Русские композиторы первой половины 19 века презентация. Презентация на тему "Русские композиторы XIX века"

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим изменилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.




Цитата М. И. Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». Цитата о М. И. Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский Михаил Иванович Глинка




Опера «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года на сцене Большого Петербургского (Каменного) театра (Мариинский театр) дано первое представление оперы М. И. Глинки. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). На первой премьере присутствовал император Николай I. Кукольник Нестор Васильевич, русский прозаик, поэт и драматург первой половины XIX века вспоминал: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины. Даже сам царь прослезился…». Здесь все было ново: национальный склад музыки и типов, своеобразность художественных задач, оригинальность их выполнения… Нестор Кукольник портет работы Карла Брюллова, 1836














Опера «Руслан и Людмила» по одноименной поэме А. С. Пушкина с сохранением стихов подлинника. « Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский … На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей « Руслан и Людмила », сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение ». М. Глинка Увертюра к опере « Руслан и Людмила » слушать Титульный лист издания поэмы « Руслан и Людмила ».




Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим. Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Опера «Руслан и Людмила»






Н. Н. Ге «Бой Руслана с головой» картина 19 в. из коллекции иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина в собрании Музея-заповедника "Михайловское"




« Литературное наследие» М. И. Глинки собрано в двух томах под редакцией В. М. Богданова- Березовского в гг. и включает письма, документы, автобиографические и творческие материалы великого русского композитора … Л итературное наследие М. И. Глинки


Полное собрание сочинений М. И. Глинки включает: Литературные произведения, написанные великим композитором, деловые бумаги, а также переписку. Издание вышло в Москве в гг. Т. 2 (Б) : Литературные произведения и переписка / подгот. тома А. С. Розанов, с. : ил., муз. произведения, порт., рис. Т. 2 (А) : Литературные произведения и переписка / сост.: А. С. Ляпунова, А. С. Розанов с. : ил. Т. 1: Литературные произведения и переписка / сост. А. С. Ляпунова с. : ил., муз. пр. - Указ.: с Нотогр.: с « Литературное наследие» М. И. Глинки





Петрушанская Е. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества. – М. : Классика – ХХI, – 445 с. : ил. Патриарх русской музыкальной культуры Михаил Глинка в довольно неожиданной ипостаси «русского европейца» именно под таким углом зрения он рассматривается в настоящей монографии, написанной старшим научным сотрудником Российского института искусствознания Еленой Петрушанской. Настоящее исследование проводилось с использованием ранее недоступных источников, хранящихся в итальянских архивах. Издание снабжено нотными примерами и уникальными иллюстрациями.


Бородин Александр Порфирьевич Цитата о А. П. Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой» В. В. Стасов


Александр Порфирьевич Бородин (), один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. А. П. Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей- музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.


«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт- Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (), Модест Петрович Мусоргский (), Александр Порфирьевич Бородин (), Николай Андреевич Римский- Корсаков () и Цезарь Антонович Кюи (). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь» А. П. Бородина «Могучая кучка» – союз русских композиторов XIX века


Центральное место в творчестве А. П. Бородина занимает опера «Князь Игорь» (), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Опера «Князь Игорь»


Песня невольниц из оперы « Князь Игорь » Либретто оперы «Князь Игорь» было написано самим композитором в соавторстве с В. В. Стасовым на основе сюжета «Слово о полку Игореве». Чтобы оценить качество либретто, в котором необходимо и чуткое отношение к древнерусскому первоисточнику, и художественная интерпретация, и согласованность музыки слова и музыки вокально- инструментальной, достаточно вспомнить хотя бы строки хора невольниц, вместе с прекрасной мелодией: « Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон, Там под говор моря Дремлют горы в облаках; Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых, И сладкий виноград растет. Там тебе привольней, песня, Ты туда и улетай...»






Бородин, А. П. «О музыке и музыкантах»: из писем композитора. – Москва: Госмузиздат, – 126 с. Репин И. Е. Портрет А. П. Бородина – композитора и ученого


Бородин, А. П. «О музыке и музыкантах»: из писем композитора / сост. В. А. Киселев. – Москва: Госмузиздат, – 126 с. От составителя Многочисленные письма А. П. Бородина были собраны, прокомментированы и изданы в четырех томах под редакцией С. А. Дианина. По их содержанию можно представить картину богато насыщенной жизни композитора – непрестанное горение и желание помочь любому, обратившемуся к нему за помощью … В письмах А. П. Бородина часто, наряду с сугубо бытовыми сообщениями проскальзывают фразы, освещающие его музыкально-творческую деятельность. Он много общался с композиторами, исполнителями, и с таким выдающимся критиком, как В. В. Стасов, чьи оценки музыкальных произведений, всегда яркие, совершенно объективные, свидетельствуют о наличии собственного мнения, свободного от какого то ни было влияния. В представленной книге собраны высказывания А. П. Бородина в письмах о собственном творчестве, о музыкальной жизни Петербурга второй половины XIX века, о встречах с Ф. Листом и многое другое …

Презентация поможет узнать больше о композиторах.


«русские композиторы»

РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

Подготовила: Козырева С.В.

МБОУ Новомихайловской СОШ


Моде́ст Петро́вич Му́соргский

русский композитор, автор знаменитых опер на темы русской истории. Известность ему доставила опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. в 1874 г. и признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым . В Москве «Борис Годунов» поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г.

(1839-1881)


Пётр Ильи́ч Чайко́вский

русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений. Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы - А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте.

(1840-1893)


Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков

русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра - «Испанское каприччио» (1887) и симфоническая сюита «Шехерезада» (1888). Сущес твенное место в творческом наследии Римского- Корсакова занимает кам ерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».

(1844-1908)


Александр Николаевич Скрябин

русский композитор, пианист, педагог. Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Главные произведения: Симфония № 3 «Божественная Поэма», « Поэма Экстаза», «Поэма Огня» («Прометей»), концерт для фортепиано с оркестром, мазурки, прелюдии, нокт юрны .

(1872-1915)


Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов

великий русский композитор, пианист и дирижёр. Крупнейший композитор конца XIX - начала XX в.в., Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки), и создал новый национальный стиль, оказавший впоследствии значительное влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Крупнейший пианист мира, Рахманинов утвер дил мировой приоритет русской пиан истической школы и её эстетик о-художественных принципов.

(1873-1943)


Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич

русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира. Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты - в каждом из них он написал по 15 произведений. Среди самых популярных симфоний - Пятая и Восьмая, среди квартетов - Восьмой и Пятнадцатый.

(1906-1975)

Просмотр содержимого презентации
«зарубежные композиторы»


ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ

Подготовила: Козырева С.В.

учитель музыки первой квалификационной категории

МБОУ Новомихайловской СОШ


Анто́нио Вива́льди

(1678-1741)

итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди. Одно из самых известных произведений - цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года» - ранний образец программной симфонической музыки. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие).


Иога́нн Себастья́н Бах

(1685-1750 )

XX веке.

немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Его имя регулярно упоминается в списках наиболее известных композиторов мира. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах - мастер полифонии. После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в

XX веке.


Во́льфганг Амаде́й Мо́царт

(1756-1791)

видный представитель Венской классической школы композиции. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт написал 68 духовных произведений, 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.


Лю́двиг ван Бетхо́вен

(1770-1827)

великий немецкий композитор, дирижёр и пианист. Бетховен - автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 («Патетическая»), 14 («Лунная»), соната №21 («Аврора»).


Никколо́ Пагани́ни

итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII-XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства. Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить.

(1782-1840)


Франц Петер Шуберт

австрийский композитор, один из крупнейших представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.). Франц Шуберт, немецкий композитор, прожил всего 31 год, но написал более 600 песен, много прекрасных симфоний и сонат, большое количест­во хоров и камерной музыки. Он трудился очень напряженно.

(1797-1828)


Фе́ликс Мендельсо́н

немецкий композитор и дирижёр, один из крупнейших представителей романтического направления в музыке, автор знаменитого свадебного марша. Стиль композитора отличают филигранная техника, красота и грациозность, ясность изложения. За светлый и жизнерадостный характер музыки Шуман назвал Мендельсона «Моцартом XIX века». Велики заслуги Мендельсона и в качестве дирижёра.

(1809-1847)


Фредерик Шопен

польский композитор и пианист, долгое время живший во Франции. Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

( 1810-1849 )


Ро́берт Шу́ман

немецкий композитор и пианист. Один из самых известных композиторов первой половины XIX века, представлявших направление романтизма. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона. Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу

(1810-1856)


Ференц (Франц) Лист

композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Слайд 2

Пётр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) родился в семье горного инженера. Мать будущего композитора хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у мальчика рано. В пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь уже читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

Слайд 3

По настоянию родителей Чайковский поступил в училище правоведения и после его окончания служил в Министерстве юстиции. Однако тяга к музыке оказалось сильнее. Чайковский окончил в Петербурге консерваторию с серебряной медалью, позднее преподавал в Московской консерватории, сочинял музыку, дирижировал.

Слайд 4

Музыка для детей

Чайковский написал немало музыкальных произведений для детей - «Детский альбом», в который вошли «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Игра в лошадки», фортепианный цикл «Времена года», в котором композитор с любовью рисует картинки русской природы.

Слайд 5

Балет Чайковского

Сказочный мир оживает в балетах Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» (по сказке Шарля Перро) и «Щелкунчик» (по сказке Гофмана). Балет «Лебединое озеро» был впервые поставлен в 1877 г. в Москве, в Большом театре. В основу была положена старинная легенда о девушках, превращенных в лебедей. Основная тема балета - испытание верности. Музыка впервые в истории балета перестала быть просто аккомпанементом танца. Ее можно слушать, не видя самого балета, хотя в сочетании с красивыми движениями танцоров и красочными декорациями, она становится еще более волнующей.

Слайд 6

Многие сочинения композитора написаны на сюжеты произведений русских писателей: оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» (А.С. Пушкин), «Черевички» (Н. В. Гоголь).

Слайд 7

И по сей день Чайковский считается самым известным в мире русским композитором. Его симфонии, концерты и музыкальные пьесы для разных инструментов (фортепиано, скрипка и виолончель), песни и романсы звучат в концертных залах разных стран.

Слайд 8

Последний концерт великого композитора состоялся 16 октября 1893, он дирижировал на премьере своей Шестой симфонии, а через девять дней Чайковский скончался в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре. После смерти композитора в его бывшем доме в Клину открылся музей, который работает и в настоящее время.

Слайд 9

Кабинет-гостиная дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Фотография конца 20 века.

Слайд 10

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Будущий композитор родился в семье смоленских помещиков. Его детство прошло в деревне, где он полюбил русские народные песни и веселые пляски. В имении дяди Глинки был свой домашний оркестр из крепостных (по тем временам большая редкость). У одного из скрипачей оркестра Михаил начал брать уроки музыки, позднее стал заниматься на фортепиано с гувернанткой.

Слайд 11

Глинка писал музыку в самых разных жанрах. Это и симфоническая музыка, и камерная, и оперная, и романсовая. Сколько у него чудесных романсов, написанных на стихи русских поэтов. Особенно хороши его романсы на стихи Пушкина. Глинка - создатель русской национальной оперы. Его народная музыкальная драма «Иван Сусанин» (опера «Жизнь за царя»), рассказывающая о героическом подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина, открыла новую страницу в мировой музыкальной классике.

Слайд 12

С Глинки начался расцвет русской музыки. Недаром Глинку в музыке сравнивают с Пушкиным в поэзии. А мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» Глинки, некоторое время (в 1993-2001 гг.) служила государственным гимном России.

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Иоганн Штраус (1825-1899) Знаменитый австрийский композитор, дирижер. Родился 25 октября 1825 года в Вене. Отцом Иоганна был известный композитор Иоганн Штраус. В семье Штраус было семь сыновей, все из которых впоследствии стали музыкантами. Биография Штрауса в детстве была далека от музыки. Отец запрещал Иоганну играть, не желая видеть будущее мальчика в музыкальном направлении. Официально учась в Политехническом училище, будущий композитор Штраус обучается музыке втайне от родителей. Лишь после ухода отца в другую семью Иоганн, не скрываясь, берет уроки. В 1844 в биографии Иоганна Штрауса было получено право дирижировать в венском магистрате. Иоганн организовал небольшой оркестр, играющий его произведения. Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, увидевшую в композиторе конкурента отцу. С этого момента между отцом и сыном зародилась жесткая борьба. Штраус старший, пользуясь своими связями, как мог ограничивал круг выступлений сына. А сам тем временем продолжал играть на светских мероприятиях. Возможно, он опасался, что сын окажется куда лучший музыкантом. Наряду с этим происходит бракоразводный процесс между родителями, в котором отец оставляет семью практически нищей. Но неожиданно в 1849 году отец Иоганна умирает. После этого оркестр отца без оговорок присоединяется к оркестру сына. Музыка Иоганна Штрауса настолько полюбилась публике, что его стали приглашать на все концерты и балы.

Cлайд 2

КОМПОЗИТОРЫ XIX ВЕКА Рихард Вагнер 1813-1883 П. И. Чайковский 1840-1865 Жак Оффенбах 1819–1880 Мануель Де Фалья 1876-1946 Иоганн Штраус 1825-1899 Карл Орф 1895-1982

Cлайд 3

Карл Орф (1895-1982) Немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург (10.07.1895 – 29.03.1982). В 1913-14 учился композиции в мюнхенской Академии музыкального искусства, совершенствовался у Г. Каминского. Работал капельмейстером драматического театра Мюнхена, позднее выступал как дирижёр в концертах. В 1924 участвовал в организации школы гимнастики, музыки и танца в Мюнхене. К середине 30-х гг. проявил себя самобытным композитором в музыкальном театре. Орф приобрёл широкую известность как автор крупных сценических произведений синтетического плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии, пантомимы и своеобразный, оригинально трактованный оркестр с преобладанием ударных инструментов. Сочинения Орфа дают новую интерпретацию пьес Софокла ("Антигона", 1947-48; "Царь Эдип", 1957-58), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1962), Эсхила ("Прометей", 1963-67) или являются переработкой сюжетов сказок ("Луна", 1937-38; "Умница", 1941-42; "Хитрецы", 1945-52), исторических хроник, мистерий (всего свыше 15). Как педагог Орф разработал систему музыкального воспитания, основанную на коллективном музицировании детей. Составил собрание учебных пьес (т. 1-5, 1951-55, совместно с Г. Кетман), включающее хоры, инструментальные пьесы для различных составов, театр. сценки и т.д. В 1962 в Зальцбурге открыт "Институт Орфа" (отделение высшей школы музыки и театра "Моцартеум", руководители – австрийские педагоги В. Келлер и Г. Регнер), осуществляющий работу с детьми и подготовку педагогических кадров в международном масштабе. Система Орфа получила распространение во многих странах мира.

Cлайд 4

Мануэль де Фалья (1876-1946) Испанский композитор. Первые уроки музыки получил у своей матери - пианистки. Затем образование продолжал в Мадридской консерватории у Х. Траго (фортепьяно) и Ф. Педреля (композиция). Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905 году его двухактная опера "Жизнь коротка" получила премию испанской Академии изящных искусств. В 1907 году Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки), а также с И. Альбенисом. Переработанная опера Фальи "Жизнь коротка" была с успехом поставлена в 1913 году в Ницце. В начале 1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы он написал балеты "Коррехидор и мельничиха" по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским балетом Дягилева под названием "Треуголка") и "Любовь-волшебница" (поставлен в 1915 году в Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит. В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром "Ночи в садах Испании" (1909 - 1915), имеющее подзаголовок "Симфонические впечатления".

Cлайд 5

Жак Оффенбах (1819–1880) ОФФЕНБАХ ЖАК немецко-французский композитор. Родился 21 июня 1819 в Кёльне в еврейской семье; отец композитора был кантором местной синагоги. Мальчик рано проявил музыкальные способности (он играл на виолончели), и в 1833 отец привез его в Париж – тогдашнюю музыкальную столицу Европы. Недолго проучившись в Парижской консерватории, юный Оффенбах начал вести жизнь свободного художника – композитора и исполнителя. Первый успех принесла ему концертная поездка в Англию: там он играл перед королевой Викторией и принцем Альбертом. В 1860 он стал гражданином Франции, а в 1862 был награжден орденом Почетного легиона. В течение семи лет (1848–1855) Оффенбах был музыкальным руководителем театра «Комеди Франсез», но в 1855 оставил этот пост и открыл собственный театр – «Буфф-Паризьен». Одноактная оперетта Двое слепых (Les Deux Aveugles, 1855) мгновенно стала «гвоздем сезона», и дела Оффенбаха быстро пошли в гору. В течение следующей четверти века он показал более 90 своих произведений, причем, как правило, довольно масштабных, и стал самым популярным автором оперетт во всей Европе, особенно в Англии и Австрии.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

П. И. Чайковский (1840-1865) Петр Ильич Чайковский родился в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню. И в Воткинске и позднее, в Петербурге, во время обучения в Училище правоведения, Чайковский много занимался музыкой, но особо выдающегося дарования тогда не проявлял. После училища началась служба в министерстве юстиции, и в это же время влечение к музыке становится все более сильным. Осознавая свою одаренность, Чайковский вместе с тем знал и недостатки своего характера. Он пишет своей сестре: "...Я боюсь только за бесхарактерность, пожалуй лень возьмет свое, и я не выдержу; если же напротив, то обещаюсь тебе сделаться чем-нибудь. Ты знаешь, что во мне есть силы и способности,- но я болен той болезнью, которая называется обломовщиною, и если я не восторжествую над нею, то, конечно, легко могу погибнуть. К счастью, время еще не совсем ушло...". Чайковский переборол себя, в 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию и за несколько лет стал всесторонне образованным музыкантом. Учеба была сопряжена с материальными трудностями, так как его отец в это время потерял все свое состояние. Большую роль в обучении Чайковского сыграл Антон Григорьевич Рубинштейн - прославленный пианист, композитор, директор консерватории.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Мануэль де Фалья (1876-1946) Испанский композитор. Первые уроки музыки получил у своей матери - пианистки. Затем образование продолжал в Мадридской консерватории у Х. Траго (фортепьяно) и Ф. Педреля (композиция). Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905 году его двухактная опера "Жизнь коротка" получила премию испанской Академии изящных искусств. В 1907 году Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки), а также с И. Альбенисом. Переработанная опера Фальи "Жизнь коротка" была с успехом поставлена в 1913 году в Ницце. В начале 1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы он написал балеты "Коррехидор и мельничиха" по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским балетом Дягилева под названием "Треуголка") и "Любовь-волшебница" (поставлен в 1915 году в Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит. В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром "Ночи в садах Испании" (1909 - 1915), имеющее подзаголовок "Симфонические впечатления".

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Карл Орф (1895-1982) Немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург (10.07.1895 – 29.03.1982). В 1913-14 учился композиции в мюнхенской Академии музыкального искусства, совершенствовался у Г. Каминского. Работал капельмейстером драматического театра Мюнхена, позднее выступал как дирижёр в концертах. В 1924 участвовал в организации школы гимнастики, музыки и танца в Мюнхене. К середине 30-х гг. проявил себя самобытным композитором в музыкальном театре. Орф приобрёл широкую известность как автор крупных сценических произведений синтетического плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии, пантомимы и своеобразный, оригинально трактованный оркестр с преобладанием ударных инструментов. Сочинения Орфа дают новую интерпретацию пьес Софокла ("Антигона", 1947-48; "Царь Эдип", 1957-58), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1962), Эсхила ("Прометей", 1963-67) или являются переработкой сюжетов сказок ("Луна", 1937-38; "Умница", 1941-42; "Хитрецы", 1945-52), исторических хроник, мистерий (всего свыше 15). Как педагог Орф разработал систему музыкального воспитания, основанную на коллективном музицировании детей. Составил собрание учебных пьес (т. 1-5, 1951-55, совместно с Г. Кетман), включающее хоры, инструментальные пьесы для различных составов, театр. сценки и т.д. В 1962 в Зальцбурге открыт "Институт Орфа" (отделение высшей школы музыки и театра "Моцартеум", руководители – австрийские педагоги В. Келлер и Г. Регнер), осуществляющий работу с детьми и подготовку педагогических кадров в международном масштабе. Система Орфа получила распространение во многих странах мира.