Открытый урок " искусство написания писем". Стиль письма

=Роман в письмах: я к вам пишу…=

Я к в а м п и ш у - ч е г о ж е б о л е ?

А . С . П у ш к и н
Письма писали все – цари, купцы, уездные барышни, влюбленные гусары, Ванька Жуков и даже запорожские казаки. Что в них было? Деревенские и торговые новости, деловая государственные секреты и любовные послания, просьбы о денежной помощи и девичьи тайны, аромат духов и сургуча – вся жизнь. Все эти произведения жанра, прозванного эпистолярным, доставляла Почта! Та самая Почта России, которой нынче исполнилось 180 лет!

Потребность в общении посредством письма возникла так давно, что доподлинно нам об этом ни одна берестяная грамота не поведает, ведь первую из них пока не нашли! А вот первая постовая сеть появилась в Санкт-Петербурге в январе 1833 года. Столица была разбита на 17 почтовых округов, а письма тогда не бросали в почтовый ящик (он появился позже – в 1848 году), а относили лавочнику! Письма собирали почтальона по три раза в день и доставляли в почтамт. А оттуда – эх, птица-тройка…по почтовым станциям. Интересно, как часто тогда пропали письма?

Старинный письмовник или как писать письма

На протяжении столетий письмо было не только популярным, но порой единственным средством связи. Написание писем даже возвели в ранг искусства и обучали правильному и даже красивому написанию писем. Образованный человек просто обязан был уметь изложить мысли в письме грамотно, красиво, правильно. Те, кто и вовсе не умел писать, обращались за этой услугой за определенную плату – в любом кабаке имелся такой "писатель", в любом селе был свой грамотей….


В 1822 году в Типографии Императорских Театров вышел "Новейший самый полный и подробный письмовник или всеобщий секретарь в 4 частях, содержащий в себе

Письма всякого рода, в общежитии употребляемые и приспособленные ко всем случаям и обстоятельствам, с предварительными правилами и наставлениями сочинять и писать всякие письма к разным особам и о разных предметах".

Письмовник рассказывал о письмах и отношении к ним вообще, о слоге письма, благопристойности, ясности и чистоте, о форме письма и том, как должно трудиться над написанием его.

Все то, что можно сказать лично приятелю, можно и написать к нему во время разлуки, с тою только осторожностию, что не всегда должно вверять тайну свою бумаге: она может затеряться или попасть в посторонние руки.
Письменный слог должен быть не слишком высок, не принужден и не шутовской. Он должен быть прост, и похож на обыкновенный разговор, изображенный на бумаге. Чем простее, тем он приятнее, тем ближе к сердцу.
Что пристойно написать к равному себе, то будет оскорбительно в письме в Вельможе. Что прекрасно в письме старика и человека важного, то самое смешно в письме человека молодого и низкого рода и чина. О воине говорить нельзя так, как говорят о женском поле.
Должно испытывать себя, т.е. написать вдруг и скоро, потом показывать написанное людям с очищенным вкусом. Если письмо назовут хорошим, что должно продолжать писать точно таким же образом.
Прежде подумай, хорошо ли это выражение, нет ли лучшего, точнейшего; подумай, истинная ли мысль твоя, благопристойна ли, сообразна ли с характером и состоянием того, кому пишешь, идет ли к твоему делу? подумай – и тогда клади на бумагу.

Романы, живопись, интересные факты

Письмо твое меня чрезвычайно утешило. Оно так живо напомнило мне Петербург, мне казалось, я тебя слышу. Как смешны твои вечные предположения! Ты подозреваешь во мне какие-то глубокие, тайные чувства, какую-то несчастную любовь - не правда ли? успокойся, милая; ты ошибаешься: я похожа на героиню только тем, что живу в глухой деревне и разливаю чай, как Кларисса Гарлов. (А. С. Пушкин. Роман в письмах)

Письма были не только сугубо личным делом – они проникли в литературу! Их можно найти в детективах и приключениях, они стали основой многих любовных историй – целые романы в письмах! Португальские письма (1669) Габриэля Жозефа Гийерага - сборник любовных посланий монахини Марианы Алькофорадо, роман в письмах XVII века Любовная переписка дворянина и его сестры (1684) Афры Бен стали одними из первых. Жанр разрастался – писатели сочиняли письма за своих героев, заставляя читателей волноваться и переживать еще больше, ведь чтение чужих писем захватывает гораздо сильнее! Памела, или Вознагражденная добродетель Сэмюэла Ричардсона, Юлия, или Новая Элоиза Жан-Жака Руссо, Опасные связи Шодерло де Лакло, Страдания юного Вертера Иоганна Вольфганга Гёте – все это можно было найти почти в любом книжном шкафу.


An interesting letter (Julius Leblanc Stewart)

The Letter (William Maw Egley)

Love Letter (Jean-Honore Fragonard)

Способы и правила доставки писем так же были весьма разнообразны: от утвержденных официально, до самых оригинальных способов, ставших легендой.

В 18** году произошла романтическая история: молодая парочка из-за запрета строгого отца обменивалась записочками через дупло дуба. В конце концов сердце отца растаяло и он разрешил им пожениться. Свадьбу праздновали под тем самым дубом. История стала легендой, и дубу приписали свойство соединять половинки сердец. Теперь сюда присылают письма те, кто хочет найти свою судьбу. Да-да, именно присылают, ведь у дуба есть самый настоящий почтовый адрес и если вы все еще ищете свою половинку, напишите сюда: Bräutigamseiche, Dodauer Forst, 23701 Eutin.

В 19 веке в Англии письма писали особым образом – крест-накрест, возможно отсюда и произошло выражения "прочитать вдоль и поперек". Все дело в том, что тариф на почтовое отправление рассчитывался из количества листов бумаги. Экономные англичане писали письмо с одной стороны листа, сворачивали его конвертом и надписывали адрес. Если письмо было длинным, лист поворачивали на 90 градусов и писали попрек, если и этого было недостаточно, то и по диагонали! А двумя веками ранее в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Простым гражданам, открывшим такую бутылку, грозила смертная казнь!
Дело в шляпе – выражение, которое родилось так же благодаря письмам! В старину гонцы, зашивали под подкладку шапки важные письма, чтобы те в случае чего не попали в руги грабителей.

А как давно вы писали, или получали письма? Нет, не деловые рабочие - о сроках поставки или предоставлении договорных документов, не объяснительные начальству или электронные – привет – пока, не письма в разные инстанции с требованиями и запросами, не sms-сообщения. Я говорю о тех, живых письмах лучшей подруге или маме, открытках к празднику друзьям и родственникам, которые так радостно пестрели в наших почтовых ящиках, куда теперь летят только квитанции, извещения, да письма счастья из налоговой инспекции. Письма, написанные собственной рукой на красивой почтовой бумаге или на листке из ученической тетрадки, письма-треугольники, открытки из путешествий или к особым датам – история вашей жизни. Неужели написание писем стало забытым искусством, канувшим в Лету?

Галина Замыслова, etoya.ru


Письмо во все времена было очень популярным (а иногда и единственным) средством коммуникации. Не удивительно, что написание писем возвели в ранг полноправного искусства. Красиво писать письма учли, начиная с лицея. Считалось, что образованный человек просто обязан уметь писать красивые письма. Те, кто не обладал легким слогом, обращались за помощью к более одаренным людям, написание писем не было бесплатной услугой. Сейчас ситуация нисколько не изменилась, разве что письма стали еще и электронными.

С помощью писем современный человек обменивается очень большими потоками информации. В письме могут быть описаны последние новости , оно может содержать призыв или предложение, письмо может быть пригласительным и ли информационным. Но в любом случае оно должно быть правильно составлено.

Если раньше к письмам предъявляли очень высокие требования (хорошая бумага, качественные чернила, клей который не растекается), то сейчас все намного проще. Достаточно составить письмо грамотно - без орфографических и грамматических ошибок. В электронных письмах допустимо ставить разного рода улыбочки-картинки, если это письмо близкому человеку. Деловые письма исключают наличие подобных элементов, разве что оппоненты знакомы давно, и существует определенный уровень доверия и понимания. В некотором смысле электронная почта дает больше поблажек, написал письмо, опомнился - отменил. Но бывают и курьезы, когда письмо для одного человека может быть разослано многим людям, которым вовсе не пристало знать, почему вы развелись с женой, или как вы покупали мебель прошлым летом. Именно поэтому кнопки нужно нажимать правильно и внимательно. Также электронная почта предоставляет возможность оформления письма. Но здесь снова нужно исходить из того, для кого пишется письмо. Если это директор компании-партнера, с которым вы периодически играете в гольф, то в таком письме допустимо наличие логотипа и основной информации о компании и собственно все. То, что идет как дополнение, может оказаться лишним.

Важными элементами электронного письма являются приветствие, обращение и подпись. Если вы в диалоге с человеком, то указывается время суток, в которое вы общаетесь. Если вы просто пишете человеку, то лучше поставить нейтральное «добрый день». Подпись в обязательном порядке должна содержать имя, фамилию, номер телефона и скайп (или электронную почту). Адресат, конечно, увидит с какого сервиса пришло письмо, но облегчить ему жизнь тоже не помешает. Почтовый сервис Post.su дает возможность составить такую подпись автоматически и не мучиться, набирая каждый раз одни и те же реквизиты.

Любая руководящая должность связана со значительным количеством писем, а письма всегда открывают личность автора. Возьмем, например, апостола Павла. О его нравственной чистоте, разумной искренности и духовной жизни мы больше всего узнаем из его писем, чем из какого‑либо иного источника. Когда сложная ситуация требовала внимания Павла, он окунал свое перо в слезы, а не в кислоту. «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами» (2 Кор. 2:4а).

После своего обличающего письма к заблуждавшимся коринфянам чуткое сердце Павла побудило его узнать, не был ли он слишком строг. «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь… что вы опечалились к покаянию» (2 Кор. 7:8,9). Целью его письма было не победить в споре, но решить возникшую духовную проблему и помочь христианам в Коринфе стать более зрелыми.

Письма апостола Павла изобилуют вдохновляющими словами, щедры на похвалы и полны сочувствия. Все, кто получал его письма, чувствовали ободрение (Флп. 1:27–30). Но это не мешало ему быть прямолинейным, когда нужно было исправить чьи‑то заблуждения. «Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? <… > Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас» (Гал. 4:16,20).

В наших письмах важен ясный, понятный язык, но еще более важен соответствующий дух писем. Письма не самое лучшее средство общения. Они не могут передавать улыбку, когда речь идет о чем‑то сложном, и поэтому особое внимание нужно обратить на то, чтобы их тон был достаточно мягким.

Письма были важной частью программы Павла по дальнейшей работе с основанными им церквами. Таким же образом поступал и Джордж Уайтфилд. О нем говорили, что после проповеди перед многочисленной аудиторией он всегда засиживался допоздна, занимаясь написанием писем, призванных ободрить новообращенных.

Примечания

1. Quoted in С. W. Hall, Samuel Logan Brengle (New York: Salvation Army, 1933), 278.



Самьюэл Джонс он (1709–1784) был английским поэтом, автором очерков и лексикографом. Его «Словарь английского языка» (1747) считался стандартом в течение века.

2. Helmut Thielecke, Encounter with Spurgeon (Philadelphia: Fortress, 1963), 26. Чарлз Хадцон Сперджен (1834–1892), один из наиболее известных проповедников XIX в., в течение тридцати двух лет являлся пастором церкви «Metropolitan Tabernacle» («Метропольская скиния», или «Столичный храм») в Лондоне.

3. А. Е. Norrish, Christian Leadership (New Delhi: Masihi Sabiyata Sanstha, 1963), 28.

4. Latin American Evangelist, May‑June 1965.

5. Robert E. Speer, Christ and Life (New York: Revell, 1901), 103. Фредерик Уильям Робертсон (1816–1853) был посвящен в духовный сан в английской церкви в 1840 г., и затем стал выдающимся проповедником среди бедного рабочего населения Брайтона. Уильям Уилберфорс (1759–1833), упомянутый ранее, являлся членом британского парламента, чей труд, против которого выступали крупные предприниматели, в конце концов привел к принятию законов, запрещающих рабство и работорговлю. В 1804 г. он помогал в организации Британского и Зарубежного библейского общества.

6. Ibid., 104. Исходный текст видоизменен. Джозеф Батлер (1692–1752), англиканский епископ, получил известность благодаря своей книге «Аналогия религии» {Analogy of Religion, 1736), являющейся, возможно, наилучшим произведением в защиту христианской веры, написанным в XVIII в.

7. William Barclay, Letters of Peter and Jude (Edinburgh: St. Andrews, 1960), 258. Иоанн Златоуст (347–407), упомянутый выше, стал одним из ранних Отцов Церкви. В течение десяти лет он был монахом и отшельником; затем нес служение дьякона и священника в Антиохии, после чего стал патриархом в Константинополе. Он был отправлен в ссылку по той причине, что проповедовал против зла и невоздержанности среди верховного духовенства и высокопоставленных лиц.

8. J. С. Pollock, Hudson Taylor and Maria (London: Hodder & Stoughton, 1962), 35.

9. Earnest Gordon, A. J. Gordon (London: Hodder & Stoughton, 1897), 191.

10. Phyllis Thompson, D. E. Hoste (London: China Inland Mission, n.d.), 158.

11. A. E. Thompson, The Life of A. B. Simpson (Harrisburg: Christian Publications, 1920), 204.

12. H. C. Lees, St. Paul’s Friends (London: Religious Tract Society, 1917), 11.

13. A. W. Tozer, Let My People Go (Harrisburg, Pa.: Christian Publications, 1957), 36.

14. S. P. Carey, William Carey (London: Hodder & Stoughton, 1923), 256.

15. Lettie B. Cowman, Charles E. Cowman (Los Angeles: Oriental Missionary Society, 1928), 269.

16. Mrs. Hudson Taylor, Pastor Hsi (London: China Inland Mission, 1949), 164, 167.

17. Марк Кларк (1896–1984) во время Второй мировой войны был генерал‑лейтенантом вооруженных сил США. Под его командованием во время Итальянской кампании находилась Пятая армия, а во время вооруженного конфликта в Корее он командовал всеми соединенными силами ООН.

18. George Adam Smith, The Book of Isaiah (London: Hodder & Stoughton, n.d.), 229.

19. James Burns, Revival, Their Laws and Leaders (London: Hodder & Stoughton, 1909), 311.

20. World Vision, February 1966, 5.

Глава 10

Превыше всего

Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости… и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого…

Для того чтобы осуществлять духовное руководство, нужны люди, исполненные Духом Святым. Другие качества тоже важны, но быть исполненным Духом просто необходимо. Книга Деяний – это история тех, кто основал церковь и руководил миссионерским движением. Вовсе не случайно, что самым главным условием даже для тех, кто не занимал ведущих должностей в ранней церкви, было то, чтобы они были «исполнены Святого Духа». Эти служители должны были отличаться также честностью и справедливостью, но в первую очередь – своей духовностью. Можно обладать ясным умом или выдающимся искусством управления людьми, но бездуховности невозможно стать настоящим духовным руководителем.

За всей занятостью апостолов стояло действие Духа Святого, совершающего Свой труд. Его работу по управлению церковью, Его ведущую роль в разработке плана распространения Евангелия трудно не заметить. Дух не наделяет властью светских или плотских руководителей: даже если труд сам по себе не подразумевает никакого духовного учения, для исполнения его необходимы служители, исполненные Святым Духом и руководимые Им. Избрание руководителей для Царства не должно опираться на мирскую мудрость, финансовое состояние или социальное положение. Главное условие – духовность. Когда церковь или миссионерская организация следует определенному списку качеств, необходимых руководителю, она тем самым отстраняет от руководства Святого Духа. Такое поведение оскорбляет и угашает Духа Святого, и результатом этого может стать духовный голод и духовная смерть для тех, кто так поступает.

Избрание руководителей без учета критерия духовности всегда приводит к недуховному руководству Пирсон сравнил такое положение с крупной корпорацией, которой необходимо избавиться от своего главного администратора. Постепенно ключевые должности в совете и среди директоров занимают те люди, которых не устраивает политика их шефа. Незаметно они препятствуют выполнению его приказов, расстраивают его планы и всячески разрушают его политику Там, где ранее главный администратор встречал поддержку и желание сотрудничать, теперь его ожидают безразличие и бездеятельность, пока в конце концов он не увольняется со своего поста, будучи совершенно неспособен более управлять корпорацией 1 . Сходным образом, назначение руководителей со светским или материалистическим мировоззрением не позволяет Святому Духу заботиться о духовном росте общины.

Святой Дух никогда никем не управляет против его или ее воли. Когда руководящую должность занимает человек, которому недостает духовной пригодности к труду вместе с Ним, Святой Дух просто отходит в сторону, предоставляя ему претворять в жизнь свои собственные планы, в соответствии со своими стандартами, но без помощи Духа. Неизбежным результатом этого становится недуховное руководство.

Церковь в Иерусалиме прислушалась к проповеди апостолов и избрала семерых служителей, обладающих этим единственным необходимым качеством. Благодаря их труду, исполненному Духом Святым, церковь получила великое благословение: те, кого выбрали, чтобы распределять пищу и заботиться о земном, вскоре уже проявили себя как посланники Духа, распространяющие небесные благословения. Стефан стал первым мучеником ради Христа, и его смерть сыграла важную роль в обращении апостола Павла. Филипп стал евангелистом, и его Дух использовал, чтобы начать в Самарии великое пробуждение. Руководители, верные в использовании и развитии своих даров, подготавливают путь более значительным свершениям и большей эффективности в служении.

Книга Деяний ясно показывает, что руководители, оказавшие значительное влияние на христианское движение, были исполнены Духом. О Том, Кто повелел Своим ученикам ожидать в Иерусалиме силы свыше, написано, что Он Сам был помазан «Духом Святым и силою» (Деян. 10:38а). Те сто двадцать учеников, что находились в горнице, тоже «исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4а). Петр исполнился Духа Святого, обращаясь к синедриону (Деян. 4:8). Стефан, будучи исполнен Духа Святого, свидетельствовал о Христе и умер мученической смертью (Деян. 6:3–5; 7:55). Павел начал свое необыкновенное служение и продолжал его, будучи исполнен Духа Святого (Деян. 9:17; 13:9). Варнава, спутник в миссионерских путешествиях Павла, был исполнен Духа Святого (Деян. 11:24). Мы проявим удивительную слепоту, если не заметим очевидную необходимость этого качества для духовного руководителя.

Эти первые руководители церкви были чувствительны к водительству Духом Святым. Поскольку они предали свою волю Святому Духу, они с радостью повиновались Его указаниям и следовали Его подсказкам. Филипп оставил Самарию, где как раз полным ходом шло великое пробуждение, и пошел в пустыню, но какого замечательного новообращенного он таким образом привел к Христу (Деян. 8:29–39)! Дух Святой помог Петру преодолеть свои предрассудки и пойти к Корнелию, что привело к благословению языческого мира (Деян. 10:9–23; 11:1–18). Дух призвал Павла и Варнаву и отправил их в качестве первых миссионеров церкви (Деян. 13:1–4). Павел в течение всей своей активной жизни повиновался Святому Духу, когда Он либо побуждал его к чему‑то, либо удерживал от определенных действий (Деян. 16:6–8; 19:21; 20:22). Руководители церкви в Иерусалиме подчинялись Духу. «Угодно Святому Духу и нам», – так озвучивало собрание руководителей свои решения (Деян. 15:28).

Святой Дух вступился, когда необходимо было донести Евангелие до язычников. Величайшей целью Святого Духа является миссионерский труд. Не должны ли и мы преследовать ту же цель?

В то самое время, как я пишу эти строки, Святой Дух трудится в азиатских церквах, наделяя служителей новым видением и пробуждая в них горячее желание служить. Например, церкви в Японии направили своих миссионеров во многие уголки земли: от острова Тайвань до Бразилии. В то время как число североамериканских и европейских миссий остается неизменным, небесный Стратег пробуждает азиатские церкви, помогая им выполнять свои миссионерские обязанности. Буквально только что более чем три тысячи христиан третьего мира последовали Божьему призыву к миссионерскому труду.

Павел разъяснял руководителям церкви в Эфесе, как следует относиться к своей должности: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28а). Эти руководители занимали свои посты не благодаря апостольской избранности или общему голосованию, но благодаря назначению свыше. Отчитывались они не только перед церковью, но и перед Духом Святым. Какую замечательную уверенность, какое ощущение своей ответственности, какой духовный авторитет приносило им и продолжает приносить нам такое учение!

Как бы смогли апостолы справиться со стоящей перед ними сверхчеловеческой задачей без этого исполнения Духом Святым на празднике Пятидесятницы? Им необходимо было сверхчеловеческое могущество, чтобы вести непримиримую борьбу против дьявола и ада (Лк. 24:49; Еф. 6:10–18).

Быть исполненным Духом Святым попросту означает, что христианин добровольно отдает свою жизнь и свою волю Святому Духу. Благодаря вере личность верующего наполняется Духом, и затем Он начинает вести христианина и управлять им. Слово «исполнить» означает не «наполнить безразличный сосуд», а «взять на себя руководство разумом». Это значение слова мы находим в Евангелии от Луки: свидетели чуда, сотворенного Иисусом, были «исполнены страха» (Лк. 5:26). Когда мы просим Духа Святого исполнить нас, Он с удивительной силой и энтузиазмом овладевает нашей жизнью.

Быть исполненным Духом Святым означает быть управляемым Духом. Разум, эмоции, воля и физические возможности руководителя‑христианина становятся доступны Святому Духу, так что Он использует их и направляет на верный путь. Под началом Духа Святого природные дарования руководителя развиваются до высшей степени, благословляются для достижения святой цели. Через труд ныне не угашенного и не оскорбленного Святого Духа все плоды Духа в жизни руководителя начинают расти. Его благовестив становится более успешным, служение более стабильным, свидетельство более убедительным. Любое истинное христианское служение не что иное, как проявление силы Духа Святого через верующих, послушных Ему (Ин. 7:37–39).

Если мы притворяемся, что мы исполнены Духом, или удерживаем свое желание полностью подчиниться руководству Духа Святого, мы сами себя ставим в ту сложную ситуацию, от которой предостерегает Э. У. Тозер:

Ни один человек, чьи чувства навыком приучены к различению добра и зла, не может не огорчаться, наблюдая ревностные души, стремящиеся исполниться Духом Святым, и в то же время продолжающие жить в состоянии нравственной беспечности, граничащей с грехом. Любой, в ком обитает Дух Святой, обязан исследовать свою жизнь на предмет скрытого беззакония. Он должен очистить свое сердце от всего, что не согласуется с характером Бога, открытым в Священном Писании… Не может быть снисхождения к злу, нельзя просто отшутиться от того, что ненавидит Бог 2 .

Исполнение Духом Святым жизненно важно для духовного руководителя. И каждый из нас настолько исполнен Духом Святым, насколько мы сами по‑настоящему хотим этого.

Духовные дары

Христиане во всем мире обладают духовными дарами, которые еще не раскрыты или не используются. Руководитель обязан помогать в определении этих даров на служение Царству, развивать их, распределять их возможности. Одна только духовность еще не делает руководителя таковым, у него также должны быть природные таланты и дары, полученные от Бога.

В нашей войне со злом необходимо сверхъестественное снаряжение, которое дал нам Господь в виде духовных даров церкви. Чтобы духовные дары использовались эффективно, они должны быть обогащены духовной благодатью.

Очень часто, хотя и не всегда, Святой Дух дает руководителю‑христианину именно те дары, которые замечательно соответствуют его характеру и личности. Самьюэл Чедвик, известный методистский проповедник, однажды сказал, что, когда он сам был исполнен Духом Святым, он получил не новый ум, но новое мышление; не новое наречие, но новую действенность в том, что он говорил; не новый язык, но новую Библию. Природные способности Чедвика получили развитие, в них была вложена новая жизнь, новая сила.

Появление в жизни христианина духовных даров не исключает природные дарования, но совершенствует и поощряет их. Новое рождение в Иисусе Христе не меняет природные качества, но, будучи помещены под руководство Святого Духа, эти качества приобретают новую действенность. Зачастую обнаруживаются скрытые возможности.

Любой, кто призван Богом к духовному руководству, может быть уверенным в том, что Дух Святой наделил его или ее всеми дарами, необходимыми для того служения, которое надо нести в данный момент.

Примечания

1. А. Т. Pierson, The Ads of the Holy Spirit (London: Morgan & Scott, n.d.), 63. Артур Таппан Пирсон (1837–1911) был проповедником, писателем и миссионерским оратором, принимавшим участие в подготовке Библии с комментариями Скоуфилда (Scofield Reference Bible) в качестве консультанта.

2. D. J. Fant, A. W. Tozer (Harrisburg: Christian Publications, 1964), 73, 83.

Глава 11

Молитва и руководство

Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков.

Духовный руководитель в том, что относится к молитве, должен идти впереди всей церкви. И все же даже самый опытный руководитель сознает, что в молитвенной жизни развиваться можно бесконечно. И никогда он не будет чувствовать, что «уже достиг». ДеканС. Дж. Воган однажды заявил: «Если бы мне захотелось кого‑нибудь поставить на свое место, я бы спросил его о том, как у него обстоят дела с молитвой. Я не знаю ни одной темы, способной сравниться с этой по количеству горестных признаний».

Молитва – это самый древний, самый универсальный и самый интенсивный способ выражения религиозных чувств. Это и простые слова, исходящие из уст ребенка, и возвышенные моления престарелых. И те, и другие достигают небесного престола. Молитва поистине является дыханием и родной атмосферой христианина.

Но, как это ни парадоксально, многие из нас находят, что молиться довольно трудно. Мы не испытываем естественного восторга, приближаясь к Богу. Зачастую мы лишь на словах признаем силу молитвы и удовольствие от нее. Мы называем молитву необходимым атрибутом жизни верующего, мы знаем, что Писание призывает к молитве. Однако очень часто мы просто не молимся сами.

Давайте постараемся найти ободрение для себя у тех святых руководителей, кто преодолел врожденное нежелание молиться и стал чрезвычайно силен в молитве. О Самьюэле Чедвике писали:

Он был в высшей степени мужем молитвы. Каждое утро вскоре после шести он уже был на ногах, и у него была небольшая комната, которую он превратил в уединенное святая святых, где он проводил время с Господом, прежде чем позавтракать. В присутствии людей он молился с такой силой именно потому, что был постоянен в уединенной молитве Богу… Когда он молился, он ожидал от Бога действий. «Я сожалею, что молился недостаточно, – писал он в конце своей жизни, – лучше бы я меньше трудился, но молился больше; и в глубине души я сожалею, что молился не так хорошо, как хотелось бы» 1 .

«Когда я приступаю к молитве, – признавался один известный христианин, – мое сердце очень неохотно идет к Богу, а затем с большой неохотой остается с Ним». Здесь вступает в дело самодисциплина.

«Когда вы чувствуете совершеннейшее нежелание молиться, не поддавайтесь ему, – советует он, – но приложите все усилия и все же молитесь, даже если кажется, что вы неспособны молиться».

Совершенствование искусства молитвы, как и все остальное, требует времени. То количество времени, которое мы этому посвятим, будет определять, насколько большое значение мы придаем молитве. Для того, что нам важно, мы всегда находим время. Самой распространенной отговоркой тех, кто мало времени проводит в молитве, является список того, что необходимо выполнить – всех наших дел и обязанностей, заполняющих весь день. Для Мартина Лютера каждый дополнительный груз обязанностей был достаточной причиной для того, чтобы молиться больше, а не меньше. Взгляните только на то, как он описывает свои планы на следующий день: «Работа, непрерывный труд с раннего утра до позднего вечера. Вообще, мне нужно так много сделать завтра, что первые три часа я посвящу молитве».

Если Мартин Лютер молился, хотя был так занят, то и мы на это способны.

Попробуйте точно описать, как действует молитва, и вы тут же столкнетесь с рядом очень сложных загадок. Но люди, скептически настроенные по отношению к действенности молитвы, обычно оказываются именно теми, кто несерьезно относится к практике молитвы или не склонен повиноваться Богу, когда Он открывает Свою волю. Мы не сможем понять, что такое молитва, если только не будем молиться. Ни одна философия никогда не учила молиться. Вопросы о природе молитвы, связанные с рассудком, решаются в результате радости отвеченной молитве и более близким взаимоотношениям с Богом.

Руководитель‑христианин, стремящийся найти образец для подражания, поступит верно, обратившись к примеру Самого Иисуса. Наша вера в необходимость молитвы исходит из наблюдения за Его жизнью. Несомненно, если бы кто‑нибудь мог провести жизнь самостоятельно, без молитвы, то это был бы Сам Божий Сын. Если бы молиться было глупо, Иисус не стал бы тратить время на молитву. Но постойте! Молитва была важнейшей отличительной характеристикой Его жизни и постоянной частью Его учения. Благодаря молитве Его нравственное видение оставалось ясным и незамутненным. Молитва давала Ему мужество исполнить совершенную, но нелегкую волю Своего Отца. Молитва проложила путь Преображению. Для Иисуса молитва была не просто дополнением к жизни, от которого можно быстро отвязаться, но обязанностью, приносящей радость.

В Евангелии от Луки мы находим общее замечание, проливающее свет на ежедневную жизнь Господа: «Но Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16). Здесь сказано не об однократном событии, но о многих случаях, которые евангелист описывает в одной фразе. Искать уединения для молитвы было в обычае у нашего Господа. Когда Он уходил от людей, то, как правило, забирался достаточно далеко в необитаемые места – Он уходил в пустыню. Для наблюдателей того времени было довольно странно, что Тот, у Кого было столько могущества, столько духовной силы, считал необходимым для Себя постоянно прибегать к источнику силы, чтобы обновить Свой усталый дух. Для нас еще более удивительно то, что Он, Князь Жизни, Вечное Слово, Единородный Божий Сын, в смирении падал ниц перед троном Божьим, в молитве прося благодати для помощи во время нужды 2 .

Христос целые ночи проводил в молитве (Лк. 6:12). Нередко Он вставал до рассвета, чтобы ничто не помешало Ему общаться с Отцом (Мк. 1:35). Величайший поворотный пункт в Его жизни и служении начался с того, что Он подолгу особенно ревностно молился, как и записано в Евангелии от Луки: «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16). Эти слова свидетельствуют о том, что для Иисуса это было нормой поведения, заведенным порядком. Словом и собственным примером Он наставлял Своих учеников, показывая им важность уединения в молитве (Мк. 6:46 – сразу после насыщения пяти тысяч людей; Лк. 9:28 – перед Преображением). Для того, на ком лежит ответственность избрания коллектива для выполнения определенного духовного служения, блестящим примером будет Сам Господь, Который всю ночь провел в молитве, прежде чем избрать Себе апостолов (Лк. 6:12).

Как наш Господь, так и Его раб апостол Павел совершенно ясно указывали на то, что истинная молитва – это не задумчивая мечтательность. «Любая искренняя молитва истощает жизненные силы человека. Истинное ходатайство – это жертва, истекающая кровью», – писал Дж. Г. Джоуэтт. Иисус совершал чудеса без видимых признаков напряжения, но «с сильным воплем и со слезами» приносил «молитвы и моления» (Евр. 5:7).

Порой наши молитвы слабы и невзрачно выглядят на фоне молитв Павла или Епафраса. «Приветствует вас Епафрас… всегда подвизающийся за вас в молитвах», – пишет Павел (Кол. 4:12а). И в том же послании он заявляет: «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас» (Кол. 2:1а). От греческого слова, переведенного в данном отрывке как «подвиг», происходят такие слова, как «агония», «агонизировать». Это слово используется для обозначения того, кто усердно работает до полного истощения (Кол. 1:29), или того, кто участвует в легкоатлетических соревнованиях, чтобы завоевать приз (1 Кор. 9:25). Оно также используется для описания солдата, сражающегося за свою жизнь (1 Тим. 6:12), или человека, делающего все, чтобы спасти своих друзей от опасности (Ин. 18:36). Истинная молитва – это усердное духовное упражнение, требующее величайшей умственной дисциплины и сосредоточенности.

Нас может вдохновить тот факт, что Павел, который, скорее всего, не имеет среди людей равных себе по части молитвы, признался: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно». И после этого он поспешил добавить: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26,27). Дух присоединяется к нам в молитве и вкладывает в наши просьбы свои.

Всем христианам следует больше учиться искусству молитвы, и Святой Дух – лучший учитель. Помощь Духа в молитве упоминается в Библии чаще, чем Его помощь в любой другой ситуации. Все истинные молитвы приносятся благодаря труду Духа в нашей душе. Как Павел, так и Иуда указывают, что самая действенная молитва – «молитва в Духе». Это означает, что мы молимся в том же направлении, о тех же вещах, тем же именем, что и Дух Святой. Истинная молитва возносится в духе христианина благодаря обитающему в нас Духу.

Молиться в Духе важно по двум причинам. Во‑первых, мы должны молиться в сфере Святого Духа, поскольку Он – окружение и атмосфера жизни христианина. Это нам зачастую не удается. Многие молитвы скорее являются психическими, умственными, нежели духовными, они происходят только в сфере разума, становясь результатом наших собственных мыслей, а не того, чему учит нас Дух. Но настоящая молитва гораздо глубже. Она использует физические возможности тела, требует обязательного сотрудничества разума, происходит в сверхъестественной сфере Святого Духа. Такая молитва по‑настоящему имеет вес в духовной сфере, на небесах.

Во‑вторых, нам следует молиться с силой и энергичностью Духа Святого. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18). Поскольку задача у молитвы сверхчеловеческая, и силы для нее нужны такие, что превышают человеческие возможности. У нас есть Дух силы, так же как и Дух молитвы. Вся энергия людских сердец, умов и человеческой воли может принести чудесные человеческие результаты, но молитва в Духе Святом высвобождает сверхчеловеческие возможности.

Дух Святой рад помогать нам в молитве. Мы можем рассчитывать на Его помощь в преодолении каждого из трех наших главных препятствий для молитвы. Иногда от молитвы нас удерживает грех в нашем сердце. Когда мы укрепляемся в доверии Богу и смирении, Дух Святой приводит нас к крови Христа, очищающей всякий грех.

Иногда, по причине немощи тела, мы чересчур привязаны к земным, житейским понятиям. Мы можем заболеть или чувствовать себя нездоровыми, мы бываем слабы. Дух вселяет жизнь в наши тела и делает нас способными превозмочь слабость, даже когда она вызвана знойным тропическим климатом.

Кроме этого, будто бы этих трех помех в молитве недостаточно, духовному руководителю еще приходится в молитве противостоять сатане. Сатана будет стремиться вызвать у него сомнение или разочарование, подавленность, помешать его общению с Богом. В Духе Святом у нас есть небесный союзник в борьбе против этого сверхъестественного врага.

Для духовного руководителя молитва в Духе должна стать частью его ежедневной жизни. Стремимся ли мы порой жить независимо от Духа? Бывает ли так, что мы не видим полноценного ответа на молитву? Мы можем целый день читать о молитве, но испытать на себе лишь только малую часть ее силы, тем самым препятствуя развитию нашего служения.

В Библии молитва часто отождествляется с духовной войной. «Потому что наша брань… против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). В сражение во время молитвы вовлечены три личности. Христианин, когда молится, находится между Богом и сатаной. Хотя сами по себе христиане могут быть слабы, но в борьбе между драконом и Агнцем они играют важную роль. Молящийся христианин не обладает никакой личной властью или могуществом – у него есть только власть, данная ему одержавшим победу Христом, с Которым преданный христианин соединен верой. Вера подобна связи, по которой победа, одержанная на Голгофе, достигает узников дьявола и выводит их из тьмы на свет.

Иисус не так сильно был обеспокоен злыми людьми и их проступками, как силами зла, заставляющими этих людей грешить. За отречением Петра и предательством Иуды стояла зловещая фигура сатаны. «Отойди от Меня, сатана», – ответил Господь на бесцеремонный упрек Петра. Вокруг нас множество людей, связанных грехом, пленников дьявола. Наши молитвы должны приноситься не только за них, но и против сатаны, который держит их в качестве своей добычи. Сатану необходимо заставить ослабить свою хватку, и сделать это можно лишь благодаря победе Христа на кресте.

Поскольку Иисус больше обращал внимание на причину греха, чем на его последствия, то и духовному руководителю следует взять на вооружение такую же тактику молитвы. Кроме этого, руководитель должен знать, как помочь тем, кто рядом с ним тоже участвует в этом духовном сражении.

В одной замечательной иллюстрации Иисус сравнил сатану с сильным человеком, полностью вооруженным. Прежде чем кто‑либо сможет войти в дом такого человека и освободить пленников, хозяина дома необходимо сначала связать. Только затем можно осуществить успешное спасение заключенных (Мф. 12:29). Что могут означать слова «связать сильного», кроме того, как лишить его могущества с помощью всепобеждающей силы Христа, Который пришел, «чтобы разрушить [аннулировать, привести в неисправное состояние] дела диавола»? И как может это произойти, если не благодаря молитве веры, которая исходит из победы на Голгофе и с ее помощью решает любую данную проблему? Нам не стоит и надеяться на то, что мы сможем освободить кого‑либо из темницы сатаны, если мы прежде не разоружим противника. Бог через молитву открывает Свою святую власть, и мы можем с уверенностью заявлять на нее свои права. «Се, даю вам власть наступать… на всю силу вражию» (Лк. 10:19а).

Духовный руководитель не оставит без внимания самый эффективный способ воздействия на людей. Широко известно высказывание Хадсона Тейлора: «На человека можно воздействовать одной только молитвой, через Бога». В течение своей миссионерской деятельности он сотни раз доказывал, насколько верно это утверждение.

Одно дело – верить в доступность такой силы, и другое – пользоваться ей. Людей не так‑то просто сдвинуть с места, гораздо проще молиться о материальных вещах и нуждах, чем иметь дело с упрямством человеческого сердца. Но именно в таких сложных ситуациях и должен руководитель использовать Божью силу, чтобы воздействовать на сердца людей в том направлении, которое он считает Божьей волей. Молитва играет роль ключа к этому сложному замку, который предстоит ему открыть.

Величайшей честью и привилегией человеческого существа является право сказать Богу «да» или «нет». Людям дана свобода воли. Однако в этом заключается и осложнение. Если с помощью молитвы мы можем воздействовать на поведение других, то не является ли это посягательством на свободу воли? Означает ли это, что Бог в ответ на чью‑то молитву ограничивает свободу выбора другого человека? Такое трудно представить. Но, с другой стороны, если молитва не оказывает влияния на течение событий, то зачем вообще молиться?

Первое, что следует отметить, это тот факт, что Бог всегда последователен в Своих действиях и не противоречит Сам Себе. Если Бог обещает ответить на молитву, ответ обязательно будет – всегда именно в том виде, который соответствует Его божественной природе, поскольку Бог «Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). Ни одно слово или действие Бога не противоречит другим Его словам или действиям.

Во‑вторых, чтобы ответить на эти вопросы, важно знать, что заступническая молитва – это Божье повеление. Бог повелел нам молиться, и мы можем быть уверены, что при условии соответствия наших молитв определенным требованиям ответы мы обязательно получим. Бог не видит никакого противоречия между свободой воли и божественным ответом на молитву. Когда Бог повелевает нам молиться «за царей и за всех начальствующих», это предполагает скрытую способность оказывать влияние на то, в какую сторону движется человек и как происходят события. Если же это не так, то к чему молиться? Наша обязанность молиться стоит превыше любой дилеммы, относящейся к результатам молитвы.

В‑третьих, мы можем знать волю Божью касательно той молитвы, которую мы Ему приносим. Наша способность познавать волю Божью является основой для всех молитв с верой. Бог может ясно говорить с нами через наши разум и сердце. Библия дает нам четкие указания о том, какова воля Бога во всех сферах нашей жизнедеятельности. В нашем сердце живет и трудится Дух Святой, наставляя нас в воле Божьей (Рим. 8:26,27). Когда мы настойчиво ищем воли Божьей касательно нашей просьбы, Дух Святой просвещает наш разум и убеждает наше сердце. Такая уверенность, данная Богом, приводит нас от молитвы с надеждой к молитве веры.

Когда Бог обременяет чем‑то наши сердца, тем самым побуждая нас постоянно молиться, Он со всей очевидностью собирается ответить на наши молитвы. Однажды Джорджа Мюллера спросили, в самом ли деле он считает, что еще могут покаяться те два человека, за которых он молился более пятидесяти лет. Мюллер ответил: «Вы полагаете, стал бы Бог все это время побуждать меня к молитве за них, если Он не собирался их спасти?» В действительности, оба человека пришли к Богу, один из них – вскоре после смерти Мюллера 3 .

В молитве мы непосредственно имеем дело с Богом, и только на втором плане – с другими людьми. Задача молитвы – достичь слуха Бога. Молитва движет людьми благодаря воздействию Бога на них. Не сама молитва оказывает влияние на людей, а Бог, Которому мы молимся.

Молитва движет той рукой,

Что движет миром,

Чтобы воздействовать на людей, руководитель должен уметь обращаться к Богу так, чтобы растрогать Его, поскольку Бог ясно показал, что Он движет людьми в ответ на молитвы. Если хитроумный Иаков получил у Богу силу «одолевать человеков», то, вне всякого сомнения, любой руководитель, если он следует Божьим принципам молитвы, может получить такую же силу (Быт. 32:28).

Действенная молитва, оказывающая влияние на людей, – это результат правильных взаимоотношений с Богом. Библия достаточно прямо указывает на причины, по которым молитвы остаются без ответа, и каждая из причин связана с отношениями верующего и Бога. Бог не станет отвечать на молитвы, исходящие из личных корыстных целей, или же молитвы, исходящие из нечистых побуждений. Если христианин цепляется за грех, он тем самым мешает Богу его слышать. Менее всего склонен Бог терпеть неверие, главный из грехов, поскольку «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал» (Евр. 11:6). Во всех наших молитвах самым главным мотивом выступает слава Божья.

Великие руководители, о которых повествует Библия, были великими и в молитве. «Они были руководителями не потому, что отличались остротой ума, обладали неистощимыми возможностями, врожденными талантами или были прекрасно воспитаны, но лишь потому, что в их распоряжении, благодаря молитвам, была сила Божья» 4 .

Примечания

1. N. G. Dunning, Samuel Chadwick (London: Hodder & Stoughton, 1934), 19.

2. D. M. McIntyre, The Prayer Life of Our Lord (London: Morgan & Scott, n.d.), 30–31.

3. Джордж Мюллер (1805–1898) был одним из руководителей Плимутского братства, отказавшимся от жалованья, веруя, что Бог, благодаря одной только молитве, восполнит все его нужды. Силой молитвы он основал в Бристоле приют для двух тысяч подростков и в течение семнадцатилетнего мирового турне проповедовал важность молитвы.

Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами -
Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая этим да-
ром, не стоит вообще пытаться писать письма. Вместо того чтобы думать о
себе и о впечатлении, которое вы производите на других, думайте об адре-
сате и его или ее чувствах. Вспомните письма, которые вам было приятно
получать и читать - чаще всего в них много личного, отчего возникает
впечатление, будто автор сидит рядом и болтает с вами. Чтобы создать
волшебное ощущение беседы с помощью письма и избежать фальши, нужно ис-
пользовать определенные приемы. Дальнейшие рекомендации помогут вам от-
разить в письмах вашу индивидуальность.
В личных письмах следует употреблять характерные для вашей речи обо-
роты, а не заменять их на более официальные. Коль скоро ваш сын обычно
использует в разговоре выражения типа "потрясный малый" или "гвоздь про-
граммы...", то покажется неестественным и вычурным, если он напишет
"весьма приятный молодой человек" и "достойное внимания событие дня".

Неполные или сокращенные фразы тоже помогут сделать ваше письмо более
естественным. Если вы обычно говорите: "Не знаю" вместо: "Я этого не
знаю", почему бы вам так и не написать?

Время от времени упоминайте имя человека, которому пишете, это сдела-
ет ваше письмо более дружеским и искренним. Фраза: "Элен, попробуй-ка
угадать, что мы собираемся делать этим летом!", заставит Элен почувство-
вать, что вы действительно думали о ней, когда писали письмо.

Знаки препинания могут добавить вашему письму не меньше содержа-
тельности, разнообразия, живости и колорита, чем интонация рассказчика -
сюжету. Подчеркнутое слово, восклицательный знак в конце фразы или пред-
ложения помогают выделить то, что вы сочтете нужным. Тире, заменяющее
несколько слов, часто выразительнее, чем длинная, пусть даже более гра-
мотно построенная фраза. "Вчера мы ходили на танцы - что за вечеринка!"
- звучит живее, чем: "Мы вчера ходили на танцы, и вечеринка удалась на
славу". Однако не перестарайтесь: несколько тире и восклицательных зна-
ков придадут письму живость, их избыток - быстро наскучит.

Не думайте слишком долго над тем, как именно выразить свою мысль. Ре-
шите, что вы хотите сказать, и напишите об этом как можно быстрее; так
создастся впечатление, что вы действительно беседуете со своим другом.

Наконец, краткий рассказ бесконечно интереснее, чем долгое "пережевы-
вание" одной и той же мысли. Как писал Паскаль: "Это письмо не должно
было быть столь длинным, но у меня не было времени сделать его короче".

Как начать письмо

Люди, сомневающиеся в том, что им удастся заполнить чистый лист бума-
ги, считают, что самое трудное в письме - его начало. Инструкция анг-
лийского профессора, который говорил: "Начните с того, что вы хотите
сказать в начале, продолжайте до тех пор, пока не закончите, а затем ос-
тановитесь", - поможет вам так же, как советы художника, который утверж-
дал, что рисовать очень просто. Для этого нужно лишь "взять немного
краски подходящего цвета и нанести ее в подходящее место". Хотелось бы
надеяться, что приводимые ниже советы окажутся более полезными.
Можете писать письмо от руки или печатать на машинке, однако никогда
не следует начинать его словами: "Я знаю, что мне следовало бы написать
раньше, но писать было просто не о чем", или: "Ты знаешь, как я не люблю
писать письма...". Люди продолжают писать такие слова снова и снова, да-
же не подозревая о том, что тем самым они, по сути дела, выказывают неу-
важительное отношение к тому, кому пишут.
Вместо этого лучше напишите так: "Неужели ты думаешь, что я тебя за-
была? Ты даже представить себе не можешь, сколько раз я собиралась тебе
написать". Или же: "Я много раз начинала тебе писать, но каждый раз,
когда садилась за письмо, полагая, что наконец-то выбрала нужное время и
место, меня обязательно что-нибудь отрывало!"
Плохо, если ответ на письмо откладывается на столь длительный срок,
что его приходится начинать с извинений. Тем не менее, такого рода изви-
нения в начале письма вызывают скорее симпатию, чем раздражение.

Упоминать о ваших общих знакомых, но не распространяться о тех, про
кого ваш адресат даже не слышал, и кто его совершенно не интересует, ес-
ли только этот человек не будет занимать значительное место в вашей жиз-
ни в дальнейшем. Нет смысла писать о Джейн Джонс, которая получила наг-
раду общества садоводов-любителей. Написать же о Джейн Джонс, которая
играет важную роль в вашей жизни, - вполне уместно.

Окончание письма

Покидая дом близкого друга, вы не пытаетесь придумать специальную
фразу на прощание. Это относится и к письмам. В личной корреспонденции
нет необходимости использовать стандартные заключительные фразы ("Иск-
ренне Ваш", "Преданный Вам" и т.д.). Просто напишите свое имя (только
обязательно от руки, если письмо напечатано на машинке): "С любовью, Бе-
той", или "Твой Хэнк" - в зависимости от ваших отношений с адресатом.

Не следует заканчивать письмо словами: "Ну, что ж, думаю, тебе уже
наскучило все это читать", или: "Тебе, наверное, моя писанина уже до
смерти надоела". Не пишите: "На закате горы были великолепны", эта фраза
не вызовет никаких личных ассоциаций у вашего адресата. Однако если вы
добавите: "Они напомнили мне нашу поездку в Колорадо", - это, возможно,
скажет ему о многом.

Письма, которые писать не следует Письма о мрачных предчувствиях

Даже членам своей семьи не стоит без необходимости писать о нес-
частьях и злоключениях. Расстояние лишь усиливает наши переживания по
поводу болезней и неприятностей тех, кого мы любим. Например:

"Моя малютка Бетти ("моя малютка" звучит намного патетичнее, чем
просто "Бетти") вот уже несколько дней плохо себя чувствует. Я смер-
тельно боюсь за нее, вокруг столько случаев мононуклеоза. Врач сказал,
что тревожных симптомов нет, но доктора видят так много тяжелых больных,
что волнение матери они, похоже, всерьез не принимают", и т.д., и т.п.

Или же: "Наступают все более мрачные времена. Я всегда говорила, что
нужно пережить ночь, прежде чем забрезжит рассвет. Запомни мои слова,
ночь еще только наступает".

Такие письма не принесут пользы - они могут лишь взволновать, разоз-
лить или огорчить адресата.

Неразумные письма

Каждый день почта рассылает письма, которые вызвали бы драму, попади
они в чужие руки. Письма, которые не следовало бы писать никогда, про-
должают предъявляться как доказательства на судах, и появление многих из
них ни в каком случае не может быть оправдано. Глупые женщины и неумные
мужчины часто пишут такие вещи, которые для присяжных, к примеру, звучат
не столь невинно, как утверждают сами авторы посланий.

И тем не менее, в письмах к своим близким люди продолжают доверять
чувства и мысли бумаге. Поэтому, если вы еще молоды - или уже не слишком
молоды - и решили написать, скажем, любовное письмо, тогда, по крайней
мере, положите его на ночь под подушку, чтобы утром перечитать и убе-
диться в том, что не сказали там ничего такого, что могло бы быть прев-
ратно истолковано.
Помните: написанное не исчезает. Мысли, бездумно изложенные на бума-
ге, могут существовать сотни лет.

Злые письма

Легкий, игривый тон, который в беседе превращает оскорбление в кол-
кость, практически невозможно передать на бумаге, поэтому сделанное на
словах забавное замечание в письме может не только обидеть, но и оскор-
бить.
Злоба, выраженная в письме, обладает эффектом "застывшей ярости".
Сказанные горькие слова исчезают, когда забыта вызвавшая их причина; на-
писанное - остается навсегда. Родительские наставления вполне имеет
смысл изложить в письменной форме - их всегда нужно помнить и выполнять.
Минутное раздражение, напротив, никогда не следует хранить в памяти. Ро-
дители, у которых вошло в привычку писать детям в раздраженном или при-
дирчивом тоне, вскоре обнаружат, что их письма редко читают.

Одно золотое правило нельзя переоценить: письма, написанные под
сильным эмоциональным воздействием, следует отложить на сутки и перечи-
тать перед отправкой - или, перечитав, без сожаления разорвать их на
мелкие кусочки и вовсе не отправлять.

Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Что это писательское мастерство?

(писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

  1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
  2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
  3. Обширный активный словарный запас.
  4. Грамотность, знание правил русского языка.
  5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
  6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

  1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
  2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
  3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
  4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
  5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

Книги и учебники

Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

  • Стивен Кинг «Как писать книги»
  • Юрий Никитин «Как стать писателем»
  • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
  • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

Цитаты писателей об авторском мастерстве

Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.