Главные герои комедии бедность не порок. Любим Торцов – главный герой пьесы Островского «Бедность не порок

Современная литература. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Корифеи. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Русский классицизм. В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». М.Ю.Лермонтов. Г.Р. Державин. Классика XX века. В.А.Жуковский. В.П.Астафьев «Царь-рыба». Муза мести и печали. «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь. А.В.Вампилов «Старший сын». Цель урока: развитие интереса к художественной литературе.

«С.П.Сысой» - "О любви, судьбе и вечности, Тема ВОВ в творчестве С. П. Сысоя. Цветет черемуха. И вновь века промчатся над Вселенной. И запах крови, запах боли Смешался с запахами роз. "Мои молитвы и моя любовь". С. Сысой. Глава I. Семён Прохорович Сысой (1938 – 1998 г.г.). Но из строя не вышел никто, ни один, Ни один не остался в кустах. Глава II. Отчизна помнит поименно. Июнь сорок первого.

«Лицейская жизнь Пушкина» - 14 декабря был на Сенатской площади. Ю. Тыньянов «Пушкин», 1983. Лицейские годы. Близкий друг Пушкина. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Малиновский Иван Прозвище Казак. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей. Дельвиг гостил в Михайловском в апреле 1825 г. Прозвища Большой Жано, Иван Великий. Прозвище - Кюхля. Министр. Друг Пушкина.

«Урок литературы Грибоедов» - Отношение к свободе суждений. Экспозиция и завязка общественного конфликта. Действие 2 явление 2. Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине. Какие роды литературы вы знаете? Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина? Герои, необходимые для связи сценического действия. Служба в армии. Что называется комедией? Репетилов - от слова «повторять». Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы? Какова тема монолога? Объявление Чацкого сумасшедшим.

«Толстой Юность» - Каков, по-вашему, смысл толстовского призыва: «Верьте себе»? В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Вопрос: Нравственные проблемы повести.

«В.А.Жуковский баллада Светлана» - Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка. А.С.Пушкин. Символический характер пространства и времени. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил. В.А.Жуковский баллада «Светлана». Василий Андреевич Жуковский. Характерные признаки жанра баллады. Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет. Наличие фабульной основы.

После похорон отца Гордей поделил наследство по удобной для себя схеме — себе оставил заведение, приносящее стабильный доход, а брату отдал разницу денежными средствами и ценными векселями. Наследство исправно «работало» на Гордея, капитал его приумножился в разы, что вызывало у него обострённое чувство гордости. А Любим Карпыч быстро прогулял почти все свои деньги, а те, что остались у него обманом выманил фабрикант Коршунов. Чтобы не пропасть с голоду, Любим вынужден был подрабатывать шутом.

В начале повествования читатель знает Гордея Карпыча как сварливого и требовательного хозяина, которого все и всё вокруг раздражают от близких людей до гостей дома. Ему свойственно срываться на приказчика Митю с требованиями «выше головы», он без конца отчитывает своего брата и считает, что тот ведёт себя недостойно и оскорбительно, жену свою Гордей открыто считает глупой невеждой, не заслуживающей уважения.

Съездив на побывку в Москву, герой заболел желанием остаться там навсегда. Теперь он уверен, что его истинное место в высших кругах и только в столице. Всё, что русское ему больше не по душе, окружать себя хочется лишь заграничным и диковинным. Даже друг у Гордея соответственный появился — Африкан Савич. Фабрикант надёжно втёрся в доверие героя, не подозревающего, что именно этот богатенький старичок обманул его брата, и сейчас нацелился разорить и его самого.

Гордей Карпыч уже пообещал свою единственную дочь выдать за Коршунова, но, к счастью, Любим вовремя разоблачил мошенника, и свадьба не состоялась. После произошедшего Гордей открывается читателю с новой, незнакомой стороны человека умеющего осознавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном и быть благодарным за оказанную помощь. Он примиряется с выручившим его братом, а дочь отдаёт под венец с тем, кто ей на самом деле люб.

Цитаты Гордея Торцова

Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду.

Какие нежности при нашей бедности!

Ты зачем? Разве здесь твое место? Залетела ворона в высокие хоромы!

Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок.

Много ты знаешь! Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен… целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете.

Единственная форма, которую может принять протест в среде тёмного купечества, – это освобождение личности от уз его душной жизни... Если личность культурна, – много путей открыто перед ней. Если нет – она, чаще всего, оказывается выбитой из колеи и погибает: разбойничество, разгул, пьянство, бродяжничество, – вот, в чем выражался этот протест в древней Руси .

В такую народную, старинную форму вылился этот протест и в обстановке купеческого «самодурства». В комедии Островского «Бедность не порок» (см. её полный текст , краткое содержание и более подробные содержания отдельных действий: 1-го , 2-го и 3-го), выведен Любим Торцов, брат самодура Гордея . От природы обладающий пылким темпераментом, что называется, «широкой натурой», он при жизни отца в родной семье, где, по всей вероятности, тоже царило самодурство, поневоле должен был сдерживать себя, подчиняясь господствовавшей силе. Чем сильнее было это подчинение, чем более сменялась его страстная натура, тем могущественнее должна была пробуждаться в нем неудержимая потребность в «вольной волюшке», – стремление дать простор рвущейся к сильным, разнообразным впечатлениям душе.

Островский. Бедность не порок. Спектакль, 1969

Широко размахнулся Любим, когда вырвался на волю – кутежи, разгул, пьянство, всевозможные увлечения, – все переиспытал он, не знавший, где искать истинной свободы. Скоро спустил он все отцовское наследство, сделался пьяницей, бродягой, шутовством добывал себе пропитание . Но не пропил, не прогулял своей души Любим, и она заговорила в нем: «Страх на меня напал, – рассказывает он, – ужасть на меня нашла. Как я жил? Что я за дела делал? Стал я тосковать, да так тосковать – что, кажется, умереть лучше!»

Такие, очищающие душу, порывы людей в древней Руси приводили, обыкновенно, к монастырю (ср. «Повесть о Горе-Злосчастье»), но Любим в монастырь не пошел, – он сделался пьяницей, трудиться не стал, быть может, и потому, что брат не протянул ему руки помощи, когда он ее просил. Но под лохмотьями бродяги у него билось честное сердце, – правдивое, благодарное к тем, кто был к нему участлив.

Испытав немало горя, Любим сделался отзывчивым к чужому страданию; бездельничая сам, он, однако, умеет уважать труд. Умный и в то же время хитрый, он ловко расстраивает намерения Гордея выдать дочь свою Любовь за старого Африкана Коршунова. Он умеет и помочь юноше Мите, который питает к Любе нежные чувства, умеет и разжалобить каменное сердце Гордея.

«Человек ты, или зверь?» говорит Любим брату, становясь на колени перед ним. «Пожалей ты и Любима Торцова! Брат, отдай Любушкуза Митю – он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить! Ведь, я народ обманывал, просил милостыню, а сам пропивал. Мне работишку дадут – у меня будет свой горшок щей. Тогда-то я Бога возблагодарю. Брат! и моя слеза до неба дойдет... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок!»

В этой прочувствованной, сильной речи выразился чисто русский простонародный взгляд на жизнь. Вообще вся пьеса Островского, обильная народными песнями, поговорками и пословицами, написанная чисто русским прекрасным языком, производила на современников такое впечатление своею «народностью», что один из современников поэтов-славянофилов воспел русскую сцену, обновленную этой комедией, в таких стихах:

Там... теперь гуляет быт родной;
Там песня русская свободно, звонко льётся,
Там целый мир – мир вольный и живой...
Великорусская на сцене жизнь пирует,
Великорусское начало торжествует!..
Великорусской речи склад,
Великорусский ум, великорусский взгляд,
Как Волга-матушка, широкий и гульливый!

«Шире дорогу – Любим Торцов идет!» – это восклицание хмельного Любима сделалось торжественным кличем, который пронесся в русской славянофильской литературе, после появления в свет комедии «Бедность не порок». В Любиме увидели олицетворение русской национальной души, русского ума и сердца...

То обстоятельство, что носителем «национальных идеалов» Островский выбрал павшего человека, – никого не смущало. С легкой руки

Любим Карпыч Торцов - герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», промотавшийся брат Гордея Торцова . Этот персонаж наделен духовностью и высокими моральными качествами. Он может изображать шута или скомороха, но в душе оставаться серьезным и глубоким человеком. После того, как он промотал часть отцовского наследства в Москве и был обманут хитрым фабрикантом Коршуновым , Любим вернулся к брату. Однако Гордей Карпыч принял его неласково. Разбогатев, он стал довольно заносчивым и горделивым. Как ему казалось, такой брат ему не чета. Любим Карпыч решил проучить брата.

В глубине души­ этот герой страдает от одиночества. Горькое шутовство, которое ему приписывают, стало его спутником поневоле. Он был вынужден паясничать за кусок хлеба. Вот и теперь, когда брат выгонял его из дома, он ходил скоморохом и веселил людей. За это Гордей Карпыч еще больше на него злился. А когда Любим встал с нищими у собора, Торцов и вовсе прогнал его. За помощью и приютом он обратился к приказчику Торцова - Мите . Узнав, что бедный Митя влюблен в его племянницу Любовь Гордеевну , он решил помочь молодым. Именно Любим Карпыч расстроил предстоящую свадьбу Коршунова с Любовью Гордеевной.

Он рассказал всем, как Африкан Савич обдурил его в Москве и присвоил оставшиеся о наследства деньги себе. Такая же участь, возможно, ожидала его брага - Гордея Карпыча. Таким образом, благодаря этому персонажу, все смогли обрести свое счастье. Даже Пелагея Егоровна была рада, что свадьба ее дочери с фабрикантом из Москвы расстроилась. В конце третьего действия Африкан Савич был посрамлен, Гордей Карпыч приведен в рассудок, а молодые влюбленные получили благословение Торцова.

Бедность не порок — пьеса Островского, с которой мы познакомились на уроке в школе. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Пьеса, как и книга, имела успех. Вот сегодня познакомились с данным произведением и мы. Теперь сделаем работы Островского Бедность не порок, рассмотрев проблемы, что поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его богатств. Чем богаче, тем больше он уважаем, а вот душевные качества и нравственные не берутся в расчет.

Изучая Островского и его Бедность не порок, и делая анализ его работы в 9 классе, мы видим, влияние денег на судьбы людей. Автор нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда человек начинает им подчиняться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а вот забота о близких становится второстепенной. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными. Доказательством этого являлась любовь дворянки Любы Гордеевой, которую отец хотел отдать за московского богача, к приказчику Мите. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь не последнюю роль сыграл брат Торцова Гордея Любим. Именно он рассказал о подступных планах фабриканта Коршунова, за которого Гордей и хотел отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африкан разорил Любима, а теперь нацелился на Гордея. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордей, на зло фабриканту, отдает замуж Любу за Митю. Гордей смягчился и был благодарен брату за то, что наставил его на ум и не дал совершить ошибку.

Так два сердца воссоединились, любовь восторжествовала над богатствами.

Делая наш краткий анализ, мы видим что пороки наказаны, а добро торжествует. Свадьба героев становится доказательством тому, что бедность не может являться пороком, а вот черствость и жажда наживы являются самыми настоящими недостатками.