Статья врачебный долг превыше всего. Врачебный долг или моральная необходимость совреме

Эксперимент по реформированию чувашской медицины начался в 2002 году. Через три года было констатировано, что этот эксперимент удачен, и Всемирный банк, который с подачи минздрава давно участвует в переделке нашей социалки, выделил республике транш - один миллиард рублей, значительная часть которого пошла на реформу здравоохранения. На эти деньги Чувашия начала активно перекраивать собственную систему здравоохранения под заявленные требования. Все, что требовал банк, ныне нашло отражение в нацпроекте “Здоровье”. Но тогда, в 2002 году, этого проекта еще не существовало, и чувашский эксперимент как раз должен был наглядно доказать необходимость повсеместного реформирования медицины. Это был нацпроект “Здоровье” в миниатюре.

Чувашская реформа здравоохранения имела своей целью усиление первичного звена, стимуляцию рождаемости, оптимизацию коечного фонда. Слова все были нездешние, со столичным лоском, и потому казалось, что кроется за ними что-то бесконечно хорошее, что в корне изменит и медицину в республике, и жизнь чувашей в целом.

Чувашия - один из первых регионов в России, где население уяснило для себя понятие “врач общей практики”. Это то самое первичное звено, которое теперь всесильно укрепляется. В общепрактикующих врачей переделали бывших терапевтов, а также многих узких специалистов. Врач общей практики - это немного ЛОР, немного хирург, немного гинеколог и еще чуть-чуть окулист. В общем-то, если быть до конца откровенными, в чувашских селах врачи всю дорогу были многостаночниками. Существовали, конечно, определенные сложности формального характера с узкопрофильным лечением, но в целом дело с медицинской помощью было поставлено хорошо.

Главный врач Чебоксарского района Виктор Рафинов говорит:

У нас всегда работали как сельские клиники, так и фельдшерские пункты в отдаленных деревнях. Но в последние годы тамошние терапевты, по сути, выполняли одну-единственную роль - они работали как диспетчеры, перенаправляя больных в город или к нам, в районную больницу. А теперь они работают как полноценные специалисты.

Вот так для чувашских терапевтов закончилась вольница.

Ишаки. Радиус действия

Поселок Ишаки удален от большой районной больницы в Кугеси больше чем на 40 километров. Есть еще больница попроще и поменьше в соседнем селе Ишлеи, но дотуда тоже около 15 километров. Именно в Ишаках открылся первый чувашский офис врача общей практики. Вообще, надо отметить, открывали его в страшной спешке. В конце 2002 года то ли замотались, то ли забыли просто про обязательства начать проект, короче говоря, вспомнили про офис только накануне Нового года, когда с республиканского минздрава уже спросил президент. Не большой, конечно, - он тогда за здоровье еще не взялся, - а местный, Федоров. Выбрали Ишаки. В авральном режиме отремонтировали коттедж для клиники, как того хотел Всемирный банк, ввезли в него новый аппарат ЭКГ, набор линз для подбора очков, набор отоларинголога и двух врачей, к которым подобрали со временем по паре медсестер. Так стартовала реформа.

Елена Александровна Жирнова - одна из этих врачей общей практики. Она обслуживает 22 населенных пункта - а это 3613 человек (среди которых 615 детей). Радиус действия Елены Александровны - 15 километров, если отсчитывать от офиса в Ишаках. В селах, которые находятся дальше этого радиуса, действуют другие сельские врачи.

Елена Александровна и раньше работала в этом же поселке, в этом же коттедже, только была терапевтом. Как пришла реформа, так послали Жирнову в город учиться. Вместе с ней учиться поехала еще и Алевтина Яковлевна - она раньше в Ишаках была гинекологом. Теперь работают вместе в разных половинах коттеджа на одинаковых ставках, предполагающих президентские надбавки.

Елена Александровна живет в Чебоксарах. С ней муж и дочка-студентка. У них небольшая двухкомнатная квартира в пятиэтажке. У Жирновых еще есть сын - учится в Казани, в Суворовском училище. Раньше у них была и машина. Но в декабре ездили в Казань к сыну и по дороге попали в аварию. Больше машины нет.

Автобус из Чебоксар в Ишаки отправляется в 5.30. Рано, конечно, но зато и зарплата у Жирновой - 12 тысяч. Для села - это деньги, хотя в городе без коровы приходится выкручиваться по-всякому.

Мы с мужем хотим дом в Ишаках отстроить, - рассказывает доктор. - Сначала даже не знали, с какой стороны подступиться, а теперь, может, уже соберемся с деньгами.

Несмотря на то что формально прием начинается в восемь, очередь у кабинета Елены Александровны собирается еще в 7.30, затемно. Это из-за специфики сельской жизни: днем у всех будет много дел, и очередь рассосется уже часам к трем. Но с утра будут валить валом.

Вторник у Жирновой - суматошный день. Сначала прием, потом ехать на объезд в дальние села. А вечером, если время останется, надо будет пописать чего-нибудь. Писанины, конечно, после реформы прибавилось. А еще и компьютер…

В самом начале проекта врачам, помимо предметов первой необходимости типа набора линз и “УАЗа” для дальних выездов, дали компьютер. Один на всех пока, но врачам и так было страшно. К тому же предполагалось, что на этом компьютере врачи теперь будут вести электронные формы учета, которые надо будет пересылать в райцентр. Это такая новая форма администрирования.

Ой, я когда на учебе компьютер первый раз увидела, так волновалась, думала, совсем ничего с ним не смогу, - вспоминает Елена Александровна. - Уже и занятие закончилось, а я им говорю: нет! Никуда я не уйду, пока не научусь. Там, в Ишаках, мне спросить не у кого будет! Но постепенно освоилась как-то.

Первым на прием пришел Женя Шаров. Учится в десятом классе, в прошлом году сломал бедро, и теперь в области поясницы у него болит. Елена Александровна назначает ему кучу обследований: что-то можно будет сделать здесь же, в Ишаках, а за остальным понадобится ехать в соседние Ишлеи. В тамошней больнице работают хирурги и другие узкие специалисты. Но к ним ишакских направляют в том случае, если заболевание серьезное или нужна аппаратура, какой в Ишаках нет.

У Жени подростковые трудности с сердцем, так что Елена Александровна тут же посылает его на ЭКГ. Аппарат ЭКГ появился вместе с началом эксперимента. Раньше надо было в Ишлеи ездить, чтобы посмотреть сердце. А теперь оборудованием, пусть и нехитрым, поликлинику оснастили, пользоваться им научили, так чего бы не посмотреть глаза и уши? А то ведь крестьян к врачу, бывает, не загонишь, а пойдут показатели вниз - так с нее же, с Елены Александровны, и спросят. От хорошей, что ли, жизни она регулярно звонит фельдшерам из далеких деревень, чтобы собирали крестьян на профилактические осмотры? Граждане между тем к своему здоровью относятся крайне без-ответственно. Им-то что, они по-старому живут. А меж тем вовсю идет реформа, и на гражданах в том числе лежит колоссальная ответственность за правильный ее ход. В проекте ясно прописано: надо снизить количество хронических и острых заболеваний путем нагрузки на первичное звено. А чтобы Елене Александровне задорнее работалось, для нее, как и для других чувашских врачей, в скором времени хотят ввести превентивные меры. Тогда будет так: если полезут вверх показатели заболеваемости - по туберкулезу, например, или гинекологии, - то врача, на чьей территории такое происходит, будут штрафовать. Если чаще станет выезжать “скорая” - тоже штраф. А поощрительных мер никаких не предусмотрено, хотя вызовы “скорой” в районе за прошлый год сократились примерно на 10%, а смертность снизилась на 4%. Легко, что ли, даются эти проценты? Почему, спрашивается, “скорая” реже стала выезжать? Да потому, что вместо “скорой” общие врачи к пациентам бегают. Вон на прошлой неделе в Тойдеряках супруги выпили, поспорили, поразбивали друг другу головы. Кто среди ночи ездил зашивать? “Скорая”? Нет! Все те же ишакские врачи. Елена Александровна говорит: “Это судьба сельского врача”. И вообще она всем довольна: и работой, и реформой. Вот только зарплату на день задержали, а она на эти деньги сильно рассчитывала.

Где-то здесь кроется объяснение тому, почему эксперимент над здравоохранением в Чувашии считается особенно удачным и гремит на всю страну. Государство переложило свои обязательства по лечению населения на местные бюджеты. Местным бюджетам было сказано брать под это дело кредиты. Теперь, чтобы расплатиться, придется много работать. Не только конкретной Елене Александровне: всем врачам придется. Это - реформа здравоохранения.

Врач шаговой доступности

Первому своему сегодняшнему пациенту Женьке доктор Жирнова закрывает один глаз и просит читать буквы на табло, на какие она будет показывать линейкой. Женька читает очень уверенно: Ш, Б, Н, Ы, К. А на самом деле там что-то совсем другое, например Ы, В, М, Б, Д. Елену Александровну такой поворот событий пугает страшно. Сначала она растерянно говорит что-то по-чувашски, а потом и по-русски:

Жень, ты ж у меня на прошлом осмотре на единицу читал!

Недоглядела. Как же такое могло случиться? Завтра, как назло, проверка - чуть ли даже не из самой Москвы, а тут вон оно что.

Потом, правда, выяснилось, что Женя Шаров доктора напугал зазря. Он читал буквы, на которые указывал нижний край линейки, а не верхний, как положено.

Женька у родителей последний, шестой. У Шаровых - большая крепкая семья. Про это у Елены Александровны тоже написано в карточке. По новой системе она еще немного - и социальный работник. У нас же в этом вопросе даже министерство теперь сращенное, а что уж про простых врачей говорить. На компьютере у нее есть специальные учетные формы, где она отмечает: “семья благополучная, родители пьют мало, а то и вообще не пьют”. Женина мама Карина тоже пришла к врачу, вырвалась с работы вся как есть: в резиновых сапогах и рабочей телогрейке. Болезней у нее - тьма-тьмущая, гипертония второй степени - не самая худшая. Говорит, раньше надо было лечиться, а все руки не доходили.

У нас ведь как было? Если болит что - так это в Ишлеи ехай, у них там больница, - скороговоркой выдает она. - И когда мне в Ишлеи, если у меня то посевная, то уборка? И дома еще скотину кормить, детей кормить. У нас во время сева подъем в четыре утра, а работу закончим, бывает, и за полночь. Тут разве до врачей?

В этом месте вопреки сложившейся традиции ругать реформу здравоохранения стоит отметить и некоторые ее плюсы. Первый несомненнейший плюс состоит как раз в том, что у бригадира полеводства Карины Геннадьевны Шаровой появилась возможность дойти до настоящего врача, выкроив на это немного времени. До Ишлей добираться через четыре оврага, а Елена Александровна хоть раньше и была врачом на том же месте, но ничем толком помочь не могла, потому что, во-первых, никакого оборудования у нее не было, а, во-вторых, есть такая штука, как медицинские стандарты. Это огромные тома, диктующие, в каких объемах доктор может оказывать помощь.

Вот взять, допустим, Антония Аврамовича, 1937 года рождения, проживающего в тех же Ишаках. На Антония Аврамовича три недели назад во время работ по дому упал бычок. На рентген дедушку возили в те же Ишлеи. Выяснился перелом двух ребер. При старых порядках пациента могли бы положить в стационар, на что он, без сомнения, никогда бы не пошел: дома не только бычок, но и вообще большое хозяйство. Теперь же Антоний Аврамович долечивается в Ишаках, у Жирновой - после переобучения у нее появилась возможность оказывать мало-мальскую хирургическую помощь, что для многих селян - настоящее спасение.

А вот в ухе у меня, Лена Алесандровна, как будто вентилятор, - отчитывается Антоний Аврамович. - И все вертится, вертится…

Елена Александровна достает набор ЛОРа. Это ее гордость - отличный набор, пришел тоже в связи с реформой. Как раньше без него врачи с зеркалом работали - непонятно. У старика в ухе - огромная серная пробка. И если бы раньше, то на промывание уха ему опять же пришлось ехать в Ишлеи, хотя и в Ишаках ему все промыли бы отлично. Но тогда у врачей-терапевтов на это не было полномочий, поскольку уши - это территория ЛОРа. Из фонда ОМС такие манипуляции не оплачивались, да и для врача это было чревато разбирательствами за самоуправство.

Елена Александровна рассуждает о сути реформы здравоохранения:

Может, я что-то и не так скажу (пусть меня тогда в районе поправят), но для наших, сельских, эта общая практика хороша. Конечно, нам теперь тяжелее работать стало, но ведь и пациентов понять надо: когда им в районную больницу ездить? Они сколько лет и не лечились толком. Но вот если в городе, я так думаю, то лучше бы все-таки к “узкому” врачу пойти. Есть же все-таки разница, что мы умеем и что они. Я и с отитом, например, если острый, боюсь работать, в районную направляю.

Один из серьезнейших вопросов нацпроекта “Здоровье” звучит так: “Не приведут ли дополнительные федеральные вливания в здравоохранение к простому замещению финансирования из региональных и муниципальных бюджетов?”. Ну что здесь можно сказать? Действительно, Москва очень сильно помогает чувашскому здравоохранению. Стетоскоп, тонометр, набор отоларинголога и ремонт в кабинете брать не будем - это все пришло с началом реформы, а стало быть, это на свои деньги или же республике еще только предстоит расплачиваться c Всемирным банком. Но и…

Москва не стоит в стороне

В кабинете у каждого врача лежат несколько здоровенных томов “Стандартов оказания медицинской помощи”. Елена Александровна говорит:

Стандарты - колоссальный труд. Это же сколько времени их писать надо было!

Федеральная медицина в своих стандартах на прием одного пациента отвела от пяти до семи минут. Доктор Жирнова вздыхает: чем они только думали. За семь минут и карту-то толком заполнить не успеешь - все домой приходится таскать. А если пациент в дневной стационар пришел, то разве с ним за семь минут управишься?

Дневной стационар - еще одна новинка, пришедшая в республику вместе с траншем Всемирного банка. В отделениях общеврачебной практики ставят несколько коек, на которых проводят несложные манипуляции типа капельницы или уколов. После этого пациент сворачивает свою простынку и идет домой. Отделения дневного стационара - это другое направление реформы, именуемое “оптимизацией коек”. В чем суть оптимизации? Для простоты хочется назвать этот процесс сокращением, но чувашские врачи боятся этого слова как огня. Так что койки здесь не сокращают, а именно оптимизируют. Для села в этом, наверное, даже есть некоторый резон: крестьяне в больницу идут крайне неохотно. (Даже вот недавно ишакские врачи сразу двое родов принимали самостоятельно, потому что мамаши дотянули до последнего - хозяйство боялись оставить. И даже тот факт, что в республике построили современный перинатальный центр, их не убедил рожать по-людски.)

А как будет, если койки начнут сокращать в городских узкоспециализированных больницах, - об этом даже сельским врачам страшно думать. Но ведь все к этому идет, и не только в Чувашии.

Ближе к обеду Елена Александровна собирается на объезд в дальние села: будет смотреть молодых мам. Тамошний фельдшер уже всех обошла и предупредила. Молодые мамы кипятят чай. Водитель Алексей Михайлович прогрел старый “УАЗ” и ждет нас во дворе. Раньше, в самом начале реформы, “УАЗ” был новый. Но его забрали в Ишлеи. Елена Александровна к этому вопросу относится философски. Говорит:

У них там выездов больше, им новая машина нужнее.

А Алексей Михайлович все равно переживает: два раза в неделю на этой разладе надо врачей возить по деревням, и это если еще дополнительных вызовов не будет. А ну как не заведется?

Во вторник у Жирновой традиционный смотр новорожденных. Сегодня - в Хыршкасы, а через неделю - в другую деревню. За время действия реформы рождаемость немного повысилась и сильно сократилось количество абортов. На первый взгляд кажется, что одно здесь следует из другого. На самом деле это два параллельных процесса, проистекающих из одной причины. Мужики все ушли на заработки в Москву, Казань и в Сибирь. Теперь на демографический взрыв надеяться сложно, но, с другой стороны, и абортов стало меньше.

В этот вторник выезд у Жирновой короткий - четверых новорожденных посмотреть, один температурит. Елена Александровна давно этих детей не видела - она долго была на больничном после того, как в декабре с мужем разбилась. Теперь волнуется, все ли в порядке с детьми. Опыт подсказывает, что здесь нужен глаз да глаз:

Я вот когда в последний раз на учебе была в городе, к нам приходила женщина, москвичка. Развернули мы ее ребенка - а у него рахит. Как же так, говорю. Ну как же вы такое допустили? Вам что, врачи не говорили про профилактику рахита? А она мне отвечает: никто мне ничего не говорил, да и кому мы там нужны вообще с этой профилактикой.

Московская медицина, которая зиждется на рубле, для Чувашии, где медицина стоит на совести врачей, - одно сплошное удивление. Вот сейчас отовсюду побежали “узкие” врачи - от обиды, что им президентских доплат в 10 тысяч не дали. Из Чувашии тоже кое-кто уехал. Елена Александровна разговаривала недавно с одной знакомой, которая перебралась в Москву и хорошо там устроилась. Знакомая сказала: “Мы у своих пациентов никогда денег не просим. Они нам сами всегда дают”. А Елена Александровна подумала: “А нам здесь, бывает, и шоколадку неудобно взять”.

Вечером, когда перестанут идти больные, Жирновой надо будет заполнить все карты больных, пришедших на прием за день. Вчера было, например, 25 человек и 4 вызова. Сколько сегодня - еще неясно, потому что рабочий день не кончился. А он и после работы не кончится. В городе весь дом знает, что Жирнова - доктор. Поэтому идут к ней и днем, и ночью.

Какая уж тут клятва Гиппократа, - говорит Елена Александровна. - Здесь уже просто по-человечески сердце не выдерживает. Не кладут бабушку в больницу, а до дневного стационара ей не дойти. Чтобы на дом пришли, капельницу поставили, деньги надо платить. Ну а что ж - я сама им капельницу не поставлю?

За такую отзывчивость пенсионеры, проживающие окрест Елены Александровны, неоднократно выносили ей благодарность и даже писали в местную медицинскую газету. Но Елена Александровна к подобной практике относится с опасением, потому что ведь из этих благодарностей можно сделать вывод и о том, что у врачей в избытке остается свободного времени и можно озадачить их еще каким-нибудь нововведением.

Таблица 1

Основные показатели медицинской статистики Чебоксарского района Республики Чувашия за прошлый год (по сравнению с предыдущим)

Таблица 2

Что изменилось в работе врача ишакской поликлиники Елены Александровны Жирновой с момента начала реформы

Примечания

До начала реформы Жирнова выполняла функции терапевта. В ее обязанности входили: общая оценка состояния пациента, определение лечения общих заболеваний, а также направление больных к конкретным узким специалистам в районную больницу

В функции врача общей практики входит выполнение простейших врачебных манипуляций в области хирургии, отоларингологии, офтальмологии, гинекологии

Нагрузка возросла значительно. Но соответствует новым стандартам

Техническое

оснащение

До начала реформы в кабинете Елены Александровны были стетоскоп, механический прибор для измерения давления, весы и шкала измерения роста

Вместе с ремонтом коттеджа поликлиники, который предполагала реформа, врачи также получили аппарат ЭКГ, полуавтоматический измеритель давления, наборы отоларинголога, наборы окулиста, оборудование для дневного стационара, а также машину для выездов

1. Прибор для ЭКГ - далеко не новинка.
2. Новую машину у Жирновой забрали, заменив ее на подержанную. Тем не менее даже такая машина для врачей - большая помощь.
3. Не очень надежен полуавтоматический измеритель давления - иногда сбоит

Отчетность

Раньше с заполнением бумаг Елена Александровна укладывалась в рабочий день, успевая делать записи в карты параллельно с приемом пациентов

Теперь на заполнение бумаг Жирновой требуется значительно больше времени - от трех часов в день. Кроме того, нацпроект предполагает множество новых отчетов, которых не было раньше

Если будет введена новая система штрафов за снижение показателей, то, возможно, и зарплата у Жирновой снизится

Зарплата

Около 3000 рублей

12 000 рублей

К вопросу о врачебном долге

Микаилова В. А.Научный руководитель: к.ф.н., доцент Барсукова М.И.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

С самого момента зарождения медицина имела еще одно название - искусство врачевания. Несомненно, деятельность любого врача - это прежде всего искусство лечить, но помимо этого на плечах работника медицины всегда лежит груз тяжелого врачебного долга. Что же это такое? Изучением врачебного долга занимается наука медицинская этика. Но это понятие зародилось задолго до возникновения данной науки. Большое внимания врачебному долгу уделял древнегреческий врач, педагог и философ - Гиппократ, являющийся автором клятвы, названной в честь него. Клятва основана на его предписаниях, принятых древними медиками в качестве свода профессиональных этических норм. «Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. Она содержит основные принципы, отражающие главные обязанности врача. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками: «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панацеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому». Принцип непричинения вреда и заботы о пользе больного, доминанты его интересов: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Несмотря на то что Клятва была написана приблизительно в 460-370 годах до н.э., современные врачи также соблюдают перечисленные выше принципы и обязательства. Клятва наглядно показывает, что профессия врача предъявляет к личности особые требования. Врач - это не профессия, это не человек, владеющий знаниями в области медицины, это, прежде всего, образ жизни. Стать врачом - значит посвятить себя этой профессии полностью, и никак иначе. Стать врачом - значит ценить здоровье и жизнь больного превыше всего. Стать врачом - значит быть самоотверженным человеком, который не жалеет своих сил на повседневный и тяжелый труд врачевания. Совокупность всех этих аспектов врачебной жизни и есть врачебный долг.

  • Изучение отношений
  • 1.4. Биомедицинская этика в системе естественнонаучного и гуманитарного знания
  • Тема 2 основные принципы биомедицинской этики
  • 2.1. Специфика проявления в биомедицинской этике общечеловеческих моральных принципов и ценностей
  • 2.2. Особенности проявления Добра и Зла в медицинской практике
  • 2.3. Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты. Страдание и сострадание: вред или польза?
  • 2.4. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск и проблема ответственности. Сущность и виды риска в медицине
  • 2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?
  • Факторы ограничения действий врача
  • 2.6. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?
  • Тема 3 жизнь и смерть как главные проблемы биомедицинской этики
  • 3.1. Отношение к жизни и смерти в различных религиях и культурах
  • 3.2. Проблема ценности жизни человека: вопросы приоритета
  • 3.3. Право человека на жизнь и право на смерть. Суицид
  • 3.4. Медицина и проблема смерти: история вопроса
  • 3.5. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий. Хосписы
  • Виды смерти
  • 3.6. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него
  • 3.7. Эвтаназия пассивная и активная: за и против
  • Виды эвтаназии
  • 3.8. Морально-этические проблемы искусственного аборта
  • Тема 4 этические проблемы трансплантологии
  • 4.1. Моральные проблемы получения органов от живого донора
  • 4.2. Этические проблемы пересадки органов от трупа. Типы забора органов для трансплантации от трупа
  • 4.3. Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации
  • 4.4. Этические проблемы трансплантации фетальных органов и тканей
  • 4.5. Этические аспекты ксенотрансплантации
  • Тема 5 морально-этические проблемы помощи в наркологии и людям, живущим с вич/спиДом
  • 5.1.Этические проблемы в наркологии
  • 5.2. Действие биоэтических принципов в наркологии
  • 5.3. Морально-этические основы помощи людям, живущим с вич/спиДом
  • Тема 6 этико-деонтологические принципы в онкологии
  • 6.1. Принципы биоэтики в онкологии
  • 6.2. Типы высшей нервной деятельности и реакция онкологических больных
  • 6.3. Деонтологический подход к больным на разных стадиях заболевания
  • 6.4. Деонтологический подход к родственникам больного злокачественными новообразованиями. Особенности врачебной тайны в онкологии. Необходимость работы с родственниками онкобольного. Канцерофобия
  • Тема 7 этические проблемы проведения биомедицинских экспериментов на человеке и животных
  • 7.1. История биомедицинских экспериментов на человеке и животных
  • 7.2. Проведение исследований и экспериментов на человеке, на эмбрионах, на умственно и физически «неполноценных» людях
  • 7.3. Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных
  • 7.4. Эксперименты психотропного характера и опасность манипулирования людьми. Нюрнбергский кодекс
  • 7.5. Хельсинская декларация
  • Тема 8 этика отношений в системе «врач – больной»
  • 8.1. Исторические модели взаимоотношений в системе «врач – больной»: патерналистская и автономная
  • 8.2. Принцип сотрудничества врача и пациента
  • 8.3. Современная медицинская деонтология: статус и функции. Моральные действия врача в условиях зависимости от него жизни и здоровья пациента
  • 8.4. Вмешательство врача в личную жизнь пациента. Врачебная тайна
  • 8.5. Проблемы морально-психологических отношений в медицинских коллективах
  • 8.6. Проблемы морально-психологических отношений в медицинских коллективах
  • Литература
  • Оглавление
  • Биомедицинская
  • 2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?

    Отношением к добру и злу определяется мера свободы в деятельности врача. Давая клятву нести людям Добро, врач практически уже сделал свободный выбор. Свобода врача обеспечена гуманистическими принципами, которым подчиняется его деятельность (рисунок 2).

    Факторы ограничения действий врача

    Уровень Фармацевтические Внешние Моральные

    развития возможности обстоятельства принципы

    медицины врача

    Моральный выбор - это форма проявления свободы врача, которая имеет своеобразную иерархию ценностей, господствующих в медицинской этике: в ней человеческая жизнь - это приоритетная ценность, а здоровье человека - высшее благо.

    Возможно поэтому, несмотря на необходимость осторожного отношения врача к проблеме выбора целей и средств, врач не только имеет право на свободу, он обречен на свободу действий. Проявляется эта свобода в праве на риск, который присутствует в его деятельности постоянно. В настоящее время оценка риска в клинической практике и отношение к нему врача - это наиважнейший аспект проблемы морального выбора в современной медицине. Изучение проблемы риска во врачебной практике - это глобальнейшая задача в медицинской этике.

    Понятие «риск» близко к понятию «опасность». Опасность характеризует ту или иную жизненную ситуацию саму по себе. Риск отражает отношение субъекта к опасной жизненной ситуации, ибо он связан со свободой выбора, с сознательными решениями человека. Поэтому совершенно недопустимы случаи возрастания риска для здоровья и жизни больных по причинам некомпетентности, невнимательности врача.

    Проблема соотношения врачебной ошибки и ответственности врача подробно анализировалась в советское время И. В. Давыдовским. Он внес в понимание данной проблемы новые акценты, многие из которых остаются актуальными и сегодня:

    1. Врачебные ошибки являются досадным браком во врачебной деятельности. Нет врача, который не совершал бы диагностических и других ошибок.

    2. Врачебные ошибки - это отрицательные методы лечения и диагностики.

    3. При анализе врачебных ошибок необходимо различать незнание и невежество.

    Наличие в медицинской практике ненаказуемых врачебных ошибок и несчастных случаев не должно означать право врача на ошибку. Подобное право должно порождать элементарную юридическую ответственность за недобросовестное выполнение работы и тем более недооценку хирургического риска и запоздалое оперативное вмешательство.

    В заключение данного вопроса всем следует напомнить, что с проблемой врачебной ошибки и несчастного случая, недобросовестности и ответственности связано такое явление как ятрогения - это всякий ущерб здоровью пациента прямо по вине медика или под воздействием медицинских факторов.

    2.6. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?

    Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Профессиональный врачебный долг - это пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

    Основным принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он проявляется в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному.

    Прямое нарушение профессионального долга - черствое, формальное отношение к больному человеку. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру - профессиональный долг любого врача. Еще академик В. М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это - не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом одобрения, утешения, успокоения, чутким отношением - тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

    Следует напомнить еще об одной стороне долга. Долг врача - приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь. Однако в условиях экономической незащищенности или моральной неустойчивости врача последний может поддаться искушению, поставив на первое место собственный меркантильный интерес или простое желание избежать беспокойства и риска. В этом случае возможно нарушение морально-этического долга со стороны врача. Причем слабость воли и даже последующее раскаяние не служит оправданием содеянного. Независимо от причины такой поступок признается аморальным и считается непростительным для врача.


    Предмет профессиональная этика и деонтология

    Реферат

    Тема:


    Проверил преподаватель Выполнил

    Предмет «Этика и деонтология» Студент РМК I курса 412 группа

    Джаксон Н.Л Хисамутдинова Зульфия

      Термин этика.

      Заключение.

    Цель этики – не познание, а поступки; этика нужна не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку….

    Аристотель


    Этика - это наука о нравственности, учение о нормах поведения людей в том, или ином обществе. Врачебная этика воспитывает в каждом враче, в каждой медицинской сестре личное сознание профессионального долга и профессиональной моральной ответственности. Чувства, сознание долга – первые нравственные акции личности. Категория долг наиболее не посредственна, отражает единство общественного и личного в понятиях морали. Когда человек подчиняется императивному повелению чувство долга, мотив его поступка свободен от соображений выгоды. Где человек действует в согласии с сознанием долга, он действует без корыстно. К основным этическим категориям относятся понятие «Долг и Достоинство» эти понятия имеют тысячелетнею давность, они разрабатывались в самых различных теориях и учениях. Это приводило к тому, что данные понятия рассматривались как вечные и не низменные.

    Долг означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие долг довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать у человека появляется потребность обоснованно выполнять спои обязанности. Выполнение долга неразрывно связанно с моральными качествами личности, уровнем общественного сознания. Медицинский работник, обладающий высокими моральными качествами и хорошо знавший свое долг, выполняет его четко и качественно. Долг может пониматься формально из-за боязни нарушить законность, опасения понести общественные или административное прорицание.

    Выполнение морального долга перед обществом зависит от социально – политической сущности господствующего класса его идеологии. В годы фашизма в лагерях смерти были замучены и сожжены сотни тысяч граждан. Их подвергали, стерилизации ставились, различные «Медицинские эксперименты» возникает вопрос: должен ли, медицинский работник заботится о здоровье врагов. В принципы гуманизма и человеколюбия сочетаются с ненавистью к её врагам. В силу этих обстоятельств, руководствуясь принципами гуманности, оказывали помощь больным, и раненым военнопленным. Когда же мед работник поступает на службу в мед учреждения врага, он становится его пособником, изменяет родине.

    Моральный долг каждого медика сочетает в себе патриотизм высокие принципы интернационализма. Так, медики оказывают бескорыстную медицинскую помощь, народам многих развивающихся стран пропагандируя тем самым принципы высокой солидарности. Долг мед работника – некогда. и не под каким предлогам не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни.

    Медицинский работник, некогда не под каким предлогом не имеет права ускорить наступления смерти даже безнадежного больного он должен всеми возможными способами уменьшить страдания больного и бороться за каждые час его жизни. Назначения медика - продлевать, а не укорачивать жизнь человека.

    Поскольку профессия накладывает отпечаток на личность врача, это выражается наиболее обобщенно в сознании и чувстве его профессионального достоинства. Достоинства – это конкретное выражение нравственной силы личности.

    Профессиональное достоинство врача собирательно цельно характеризует его нравственные качества. Исполняя профессиональный долг, возлагаем на себя ответственность, личность переводит социальные требования в мотивы своего поведения. Самостоятельность независимость, свобода нравственных решений – вот слагаемые личного достоинства человека. Сознания и чувства личного достоинства исключает малодушие, льстивость, самоуничтожения и недоверия к себе. Работа медиков с больным требует большего такта, существует своеобразные этикет поведения врачей мед сестер. Огромной воспитательной силой обладает пример старших сестер. Целью воспитания являются сознания и чувства собственного достоинства который определяет в конце концов правила профессионального этикета враче, мед сестер.

    Сточки зрения морали клинической работе происходит своеобразный обмен ценностями. Больной так сказать «жертвует» доверием. Ему трудно открыть перед врачом интимные стороны своей жизни. Доверясь врачу больной делает сваё достоинства уязвимым. Уже при сборе анамнеза он вынужден выводить «аванс доверия». Врачебное поведения должно быть профессиональным, когда каждое действие несет на себе печать врачебного достоинства больного.

    В представленья больного образцовый врач – это человек долга, то есть для врача помощь больному – не только должностная обязанность, но поделено моральное воздействие. Истинные врач всегда преодолеет те привходящие обстоятельство, которые могут затруднить выполнения им его врачебного дела.

    В уставе всемирной организации здраво охранения (ВОЗ) указывается что здоровье – это социально благо- получия человека. Верность медиков своему профессиональному долгу – это залог веры больных в медицину.

    Похожие рефераты:

    Массаж как восстанавливающее, расслабляющее, тонизирующее и лечебное средство. Правила для позитивной работы массажиста, требования к нему по обслуживанию клиента. Профессиональная этика массажиста и руководство массажисту по общению с клиентом.

    Своеобразие медицинской этики, этических норм и явлений. Отличительная особенность морали, этика как философская теория морали. Профессиональная этика как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу.

    Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении, в клинике хирургических болезней, в акушерско-гинекологической клинике.

    Врач – человек, которому мы доверяем все. Эвтаназия и закон. Эвтаназия активная и пассивная.

    Деонтологические принципы Гиппократа. Принцип "не навреди" (модель Гиппократа). Необходимость профессиональной подготовки хирурга и вред невежд. Врачевание - наука или искусство? Коллегиальное решений вопросов диагноза и лечения.

    Медицина между нравственностью и моралью. Медицина между правом и моралью.

    Медицинская деонтология. Деонтология понимается как учение о долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье.

    Проблема смещения акцентов в деятельности провизора, добавления новых функций к уже привычной фармацевтической деятельности. Провизор в качестве врача-парапрофессионала - реальная необходимость нашей действительности. Фармацевтическая этика провизора.

    Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав. Уважение человеческого достоинства пациента. Обязанность хранить профессиональную тайну.

    Медицинская сестра как грамотный, самостоятельно работающий специалист, выполняющий четко разработанные функции выхаживания больного. Главные обязанности медсестры. Искусство сестринского дела. Сущность психотерапевтической деятельности медсестры.

    Онкология как один из актуальных вопросов здравоохранения. Поведение и личные качества среднего медицинского работника при исполнении своих профессиональных обязанностей в онкологии. Охрана психики больного. Деонтологические проблемы в онкологии.


    ^ Врачебный долг, совесть, милосердие

    Врачебный долг предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым врачом своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально- этического и правового регулирования медицинской деятельности.

    Долг - обязанность перед кем –либо, чем- либо. Человек долга- человек, честно, выполняющий свои обязанности (Словарь русского языка, С.И. Ожегова,1988).Слово “долг” в энциклопедическом словаре определяется “как категория этики - нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести”. У В.И. Даля: “Все должное, что должно исполнить - обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина. Исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого-либо деньги или вещи или все то, чем он обязан по обещанию или какому – либо условию”.

    Долг - это основа нравственных принципов поведения, формирующихся как сознание своих обязанностей перед людьми и обществом. С одной стороны, долг предусматривает формальное выполнение медицинскими работниками своих профессиональных, функциональных обязанностей, а с другой стороны (и это особенно важно) – подчинение в своей деятельности личных интересов интересам общества. Все эти понятия, широко исповедавшиеся отечественной интеллигенцией, сейчас возрождаются, им возвращается их истинный смысл и значение. Вместе с ними возрождаются такие качества, как честность, добросовестность, порядочность, благотворительность . В российской медицине деятельность врача всегда трактовалась как долг, как дело всей жизни, в ней постоянно присутствовал элемент самопожертвования. Известные слова: “Светя другим – сгораю сам”, провозглашенные знаменитым голландским анатомом Николаем Ван Тульпом (Тульпиусом) еще в 17 веке, как нельзя лучше отражают категории долга и совести в медицинской профессии. Они применимы не только к великим ученым, но и к рядовым врачам, самоотверженно служащим своему долгу.

    Слово “долг” часто стоит рядом со словом “честь”, В.И.Даль говорил о чести так: “Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. Но представления о чести могут быть ложными, например, когда речь идет о чести мундира. По образному выражению академика Д.С.Лихачева, “Честь истинная всегда в соответствии с совестью. Честь ложная - мираж в пустыне человеческой души ”.

    Выполнение лучшими представителями медицины своего долга перед человечеством, наиболее ярко выражены в их опытах на себе с целью изучения клиники тяжелых заболеваний и разработки методов борьбы с ними. Известный эпидемиолог Д.С.Самойлович, самоотверженный врач и ученый, героически боролся со страшными эпидемиями “черной смерти”, как раньше называли чуму. Он предложил делать прививки против чумы, и сделал их прежде всего себе.

    Профессиональный и гражданский долг с честью выполнялся советскими медиками

    в годы ВОВ. 47 врачей удостоены звания –Герой Советского Союза.

    В условиях мирного времени проблема долга в медицине столь же ответственна, как и во время эпидемии войн. Ф.М.Достоевский различал 2 вида героизма: мгновенный, внезапный, когда подвиг совершается быстро, стремительно, под влиянием порыва, в состоянии сильного эмоционального напряжения, и медленный, постоянный, незаметный, когда ежедневная будничная деятельность человека приносит такие результаты, которые по своей общественной значимости не уступают подвигу.

    Особенно свойственен этот постоянный героизм деятельности врачей хирургического профиля. Вот как передает свои впечатления о хирургической клинике профессор И.А.Кассирский, который сам не раз находился на положении больного: “Весь мир спит, а вот здесь в полусвете, в полутишине, в которой едва слышны шаги дежурных врачей и медицинских сестер, в палатах и реанимационной идет борьба, борьба за жизнь, борьба, которая должна закончиться победой над смертью… но вот произошло что-то неожиданное; должно быть у больного сильное кровотечение или коллапс. Все забегало, задвигалось… Надвинулся рассвет… А врачи продолжают свою, полную тревоги, драматическую борьбу за жизнь людей. Она будет продолжаться и весь день и опять ночь, круглые сутки и много-много суток. Бесконечный поток суток… этот бесконечный поток дней и суток – и есть жизнь врача, сердце которого без остатка отдано человеку” .

    Совесть – это чувство сознания моральной ответственности за свое поведение и поведение перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; это самосознание человека “внутренний судья”, его отношение в моральным требованиям общества, характеризует нерасторжимую связь морали и человеческой личности, способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Совесть свидетельствует от укорененности морали в личности, ее духовной глубине. “Упреки совести”, “Голос совести”, “Совесть мучает”, “Совесть не чиста”, “Потерять совесть” - из словаря русского языка С.Ожегова.

    Еще Гиппократ требовал, чтобы врач сохранял руки чистыми, а совесть незапятнанной. Хороший врач всегда сомневается в том, все ли необходимое он сделал для больного, всегда сопереживает ему. Крупнейший украинский терапевт, академик Ф.Г.Яновский, часто напоминал студентам и молодым врачам поговорку: “Доктор, не забывайте сомневаться!” Это предостережение врачу не спешить в суждениях о диагнозе, если для этого нет достаточных оснований. Сомнение никогда не должно покидать врача. Общеизвестно изречение о том, что человек может быть плохим художником или плохим писателем, но не имеет права быть плохим врачом.

    В дореволлюционной России большой популярностью пользовался выдающийся отечественный деятель. Основатель и редактор популярного в России журнала “Врач” В.А.Манассеин. Его называли “врачебной совестью”, “рыцарем врачебной этики”. Он был нетерпим ко всем ее нарушителям и считал, что хороший врач всегда должен быть исследователем у постели больного.

    Медицинскую общественность в 1886 г. взволновало самоубийство талантливого профессора-хирурга С.П.Коломнина, который первым в России осуществил переливание крови на поле боя. Он был известен не только, как новатор в хирургии, но и как большой гуманист. Однажды, готовя больную к операции, он велел ввести ей в качестве обезболивающего средства раствор кокаина в дозе, указанной во Французском медицинском журнале. Доза оказалась ошибочной, и больная скончалась на операционном столе еще до операции. Мучимый совестью профессор не мог простить себе ошибки и покончил жизнь самоубийством.

    Еще одним примером верности долгу настоящего врача является подвижничество доктора Ф.П.Гааза, одного их наиболее известных московских врачей первой половины Х!Х века. Однажды он посетил московскую пересыльную тюрьму в день отправки каторжан в Сибирь. То, что он там увидел, настолько взволновало его, что он оставил частную практику и поступил на службу врачом в эту тюрьму. Решение доктора вызвало удивление у его богатых пациентов и преуспевающих коллег. Они просили его отказаться от принятого решения, но Гааз был не преклонен: “Совесть не велит”, - неизменно отвечал он. В течение четверти века, до самой смерти он был главным врачом московской пересыльной тюрьмы, упорно боролся за улучшение элементарных условий существования каторжан, за создание небольшого приемного покоя, замену невыносимо тяжелого металлического прута, к которому приковывались каторжане во время пути на более облегченные кандалы. Его называли “святой доктор”. Когда Гааз умер, во всех тюрьмах России от Петербурга до Сибири, на гроши, собранные каторжанами были зажжены лампады. В 1911 году в Москве ему открыли памятник. На открытии которого присутствовали каторжане московской пересыльной тюрьмы. На надгробной плите Федору Петровичу Гаазу выгравированы слова, которые были девизом его жизни: “Спешите делать добро”.

    Известный Харьковский профессор- офтальмолог Л.Л.Гиршман крупный ученый и клиницист, за свою жизнь принял бесплатно свыше миллиона больных. Когда на его юбилее студенты-медики спросили у него, как мог один человек принять столько больных, профессор ответил фразой, ставшей, впоследствии крылатой: “У меня нет последнего часа работы, у меня есть лишь последний больной” .

    Имя киевского терапевта, академика Феофила Гавриловича Яновского, всегда вызывало восхищение, его также называли “врачебной совестью”, в народе уважительно называли только по имени и отчеству. Яновский не только безвозмездно лечил больных, но нередко и сам повторно без вызова посещал их на дому, бедным оставлял вместе с рецептом деньги. Смерть профессора повергла в траур весь Киев, движение в центральной части города было остановлено, заводы и фабрики прощались с ним протяжными гудками, а все прилегающие к дому улицы были заполнены народом, пришедшим проводить в последний путь своего любимого доктора.

    Андре Моруа на международном конгрессе, посвященном вопросам морали врача (Париж, 1967 г), говорил, что каждый день жизни врача омрачает тревога и безысходная жалость. Он знает, что лечить людей не ремесло, а тяжкий крест, что стать врачом – значит вступать в некий орден, в большой мере пожертвовать привязанностями семьи и дружбы, отказаться от свободы .

    Милосердие, сострадание, утешение – эти замечательные и неповторимые слова имеют огромное нравственное значение. В них заключены лучшие психологические качества человека: доброта, стремление помочь, разделить горе или беду человека. “Сестра милосердия”, “брат милосердия”, к сожалению эти слова ушли в прошлое, даже словарь дает их, как устаревшие понятия. В Санкт-Петербурге, в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. Это название сочли отжившим и переименовали ее в улицу Текстиля (Д. Гранин).

    Утрата милосердия – это лишение человека одного из важнейших проявлений нравственности. С давних времен уход за больными считался одним из самых богоугодных дел.

    По инициативе Н.И.Пирогова во время Крымской войны впервые была организована планомерная помощь раненым и больным. Когда в октябре 1854 года Пирогов прибыл в Севастополь для ближайшего наблюдения за успешным лечением раненых, ему было вверено руководство сестрами милосердия Крестовоздвиженской общины. Никогда до того женщин не посылали на поле битвы для оказания помощи раненым. Именно сестры милосердия были первыми не только в России, но и в Европе, это были простые русские женщины – жительницы Севастополя, Симферополя, других городов и сел. Среди них легендарная Дарья Лаврентьевна Михайлова – Даша Севастопольская, впоследствии награждена золотой медалью “За усердие” на Владимирской ленте и крупной денежной премией.

    Сестры милосердия участвовали в спасении жизни раненых во время русско-турецкой войны в 1877-1878 гг. Известны также аналогичные примеры деятельности в Европе: мисс Найтингейл и др., помогавшие в госпиталях. Милосердие многогранно, в дореволюционной России существовали ряд благотворительных обществ “Капля молока” - бесплатно выдавалось обеззараженное коровье молоко больным детям из бедных семей. Ясли – специальные приюты для бедных детей. “Белая ромашка” – для помощи инвалидам, сиротам, вдовам, больным туберкулезом.

    В наши дни примеры милосердия хорошо известны: землятресение в Армении, Чернобыльская трагедия, вызвали отклик во всем мире. Последовала гуманитарная помощь, известен факт, что семилетняя австралийская девочка Майред и ее десятилетний брат Саша, играя на скрипке на улицах Сиднея, собрали 4 тыс. долларов для армянских сирот. Вместе с братом Майред нарисовала марку, на которой изобразила Земной шар, опоясанный радугой с надписью: “Бог! Благослови нашу планету! Мир и счастье!”

    Трагедия в Чернобыле всколыхнула весь наш народ – 530 млн. рублей добровольно пожертвовано в фонд помощи пострадавшим от трагедии.

    В Италии (Флоренция) большой и разнообразной благотворительной деятельностью занимается итальянское общество “Милосердие” – “Мизерикордия”. В его работе широкое участие принимает молодежь, прежде всего студенты и школьники. Они занимаются доставкой больных к месту лечения на транспорте, приобретенном на пожертвования итальянцев, оказывают также амбулаторную помощь, другие разнообразные виды помощи, в том числе отдых в горах и на побережье для пенсионеров-инвалидов.

    В США особенно много фондов милосердия, около 48 тысяч. Объем их финансовых возможностей для благотворительных целей очень высок. По статистике ООН каждый 10-й человек в мире – инвалид.

    Большую роль в помощи инвалидам должны сыграть фонды Милосердия и Здоровья, Красного Креста, Детский фонд, фонд Культуры и профсоюзы. Большую роль в области милосердия может оказать церковь. Известно, что монахини всегда считались непревзойденными сиделками.

    В Европейских странах в последние годы, в России и в нашей стране получает развитие новая гуманная и милосердная деятельность – создание Хосписов – специальных больниц, для безнадежных, умирающих больных, прежде всего - онкологических. В создании первого хосписа большую помощь оказали английский публицист Виктор Зорза и английские медики. Выполняя последнюю волю дочери Джейн, заболевшую раком и умершую в хосписе, Виктор Зорзе стал инициатором распространения хосписов в мире.

    Хоспис – это не просто место, куда собирают безнадежных больных, это мировоззрение, взгляд на последние месяцы и дни жизни, как на полноценное и даже исключительно важное время бытия человека, осмысливающего свой путь. Каждый носит в себе свою смерть, но душа созревает порой лишь к последнему сроку. И для многих больных, находящихся в хосписе, может быть впервые открывается смысл жизни. Один удел больных сближает их и успокаивает. Безусловно очень важно оказать необходимую медицинскую помощь, купировать болевой синдром. Типичный английский хоспис – это стационар на 25-30 коек, и еще 150 больных на дому, которым помогают добровольцы. Кроме того, хоспис – это нечто вроде маленького клуба для своих. В идее хосписа есть и забота о близких больного. Он дает им возможность немного отдохнуть от бремени круглосуточного ухода. Люди приходят в хоспис не умирать, а жить до конца.

    Символом современного милосердия являлась хорошо известная во всем мире Мать Тереза, лауреат Нобелевской премии Мира, монахиня Римской католической церкви, настоятельница Ордена Милосердия. Этот орден ведет свою работу в 80 странах мира.

    В России Санкт-петербургское общество милосердия “Ленинград” в течении многих лет возглавлял писатель-гуманист Д.Гранин. “Уверен, говорил писатель, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство врожденное, дано нам вместе с инстинктами, в душой. Если это чувство не употребляется, не упражняется оно слабеет и атрофируется. Разумеется, чувство милосердия нравственный человек проявляет не только в отношении людей, но и животных.

    В известном стихотворении “Памятник” А.С.Пушкин писал: “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.

    Милость к падшим, милосердие к больным, обреченным, одиноким, несчастным, чувство сострадания – это лучшие качества человечества, всех культурных и нравственных людей в мире.