Вопросы по поэме гоголя мертвые души. "мертвые души" открытые вопросы

«Мертвые души» — поэма на века. Пластика изображаемой действительности, комичность ситуаций и художественное мастерство Н.В. Гоголя рисуют образ России не только прошлого, но и будущего. Гротескная сатирическая реальность в созвучии с патриотическими нотками создают незабываемую мелодию жизни, которая звучит сквозь столетия.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков отправляется в дальние губернии, чтобы купить крепостных. Однако его интересуют не люди, а только фамилии умерших. Это необходимо для подачи списка в опекунский совет, что «обещает» большие деньги. Дворянину с таким количеством крестьян были все двери открыты. Для реализации задуманного он наносит визиты помещикам и чиновникам города NN. Все они обнаруживают свой корыстный нрав, поэтому герою удается заполучить желаемое. Также он планирует выгодную женитьбу. Однако итог плачевен: герой вынужден бежать, так как его планы становятся общеизвестными благодаря помещице Коробочке.

История создания

Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».

Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.

Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.

Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.

Смысл названия

Название произведения вызывает противоречивые толкования. Использованный приём оксюморона рождает многочисленные вопросы, на которые хочется поскорее получить ответы. Заголовок символичен и многозначен, поэтому «тайна» открывается не каждому.

В прямом значении, «мертвые души» — это представители простого народа, ушедшие в мир иной, но ещё числящиеся за своими хозяевами. Постепенно происходит переосмысление понятия. «Форма» как бы «оживает»: реальные крепостные, со своими привычками и недостатками, предстают перед читательским взором.

Характеристика главных героев

  1. Павел Иванович Чичиков – «господин средней руки». Несколько приторные в обращении с людьми манеры не лишены изысканности. Воспитан, опрятен и деликатен. «Не красавец, но и не дурной наружности, не … толст, ни …. тонок…». Расчетлив и осторожен. Коллекционирует ненужные безделушки в своем ларчике: авось, пригодится! Во всем ищет выгоду. Порождение худших сторон предприимчивого и энергичного человека нового типа, противопоставленного помещикам и чиновникам. О нем мы написали подробнее в сочинении «».
  2. Манилов — «рыцарь пустоты». Белокурый «сладенький» болтун «с голубыми глазами». Скудость мысли, уход от реальных трудностей он прикрывает прекраснодушной фразой. В нём отсутствуют живые стремления и какие-либо интересы. Его верные спутники — бесплодное фантазерство и бездумная болтовня.
  3. Коробочка — «дубинноголовая». Пошлая, глупая, скупая и прижимистая натура. Отгородилась от всего окружающего, замкнувшись в своем имении – «коробке». Превратилась в тупую и жадную женщину. Ограниченна, упряма и бездуховна.
  4. Ноздрев — «исторический человек». Запросто может приврать, что ему заблагорассудится, и обмануть кого угодно. Пустой, вздорный. Мнит себя широкой натурой. Однако поступки обличают безалаберного, сумбурно – безвольного и одновременно наглого, беспардонного «самодура». Рекордсмен по попаданию в каверзные и нелепые ситуации.
  5. Собакевич — «патриот русского желудка». Внешне напоминает медведя: неповоротливого и неуемного. Совершенно неспособен понять самых элементарных вещей. Особый тип «накопителя», умеющего быстро приспосабливаться к новым требованиям современности. Ничем не интересуется, кроме ведения хозяйства. мы охарактеризовали в одноименном эссе.
  6. Плюшкин — «прореха на человечестве». Существо непонятного пола. Яркий образец нравственного падения, полностью утратившего свой естественный облик. Единственный персонаж (кроме Чичикова), имеющий биографию, «отражающую» постепенный процесс деградации личности. Полнейшее ничтожество. Маниакальное накопительство Плюшкина «выливается» в «космические» масштабы. И чем больше им овладевает эта страсть, тем меньше в нем остается от человека. Его образ мы подробно разобрали в сочинении .
  7. Жанр и композиция

    Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».

    Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.

    Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение « » ), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».

    Зачем Чичикову мертвые души?

    Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.

    Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.

    Основная идея

    Гимн родине и народу, отличительная черта которого трудолюбие, звучит на страницах поэмы. Золотых рук мастера прославились своими изобретениями, своим творчеством. Русский мужик всегда «на выдумку богат». Но есть и те граждане, которые тормозят развитие страны. Это порочные чиновники, невежественные и бездеятельные помещики и аферисты вроде Чичикова. Для своего же блага, блага России и мира они должны встать на путь исправления, поняв уродство своего внутреннего мира. Для этого Гоголь безжалостно высмеивает их весь первый том, однако в последующих частях произведения автор намеревался показать воскрешение духа этих людей на примере главного героя. Возможно, он почувствовал фальшь последующих глав, разуверился в том, что его мечта осуществима, поэтому сжег ее вместе со второй частью «Мертвых душ».

    Тем не менее, автор показал, что главное богатство страны — широкая душа народа. Не случайно это слово вынесено в название. Писатель верил, что возрождение России начнётся с возрождения человеческих душ, чистых, незапятнанных никакими грехами, самоотверженных. Не просто верящих в свободное будущее страны, но прилагающих немало усилий на этой стремительной дороге к счастью. «Русь, куда ж несёшься ты?». Этот вопрос рефреном проходит через всю книгу и подчёркивает главное: страна должна жить в постоянном движении к лучшему, передовому, прогрессивному. Лишь на этом пути «дают ей дорогу другие народы и государства». О пути России мы написали отдельное сочинение: ?

    Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

    В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять. Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.

    В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.

    Проблематика

    1. Тернии на пути развития Родины — основная проблема в поэме «Мертвые души», о которой беспокоился автор. К ним относятся взяточничество и казнокрадство чиновников, инфантильность и бездеятельность дворянства, невежество и нищета крестьян. Писатель стремился внести свой посильный вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая новые поколения людей. Например, Гоголь презирал славословие как прикрытие пустоты и праздности существования. Жизнь гражданина должна быть полезной для общества, а большинство героев поэмы откровенно вредны.
    2. Нравственные проблемы. Отсутствие норм нравственности у представителей господствующего класса он рассматривает как результат их уродливой страсти к накопительству. Помещики готовы душу вытрясти из крестьянина ради выгоды. Также на первый план выходит проблема эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах, родина для них – пустое невесомое слово. Высшее общество не заботится о простом народе, просто использует его в своих целях.
    3. Кризис гуманизма. Людей продают, как животных, проигрывают в карты, как вещи, закладывают, как украшения. Рабство узаконено и не считается чем-то безнравственным или противоестественным. Гоголь осветил проблему крепостного права в России глобально, показав обе стороны медали: менталитет холопа, присущий крепостному, и самодурство хозяина, уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании, пронизывающей взаимоотношения во всех слоях общества. Она разлагает людей и губит страну.
    4. Гуманизм автора проявляется во внимании к «маленькому человеку», критическом разоблачении пороков государственного устройства. Политические проблемы Гоголь даже не старался обходить. Он описал бюрократический аппарат, функционирующий только на основе взяточничества, кумовства, казнокрадства и лицемерия.
    5. Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.

    В чём своеобразие произведения?

    Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.

    Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

  • Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
  • Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
  • Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
  • В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
  • Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
  • Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
  • Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. мы описали в одноименном сочинении.
  • Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вопрос № 1.
Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. А. С. Пушкин. +
  3. Л. Н. Толстой.
  4. И. С. Тургенев

Вопрос № 2.
Назовите жанр «Мёртвых душ».

  1. Роман.
  2. Поэма. +
  3. Рассказ.
  4. Повесть.

Вопрос № 3.
Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы?

  1. Метафора.
  2. Оксюморон.
  3. Эпитет.
  4. Сравнение.

Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.
Назовите имя и отчество Чичикова.

  1. Иван Павлович.
  2. Павел Николаевич.
  3. Павел Иванович. +
  4. Пётр Иванович.

Вопрос № 5.
Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  1. Плюшкин.
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов. +
  4. Собакевич.

Вопрос № 6.
Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве» ?

  1. Плюшкин. +
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов.
  4. Собакевич.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

  1. Плюшкин.
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов.
  4. Собакевич. +

Вопрос № 8.

Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх - четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

  1. Манилов.
  2. Ноздрёв. +
  3. Плюшкин.
  4. Собакевич.

Вопрос № 9.
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

  1. Плюшкин.
  2. Коробочка. +
  3. Манилов.
  4. Собакевич.

Вопрос № 10.
Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

  1. Манилов.
  2. Ноздрёв.
  3. Плюшкин.
  4. Собакевич. +

Вопрос № 11.
Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме.

А. Собакевич. 4

В. Манилов. 1

С. Ноздрев. 3

D. Плюшкин. 5

  1. Коробочка. 2

Вопрос № 12.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Чичиков.

Б.Ноздрёв.

В. Почтмейстер. +

Г. Председатель казённой палаты.

Вопрос № 13.
С какой целью Н. В. Гоголь вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А.Показать бездуховность бюрократических законов. +

Б. Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В. Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г. Показать губительную власть денег.

Вопрос № 14.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых. +

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 15.
Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян. +

Г. Селифана.

Вопрос № 16.
Какую роль в поэме Н. В. Гоголя выполняет образ дороги?

А. Является символом жизненного пути человека.

Б.Образ дороги - символ будущего России. +

В. Это форма организации произведения.

Г. Этот образ является источником вдохновения для автора.

Тест Гоголя «Мёртвые души».
1. Экипаж Чичикова — …
а) тарантас; +б) бричка; в) кибитка.
2.Имя-отчество Чичикова:
а) Пётр Иванович; б) Иван Петрович; +в) Павел Иванович.
3. О ком идёт речь: «Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шёлковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки её что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками»?
а) Коробочка; +б) жена Манилова; в) дама приятная во всех отношениях.
4. Кто из героев поэмы мечтал «…под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чём-нибудь, углубиться»?
+а) Манилов; б) Собакевич; в) Чичиков.
5. Описание чьего жилища приводится здесь: «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; +в) Коробочка.
6. Имя слуги Чичикова:
а) Захар; б) Осип; +в) Петрушка.
7. О каком герое поэмы говорится, что он был «исторический человек»?
а) Плюшкин; +б) Ноздрёв; в) капитан Копейкин.
8. Какое прозвище было у Плюшкина?
а) «босой»; +б) «заплатанной»; в) «оборванный»
9. Какую цену запросил Собакевич за умерших крестьян?
а) 50 рублей; +б)100 рублей; в) 200 рублей.
10. Кто из помещиков потчевал Чичикова индюком «ростом с телёнка, набитым всяким добром: яйцами, рисом, печёнками и невесть чем…»?
а) Ноздрёв; +б) Собакевич; в) Коробочка.


11. Увлечение губернатора — …
+а) вышивание по тюлю; б) плетение из бисера; в) рисование.
12. Имя-отчество Собакевича:
+а) Михаил Семенович; б) Михаил Иванович; в) Иван Михайлович.
13. Какой чин имел Чичиков?
а) статский советник; +б) коллежский советник; в) тайный советник.
14. Имя кучера Чичикова:
а) Иван; +б) Селифан; в) Степан.
15. О ком идёт речь: «Словом, он успел приобресть совершенную народность, и мнение купцов было такое, что… хоть оно и возьмёт, но зато уж никак тебя не выдаст»?
а) губернатор; +б) полицеймейстер; в) прокурор.
16. Чьё жилище описывается: «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»?
а) Ноздрёв; +б) Манилов; в) Собакевич.
17. Кто из героев поэмы говорил о себе, что он «незначащий червь мира сего…, что испытал много на веку своём, претерпел на службе за правду…»?
+а) Чичиков; б) губернатор; в) прокурор.
18. В какую игру играли Чичиков и Ноздрев?
а) в домино; +б) в шашки; в) в шахматы.
19. Кто из героев рассказывает повесть о капитане Копейкине?
+а) почтмейстер; б) полицеймейстер; в) председатель палаты.
20. Увлечение Петрушки — …
+а) чтение; б) игра в карты; в) игра на губной гармошке.
21. Кто такой Софрон Мижуев?
+а) Зять Ноздрёва; б) один из крестьян Собакевича; в) учитель Павлуши Чичикова.
22. Куда хотел «перевезти» Чичиков купленных крестьян?
+а) в Херсонскую губернию; б) в Пензенскую губернию; в) в Рязанскую губернию.

1143000Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Владимирский авиамеханический колледж»
Методическая разработка
ВИКТОРИНА
«Души мертвые и живые»
по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Владимир 2015
Пояснительная записка
Нелегкие времена переживает учебная дисциплина Литература. И дело не столько в том, что сокращается количество часов на ее изучение, сколько в том, что интерес студентов к чтению художественной литературы упал практически до нуля. Даже самые трудолюбивые студенты, имеющие в зачетных книжках лишь «4» и «5», при встрече с литературой стараются заменить процесс общения с книгой чтением краткого ее пересказа или экранизацией. А размышление над проблемами произведения и характерами героев подменяют зазубриванием ответов на вопросы, извлеченных из интернета.
В этих непростых условиях преподавателю приходится искать такие формы урока, при которых можно будет активизировать и читательский интерес, и исследовательский в отношении прочитанного.
Одной из форм такого «активизирующего» урока является литературная игра или викторина. Викториной называется игра, участники которой отвечают на вопросы, объединенные общей темой.
Использование литературной игры на уроках или во внеурочной деятельности преподавателя решает сразу несколько учебных задач: чтобы иметь шанс на победу (а желание победить всегда присуще большинству подростков), необходимо внимательно прочитать текст произведения. Значит первая задача – повышение интереса к чтению - будет решена. Если начать изучение произведения на уроках с уведомления студентов о том, что итоговой работой по нему будет соревнование между командами (особенно, если состязаться придется с командой другой учебной группы), то активизируется интерес и к изучению исторической обстановки времени написания произведения, и к характерам героев, и к авторскому замыслу, и даже к отдельным внешним деталям романа: как выглядит герой, что он говорит, с кем и как общается и т.п. (Ведь неизвестно, какие знания понадобятся на игре, а выиграть так хочется!). Значит, будет решена и задача повышения интереса к изучению различных аспектов произведения. Игра даст возможность пополнить свои знания, систематизировать их и закрепить, так как все ответы на вопросы будут озвучены и при необходимости прокомментированы преподавателем или жюри. Кроме того, литературная игра позволит преподавателю и оценить знания студентов, так как такая форма четко выявляет конечные знания студентов (на игре уже нет времени искать подсказки в интернете, и каждый студент оперирует уже закрепившейся в сознании информацией). При этом форма игры дает студентам возможность проявить творческие способности, научиться работать в команде, нести ответственность за общий результат, развить лидерские качества и т.п. Недаром Фридрих Шиллер заметил, что «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». То есть посредством игры будут решены и воспитательные задачи урока. Таким образом получается, что старинная форма урока – игра оказывается очень подходящей для использования в современном учебном процессе.
Способы проведения викторины различны:
Участники делятся на 2 команды, ведущий задает вопросы поочереди каждой из команд. Кто даст больше правильных ответов, тот и выиграл.
Участники делятся на 2 команды, ведущий задает вопрос первой команде, если ответа нет, этот же вопрос задается второй команде. Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.
Можно не делить участников на команды, а задавать вопросы всем играющим, после чего выявить набравшего больше других баллов.
Можно организовать игру так, что команды сами будут придумывать и задавать сопернику вопросы.
Можно в различных заданиях применять разные формы проведения игры, такой вариант сложнее в организации для преподавателя, но интереснее для студентов.
В данном методическом пособии я предлагаю вариант литературной викторины по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» с использованием материалов и по биографии писателя.
Данное мероприятие рассчитано на 1,5 – 2 астрономических часа, поэтому под него необходимо отводить две пары или проводить его во внеурочное время как внеклассное мероприятие.
Литературная викторина по поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души»
«Души мертвые и живые»
«Будьте не мертвые, а живые души»
Н.В. Гоголь
Цели:Повышение интереса к чтению художественной литературы и к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в частности, популяризация произведений Н.В.Гоголя, нравственное воспитание студентов, формирование стремлений к духовному обогащению, к активной жизненной позиции, воспитание патриотизма,проверка знаний по изученному произведению, раскрытие творческих способностей студентов.
План
Разминка.
Угадай героя.
Угадай эпизод (инсценировки).
Ответы на сложные вопросы, требующие обсуждения в команде.
Вопросы болельщикам.
Конкурс капитанов.
Заключение.
Подведение итогов.
Ход викторины:
Задание 1. Разминка
(отдельные несложные вопросы, оцениваются 1 баллом за правильный ответ)
Вопросы команде 1:
1. С какой целью Чичиков скупает мертвые души?
(заложить в Опекунский совет как живых и получить под них деньги)
2. Две главные мечты Манилова?
(построить мост через пруд и подземный ход под ним)
3. Назовите «исторического человека»? (Ноздрев)
4. Какой помещик назван «прореха на человечестве»? (Плюшкин)
5. Какой из помещиков смог обмануть Чичикова? (Собакевич)
6. Кому из чиновников «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или
погреба, и на столе все будет»? (полицеймейстеру)
7. Кто из помещиков подарил, а не продал Чичикову свои « мертвые души»? (Манилов)
Вопросы команде 2:
Как Гоголь определил жанр «Мертвых душ»? (поэма)
Историю жизни какого помещика поведал Гоголь? (Плюшкина)
Кто из чиновников «был добрый малый и вышивал по тюлю»?
(губернатор)
Как называлась беседка у Манилова? («Храм уединенного размышления»)
Какое прозвище дал Чичиков Коробочке? (дубиноголовая)
Кто из помещиков дороже всего продал Чичикову мертвые души?
(Собакевич)
О ком сказано: «Он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все
делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире»? (о прокуроре)
Задание 2. Угадай героя
(ответы оцениваются в 2 балла)
Вопросы командам:
« Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость
горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-ан-
глийски 2-3 клумбы с кустами сиреней; пониже пруд, поктытый зеленью…»
(Манилов)
2. «темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном
столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся ма-
ятником, к которому паук уже приладил паутину».
(Плюшкин)
1.«Впереди виднелся дом с мезонином, красной крышей и дикими стенами, - дом
вроде тех, какие строят для военных поселений. Было заметно, что при по-
стройке зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий хотел сим-
метрии, хозяин – удобства»
(Собакевич)
2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-
то птицами, зеркала с темными рамками…за всяким зеркалом заложены были
или письмо, или старая колода карт, или чулок»
(Коробочка)
1. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком то-
нок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»
(Чичиков)
2. «…он был человек видный, черты лица его не были лишены приятности, но в
эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства»
(Манилов)
«Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета,
рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и на
ступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий,какой
бывает на медном пятаке»
(Собакевич)
«Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей,
как мыши… На шее у него было повязано что-то такое, которого нельзя было
разобрать: чулок ли, подвязка ли, только никак не галстук»
(Плюшкин)
Кто так говорит: «Разинь, душенька, ротик»
«Препочтеннейший, прелюбезнейший»
«Майский день, именины сердца»?
(Манилов)
Кто сказал:«Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником
погоняет»?
(Собакевич)
Задание 3. Угадай эпизод и действующих лиц
(разыгрываются 3 сценки, отрепетированные заранее, обе команды определяют эпизоды и записывают ответы на листочки, после окончания листочки передаются жюри, ответы каждой команды зачитываются и оцениваются в 3 балла каждый правильный)
1. Чичиков и Собакевич. Покупка мертвых душ.
2. Плюшкин и ключница. Поиск четвертушки бумаги в доме Плюшкина
Встреча просто приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях. Первая
привезла второй историю о покупке мертвых душ.
(Текст сценок смотри в Приложении 1)
Задание 4.Ответы на сложные вопросы с предварительной подготовкой
(Обеим командам выдаются сразу 3 вопроса в письменном виде, на подготовку ответов 5 минут, отвечает любой игрок команды устно, зачитывая вопрос перед ответом. За правильный ответ – 5 баллов за каждый) Задание можно изменить, заменив вопросы ведущих на вопросы, которые заранее готовят команды друг другу.
Вопросы 1 команде:
1.Зачем введена в поэму «Повесть о капитане Копейкине»?
(Для изображения беззакония и бездушия чиновников как общероссийского явления и
оправдания протеста народа против произвола чиновников в борьбе за свои права)
2. Почему Чичиков смог найти с помещиками общий язык?
(В Чичикове есть многие из черт помещиков. Он «ни то, ни се» и мечтателен, как
Манилов; в шкатулке Чичикова все безделушки разложены, как у Коробочки;
Чичиков мечтает пожить в свое удовольствие, во всю ширь души, как Ноздрев,
хитер и расчетлив как Собакевич и т.п.)
3.Есть ли в поэме «живые души»? Кто они, почему?
(Умершие крестьяне, которые живут не для себя, а для людей, сумели, вопреки
тяготам бытия, сохранить живой интерес к жизни, способны на сострадание,
взаимопомощь,умеют радоваться мелочам жизни.)
Вопросы 2 команде:
1.Как относится Гоголь к появлению в России подобных Чичикову людей?
(Чичиков – выразитель новых тенденций развития русского общества, он предприниматель. Он энергичен, деятелен, находчив,не так закостенел и обабился, как помещики, он не так жаден, умеет ради достижения цели держать себя в узде, в отличие от чиновников. На момент написания поэмы Чичиков – будущее России. Но Гоголя это совсем не радует. Чичиков – подлец. Свое благополучие он строит на чужих бедах: оттолкнул старого умирающего учителя, обманул начальника и его дочь, брал взятки и т. п. Он ставит эгоистические цели, пользуется безнравственными средствами, чтобы их достичь. Он герой своего времени, но это еще один повод постараться изменить российскую действительность)
2.Кто «мертвые души» в поэме? Обоснуйте.
(Помещики, чиновники, Чичиков. Они ведут бесполезное существование,
интеллектуально и духовно не развиваются, не имеют позитивной жизненной цели,
не стремятся кдушевному контакту с людьми, не способны любить,сострадать,
сопереживать окружающим, радоваться мелочам жизни)
3.Почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?
(Поэма–это форма лиро-эпической поэзии, основные черты которой: развернутый
сюжет и развитый образ лирического героя - повествователя, который активно
включается в действие. Лирический герой эмоционально откликается на все события
произведения, оценивает героев и их поступки, отрицает Россию помещиков и
чиновников и утверждает Россию живого русского народа.
Без лирических отступлений поэма утратила бы мотив любви к России и надежды на
возрождение духовности. В «Мертвых душах» на 1 месте чувства автора: его грусть
по поводу происходящего в России и его надежда на возрождение страны, а не
события, происходящие с главным героям, как это должно быть в романе)
Задание 5: Вопросы болельщикам
(параллельно с выполнением 4 задания командами)
(задаются сидящим в зале, по 1 баллу за правильный ответ отдается команде, чей болельщик первым ответил на вопрос)
1.У кого из помещиков два года лежала книга, заложенная на 14 странице?
(Манилов)
2.Кого из героев поэмы характеризует ненасытная жадность, скупость, крохоборство?
(Плюшкин)
3.Кому принадлежат слова: «Почел за долг познакомиться и принести лично свое
почтение»; «Вы изволили пойти»; «Я имел честь покрыть и вашу взятку»?
(Чичиков)
4.Определите героя по описанию: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный
молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль
бакенбардами»
(Ноздрев)
5.В какой последовательности посещал Чичиков помещиков?
(Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин)
6.Кого из героев характеризуют: кулачество, человеконенавистничество, мракобесие,
грубость?
(Собакевич)
7.Кто из помещиков жил среди развлечений?
(Ноздрев)
8.Кто из чиновников рассказал «Историю о капитане Копейкине»?
(почмейстер)
9.Кем представляют чиновники Чичикова, узнав о его действиях с мертвыми душами?
(Фальшивомонетчик, капитан Копейкин, Наполеон, беглый преступник)
10.Какое прозвище дали мужики Плюшкину?
(Заплатанной)
11. Что сближает помещиков и чиновников
(все они мертвые души)
12.С чем сравнивает Н.В. Гоголь Русь в конце поэмы?
(с птицей – тройкой, т. е. тройкой лошадей, несущейся по просторам вселенной)
Задание 6 Конкурс капитанов:
выразительное чтение отрывков из текста поэмы (домашнее задание, отрывки выбирали сами капитаны или преподаватель предложил лирические отступления финала поэмы и про молодость души)
7.Перед подведением итогов - чтение ведущим стихотворения Н.Некрасова о Гоголе.
(Смотреть Приложение 2)
8.Подведение итогов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценка 1 Покупка мертвых душ у Собакевича
Ч. - Я хотел было поговорить с вами об одном дельце. По существующим положениям нашего государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми. Чтоб таким образом не обременять присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма в части оплаты податей за крепостных… При всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, поэтому я, чувствуя личное уважение к вам, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Я готов взять на себя эти расходы и выкупить, так сказать, ваши несуществующие души.
С. - Вам нужно мертвых душ?
Ч.- Да, … несуществующих.
С.- Найдутся, почему не быть
Ч.- А если найдутся, то вам, без сомнения... будет приятно от них избавиться?
С.- Извольте, я готов продать
Ч.- А, например, как же цена?.. хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно...
С.- Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку!
Ч.- По сту?!
С.- Что ж, разве это для вас дорого? А какая бы, однако ж, ваша цена?
Ч.- Моя цена! Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чем состоит предмет. Я полагаю с своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен за душу, это самая красная цена!
С.- Эк куда хватили - по восьми гривенок!
Ч.- Что ж, по моему суждению, как я думаю, больше нельзя.
С.- Ведь я продаю не лапти.
Ч.- Однако ж согласитесь сами: ведь это тоже и не люди.
С.- Так вы думаете, сыщете такого дурака, который бы вам продал по двугривенному ревизскую душу?
Ч.- Но позвольте: зачем вы их называете ревизскими, ведь души-то самые давно уже умерли, остался один неосязаемый чувствами звук. Впрочем, чтобы не входить в дальнейшие разговоры по этой части, по полтора рубля, извольте, дам, а больше не могу.
С.- Стыдно вам и говорить такую сумму! вы торгуйтесь, говорите настоящую цену!
Ч.- Не могу, Михаил Семенович, поверьте моей совести, не могу: чего уж невозможно сделать, того невозможно сделать, однако ж по полтинке еще прибавлю.
С.- Да чего вы скупитесь? Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы Бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом! Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.
Ч.- Но позвольте, зачем вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это всё народ мертвый.
С.- Да, конечно, мертвые. Впрочем, и то сказать: что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди.
Ч.- Да всё же они существуют, а это ведь мечта. Нет, больше двух рублей я не могу дать
С.- Извольте, чтоб не претендовали на меня, что дорого запрашиваю и не хочу сделать вам никакого одолжения, извольте - по семидесяти пяти рублей за душу, только ассигнациями, право только для знакомства!
Ч.- Мне странно, право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фуфу. Что ж он стоит? кому нужен?
С.- Да вот вы же покупаете, стало быть нужен.
Ч.- Два рублика
С.- Ну, извольте, и я вам скажу тоже мое последнее слово: пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!
Ч.- Как вы себе хотите, я покупаю не для какой-либо надобности, как вы думаете, а так, по наклонности собственных мыслей. Два с полтиною не хотите - прощайте!
С.- Ну, Бог с вами, давайте по тридцати и берите их себе!
Ч.- Нет, я вижу, вы не хотите продать, прощайте!
С.- Какая ж ваша будет последняя цена?
Ч.- Два с полтиною.
С.- Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа. Уж хоть по три рубли дайте!
Ч.- Не могу.
С.- Ну, нечего с вами делать, извольте! Убыток, да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему. Согласен на 3 рубля.
Ч. –Договорились!
Сценка 2 Плюшкин и ключница
П –Лежала на столе четверка чистой бумаги, да не знаю. куда запропастилась: люди у меня такие негодные! Мавра! А Мавра! Куда ты дела, разбойница бумагу?
М – Ей – Богу, барин,не видывала, опричь небольшого лоскутка,которым изволили прикрыть рюмку.
П – А вот я по глазам вижу, что подтибрила.
М – Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.
П – Врешь. ты снесла пономаренку:он маракует, так ты ему и снесла.
М – Да пономаренок,если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!
П – Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! Вот посмотришь, как припекут!
М – Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвертки?Уж скорее другой какой бабьей слабостью, а воровством меня еще никто не попрекал.
П – А вот черти –то тебя и припекут! Скажут: « А вот тебе, мошенница,за то,что барина –то обманывала!» , да горячими –то тебя и припекут!
М – А я скажу « Не за что! Ей – богу, не за что,не брала я …» Да вон он лежит на столе Всегда понапраслиной попрекаете!
П – Ну что ж ты расходилась так?Экая занозистая! Ей скажи только одно слово,а она уж в ответ десяток!Поди –ка принеси огоньку запечатать письмо Да стой,ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси – ка мне лучинку!
Сценка 3 Две дамы
Какой веселенький ситец!
Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтоб не коричневые были крапинки, а голубые.
Милая, это пестро.
Ах, нет, не пестро.
Ах, пестро.
Да, поздравляю вас: оборок больше не носят.
Как не носят?
На место их фестончики.
Ах, это нехорошо, фестончики!
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
Нехорошо, если все фестончики.
Мило до невероятности. Шьется в два рубчика: широкие проймы и сверху… юбка вся собирается вокруг, как, бывало, в старину, даже сзади немножко подкладывают ваты, чтоб была современная бель-фам.
Уж как вы хотите, я ни за что не стану подражать этому.
Я сама тоже…Право, как вообразишь, до чего иногда доходит мода… ни на что не похоже!
Я выпросила у сестры выкройки нарочно для смеху; Меланья моя принялась шить.
Так у вас разве есть выкройка?
Как же, сестра привезла.
Душа моя, дайте мне ради всего святого!
Ах, я уже дала слово Прасковье Федоровне. Разве после нее.
Кто же станет носить после Прасковьи Федоровны? Это уже слишком странно будет с вашей стороны, если вы чужих предпочтете своим.
Да ведь она тоже мне двоюродная тетка.
С мужниной стороны… Это выходит: вы мне хотите нанесть такое оскорбленье… Видно вы хотите прекратить со мной всякое знакомство.
Ну чтож наш прелестник?
2. Ах, боже мой! Что ж я так сижу перед вами! Вот хорошо! Вы ведь знаете, с чем я приехала к вам? Позвольте же, позвольте только рассказать…
Как вы ни восхваляйте ни превозносите его – а я скажу прямо, и ему в глаза скажу, что он негодный человек, негодный, негодный, негодный.
Да послушайте только, что я вам открою.
Распустили слухи, что он хорош, а он совсем не хорош, и нос у него самый неприятный нос.
2. Позвольте же, позвольте же только рассказать вам, душенька. Ведь это история, понимаете ли, история…
Какая же история?
2. Вообразите: приходит ко мне сегодня протопопша – и что бы вы думали: наш – то смиренник, приезжий – то наш, каков, а?
Как, неужели он и протопопше строил куры?
2. Ах, пусть бы еще куры, это бы еще ничего. Приехала к ней помещица Коробочка, перепуганная и бледная как смерть и рассказывает, совершенный роман: вдруг в глухую полночь раздается стук в ворота, ужасный, какой только можно представить, кричат: « Отворите, не то будут выломаны ворота.»
Да что Коробочка, разве молода и хороша собою?
Ничуть, старуха!
Ах, прелесть! Так он за старуху принялся.
Да ведь нет, душенька, совсем не то, что вы полагаете. Является вооруженный с ног до головы и требует « Продайте, говорит, все души, которые умерли». Коробочка отвечает « Я не могу продать, потому что они мертвые.» – « Нет, говорит, они не мертвые, это мое, говорит, дело знать, мертвые ли они, или нет; они не мертвые, не мертвые, кричит, не мертвые».
Это однако ж странно, что бы могли значить эти мертвые души?
Здесь не мертвые души, здесь скрывается что-то другое.
А что ж, вы полагаете здесь скрывается.
Ну, как вы думаете
Как я думаю? Я признаюсь, совершенно потеряна
Ну слушайте ж, что такое эти мертвые души. Мертвые души…
Что, что?
2. Мертвые души…
Ах, говорите ради бога!
2. Это просто выдумано для прикрытия, а дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку!
Приложение 2
Н.А. Некрасов. В день смерти Гоголя. 21 февраля 1852
Блажен незлобливый поэт, Питая ненавистью грудь,
В ком мало желчи, много чувства: Уста вооружив сатирой,
Ему так искренен привет Проходит он тернистый путь
Друзей спокойного искусства. (…) С своей карающею лирой.
Любя беспечность и покой, Его преследуют хулы:
Гнушаясь дерзкою сатирой, Он ловит звуки ободренья
Он прочно властвует толпой Не в сладком ропоте хвалы,
С своей миролюбивой лирой. А в диких криках озлобленья.
Дивясь великому уму, И веря и не веря вновь
Его не гонят, не злословят. Мечте высокого призванья,
И современники ему Он проповедует любовь
При жизни памятник готовят… Враждебным словом отрицанья. (…)
Но нет пощады у судьбы Со всех сторон его клянут,
Тому, чей благородный гений И, только труп его увидя,
Стал обличителем толпы, Как много сделал он, поймут,
Ее страстей и заблуждений. И как любил он – ненавидя!
Список литературы
1. Н.В. Гоголь «Мертвые души».-Любое издание.
2. Литература / Ред. Сигов В.К.- М., 2009.
3. Русская литература 19 века. / Ред. Архангельский А.Н. в 2-х частях. Часть 1., М.,
2002.
4. Козак О.Н. Литературные викторины.- С.-Пб: «Союз», 1998.
5. Алиева Л.Ю. Литература: тесты, контрольные вопросы.- М.: Издат-Школа, 1998.
6. Тесты. Литература/Автор – составительИ.М. Михайлова.- М.: Дрофа, 2002.
7. Геймбух Е.Ю. Русская литература 19 века. Учебное пособие.- М.: Издательский
отдел УНЦ ДО, 2003.

Тест по поэме «Мёртвые души»

Вопрос № 1.
Кто подсказал сюжет «Мёртвых душ»?

A. .

B. . +

C. .

D.

Вопрос № 2.
Назовите жанр «Мёртвых душ».

Роман. Поэма. + Рассказ. Повесть.

Вопрос № 3.
Какой приём использует в названии поэмы?

Метафора. Оксюморон. Эпитет. Сравнение.

Оксю́морон (греч. - «острая глупость») - сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.
Назовите имя и отчество Чичикова.

Иван Павлович. Павел Николаевич. Павел Иванович. + Пётр Иванович.

Вопрос № 5.
Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. + Собакевич.

Вопрос № 6.
Кто в поэме назван «прорехой на человечестве» ?

Плюшкин. + Ноздрёв. Манилов. Собакевич.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. Собакевич. +

Вопрос № 8.

Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

Манилов. Ноздрёв. + Плюшкин. Собакевич.

Вопрос № 9.
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».


Плюшкин. Коробочка. + Манилов. Собакевич.

Вопрос № 10.
Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

Манилов. Ноздрёв. Плюшкин. Собакевич. +

Вопрос № 11.
писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме.

А. Собакевич. 4

В. Манилов. 1

С. Ноздрев. 3

D. Плюшкин. 5

Коробочка. 2

Вопрос № 12.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Чичиков.

Б. Ноздрёв.

В. Почтмейстер. +

Г. Председатель казённой палаты.

Вопрос № 13.
С какой целью вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Показать бездуховность бюрократических законов. +

Б. Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В. Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г. Показать губительную власть денег.

Вопрос № 14.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых. +

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 15.
Кого из героев поэмы не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян. +

Г. Селифана.

Вопрос № 16.
Какую роль в поэме выполняет образ дороги?

А. Является символом жизненного пути человека.

Б. Образ дороги – символ будущего России. +

В. Это форма организации произведения.

Г. Этот образ является источником вдохновения для автора.