Семейные традиции. Круглый стол для родителей

Круглый стол "Семейные ценности" для учащихся 9-11 классов.

Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Задачи:

– возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей;

– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Рассветовская СОШ

Аксайского района Ростовской области

Дрогачёва А.Ф.

Живая Н.И.

Ковалева С.Н.

Круглый стол (сл.1)

«Крепка семья – крепка Россия. Семья и семейные ценности»

Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Задачи:

– возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей;

– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание.

(слайд 2) Эпиграф

Семья - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Русский философ И.А. Ильин

1. Вступительное слово:

(слайд 3 фото)

Вед. Истории человечества, а значит, и развитию общества, по словам ученых, уже насчитывается не менее четырех тысяч лет. На всем ее протяжении сердце человека не уставало обогащать человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя.
Все это выразилось в таком социальном институте как семья. В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей, обогащением человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то, ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно-героическим поступкам.

2. Семья и семейные ценности.

(слайд 4) Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.

Как вы думаете, что послужило причиной для появления этого документа?

Ответы детей (версии)

Вот мнение социологов (слайд 5)

  • продолжается сокращение численности детского населения;
  • у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;
  • не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений);
  • низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).

Поэтому актуальным становится процесс возрождения семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

Так что такое СЕМЬЯ? (слайд 6)

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.

(слайд 7) ? Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья?

(слайд 8)

  • Где относятся с уважением, не ругаются.
  • Где все друг друга понимают.
  • Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.
  • Где каждый старается помочь другому.
  • Где родители участвуют в делах своих детей.
  • Где семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Какова основная функция семьи?

Одной из основных и главных традиций и функций семьи является рождение и воспитание детей.

А всё-таки, обязательно ли в семье нужны дети и сколько должно быть детей в семье?

Еще в начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Новая волна уменьшения числа детей в семьях пришлась на 60-е годы, а сегодня этот показатель равен 1,5 – 2 .

Чем это чревато? Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

В настоящее время существует множество проблем, связанных с созданием и сохранением семьи (слайд 10). Какие проблемы сохранения семьи можно назвать?

После ответов учащихся высветить слайды (слайд 11, 12)

  • сокращение рождаемости и падение прироста населения;
  • увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;
  • уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;
  • падение производительности труда в домашнем хозяйстве;
  • возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
  • легкомысленное отношение к браку и семье;
  • отсутствие самодисциплины и половая распущенность;
  • высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).

Согласны ли вы, что созданию крепкой семьи необходимо учиться?

Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой организм. В нем есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти и путем набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой гарантии, что опыт все же будет приобретен. Чаще шишки набиваются, а толку нет.

3. Выступление представителя церкви

Инсценировка + фильм

Ведущий: В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника - «Дня семьи, любви и верности», который отмечается ежегодно 8 июля в честь Святых Петра и Февронии. Они являются покровителями семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга бывшего президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника. (ромашка) Испокон века семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

(слайд 14) Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор был полезен для каждого из вас.

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Если семья - это постройка, то какая…

Если семья - это цвет, то какой…

Если семья - это музыка, то какая …

Если семья - это геометрическая фигура, то какая…

Если семья - это название фильма, то какого…

Если семья - это настроение, то какое…

Заключение:

(слайд 15) Действительно, семья - это главное, что есть в нашей жизни. Именно от семьи зависит, счастливы мы или нет.

(слайд 16)

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром

Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.

Любви и счастья вам в семейной жизни – нынешней с родителями и будущей собственной семье!


Солтүстік Қазақстан облысы

Тимирязев ауданы

Северо-Казахстанская область

Тимирязевский район

Ақсуат орта мектебі

Аксуатская средняя школа

Бастауыш сынып мүгалімі :

Учитель начальных классов:

Мухаметова Татьяна Владимировна

Круглый стол: «Семь и я- моя семья».

Круглый стол: «Семь и я- моя семья». Задачи:
1. Воспитание у учащихся духовных потребностей любви и уважения к окружающим; развитие познавательных качеств личности.
2. Научить соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; больше уделять внимания родным людям.
3. Формировать положительное отношение к членам своей семьи, доброжелательным взаимоотношениям.

1. Звучит песня «Родительский дом».

Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, хочу услышать ваши мнения, мне нужна ваша помощь и взаимопонимание. Думаю, что наше сотрудничество будет плодотворным и результативным.

2. Определите тему «круглого стола», прослушав стихотворение.

Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Владик, братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные.
Семья – это крестная, тети и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Давайте составим «ромашку» к слову семья.(на лепестках ассоциации к слову семья).

Учитель:8 сентября 2013 года впервые в Казахстане отметили День семьи.С тех пор эта дата стала традиционной. Как отметил глава государства, в нашем обществе семья всегда была и остается связующим звеном между разными поколениями, хранительницей духовных и культурных традиций. Любовь к Родине начинается с любви к семейному очагу. Воспитание, полученное под родным шаныраком - это залог здорового и успешного будущего всего нашего народа. У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.


Теплом встречает отчий дом,
И провожают в путь с добром!

2)Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.


Родители - во всем мудрей,
А мама ближе всех, родней.

4)Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

Семья – это счастье, любовь и удача,
Учитель: В Конституции РК (ст. 27) написано «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях». Кто, по вашему, создает все чудеса на свете: храмы, пирамиды, космические корабли? Так вот, человек – главное чудо света, и он бесценен. Каждый из вас – это чудо, ваша семья – чудо. Для мам и пап очень важно сохранить вас и ваше здоровье. Но вы сами тоже должны заботиться о родителях, родственниках.

Как вы заботитесь о них? Расскажите.

3 – Какая должна быть современная семья? Подберём прилагательные. Семья (какая?) …..,……… .

Учитель:В словаре С.И.Ожегова дается толкование слову. «Семья – группа живущих вместе близких родственников» - Кого мы считаем близкими родственниками?

Учитель:Сценка «КТО КОМУ КТО?» В-внучка, Б-бабушка.

В- Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Б- Ты Марата дочь, моего сыночка!

В- Мой папа большой, а совсем не сыночек!

Б- Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей Майры?

В- Да разве у дочки мы были? У тети!

Б- Тетю твою я в люльке качала…

В- Бабушка, стой, объясни-ка сначала!

Что, совсем запутались? Попробуем вместе.

4 Игра «Угадай, кто я?»

1. Сын моей матери. (Брат)
2. Мой родитель. (Отец)
3. Брат отца или матери. (Дядя)

4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (Мама)
6. Сестра мамы или папы. (Тетя)
7. Сын моего ребенка. (Внук)
8. Мой наследник. (Сын)
9. Сын моей сестры или брата. (Племянник)

Расскажите о своих родственниках.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,

5 Упражнение “Дорисуй”(на овале дорисовать: бабушек, маму, дедушек, папу, брата, сестру, тётю, дядю.)

Составляем древо.“Вся семья вместе и душа на месте”.

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных с ними мы связаны незримыми нитями. ”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.

– Знаете ли вы откуда родом?

– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? Что оно обозначает?

– В честь кого вас назвали? – Есть ли у вас родословное древо. -Кто его составлял?

6 Игра «Каких больше имён?».(счёт по именам, дети разделяются на группы, подсчёт учащихся в группе.) 1 группа- на букву А, 2 группа- на букву Б… -На какую букву имён оказалось больше?

7 Из чего складывается семейное счастье? Конкурс « Составь пословицу.»

Не нужен клад,(когда в семье лад.)
В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Когда семья вместе,(и сердце на месте.)
Дружная семья и землю (превращает в золото.)

8 Какие обязанности у вас в семье? Отгадайте загадки.

Отгадайте, о ком идёт речь.

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой... (бабушки).

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед).

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А теперь состарились,

Стали... (пожилыми).

Он научит вас трудиться,

От души повеселиться,

Всем ребятам он пример –

Наш родной... (пенсионер)!

Осень праздник подарила

И поздравить не забыла

Ясным солнышком к обеду

Наших бабушку и... (деда)!

На портрете парень бравый –

Это дед мой молодой.

И горжусь я им по праву,

Хоть он стал совсем... (седой).

С бабушкой моей вдвоём

Всем пример мы подаём.

И гостей мы встретим с ней

В праздник пожилых... (людей).

Острый нос, стальное ушко,

В ушке – ниточка-подружка.

Сшить обновки помогла

Нашей бабушке … (игла).

Будто цапли – длинноносы,

Нить они сплетают в косы.

Свяжут шарф и рукавицы

Нам проворно сёстры – ... (спицы).

Поскорее мне скажите,

Что за мяч из мягких нитей?

Он похож на колобок,

С длинным хвостиком... (клубок).

Близкий родственник метлы

В доме выметёт углы.

Он, конечно, не бездельник.

Сор убрать поможет... (веник).

Был толстяк когда-то в моде,

Славу заслужил в народе.

Выдыхая жаркий пар,

Чай готовил... (самовар).

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь... (пирог).

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье

Ароматное... (варенье).

9 Упражнение “Какая будет ваша семья?”. Придумать слова, характеризующую семью на буквы:с, е, мь, я. Напишите. С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, сообразительная, спортивная и т.д.

Е – единственная, единая

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная

Я – яркая, ясная

Учитель: «Что может быть семьи дороже?»

1)Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

2)Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

3)Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

4)Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!

10 Музыкальный конкурс.

Угадайте, какая это песня.

Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В траве сидел кузнечик)

Эта песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке на глазах у изумленной публики, отмечая очередную годовщину своего рождения. (Пусть бегут неуклюже)

Эта песня о девушке, которая скучала о милом человеке на берегу реки в то время, как кругом цвели плодовые деревья. (Катюша)

Эта песня о веселом мальчике, который хитростью увильнул от работы в поле по сбору урожая картофеля. (Антошка)

Эта песня об одном географическом объекте, расположенном в тропиках, на котором жители веселятся и питаются экзотическими фруктами. (Чунга-Чанга)

Эта песня о том, что идти в поход лучше всего в обществе хороших друзей, а петь песни в большом хоре. (Вместе весело шагать)

Эта песня о веселом выражении лица, которое вызывает хорошее настроение у друзей и способствует возникновению природного явления в виде разноцветных полос. (Улыбка)

Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, живущие у немолодой женщины. (Жили у бабуси…)

Что на свете всего дороже?

А что значит семья?

Это – семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Всем спасибо за активное участие. Не забудьте беречь и любить свою семью, а значит и себя.

«Крепка семья – крепка Россия. Семья и семейные ценности» КРУГЛЫЙ СТОЛ год


Задачи: - возвышение роли семьи, её статуса в нашем обществе; усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей; - укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание. Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.





Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детство сбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики. Как вы думаете, что послужило причиной для появления этого документа?


По мнению социологов: 1. Продолжается сокращение численности детского населения. 2. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. 3. Не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений). 4. Низкими темпами сокращается число детей – инвалидов, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).




Скажите, какая по-вашему, ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ? Где относятся друг к другу с уважением, не ругаются. Где все друг друга понимают. Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно. Где каждый старается помочь другому. Где родители участвуют в делах детей. Где семья – это питающая, насыщенная почва, на которой произрастает высаженное семечко…




В начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Сегодня этот показатель равен 1,5 – 2. Из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет - 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.


Какие проблемы сохранения семьи можно назвать? Сокращение рождаемости и падение прироста населения. увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин. Уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности. Возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения. Легкомысленное отношение к браку и семье. Отсутствие дисциплины и половая распущенность. Высокий процент разводов (распадается каждый третий брачный союз)


Согласны ли вы, что созданию крепкой семьи необходимо учиться? Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой организм. В нём есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти и путём набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой гарантии, что опыт всё же будет приобретён. Чаще «шишки» набивают, а толку нет. F:\История вечной любви Петра и Февроньи Муромских..flv






Рекомендации участников Круглого стола: Семейный праздник: «Родительский дом – начало начал». Гостиная «Подвиг матери». Тренинг (совместно с психологом) для старшеклассников «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни». Классный час «Наша дружная семья». Конкурс рисунков, плакатов, фотографий «Своей семье я говорю: «СПАСИБО!» Круглый стол для старшеклассников «Почему люди, уверенные, что создают семью по любви, теряют любовь в браке?» Дискуссионный клуб для старшеклассников «Как правильно выбрать свою половинку, чтобы быть всю жизнь вместе и в скорби, и в радости?»

Форма проведения: круглый стол

Тема: Отношения в семье как основа взаимопонимания

Цели и задачи:

Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основу взаимопонимания:

    Формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления;

Вступительное слово

Здравствуйте уважаемые папы, мамы! Сегодня мы с вами собрались за круглым столом поговорить о чём-то очень важном. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Сегодня мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы. Сейчас я хочу вам прочитать Китайскую притчу, а вы внимательно послушайте.

Работа с китайской притчей «Ладная семья»

Обсуждение с родителями притчи

Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение).

Какие взаимоотношения должны быть в семье?

Что для этого нужно сделать? Какие условия создать?

Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

Уважаемые родители у меня в руке «Корзина чувств», давайте напишем и назовём те чувства, которые нас беспокоят при обсуждении данной темы. Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.

Слово социального работника:

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учёбе. Взаимная информированность родителей и детей даёт возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребёнок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создаёт у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят своё отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Анкетирование

Сейчас я хочу с вами провести анкетирование, которое поможет вам понять какие у вас взаимоотношения в семье.

Анкета

    Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

    Интересуются ли дети вашей работой?

    Знаете ли Вы друзей своих детей?

    Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?

    Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

    Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

    Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.

    Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?

    Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?

    Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?

    Есть ли у вас общие занятия, увлечения?

    Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?

    Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?

Обработка результатов:

За каждый положительный ответ ставится 2 балла;

За ответ «иногда» - 1 балл;

За отрицательный ответ – 0 баллов.

20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.

10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.

9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.

Практическая работа с родителями

А сейчас я хочу вместе с вами сделать памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.

Вопросы: 1) Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье.

Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

Вывод: при общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:

· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чём ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:

· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем.

Сагимова Ташгуль Еркеновна

Черкасская средняя школа

Учитель русского языка и литературы

Круглый стол на тему

«Семья и семейные ценности»

Тема: Семья и семейные ценности

Цель: ориентирование учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Задачи: – возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;

– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Форма проведения: круглый стол.

Форма взаимодействия: коллективная (педагог, родители (родственники), учащиеся).

Методы: диспут, этическая беседа, разговор, пример, воспитывающие ситуации, тест.

Средства: мультимедийный проектор, презентация по материалам мероприятия, фотоаппарат для фотоотчёта.

Предварительная подготовка:

1)Задание родителям:

а) На лучах солнца написать роли, которые играет

ребенок в жизни (Нап-р: любимая дочь, внук, наследник, продолжатель рода или профессии, артист, певец и т.д. либо слова, характеризующие его характер, особенности личности, способности.

2. Задание детям.

а) Подготовить материал о значении своих фамилий и имен;

(можно оформить коллаж; презентацию о семье).

3. Работа педагога.

а) Плакат с мудрой заповедью: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить».

б) Оформление плаката с цитатой: «Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора –

так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие,

отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел». (Виктор Гюго).

в) Оформление общего и индивидуальных приглашений родителям на мероприятие.

г) Подготовка фоновой музыки.

Время: 40 минут.

Предполагаемый результат: Формировать навыки общения, умения ценить свою семью, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию своих родных и близких людей.

Подготовительный этап.

1. Оформление помещения; оформление родительского солнца на доске; плакаты с высказываниями; размещение коллажей семей.

2. Подготовка оборудования и инвентаря: музыкальный центр; фотоаппарат; на каждого родителя и ребенка - ручка, бланк с тестом «Какой вы родитель?», лепестки ромашки.

Ход мероприятия:

Вводная часть. (слайд 1)

Добрый день, всем присутствующим в нашем зале. Сегодня мы с вами поговорим о семье и ее ценностях. Но сначала, чтобы у нас стало теплее мы должны зажечь солнышко - какая семья без тепла. (Родители зачитывают на своих лучиках о своих детях и закрепляют лучики к солнцу).(слайд 2)

Основная часть.

Вступительное слово

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом

(Далее работа строится в виде диспута (круглого стола), во время которого учитель предлагает и направляет темы для обсуждения. Вопросы в первую очередь предлагаются ученикам. Родители и другие родственники включаются в обсуждения, дополняя или предлагая свою точку зрения).

Прошу всех сесть за наш круглый стол.

Подумайте и назовите основные проблемы по данному вопросу в государстве, которые определили появления такого документа? (Аудитория называет):

продолжается сокращение численности детского населения;

у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;

не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений);

низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения). (слайд 3)

Воспитатель. Поэтому актуальным становится процесс возрождения

казахской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания. Какой праздник в стране отмечаем 8 июля? (слайд 4,5)

Зачем нужна человеку семья? Можно ли прожить без семьи? (Высказываются различные мнения аудитории: родителей, детей, бабушек). - Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья? - Где относятся с уважением, не ругаются. - Где все друг друга понимают. - Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно. - Где каждый старается помочь другому. - Где родители участвуют в делах своих детей. (слайд 6)

Воспитатель. Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья. (слайд 7)

Как вы понимаете значения слов «жениться», «выйти замуж»? Почему, как правило, жена берёт фамилию мужа?

По каким мотивам люди чаще всего женятся и выходят замуж? (по любви и по расчету). -Есть ли различия в понятиях «влюблённость» и «любовь»?

Влюбленность любовь

Пылкость спокойствие

за что-то ни за что

для себя ради другого

Какие проблемы сохранения семьи можно назвать? (слайд 8)

Сокращение рождаемости и падение прироста населения; увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин; уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности; падение производительности труда в домашнем хозяйстве; возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения; легкомысленное отношение к браку и семье; отсутствие самодисциплины и половая распущенность; высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз). (слайд 9)

Учитель: (рассказывает притчу)

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово - «понимание», - пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье? (слайд 10,11)

Воспитатель: Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один

работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они вбудущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

Предлагается тест «Какими вы будете родителями?». Ученики выполняют его, родители по желанию могут пройти данный тест с целью узнать о типе взаимоотношений в своей семье. (Приложение 1) (слайд12,13)

Воспитатель: У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве - их слушаться, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться.

Как вы понимаете высказывание «Мать – душа семьи, отец – её дух»?

Воспитатель. Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены

семьи. В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды. (слайд14)

3. Рефлексия. Аудитория делится в произвольной форме на команды: либо разновозрастные (родители и дети), либо 2 команды детей и 1 команда родителей. Задания: 1. Вспомнить значимые или забавные моменты из жизни своей семьи. 2. Каким я вижу свою будущую семью? Какой я вижу будущую семью своего ребёнка? 3. Конкурс «Добавь пословицу». Воспитатель произносит начало пословицы, а команда – ее окончание.

Яблочко от яблони …(недалеко падает).

Яйца курицу …(не учат).

Где любовь и свет …(там горя нет).

В гостях хоршо… (а дома лучше).

Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).

Не красна изба углами…(а красна пирогами).

Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).

Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).

При солнышке тепло, а при матери... (добро).

Не нужен и клад, когда... (в семье лад).

Не красна изба углами, а... (красна пирогами).

Как родители жили, так и нас... (благословили).

Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).

4. Назвать однокоренные слова к слову «род» (родители, рождение, Родина, народ), а также синонимы к ним (Отчизна, отечество, Родина-мать).

5. Назовите родственные отношения в семье (например: свёкор, тёща, золовка, невестка, зять, дочь и т.д.).

6. Назвать значения своих имён и фамилий.

7. Придумайте синквейн на тему «Семья».

(Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так:1-2-3-5-2. То есть, в первой строчке должно быть слово, во второй-2 слова, в третьей-3 слова, в четвертой-5 слов, в пятой-2 слова. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет)

Синквейн на тему Семья:

большая дружная

любят заботятся живут

все вместе под одной крышей

ячейка общества

организованная социальная

живут обладают связаны

общностью быта и взаимной ответственностью

группа людей» (слайд15)

8. «Ромашка» - родители вместе с детьми пишут пожелания друг другу, зачитывают соединяем их в один общий цветок на нашем круглом столе, приложив при этом наши ладошки к ним, создав один общий круг – наше государство.

9. Спеть песни о семье (Родительский дом, Мама жизнь подарила мне и тебе и т.д.)

10. «Аплодисменты по кругу» (слайд16) Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Семья – это счастье, любовь и удача, (слайд 17)

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!