Суп из чечевицы: та самая похлебка - рецепт. История и значение древнейшего окультуренного человеком злака: рецепты чечевичной похлебки, упоминающейся в Библии Значение фразеологизма чечевичная

Чечевица – одна из древнейших бобовых культур. Упоминания о блюдах из чечевицы встречаются в трудах античных историков, а первые рецепты — в древнеримской кулинарной книге легендарного гурмана I в. н. э. Марка Габия Апиция. Супу из чечевицы отдавал должное и древнегреческий комедиограф Аристофан, считавший эту еду «слаще всех деликатесов». Но легендарным чечевичный суп стал благодаря драматической библейской истории про обмен права первородства на миску чечевичной похлебки, что повлияло на судьбу целого народа.

Эта история рассказана в Ветхом Завете (Бытие, гл. 25), являющемся священным текстом иудаизма и христианства. Она повествует, что у одного из патриархов иудейского народа — Исаака, и его жены Ревекки, родились два сына-близнеца. Старший сын Исав, который получил право первородства (хотя родился всего на несколько минут раньше брата), вырос охотником, человеком полей; был он, как написано в книге «мужем грубоватым и волосатым».

Следует отметить, что в древности «первенец», старший сын в семье, пользовался всеми правами и преимуществами по сравнению с остальными братьями: он наследовал большую часть имущества отца, не говоря уж о почете и уважении, которые доставались на его долю. Все это называлось «правом первородства ».

Младший сын Иаков, напротив, казался кротким, благочестивым, «живущим в шатрах», т.е. был домоседом. Потому отец благоволил Исаву, а Ревекка любила младшего Иакова. Однажды, когда он готовил чечевичную похлебку, с охоты вернулся брат его Исав, голодный, уставший и злой. «Дай мне того, красного что ты готовишь » — попросил Исав Иакова (Быт. 25:30).
«Красное» — это сочиво, то есть, разваренное зерно чечевицы. (Четырьмя стихами позже (25:34) она была названа в тексте чечевичной похлебкой ).

Иаков в ответ на просьбу брата пообещал его накормить, но при одном условии: в обмен на право первородства.
Голодный простак согласился. «Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы… » (Бытие гл.25:32-34). Так Исав пренебрег правом первородства, а Иаков занял место старшего в роде.

В те ветхозаветные времена старший сын наследовал не только родительское имущество, но и становился духовным наследником отца, получая не только права, но и обязанности. Для охотника Исава (иногда его называют Эсавом), человека грубого и необузданного, постоянно сталкивающегося со смертью, материальные сиюминутные блага были выше, чем абстрактное духовное совершенствование. Чечевичная похлебка, утолившая его голод, оказалась «равноценной» заменой богоизбранности.


«Продажа первородства», Маттиас Стом (1600-1652)

Но и для лукавого брата Иакова, обманом получившего все права старшего сына, дальнейшая судьба не была легкой. Его жизнь обратилась в нескончаемую расплату за коварство.
Тем не менее, сыновья Иакова вошли в библейскую историю как родоначальники 12 колен Израилевых, а чечевичная похлебка стала самой дорогой порцией супа в истории человечества и олицетворением торжества плотского над духовным. Само выражение «за чечевичную похлебку » перешло в разряд крылатых фраз, обозначавшую поступиться чем-то значительным ради ничтожного, низменного удовольствия или соблазна.

Легенда из Бытия не раз вдохновляла художников на создание живописных полотен. Среди живописцев, написавших картины на библейскую тему о продаже права первородства, были нидерландские художники Маттиас Стом (1600 – 1652), Ян Викторс (1619 – 1676) и Хенрик Тербрюгген (1588 – 1629).

«Исав и Иаков», Маттиас Стом
Ян Викторс, «Чечевичная похлебка», 1653
«Исав продает право первородства», Хенрик Тербрюгген, 1645

Тот же сюжет встречается на картинах голландского живописца и пастора Ламберта Якобса (1598 – 1636), и у итальянского художника Луки Джордано (1634 – 1705).



«Исав и Иаков», Якобс Ламберт

Чечевица не случайно издавна пользуется такой популярностью. Она по праву занимает место одного из самых полезных овощей. Ее зерна богаты белком (до 26%), клетчаткой, углеводами, микроэлементами (особенно магнием и железом), витамином B1, к тому же не содержит жиров и малокалорийна.

Интересно и то, что оптическая линза имеет форму чечевичного зерна, а само это слово произошло от от лат. lens - чечевица.
Именно в смысле увеличительной линзы упоминает чечевицу поэт-футурист Велимир Хлебников в своей статье «Художники мира!», написанной в 1919 году:

М ы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь, обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача – чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, – найдена. Эта цель – создать общий письменный язык, общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки, понятные и приемлемые для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире ”.

Еще одну особенность чечевица обрела в еврейских традициях. У древних евреев она считалась траурной едой. Круглое чечевичное зерно символизировало нескончаемый круговорот жизни и смерти, начало и конец. Именно для поминовения своего деда Авраама готовил чечевичный суп ветхозаветный Иаков.
Трудно сказать, каким именно рецептом он пользовался. Возможно, рецепт его супа был похож на нижеприведенный. По крайней мере, все его ингредиенты были знакомы древним евреям.

Чечевичный суп


Ингредиенты
:
1/2 стакана свежей кинзы
3 моркови
3 стебля сельдерея, включая листья
2 столовые ложки оливкового масла
1 большая луковица, нарезанная кубиками
1 измельченный зубчик чеснока
2 стакана красной чечевицы
2 л куриного или овощного бульона
1 1/2 чайной ложки тмина
1 чайная ложка иссопа или петрушки
1/2 чайной ложки сумах (по желанию)
1 лавровый лист
Соль и перец по вкусу

Нарежьте кинзу, сельдерей и морковь (кружочками). На оливковом масле пассеруйте лук до полупрозрачности. К луку добавьте сельдерей, морковь и чеснок и еще раз обжарьте.
Доведите бульон до кипения, добавьте красную чечевицу и поджарку из овощей. Варите суп до готовности.
Добавьте кинзу, петрушку, тмин, лавровый лист и сумах (по желанию), посолите и поперчите по вкусу. Размешайте, еще раз прокипятите. Дайте настояться минут 20 и подавайте горячим.

Описание библейского супа из чечевицы в современном варианте можно найти в романе Марины Галиной «Автохтоны». (Кстати, роман вошел в шорт-лист литературных премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» сезона 2015-2016 и получил премию за лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю).

Т ак я вам настоятельно советую чечевичную похлебку. Там знаете, в чем секрет? В лимонном соке. Чеснок, конечно, как всегда, еврейская кухня это любит, красная чечевица, это красное, «красное дай мне», ну, вы знаете. Морковь, лук прижаренный, сельдерей. Но без лимонного сока суп будет пресным, как любовь Гретхен. Да, еще кумин и кайенский перец. Правда, Юзеф вместо кайенского перца кладет табаско, причем, по-моему, слишком щедро, но в такую погоду это только к лучшему, согласитесь.
<…> Чечевичная похлебка красно-золотого цвета была и вправду хороша. Он так и сказал.
– Я бы за такую первородство, пожалуй, отдал.
– Да, – согласился старик, – ее так иногда и называют – суп Эсава” .
Марина Галина, «Автохтоны»,(2015)

Чечевичная похлебка (суп Эсава). Еврейская кухня

Ингредиенты :
3 ст. ложки оливкового масла;
1 нарубленная головка репчатого лука;
2 нарубленных стебля сельдерея;
1-2 моркови, нарезанные кружочками;
8 нарубленных зубчиков чеснока;
1 картофелина, нарезанная кубиками;
250 гр. красной чечевицы;
1 литр овощного бульона;
2 лавровых листа;
1-2 лимона, разрезанных пополам;
1/4 ч. ложки кумина или по вкусу кайенский перец или соус «Табаско»;
по вкусу соль и молотый черный перец;
ломтики лимона и нарубленные листья свежей петрушки для сервировки.

В большой кастрюле нагрейте масло. Положите в масло репчатый лук и пассеруйте его минут 5. Добавьте сельдерей, морковь, половину порции чеснока и весь картофель. Тушите несколько минут.
Добавьте чечевицу, влейте бульон и доведите до кипения и варите, пока чечевица и картофель не станут мягкими.
Добавьте в кастрюлю лавровый лист, оставшийся чеснок, половину порции лимона и варите суп еще 10 минут. Выньте лавровый лист. Выжмите сок из оставшихся лимонов и влейте его в суп.
Готовый суп доведите в блендере до пюреобразного состояния. Добавьте кумин, кайенский перец или соус «Табаско», приправьте солью и перцем.
Разлейте суп по тарелкам и украсьте дольками лимона и петрушкой

Чечевичный суп-пюре распространился по всему миру, но особенно популярен он в Турции. Там готовят множество его разновидностей, одной из которых является суп Мерджимек чорба (mercimek, звучит как мерджимек и является синоним слова чечевица, а çorbası (чорбаси) переводится как суп).

Кстати, похлебку чорба можно встретить также в болгарской, молдавской, сербской и македонской кухне. Скорее всего, это связано с влиянием могущественной Османской империи, насаждавшей свои обычаи среди балканских народов. Мерджимек чорбаси – густая, согревающая похлебка, которую подают с лимоном или, по желанию, можно добавить в бульон лимонный сок. Но главная фишка этого первого блюда – мята, которая делает вкус ни на что не похожим и незабываемым.

Приводим видеорецепт этого традиционного для Турции супа-пюре из чечевицы

Итак: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27).

Но слово, которое здесь у нас переведено как кроткий , может быть понято и как «цельный», то есть в своей жизни он исполнит божественное предназначение.

Исаак любил Исава … (Быт. 25, 28).

Вот тут непонятно! Казалось бы, Исаак – сам пророк Божий, патриарх Божьего народа – должен любить Иакова, который занимается исследованием Закона Божьего. Но он любит больше Исава. И здесь дается даже пояснение, почему: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Быт. 25, 28).

Если мы буквально примем этот текст, в этом прочтении, и оставим его в таком понимании, то личность Исаака меркнет! Он любит Исава из-за неких гастрономических предпочтений, потому что тот хорошо готовит мясо! И в этом случае к нему применимы слова: Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23, 8).

В идеале, родители должны одинаково хорошо относиться к своим детям, никого не выделяя и никем не пренебрегая.

Но на самом деле все сложнее. Давайте вспомним: Ной знает, какие животные чистые, какие – нечистые! Знает? Знает! И Авель знает, как приносить жертву от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4), как в Законе сказано в Книге Левит: И принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях (Лев. 3, 3).

И естественно, что они передавали эти подробности – то, что называется Священным Преданием, – из уст в уста. Пятнадцать лет и Иаков, и Исав наблюдали, как все это делал Авраам, он обучал их, возможно, с пятилетнего возраста, до пятнадцати лет. Десятилетка! Представляете, иметь такого директора школы – патриарха Авраама.

У пророков, по-видимому, были и так называемые «дома сынов пророков», пророческие школы, где обучались отроки с пяти лет. Ученики «школ пророков» назывались «сынами пророков». Это, по-видимому, ученики, ο которых упоминает и пророк Исаия (ср. Ис. 8, 16; 54, 13). В библейское время уже существовали различные правила обучения и воспитания, основанные на практическом опыте. Юношество должно было быть обучаемо соответственно его возрасту (Притч. 22, 6).

Так что эти слова: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его – можно понять вот каким образом, вот как можно расширить этот текст: «Исаак любил Исава, потому что тот приготовлял пищу по тем законам Бога, которые были установлены», – потому что невозможно представить, чтобы патриарх Исаак (в то время, когда люди уже знали, какая пища чистая, а какая нет) употреблял в пищу что-либо недозволенное.

Вот пример. Помните, после Потопа Бог повелел не вкушать пищи с кровью? Не вкушать мяса, которое отрезано от животного, когда животное еще живо. И естественно, если Ной знает, какие животные чистые, а какие нечистые, хотя они не имели еще Пятикнижия Моисея – до этого еще долго-долго-долго, – но они всё это знали. Поэтому Исаак мог любить Исава за то, что тот очень хорошо разбирался, какая пища скоромная, какая – нет, как можно готовить в постные дни, а как в праздничный день можно что-то приготовить, и правила забоя скота и дичи. Особенно он разбирался по поводу дичи, какая чистая, какая нечистая. Для ветхозаветных людей это имело большое значение: знать, какую пищу можно принести в жертву Богу, а какую – нельзя. И тогда мы можем понять Исаака – почему он дорожил своим сыном Исавом. Иаков изучает законы с дедом, с Авраамом, Исав – на практике сливает и сцеживает кровь, всё как положено делает.

А Ревекка любила Иакова. Почему? Дело в том, что на Востоке приготовление мяса – это мужское дело. И, конечно же, Ревекку никогда не допускали до этого дела. А почему она чаще общалась с Иаковом? Так ведь он чаще сидел в шатре, занимался с дедом Авраамом, пока тот был жив, а потом Исаак обязан был его обучать.

Ревека могла любить и те занятия деда и внука, сына и отца, так как напрямую обучение женщин не предполагалось.

И мы читаем:

И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом (Быт. 25, 29–30).

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова Исава: «‟Красный”, или ‟рыжий”, на еврейском языке будет edom (אדם). Таким образом, из-за того, что Исав продал своё первородство за пищу красного цвета, он получил имя Едом, то есть ‟рыжий”» . Но! Возможно, ситуация была значительно сложнее…

Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: «Накорми меня красным, красным этим . Исав не называет кушанья свойственным ему именем потому, может быть, что не знал, из чего оно сделано... Повторение же в речи его выражает торопливость и жадность. Эдом . – То есть красный». – То есть, прикидываясь в глазах отца человеком внимательным к вопросам «дозволенного» и «недозволенного», он сам не придавал этим вопросам серьезного значения. Так, лицемеря, он и проник в сердце собственного отца Исаака!

Он любит красное, вид крови возбуждает этого человека. Он пришел с поля, он не поймал ничего в этот день, а Иаков приготовил красную чечевицу, похлебку!

И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого , – ему хочется этого! Мы тоже в погоне за счастливой жизнью в России в конце XIX – начале XX века увлеклись идеями социализма, тоже захотели этого: красного, красного . С красными флагами бегали, с транспарантами бегали – ради чего? Ради счастливой жизни! «Мы будем жить во дворцах! – говорили революционеры. – Все будут сыты, обуты, одеты!» И вот этот Исав, этот духовный потомок Нимрода, красного, красного хочет! Его последователи тоже готовы отказаться от первородства, от преимуществ веры ради чечевичной похлебки.

Исав показывает, что благо животной жизни для него дороже счастья жить в Боге

И эта философия Едома – она живет и в нашем времени! В пророческих текстах имя «Едом» означает очень многое – оно уже не связано только с историческим Исавом. «Едом» – это символ готовности из-за земных наслаждений отречься от вечных благ. Своим власяным покровом Исав-Едом показывает, что благо животной и скотской жизни для него дороже преимуществ блаженного счастья жить в Боге и с Богом. Он хочет все получать теперь же и сейчас…

Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство (Быт. 25, 31).

Неужели Иаков проявляет хитрость? НЕТ! Иаков понимает, что такой человек, с такими низкими духовными качествами, не может быть лидером столь славной семьи! Он не может быть патриархом народа Божьего – его приоритеты совсем другие. До этого Иаков никак не оспаривал его первородство, но теперь, когда он рассмотрел своего брата, он сказал:

Продай мне первородство теперь же , сейчас! Раньше бы я у тебя этого не попросил, но теперь я вижу, теперь я понимаю. – Блаженный Августин пишет: «Прежде чем дошло дело до благословения, Исав уже соблазнился чечевицей, которую приготовил Иаков... и продал свое право первородства младшему брату. Он ушел с временным удовлетворением – другой брат ушел с постоянной честью. Отсюда те в Церкви, которые являются рабами временных удовольствий и удовлетворений и едят чечевицу – которую Иаков, несомненно, приготовил, но Иаков ее не ел. Идолы процветали в Египте более, чем где бы то ни было; чечевица – пища Египта; следовательно, чечевица обозначает все заблуждения не-иудеев... Теперь приложите следующее. Существует народ христианский. Но в самом народе правом первородства обладают лишь те, кто из рода Иакова. Те же, которые по плоти живут, по плоти веруют, по плоти надеются, до сих пор принадлежат Ветхому Завету, но еще не Новому. Они все еще разделяют жребий Исава, но не благословение Иакова» .

Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт. 25, 32).

С чего началась Октябрьская революция? Были хлебные бунты! Люди кричали:

– Есть нечего! Зачем нам этот царь?! Мы за кем угодно пойдем! – Это философия Исава и «Красного» Едома! Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородство (Быт. 25, 33–34).

Вот что составляет интерес многих людей! Есть, веселиться и пить. И это – серьезная проблема… И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф (Ис. 22, 12–14).

Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные (Быт. 26, 1–4).

Казалось бы, здесь повторяются те же самые обетования, которые были даны Аврааму. Да. Но именно в связи с тем фактом, что Исаак не пошел в Египет, хотя об этом голоде сказано: Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама ,  – почему Моисей напоминает о днях Авраама? Авраам спустился в Египет из-за голодной жизни, и за это последовало Божье наказание: И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт. 15, 13). Он, Авраам, пошел за хлебом в Египет – и евреи переедут в Египет из-за хлеба.

Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры

Но откуда взялись 400 лет? Они же в рабстве, если внимательно всё подсчитывать, оказались на 210 лет, мы с вами об этом уже говорили – я напомню для тех, кто не слышал. Именно потому, что Исаак не пошел путем отца, который спустился в Египет, а подражал отцу в лучшем, а не в худшем, Бог сократил время пребывания их потомков в рабстве почти наполовину: вместо 400 лет они получили 210. Но в действительности они были в порабощении даже менее 210 лет, ибо это число означает все время их пребывания в Египте, а поработили их лишь тогда, когда умер Иосиф и все пришедшие с ним в Египет. И умер Иосиф и все братья его и весь род их ; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа… И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь] (Исх. 1, 6–8, 11). Но почему же мы прочитали: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт. 15, 13)? Ответ очевиден: жить под властью хананеян и египтян – означает как бы находиться в плену у язычников (безбожников). И хотя внутренне они – Авраам, Исаак и Иаков – были свободны, окруженные языческими капищами, они чувствовали себя находящимися под гнетом дьявола и его слуг. Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры, а пока мы не освобождены Богом от власти безбожников и иноверцев, мы должны осознавать себя находящимися на оккупированной территории.

В 4‑м стихе обращает на себя внимание следующее: Умножу потомство твое … Потомство – это многие! Умножу потомство твое ,  – опять потомство: многие, – как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные . Не сказано: «в потомстве твоем благословятся все народы земные», но – в семени твоем ! Как об ОДНОМ сказано, в единственном числе. Это – о Христе! И апостолы обращали внимание на этот текст, подмечая, что когда говорится о потомстве – это о многих, а когда говорится, что в семени твоем все народы земли получат благословение,  – это об Иисусе Христе, Который и повелел апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). И только во Христе и со Христом благословение пришло ко многим.

Апостол Павел писал в Послании к Галатам: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). – И Блаженный Феодорит Кирский учит: «И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим. Посему невозможно, чтобы последовало в нем какое-либо или прибавление, или нарушение вследствие законоположения, бывшего по прошествии многого времени. Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраамовым; а это Семя есть Сам Владыка Христос. Ибо Им обетование сие приведено в исполнение и народы прияли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели, Моисей, Самуил, Илия, одним словом, все, ведущие род от Израиля по естеству, хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо сие говорит божественный Апостол: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и Семени твоему, Иже есть Христос . Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет сие наименование, как единый имевший по обетованию даровать благословение народам. Бог сказал: благословятся о семени твоем всиязыцыземнии (Быт. 22, 18). Но ни от кого другого не прияли народы сего благословения. Посему-то божественный Апостол доказывает, что обетование сильнее закона» .

Далее Господь говорит, почему Он благословляет Исаака: За то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои (Быт. 26, 5). Не сможете вы найти в Книге Бытия, когда Господь бы преподавал Аврааму, что такое повеления, уставы, законы со всеми градациями и тонкостями. Но Бог был истинным Наставником Авраама. В Духе Святом Авраам знал Закон Бога, поэтому то, что мы называем Священным Преданием, – это присутствие Духа Святого среди народа Божьего. Ведь Дух Святой – это Тот, Кто научает и наставляет нас на всякую правду! Сказано: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Итак, Исаак поселился в Гераре (Быт. 26, 6). Он (Исаак) не идет в Египет, он поселился в Гераре, но здесь когда-то был и Авраам. Авраам намолил, вымолил у Бога и это место. Здесь же были проблемы у Авраама в связи с Саррой.

Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя ,  – здесь он подражает своему отцу! потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом (Быт. 26, 7).

И много времени он там прожил, среди этих хананеян – как и мы с вами с детства живем среди людей разных политических и религиозных формаций…

Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею (Быт. 26, 8).

Вот эти сторонние люди, которые окружают нас, они всегда стремятся найти на нас какой-то компромат. «Посмотреть в окно» на языке Библии означает то же, что на русском языке – «посмотреть в замочную скважину». Помните, когда пророк Даниил молился, он открывал окна на Иерусалим? А был запрет: никому нельзя было молиться, кроме как на истукана. И он молится на этот город, а там такие физиономии соглядатаев высовываются, которые подсматривали за ним! Они услышали и увидели, наверное, как он молится, записали, наверное, на глиняных табличках: ага, молится не на истукана, всё… сейчас доносик отправим… (ср. Дан. 6, 10–13).

Поверьте мне, братья и сестры: всегда есть недоброжелатели у нас, у верующих! Люди гневливые будут говорить о нас, что мы раздражительные. Люди блудливые будут говорить о нас, что мы прелюбодеи. Люди, нечистые на руку, будут говорить о нас, что мы крадем… И все эти слухи, которые могут ходить вокруг любого из нас, на самом деле не свидетельствуют о нашем состоянии! Они свидетельствуют о том безнравственном окружении, в котором мы вынуждены жить среди современных хананеян.

Что значит: играет ? Это еврейское слово «мецахек» (מְצַחֵק), в данном случае означающее ласки между мужем и женою.

Но здесь, в его понимании, Авимелех увидел, что он (Исаак) допускает вольности. И он понял, что это жена его.

И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее. Но Авимелех сказал [ему]: что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти (Быт. 26, 9–11).

Это был очень сложный мир, в котором жили те люди, это было непростое окружение. Но о последних временах, о самых последних временах у пророка Даниила мы находим такие слова: и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан. 12, 1). То есть самые тяжелые времена – впереди! Самые тяжелые испытания, когда придется спасать своих жен, проявлять какую-то хитрость, чтобы на них не нападали.

Хотя страх совершения греха там и присутствовал, в отличие от современного нам мира.

А сейчас на улицах наших городов на наших девушек открыто посягают пришельцы. Они позволяют себе «мецахек» – играть с ними, флиртовать, неприлично заговаривать с ними! И уже люди не знают, что им делать. Как им обезопасить своих детей?

Книга Бытия – это школа выживания верующей семьи в безбожном мире

Поэтому все эти уроки имеют практический смысл для нас. Книга Бытия с 12‑й по 50‑ю главу – это школа выживания верующей семьи в безбожном мире!

И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему (Быт. 26, 12–14).

Господь всегда будет заботиться о Своих верующих до конца, Господь всегда будет помогать нам! И мы иногда удивляемся: как нам удается выживать в таких тяжелых условиях? Но вот эта Божья помощь не может быть слишком открытой, потому что зависть окружающих тогда уничтожила бы нас. Поэтому Господь, если так можно сказать, дозированно помогает нам. Он дает то самое необходимое, в чем мы действительно нуждаемся. Как сказано у апостола Павла в Послании к Тимофею: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6, 8–9).

И вот – зависть со стороны хананеян. Исаак стал великим человеком, и филистимляне стали завидовать ему.

И все колодези, которые выкопали рабы отца его, при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею (Быт. 26, 15).

Все колодези завалили и засыпали землей! Но! В той местности колодезь – это источник жизни. А в библейском понимании колодезь – это символ чистой воды слова Божьего! Потому что речная вода – не чистая, она проточная, несет в себе речной песок и мусор. Кстати, река аллегорически означает ереси. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней <…> Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену… И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою (Откр. 12, 6; 13–15). Зачем это он реку пустил? А это – ереси, заблуждения. То есть мало того, что Церковь будет гонима в последние времена, так лукавый еще и ложную воду пустит, как бы выпустит из своей пасти! А колодезь – это чистая вода. И чем глубже выкопан колодец, тем чище вода. И вот засыпали колодцы с чистой водой.

Был период в нашей истории, когда храмы были разрушены. И сейчас многие храмы стоят разрушенные, невосстановленные. Как бы колодези благодати забиты грязью, щебнем, камнем, песком… и еще – нашим равнодушием, невниманием и трусостью.

И вот когда Исаак сталкивается с этой проблемой, его главной жизненной целью станет раскопать колодцы отца. Когда нас, православных людей XXI века, спрашивают: «Какую цель вы ставите перед собой?» – мы должны знать, что наша цель – расчистить колодцы кристальной воды православного вероучения. Удалить из них всю грязь, весь этот щебень, чтобы учение святых отцов господствовало! Чтобы слово Божие, чистое, без примесей, было доступно для понимания.

А филистимляне? Они завалили и засыпали всё землею! Исаак удаляется оттуда, он располагается шатрами в долине Герарской, то есть в стороне от самого Герара:

И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его (Быт. 26, 17–18).

Надо вернуть имена нашим храмам! Надо вернуть имена нашим селам, нашим городам, улицам, если они были переименованы. И Исаак был такой человек. Он выкапывал колодцы, которые язычники забросали грязью, ведь это были колодцы его отца. И наша нация не возродится, пока мы все святыни Русской земли не очистим от щебня и мусора, которые туда набросали эти современные нам бесы-филистимляне…

Исаак понимает, что надо возрождать традицию отца. Мы должны стремиться возрождать традицию отцов. Любовь к слову Божьему должна наполнять наши сердца, мы должны углубляться в познание слова Божьего! И чем глубже колодец, чем больше усилий, тем вода будет чище.

(Быт. 26, 19).

Итак, Исаак восстановил все колодези, которые его отец, патриарх Авраам, создал, и нашел собственный колодец воды живой!

И очевидно, что опыт богообщения Авраама – совершенно самостоятелен и по-своему неповторим. И Исаак все делает для того, чтобы уберечь этот опыт, сохранить. Но и приумножить. Бог не только Бог Авраама, Он Бог и Исаака! То есть у Исаака есть собственный опыт богообщения. И он неповторим, как неповторим опыт богообщения каждого человека в его поколении.

И вот этот источник, колодезь воды живой, который выкопали рабы Исаака,  – это свидетельство о том, что жизнь продолжается. Что борьба между магизмом и единобожием, язычеством и монотеизмом идет.

И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода (Быт. 26, 20).

А им не нужна вода – у них в городах ее хватало. Они спорят, казалось бы, ни о чем: «Наша вода!» А зачем тогда колодези Авраамовы засыпали? Они хотят завладеть и этим колодезем чистой воды. Как сейчас мир хочет контролировать всё, в том числе и Церковь, и ее собственность! Они стремятся всё держать под своей рукой, чтобы в нужный момент набросать щебень и грязь в чистые источники нашего исповедования.

И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. [Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле (Быт. 26, 20–22).

Слово «Есек» – означает «спор», «раздор».

Слово «Ситна» – означает «препятствие».

Слово «Реховоф» – означает «пространное место», «свободное место».

То есть когда мы прекратим споры (Есек) и препирательства с внешними, мы устраним препятствия (Ситна), стоящие на нашем пути, и обретем свободу (Реховоф) от власти их (язычников и безбожников) над нами. Сказано: Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям (Притч. 5, 16); и еще: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6). Надо не пререкаться и спорить с ними, но игнорировать их претензии на господство и управление. Но если мы подчинимся власти нечестивых, требующих от нас подчинения их богомерзким законам, то мы непременно пострадаем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему (Еккл. 8, 9); Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4).

Но вернемся к нашему повествованию…

Что еще могут означать эти колодези? Это стратегические места для проведения миссионерской работы! Лучше мест на Востоке не найти. Что такое колодезь? Это место, где собираются самые разные люди. И тот человек, который контролирует колодец, может организовывать любые беседы и праздники у этого колодца. Люди не читали газет, не было журналов, не было телевидения, даже Интернета не было. Были колодцы – у колодезя они узнавали всё! И тот, кто контролирует колодцы, контролирует ситуацию.

Таким образом, все информационные потоки оказались в руках у патриарха Исаака. Он боролся не только за воду: да много ли надо человеку воды? Ну, три литра в день, даже меньшим можно обойтись. Он хотел контролировать поток человеческой мысли, обмен информацией – он же Божий пророк! И это были очаги миссионерского служения во имя идеалов единобожия против язычества. А бесы борются с очагами, где распространяется слово Божие, они противостоят этому. Но Исаак продолжает свое дело, восстанавливает колодцы своего отца и находит новые.

И, поверьте мне, чем больше мы углубимся в познание о Боге и Его Слове, тем чище будет вода, тем радостней будет личный опыт богообщения; но тем с большей ненавистью дьявол будет восставать на нас чрез своих приспешников. Примеры патриархов – это примеры бескомпромиссной жизни и борьбы, это примеры жизни людей, для которых воля Бога, Его, Бога, постановления, уставы, законы были превыше всего! Мы видим, как они похожи друг на друга, как они сменяют один другого – Книга Бытия показывает, как одно поколение старших верующих может повлиять на следующее, молодое поколение.

Мы с вами установили, что когда Авраам умер, Иакову и Исаву было 15 лет. Значит, он их обучал. Потом придет следующее поколение. Наступит время, когда Иаков возглавит всю свою общину. И наступит день, когда у колодезя Иакова самарянка будет беседовать с потомком Авраама по плоти, Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 4, 6–7).

И очень знаменательно то, что Исаак обнаруживает источник чистой воды, воды живой (Быт. 26, 19), бьющей из-под земли, тогда, когда он раскопал все колодцы своего отца, засыпанные язычниками.

Возрождение России произойдет, когда мы восстановим все храмы

Это для нас очень серьезная подсказка: возрождение России произойдет тогда, когда мы восстановим все храмы. И если мы действительно восстановим все храмы – это изменит ситуацию. Говоря о храмах, я имею в виду не только те места, где молились наши предки, но, прежде всего, необходимо восстановить веру в том формате, как веровали наши предки.

Восстановление храма не означает только восстановление стен: необходимо восстановить то древнее благочестие, которое было на Святой Руси. И тогда мы можем ждать новых благословений от Бога. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 3, 16–17).

И когда Исаак восстановил все колодцы своего отца, очистил их от грязи, от того, что туда набросали язычники, – только тогда он обнаруживает источник с живой водой. Поэтому, когда мы ищем возрождения для нашей земли, мы должны понять, что оно происходит, когда мы возобновляем веру наших отцов. Как поступал Исаак, восстанавливая колодцы своего отца – патриарха Авраама. Блаженный Иероним, истолковывая стих 19‑й 26‑й главы Книги Бытия: И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой , пишет: «И здесь вместо «долины» написано «поток». Потому что в долине никогда нельзя найти колодец с живой водой» . То есть речь идет об источнике, потоке, который становится руслом и наполняет всю долину, превращая ее в поток. Так и духовная жизнь начинается с реставрации того немного, что потеряли, а при бережном отношении к духовной жизни превращается в стремительный поток. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38).

Оттуда перешел он в Вирсавию. И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего (Быт. 26, 23–24).

На эти слова мы должны обратить особое внимание. Бог является к Исааку и говорит: Я Бог Авраама . Пройдет несколько столетий, и Бог явится к Моисею и скажет: … Но сейчас Он называет Себя Я Бог Авраама . Это очень важно, когда дети исповедуют веру своих отцов. Бог, являясь самодостаточным, не стыдится называть Себя Богом определенных людей. Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6), – скажет Он Моисею. Потому что Бог раскрывает Себя в вере этих удивительных людей. Вера святых подсказывает нам правильное направление к Богу. Как сказано в Книге Песнь песней:

 Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?..

– Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских (Песн. 1, 6–7).

И Церковь находит своего Жениха, подражая святым. То есть когда мы подражаем святым, идем по их стопам, мы приходим к Небесному Жениху Иисусу Христу. Сказано: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17); и еще: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). То есть, идя по следам овец, которые всегда следуют за Пастырем, мы приближаемся и к Нему Самому. Так, например, апостол Павел однажды воскликнул: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16).

Эти слова: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою , сказанные Исааку, напоминают те, которые некогда услышали позже и Авраам, и Моисей.

И для Исаака было весьма важно услышать эти слова, ведь он вступил в конфронтацию с язычниками, он восстановил колодцы, которые были ими засыпаны. Это, наверное, было непросто, наверняка же было сопротивление, но он, преодолевая все трудности, выполняет свой долг перед умершим отцом и восстанавливает все колодцы.

Здесь очень важно, что Господь делает что-то ради рабов Своих. Это значит, что наши молитвы к святым имеют библейское обоснование, это очень важно осознать.

(Быт. 26, 25).

То есть когда восстановлены колодцы отца, здесь уже можно строить что-то новое, но как бы на старом фундаменте, на вере Авраама.

Если бы мы попытались оценить жизнь этих людей с точки зрения современного мира, то их жизнь была в постоянном движении, это была очень трудная жизнь. Апостол Павел пишет: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11, 8–16).

И он устроил там жертвенник , – читаем мы про Исаака, – и призвал имя Господа . Что значит «призвать имя Господа»? Дело в том, что в древние времена было особое благоговение перед именем Бога. Когда в Иерусалимском храме произносилось четырехбуквенное имя «ГОСПОДЬ» – это делалось только один раз в году, – весь народ падал ниц. И только первосвященник мог произносить имя Божие: так было в ветхозаветной церкви. И призвание имени Божьего означает подчинение этой местности Богу. Исаак устроил Богу жертвенник и призвал имя Божие. То самое имя, которое мы благословляем и святим: «Да святится имя Твое» – и которое для нас, христиан, раскрывается в имени ИИСУС (יְהוֹשֻׁעַ), ибо имя Иисус прямо проистекает от четырехбуквенного имени Бога, и в нем мы видим три первых буквы – י йот, ה хет и ו вав. И апостолы прямо учили об имени Сына Божия: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 11–12).

Итак, Исаак устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской] (Быт. 26, 25). То есть не только жертвенник, но раскинутый шатер и выкопанный колодезь – это место, где можно жить. Раскинутый шатер аллегорически обозначает присутствие Божественной благодати, Божественного сияния над этим местом, особого Божьего покровительства. Также шатер означает и место учения и совместной молитвы чад Божиих.

А кто-то ограничил и ограничивает свои интересы миской с чечевичной похлебкой…


Вот чем притча отличается от проповеди? Проповедь точна, она назидательно направляет в нужное место. Притча не дает прямого ответа, только подсказывает решение. С другой стороны, проповедь пригодится ограниченно, а притча и через несколько тысячелетий сможет соединиться с реальностью.

Притча о продаже первородства - одна из самых древних. Правда, сколько раз ее слышал, столько оставались какие-то белые пятна в ее понимании. Хотя что-то и прояснялось.

В заголовке картина Маттиаса Стомера "Исав и Иаков"

Вот что сказано в книге Бытия.


27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

31. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.

32. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

33. Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.

34. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

(Книга Бытие 25:27-34)


Т.е. сначала Исав символически отказывается от первородства. Поскольку понятие "первородства" было для меня незнакомо, прямиком полез в словарь.

Первенец, или первородный сын - в древности пользовался особенными правами и преимуществами: ему принадлежала, после главы семейства, власть над прочими членами семьи и господство над домом и родом; он получал в наследство двойную часть из имения отца; у евреев вместе с особенным благословением, переходившим от отца к сыну, он приобретал преимущество быть родоначальником обетованного Избавителя. [Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]


Картина Лука Джордано. Исаак, Благословляющий Иакова. XVII в.

После того, как Исав отказывается от первородства на словах, проходит некоторое время. И настает час, когда отец должен благословить старшего сына, передать ему высшую духовную миссию и, кроме того, назначить наследником. В этот час отец подзывает Исава и дает ему наказ отправиться на охоту и приготовить кушанье. Пока Исав охотится, происходит остросюжетная кампания обмана.


1. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

3. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

4. и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

6. а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

7. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

9. пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10. а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12. может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14. Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова;

16. а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17. и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19. Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22. Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24. и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.

27. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;

28. да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29. да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!

30. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35. Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения?

37. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.

39. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

Отца законным первенцом - Исавом, который женится "на дочерях Ханаана, хеттеянках и евеянках" , позволяет им "поклоняться, по наследственному их обычаю, природе и истуканам на глазах у родителей" . И самое обидное для отца, "что и сам [Исав,- прим.] был равнодушен к высокому Аврамову наследию и, заключив на юге охотничье-религиозный союз с сеирцами, открыто служил громовержцу Куцаху" . А ведь первородный, как мы помним, получал особое благословение распространять веру и передавать ее потомству. Слепота реальная или вымышленная становится выходом для Исаака (отца). Поэтому отец, как пишет Томас Манн, "пребывал в темноте, чтобы его обманули вместе с Исавом, его старшим" .

Выходит, что непосредственно ритуальный обман - чисто техническое исполнение чего-то, что уже произошло ранее. Исав уже выменял, продал свою честь взамен на похлебку символически , на словах. Слово имело особое, почти магическое значение, оно давало возможность предметам и явлениям обрести себя. Поэтому дальнейших ход событий уже предопределился . И отец и братья и мать - все уже знают, что будет дальше и каждый играет свою уготованную роль. Исаак (отец) хочет обмануться, Исав предвкушает триумфальное начало ритуала и позорное его завершение, Иаков знает, что получит благословение.

Продажа первородства за чечевичную похлебку - это отказ от особого благословения, от господства над своим домом и родом, отказ от великой исторической миссии. Если хотите, это метафизическое падение человека, которое накладывает отпечаток позора и на все потомство.

Всем знакома фраза "Продаться за чечевичную похлебку". Впервые я услышала ее в детстве. Приставала к старшим с вопросами: " Что такое чечевичная похлебка? Как можно продаться за нее?" Мой мудрый папа объяснил, что это отдать что-то очень дорогое в обмен на ерунду. Дорогое же у человека - это честь, достоинство, свобода. А ерунда - это и есть чечевичная похлебка, дешевое пойло. Много позже я все-таки узнала происхождение этого фразеологизма.

Случилось это так давно, что об этом написано еще в Ветхом Завете. У Исаака и Ревекки было два сына-близнеца: Исав и Иаков. Исав родился на минуту раньше, значит был старшим. Тогда была такой закон - право первородства. Согласно ему старший сын являлся главным наследником отца.

Младший брат был умнее и хитрее старшего. Как-то Исав сильно проголодался и попросил Иакова накормить его. Тот согласился при одном условии: отдать ему право первородства. Как пишет Библия: "Дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы.... и пренебрег Исав первородство". Вот такой неравноценный обмен случился в ветхозаветные времена. Это так впечатлило людей, что и через тысячелетия фраза о чечевичной похлебке применяется при любом подходящем случае.

Знаменитую похлебку я попробовала впервые в Израиле. Холодными зимними вечерами соседка моя часто варила что-то. Запах этого блюда проникал ко мне в квартиру. Голова начинала кружиться даже на сытый желудок. Несколько месяцев я терпела и гадала: что это за ароматное варево такое. В конце концов не выдержала и попросила соседку, коренную израильтянку, открыть свою кулинарную тайну. Секрета Ципи не делала: это была чечевичная похлебка - любимое блюдо местного населения.

Прошло много лет с тех пор, как я приехала в Израиль. И много лет назад, благодаря доброй соседке, я научилась варить этот знаменитый супчик. Моя разросшаяся за эти годы семья очень любит, когда я его готовлю. В промозглую погоду так хорошо поесть горячей чечевичной похлебки. Вдыхаешь ее аромат и чувствуешь, что с насыщением приходит мысль: "А жизнь-то налаживается!" Иногда вспоминаю бедного Исава и думаю: "Может, не такой он уж и глупец был, что продался за чечевичную похлебку?"

Для тех, кто хочет ощутить вкус истории, даю рецепт.

На четверых едоков:

1 столовая ложка оливкового масла
1 нарубленная луковица
1 морковь, нарезанная мелкими кубиками
2-3 зубчика чеснока, мелко нарезанного
3 нарезанных помидора или 400 г консервированных нарезанных помидоров
1 столовая ложка сладкой паприки
1 чайная ложка молотого чили
1 столовая ложка тмина
1 столовая ложка измельченных семян кориандра
Лимонный сок (из 1 лимона)
1/2 стакана красной чечевицы
1/4 стакана коричневого риса
6 стаканов овощного бульона или воды
1/4 стакана бургуля или кускуса
Соль и черный молотый перец
2 столовые ложки сушеной мяты

Способ приготовления:

1. Нагреть оливковое масло в кастрюле и обжаривать лук и морковь 3 минуты.
2. Добавить чеснок и обжарить до появления аромата. Добавить помидоры, специи и лимонный сок и готовить, помешивая, еще минуту или две.
3. Добавить чечевицу, рис и бульон или воду и довести до кипения.
4. Уменьшить огонь, накрыть крышкой и варить на медленном огне 25 минут. Добавить бургуль, соль, перец и мяту, перемешать и варить еще 10 минут или пока суп не загустеет, а рис не станет мягким.

Приятного аппетита!

Иллюстрация: "Иаков и Исав" 1844, Civica Пинакотека Тосио Martinengo (Брешия, Италия)

Веласкес. « Исав продает Иакову право первородства за чечевичную похлебку». 1800 г.

«Продать за чечевичную похлебку» - значит променять что-то значительное, по-настоящему важное на что-то сиюминутное, не имеющее подлинной ценности.

Иначе говоря, сильно продешевить. Например, так можно сказать, когда человек бросает семью ради кратковременной связи на стороне. Или когда алкоголик отдает свою квартиру за ящик водки.

В общем-то, смысл выражения ясен.

Чечевичная похлебка - это действительно что-то малоценное. Но почему именно о ней говорится в этом крылатом выражении?

Дело в том, что фраза о похлебке происходит от одной библейской истории, которая рассказывает как раз о подобном неравноценном обмене.

В Ветхом завете в книге Бытия рассказывается, что у Исаака, одного из еврейских патриархов, было два сына близнеца - Исав и Иаков. Исав появился на свет первым, а Иаков следом, держась за пятку брата. Это обстоятельство определило судьбу братьев. Исав по древнему закону считался первородным. А это значило, что он получал право на наследство отца, почет и уважение в обществе, а также отцовское благословение, которое в те времена не было просто словами, а ценилось чуть ли не более наследуемого богатства.

Исав стал искусным охотником и все время проводил в полях на охоте. Однажды он вернулся домой очень уставший и голодный. Иаков в это время приготовил чечевичную похлебку. Исав попросил у брата это кушанье, на что Иаков предложил обмен: он отдаст похлебку, а брат уступит ему право первородства. Исав был так голоден, что, не задумываясь, сказал: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову». Отсюда и пошло это выражение – «продать за чечевичную похлебку».