави- тельства, а Дума трижды отклонит представленные канди- датуры, то Президент просто назначает Председателя Пра- вительства, но не распускает Думу. Таким образом, огра- ничения на роспуск Государственной Думы, правомочной выражать недоверие Правительству, не означают парла- ментскую ответственность Правительства.