Сколько лет учились гимназии до революции. Дореволюционная гимназия как воспитательная система

Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года

Ещё не так давно велись споры о том, нужна ли школьная форма. Мнения педагогов, родителей и психологов были весьма противоречивыми. Но достаточно посмотреть на фотографии из 1900 года, на которых запечатлены воспитанницы российских гимназий, чтобы развеять все сомнения. Эти строгие, благородные девушки - само очарование.

1. Ученица Харьковской 2-ой гимназии

2. Учащаяся Московской гимназии

3. Елена Антипова

4. Гимназистка Наденька Забаева

5. Воспитанницы гимназий

6. Благовоспитанная девица

7. Гимназистки начала 20 века

8. Гимназистки 1-ой женской гимназии

9. Портрет гимназисток с классной учительницей

10. Княжна Зинаида Юсупова

11. Девочка за вышиванием

12. Благородные девушки

13. Сестры Юсуповы

14. Выпускница гимназии

15. Ученица Мариинской женской гимназии

16. София Яковлевна Парнох

17. Выпускница Смольного института благородных девиц

18. Гимназистка выпускница

19. Особые форменные платья


20. Элизабет Кологривова

21. Ученица Смольного института

22. Выпускница Александровского института


Женские институты — в России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Женских институтов - Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), основан в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт).

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

Женские институты создавались как сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения преимущественно для детей-сирот и девочек из малообеспеченных семей и относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. В них дети были изолированы от окружающей жизни, родители подписывали обязательства не видеть детей до окончания курса. В 19 веке сословный критерий потерял своё значение, претерпели изменения и правила строгой изоляции. С 1864 узаконено проведение дома каникул и праздников. В начале 20 века имелся 31 Женских институтов (7500 воспитанниц).

В учебные заведения зачислялись девочки 10- 13 лет на бесплатные вакансии и с 10- 16 лет на своекоштные. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать, писать и считать. Заведения обеспечивали общее, религиозное и светское воспитание. В отличие от гимназий в Женских институтах наибольшее внимание уделялось изучению новых языков, искусству и домоводству. Девочки также получали педагогическую профессию (подготовка осуществлялась в пепиньерских классах, педагогических курсах, в музыкальных, рисовальных и чертёжных классах). Лучшие ученицы зачислялись в придворную службу. За воспитание учениц несли ответственность начальница и классные дамы (две на класс).


Женские гимназии - средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские), гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии.

Женские гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские) . В 1862 Мариинское женское училище для приходящих девиц было переименовано в Женские гимназии. До 1866 было открыто в Петербурге 7 гимназий (с 7-летним сроком обучения). По их образцу были созданы гимназии в других городах. Открывались они на средства Ведомства учреждений императрицы Марии.

В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. Утвержденный в 1862 Устав женских училищ для приходящих девиц действовал до закрытия Мариинских гимназий (1918). Принятая в 1905 «Нормальная учебная табель» окончательно уравняла учебный курс гимназий с институтскими курсами. Гимназии были платными учебными заведениями. К 1911 в России было 35 Мариинских Женских гимназий с 16 тыс. учащихся.


Урок домоводства в женской гимназии. Город Кыштым, Российская империя. 1917 год.

Женские гимназии министерства народного просвещения . В 1870 женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Женские гимназии предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов, 8-го педагогического.

Курс обучения в Женской гимназии министерства народного просвещения был несколько выше, чем в Мариинских, но ниже, чем в мужских гимназиях. Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим при этом медаль — домашней наставницы. Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все Женские гимназии министерства народного просвещения были платными.

В 1880 в России было 79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 число Женских гимназий и прогимназий составило 958.


Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (например, гимназия Стоюниной в Царском Селе, классическая гимназия С. Н. Фишер в Москве). Некоторые частные гимназии носили сословный характер, например Женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. В 80-х гг. некоторые частные Женские гимназии были преобразованы в министерские.

I II

Семён Кожин, особняк Дениса Давыдова на улице Пречистенка (2005). Изображение с сайта kozhinart.com

Дом-легенда

Само здание было с историей. Мы упоминали о нем, когда вели повествование о докторе Илларионе Дуброво, одном из прототипов чеховского Осипа Дымова (повесть «Попрыгунья»). Дуброво проживал в этом доме, а до этого здесь обретался легендарный партизан-поэт Денис Давыдов. Старый рубака приобрел его в 1835 году, руководствуясь единовременным порывом (дом ему просто понравился, Давыдов писал: «Что за дом наш, милый друг! Всякий раз, как еду мимо него, любуюсь им, это Hotel или дворец, а не дом»), а потом вдруг выяснилось, что содержать этот «Hotel» стоит невероятных денег, еле удалось его продать.

До Давыдова усадьба была в собственности передовой военной семьи Бибиковых («В особливости щеголял музыкою генерал Гаврило Ильич Бибиков», – примечал по одному из поводов бытописатель и, опять таки, военный Андрей Болотов).

Затем здесь жил секретарь голландского посольства Х. Сольдейн. Его супруга, Вера Яковлевна, принимала у себя в гостях самого Пушкина (поэт писал: «Жизнь моя однообразная, выезжаю редко. Зван был всюду, но был у одной Солдан, да у Вяземской»). Затем – упоминавшийся Денис Давыдов, упоминавшийся Илларион Дуброво и, наконец, гимназия Софьи Александровны Арсеньевой.

Почтовый голубь Николай Андреевич

С.А.Арсеньева и Л.И.Поливанов; Арсеньевская и Поливановская гимназии

Эта гимназия по праву считалась элитной. Татьяна Аксакова-Сиверс писала: «В восьмидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени – Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым – были учреждены в Москве в районе Пречистенки две гимназии – Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподаватели были в большинстве случаев общие, почти все учащиеся знали друг друга, и начиная с 6-го класса между ними возникали юношеские романы.

Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика Николая Андреевича Игнатова, который переходил с урока на урок, не подозревая, что играет роль почтового голубя.

Поливановцы не имели казенной формы, они носили штатские пальто, мягкие шляпы и черные куртки с ременным поясом без бляхи, что нам казалось очень элегантным».

Очевидно, что определенную роль здесь играло именно статус школы «для своего круга». Конечно, семьи, проживающие в окрестностях Пречистенки старалась, по возможности, определить детей поближе к дому. Но это обстоятельство особой роли не играло – извозчиков в Москве хватало, а у родителей пречистенских гимназистов денег хватало не только на извозчиков, но и на собственные экипажи – по крайней мере, если попытаться поставить их доход в соответствие с расценками на пречистенское образование. А они – и в том, и в другом случае – были весьма ощутимыми.

Одна из поздних, уже советских обитательниц этого дома, М. Дриневич писала в своих мемуарах: «Немногие знают, что изящный московский особняк на Пречистенке, известный в начале XIX века как дом поэта Дениса Давыдова, в 70-е годы прошлого столетия принадлежал частной женской гимназии с пансионом. Основательницей гимназии и ее бессменным директором с 1873 года и до революции была моя двоюродная бабушка Софья Александровна Арсеньева, урожденная Витберг, родственница архитектора А. Л. Витберга, автора первого – неосуществленного – проекта храма Христа Спасителя. Все гимназическое хозяйство вела ее сестра – моя прабабушка Александра Лукинична Дриневич. У нее было три сына и три дочери, две из них – Мария Николаевна и Александра Николаевна – после окончания Арсеньевской гимназии служили там классными дамами и даже подменяли учителей иностранных языков, так как свободно читали и разговаривали на многих европейских языках. Моя мама Ольга Александровна Дриневич, внучка Александры Лукиничны, тоже окончила эту гимназию.

«Мемуаристка М. Дриневич то ли нарочно, то ли случайно делает биографию Софьи Александровны более скромной. На самом деле она была не просто родственницей, а родной дочерью архитектора Витберга.» Пётр Соколов, портрет Александра Витберга (1820-е гг). Изображение с сайта wikipedia.org

Гимназия Арсеньевой считалась элитной: плату за обучение брали большую, но и преподавание велось на самом высоком уровне. У меня сохранилась программа, из которой видно, что гимназистки в 3-м классе изучали алгебру, геометрию, анатомию, грамматику славянского языка. Особое внимание уделялось иностранным языкам».

Сохранились также мемуары, собственно, гимназистки, Т. Аксаковой-Сиверс: «Когда я в 1902 году поступила в 1-й класс, Софья Александровна Арсеньева была уже стара и отошла от непосредственного руководства школой, она жила в левом крыле большого особняка… занимаемого гимназией, и появлялась только тогда, когда случалась какая-нибудь неприятность и требовалось ее воздействие. Быть вызванной на «ту половину», как мы называли апартаменты начальницы, не предвещало ничего хорошего. Помню, как в конце ноября 1905 года в зале была назначена панихида по скоропостижно умершему ректору Московского университета Сергею Николаевичу Трубецкому. Расстроенная этой смертью, Софья Александровна вышла к нам, чтобы сказать несколько слов о покойном. Собравшиеся в зале 8 классов представляли большую толпу, не сразу замолкшую при ее появлении. На нашу начальницу нашел приступ гнева, и она ушла, хлопнув дверью, и не сказав приготовленного некролога.

Непосредственное ведение гимназических дел было в руках племянниц Софьи Александровны – Марии Николаевны и особенно Александры Николаевны Дриневич. Злые языки отмечали некоторую семейственность в управлении школой, но беды от этого никакой не было. Все родственницы начальницы: Арсеньевы, Дриневичи, Витберги были людьми высокой порядочности и эрудиции. Классной наставницей моей в продолжение 8-ми лет была тоже родственница Софьи Александровны – Надежда Александровна Сагинова (урожденная Мерчанская), отличавшаяся мягкостью и женственностью. Коса, спускавшаяся до колен и собранная в узел на затылке, так оттягивала ей голову, что она должна была иногда распускать узел и становилась в такие минуты очень моложавой.

Ко мне Надежда Николаевна относилась хорошо, и только в старших классах, когда моя «непосредственность» стала бить ключом, и я, не умея сдержать натиска обуревавших меня впечатлений, постоянно собирала вокруг себя «род веча», она прозвала меня «кумой»».

Гулять крокодилом

«Москва зимою. Пречистинка»; открытое письмо, 1904 год.

Пусть Софья Александровна и отошла от дел, все пребывало под ее контролем, да и отлажено было в активный период преподавательской и организационной деятельности основательницы и первого директора. Тот факт, что дело вели ближайшие родственницы, давал лишний повод поверить: все было устроено в соответствии традиции. Вот, строки из записок гимназистки: «Гимназия находилась как раз напротив пожарной части с каланчой. Из ворот со звоном иногда выезжала пожарная команда, и в санях проносился, козыряя мне, московский брандмайор Гартье с лихо закрученными усами на умном лице французского склада. В низкой просторной передней меня встречал швейцар Александр, маленький толстый старичок, топтавшийся на месте, как медвежонок, и его жена, дельная, быстрая старушка Наталья, ведавшая более 30-ти лет и вешалками, и кипяченой водой, и подаванием звонков. Мой класс насчитывал около 40 человек, учился хорошо, но был какой-то разношерстный…

После трех утренних уроков и завтрака мы отправлялись парами гулять по улицам (это называлось «крокодилом»). Маршрут был всегда один и тот же: по Пречистенке до Зубовского бульвара и обратно, мимо Лицея, по Остоженке. Если в кармане лежала плитка шоколада, купленная за 5 копеек в мелочной лавке гимназического поставщика Капустина, то гулять было не так скучно.

Нивелирный план Москвы 1888 года, фрагмент прилегающих к Пречистинке мест от храма Христа Спасителя до Зубовской площади. Изображение с сайта retromap.ru

Кроме того, с годами я стала обладать унаследованной от матери способностью извлекать интерес из всех жизненных положений. В три часа, к концу занятий, за мной иногда заходила мама. Когда она, в коротенькой каракулевой жакетке, такая элегантная и не похожая на других мамаш, ожидая меня, стояла внизу лестницы, по которой мы шумной лавиной спускались после звонка, я видела, что все девочки смотрят на нее с нескрываемым любопытством. Еще больший интерес возбуждала мама, когда с ней была охотничья собака Альфа. Альфа или, как я ее называла, Бубочка, появилась на Пречистенском бульваре маленьким щенком вместе со мною и прожила 12 лет как член семьи. И мама, и я одинаково ее любили, причем выражали мысль, что для простой собаки Бубочка слишком умна и что она, наверное, заколдованная принцесса».

Собака Бубочка, заколдованная принцесса

Сёстры-гимназистки начала 20 века. Москва, улица Пречистинка, женская гимназия С.А.Арсеньевой. Фото с сайта pavelbers.com

Мемуаристка М. Дриневич то ли нарочно, то ли случайно делает биографию Софьи Александровны более скромной. На самом деле она была не просто родственницей, а родной дочерью архитектора Витберга.

Если для юноши, будущего мужчины того времени желаемыми чертами характера были дерзновенность, стремление к открытиям, способность отстаивать свое мнение (и, на секундочку, иметь его), определенная эпатажность, артистизм и склонность к либерализму, то у девушки все было по-другому. Прогулки «крокодилом», неизменный маршрут тех прогулок, вовремя поданная горячая вода, а в качестве проявления крайнего либерализма – пятикопеечная плитка шоколада в кармане пальто.

Нигилистки уже появлялись, но о них больше знали по слухам и по романам господина Лескова. Женские курсы и даже университетское образование – это для самых дерзких. Идеальная женщина, идеальная жена мужу-интеллигенту расцветала как раз из таких воспитанниц, вплоть до обряда венчания верящих в происхождение собаки Бубочки из каких-то там принцесс, когда невинные эпистолярные романы с юношами-поливановцами – верх безумства.

Собственно говоря, роль Софьи Александровны в создании и поддерживании именно такой гимназии – не меньшая миссия, не меньшее служение, чем роль Поливанова. Из этой гимназии не выходили яркие личности – ученые дамы, активистки, революционерки, бомбистки. Выпускницы становились прекрасными женами, о роли каковых в устройстве семьи и общества, история, естественно, умалчивает. Но что может быть важнее традиции, которую усваивает и несет женщина – несет стойко и непублично. И скрытность, непубличность самой Арсеньевой – одно из важнейших условий всего воспитательного процесса.

Ростовская мужская гимназия была построена на средства купца Алексея Леонтьевича Кекина.
22 июня 1908 года состоялась торжественная закладка здания. Автор проекта здания - московский архитектор Павел Алексеевич Трубников.

Все строительные работы взяла на себя Петербургская фирма «Кучер-Солун». (на экране вы видите строительство в самом начале и уже почти готовое здание)
3 августа 1910 года гимназия была принята в эксплуатацию. 5 октября 1910 года, в день именин А. Л. Кекина, состоялось торжественное освящение здания и открытие гимназии.
С тех пор днем рождения гимназии, судя по многочисленным письмам и телеграммам в день годовщины от бывших учеников и преподавателей гимназии, считается 5 (18) октября.
В здании гимназии было расположено 18 классных комнат, 15 учебных и других кабинетов, 2 аудитории: одна - на 300 человек, другая - на 75 человек, актовый зал, два рисовальных класса, три рекреационных зала-коридора, гимнастический зал, два столовых зала. Всё здание трёхэтажное, рассчитанное на 720 человек учащихся. К нему примыкает трёхэтажный корпус для квартир администрации гимназии (сейчас здесь учится начальная школа нашей гимназии) и сзади дом для служителей.

Директором гимназии еще в начале строительства был назначен Сергей Павлович Моравский . Он вошел в состав строительной комиссии. По его совету была построена астрономическая обсерватория.
Это была мужская 8-ми классная классическая гимназия. Цель таких гимназий -готовить к поступлению в университет.
В построенном здании должны были разместиться 700 учеников и пансион на 120 учеников. Правда, в нашей гимназии до революции обучалось меньше учащихся, чем было положено по проекту:
В гимназии учились мальчики в возрасте от 8 до 10 лет. Обучение в гимназии длилось 8 лет. В 1-й класс гимназии принимались дети, "умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы, из арифметики - сложение, вычитание и таблицу умножения". В каждом классе полагалось не более 40 воспитанников.
Гимназический устав гласил, что "в гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания".. Бедным ученикам, отличавшимся успехами в учебе и поведении, давалась ежегодная стипендия. При гимназии с разрешения министра народного просвещения был учрежден пансион (что-то типа интерната при школе, где учащиеся жили). . В пансион принимались только воспитанники четырех младших классов гимназии. Старшие воспитанники могли проживать на съемных квартирах, если приехали из села или из других городов.

Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня, около 240 дней..
Зимние каникулы ("вакации") продолжались две недели, а летние каникулы у гимназистов в то время были менее продо-лжительными, чем у нынешних школьников, и продолжались всего шесть недель.
Воскресенья и дни великих православных церковных праздников являлись неучебными днями. В годы 1 мировой войны в здании разместили лазарет для раненых и учиться стали в 2 смены.
Зимой по распоряжению директора в 7 часов утра вывешивались флаги, чтобы объявить гимназистам, будут ли занятия: при морозе в 20 - до 25° на всех городских водозаборных будках, а при морозе в 25° и более - на городской каланче.

Какие предметы преподавали:
От современного набора предметов прежний набор отличался наличием Закона Божия, греческого и латинского языка. Арифметика, алгебра и геометрия не выделялись в отдельные предметы, а были объединены уроком математики.
Обучение в гимназии было платным. Оплата составляла 50 рублей в год, для жителей Ростова - 20 рублей из этой суммы платил город. Неимущие освобождались от платы за учебу, бесплатно пользовались горячими завтраками и бесплатно ездили на экскурсии в Москву, Петербург, по Волге, в Крым и даже за границу.

Гимназия была и тогда обеспечена всевозможными наглядными пособиями — стенными картинами, картами, таблицами, моделями, картинами для волшебного фонаря и для стереоскопа и пр. Особенно много их было для уроков природоведения, географии и истории.

Экзамены были ежегодно устные и письменные. Выдержавшие с успехом экзамены награждались похвальными листами и книгами. Окончившие курс в гимназии получали аттестаты зрелости, открывающие доступ во все высшие учебные заведения.

Педагоги: Директор гимназии утверждался министром народного просвещения. Вторым лицом в администрации гимназии был инспектор - помощник директора по учебной и воспитательной части. В штат гимназии входили преподаватели, воспитатели, законоучитель (преподаватель Закона Божия), врач и письмоводитель. При гимназии в соответствии с Уставом, действовали попечительский, а также педагогические, воспитательные и хозяйственные советы.

В Ростовской гимназии работал квалифицированный педагогический коллектив. Многие из них, когда уехали из Ростова в начале 20-х годов, стали профессорами высших учебных заведений Москвы и других городов.
Чтобы пригласить в гимназию лучших педагогов, директор искал их в других школах и даже других городах и добивался для них от городской думы повышенного жалованья.
Среди педагогов были:

  • С 1907 г. дьяк Евлампий Дмитриевич Богословский (Ярославская Духовная Семинария) - пение.
  • С 1907 г.законоучитель, священник Николай Иванович Чуфаровский (Ярославская Духовная Семинария) - Закон Божий.
  • С 1907 г. преподаватель русского языка Василий Владимирович Казанцев. (Московская Духовная Академия со степенью кандидата богословия)
  • С 1907 г. преподаватель математики Алексей Павлович Косминков (Московский Университет)
  • С 1907 г. преподаватель географии и природоведения Федор Захарьевич Чембулов (Новороссийский Университет физико-математический факультет отделение естественных наук) .
  • С 1907 г. Елизавета Федоровна Судьбинина (Московское Училище Ордена св. Екатерины) французский язык.
  • С 1907 г. Елена Георгиевна Лопатина (В С. Петербургская Васильевская женская гимназии, специально-педагогические классы С. Петербургских женских гимназий) немецкий язык.
  • В.П. Покровский- преподаватель русского языка, погибший в 1-ю Мировую войну. Евгений Андреевич Мороховец-учитель истории.
  • С 1907 г.Александр Иванович Звонилкин (Строгановское Центральное Художественно-промышленное Училище с званием ученого рисовальщика) рисование и чистописание
  • С 1908 г. Николай Александрович Ивановский (Московская Духовная Академия) латинский язык
  • С 1909 г. Александр Яковлевич Кремер (Московский Университет)- математика
  • С 1910 г.Федор Антонович Палице- немецкий язык.
  • С 1910 г. Абдулла Ибрагимович Девишев- гимнастика.
  • С 1910 г.Анатолий Константинович Фон-Траубенберг Московский Университет- - русский язык
  • С 1911 г. Протоиерей Александр Васильевич Троицкий (Петербургская Академия) - Закон Божий.
  • С 1911 г. Федор Андреевич Вознесенский (С-Петербургский филологический институт)- - латинский язык
  • С 1911 г. Вадим Феофанович Мальчевский (Московский университет)-история
  • С 1911 г. Людвиг Фобиянович Жюлья - французский язык

Преподаватели гимназии постоянно повышали свою квалификацию. Известно, что учитель рисования А.И.Звонилкин (он написал тот портрет Моравского, который вист у нас в коридоре 2 этажа) знакомился с новыми методами преподавания своего предмета на летних курсах рисования и живописи в Петербурге. А.И.Девишев в 1910 году принимал участие в учительском семинаре ручного труда в Швеции. Ф.З Чембулов - преподаватель географии знакомился с постановкой учебного дела в Бельгии и Англии.
Директор Сергей Павлович Моравский был учителем истории.
Наша гимназия входила в состав Московского учебного округа.
В гимназии все делалось для того, чтобы ученики не переутомлялись, но работали с интересом..

В гимназии был организован внимательный врачебный надзор за здоровьем учащихся. Гимназический врач Леонид Яковлевич Богданов- был квалифицированным и добросовестным доктором. Он регулярно проводил обстоятельный осмотр учащихся, присутствовал в гимназии во время уроков, а также обязательно обходил квартиры учеников, которые жили не у родителей, лечил на дому всех заболевших учеников. Врач присутствовал почти на всех педагогических советах гимназии.

В гимназии для учеников были организованы горячие завтраки, причем дети бедных родителей завтракали бесплатно. Молоко для завтраков возили из Белогостицкого монастыря.

Перемены по возможности проводились на открытом воздухе; во дворе гимназии были устроены 2 большие площадки для игр, зимой на них - каток. На переменах устраивались общие игры: лишний, крепость, колдуны, великаны, масло, юла-коровка; зимой заливали ледяную гору. Много занимались спортом.

В гимназии обязательными для всех учеников были уроки рисования и пения. Желающие из учеников могли заниматься лепкой, что они делали с удовольствием в воскресные дни в гимназии. Был организован хор и оркестры, на первых порах - балалаечников, а потом - духовой и струнный.

Проводились многочисленные экскурсии на местные предприятия, по окрестностям Ростова на лыжах и велосипедах и более длительные экскурсии - по стране и даже за границу. Выпускники гимназии 1913-1914 учебного года ездили в сопровождении своих преподавателей в Швейцарию и Германию.

В гимназии был организован ряд научных обществ, в частности, Общество по изучению Ростовского края, различные кружки (астрономический, лепки, физический и др).
Здесь была хорошая фундаментальная библиотека. Гимназисты читали книги очень охотно.

Ученики издавали много разных своих журналов, и не только старшие классы, но и младшие. В большой аудитории гимназии устраивали публичные литературные вечера, посвященные русским писателям: Некрасову, Никитину, Гаршину, Льву Толстому и др. Публичные вечера в гимназии привлекали большое внимание и посещались горожанами. Устраивались и музыкальные вечера, и любительские спектакли, в которых участвовали и гимназисты и преподаватели. Часто приглашали и профессиональных артистов. Не раз приезжали Собинов и Шаляпин. В гимназии организовывали циклы публичных лекций по самым разнообразным вопросам, причем приглашались обычно лекторы из Москвы и Петербурга.

Стали регулярными воскресные собрания. На эти собрания приходили все желающие из учеников и большая часть преподавателей. Здесь они проводили по нескольку часов в совместных занятиях и развлечениях по собственному выбору: занимались фотографией, рисованием, лепкой, музыкой, пением
В гимназии действовали следующие обязательные правила:

  1. Каждый учащийся, находясь вне стен своего учебного заведения, обязан иметь при себе ученический билет с обозначением на нем имени, отчества и фамилии, учебного заведения и класса.
  2. Прогулки учащихся по улицам, площадям, садам и бульварам и т.д. разрешались в летнее время до 10 часов вечера, зимнее и осеннее - до 8 часов вечера.
  3. Форменная одежда для учащихся обязательна. Смешанная форма, как то форменная фуражка и штатское пальто допускаются в особо уважительных случаях

В гимназии были отменены специальные надзиратели. Педагоги считали, что порядок зависит не от строгости наказания, а от самодисциплины учащихся и уважения к персоналу гимназии.
Были установлены следующие наказания:

  1. выговор,
  2. удаление из класса,
  3. стояние в классе вместо сидения,
  4. оставление после уроков,
  5. сообщение родителям о проступке учащегося,
  6. лишение права участвовать в общей игре во время большой перемены.

В 1914 г. гимназия сделала первый выпуск.
Ее первые выпускники стали известными в городе людьми.
В 1990 в год 80-летия гимназии на ее здании были открыты мемориальные доски основателям гимназии Кекину А.Л. и Моравскому С.П.

История гимназического образования в России. Становление гимназического образования

Классические гимназии в дореволюционной России существовали как общеобразовательные учебные заведения наряду со специальными реальными училищами (по уставу 1864 года были реальные гимназии, которым до 1871-го, то есть очень короткое время, также отводилась роль общеобразовательных учебных заведений). Первые давали право поступления на любое отделение университета, вторые готовили в политехникум. Классические гимназии в России поначалу и возникали в качестве подведомственных университетам и с целью подготовки в университет, так что эта связь гимназии и университета была у нас исконной. Гимназия предполагала изучение древнегреческого и латыни, давала Закон Божий, сильную математику, то есть полноценное общее образование. Поэтому в университете на всех факультетах учились широко образованные и умеющие работать люди. Математик читал по-гречески, и филолог в принципе владел основными современными сведениями по математике и естественным наукам. Таким образом, именно классические гимназии обеспечивали возможность давать в университетах действительно высшее образование для людей с широким кругозором, владевших ведущими европейскими языками, то есть тремя древними (включая церковнославянский) и двумя-тремя новыми, и знакомых с современной научной картиной мира. Но нужно сказать, что и во многих реальных училищах изучали латынь.

Все выпускники университетов - историки, философы, юристы, математики, физики, биологи - и очень многие выпускники политехникумов читали по крайней мере по-латыни. При этом нужно отметить, что гимназии давали хорошее образование как в столицах, так и в провинции. Д. И. Менделеев окончил Тобольскую гимназию и поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, который фактически был университетской структурой и размещался в здании Двенадцати коллегий. Выпускник классической гимназии Павловска Д. Д. Мордухай-Болтовской поступил по окончании гимназии на физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета, успешно занимался математическим анализом, теорией чисел, начертательной геометрией, перевел с древнегреческого Начала Евклида и математические рукописи Ньютона и написал к ним обширный комментарий. Московскую 1-ю гимназию окончил историк С. М. Соловьев, который затем учился на историко-филологическом отделении философского факультета Московского университета. Его сын, философ В. С. Соловьев, окончил Московскую 5-ю гимназию и учился на историко-филологическом и физико-математическом факультетах Московского университета.

К поступлению в университет должна готовить именно классическая гимназия, а не любого рода спецшкола. Тогда университет будет давать университетское образование и готовить настоящих ученых, а не технарей разных специальностей, в том числе гуманитарных. Что же касается нашей современной «просто гимназии», то она по своему существу есть в лучшем случае именно спецшкола, чаще всего гуманитарная или просто языковая. И поскольку в нашей системе классические гимназии как таковые отсутствуют, система российского образования с 1918 года и по сей день остается принципиально ущербной: в ней недостает того звена, которое скрепляет лучшие современные школы с европейской традицией начиная с ее истоков и вместе с тем позволяет поддерживать высокий уровень образования и в самых обычных общеобразовательных школах. И понятно почему.

ля учащихся в России - да и для педагогов - также было бы весьма полезно осознать, что без греческого и латыни мы пользуемся русским языком, как рабы, то есть не понимая его теснейших исторических и культурных связей с двумя первыми языками европейской культуры и со своей собственной историей. Достаточно вспомнить только лексику, связанную со школой, школьной программой и педагогическим процессом: директор, класс и педагог, названия дисциплин (математика, арифметика, геометрия, физика, география, биология, история, литература, физкультура), лингвистические термины (грамматика, синтаксис, пунктуация, орфография, фонема, морфема, суффикс, префикс), гуманитарная (филологическая) специализация, математическая терминология (леммы, теоремы, аксиомы) и пр., и пр. (слова из греческого и латинского выделены курсивом). Но очень трудно объяснить, что значит свободное обучение и свободное мышление, тому, кто никогда не слышал, что в основе правильного образования лежат свободные искусства - artes liberales, - и не задумывался над тем, какую именно свободу они предполагают и дают.

Понимание того, что наш родной язык теснейшим образом связан с греческим и латынью, - только начало того взгляда на мир, который с самого детства приобретают люди, получающие правильное образование. Уже начиная изучать азбуку, мы сталкиваемся с греческим алфавитом и тем самым приобщаемся к истокам европейской культуры, которая началась с изобретения алфавита в начале первого тысячелетия до Р. Х., вероятно, в IX веке; в VIII веке на основе греческого был создан латинский алфавит, а в IX веке по Р. Х. на основе греческого алфавита была создана кириллица, лежащая в основе нашего современного алфавита. Начиная изучать счет, мы сталкиваемся с наукой арифметикой, которая появилась в VI веке до Р. Х., а в самом начале XVIII века на Руси появился первый свод математических наук, Арифметика Магницкого; приступая к геометрии, отмечаем, что Евклид составил свои Начала в III веке после почти трех веков развития греческой математики, а русские переводы Начал появляются с первой половины XVIII века (полностью или в сокращении Начала переводились на русский язык восемь раз)...

Эти элементарные сведения, с которыми педагоги знакомят любого школьника, вводят ребенка в важнейшие эпизоды европейской культуры, в те тридцать веков ее развития, в результате которого она в XX веке приобрела планетарное распространение. Но классическая гимназия дает для понимания этого настоящую базу - греческий и латинский языки свыше двадцати веков (греческий - двадцать пять, латинский - двадцать три) были ведущими языками европейской культуры. Свободная ориентация в той единственной культурной традиции, которая непрерывно развивалась в течение тридцати веков и благодаря которой мы, европейцы, знакомимся со всеми прочими культурами, - вот то основание свободы, которое дает классическое образование. При этом у российского школьника сразу будет формироваться представление и о той великой роли, которую в истории Европы в течение тысячи лет играла Россия, теснейшим образом связанная как с Византией, изначально определившей нашу культуру как православную, то есть христианскую и европейскую, так и с латинским Западом, в результате чего латинский язык был в течение двух веков живым языком в наших духовных школах.

классическая гимназия - это общеобразовательная школа, где получают общее образование одаренные дети. Отсутствие таких школ - примета социальной несправедливости, прямой дискриминации со стороны общества и государства по отношению к интеллектуальному меньшинству. Справедливость в школе должна включать справедливое отношение к одаренным детям, которые имеют право на то, чтобы их разнообразные таланты могли быть развиты полноценно, причем государство должно заботиться о том, чтобы это происходило независимо от обеспеченности их родителей.

Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.

Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.

История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили ‘’языкам и философии мудрости’’. Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.

При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711г. - 77. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.

Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.

Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в 18 веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В.Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но число учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.

По инициативе М.Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы. Школа первая - ‘’российская’’ имела три класса: 1) грамматика, 2) стихотворство, 3) красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков; школа вторая - ‘’латинская’’ имела два класса: 1) грамматика, 2) синтаксис; школа третья -‘’научная’’ имела три класса: 1) арифметика, 2) геометрия и география, 3) философия; школа четвертая - европейские и греческий языки. Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.

В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.

Гимназии в XIX веке

В начале 19 века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

1. Устав 1804 года.

По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались: математика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский, французский, немецкий языки, рисование. Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.

В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила зубрежка, реальных знаний она не давала, да они были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М.Сперанский, введя экзамены на чины.

2. Реформа 1811 года.

Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С.Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, отечественный язык (русский), логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии стала подготовка к поступлению в университеты.

В 1819 году для всех гимназий был России введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет.

Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.

Продление срока обучения и уменьшение количества предметов позволило получить более детальное представление о каждом предмете.

3. Устав 1828 года.

Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I . Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С.Шишков. «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы». Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано:

  1. науки политические исключить
  2. число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить
  3. выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей
  4. списки учащихся в гимназии предоставить в полицию
  5. все предметы преподавать на русском языке.

В результате 8 декабря 1828 года “Комитет устройства учебных заведений», организованный в 1826 году, составил новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такие цели, как подготовка к поступлению в университеты и уклон на общее воспитание и образование. Обучение длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью.

Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки.

Для дисциплинарного воздействия на учеников введены «телесные наказания” - розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.

Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой.

При Николае I была введена форма для гимназистов: “Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем» - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался «университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги».

В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат - документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы 4 или 5 подлежали награждению книгами и похвальными грамотами.

Значение попечителей и инспекторов в жизни гимназии было повышено. Кончать гимназию без экзамена по латинскому языку, было разрешено в 1843 году.

Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.

Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.

Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов.

Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.

4. Реформа 1849 года.

За это время в обществе складывалось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни.

21 марта 1849 года в России была проведена следующая реформа. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделение. Первое готовило для чиновной службы, второе - для поступления в университет.

В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях из 69, исключается логика, уменьшается объем преподавания математики, увеличивается плата за обучение. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина».

В середине 50-х годов 19 века в Москве были наиболее известны 4 гимназии. Среди них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая своей задачей «воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах...»

Поливанов Л.И. и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

В гимназии Поливанова впервые была разработана и действовала программа работы с одаренными детьми. Здесь культивировалось личностно ориентированное образование и воспитание людей - оригинальных, талантливых, любознательных, деятельных. «Из детей, - говорил Л.И. Поливанов, - надо развивать живые личности, способные избирать дело по призванию, загораться только трудом, ибо трудиться для развития человеческих личностей есть дело отрадное и высокое.»

Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей - интеллигентов 20 столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди.

30 мая 1858 года утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения. Они стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 году их было 189. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской.

Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что «женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения,… и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг. »

5.Устав 1864 года.

Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.

В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

Была провозглашена безусловная всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу.

Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось.

В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.

Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. Циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов.

6.Устав 1871 года.

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден.

Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

в 1872 году - введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;

в 1873 году - утверждены правила, которые описывали их права и обязанности;

в 1874 году - было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии;

в 1887 году - повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия.

15 мая был утвержден «Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения». По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения: общее, механическое и химическое. Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д.Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением « одаренных необыкновенными способностями «. Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А.Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П.Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

7.Реформа 1905 года.

Учитывая все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году.

С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого - в третьем и четвертом, он стал языком необязательным. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.

Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства.

Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости.

В связи с событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер.

Было разрешено педагогическим советам отступать от действующих правил учеников, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Отменили экзамен по греческому языку. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата.

В 1910 году новым министром Шварцем был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы - гимназию. Устанавливалось три типа гимназии:

· с двумя древними языками

· с одним древним языком

· без древних языков, но с двумя новыми языками.

Проект Шварца и усиливал классицизм, и шел навстречу буржуазии.

Новый министр Л.А.Кассо добился у Николая II снятия этого проекта с обсуждения в Думе. Циркуляром от 28 марта 1911 года Л.А.Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе.

С назначением министром графа Игнатьева 9 января 1915 года началась работа по сбору материалов о системах образования во Франции, США и Англии. Была рассмотрена новая система образования, планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. Все предметы разбивались на общеобразовательные и воспитательные. В гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были оставлены.

Февральская революция 1917 года подвела черту под гимназическим образованием в России.

Первоначально Закон Божий не входил в ряд основных предметов, преподававшихся в гимназиях. Он даже не был упомянут в Высочайшем указе от 5 ноября 1804 года, учреждавшем систему гимназического образования в Российской империи.

Указ 1804 года предусматривал обязательность его преподавания лишь для школ низшей ступени – церковно-приходских, где обучались дети податных сословий. Возможно, это был сознательный шаг Александра I, сделанный под влиянием Великой Французской революции, наэлектризовавшей консервативную атмосферу старой Европы. Показательно, что вводившаяся в империи система многоступенчатого образования и набор предметов, предназначенных для изучения в российских гимназиях, во многом совпадают с программой переустройства системы народного образования во Франции, изложенной видным философом-просветителем Ж.А. Кондорсе в Конвенте в апреле 1792 года.

Однако уже в 1811 году, согласно Высочайшему распоряжению, Закон Божий, как «заключающий главную и существенную часть образования», был введен как обязательный и основной предмет в средних учебных заведениях России всех ступеней.

Можно назвать круг людей, непосредственно повлиявших на решение императора. Это попечитель Санкт-Петербургского учебного округа граф С.С. Уваров, разработавший альтернативную программу гимназического образования, в которой большое внимание уделялось Закону Божиему, древним языкам и словесности. Это обер-прокурор Святейшего Синода князь А.Н. Голицын и митрополит Московский Филарет (Дроздов), отстаивавшие необходимость устройства системы среднего образования на основах христианской духовности. Да и для самого императора после Отечественной войны 1812 года преимущества христианского вероучения перед разрушительным безбожием революционной Франции стали очевидными. «Пожар Москвы освятил мою душу, – признавался Александр I, – и я познал Бога…»

В 1812 году императорское распоряжение об обязательности преподавания Закона Божиего было подтверждено. Спустя семь лет член Библейского общества Н.С. Стурдза, известный к тому времени как автор “Записки о настоящем положении Германии”, где, в частности, содержалась критика германских университетов как рассадников идей революции и атеизма, по поручению Александра I составил инструкцию для учебных комитетов, в которой доказывалась необходимость изучения Закона Божиего в средних учебных заведениях. Тогда же по благословению митрополита Филарета в гимназиях было введено ежедневное чтение Нового Завета, помимо уроков Закона Божиего.

Правда, не все гимназии согласились с включением этого предмета в число обязательных учебных дисциплин. Так, педагогический совет Костромской губернской гимназии лишь в 1819 году согласился с тем, что знание Закона Божиего не мешает благовоспитанному человеку, и этот предмет наконец-таки получил свое место в учебном плане. Причем, на педагогический совет этой гимназии не было оказано никакого административного давления, и решение об обязательности его преподавания оказалось результатом свободного волеизъявления учительского коллектива.

В 1823 году был опубликован Православный катехизис, составленный митрополитом Филаретом, – основное учебное пособие по Закону Божиему в средних учебных заведениях всех ступеней. Он стал основой для составления программы по этому предмету.

Обязательность преподавания Закона Божиего была подтверждена в новом Уставе о средних учебных заведениях, изданном 8 декабря 1828 года, в царствование Николая I. В основу Устава легла уже упомянутая учебная программа графа С.С. Уварова, к тому времени министра народного просвещения. Так в Российской империи была установлена система классического образования.

По этому Уставу программа Закона Божия в гимназиях включала: изучение Священной истории Ветхого и Нового Завета – в 1-м и 2-м классах гимназий, Пространного катехизиса – в 3-м и 4-м, Церковной истории и Священного Писания в 5-м и 6-м. В 7-м, выпускном, классе, изучались обязанности христианина. В 1851 году программа была изменена. В 1-м классе, помимо Священной истории Ветхого Завета, давался краткий курс Катехизиса, повторялись и разъяснялись основные молитвы. Курс Пространного катехизиса приходился на 3–5-й классы, а в 7-м классе вместо обязанностей христианина преподавалось учение о богослужении и повторялся весь курс Закона Божия. С этого времени можно считать, что этот предмет получил окончательное оформление.

Эпоха Великих реформ, начатая Александром II Освободителем, коснулась и средней школы, и Закон Божий вновь был исключен из числа обязательных предметов.

Однако при Александре III Миротворце Закон Божий вновь возведен в ранг основного предмета, а его объем был увеличен за счет курса нравственного и догматического богословия, читавшегося в 7-м и в впервые созданном 8-м классах. Составные части курса распределялись с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Закон Божий не был изолирован от других предметов. Он имел обширнейшие межпредметные связи с курсами русского языка, литературы, отечественной и зарубежной истории, философской пропедевтики, которая включала в себя логику и психологию. Собственно говоря, Закон Божий не потому был основным предметом, что стоял на первом месте в программе, и даже не потому, что с него начинались переводные и выпускные экзамены. Он цементировал весь процесс преподавания в гимназии. Даже учебный год и продолжительность каникул зависели от годового круга православных праздников, сущность которых, кстати, объяснялась на уроках.

Хотя гимназии признавались христианскими учебными заведениями, то есть не сообразующимися с мусульманскими и иудейскими принципами веры, ни одна из гимназий не была узкопрофильной. Ни к учителям, ни к ученикам не предъявлялось ограничений по поводу их вероисповедания. Равным образом, не существовало самого понятия «православная гимназия». Напротив, Высочайшее повеление от 17 января 1829 года предписывало назначать законоучителя в зависимости от вероисповедания учеников.

Руководство гимназий в ряде случаев даже считало необходимым искать общий язык с наиболее гонимыми официальной Церковью старообрядцами. Например, ввиду многочисленности старообрядческих семей в Гомеле педагогический совет местной гимназии ходатайствовал перед попечителем учебного округа об освобождении детей-старообрядцев от вступительного экзамена по Закону Божиему и посещения этого предмета в гимназии с правом домашнего обучения по этому предмету. Удивительно то, что такое разрешение было получено.

Все эти факты свидетельствуют о достаточно гибком подходе в вопросах свободы вероисповедания при обучении Закону Божиему, хотя в российском законодательстве сама постановка этого вопроса отсутствовала вплоть до Манифеста 17 октября 1905 года, который впервые провозгласил свободу вероисповедания как неотъемлемое право подданных Российского императора.

Александр Авдеев