Самоанализ открытого занятия по фэмп «лесные жители зимой. Самоанализ оод по фэмп в средней группе Самоанализ занятия по фэмп письмо из простоквашино

Данный методический материал может быть использован педагогами ДОУ в качестве алгоритма анализа НОД с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Он будет способствовать развитию методической грамотности педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Образовательная область «Познавательное развитие»

информационная и технологическая карты

непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП

в подготовительной к школе группе

«В гостях у сказки»

(ознакомление с площадью фигур)

Воспитатель 1 квалификационной категории

г. Югорск,

2014 г.

Аннотация

Представленная методическая разработка носит практико-ориентированный и познавательный характер и включает в себя информационную карту непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «В гостях у сказки» (ознакомление с площадью фигур) с детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Познавательное развитие» в рамках программы Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, второй год обучения» с использованием рабочей тетради для детей 6-7 лет «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2» под редакцией Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной издательства «ЮВЕНТА», технологическую карту НОД, мультимедийную презентацию и приложение.

В основе реализации НОД лежат: педагогическая технология развивающего обучения, информационно-коммуникативная технология, технология портфолио, технология исследовательского обучения (частично), технология ТРИЗ (частично) и здоровьесберегающая технология. При организации детской деятельности по формированию представления о площади фигур активно используются игровой. проблемно-поисковый, эвристический методы, позволяющие воспитанникам развивать воображение, проявлять инициативу и самостоятельность, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивая тем самым целевые ориентиры, определённые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Использование мультимедиа позволяет активизировать внимание, разнообразить познавательную и игровую деятельность и способствует укреплению здоровья воспитанников.

Предлагаемая методическая разработка может быть использована специалистами дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста Л. Г. Петерсон, и родителями.

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………. 4

2. Информационная карта непосредственно образовательной деятельности…………. 5 – 17

3. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности………….. 18 – 30

4. Литература………………………………………………………………………………. 31

5. Приложение

Информационная карта непосредственно образовательной деятельности

По формированию элементарных математических представлений

детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Мы живём в мире чисел и формул, в мире, где всё определяется количеством и поддаётся исчислению. Поэтому без хорошего знания математики сегодня очень сложно обойтись.

Нередко математический склад ума и отличное развитие логики являются залогом построения успешной карьеры. Причём базовые знания, умения и навыки по математике закладываются с детства.

На изучении математики делают акцент многие современные школы развития, разрабатываются различные продуктивные методики и программы обучения этой точной науке. Одной из таких прогрессивных программ является программа Л.Г. Петерсон, на базе которой построена данная непосредственно образовательная деятельность.

В ходе её реализации воспитанники самостоятельно открывают новые знания, приобретают важные общеучебные умения, которые будут необходимы им как для успешной учёбы в будущем, так и в повседневной жизни, а именно: умение делать выбор, ставить цель и достигать её, выдвигать гипотезы и обосновывать их, работать с информацией, проявлять волевые качества, любознательность, способность к принятию собственных решений. Одним словом, у воспитанников развиваются те целевые ориентиры, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Истина в ходе реализации представленной непосредственно образовательной деятельности рождается в результате совместного обсуждения, созидательной и исследовательской работы, которая воспитывает личность.

Тема НОД: «В гостях у сказки» (ознакомление с площадью фигур).

Цель НОД:

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о площади фигур;

Сформировать умение сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью условной мерки;

Закрепить вычислительные навыки в пределах 8;

Закрепить состав числа 8.

Развивающие:

Развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;

Развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;

Активизировать словарь математическими терминами и понятиями (площадь, наложение);

Развивать внимание;

Развивать навыки само- и взаимоконтроля;

Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

Развивать интерес к двигательной активности с музыкальным сопровождением;

Развивать интерес к творчеству писателя А.Н. Толстого.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в работе;

Воспитывать умение, работая в коллективе, решать общие задачи;

Воспитывать желание заботиться о своём здоровье и активно применять принципы и методы ЗОЖ в игровой деятельности и повседневной жизни.

Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное.

Тип НОД: формирование новых знаний.

Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями;

Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

Форма проведения НОД: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы:

- словесный, наглядный, игровой, ТРИЗ, эмоциональный, познавательный, социальный, самоконтроля, взаимоконтроля, парного контроля, проблемно-поисковый, познавательный, эвристический (метод открытий);

Логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия, ситуации столкновения мнений, ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха, выполнение заданий на смекалку, побуждение к поиску альтернативных решений.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, ТРИЗ (частично), здоровьесьеберегающая, развивающего обучения, исследовательская (частично), портфолио.

Предварительная работа: знакомство с творчеством писателя А.Н. Толстого посредством чтения произведения «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: авторская мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение НОД на электронном носителе (музыка А. Рыбникова из к/ф «Приключения Буратино», песня «Автобус» Е. Железновой); магнитофон; картонные ключики разного цвета и размера на отдельном столе; крупные цифры 1-8, прикреплённые к подушкам – думочкам, лежащим на ковре; ширма «В гостях у сказки»; атрибуты восьми персонажей сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; золотой ключик.

Раздаточный: рабочие тетради Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»; простые и цветные карандаши; «математические билеты» - картонные карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 8; резиновые тренажёры для рук.

Группа: подготовительная.

Количество участников: 16 (по 8 в каждой подгруппе).

Время реализации: 30 минут.

Место реализации: музыкально-спортивный зал.

№ п/п

Этап

Оборудование

Слайд

Психологического настроя,

0,5 мин.

Педагог с воспитанниками заходит в зал, останавливается на ковре. Обращаясь к воспитанникам:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я!

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

Вводно-организационный,

1,5 мин.

Ребята, мы с вами очень часто путешествуем по увлекательной стране Математике. И сегодня нас ждёт Город Сказок, где на площади имени писателя А.Н. Толстого мы встретимся с героями его сказки…(«Золотой Ключик, или Приключения Буратино» ).

До города мы поедем на поезде, а потом до площади ещё и на автобусе. Но, чтобы попасть на поезд, вам нужно получить математический билет, решить его и сесть на ковре около той цифры, которая получится в ответе. Запомните свою цифру, она вам пригодится в течение всего сегодняшнего путешествия. (Воспитанники вытягивают билеты с примерами, решают их и занимают свои места на подушках – думочках с соответствующими цифрами; педагог собирает билеты).

карточки-билеты с примерами на сложение и вычитание в пределах 8,

подушки -думочки на ковре с цифрами 1-8

Основной,

26 мин.

Закрепление знаний о составе числа 8,

5 мин.

Вот и наш состав. У каждого поезда должен быть свой номер. Интересно, какой же номер у нашего поезда? Сейчас я загадаю число от 1 до 10, а вы с помощью наводящих вопросов попробуете его отгадать. Это число и будет номером нашего поезда (с помощью технологии ТРИЗ, воспитанники определяют, что номер поезда - 8). .

Цифра 8 показывает, что в каждом вагоне должно ехать по 8 пассажиров, а в нашем поезде вагончики не заполнены. Давайте подскажем, сколько пассажиров нужно подсадить в каждый вагончик, чтобы их стало 8. (Воспитанники выполняют задание, из паровоза начинает идти дым).

Внимание! Наш поезд трогается! А пока он будет в пути, мы закрепим, как же можно получить число 8, поиграв в математическую игру в наших тетрадях. Прошу всех сесть на свои стульчики и открыть тетрадь по закладке, ведь игра вас ждёт именно там. (Воспитанники садятся, а педагог закрывает изображение поезда на экране).

Не забывайте правило:

Чтоб уметь писать красиво, надо правильно сидеть,

На пол ровно ножки ставить, головою не вертеть!

Проверь рукою расстоянье от парты до своей груди,

Склони головку чуть-чуть набок, тетрадку верно положи! .

(задание № 5, стр. 45). .

Найдите поезд, обведённый в красную рамочку. На нём тоже нарисовано 8 точек. Заселите вагончики нужными цифрами так, чтобы в каждом получилось число 8. (Воспитанники выполняют задание; педагог открывает изображение поезда).

А теперь, глядя на наш поезд, проверьте, не нарушил ли кто правила игры. Если вы правила не нарушили, поставьте около вашего поезда «+», а если ошиблись, « - « (самоконтроль).

проектор,

компьютер,

экран,

презентация,

рабочие тетради по математике

Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»,

Физминутка,

2 мин.

Наш поезд прибыл на вокзал, мы пересаживаемся в автобус, который довезёт нас до площади имени А.Н. Толстого. Становитесь на ковёр в кружок, мы отправляемся в путь! (Имитация движений по тексту песни «Автобус», муз. Е. Железновой; далее воспитанники садятся на ковёр возле своей цифры). .

магнитофон, флэшка с записью песни Е. Железновой «Автобус»

3 мин.

Вот мы и добрались до площади!

Знаком ли вам этот деревянный человечек? (Это Буратино).

А эта девочка с голубыми волосами? (Это Мальвина).

У них сегодня проходит урок математики, Мальвина учит Буратино красиво писать цифру 8, но, о, ужас, на его листе бумаги появляются две кляксы – одна синяя, а другая - красная.

Как вы думаете, какая клякса занимает больше места на листе бумаги? (Синяя клякса занимает больше места на листе бумаги).

А как можно это проверить? (Надо наложить красную кляксу на синюю).

Этот способ называется способом наложения, он вам уже известен и лежит в вашем математическом портфолио. Действительно, вы правы, красная клякса стала частью синей, значит, она меньше.

Послушайте внимательно, что вам скажет умница Мальвина: « Свойство фигуры, которое показывает, сколько места она занимает на листе, называется «площадью». Смотрите, как интересно, прямо как площадь имени А.Н. Толстого!

Повторите хором это слово – «площадь». (Хором и индивидуально).

А теперь ответьте мне правильным математическим языком: «Площадь какой кляксы больше? Меньше?» (Площадь синей кляксы больше, площадь красной кляксы меньше).

проектор,

компьютер,

экран,

презентация,

подушки – думочки на ковре

2 мин.

Давайте попробуем способом наложения сравнить площади других фигур. Мальчики остаются на местах, они будут контролёрами, девочки подходят к столу, берут два ключика любого цвета, накладывают их друг на друга, определяют, площадь какого ключика больше, а какого меньше, рассказывают об этом мальчикам, а мальчики проверяют правильность выполнения. Потом контролёрами будут девочки (например, «Площадь красного ключика больше, площадь зелёного ключика меньше» Взаимоконтроль).

картонные ключики разных цветов и размеров

Точечный массаж,

1 мин.

А перед тем, как поиграть ещё в одну математическую игру, мы сделаем точечный массаж, чтобы хорошо мыслить. Тщательно массируем те точки, на которые я буду показывать.

* Здесь живёт Хмурилка (массаж переносицы);

* Здесь живёт Дразнилка (массаж крыльев носа);

* Здесь живёт Смешилка (массаж подбородка);

* Здесь живёт Страшидка (массаж мочек ушей);

* Это носик - Бибка (массаж кончика носа),

* Где твоя улыбка? (массаж уголков рта). .

4 мин.

Мальвина написала письмо героям нашей сказки, в котором рассказала, какие подарки она им приготовила, и положила письмо вот в этот конверт. «Посчитай, Буратино, - попросила Мальвина, - сколько всего четырёхугольников в моём конверте?» Буратино сразу ответил, что 2. Вы с ним согласны? (Нет, не согласны). Тогда посчитайте сами (Выслушиваются все мнения, в итоге приходят к общему, что в конверте 6 четырёхугольников).

А теперь помогите Буратино среди всех шести четырёхугольников найти самый большой по площади? (Это сам конверт).

Давайте проверим это способом наложения. (Посредством мультимедиа на большой конверт накладываются составляющие детали, и делается вывод о том, что все они являются частью самого конверта, следовательно, он самый большой четырёхугольник по площади). .

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

Гимнастика для глаз,

2 мин.

Перед тем, как узнать, о каких подарках написала в письме Мальвина, давайте сделаем гимнастику для глаз, потому что они у вас уже устали, а зрение нужно беречь. Сядьте поудобней и, не отрывая глаз, следите за двигающимися геометрическими фигурками. .

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

6 - 11

2 мин.

Вскрываем конверт? Оказывается, Мальвина связала тёплые коврики для Пьеро, черепахи Тортиллы и пуделя Артемона, ведь на улице холодно, т.к. наступила… (зима) . Давайте попробуем определить, чей коврик больше по площади. Сможем мы это сделать способом наложения, как делами с кляксами, ключиками и конвертом? (Нет, потому что коврики разные по длине и ширине). Как нам решить эту проблему ?

(Выслушиваются все мнения детей, в итоге делается вывод: каждый коврик состоит из квадратиков, и если мы их сосчитаем, то по их количеству узнаем, площадь какого коврика больше). Главное условие – квадратики должны быть одинаковые по размеру. Этот способ измерения площади называется «измерение с помощью условной мерки». (Дети определяют, что самая большая площадь у коврика Пьеро, а самая маленькая – у коврика Тортиллы). .

Ребята, это новый способ измерения фигур, и его пока нет в вашем математическом портфолио . В портфолио уже хранятся карточки по измерению размера, длины и ширины фигур способами наложения и приложения, которые вы сделали на аппликации. А сегодня я вам раздам вот такие готовые математические коврики, которыми вы тоже пополните своё портфолио. Они будут напоминать о способе измерения фигур с помощью условной мерки.

А сейчас эти коврики помогут вам справиться с другой математической игрой.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация,

картонные коврики, разделённые на квадратики – «условные мерки»

(по количеству детей)

для пополнения портфолио

5 мин.

(1 мин. + 4 мин.)

Но сначала сядем за столы и сделаем гимнастику для пальчиков с помощью тренажёров.

* катание тренажёра по ладони продольными и круговыми движениями;

* катание тренажёра по тыльной стороне продольными и круговыми движениями;

* катание тренажёра по каждому пальцу от корней до кончиков;

* катание тренажёра по столу правой и левой рукой.

(задание № 2, стр. 44). .

В этой игре фигуры тоже состоят из одинаковых квадратиков. Вам нужно закрасить одним цветом фигуры, равные по площади так, как это показано на образце с зелёными фигурами. Я предлагаю вам взять простой карандаш, посчитать все квадратики в каждой фигуре, написать рядом с фигурой цифру, соответствующую площади, а потом закрасить одним цветом фигуры, у которых цифры будут совпадать.

А теперь поменялись тетрадями со своим соседом и проверили, выполнил ли он правила игры. Если да, вы ставите ему « +», а если нет, то «-« (Парный контроль).

резиновые тренажёры для рук,

рабочие тетради по математике Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»,

простые карандаши, цветные карандаши

2 мин.

Молодцы, выходите на ковёр.

Понравилось ли вам в Городе Сказок?

На площади имени какого писателя мы с вами сегодня побывали?

С каким новым свойством помогли нам познакомиться герои его сказки? Что мы с вами научились измерять?

Каким способом мы сравнивали площади клякс и ключиков? А площади ковриков?

Чем вы пополнили сегодня своё математическое портфолио ?

Как вам может помочь в повседневной жизни новый математический коврик из портфолио?

Кто-то из вас не понял материал? Кому было трудно?

С кем нужно дополнительно поиграть в математические игры по измерению площади?

Что вам понравилось в путешествии больше всего?

Помог ли вам наш волшебный экран?

Если помог, то чем?

В следующий раз нас ждёт не менее увлекательное приключение - мы будем работать с зеркалами и познакомимся с другими произведениями А.Н. Толстого, а сегодня Мальвина и я хотим сказать, что вы все большие молодцы!

* Вы все молодцы, вы все удальцы,

Про площадь никто не забудет!

И пусть на года любимой всегда

Для вас математика будет!

Она и серьёзна, она и трудна,

Но если чуть-чуть постараться,

То можно и в ней играть и шутить,

Ребята, а хотите ненадолго сами превратиться в героев сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»? Тогда… «крекс – пекс – фекс!» (в руках у педагога появляется золотой ключик). Я ведь тоже немного волшебница… У меня есть своя потайная дверка. (Включается музыка А. Рыбникова из к/ф «Буратино», дети открывают ключиком «волшебную дверь» на ширме, достают костюмы героев и переодеваются в них. Непосредственно образовательная деятельность трансформируется в свободную театрализованную деятельность в группе). .

проектор,

компьютер,

экран,

презентация,

магнитофон,

флэшка с записью песни А. Рыбникова из к/ф «Приключения Буратино», золотой ключик, ширма,

костюмы героев сказки «Золотой ключик»

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

По формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у сказки» (ознакомление с площадью фигур)

Цель НОД: формирование представления о площади фигур через интеграцию различных видов детской деятельности.

Этап,

хронометраж

Цель

Реализуемые задачи

Форма работы

Интегрируемые образовательные области

(ФГОС ДО)

Планируемый результат

Формируемые целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

Используемые

пед. технологии

Методы и приёмы

Виды детской деятельности

1. Психологического настроя,

0,5 мин.

Создание положительной эмоциональной направленности, интригующего начала, обеспечение психологической готовности к общению.

Настроить детей на общение.

Создать положительную

эмоциональную атмосферу в группе.

фронтальная

групповая

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое

развитие»

Дети готовы к совместной игровой и познаватель-ной деятельности.

Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

ИКТ

словесный

наглядный

эмоциональный

восприятие худ. литературы,

коммуникативная

2. Вводно-организационный,

1,5 мин.

Повышение уровня учебной мотивации.

Активизировать мотивацию на предстоящую совместную игровую и познавательную деятельность.

Активизировать память и интерес к творчеству А.Н. Толстого.

фронтальная

групповая

индивидуальная

Познавательное развитие»,

У детей закреплены имеющиеся счётные умения в пределах 8, выявлены пробелы в знаниях.

Активно взаимодействует со взрослыми, адекватно проявляет чувство веры в себя, умеет подчиняться правилам, задаёт вопросы, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики.

словесный,

наглядный,

игровой,

практической деятельности

инструктаж,

разъяснение,

рассказ,

самоконтроль

игровая

коммуникативная

продуктивная

3. Основной

26 мин.

(делится на несколько этапов).

3.1 Закрепление знаний о составе числа 8,

5 мин.

Закрепление представления о составе числа 8, навыка самоконтроля по образцу.

Закрепить состав числа 8.

Способствовать развитию памяти, образного и вариативного мышления, навыков связной речи и самоконтроля, зрительного внимания; воспитанию желания самостоятельно применять принципы ЗОЖ в повседневной жизни.

фронтальная

групповая

индивидуальная

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Физическое

развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

Дети обобщили знания о составе числа 8, развили вариативное мышление, навыки

самоконтроля, закрепили правила посадки за столами.

Самостоятельно

проявляет инициативу в игре и общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, адекватно проявляет чувство веры в себя, достаточно владеет устной речью, способен к принятию собственных решений.

ИКТ, ТРИЗ, развивающего обучения, здоровьесберегающая

игровой,

словесный,

наглядный,

практической деятельности,

проблемно-поисковый

продуктивная деятельность,

самоконтроль по образцу

игровая

коммуникативная

продуктивная

3.2. Физминутка,

2 мин.

Снятие мышечного напряжения, поддержание положительного

эмоционального фона.

Способствовать

развитию интереса к двигательной активности с музыкальным сопровождением

фронтальная

групповая

«Физическое

развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

Дети сняли мышечное напряжение и готовы продолжать совместную игровую деятельность в дружеской

обстановке.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением, подвижен, владеет основными движениями.

здоровьесберегающая

наглядный,

игровой,

практической деятельности

практические упражнения

двигательная

игровая,

музыкально-художественная

3.3. Формирование представления о площади фигур,

3 мин.

Ознакомление с понятием «площадь фигуры» и сравнением площадей различных фигур способом наложения.

Сформировать умение сравнивать площади фигур способом наложения.

Способствовать

развитию навыков связной речи, умению отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями.

Активизировать словарь математическими терминами (способ наложения, площадь).

фронтальная

групповая

индивидуальная

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»

У детей

обобщены знания об измерении размера фигур способом наложения,

созданы условия для ознакомления с новым понятием «площадь фигур», закреплено умение отвечать на вопросы педагога полно и развёрнуто, введено новое понятие «площадь».

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в общении, проявляет инициативу, обладает развитым воображением, достаточно хорошо владеет устной речью, может построить речевое высказывание в ситуации общения, склонен наблюдать, обладает элементарными представлениями из области математики.

ИКТ, портфолио, развивающего обучения

наглядный,

проблемно-поисковый,

игровой,

словесный,

эвристический

рассказ,

пояснение

коммуникативная

3.4.

Практическая работа по сравнению площади фигур способом наложения,

2 мин.

Практическое закрепление сравнения площади фигур способом наложения; закрепление навыка взаимоконтроля.

Закрепить

умение сравнивать площади фигур способом наложения.

Способствовать

развитию навыков связной речи, умению формулировать мысли полными, развёрнутыми предложениями.

Развивать внимание и навыки взаимоконтроля.

погрупповая

индивидуальная

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»

Посредством игры дети отработали практический навык измерения площади фигур способом наложения, развили навык

Взаимо –

контроля и связную речь.

Проявляет самостоятельность в игре, участвует в совместных играх, адекватно проявляет чувство веры в себя, достаточно хорошо владеет устной речью, может построить речевое высказывание в ситуации общения, развита крупная моторика.

исследовательского обучения

наглядный,

игровой,

словесный,

практической деятельности,

социальный (при необходимости создание ситуаций взаимопомощи)

практические упражнения,

дидактическая игра,

свободный выбор,

взаимоконтроль

игровая

коммуникативная

3.5.

Точечный массаж,

1 мин.

Активизация мыслительной деятельности, снятие мышечного напряжения.

Способствовать

развитию внимания и мелкой моторики, воспитанию желания применять принципы ЗОЖ в повседневной жизни.

фронтальная

групповая

«Физическое

развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

Дети расслабились,

сняли мышечное напряжение и усталость и готовы продолжать совместную игровую

деятельность.

Умеет подчиняться правилам, развита мелкая моторика, обладает развитым воображением.

здоровьесберегающая

наглядный,

игровой,

словесный,

практической деятельности

практические упражнения

игровая

двигательная

восприятие худ. лит.

3.6.

Сравнение площади четырёхугольников способом наложения (усложнение),

4 мин.

Развитие внимания и мышления через создание ситуации столкновения мнений.

Способствовать развитию образного и вариативного мышления, внимания, умения отстаивать свою точку зрения,

Интереса к

внедрению в процесс обучения ИКТ.

Закрепить измерение площади фигур способом наложения.

фронтальная

групповая

индивидуальная

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»

У детей усилилась мыслительная деятельность, развилось вариативное и образное мышление, они научились отстаивать свою точку зрения в групповой дискуссии.

Проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением, может использовать речь для выражения своих мыслей, задаёт вопросы взрослым, склонен наблюдать, способен к принятию собственных решений.

ИКТ, ТРИЗ, развивающего и исследовательского обучения

наглядный,

словесный,

проблемно-поисковый, игровой

разъяснение,

дискуссия,

игровая

коммуникативная

3.7.

Гимнастика для глаз,

2 мин.

Укрепление глазо-

двигательных мышц, профилактика зрительных расстройств.

Способствовать профилактике зрительных расстройств, закрепить правила выполнения гимнастики для глаз.

фронтальная

групповая

«Речевое развитие»,

«Физическое

развитие»

Дети сняли глазное напряжения и готовы к дальнейшей работе с проектором и экраном.

Умеет подчиняться правилам, вынослив, может контролировать свои движения.

ИКТ, здоровьесберегающая

наглядный,

словесный

пояснение,

инструктаж

продуктивная

игровая

двигательная

3.8.

Измерение площади фигур с помощью условной мерки,

2 мин.

Ознакомление с альтернативными способами измерения площади фигур.

Сформировать умение сравнивать площади фигур с помощью условной мерки;

пополнить математическое портфолио, познакомить с условием измерения площади фигур условной меркой,

способствовать развитию познавательного интереса, активизировать словарь новыми терминами, активизировать память.

Воспитывать умение, работая в коллективе, решать общие задачи.

фронтальная

групповая

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

Через решение проблемной ситуации дети ознакомились с новым способом измерения площади фигур и условием, что мерки для измерения площади разных фигур должны быть одинаковыми по размеру; пополнили

портфолио и словарь новым термином.

Активно взаимодействует

со

сверстниками и взрослыми в общении, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности, достаточно хорошо владеет устной речью, может построить речевое высказывание в ситуации общения, склонен наблюдать,

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики.

ИКТ,

развивающего обучения, портфолио

наглядный,

словесный,

практический,

проблемно-поисковый,

эвристический,

познавательный

рассказ,

разъяснение,

создание проблемной ситуации,

дискуссия,

ситуация столкновения мнений,

выполнение заданий на смекалку

игровая

коммуникативная

3.9.

Пальчиковая гимнастика с помощью тренажёров.

Практическая работа по измерению площади фигур с помощью условной мерки в рабочих тетрадях,

5 мин.

(1 мин. + 4 мин.)

Практическое закрепление измерения площади фигур с помощью условной мерки; развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Закрепить умение самостоятельно

сравнивать площади разных фигур с помощью

условной мерки, способствовать развитию внимания и навыков счёта в пределах 8; развивать мелкую и крупную моторику пальцев и кистей рук, навыки парного контроля.

индивидуальная

фронтальная

«Познавательное развитие»,

«Физическое

развитие»,

Дети закрепили счётные умения и практический навык измерения площади фигур с помощью условной мерки, навык парного контроля,

развили внимание; выявлены пробелы в знаниях.

Умеет подчиняться правилам игры, задаёт вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями,

обладает элементарными представлениями из области математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

здоровьесберегающая,

развивающего обучения

словесный,

практический,

наглядный,

игровой

разъяснение,

пояснение,

практические упражнения,

дидактическая игра,

парный контроль

продуктивная

игровая

двигательная

4.0. Заключительный этап. Рефлексия.

2 мин.

Инициирование рефлексии воспитанниками своей деятельности и эмоционального состояния во время НОД.

Развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями.

Активизировать словарь терминами и понятиями (площадь, наложение).

Развивать интерес к математике.

Закрепить интерес к творчеству писателя А.Н. Толстого.

Способствовать развитию навыков творческой деятельности.

фронтальная групповая индивидуальная

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Дети провели анализ успешности своей деятельности, определили уровень усвоения знаний, осмыслили содержание НОД, закончили НОД в дружеской обстановке, приняв ситуацию успеха, проявили свои творческие способности.

Активно взаимодействует

со

сверстниками и взрослыми в общении,

достаточно хорошо владеет устной речью, может построить речевое высказывание в ситуации общения, адекватно проявляет чувство веры в себя, устанавливает причинно- следственные связи, обладает элементарными знаниями из области литературы и математики.

ИКТ, портфолио

словесный, игровой,

наглядный,

эмоциональный https://accounts.google.com

Самоанализ НОД по ФЭМП «Путешествие по сказке» в старшей группе

Ведущая образовательная область: познавательная. Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь. Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сюрпризный момент.

Оборудование: ноутбук, проектор. сказочная музыка, магнитная доска, колокольчик, «камни».

Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, «заваленный камнями»,ключ.

Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски.

Структура НОД

НОД проводилась с группой детей старшего возраста 5 - 6 лет, состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие по сказке..

Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Использовала проектор, ИКТ, счетные палочки Кюизенера.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач. В заключительной части НОД детей ожидал сюрпризный момент (книжки-раскраски).

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Методы: 1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно-демонстрационный (геометр. материал) ;

3. Практический (рисование геометр. фигур)

4. Игровой (поиск царевны,)

Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены. Для последующей работы с детьми и родителями раздала книжки – малышки с математическими задачками и загадками.


Татьяна Козлова
Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада»

В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных математических представлений» под редакцией Помораевой И. А., Позиной В. А. Суть идеи – мотивация детей через активную мыслительную деятельность, направленную на поиск способов решения поставленных задач.

Целью данного занятия стало: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений.

На занятии решались основные

образовательные задачи:

1. упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника;

2. упражнять в построении сериационных рядов;

3. упражнять в сравнении двух групп предметов;

4. закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5;

5. закрепить знания величин (длинный - короткий, большой - маленький);

6. закрепить умение ориентироваться в пространстве;

7. закреплять устанавливать способом наложения равенство групп предметов.

воспитательные задачи:

1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

2. воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

развивающие задачи:

1. развивать логическое мышление;

2. развивать интерес к математике.

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход – завязку, кульминацию и развязку. При планировании я постаралась учесть особенности и возможности детей: показать уровень сформированности элементарных математических представлений, культуру слушания друг друга, способность и желание понимать и решать поставленную задачу, интерес детей к математике.

С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

обучение количественному и порядковому счету в пределах 5;

знакомство с геометрическими фигурами;

решение заданий по ориентированию на листе бумаги, в пространстве;

дидактические игры: «Расставь по порядку», «Какой счету», «Пройди по длинной и короткой дорожке», «Ателье», «Найди пару»;

индивидуальные занятия.

Структура занятия:

1. Приветствие, психогимнастика – упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей – настроить детей на положительное восприятие происходящего.

2. Игровая ситуация: поиски клада.

3. Подвижная игра «Гаражи».

4. Поляна.

5. Подвижная игра: «Следопыт».

6. Сюрпризный момент. Итог занятия.

Методические приёмы:

1. Упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей.

2. Игровой (использование сюрпризных моментов).

3. Наглядный (использование иллюстрации, макетов).

4. Словесный (указание, вопросы, устные ответы детей).

5. Поощрение, анализ занятия.

Занятие проводилось в групповой комнате группы № 11 в первой половине дня. На занятии присутствовало 6 детей, воспитатель, заведующий, методист, педколлектив. Для проведения занятия, группа была разбита на зоны:

зимний лес – игровая ситуация;

зона для игр – удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений;

зона практических действий – работа с раздаточным материалом.

Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно. Большое значение для решения задач познавательно-речевого развития я отвожу подбору предметно-развивающей среды. Главным критерием значимости является ее содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционально-познавательного воздействия дидактических игр во многом зависит от того, как мы сумеем подать их, как направим внимание детей, чтобы вызвать заинтересованность, активизировать мыслительную деятельность на выполнение поставленных задач.

Я построила занятие так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.

Так коммуникативная деятельность (беседа с детьми в «зимнем лесу») сменилась на игровую (дидактические игры, позновательно-исследовательская (работа с раздаточным материалом) сменилась двигательно-игровой (подвижная игра «Следопыт», которая в свою очередь сменилась коммуникативной (итог занятия).

При подготовке занятия методист и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. При его проведении воспитатель выступал в роли не только наставника, но и непосредственного участника: вместе с детьми выполнял упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей, играл, общался с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне с взрослым, быть соавторами происходящего.

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана индивидуальная работа с раздаточным материалом, где каждый самостоятельно выполнял работу и показал свои умения и знания.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такие занятия положительно влияют на познавательно-речевое развитие.

Конспект занятия по математике

Самоанализ открытого занятия по ФЭМП «Лесные жители зимой»

Исхакова С.М., воспитатель МАДОУ Д/С №106 «Забава» г. Набережные Челны, РТ

Данное открытое занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4лет в количестве 19 человек.

  1. Образовательные: формировать умение детей различать понятия «много», «один», «ни одного», пользоваться словами: длиннее - короче. Углубить знания детей о геометрических фигурах. Знакомить со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения,
  2. Развивающие:Развивать умение различать и называть круг и квадрат, развивать речь детей, коммуникативные навыки. Развиватьлогическоемышление, память.
  3. Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение ижелание помочь животным.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально. Для решения поставленных задач задействовала все рабочее пространство группы: учебную и игровую зоны. Мною были подобраны необходимые наглядные пособия и раздаточный материал.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили стишок физкультминутки, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно брались за выполнение заданий. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям.

Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение) ; наглядно-демонстрационный (картинки и иллюстрации, игрушки) ; игровой.

Во вступительной части настроила ребят на активную работу и позитивный контакт друг с другом (все получится, если будем помогать друг другу) . Основная часть занятия направлена на развитие познавательной деятельности, на формирование умственных и практических действий. Поставив перед детьми конкретные задачи, добивалась от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляла контроль за выполнением заданий, вносила коррективы в их знания, оказывала необходимую помощь, поощряла даже минимальные успехи. Объем учебного материала обеспечивал активность детей и темп работы в течении занятия. Его содержание отвечало цели занятия, было научным и вместе с тем доступным детям. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия с поиском предметов и физкультминутка.

В заключительной части был подведен итог занятия.

Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в помощи выполнения заданий, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не использовала ИКТ, не правильно рассчитано время для выполнения практического задания детьми. Но я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю что поставленные на занятии задачи были выполнены.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1

«ПОДОБРАТЬ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ (НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ГРУППИРОВКУ И КЛАССИФИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «БЛОКОВ ДЪЕНЕША»

« Играем с блоками Дьенеша »

Игры для детей 3-5 лет.

Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то одному свойству (признаку) .

Найди такую же фигуру, как эта, по цвету.

Найди такую же фигуру, как эта, по форме.

Найди не такую фигуру, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине) .

«Угости собачек» .

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам. Закреплять значение слов «разные» - «одинаковые» . Подводить к пониманию отрицания свойств предмета.

Перед ребёнком разложено несколько картинок с изображением собачек и блоки Дьенеша . Взрослый предлагает угостить собачек галетами, которые они так любят : дать собачкам в левую и правую лапы (положить рядом с картинками) галеты, которые различаются только по форме. Объясняет : если в левой лапе собачки галета круглой формы, то в правой может быть галета или квадратной формы, или прямоугольной, или треугольной, то есть любой некруглой формы.

Затем предлагает дать собачкам в левую и правую лапы галеты, которые различаются только по цвету. Рассуждает вместе с ребёнком.

Аналогично проводится игра с галетами , которые различаются по размеру (величине, по толщине).

В дальнейшем условия игры усложняются : галеты различаются уже по двум свойствам, затем по трём и, наконец, по четырём.

«Где мышка?»

Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета и называть его цвет, форму, размер (величину, толщину.

Перед ребёнком разложено 8 блоков Дьенеша , различающихся по свойствам. Под одним из блоков спрятана картинка с изображением мышки. Взрослый спрашивает, называя свойство (свойства) блока : «Мышка под синим блоком («Мышка под синим большим треугольным толстым блоком ) Ребёнок поочерёдно приподнимает все указанные блоки , называя их свойство (свойства) . Если находит мышку, забирает себе, если нет – поиск продолжается.

Игры для детей 5-7 лет

«Бусы для матрёшки» .

Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета, читать схему. Закреплять навыки порядкового счёта.

Перед ребёнком разложены силуэтное изображение матрёшки, 15 карточек с символами свойств предметов, блоки Дьенеша .

Взрослый предлагает подарить матрёшке бусы. Объясняет : украшение составлено из трёх ниток с пятью бусинами на каждой. Место бусины на нитке обозначено крестиком. Цифра на каждой карточке указывает порядковый номер нитки бус (счёт надо начинать с верхней) . Сначала ребёнок выкладывает карточки с цифрой 1 и соответствующие блоки Дьенеша – вывешивает первый ряд бус, называя порядковый номер бусины на нитке (слева направо) и свойства предмета : первая бусина – маленький жёлтый круг, вторая – большой жёлтый квадрат, третья – маленький жёлтый треугольник, четвёртая – большой жёлтый прямоугольник, пятая – маленький жёлтый квадрат.



Аналогично ребёнок развешивает бусины на стальных нитках.

«Загадки без слов» .

Цель. Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов.

Взрослый поочерёдно кидает логические кубики. Ребёнок угадывает фигуру, перечисляя её свойства. Затем взрослый кидает цифровой кубик, а ребёнок выкладывает соответствующее количество угаданных блоков Дьенеша (логических фигур) .

Обручи

В играх с блоками Дьенеша можно использовать обручи разных цветв для развития ориентировки в пространстве, формирования элементарного представления о множестве и пересечении множеств.

Игра с одним обручем .

Перед игрой ребёнку объясняют значение слов «внутри» и «вне» .

Обруч кладут на пол. Ребёнок выкладывает блоки Например : «Положи внутри обруча все синие блоки , а вне обруча – все остальные блоки ». Затем ребёнок отвечает на вопросы : «Какие блоки лежат внутри обруча ? Какие блоки оказались вне обруча?»

Верный ответ на последний вопрос : «Не синий» , так как важно лишь то, что внутри обруча лежат все синие блоки и никаких других там нет.

При повторении игры ребёнок может самостоятельно выбрать, какие – вне его, а потом назвать общее свойств фигур вне обруча.

Игра с двумя обручами .

Когда ребёнок усвоит правила, можно усложнить игру, положив два обруча на пол так, чтобы получилось их пересечение.



Ребёнок выкладывает блоки в соответствии с заданием взрослого. Например : «Положи все треугольные блоки внутри красного обруча, а все круглые блоки внутри желтого обруча». Затем отвечает на вопрос : «какие фигуры лежат внутри и красного, и жёлтого обруча?» И т. п.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

Проанализировать конспект занятия по формированию элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятие «много» и «один» их отношение).

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в младшей группе «Один, много»

Цель : формирование элементарных математических представление : один , много .

Задачи :

Учить детей выделять отдельные предметы из группы

Устанавливать отношения между понятиями « один » , « много »

Употреблять слова один , много , ни одного, согласовывать числительное с существительными в роде и падеже

Материал : картинки – курочка, цыплятки по количеству детей, шаблоны с нарисованными цыплятами в виде кругов.

Ко- ко –ко, ко-ко-ко! – произносит педагог и спрашивает :

Кто это так кричит?

Показывает игрушку – курочку

Кто это? Кого курочка зовет?

Курочка зовет цыпляток. Вот бегут к своей маме цыплятки (вешаю на магнитную доску цыпляток) .

Ребята, как говорят цыплятки? Давайте все вместе скажем, как они говорят.

Какого цвета у курочки цыплятки?

Сколько к нам в гости пришло курочек? - Одна.

Сколько у курочки цыплят? – много .

- А кого больше : курочек или цыплят? – Цыплят больше, их много , а курочка только одна.

Ребята, цыплята очень любят, когда с ними играют.

Миша, подойди и возьми у курочки одного цыпленка.

Миша, сколько в руках у тебя цыплят?- Один

Аналогично со всеми детьми, всех спрашиваем : «Сколько цыплят у тебя в руках?» . Обращаем внимание, что у курочки цыплят становится все меньше и меньше.

Ребята, сколько сейчас у курочки стало цыплят? – Ни одного.

А что нужно сделать, чтобы у курочки опять стало много цыплят ? – Нужно вернуть курочки цыплят.

Миша, повесь, пожалуйста, на доску своего цыпленка. Сколько цыплят Миша принес курочке? – Одного цыпленка.

Аналогично со всеми детьми. Каждого спрашиваем : «Сколько цыплят ты принес курочке?»

Сколько опять стало у курочке цыплят? – Много .

Динамическая пауза.

Ребята, а давайте мы еще поиграем с курочкой.

Вышла курочка гулять (показываем щепоть)

Свежей травки пощипать (щипковые движения пальцами)

А за ней ребятки – желтые цыплятки (расправляем крылышки)

Ко-ко –ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко (машем пальчиком)

Лапками гребите (гребем руками)

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка (гладим свой животик)

Выпили водицу (наклоняемся вперед)

Полное корытце (показываем круг) .

Вот, ребята, какие вы молодцы. Вот мы и поиграли с курочкой.

– Ребятки, посмотрите, наша курочка почему-то волнуется. Курочка, что случилось? Вывела она своих цыплят на лужок, а они все разбежались, только один остался . Не переживай, курочка. Вот сколько нас много , мы обязательно найдём твоих любопытных цыплят. Ребята, а давайте мы поможем курочки.

Воспитатель демонстрирует картинку цыплёнка.

– Ребята, посмотрите на цыплёнка, что у него есть? (головка, глазки, клювик, туловище, крылышки, лапки) Какой цыплёнок? (жёлтый, пушистый, маленький)

– Какой формы головка и туловище у цыплёнка? (круглой)

Воспитатель предлагает детям нарисовать в воздухе пальцем – круг. (Дети в воздухе указательным пальчиком «рисуют» круглую форму). Далее воспитатель приглашает подойти к столу.

– Посмотрите, у меня есть цыплёнок (показать его силуэт) . Ему надо нарисовать жёлтый пушок. Я беру кисть в правую руку тремя пальцами чуть выше наконечника, набираю на нее желтую краску, лишнюю снимаю о край баночки, левой рукой придерживаю цыплёнка и тычком рисую желтый пушок. Кисть держу прямо. Вот какой пушистый цыплёнок получается. Нарисовала. Теперь кладем кисть на подставку. Если руки испачкались – вытираем их влажной салфеткой.

– Детки, посмотрите какие у вас получились чудесные, пушистые цыплята.

Миша, сколько цыплят ты нарисовал? – Одного.

Аналогично спрашиваем всех детей.

Ребята, а все вместе мы сколько нарисовали цыплят? – Много .

4. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть с цыплятами, курочкой

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3

ОЦЕНИТЬ ГРАМОТНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМООДНОЗНАЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ МНОЖЕСТВА, СООТВЕТСТИЯ МЕЖДУ МНОЖЕСТВАМИ ПО КОЛИЧЕСТВУ ВХОДЯЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАКТИЧЕСКИМ ПУТЕМ

(НАЛОЖЕНИЕМ ПРИЛОЖЕНИЕМ)

Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне о том, что они с подружками заказали в ателье новые пальто. Когда они забрали из ателье уже пошитые пальто, стали их дома мерить, то обнаружили, что ни на одном из пальто нет пуговиц. Давайте поможем куклам, купим пуговицы и пришьем их к пальто!

Воспитатель предлагает детям пойти в магазин, и купить столько пуговиц, сколько петель на пальто.

Ребята, мы сегодня будем работать в парах.

С помощью д/игры «Найди пару», воспитатель делит детей на пары. (Карточки: Зайчик – морковка, капуста; медведь - бочка мёда; белка – орешки и т. д.)

Договоритесь между собой, кто будет «продавец», а кто – «покупатель».

(Дети договариваются между собой)

Пересчитывать ничего не надо. С помощью фишек можно определить, сколько пуговиц нужно для пальто.

Воспитатель показывает действия «продавца» и «покупателя». «Покупатель» - берет из коробки фишки, раскладывает их на петли, закрывает коробку с оставшимися фишками. Разложенные фишки собирает в руку (или мисочку) и относит «продавцу», говоря, что столько нужно пуговиц. «Продавец», устанавливая взаимно однозначное соответствие, отбирает столько пуговиц, сколько фишек.

Затем дети меняются ролями.

Оценка грамотности изготовления пособия «Пришьем пуговицы к пальто»

В пособие входит:

Изображения пальто сделанные из картона с отверстиями «петлями»;

Фишки которые могут быть круглой и квадратной формы;

Пуговицы так же могут быть круглой и квадратной формы, в виде фруктов и т. д.

Коробочки или тарелочки для переноса фишек.

Данное пособие универсально т. к. при его использовании можно обучать не только устанавливать взаимооднозначное соответствие но и закреплять знания плоских геометрических фигур их размер и т. д. Т.к. пуговицы можно найти на разную тематику можно коснуться закрепления знаний цветов, фруктов, овощей и т. д. При игре с данным пособием дети учатся взаимодействовать.

Самостоятельная работа детей.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4

«РАЗРАБОТАТЬ ФРАГМЕНТ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ, ПОДМНОЖЕСТВЕ, ЭЛЕМЕНТЕ МНОЖЕСТВА (НА ВЫБОР).

Ход занятия

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.

Ребята, к нам сегодня придёт гость, а кто, вы сейчас отгадайте сами :

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы .

Правильно это зайка, а нашего гостя зовут Степашка.

Давайте поздороваемся со Степашкой все вместе :

Дети -«Здравствуй Степашка!»

Степашка -Здравствуйте, ребята!

Ребята, Степашка мне шепнул на ушко, что нечаянно просыпал кубики, а собрать не может, так как не помнит как они лежали, но мы с вами сейчас посмотрим и обязательно разберемся, как нам собрать и разложить кубики (да)

2. Основная часть.

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Перед каждым ребенком разложены кубики : большие и маленькие , и приготовленные две коробки : большая и маленькая

Посмотрите сколько кубиков просыпал Степашка (Много , а они все одинаковые по размеру (Нет, а тогда какие здесь кубики есть (Большие и маленькие ) .

Молодцы, а коробочки все одинаковые ? (нет, а коробочки какие (большие и маленькие )

Посмотрите это какая коробка? (большая )

А эта коробка, какая? (маленькая)

Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) . Покажите маленький (показывают) .

У меня тоже есть кубики, большой (показываю) и маленький (показываю) . - Посмотрите я беру большой кубик и положу его в большую коробку , а маленький кубик в маленькую коробку.

(дети выполняют задания после объяснения) .

- Вот мы и помогли Степашке : большие кубики сложили в большую коробку , а маленькие в маленькую коробку.

Сколько кубиков в коробках? (много )

А сколько кубиков у вас? (ни одного ) .

Посмотри Степашка мы все все кубики собрали, и разложили их по коробкам

Степашка- «Спасибо ребята, вы мне очень помогли» .

Что то мы свами засиделись на ковре, а давайте мы с вами сейчас немного разомнемся и попрыгаем вместе со Степашкой.

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)

Вот лиса идёт по лесу. (Имитируем движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (Потягивания - руки вперёд.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (тянем носики вперед.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания - руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)

Ребята, давайте пригласим Зайчика поиграть с нами еще в одну игру за столами.

2 Игра задание «Разложи по цвету »

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка определенного цвета : синяя, красная, желтая. В центре стола коробка с разноцветными кружочками синими , красными, желтыми. Дети должны положить в свою тарелочку кружочки такого же цвета , как и сама тарелочка.

Посмотрите, какие разноцветные тарелочки у нас столах, какого они цвета ? (синие, красные и желтые) . А посередине стола стоит еще и коробочка, а что в ней лежит (Разноцветные кружочки , а какие там есть цвета (синие, красные и желтые) . Правильно

Какого цвета тарелочка , такого же цвета кружочки нужно в неё положить. В красную тарелочку положим красные кружочки, в синею тарелочку положим синие кружочки, а в желтую тарелочку положим желтые кружочки. Всем понятно (да, ну тогда давайте начнем раскладывать

Каждый ребенок раскладывает кружочки в свою тарелочку (дети выполняют задание самостоятельно) .

Справились ребята (Да, какие вы молодцы! Сколько у нас получилось разноцветных кружков (Много , а тарелочек (много )

3. Заключительная часть.

Игра занятие «Покажи, где дом Зайчика» .

На доске елочки разных размеров (разной высоты 5-6 шт.) .

Очень интересно было Степашке, с нами «Какие вы молодцы» - говорит он. Но к сожалению, пора ему домой возвращаться. А где живут зайцы? (в лесу) .

Правильно все зайчата живут в лесу,вот и наш Степашка живет тоже в лесу, он сегодня с нами столько играл, что немного устал , и хочет домой чтоб немного отдохнуть , Сил набраться.

Посмотрите ребята это лес, в котором живет Степашка. Он сказал, что его домик находится под самой высокой елкой. Только сам он не знает, какая же из елок самая высокая. Поможем показать самую высокую елку. (дети показывают)

Ну что же Степашка до свидания! Сладких тебе снов!

Степашка- «До свидания ребята»

Релаксация.

Степашка пошел отдыхать, и сил набираться, а давайте мы свами тоже немного отдохнём , и полежим на коврике, и послушаем красивую песенку (да)

Звучит «колыбельная песенка для Умки»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №5

«ПОДОБРАТЬ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ (НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗНАКОМСТВО С НАТУРАЛЬНЫМ РЯДОМ ЧИСЕЛ И ЗАКРЕПЛЕНИЕМ НАВЫКОВ СЧЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЪЮИЗЕРА.

Знакомство с числом.(средние и старшие группы)

1. Возьми белую палочку . Она самая короткая. Это единица. Число 1.

2. Найди палочку , где белая палочка укладывается 2 раза . Найди такую же палочку , сколько их? (2) Розовая палочка - это число 2 . (И так до 10) .

Задачи.(старшая группа)

1. Составь 2 поезда так, чтобы водном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2) вагон длиннее.

2. Составь зеленую палочку , из одинаковых палочек разными способами .

(Состав числа) .

Примеры игр с палочками Кюизенера .

Игра : «Цветные коврики»

Цель : Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того , что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление , внимание.

Ход игры.

Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой , состоящей из белых палочек , которая носит название «бахрома» . Дети описывают коврик :

- Цветом : «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».

- Числами : «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один». - Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами) : 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.

Игра «Назови число – найди палочку » .

Цель : закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход : игры :

Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку . Затем ведущий показывает палочку , а дети называют число, которое она обозначает (например : белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

Игра «Найди пару»

Варианты :

К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке) .

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки , на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе) .


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №6

«ПОСЧИТАТЬ (ДОМИКИ, КУБИКИ, ЕЛОЧКИ И Т.Д.) С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ СЧЕТА (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СЧЕТ) ПОСЧИТАТЬ ПРЕДМЕТЫ НАОЩУПЬ С СОБЛЮДЕНИЕМ СООТВЕТСТВЕННОГО АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ. ВОСПРОИЗЕСТИ ДВИЖЕНИЯ (ЗВУКИ) ДЛЯ СЧЕТА ДЕТЬМИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ.

Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять и пять изображений домиков.

Обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти домиков и коробочки с пятью клетками для них. Коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней домики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка.

Не следует также пытаться заменять коробочку с домиками счетными палочками или пальцами рук, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от домиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

До начала урока выясните, какое количество домиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

1. Игра "Приставляем цифры к домикам"

с двумя домиками

Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один домик. Спросите ребенка, сколько домиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй домик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке домиков. Пусть, если хочет, посчитает домики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два домика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру

2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два домика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству домиков в ней.

Виды упражнений:

· счет звуков

· счет движений

· счет предметов наощупь

Варианты упражнений:

· Выполнение по образцу (столько-сколько). Хлопни столько раз сколько я.

· Сосчитывание количества звуков (движений, предметов наощупь). Результат счета можно называть или показывать с помощью цифр.

· Выполнение задания по названному числу или показанной цифре

· Смешанные упражнения (например присесть столько раз сколько звуков услышал)

Усложнения:

· Выполни движений на 1 больше или меньше

1 этап(мл.возр) предлагается воспроизвести 1 или много (движений или звуков) по образцу. В игре «Ходим кругом друг за другом» дети должны повторить те движения и столько раз, как показал ведущий.

Требования к извлечению звуков и выполнению движений: зуки должны извлекаться громко, ритмично, в умеренном темпе, за ширмой, обращаем внимание на то, чтобы дети слушали молча до самого конца, считали про себя, если дети неправильно сказали - педагог повторяет, если снова неправильно-уменьшает количество.

Движения должны быть ритмичные в умеренном темпе(движения считаем в целом)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №7

«ПОДОБРАТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ(НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧИСЕЛ

1. Игра «Пропали друзья»(в качестве «друзей» могут быть и цифры и точки).

Цель игры – закреплять знание последовательности чисел в числовом ряду, упражнять в нахождении «соседей» числа.

Игра «Чеки»

Цель игры - закрепить знания и понимание числового ряда.

Задание – найти правильный чек.

а. Забрать игрушку можно из игрушечного магазина, когда продавец выбьет правильный чек (выбирает «продавец» и отдает «покупателю»). Если он ошибся, то нужно исправить ошибку и можно тоже совершить покупку.

б. Получить товар можно только имея правильный чек (выбирают все «покупатели» и предъявляют «продавцам»). Если покупатель ошибся – продавец исправляет ошибку.

Игра «Найди цифру»

Цель: Умение соотносить цифру с количеством предметов

Материал. Карточки с картинками 3,4,5,6 предметов, сбоку нарисованы цифры.

Инструкция к проведению:Педагог предлагает посчитать количество предметов и выбрать цифру, которая ему соответствует


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №8

«ПОДОБРАТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ(НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧИСЕЛ
Дидактическая игра «Математические часы»

Игра «Кто, где?

Материал: 10 различных картинок.

Инструкция: Педагог спрашивает ребёнка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать. Затем предлагает сказать, сколько игрушек в ряду; какая по счету груша, бабушка (посчитай по порядку).

3.«Посчитай-ка »

Цель : упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, их формы, их расположения, а так же от направления счета, устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ход игры : Воспитатель показывает «Веер» с обратной стороны, где наклеены разное количество предметов. Одному ребенку предлагают посчитать снизу вверх предметы с какого-нибудь одного лепестка. Другой ребенок считает сверху вниз . Ответ проверяют, повернув этот лепесток с цветной стороны.

Сделай столько же движений»

Цель : Воспроизвести столько же движений, сколько предметов изображено на одном лепестке.

Ход игры : Воспитатель показывает лепесток с определенным количеством предметов (или лепесток с цифрой, один ребенок считает , называет количество, а остальные дети выполняют движения (например, хлопнуть в ладоши, прыгнуть на месте на двух ногах, поворот головой направо и др.)


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №9

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Знакомство с порядковым счетом»

Тема занятия: «К нам в гости пришли Маша и Медведь»

Возраст детей: 5 – 6 лет

Задачи программного содержания:

Образовательная: познакомить с порядковым счетом; закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах; повторение количественного счета.

Развивающая: развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать навык культуры поведения.

Материалы и оборудования для занятий:

Для воспитателя: куклы, мягкие игрушки, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник), цветные облака с названиями дней недели, конверт со стихотворением, магнитная доска.

Для детей: изображение геометрических фигур на бумаге (квадрат, круг, треугольник), цветные облака с названиями дней недели

Предварительная работа: разучивание физминутки, повторение геометрических фигур.

Словарная работа:

Активизация: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

Обогащение: порядковый счет (первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый)

Методы и приемы: наглядные (показ мультфильма), словесные (беседа), игровая (игровые упражнения), практические.

Средства обучения: общение ребенка со взрослыми и сверстниками, художественная литература.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

Воспитатель: Из какой сказки гости, ребята?

Ответы детей: Маша и Медведь.

Воспитатель: Да, действительно, эта сказка называется «Маша и Медведь». А вот и они (Показ воспитателем кукол). Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили прийти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: У каждого из них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя? Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т. к. она девочка, а девочкам надо уступать.

Берем конверт, открываем и читаем:

А здесь у нас стихотворение!

На полку Максимка поставил игрушки:

Волчонка, лисенка, тигренка, ежа и маленького смешного щенка.

На полку поставил:

Котенка, бельчонка, зайчонка, мишутку и забыл он поставить слона.

Воспитатель: А вопрос такой? Сколько их здесь?

Дети: 10!

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: посчитали!

Воспитатель: Итак, кто посчитает?

Посчитай Аня от 1 до 10.

Воспитатель : Вы согласны, ребята? (ответы детей)

Воспитатель: Когда мы хотим узнать сколько предметов, т.е. их количество, мы считаем так: один, два, три и т.д. Это количественный счет. Он показывает количество предметов.

Маша: Да, умею.

Воспитатель: А знаешь ли ты, Маша, что такое порядковый счет?

Маша: Нет, не знаю.

Воспитатель: А хочешь научится вместе с нашими ребятами порядковому счету от 1 до 10?

Маша: Очень хочу.

Воспитатель : Маша, запоминай. Если мы хотим узнать какой по порядку предмет, мы считаем так: первый, второй, третий и т.д. Это порядковый счет. Он показывает порядок предметов.

Воспитатель: Оказывается наша Маша не знает порядковый счет! Научим ее? Для этого мы наши игрушки поставили по порядку. А ты Маша смотри внимательно и запоминай! (Воспитатель расставляет на столе мягкие игрушки)

Воспитатель: Итак, Таня, кто стоит четвертым?

Таня: еж.

Воспитатель: Галя, а кто стоит десятым?

Галя: слон.

Воспитатель: А ты, Никита посчитай, какой бельчонок по счету?

Никита: седьмой.

Воспитатель: А теперь, дети посчитаем хором. (Первый, второй, третий и т.д.)

Воспитатель: Ну как Маша запомнила? А давайте проверим? Скажи нам Маша, а какой по счету лисенок?

Маша: второй.

Воспитатель: Маша, посчитай, а какой по счету щенок?

Маша: пятый.

Воспитатель: Молодец, Маша. Теперь ты знаешь порядковый счет. А теперь возьмем конверт у Миши!


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №10

Конспект занятия по ФЭМП «Ознакомление с образованием числа 4».

Цель: Познакомить детей с образованием числа 4. Формировать умения уравнивать группы, добавляя предмет или убирая предмет. Продолжать формировать навык

с существительным. Закреплять названия геометрических фигур.

Закреплять навыки ориентирования во времени.

Оборудование: Игрушки (2 зайца, домик, пенек, 4 морковки, сундучок, божьи коровки),

карточки с цифрой 4, счетные палочки, листики.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: -Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю про 2-х зайцев.

(на столе появляются зайчата, домик и пенек)

Жили-были два зайчонка: Кузя и Степа. Они были настоящими друзьями.

Всегда помогали друг другу. У них даже домик был один на двоих.

Выйдут они на поляну и весело играют, песни поют (слова сопровожда-

ются действием).

Степа: -Догони меня!

Кузя: -Теперь ты меня!

Степа: -Давай прыгать через пенек!

Кузя: -Давай. Ой!

Степа: -Что случилось?

Кузя: -Я повредил лапку. Мне очень больно.

Степа: -Давай я помогу тебе дойти до нашего домика.

Кузя: -Как же я теперь смогу найти себе пищу?

Степа: -Не беспокойся, я принесу и для себя и для тебя.

И Степа убегает искать пищу, через некоторое время он вернулся

веселый. В лапках держит морковки.

Степа: -Держи, Кузя (протягивает 1 морковку, у него остается 2)

Кузя отворачивается. Степа рассматривает морковки и говорит:

Я не пойму почему он обижается?

Воспитатель: -Ребята, поможем Степе разобраться? (да)

Сколько морковок принес Степа? (одна морковка, две морковки,

три морковки)

На магнитную доску выкладываем морковки.

Сколько он дал Кузе? (одну)

Сколь оставил себе? (две)

На доске на верху оставляем одну морковку, а под ней располагаем две.

После этого с детьми считаем: на верху-одна морковка, внизу-две морковки.

Что больше один или два? (два больше, чем один)

У кого морковок больше? (у Степы)

На сколько у Степы больше морковок? (у Степы на одну морковку

больше, чем у Кузи)

Так почему же Кузя обиделся? (у него меньше морковок)

Что же нам сделать, чтобы он перестал обижаться? (убрать одну мо