Методичка Методические указания для студентов I курса по "Истории". Методичка по истории

История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации. Шевченко Н.И.

М .: 2012. - 128 с.

Пособие для учителей является составной частью учебно-методического комплекта по истории Древнего мира А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. В нём содержатся методические рекомендации по использованию в учебном процессе доработанного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебника «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» А. А. Вигасина и др. Пособие включает введение, в котором представлены цели современного школьного исторического образования, требования к результатам исторического образования в 5 классе, а также тематическое планирование и рекомендации к каждому уроку.

Формат: pdf

Размер: 1,7 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тематическое планирование 8
Поурочные рекомендации 14
Жизнь первобытных людей 14
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники 14
Урок 1. Древнейшие люди 14
Урок 2. Родовые общины охотников и собирателей 18
Урок 3. Возникновение искусства и религиозных верований 20
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 23
Урок 4. Возникновение земледелия и скотоводства 23
Урок 5. Появление неравенства и знати 25
Глава 3. Счёт лет в истории 27
Урок 6. Счёт лет в истории 27
Древний Восток 29
Глава 4. Древний Египет 29
Урок 7. Государство на берегах Нила 29
Урок 8. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 32
Урок 9. Жизнь египетского вельможи 35
Урок 10. Военные походы фараонов 36
Урок 11. Религия древних египтян 38
Урок 12. Искусство Древнего Египта 39
Урок 13. Письменность и знания древних египтян 41
Глава 5. Западная Азия в древности 43
Урок 14. Древнее Двуречье 43
Урок 15. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 44
Урок 16. Финикийские мореплаватели 47
Урок 17. Библейские сказания 49
Урок 18. Древнееврейское царство 51
Урок 19. Ассирийская держава 52
Урок 20. Персидская держава «царя царей» 55
Глава 6. Индия и Китай в древности 56
Урок 21. Природа и люди Древней Индии 56
Урок 22. Индийские касты 58
Урок 23. Чему учил китайский мудрец Конфуций 60
Урок 24. Первый властелин единого Китая 62
Древняя. Греция 64
Глава 7. Древнейшая Греция 64
Урок 25. Греки и критяне 64
Урок 26. Микены и Троя 65
Урок 27. Поэма Гомера «Илиада» 66
Урок 28. Поэма Гомера «Одиссея» 67
Урок 29. Религия древних греков 68
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 69
Урок 30. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. . 69
Урок 31. Зарождение демократии в Афинах 71
Урок 32. Древняя Спарта 73
Урок 33. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 74
Урок 34. Олимпийские игры в древности 75
Урок 35. Победа греков над персами в Марафонской битве. . 77
Урок 36. Нашествие персидских войск 79
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии 80
Урок 37. В гаванях афинского порта Пирей 80
Урок 38. В городе богини Афины 81
Урок 39. В афинских школах и гимнасиях 83
Урок 40. В афинском театре 84
Урок 41. Афинская демократия при Перикле 85
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э 88
Урок 42. Города Эллады подчиняются Македонии 88
Урок 43. Поход Александра Македонского на Восток 89
Урок 44. В Александрии Египетской 91
Древний Рим 92
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 92
Урок 45. Древнейший Рим 92
Урок 46. Завоевание Римом Италии 94
Урок 47. Устройство Римской республики 95
Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. . 96
Урок 48. Вторая война Рима с Карфагеном 96
Урок 49. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 98
Урок 50. Рабство в Древнем Риме 100
Глава 13. Гражданские войны в Риме 102
Урок 51. Земельный закон братьев Гракхов 102
Урок 52. Восстание Спартака 103
Урок 53. Единовластие Цезаря 105
Урок 54. Установление империи 108
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 110
Урок 55. Соседи Римской империи 110
Урок 56. В Риме при императоре Нероне 111
Урок 57. Первые христиане и их учение 112
Урок 58. Расцвет империи во II в. н. э 114
Урок 59. Вечный город и его жители 115
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 117
Урок 60. Римская империя при Константине 117
Урок 61. Взятие Рима варварами 120
Итоговый контроль 121
Список цифровых образовательных ресурсов 125
Рекомендуемая литература для учителей 125

«Отечественная история»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

«Отечественная история»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Составители: к.и.н., доцент В.Д. Бацекало; к.и.н., доцент С.К. Белых; к.и.н., профессор А.Б. Бучкин; доцент Л.П. Гречкина; к.и.н., доцент С.А. Даньшина; к.и.н., доцент Л.Н. Ерохина; ст. преподаватель О.В. Ильина; ст. преподаватель Д.В. Репников; к.и.н., доцент С.А. Стерхова; ст. преподаватель М.А. Фетцер; к.и.н., доцент Л.Д. Фирулева; к.и.н., доцент И.В. Чернышева; ст. преподаватель А.К. Шадрин.

Общая редакция: д.и.н., профессор Г.В. Мерзлякова, д.и.н., доцент Л.Н. Ерохина, ст. преподаватель Д.В. Репников, к.и.н., доцент Л.Д, Фирулева.

Рецензент: д.и.н., профессор А.А. Тронин

Отечественная история: учебно-методическое пособие для семинарских занятий/Под общей редакцией Г.В. Мерзляковой, Л.Н. Ерохиной, Д.В. Репникова, Л.Д. Фирулевой, УдГУ – Ижевск, 2009. – 142 с.

УДК 94(47)(07) ББК 63.3(2)р30

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история» составлено на основе государственного образовательного стандарта РФ по блоку общегуманитарных дисциплин, предназначено для студентов 1 курса всех специальностей ГОУ ВПО «УдГУ».

© ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2009

1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по дисциплине

«Отечественная история»

2. Введение

3. Программа семинарских занятий с методическими указаниями

и справочно-библиографическими материалами

Тема 1. Формирование Древнерусского государства

Тема 2. Русь в период политической раздробленности

Тема 3. Русь в эпоху монгольского ига

Тема 4. Формирование и укрепление единого

Российского централизованного государства

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие

России в XVII веке

Тема 6. Россия в эпоху реформ Петра I

Тема 7. Россия в период правления Екатерины II

Тема 8. Реформационный процесс в России XIX века

Тема 9. Общественно-политические движения в России в ХIХ веке

Тема 10. Революционный процесс в России в начале ХХ века

Тема 11. Социалистический вариант модернизации России

Тема 12. Внешняя политика и международное положение

советского государства между двумя мировыми войнами.

Советский Союз в период Второй мировой войны

Тема 13. Попытки модернизации социализма во второй половине

Тема 14. Россия в конце XX – начале XXI веков

4. Тестовые задания по курсу

5. Словарь исторических терминов и понятий

6. Основные события и даты

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического

знания. Методы и источники изучения истории.

классификация

исторического

источника. Отечественная историография в

прошлом и настоящем: общее и особенное.

Методология и теория исторической науки.

История России – неотъемлемая часть

всемирной

истории. Античное наследие в эпоху Великого

переселения народов. Проблема этногенеза

восточных славян. Основные этапы становления

государственности. Древняя Русь и кочевники.

Византийско-древнерусские связи. Особенности

социального

Этнокультурные

социально-политические

процессы

становления

государственности.

Принятие

христианства.

Распространение

Эволюция

восточнославянской государственности в XI-XII

вв. Социально-политические изменения в русских

землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы

взаимовлияния.

средневековые

государства

Европы и Азии. Специфика

формирования единого российского государства.

Возвышение Москвы. Формирование сословной

системы организации общества. Реформы Петра I.

Век Екатерины. Предпосылки и особенности

складывания

российского

абсолютизма.

Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности

и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурнопромышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы

и реформаторы в России. Русская культура XIX в.

и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия

в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война

и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социальноэкономическое развитие, общественнополитическая жизнь, культура, внешняя политика

СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-х – 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 года

и его провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 года. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной, социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

2. ВВЕДЕНИЕ

Курс «Отечественная история» ориентирован на обучение студента умению овладеть историческим материалом, систематизировать его, выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее.

Дисциплина решает воспитательные и просветительские задачи. Знание истории своего Отечества формирует гражданские позиции, вырабатывает чувство национального достоинства, помогает раскрыть нравственные качества человека, истоки национальной культуры и т.д. Обогатившись этими знаниями, можно определить место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад своего народа в мировую цивилизацию.

Данный курс готовит студента к углублённому восприятию дисциплин общегуманитарного цикла (политологии, правоведения, социологии, экономической теории, философии, культурологии, искусствоведения и др.) и предметов профессиональной подготовки.

Основная цель курса – показать место и роль России в мировом историческом процессе, выявить особенности ее социально-политического, социально-экономического и культурного развития.

Структура методического пособия ориентирована на то, чтобы помочь студенту в самостоятельной работе над курсом «Отечественная история». В пособии выделены элементы всего учебного комплекса. Это программа семинарских занятий с методическими указаниями и справочнобиблиографическими материалами, тестовые задания, словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица.

В освоении курса «Отечественная история» важное место занимают семинарские занятия , которые предполагают углубленное изучение предмета, формирование у студентов навыков самостоятельной работы с источниками и научной литературой, умения готовить цельные устные выступления и вести научную дискуссию. Одной из важных задач семинарских занятий является также дополнение соответствующего лекционного курса, как с точки зрения фактического материала, так и в плане обсуждаемых проблем. Задача студента заключается в том, чтобы, используя уже приобретенные на лекциях знания, научиться ориентироваться в литературе и источниках и правильно их анализировать и комментировать, сопоставлять факты и решать учебные задачи.

Планы семинарских занятий учитывают требования Государственного образовательного стандарта и являются частью единого учебнометодического комплекса по дисциплине «Отечественная история» для студентов всех факультетов Удмуртского государственного университета в цикле общегуманитарных дисциплин.

противоречивостью исторических процессов и соответственно дискуссионностью в их оценках.

Планы семинарских занятий включают перечень основных вопросов для обсуждения и рекомендации по подготовке к изучению каждой темы. Кроме того, по каждой теме семинарского занятия имеется библиографический список, состоящий из основной и дополнительной литературы, а также имеется общий перечень интернет-источников (в конце Раздела 3 «Программа семинарских занятий с методическими указаниями»). Преподаватель выбирает форму проведения семинара, перечень вопросов, определяет темы докладов, сообщений, рефератов.

Основными видами семинарских занятий являются коллективное обсуждение тем и обсуждение подготовленных студентами докладов. Коллективные обсуждения проводятся в обязательном порядке; темы докладов выбирают сами студенты. На семинаре планируется проведение свободных дискуссий в рамках сформулированных в программе вопросов, заслушивание и обсуждение кратких сообщений (5–7 минут).

Для лучшего усвоения исторического материала к каждой теме даются вопросы и задания, словарь терминов и понятий. Список литературы и тем рефератов предназначен для оказания помощи студентам при выборе исторической проблемы, которая станет предметом более глубокого исследования.

Тестовые задания по курсу, представленные в методическом пособии, рассчитаны на самоконтроль студентов. Работа над тестом позволит студенту выявить ключевые сюжеты изучаемых исторических тем. Задания для рубежного контроля могут включать некоторые из предложенных в методическом пособии тестовых заданий. Вместе с тем, для рубежного контроля каждым преподавателем готовятся специальные тестовые задания, которые учитывают специфику специальности, общий уровень подготовки студентов данной группы или потока, требования ФЭПО.

По опыту многих зарубежных и отечественных вузов в УдГУ вводится балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Основными целями этой системы являются – стимулирование повседневной систематической работы студентов; снижение роли случайностей при сдаче экзаменов или зачетов; повышение состязательности в учебе; создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура); обеспечение участия в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения академической мобильности обучающихся и конкурентоспособности его выпускников на международном рынке образовательных услуг.

В основу системы оценки успеваемости студентов положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним контрольной акции. Балльно-рейтинговая система включает все виды

учебной нагрузки студента (теоретический материал, реферат и т.д.). Безупречное усвоение учебной дисциплины оценивается в 100 рейтинговых баллов.

Текущий контроль осуществляется в ходе аудиторных занятий, проводимых по расписанию, по графику выполнения самостоятельной работы, на семинарских занятиях, которые проводятся в разнообразных формах (опрос, обсуждение докладов и рефератов, дискуссионные обсуждения проблемных исторических тем и т.д.). Максимальное количество баллов по данному виду контроля, которые может получить студент, составляет 10 баллов.

Рубежный контроль осуществляется по отдельным разделам (модулям) курса. В течение семестра проводятся три рубежных контроля, что позволит аттестовать (не аттестовать) студента по пройденному модулю изучаемого предмета. Модуль студенту считается зачтенным, если им выполнены в необходимом объеме и защищены все виды учебной работы, предусмотренные по данному модулю рабочей программы дисциплины. При проведении непосредственно рубежного контроля (контрольные работы, тесты, срезы знаний и т.д.) студент может набрать до 15 баллов. Сумма баллов в период текущего и рубежного контролей считается положительной, если студент набрал от 14 до 25 баллов. Соответственно, при трех рубежных контролях максимальная сумма баллов равна 75.

Итоговый контроль проводится в конце семестра в форме экзамена или зачета, максимальное количество баллов, которое может быть получено студентом на данном этапе – 25 баллов. Сдача экзамена/зачета обязательна для всех студентов.

Уровень допуска к промежуточному контролю (зачету, экзамену) должен быть не менее 41 балла.

Студент, набравший в семестре менее установленного количества баллов по дисциплине, к экзаменам не допускается и может быть представлен к отчислению за академическую неуспеваемость.

Экзамен или зачет может быть заменен интернет-тестированием (ФЭПО), где показывается процент качества выполненных заданий: 85-100%

– 5 (отлично); 66-84% – 4 (хорошо); 51-66% – 3 (удовлетворительно); 0-49% – 2 (неудовлетворительно).

Перевод баллов в оценки: «отлично» (91-100 баллов), «хорошо (81-90 баллов), «удовлетворительно» (61-80 баллов), «неудовлетворительно» (менее 61 балла).

3. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Восточнославянские племена в докиевский период.

2. Норманнская теория о происхождении древнерусской государственности. Дискуссия норманнистов и антинорманнистов.

3. Крещение Руси и ее влияние на развитие древнерусской государственности и культуры.

Темы докладов и рефератов

1. Исторические портреты первых русских князей.

2. Начало древнерусской письменности, живописи, зодчества.

По первому вопросу семинарского занятия необходимо изучить и проанализировать литературу по ранней истории славян. Прежде всего, нужно разобраться, какие современные народы называются славянскими и на какие три группы славян принято подразделять. Следует уяснить, где учеными принято локализовать прародину славян, когда и в связи с какими событиями славяне впервые появляются на исторической арене. Изучите вопрос о происхождении древнего самоназвания славян. – словене . Проследите основные направления миграций славян в VI-VIII вв. и разберитесь в причинах и последствиях этих миграций. Необходимо иметь чёткое представление о том, как расселились восточные славяне к VIII в. на Восточно-Европейской равнине, из каких племенных союзов состояла восточнославянская общность, где конкретно проживали те или иные племенные группы; из чьих племенных центров позднее выросли древнерусские города: Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск и др.

По второму вопросу следует познакомиться с соответствующей литературой и уметь рассказать, в чем, собственно говоря, состоит так называемая «норманнская теория» о происхождении древнерусской государственности, кем и когда она была выдвинута. Объясните, почему эта теория вызывает столь жаркие и эмоциональные споры норманнистов и антинорманнистов, продолжающиеся уже третье столетие, каковы основные аргументы и контраргументы дискутирующих сторон; какие политические и идеологические учения и доктрины использовали норманнскую теорию в своих целях. Сформулируйте и постарайтесь обосновать свою собственную точку зрения на эту тему.

Третий вопрос семинарского занятия требует особого внимания и особо вдумчивой работы. Познакомьтесь с историческим портретом киевского


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор
________________П.Б. Акмаров
«_____» _______________2011 г.

ИСТОРИЯ
Методические указания для студентов I курса
очной формы обучения

Составители:
С.В. Козловский
Л.В. Смирнова
С.Н. Уваров
И.Б. Черниенко

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
2011
УДК 94(078)
ББК 63.3я73-9
И 90

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от ______________ 2011 г.
Рецензент
Ф.Н. Поносов – кандидат философских наук, профессор

Под общей редакцией С.Н. Уварова

Составители:

С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко –

доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

Методические указания содержат материалы, которые помогут студентам при изучении истории: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, экзаменационные вопросы.
Предназначены для студентов Ижевской ГСХА очной формы обучения.

УДК 94(078)

ББК 63.3я73-9
© Козловский С.В., Смирнова Л.В,
Уваров С.Н., Черниенко И.Б., составление, 2011
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011
Введение………………………………………………………… …………...
Методические рекомендации к изучению курса …….……………..……..
Тема 1. Древняя Русь (IX – XI вв.)……………………………………...…..
Тема 2. Русские земли в период раздробленности (XII – XV вв.) ………..
Тема 3. Правление Ивана IV Грозного……………………………………..
Тема 4. Социальное развитие России в XVII веке после Смуты ……… Тема 5. Реформы Петра I ………….……………………………………..…
Тема 6. Эволюция Российской империи в XVIII веке ………..…….…..…
Тема 7. Правление Александра I ………………………………………..….
Тема 8. Реформы и контрреформы во второй половине XIX века…….…
Тема 9. Россия в начале ХХ века ……………………………..……….…..
Тема 10. Россия в Первой мировой войне ….………………………….......
Тема 11. Гражданская война (1918-1920 гг.) ………………………………
Тема 12. Курс на строительство социализма в одной стране (конец 1920-х – 1930-е гг.)…………………………………………………………..
Тема 13. СССР в годы Великой Отечественной войны …………………..
Тема 14. СССР в условиях «холодной войны» ………………….…….…..
Тема 15. Россия на рубеже XX – XXI вв. …………………………...……..
Темы рефератов……………………………………………………… …..…..
Примерные темы аналитического обзора…………………………….…….
Примерные темы историографического обзора…………………………...
Вопросы для самостоятельного изучения и размышления …………….…
Экзаменационные вопросы ………………………………..…………...… ..
Список рекомендуемой учебной литературы.……………………….…….
Интернет-ресурсы по истории ……………………………………………...
Приложение А……………………………………………...…………..…….
Приложение Б …………………………………………… …………………..
…..5
…..7
......8
…9
....10
....11
....12
…13
....14
....15
....16
....17

18
…19
…20
....21
....21
....22
....23
....24
…25
....26
…27
…28
…31

ВВЕДЕНИЕ

Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости
А.С. Пушкин

Уважаемые студенты! Изучение гуманитарных дисциплин в вузе начинается с курса истории. Дело в том, что предназначение истории очень велико, и она выполняет в обществе самые разнообразные функции.
Центральной из них является познавательная. «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира, нельзя понять настоящее, не зная прошлого.
Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам. Историческая наука развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее вокруг.
История как обществоведческая дисциплина, дополняя профессиональное образование, помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для студентов вуза. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо профессиональным образованием.
Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Знание отечественной истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока еще общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое. На этот счет великие говорили: «Народ, не знающий своего прошлого, превращается в назем и служит почвой для других народов».
Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все – из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.
Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. История в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории своего Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.
Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются учебно-методическое пособие по курсам «История», «Отечественная история». Хронологически пособие охватывает историю России с этногенеза восточных славян и до начала ХХI века.
Задачи:
- дать представления об этапах исторического развития России;
- выделить основные закономерности исторического процесса;
- показать место и роль России в истории человечества и в современном мире;
- научить анализировать происходившие процессы и аргументировано излагать свою точку зрения.
В настоящее издание включены материалы, необходимые студенту для успешного решения поставленных задач. Проведение занятий по истории включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, научные исследования) и проверка знаний (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является экзамен.
Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям). План семинарских занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории России. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно для студентов вузов. План семинаров содержит также темы докладов, которые выполняются по желанию студента.
Подготовка к практическим занятиям может вестись по учебникам (список – на страницах 26-27), либо по литературе, отдельно указанной для каждой темы. Литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА (журналы «Вопросы истории» и «Отечественная история» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии). Многое из предлагаемой литературы, в том числе и учебники, есть в Интернете, но для их обнаружения необходимо воспользоваться поиском.
В конце методического пособия представлены списки рефератов, примерных тем аналитических и историографических обзоров, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в учебно-методическом пособии под пунктом №5 рекомендуемой учебной литературы). В отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления.
Приложение состоит из форм таблиц, которые заполняются студентами самостоятельно с использованием учебной литературы.
Изучение истории позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить речь;
- способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, организации общества, анализировать события и тенденции, ответственно участвовать в общественной жизни;
- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы исторической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- способность и готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;
- способность и готовность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы;
- способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX – XI ВВ.)

    Восточные славяне в древности: этногенез, хозяйство, общественный строй, верования.
    Cистема власти и управления в Древней Руси. Деятельность первых киевских князей.
    Особенности хозяйственного и социального строя Древней Руси.
    Принятие христианства: значение в истории России.
Доклады:
    Основные направления внешней политики Древней Руси.
    Древнерусские города в системе социальных отношений.
    Культура в Киевской Руси и Западной Европе: общее и особенное.
Даты: 862 г., 882 г., 907 г., 911 г., 912-945 гг., 941 г., 944 г., 964-972 гг., 980-1015 гг., 988 г., 1019-1054 гг., 1068 г., 1097 г., 1113-1125 гг.

Термины: бояре, великий князь, Великое переселение народов, вервь, вече, «военная демократия», гриди, дань, десятина церковная, династия, дружина, закуп, изгой, людин, митрополит, огнищанин, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, погост, полюдье, принцип «родового старейшинства», путь из «варяг в греки», род, «Русская правда», рядович, смерд, старейшина, уроки, холоп, челядь, этногенез, язычество.

Исторические деятели: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святославич, Святополк Окаянный, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Илларион, Владимир Мономах, Мстислав Великий.

Литература:

    Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 399 с.
    Горский, А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине X века / А.А. Горский // Вопросы истории. – 1999. – №8.
    История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.Н. Вдовина [и др.]; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 768 с.
    Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2006. – №9.
    Фомин, В.В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян / В.В. Фомин // Отечественная история. – 2008. – №2.
ТЕМА 2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ
(XII – XV ВВ.)
    Государственность Руси в период раздробленности (три типа княжеств: Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское).
    Монголо-татарское нашествие (1237-1241 гг.) и его последствия.
    Причины возвышения Москвы.
    Этапы объединения русских земель вокруг Москвы (1276-1533 гг.)
Доклады:
    Экспансия крестоносцев в западную и северо-западную Русь.
    Формирование удмуртского народа.
    Эволюция древнерусской культуры в XII – XV вв.
    Общественная мысль в XIV – XV вв.
Даты: 1132 г., 1147 г., 1169 г., 1223 г., 1237-1241 гг., 1240 г., 1242 г., 1325-1340 гг., 1326 г., 1327 г., 1359-1389 гг., 1367 гг., 1380 г., 1382 г., 1431-1453 гг., 1425-1462 гг., 1448 г., 1462-1505 гг., 1480 г., 1497 г., 1505-1533 гг.

Термины: баскак, вотчина, Золотая Орда, иго, иосифляне, кормление, курултай, местничество, «Москва – третий Рим», нестяжатели, ордынский выход, пожилое, поместье, посадник, «Стояние на Угре», Судебник, тьма, удел, централизованное государство, ярлык.

Исторические деятели: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Чингисхан, Батый, Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Мамай, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Ахмат, Василий III, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий.

Литература:

    Валеев, Р.М. Торговля и товарно-денежные отношения Золотой Орды / Р.М. Валеев // Вопросы истории. – 2009. – №9.
    Кирпичников, А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком / А.Н. Кирпичников // Вопросы истории. – 1996. – №11-12.

    Черникова, Т.В. Средневековое землевладение и проблема феодализма в русской истории / Т.В. Черникова // Общественные науки и современность. – 2005. – №5-6.
    Нефедов, С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2006. – №2.
ТЕМА 3. ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА IV ГРОЗНОГО
    Альтернативы реформирования страны при Иване IV:
а) «Избранная рада»; б) Опричнина.
    Основные направления внешней политики при Иване IV.
    Итоги правления Ивана Грозного.
Доклады:
    Присоединение удмуртов к России и его значение.
    Причины перехода от реформ «Избранной рады» к опричнине.
    Россия XVI века глазами иностранцев.
    Светское и духовное начала в российской культуре XVI века.
Даты: 1533-1584 гг., 1547 г., 1549 г., 1550 г., 1551 г., 1552 г., 1556 г., 1558 г., 1558-1583 гг., 1564 г., 1565-1572 гг., 1571 г., 1581 г.

Термины: губные и земские старосты, Земский собор, земщина, «Избранная рада», казаки, опричнина, приказы, «служилые люди по отечеству и по прибору», соха, стрельцы, тягло, царь, ясак.

Исторические деятели: Елена Глинская, Иван IV Грозный, А.Ф. Адашев, И.М. Висковатый, А.М. Курбский, Сильвестр, Макарий, И.С. Пересветов, Малюта Скуратов, Ермак.

Литература:

    Аракчеев, В.А. Земская реформа XVI века / В.А. Аракчеев // Отечественная история. – 2006. – №4.
    Бахтин А.Г. Причины присоединения Поволжья и Приуралья к России / А.Г. Бахтин // Вопросы истории. – 2001. – №5.
    Кобрин, В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? / В.Б. Кобрин // История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Политиздат, 1991. – С. 127-163.
    Лабутина, Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев / Т.Л. Лабутина // Вопросы истории. – 2009. – №5.

    Свак, Д. Русский Самсон? (К вопросу об оценке исторической роли Ивана IV) / Д. Свак // Отечественная история. – 1999. – №5.
    Тюрин, А. Селекция кадров. Как Иван Грозный новую элиту создавал / А. Тюрин [Электронный ресурс] // Политический журнал. – 2009. – №1-2. – Режим доступа: http://www.politjournal.ru/.
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
ПОСЛЕ СМУТЫ
    Новые явления в социально- экономическом развитии России XVII века.
    Городские и крестьянские восстания в России в XVII веке после Смуты.
    Воссоединение Украины с Россией и его историческое значение.
    Освоение Сибири.
Доклады:
    Причины и этапы закрепощения крестьян в России.
    Культура и общественная мысль России в XVII веке: основные тенденции развития.
    Судьба старообрядчества.
Даты: 1598-1613 гг., 1613-1645 гг., 1645-1676 гг., 1648 г., 1649 г., 1654 г., 1662 г., 1667 г., 1670-1671 гг., 1676-1682 гг., 1687 г.

Термины: воевода, «Домострой», «заповедные лета», колонизация, крепостное право, мануфактура, «Медный бунт», Новоторговый устав, раскол церковный, самозванство, секуляризация (обмирщение), Славяно-греко-латинская академия, Соборное уложение, «Соляной бунт», старообрядцы, «урочные лета», ярмарка.

Исторические деятели: Михаил Федорович, Филарет, Алексей Михайлович, В.Д. Поярков, С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, Никон, протопоп Аввакум, А.П. Ордин-Нащокин, С.Т. Разин, Федор Алексеевич, Б.М. Хмельницкий, Софья Алексеевна, Иван V Алексеевич.

Литература:

    Аракчеев, В.А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI – начале XVII века / В.А. Аракчеев // Вопросы истории. – 2009. – №1.
    Лабутина, Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев / Т.Л. Лабутина // Вопросы истории. – 2009. – №5.
    Лисейцев, Д.В. Россия после Смуты – время выбора / Д.В. Лисейцев, Н.М. Рогожин // Отечественная история. – 2008. – №5.
    Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л.В. Милов. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – 568 с.
    Сазанова, Н.И. Об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне / Н.И. Сазанова // Вопросы истории. – 2008. – №4.
ТЕМА 5. РЕФОРМЫ ПЕТРА I
    Реформы Петра I (военные, административные, сословные, экономические, культурные).
    Основные направления внешней политики при Петре I.
    Итоги правления Петра I.
Доклады:
    Цена петровских преобразований.
    Концепция меркантилизма и ее реализация в России.
Даты: 1682-1725 гг., 1695, 1696 г., 1697-1698 гг., 1700-1721 гг., 1703 г., 1708 г., 27 июня 1709 г., 1710-1711 гг., 1711 г., 1714 г., 1718 г., 1720 г., 1721 г., 1722 г., 1725 г.

Термины: абсолютизм, армия регулярная, бюрократия, «Ведомости», Великое посольство, генерал-губернатор, генерал-прокурор, генеральный регламент, губерния, духовный регламент, европеизация, империя, коллегии, либерализм, магистрат, меркантилизм, модернизация, обер-прокурор, посессионное право, провинция, протекционизм, ревизия, рекрут, Сенат, Синод, Табель о рангах, фискалы.

Исторические деятели: Петр I, Лефорт, А.Д. Меншиков, Феофан Прокопович, К.А. Булавин, Ф.М. Апраксин.

Литература:

    Алексеева, Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I / Е.В. Алексеева // Вопросы истории. – 2006. – №2.
    Анисимов, Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века / Е.В. Анисимов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. – 332 с.
    Белоусов, И.И. Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII веке / И.И. Белоусов // Вопросы истории. – 2008. – №5.

    Петрухинцев, Н.Н. Два флота Петра I: технологические возможности России / Н.Н. Петрухинцев // Вопросы истории. – 2003. – №4.
    Писарькова, Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I / Л.Ф. Писарькова // Отечественная история. – 2004. – №1-2.
ТЕМА 6. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII ВЕКЕ

1. Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века: причины, этапы, последствия.
2. Реформы Екатерины II.
3. Внешняя политика России в XVIII веке после Петра I.

Доклады:

    Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева на территории Удмуртии.
    Русская культура XVIII века.
    Великие русские полководцы: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.
Даты: 1722 г., 1725-1762 г., 1725-1727 гг., 1727-1730 гг., 1730-1740 гг., 1740-1741 гг., 1741-1761 гг., 1755 г., 1756-1763 гг., 1761-1762 гг., 1762-1796 гг.

Термины: «бироновщина», гимназия, дворцовый переворот, Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству, крестьянская война, просвещенный абсолютизм, Указ о престолонаследии, фаворитизм.

Исторические деятели: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Э.И. Бирон, Б.К. Миних, А.И. Остерман, Иван VI Антонович, Елизавета Петровна, М.В. Ломоносов, Петр III, Екатерина II, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Г.Г. и А.Г. Орловы, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потемкин, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Е.И. Пугачев.

Литература:

    Анисимов, Е.В. Женщины на российском престоле / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
    Архимандрит Августин (Никитин). Иностранки на русском троне / Архимандрит Августин (Никитин) // Наука и религия. – 2001. – №7.
    Ключевский, В.О. Курс русской истории. Лекции 70-89 / В.О. Ключевский (любое издание).
    Курукин, И.В. Из истории складывания режима «бироновщины» / И.В. Курукин // Отечественная история. – 2003. – №2.
    Милов, Л.В. История России ХVIII – ХIХ вв. / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
    Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2008. – 864 с.
ТЕМА 7. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I
    Александр I: альтернативы развития страны в I четверти XIX века.
    Отечественная война 1812 года.
    Движение декабристов.
Доклады:
    Формирование военно-промышленного центра на территории Удмуртии.
    Русская культура первой половины XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Даты: 1801-1825 гг., 1801 г., 1802 г., 1803 г., 1807 г., 1810 г., 1812 г., 1813-1814 гг., 1815 г., 1816 г., 1816-1819 гг., 1818 г., 1821 г., 14 декабря 1825 г., 1817-1864 гг.

Термины: автономия, аракчеевщина, военные поселения, «вольные хлебопашцы», Государственный Совет, Негласный комитет, Отечественная война, «Священный союз».

Исторические деятели: Александр I, Н.Н. Новосильцев, М.М. Сперанский, М.Б. Барклай де Толли, М.И. Кутузов, А.А. Аракчеев, П.И. Пестель, А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин.

Литература:

    Власть и интеллект в императорской России // Отечественная история. – 2005. – №4.
    Гросул, В.Я. Истоки трех русских революций / В.Я. Гросул // Отечественная история. – 1997. – №6.
    Дегоев, В.В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса / В.В. Дегоев // Вопросы истории. – 2002. – №2.
    Зырянов, П. Российская государственность в XIX – начале XX века / П. Зырянов // Свободная мысль. – 1995. – №8.
    Милов, Л.В. История России ХVIII – ХIХ вв. / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
    Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. – М.: Астрель, 2004. – 862 с.
    Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2008. – 864 с.

ТЕМА 8. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

    Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года.
    Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века: земская и городская, судебная, военная, образования и печати.
    Контрреформы Александра III.
    Реформы С.Ю. Витте.
Доклады:
    Мултанское дело.
    Крестьянская община в пореформенный период.
    Русская культура второй половины XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Даты: 1853-1856 гг., 1855-1881 гг., 1861 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г., 1876 г., 1877-1878 гг., 1881-1894 гг.

Термины: буржуазия, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, индустриализация, картель, «контрреформы», концерн, кооперация, многоукладность, монополия, отработки, отрезки, панславизм, промышленный переворот, разночинцы, синдикат, трест, «Уставная грамота», цензура.

Исторические деятели: Александр II, Д.А. Милютин, М.Т. Лорис-Меликов, Александр III, К.П. Победоносцев, Ф.М. Достоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, А.С. Попов.

Литература:

    Гиндин, И.Ф. Государство и экономика в годы управления С.Ю. Витте / И.Ф. Гиндин // Вопросы истории. – 2006. – №12; 2007. – №1-11.
    Горская, Н.И. Свободный крестьянин перед мировым волостным судом (местная юстиция в 1860-1880-х гг.) / Н.И. Горская // Отечественная история. – 2011. – №1.
    Долбилов, М.Д. Александр II и отмена крепостного права / М.Д. Долбилов // Вопросы истории. – 1998. – №10.
    Корелин, А.П. Аграрный сектор в хозяйственной системе пореформенной России / А.П. Корелин // Отечественная история. – 2011. – №1.
    Медушевский, А.Н. Великая реформа и модернизация России / А.Н. Медушевский // Отечественная история. – 2011. – №1.
    Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60 – 80-е годы XIX века / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2008. – №5.
ТЕМА 9. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
    Первая русская революция 1905-1907 гг.
    Столыпинская аграрная реформа.
    Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных дум.
Доклады:
    Социальная структура российского общества в начале XX века.
    Русско-японская война 1904-1905 гг.: причины поражения России.
    Культура России начала ХХ века.
Даты: 1900-1903 гг., 1902 г., 1903 г., 1904-1905 гг., 9 января 1905 г., 17 октября 1905 г., декабрь 1905 г., апрель 1906 г., 27 апреля - 8 июля 1906 г., 9 ноября 1906 г., 20 февраля - 3 июня 1907 г., 1907-1912 гг., 1912-1917 гг.

Термины: «Булыгинская дума», военно-полевые суды, отруб, парламент, партия, революция, «серебряный век», Совет рабочих депутатов, хутор.

Исторические деятели: Николай II, П.А. Столыпин, В.И. Ульянов (Ленин), В.М. Чернов, М.В. Родзянко, П.Н. Милюков, Л.Е. Львов, А.И. Гучков, П.Б. Струве, Л. Мартов, Г.А. Гапон, А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич, А.Г. Булыгин, С.А. Муромцев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский.

Литература:

    Белянин, Д.Н. Переселение крестьян в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы / Д.Н. Белянин // Отечественная история. – 2011. – №1.
    Давыдов, М.А. Статистика землеустройства в ходе Столыпинской аграрной реформы / М.А. Давыдов // Отечественная история. – 2011. – №1.
    Зырянов, П.Н. Столыпин и судьбы русской деревни / П.Н. Зырянов // Общественные науки и современность. – 1991. – №4.
    К 100-летию революции 1905-1907 гг. в России // Отечественная история. – 2005. – №5.
    Кропоткин, Г.М. Правящая бюрократия и «новый строй» российской государственности после Манифеста 17 октября 1905 года / Г.М. Кропоткин // Отечественная история. – 2006. – №1.
    Нефедов, С.А. Истоки 1905 года. «Революция извне»? / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2008. – №1.
ТЕМА 10. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
    Россия в годы Первой мировой войны.
    Февральская революция 1917 года.
    Россия от Февраля к Октябрю.
    Октябрьская революция 1917 года.
Доклады:
    Масоны и революция.
    Феномен Г.Е. Распутина.
    «Министерская чехарда».
    Брестский мир.
Даты: 1914-1918 гг., май 1916 г., 27 февраля 1917 г., 2 марта 1917 г., 3-5 июля 1917 г., август 1917 г., 25 октября 1917 г., 3 марта 1918 г.

Термины: Антанта, продразверстка, республика, Тройственный союз.

Исторические деятели: А.А. Брусилов, Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский, Г.Е. Распутин, М.В. Родзянко, В.В. Шульгин, Л.Д. Троцкий, Л.Г. Корнилов.

Литература:

    Асташов, А.Б. Русский крестьянин на фронтах Первой мировой войны / А.Б. Асташов // Отечественная история. – 2003. – №2.
    Гальперина, Б.Д. Февральская революция и права солдат / Б.Д. Гальперина // Вопросы истории. – 2002. – №10.
    Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. От начала до наших дней / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2008. – 1200 с.
    Кожинов, В.В. Россия. Век XX-й (1901-1939) / В.В. Кожинов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 448 с.
    Медушевский, А.Н. Причины крушения демократической республики в России 1917 года / А.Н. Медушевский // Отечественная история. – 2007. – №6.
    Оськин, М.В. Продовольственная политика России накануне Февраля 1917 г.: поиск выхода из кризиса / М.В. Оськин // Отечественная история. – 2011. – №3.
    Февральская революция 1917 года в российской истории // Отечественная история. – 2007. – №5.
    Холяев, С.В. Три Февраля 1917 года / С.В. Холяев // Вопросы истории. – 2003. – №7.
ТЕМА 11. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1918-1920 ГГ.)
        Первые преобразования советской власти (осень 1917 – весна 1918 гг.).
        Гражданская война: причины, характеристика противоборствующих сил, этапы боевых действий, интервенция.
        Политика «военного коммунизма».
Доклады:
    Особенности гражданской войны на территории Удмуртии.
    Создание удмуртской государственности.
    Первая волна русской эмиграции.
Термины: Белое движение, «военный коммунизм», гражданская война, декрет, «демократическая контрреволюция», диктатура пролетариата, «зеленые», интервенция, «красные», красный и белый террор, национализация, продразверстка, Совнарком, экспроприация, эмиграция.

Исторические деятели: Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский, И.И. Вацетис, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский, С.М. Буденный, М.В. Фрунзе, А.И. Егоров, Л.Г. Корнилов, П.Н. Краснов, А.И. Дутов, А.М. Каледин, А.В. Колчак, А.И. Деникин, Е.К. Миллер, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель, Н.И. Махно.

Литература:

    Гражданская война в России: причины, сущность, последствия // Вопросы истории. – 2003. – №10.
    Гришанин, П.И. Современные подходы к изучению гражданской войны и Белого движения / П.И. Гришанин // Вопросы истории. – 2009. – №6.
    Дайнес, В.О. Гражданская война в России: события, мнения, оценки / В.О. Дайнес // Вопросы истории. – 2003. – №1.
    Искендеров, А.А. Первые шаги Советской власти / А.А. Искендеров // Вопросы истории. – 2003. – №2.
    Кара-Мурза, С.Г. Гражданская война в России. 1918-1921 гг. / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2003 – 384 с.
    Соколов, Е.Н. Первый советский натуральный налог на крестьянство (1918-1920) / Е.Н. Соколов // // Отечественная история. – 2011. – №3.
    Цветков, В.Ж. Белое движение в России. 1917-1922 гг. / В.Ж. Цветков // Вопросы истории. – 2000. – №7.
    Чураков, Д.О. «Третья сила» у власти: Ижевск. 1918 год / Д.О. Чураков // Вопросы истории. – 2003. – №5.
ТЕМА 12. КУРС НА СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОДНОЙ СТРАНЕ (КОНЕЦ 1920-Х – 1930-Е ГГ.)
    Причины, задачи и этапы индустриализации.
    Коллективизация сельского хозяйства.
    Культурные преобразования в 1920-1930-е гг. «Культурная революция».
Доклады:
    Коллективизация в Удмуртии. Лудорвайское дело.
    Первые пятилетние планы: плюсы и минусы планирования.
    Трудовой энтузиазм в годы первых пятилеток.
Термины: Госплан, ГУЛАГ, единоличник, индустриализация, коллективизация, колхоз, коммуна, кулак, культ личности, культурная революция, ликбез, подкулачник, Пролеткульт, пятилетний план, рабфак, РАПП, артель, коллективизация, совхоз, социалистическое соревнование, стахановское движение, ТОЗ, ударничество, «философский пароход».

Исторические деятели: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Г.М. Кржижановский, Г.К. Орджоникидзе, А.Г. Стаханов, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Н.А. Бердяев, М.П. Томский, А.И. Рыков, Патриарх Тихон, А.В. Луначарский, А.А. Богданов, П.А. Сорокин, М.М. Зощенко, С.Н. Булгаков, Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский, И.П. Павлов, И.В. Мичурин, М.А. Булгаков, П.Л. Капица, Н.Н. Бурденко, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, И.О. Дунаевский, С.С. Прокофьев, С.М. Киров, Н.И. Ежов, Л.П. Берия, М.Н. Тухачевский, А.Я. Вышинский, И.Д. Папанин, В.П. Чкалов.

Даты: 30 декабря 1922 г., 21 января 1924 г., 1925 г., декабрь 1927 г., 1928-1932 гг., 1930-1933 гг., 1933-1937 гг., 1934 г., 1936 г., 1937-1938 гг.

Литература:

    Данилов, В.П. Организованный голод / В.П. Данилов, И.Е. Зеленин // Отечественная история. – 2004. – №5.
    Зеленин, И.Е. Кульминация / И.Е. Зеленин // Отечественная история. – 2004. – №1.
    Зима, В.Ф. Голод 1932-1933 гг. в письмах трудящихся России / В.Ф. Зима // Отечественная история. – 2006. – №2.
    Лютов, Л.Н. Неэффективность промышленности в условиях НЭПа / Л.Н. Лютов // Вопросы истории. – 2000. – №4-5.
    Чемоданов, И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? / И.В. Чемоданов // Вопросы истории. – 2006. – №2.
ТЕМА 13. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
    Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны.
    Советский тыл в годы войны.
    Народная борьба на оккупированной территории.
    Внешняя политика СССР в 1941-1945 гг. Создание антигитлеровской коалиции.
    Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Доклады:
          Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.
          Вклад Удмуртии в победу.
Термины: блокада, коалиция, коренной переворот, ленд-лиз, оккупация, советско-германский пакт.

Исторические деятели: Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, В.М. Молотов, А.М. Василевский, Н.Ф. Гастелло, З.А. Космодемьянская, А.М. Матросов, Ф.И. Толбухин, У. Черчилль, Ф.Д. Рузвельт, Г. Трумэн.

Даты: 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г., 5-6 декабря 1941 г., июль 1942 г. – февраль 1943 г., июль-август 1943 г., ноябрь-декабрь 1943 г., 1941-1944 гг., ноябрь 1945 г., июль-август 1945 г.

Литература:

    Васильев, А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. – №1.
    Волков, В.Н. Призрак и реальность «Барбароссы» в политике Сталина (весна-лето 1941 года) / В.Н. Волков // Вопросы истории. – 2003. – №6.
    Вспоминая Великую Отечественную // Отечественная история. – 2006. – №3.
    К 60-летию Победы над фашизмом // Отечественная история. – 2005. – №2.
    Квицинский, Ю. А если бы победил Гитлер? / Ю. Квицинский // Советская Россия. – 2004. – №166.
    Медведев, Ж.А. План «Барбаросса» / Ж.А. Медведев, Р.А. Медведев // Вопросы истории. – 2002. – №6.
    Мюллер, Р.-Д. Операция «Барбаросса» уже в 1939 г.? / Р.-Д. Мюллер // Отечественная история. – 2011. – №3.
    Смирнова, Л.В. Страницы истории: Советская страна в 30-40-е годы ХХ века / Л.В. Смирнова. – Ижевск: РИО ИжГСХА, 2005. – 124 с.
ТЕМА 14. СССР В УСЛОВИЯХ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
    Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.).
    Реформы Н.С. Хрущёва.
    Правление Л.И. Брежнева.
    Перестройка 1985-1991 гг.
    Внешняя политика СССР в 1945-1991 гг.
Доклады:
    Движение диссидентов. Тамиздат и самиздат.
    Борьба с коррупцией в годы правления Ю.В. Андропова.
    События 19-21 августа 1991 года в разрушении СССР. ГКЧП.
и т.д.................

, Учебное пособие.docx , Методическое пособие.Тесты по патанатомии для лечебного и педиат , Правовые акты пособие.doc , Настройка и испытания автоматических систем и судового электрооб .
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_______________________________
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________________

М.И.СМИРНОВА

Введение в курс «Отечественная история»

Методическое пособие

по курсу Отечественная история

для студентов МЭИ (ТУ),

обучающихся по все направлениям подготовки

МОСКВА 2009

Утверждено учебным управлением МЭИ
Подготовлено на кафедре Истории и культурологии МЭИ (ТУ)
Рецензент: д.и.н. профессор, заведующий кафедры Философии, политологии и социологии МЭИ /ТУ/ Андреев А.Л.
Смирнова М.И . Ведение в курс «Отечественная история»: Методическое пособие для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки

– М.:Издательский дом МЭИ. 2008. .- 48 с.

В методическом пособии формулируются целевые установки и главные задачи изучения курса отечественной истории в высших учебных заведениях, даются основные понятия исторической науки, ее вспомогательные дисциплины , освещаются основные этапы развития отечественной историографии истории России и ведущие направления современной исторической мысли.

Издание предназначено для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки.

© Московский энергетический институт, 2009

Отечественная история – обязательная учебная дисциплина федерального компонента Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации.

Цель курса : изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачи курса:


  • сформировать у студентов научные представления об отечественной истории;

  • познакомить их с ведущими тенденциями и особенностями исторического пути России, альтернативами ее развития;

  • на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития российского общества и выявить возможные перспективы будущего;

  • способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.
В результате изучения учебной дисциплины «Отечественная история» студент должен

  • усвоить основные исторические факты , даты, события отечественной истории;

  • иметь научные знания о важнейших периодах истории России в контексте мировой истории;

  • уметь выражать свою позицию по дискуссионным проблемам курса и по вопросам, касающимся ценностной ориентации в историческом процессе.

Раздел I. Понятие истории. Основные отрасли исторических знаний .

История (от греч. historia) - одна из старейших наук. Как только у человека появилось прошлое, неизбежно возник интерес к его познанию. Согласно древнегреческой мифологии среди девяти муз, которые составляли свиту бога Аполлона и покровительствовали наукам и искусствам, была неотразимая Клио - муза истории. Она имела облик юной девы с одухотворенным лицом и свитком пергамента в руках. Веками ей поклонялись те, кто относил себя к людям образованным и культурным.

Понятие « история» включает несколько значений:

В широком смысле под историей понимается любой процесс развития , происходящий в природе и обществе. В этой связи очевидно, что история представляет собой основу научного познания во всех областях знаний;

Более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом;

Кроме того, история - это особая отрасль знаний, наука о прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет свою источниковую базу, теорию и методологию познания, 11. 02. 02Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники">методику исследовательской деятельности , историю самой исторической науки.

В системе высшего образования преподавание и изучение студентами истории имеет особое значение.

Владение историческими знаниями - необходимое качество образованности и культуры человека. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно», - утверждал Н.Г. Чернышевский.

Исторические знания - это не только хранилище человеческой памяти, но и действенный инструмент для понимания настоящего и предвидения будущего. Древние люди были уверены, что «История - это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»). Однако часто исторический опыт и уроки истории придаются забвению. Выдающийся русский ученый В.О.Ключевский в своих дневниках сделал такую запись: «Хотя часто сетуют, что история никого и ничему не научила, но жизнь жестоко мстит тому , кто совсем не знает истории... Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Главная ц ель и сторической науки - объяснить прошлым современные процессы человеческого бытия и помочь определить перспективы развития.

Важн ейшая цель и сторического о бразования - воспитание историей, формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств, свободных от национализма и шовинизма.

Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение.

Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая и систематизирующая материальные и письменные источники как памятники деятельности человека.

Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. , печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. –

то есть все остатки прошлой исторической жизни.

Справочный материал.

Типы источников

В науке существует представление о двух типах исторических источников

1 тип - исторические остатки* 2 тип - историческая традиция*
*1 тип - исторические остатки - остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты, монеты, архитектурные памятники, предметы быта и т. д.).

*2 тип - историческая традиция - отражение какого - либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков. Она передает историческое событие так, как оно преломилось в сознании людей (авторов летописей или мемуаров, певцов и сказителей былин и т. п.).

по подготовке и защите рефератов, творческих работ

по дисциплине «История»

для обучающихся по профессиям:

151013.01. (15.01.09) Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 190631.01 (23.01.03) Автомеханик,

260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер

для всех профессий и имеют цель помочь в написании и оформлении реферата, как основного вида творческой работы.

Предисловие

Обучение обучающихся в техникуме сопровождается различными видами творческих работ. Основными из них являются реферат, курсовая работа, и выпускная квалификационная работа.

Контрольные, практические и лабораторные работы, доклады на семинарских занятиях, выполняемые обучающимися на различных этапах обучения, также могут носить творческий характер.

Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения творческой работы. Он представляет собой исследовательскую работу теоретического характера. Прежде чем проводить собственное творческое исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат - работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

  1. Содержание реферата

Общий объем курсовой работы должен составлять примерно 24 страницы, набранные на компьютере 14 шрифтом TimesNewRoman с полуторным интервалом между строк.

Реферат содержит:

  • название
  • оглавление
  • введение
  • основную часть
  • выводы
  • заключение
  • список использованной литературы
  • приложения:
  1. тезаурус
  2. схемы, таблицы, графики, диаграммы, карты, чертежи и т.д.
  3. выдержки из документов

Название реферата располагается на первом, титульном листе (см. Приложение 1.Образец титульного листа РЕФЕРАТА).

В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова (наименования исторических понятий и явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Государство», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее названия: «Теории происхождения государства у древних славян. Исторический аспект», «Типы и формы государства» и т.д.

Во введении отражаются следующие основные моменты:

Общая формулировка темы;

Теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;

Степень разработанности проблемы;

Конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой;

Использованные в работе источники информации.

Введение должно быть кратким (1-3 страницы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы читающий понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил.

Во введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, как частных, так и более общих, а также избранное вами направление ее рассмотрения. Например, во введении может быть сказано, что проблема государственности относится к социально-правовой тематике; на протяжении многих десятилетий вызывает огромный интерес у исследователей; является областью столкновений различных точек зрения и т.д.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны для смысловых связок и для высказывания своего отношения к позиции автора.

При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому, что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем посмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно). Потом следует найти те части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.

Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название и ключевые понятия теории, ее автор, когда была предложена и почему, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее, каково современное состояние проблемы.

При этом мнения разных авторов вы можете приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки (в конце цитируемого предложения в квадратных скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце реферата, например, ), а можете передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник, но без указания страницы (например, ; если вы одновременно ссылаетесь на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники (например, ). Текст, взятый у другого автора без обозначения ссылки, считается плагиатом.

Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся пронумерованным подзаголовками. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы.

Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования и отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов. В Выводах должно быть показано, что цель вашей творческой работы, реферата достигнута.

Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами этапов исследования. Например, здесь может быть сказано, что, сравнив точки зрения отечественных и зарубежных исследователей ХХ века (можно коротко обозначить эти точки зрения), вы проследили развитие научных представлений о природе государства и выделили наиболее перспективные (назвать, какие именно) подходы к решению обозначенной проблемы. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего ее исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.

Библиография. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью выработки навыков самостоятельной научной работы обучающегося и базовой основой любого творческого исследования. Для этого требуется умение поиска информации по темам, ключевым словам и фамилиям авторов в библиотеке своего учебного заведения, в городских библиотеках, на прилавках специализированных отделов книжных магазинов. Не забудьте спросить об интересующих вас книгах у друзей и знакомых. Не обойдите вниманием такую мощную информационную систему как Интернет. На его сайтах вы можете найти новые, только что изданные книги, статьи (и не только на русском языке).

Просматривая выбранную книгу, статью, обратите внимание, на какие источники ссылается автор: возможно, их тоже стоит проанализировать. Прежде чем приступить к непосредственной работе над источниками, проконсультируйтесь по поводу их выбора со своим руководителем.

Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке.

Принципы составления библиографии .

Например:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 363 с.

2. Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.

В особых случаях список можно изложить хронологически (по датам опубликования), или по степени важности (от наиболее до наименее значимых для реферата работ). Литературу на иностранных языках принято помещать после литературы на русском языке, тоже в алфавитном порядке.

2. Оформление реферата

Реферат обычно содержит 20 - 25 страниц печатного текста. Количество страниц зависит от объективной сложности раскрытия темы и доступности литературных источников.

Формат бумаги А 4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см.

Первый лист реферата - титульный.

На титульном листе и оглавлении номера страниц не ставятся, хотя и учитываются.

Начиная с Введения, номер проставляется в правом нижнем углу страницы.

Реферат должен быть тем или иным способом сброшюрован.

3. Критерии оценки реферата

При написании реферата надо учитывать, что, оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:

Умение сформулировать цель работы;

Умение подобрать научную литературу по теме;

Полнота и логичность раскрытия темы;

Самостоятельность мышления;

Стилистическая грамотность изложения;

Корректность выводов;

Правильность оформления работы.

Мы изложили основные принципы написания и оформления одного из видов творческой работы – реферата. Следует добавить, что ваш руководитель может по своему усмотрению скорректировать как форму, так и содержание подготовки реферата в соответствии с конкретными задачами творческой работы.

Творческая работа должна быть представлена преподавателю не позже, чем за 10 дней до защиты. В противном случае обучающийся может быть не допущен к сдаче экзаменов.

Окончательную оценку работе выносит, по результатам защиты, Государственная аттестационная комиссия. Она состоит из преподавателей лицея, а ее председатель - директор профессионального лицея или один из его заместителей. Членам комиссии предъявляют саму работу и компьютерную презентацию.

Помимо традиционных схем, итоговых таблиц, графиков, во время защиты творческого проекта желательно использовать современные технические средства – проекторы, аудио- и видеозаписи, компьютерные средства презентации. Например, очень профессионально и выигрышно выглядит иллюстративный материал (например, слайд-фильм), представленный с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point.

Выступление автора реферата является очень важной частью защиты. От того, насколько интересно, аргументировано и лаконично будет изложен материал, во многом зависит оценка вашего труда. Поскольку на выступление отводится не более 10 минут, целесообразно написать и прорепетировать его заранее.

Примерная схема доклада на защите выглядит следующим образом:

  • обращение к членам комиссии,
  • название работы, ее цель, задачи;
  • обоснование выбора темы, ее актуальность;
  • обзор и характеристика использованных источников;
  • краткое изложение содержания работы в соответствии с ее планом;
  • выводы и рекомендации

После выступления вы отвечаете на вопросы членов комиссии. Затем обучающемуся предоставляют заключительное слово, в котором он благодарит членов комиссии и всех, кто оказывал ему помощь в выполнении творческой работы.

В заключение необходимо отметить, что любая творческая работа, особенно в области истории, обществознания предъявляет к субъекту исследования очень высокие требования. Прежде всего, это - инициативность, организованность, творческая погружённость в проблему. Важна жажда познания научной истины, стремление к личностному и профессиональному развитию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа

Название учебного учреждения

РЕФЕРАТ

Дисциплина: ___________________

На тему: ________________________

Выполнил: Ф.И.О. студента, группа

Проверил: Ф.И.О.

преподавателя

город, год