Фёдор Иванович Лидваль: биография. Биография Биография и семья

    Лидваль Фёдор Иванович - (Иоган Фридрих) (1870—1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: дом Лидваля,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (Иоган Фридрих) (1870 1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: Лидваля дом … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Настоящее имя Иоганн Фридрих (1870 1945), архитектор, ведущий петербургский мастер стиля модерн. Свободу планировки и разнообразие декора сочетал с тонко стилизованными элементами архитектуры Возрождения и средневекового шведского зодчества (дом… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Швед. Johann Friedrich Lidval Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (Санкт Петербург) Годы жизни Гражданство Росс … Википедия

    Лидваль, Фёдор Иванович Фёдор Иванович Лидваль швед. Johann Friedrich Lidval Дом И.А.Лидваль … Википедия

    Лидваль Ф. И. - ЛИДВÁЛЬ Фёдор Иванович (наст. имя Иоганн Фридрих) (1870–1945), архитектор, ведущий петерб. мастер стиля модерн. Характерные для него свободу планировки и разнообразие декора сочетал с тонко стилизов. элементами архитектуры Возрождения и ср.… … Биографический словарь

    Фёдор Иванович Лидваль швед. Johann Friedrich Lidval Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (Санкт Петербург) Годы жизни Гражданство Росс … Википедия

Санкт-Петербург - главный фасад Российской империи со стороны Европы. По нему будет формироваться отношение западных государств к новому городу и всей Российской империи. Это хорошо понимал Петр I. Но своих архитекторов, способных создать истинно европейское лицо Санкт-Петербурга, в России еще не было. Поэтому император приглашает сюда на договорной основе западные таланты, работу которым в то время в Европе найти было почти невозможно. И они едут. Зачастую, приезжая "на чуть-чуть", остаются на долгие годы, а то и на всю жизнь. И семьи сюда перевозят. И сами служат новому государю, и потомство их, став подданными Российской империи по наследственному праву. Так сложилась жизнь и одного из известнейших мастеров конца 19 - начала 20 века, архитектора Лидваля Ф. И.

Биографическая справка

Барон Лидваль - сын шведского подданного, но родился не на своей исторической родине, а в Санкт-Петербурге. Имел прекрасное образование, как и многие аристократы: закончил начальную школу при церкви св. Екатерины, расположенной на Невском проспекте, Реальное училище и Училище технического рисования, а затем - Академию трех знатнейших художеств. Образование, продолженное в мастерской Льва Николаевича Бенуа, помогло определиться со стилевым направлением творчества и назначением сооружений, к которым архитектор Лидваль подходил с внимательностью, творчеством и ответственностью.

Более 25 лет отдал мастер своему делу, более 7 - преподавал будущим архитекторам, готовя кадры высокого уровня мастерства. Через год после событий 1917 г. эмигрировал в Швецию.

Федор Иванович Лидваль прожил длинную и насыщенную деятельностью и событиями жизнь. Он дожил до 75 лет и умер в Стокгольме.

Характеристика творчества

Основной сферой творческого применения архитектор Лидваль избрал для себя архитектуру доходного бизнеса. Большинство его сооружений - доходные дома и гостиницы. Возводил мастер свои творения в стиле В соответствии с ним здания Лидваля массивны и монументальны, кажутся построенными на века. В соответствии с избранным стилем использовал в основном природные строительные материалы - камень и дерево. Скупые на декор, они выглядят строго и просто, но при этом сохраняют аристократичность и изысканность. Масштабность замысла мастера поражает.

В Санкт-Петербурге это один из знаменитейших доходных домов, возведенный по проекту Ф. И. Лидваля. Находится он на набережной реки Фонтанки и улице Рубинштейна. Почему Толстовский? Все очень просто - в Петербурге люди часто давали доходным домам имена по фамилии домовладельца, в данном случае М. П. Толстого.

Чем знаменит Толстовский дом в Санкт-Петербурге? Это здание можно назвать киноактером, ведь он является едва ли не главным действующим лицом многих известных кинофильмов советского и постсоветского периода: "Вам и не снилось", "Зимняя вишня", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Бандитский Петербург" и др.

Дом, как и прочие сооружения Ф. И. Лидваля, возведен в избранном им стиле северного модерна. Это девятиэтажное протяженное сооружение с большим двором и множеством арок выглядит весьма монументально. Оно также облицовано тесаным известняком. Нижняя часть фасада выделена кирпичом красного цвета и оштукатурена. В качестве декора использованы рельефные панно и овальной формы окна, вазы в нишах.

"Астория"

Гостиница в Санкт-Петербурге - одно из зданий архитектора Лидваля, вполне гармонично вписавшееся в уже существовавший архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. Оно расположено на ее пересечении с Большой Морской улицей и выполнено в форме трапеции с узкой, слегка вогнутой стороной по восточной границе площади.

Создание гостиницы с претензией на звание одной из лучших в Европе финансировала немецкая организация Weiss&Freitag. В работе над проектом Лидвалю помогали его ученицы - студентки и выпускницы политехнического института. Участок, который был выбран под строительство новой гостиницы, занимало обветшавшее здание меблированных комнат "Бристоль".

В сооружении гостиницы "Астория" были использованы новейшие технологии строительства и дизайна, уникальные сорта красного гранита из Выборгских каменоломен, большое количество стекла и разных пород деревьев. Все было сделано на совесть и на века, что пригодилось впоследствии, когда шла Первая мировая война и гостиница стала одним из важных военных объектов города.

Здание этого коммерческого банка было возведено по проекту архитектора Лидваля неподалеку от "Астории", на Большой Морской улице. Оба корпуса, построенные рядом с разницей в год, наследуют в своем стиле северный модерн. Это основополагающий элемент античной классики - ионический колонный портик на основе ордерной системы и пилястровый декор.

В оформлении фасадов традиционно использовался природный камень - стены банка облицованы квадратными плитами серого гранита. На них присутствует скромный рельефный декор в виде гирлянд и медальонов, не отличающийся по цветовой гамме. Умело использована асимметрия. Это тем более важно, что участки, на которых возводились здания банка и гостиницы "Астория", имели неправильную форму, что сильно усложняло работу над проектом.

Дома для мамы

Дважды Федор Иванович Лидваль исполнял заказ своей матушки Иды Балтазаровны Лидваль. Ида Балтазаровна занималась доходным бизнесом и имела в Петербурге несколько домов.

Первоначально Ф. И. Лидваль реконструировал ее дом на Большой Морской улице, под №27. А затем - на Каменноостровском проспекте, под №1-3.

В первом из них, приобретенном у прежней владелицы Александры Афанасьевны Мальм, размещалась и фирма умершего мужа Иды Лидваль - торговый дом по пошиву одежды. Часть помещений сдавалась другим фирмам, например, по изготовлению оптики для граждан, фотоателье и т. п. Реконструкция, произведенная в доме Ф. Лидвалем по просьбе матушки, сводилась к установке лифтов, небольшим внутренним переделкам и надстройке 5-го этажа.

Что касается второго дома, то тут вся работа легла полностью на плечи сына. Участок был приобретен матушкой у Якова Михайловича Кокса в кредит, и на нем еще располагались деревянные постройки, оставшиеся от прежнего хозяина. Дом начали поэтому строить с дальней стороны участка. Он состоял из главного корпуса и двух крыльев, северное из которых полностью принадлежало Лидвалям. Здесь они жили, здесь умерла Ида Балтазаровна. Главное здание украшено балконом, на решетке которого изображен вензель Лидваля и нанесена его фамилия. Дом этот отличался от прочих в то время, так как был первым, в котором между корпусами размещался двор-курдонер.

Все четыре корпуса дома разновысотные. Самый высокий выходит на Большую Посадскую улицу и имеет пять этажей. Нижняя часть фасадов корпусов выложена плитами серого гранита, а части фасада - горшечной плиткой. Кроме того, в доме устроены потолки и перекрытия из дорогих пород древесины, использованы майоликовые изразцы.

Представители русского модерна

Фёдор О́сипович Ше́хтель (1859, Санкт-Петербург - 1926, Москва) - российский архитектор, живописец, график,сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве.

Основные известные постройки:

Особняк Морозова на Спиридоновке , 17 (1893-1896)

В стиле «английской готики». Выразительность особняка Морозовой определяется главным образом логикой сочетания основных объемов. Сдержанное применение декора влечет за собой увеличение значимости отдельной детали и позволяет сосредоточить внимание на главном, добиться эмоциональной выразительности. Живописный план здания логичен и тщательно продуман. Он обусловлен заботой об удобствах и комфорте. Однако в полном согласии с эстетикой модерна они не являются самоцелью. Цель зодчего - заставить всеми доступными ему средствами забыть об этом, забыть во имя красоты и одухотворенности целого.

Особняк Рябушинского (1900-1902 )

на Малой Никитской улице является классическим образцом особняка раннего модерна. В противовес "фасадной" архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов. Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон.

Особняк А.И. Дерожинской (1901-1902 )

Архитектор Шехтель сосредотачивает конструктивные элементы и объемы вокруг центральной оси здания, прибегая к декоративным средствам. Главное окно, поднимающееся по самый карниз двухэтажного строения, определяет собой всю систему пропорций, и одновременно служит своего рода образом триумфальной арки. Кульминацией этой доминантной конструкции является аттик с двумя бетоннымих цилиндрами, символизирующими «машинный век».

Ярославский вокзал (1902-1904)

В 1901 году был утвержден проект перестройки пассажирского здания, составленный Л. Н. Кекушевыми Шехтель был приглашен для корректировки плана сооружения. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.

В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым.

Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.

Фёдор Ива́нович Лидва́ль (1870-1945) - российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения.

Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Доходный дом , известный также как «Дом Лидваля» ,

построенный архитектором по заказу матери, Иды-Амалии Лидваль, на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899-1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов.

В здании Азовско-Донского банка
(1907-1913) на Большой Морской, 3-5, уже видна свойственная Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами).

Начало 1910-х было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте, гостиницу « Астория »
на
Исаакиевской площади и Толстовский дом
на Троицкой улице в стиле «северного модерна».

Лев Никола́евич Ке́кушев (1859 -1914) - российский архитектор и преподаватель. Первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний, франко-бельгийский вариант модерна. Профессиональный почерк - высочайшее качество проработки интерьеров, подпись в виде статуи или барельефa льва в замке свода.

В 1896 году Кекушев проектирует и строит первую московскую постройку в стиле модерн - доходный дом в Варсонофьевском переулке . В отличие от более позднего модерна Ф. О. Шехтеляи В. Ф. Валькота, стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта.

особняк по Глазовскому переулку , дом 8

Руководил строительством гостиницы Метрополь по проекту Валькота. Кекушев-предприниматель быстро сколотил состояние и строил собственные доходные дома в Хамовниках (Олсуфьевский переулок) и на Остоженке .

Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900-1903 гг. Он строит такие разные здания, как особняк Носова на Электрозаводской
, здание железнодорожного вокзала в «Царицыно» и особняк И. А. Миндовского на Поварской .

Федор Иванович Лидваль родился 20 мая (ст. стиль) 1870 года в Петербурге. Отец Федора был портной, известный в городе, человек культурный, увлекающийся литературой и искусством. Отец был шведский подданный, а мать - датчанка, родившаяся в Петербурге в 1844 году. Федор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882-1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище. После подготовки Федор Лидваль в 1890 году становится студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Федор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертежном столе Лидваля всегда стояло фото Л. Н. Бенуа.

Федор Иванович и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Федор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца, который умер в 1886 году. Будучи студентом Академии художеств, Федор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Федор Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, так как он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Вначале Ф. Лидваль получал работу архитектора по протекции Л. Н. Бенуа. Уже с первых шагов Лидваль проявил себя как приверженец модерна. Его активная деятельность как архитектора определялась количеством заказов, выполненных им. Федор Лидваль был родоначальником и ведущим мастером “северного” модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности архитектора совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 года сложилась драматично, то судьба его наследия в Петербурге была благополучной. Большинство сооружений Лидваля сохравнилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекавшими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрестке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм XX века - модерна.

Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь (род. в 1913-м). Все дети имели шведское подданство.

После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счета в банке. Родственница жены архитектора одно время жила в доме на Каменноостровском пр., 1-3. Каким-то образом ей удалось переправить часть имущества и мебель в Ревель (Таллинн). Осенью 1923 года семья Лидваля все это получила.

После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами нму оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Известно, что в 1932 и 1937 годах ездил в Финляндию, в Териоки. Там он виделся с Мартой, младшей сестрой Эммануила Нобеля.

Федор Лидваль умер весной 1945 года, а его жена весной 1962 года. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме.

Федор Иванович Лидваль родился 20 мая (ст. стиль) 1870 года в Петербурге. Отец Федора был портной, известный в городе, человек культурный, увлекающийся литературой и искусством. Отец был шведский подданный, а мать - датчанка, родившаяся в Петербурге в 1844 году.
Федор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882–1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище. После подготовки Федор Лидваль в 1890 году становится студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Федор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертежном столе Лидваля всегда стояло фото Л. Н. Бенуа.

Федор Иванович и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Федор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца, который умер в 1886 году. Будучи студентом Академии художеств, Федор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Федор Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, так как он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Вначале Ф. Лидваль получал работу архитектора по протекции Л. Н. Бенуа. Уже с первых шагов Лидваль проявил себя как приверженец модерна. Его активная деятельность как архитектора определялась количеством заказов, выполненных им. Федор Лидваль был родоначальником и ведущим мастером «северного» модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности архитектора совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 года сложилась драматично, то судьба его наследия в Петербурге была благополучной.

Большинство сооружений Лидваля сохравнилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекавшими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрестке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм XX века - модерна.

Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь (род. в 1913-м). Все дети имели шведское подданство.
После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счета в банке. Родственница жены архитектора одно время жила в доме на Каменноостровском пр., 1–3. Каким-то образом ей удалось переправить часть имущества и мебель в Ревель (Таллинн). Осенью 1923 года семья Лидваля все это получила.

После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.
Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами нму оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Известно, что в 1932 и 1937 годах ездил в Финляндию, в Териоки. Там он виделся с Мартой, младшей сестрой Эммануила Нобеля.

Федор Лидваль умер весной 1945 года, а его жена весной 1962 года. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме.