Анализ стихотворения "Она сидела на полу": особенности произведения. Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева Она сидела на полу год написания

Это стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается затронут глубиной любовной лирики и понимает его смысл.

А между тем, посвящено оно было жене Тютчева. Поэт уже в зрелом возрасте и будучи женат, влюбился в другую девушку. И связь их длилась довольно долго. О ней узнала его жена. И хоть она смогла простить измену мужу и жить с ним дальше, пережито это было очень болезненно.

Однажды, Тютчев застал ее за тем занятием, которое и описывает позже в своем стихотворении. Она перебирала их старую переписку. Были там и стихи, посвященные только ей одной.

Чувство тоски и сожаления, а так же беспомощности в сложившейся ситуации переполнили тогда поэта и нашли свое отражение в этих строках. С какой грустью он, незримый в произведении, смотрит со стороны на то, как некогда единственная его любимая женщина разбирала эту бумажную груду.

И сравнение писем с остывшей золой перекликается и с остывшими чувствами автора. Хотя он и продолжал на протяжении всей оставшейся жизни любить обоих женщин, но к жене чувства были все же уже не те. Смотря с грустью на эту сцену, поэту хочется броситься на колени и все вернуть. Но осознание того, что это уже не исправишь, превращает все эти порывы в тень. Как и себя он представляет в этом произведении тенью, наблюдающей за происходящим. Все ушло, остались лишь воспоминания, запечатленные на этих старых пожелтевших листах.

Анализ стихотворения Она сидела на полу Тютчева

Стихотворение Ф.Тютчева «Она сидела на полу», написанное в 1858 году, пронизано слово за словом и строка за строкой невероятно сильным и огненно пылающем чувством. После первого знакомства с этим шедевром, чувствуется не только эмоциональная глубина, но и вся горесть, разрушительная сила послевкусия любви. Проблема данного стихотворения - безвозвратный уход когда-то пылающих чувств.

В первой строфе перед нами предстает замученная горем женщина: «Она сидела на полу». Она сидит не потому, что не способна встать, а потому что сила внутренних чувств уныния на столько велика, что поглощает все её физические силы. Письма отображают её остывшую и охладившуюся, в результате погасшей любви, жизнь. Бросание писем является криком души от нахлынувших воспоминаний.

Во второй строфе автор снова использует удивительное, и в тот час такое точное сравнение, в целях придать выразительности и силы ощущений свидетелям этой драмы. Женщина смотрит на письма, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Её воспоминание не только в мыслях, но и в руках, в руках, которые некогда чувствовали любовь дорогого человека.

Апофеоз всей трагичности отображен в третьей строфе. Здесь автор передает осознание и понимание, что финал уже состоялся, и возродить еще недавно горящее огнем чувство не предстоит возможным.

Раскаявшийся участник трагедии, наблюдающий за страдающей жертвой любви, предстает в четвертой строфе. С одной стороны он готов просить прощения и действовать, но с другой – он понимает, что этот лишь внутри него, в действительности - любовь исчезла и возвратить её невозможно.

В произведении используются разные эпитеты для усиления испытываемых чувств: «знакомой», «горестной», «милой». Множественность сложных предложений навевает небывалую и запутанную силу чувств читателям. Актуальность произведения никогда не затмится, так как любовь – вечна.

Анализ стихотворения Она сидела на полу по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

    «Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

Любовная лирика Ф. Тютчева относится к самым ярким и волнующим страницам творчества этого талантливого поэта. Стихи, которые автор посвящал избранницам, просто переполнены эмоциональностью, чувственностью, а нередко даже трагизмом.

История написания

История написания произведения может помочь читателю сделать правильный стихотворный анализ. «Она сидела на полу...» Тютчев написал уже в зрелом возрасте. Когда поэту было 47 лет, он был уважаемым человеком и счастливым семьянином. Но так случилось, что в этот момент Федор влюбился в девушку 24 лет - Елену Денисьеву. Его чувство оказалось взаимным, и между двумя людьми вспыхнул бурный роман, который безмятежно протекал до тех пор, пока не выяснилось, что Елена ждет ребенка. В обществе разразился грандиозный скандал, он не мог не коснуться законной супруги Тютчева - Элеоноры. Измену мужа она переживала очень болезненно. В момент отчаяния ею была уничтожена значительная часть переписки с Федором, которая содержала в себе большое количество стихов, посвященных именно ей. Произведения были безвозвратно утеряны. Это грустное событие описано поэтом в стихотворении «Она сидела на полу...». Ф. Тютчев написал его в 1858 году.

Любовь к Елене стала и радостью, и горем в жизни поэта. Он не смог развестись с женой, но отказаться от счастья с Денисьевой у него также не получилось. Так, просуществовал почти 14 лет. Тютчев прожил дольше обеих женщин, но свои чувства и благодарность он сохранил в своем сердце и к одной, и ко второй.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу...» Ф. Тютчева

Очень часто в произведениях Федора Тютчева описаны такие чувства, которые человек переживает в некие переломные моменты своей жизни. Известное стихотворение «Она сидела на полу...» имеет четыре строфы, и каждая наполнена не только чувством, но и глубоким смыслом. С помощью некоторых слов автору удалось передать эмоции так, чтобы каждый читатель смог прочувствовать состояние героини стихотворения.

Первая строфа

В первой строфе повествуется о женщине, которая разбирает старые письма, сидя на полу. Здесь не нужен даже междустрочный анализ. «Она сидела на полу» - Тютчев только с помощью этих четырех слов смог передать часть тех эмоций, что чувствовала женщина. Только в ее позе уже можно уловить страдания и беззащитность. Далее читателю становится ясно, что вся эта груда писем когда-то была очень дорога для героини. Именно поэтому она сначала берет каждый листок в руки, а затем отбрасывает в сторону. Автор дает понять, что на данный момент они уже ничего не значат для нее.

Вторая строфа

Вторая строфа доносит до читателя настоящую человеческую трагедию. Такие глаголы, как "сидела", "глядела", "брала", "разбирала", помогают сделать ("Она сидела на полу..."). Тютчев с помощью этих слов изображает поведение героини. Все и употребляются только в Это добавляет характер воспоминания. При этом подчеркивается тягостность момента ностальгии.

В конце второй строфы присутствует многоточие, которое означает паузу, как бы незаконченную мысль. В этом многоточии можно увидеть страдания души главной героини по счастливой прошлой жизни.

Третья строфа

В этих строках показаны воспоминания женщины. Героиня перебирает в памяти пережитые ею счастливые минуты, которые уже ничего не значат в настоящее время и которые уже никогда не вернуть. Словосочетание «сколько жизни» в первой строчке образует смысловое кольцо со словом «убитой» в последней строке. Этот момент усиливает ощущение переживаний и глубокого трагизма.

Четвертая строфа

С помощью последней строфы можно провести заключительный анализ «Она сидела на полу...». Тютчев показывает читателю человека, который, вероятно, является виновником всех страданий героини. Этот человек прочувствовал всю боль, которую переживала женщина в тот момент. Он даже готов перед ней упасть на колени, но в то же время понимает, что уже невозможно ничего изменить, чувства обречены, их нельзя возобновить, как ни старайся.

Мнение Толстого

Лев Толстой данное стихотворение отметил двумя буквами «Т. Ч.», что означает "Тютчев. Чувство". Известный писатель считал, что в этом стихотворении поэт смог передать те чувства, которые практически невозможно выразить с помощью слов. В жизни бывают такие моменты, когда в человеке борется большое количество эмоций, что очень сложно объяснить, а Тютчеву удалось это передать в своем стихотворении.

Для многих и сейчас остается актуальным произведение «Она сидела на полу...». Анализ стихотворения показал, что такой момент может случиться в жизни каждого человека. Возможно, для кого-то данный шедевр является вершиной творчества, а для кого-то - просто поэзией. Можно сказать лишь одно: такие строки никого не оставят равнодушным.

Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе.

Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены. Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами. Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения «Она сидела на полу».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного. Накал страстей ещё усиливается, не находя разрядки.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

Тропы и образы

Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она . И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.

Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.

Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.

Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у , очевидно, для ритма).

В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.

В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о . Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую , а минуты называет горестными (эпитеты).

Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно – более сильное наречие, чем очень . Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же . Сегодня мы бы сказали присутствующая .

Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.

Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

«Она сидела на полу…» Федор Тютчев

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»

Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.

Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело» . И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.

Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.

Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.

Ф. И. Тютчев создавал замечательные стихотворения, в которых воспевал красоту природы. Но у него есть и произведения о прекрасном и высоком чувстве - любви. Одним из творений любовной лирики является стихотворение "Она сидела на полу", анализ которого представлен в нашей статье. Также мы вкратце расскажем, что подтолкнуло поэта на написание этого шедевра, которым любители поэзии восхищаются до сих пор.

История создания

Анализ стихотворения "Она сидела на полу" следует начать с того, кому же оно посвящено. Это произведение было написано в 1858 году. Предполагают, что оно посвящено второй законной супруге поэта Эрнестине Федоровне. Но Тютчев влюбился в Елену Денисьеву, которая была намного младше поэта.

Федор Иванович поддерживал отношения с обеими. Эрнестина Федоровна была мудрой женщиной, поэтому ей удалось сохранить брак. Но ей было непросто, и именно такой она предстала в стихотворении Ф. Тютчева "Она сидела на полу".

Литературный жанр произведения

В анализе стихотворения "Она сидела на полу" нужно определить, к какому литературному направлению и жанру оно относится. Это произведение написано в лучших традициях романтизма и любовной лирики. Герои сильно переживают из-за своей любви, но как решить проблему, они не знают.

Герой и героиня одновременно и пара, и одиноки. Поэтому то напряженное состояние, в котором они находятся, усиливается. Вот в таком грустно-лирическом настроении написано все стихотворение.

Тема и особенности композиции

Следующий пункт анализа стихотворения "Она сидела на полу" - это определение главной тематики произведения. Это конфликт, возникший между двумя когда-то близкими людьми, между которыми угасли чувства. И от осознания этого оба испытывают горечь, сожаление, грусть.

Но несмотря на то, что чувства уже потеряли свою силу, воспоминания о них связывают этих людей. Первая, вторая и четвертая строфы - это описание одной простой сценки. Главные действующие лица - женщина, разбирающая письма, и мужчина, наблюдающий за ней. А в третьей строфе дано описание писем, которые вызывают столько эмоций у героини.

Анализ строф

В кратком анализе стихотворения "Она сидела на полу" можно рассмотреть по отдельности каждую строфу. В первой читатель видит образ женщины, которая сидит на полу не от усталости, а от избытка чувств, которые она испытывает в тот момент. Ее переполняют отчаяние, грусть, потому что, перебирая письма, она понимает, что все чувства прошли. Эти послания напоминают ей об этом, поэтому женщина не может держать письма в руках.

В следующей строфе поэт развивает мысль, которая была описана в самом начале. Письма уже стали частью героини. Читая написанное в них, она вспоминает все то, что уже прошло. И поэтому у нее такое печальное настроение. В третьей строфе поэт показывает весь трагизм ушедшей любви, потому что, по мнению Тютчева, любовь и сильные переживания неотделимы друг от друга.

В последней части раскрывается образ лиричного героя. Хотя он, как и героиня, молчит, но его наблюдение за ней говорит больше, чем слова. Он чувствует себя виноватым, потому что понимает, что это из-за него женщина так переживает. Герой раскаивается в этом, и ему тоже грустно от того, что любовь прошла. Для них она осталась лишь светлым воспоминанием.

Образы героев

В анализе стихотворения Тютчева "Она сидела на полу" обязательно следует отметить особенности героев произведения. Герой и героиня лишены каких-либо подробностей: нет ни имен, ни описаний внешности, ни каких-либо отличительных черт характера. Но акцент в произведении был сделан на внутренние переживания героев.

Женщина перебирает письма, сравнивая их с остывшей золой. Это можно трактовать как то, что для нее они ничего не значат. Но какие-то она берет в руки. Поэтому можно предположить, что некоторые послания имеют для нее особую ценность. Единственным намеком на ее внешность является описание взгляда героини. Именно по глазам человека можно понять, что он чувствует. Женщина не замечает присутствия героя, она поглощена своими переживаниями. Мужчина чувствует себя лишним в данной ситуации.

Герой здесь выступает как молчаливый созерцатель. Листы бумаги кажутся ему знакомыми, и читатель понимает, что эти письма писал он. Но мужчина, в отличие от героини, еще способен рассуждать. Он готов просить у нее прощения, но, понимая бесполезность поступка, не делает ничего. Но то, что он стоит в стороне, возвышаясь над женщиной, показывает неразрешимость конфликтной ситуации.

Литературные тропы и размер стихотворения

В анализе "Она сидела на полу" нужно отметить, что сравнения и эпитеты, которые использовал поэт, были использованы для того, что передать переживания героев. Сравнение листов бумаги с остывшей золой показывает, что эти письма - символ угасших чувств. Героиня, перебирая их, погружается в воспоминания. Все эпитеты имеют минорный оттенок, что подчеркивает всю трагичность положения.

Произведение написано четырехстопным ямбом. Использовалось чередование мужской и женской рифм.

Это стихотворение имеет автобиографичный характер. Хотя никаких имен в нем не указывается, исследователи уверены, что оно посвящено второй жене поэта, которая терпела и закрывала глаза на его связь с Денисьевой. Поэт любил Елену за ее ум и отвагу, ведь отношения с ним стоили ей репутации и наследства.

Но благодаря Эрнестине, брак был сохранен. И именно она позже, когда Тютчев потерял Елену, его утешала. Это стихотворение показывает всю сложность их ситуации, в которой находились возлюбленные Тютчева и он сам. Но даже те, кто не знаком с его биографией, прочитав это произведение, понимают, что речь идет о когда-то близких людях. Это стихотворение - одно из самых известных творений, относящихся к любовной лирике Ф.И. Тютчева.