Инсценировка по сказкам бажова. Сценарий сказки "Каменный цветок" по мотивам П

Каждый год в школе мы проводим мероприятия, посвященные юбилеям писателей: литературные игры, игры- путешествия, театрализованные игры. Большую помощь в подготовке и проведении данных форм оказывают работники нашего сельского клуба. На фотографии моменты с наших мероприятий. Предлагаю читателям одну из разработок внеклассного мероприятия, посвященного творчеству П.П. Бажова, которую можно использовать и во время летнего отдыха детей.

Цель: способствовать расширению кругозора о литературе родного края через проведение игры по сказам Бажова.

Задачи:

1) включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
2) развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
3) воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

1) призы для учащихся;
2) музыкальное сопровождение праздника

Необходимый реквизит:

1) три перышка: белое, черное, рыжее;
2) две чашки, две деревянных ложки;
3) вырезанные из бумаги «болотные кочки» (они должны быть зеленого цвета);
4) две посудины с водой;
5) 2 рисунка с изображением ящерицы, но они должны быть разрезаны на разные фигуры;

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни. Появляется Хозяйка Медной горы, она же Ведущая.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие! История нашего края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова. 28 января 2009 года ему исполнилось 130 лет.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь - то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

И сегодня мы с вами проведем удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Проверим, знаете ли вы его произведения. А лучшим знатокам его сказов мы вручим призы. Готовы? Ну, тогда в путь.

Чтобы отправиться в путешествие, надо сначала вспомнить, какие сказы Бажова вы читали и знаете. Для этого мы с вами сейчас проведем аукцион.

Хозяйка проводит аукцион по названиям сказов Бажова.

Ведущая: Итак, мы уже в пути. А чтобы нам не было грустно, мы сейчас с вами споем, ведь герои сказов тоже любили петь народные песни. Я посмотрю, кто из вас лучше поет и танцует. Начинаем петь!

Девочки поют - У меня тепло!

Мальчики поют - У меня светло!

Вместе - Красно летечко!

Красно летечко!

Ведущая: Теперь мы будем петь все быстрее и быстрее. А только я скажу: «Пляска!», все встают и начинают плясать русского. Кто будет петь и задорнее танцевать, тот и будет победителем в этом конкурсе. Победители будут участвовать в следующем конкурсе.

Дети поочередно поют на мотив песни «Я на горку шла!». Темп ускоряется, а потом все пляшут русского. Ведущий отбирает лучших танцоров (8 мальчиков и 8 девочек), из которых в следующем конкурсе организуются две команды - команда мальчиков и команда девочек.

Ведущий: Вот у меня в руках три перышка: одно - белое, другое - черное, а третье - рыжее. Откуда эти перышки, кто их хозяин? Правильно, Синюшка - бабка из сказа «Синюшкин колодец». А появились они у меня в руках неспроста: бабка Синюшка придумала вам испытание. Она предлагает вам вычерпать воду из колодца. С ложкой в руках вы будете бегать по кочкам к колодцу, ложкой забирать воду и переносить ее в чашку. Но прыгать придется по кочкам, чтобы добраться до колодца. Кто будет первым и кого в чашке окажется больше воды, тот и будет победителем.

Проводится игра. Победителям вручаются призы.

Ведущий: Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой изумрудных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы вы знаете. Кто называет камень, тот выходит ко мне.

  • Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите - там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
  • Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
  • Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ)
  • «Огнь-камень». Говорят, бури усмиряет да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ)
  • Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
  • Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
  • Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
  • Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится - «неукротимый». (АЛМАЗ)
  • А кто еще знает название каких-либо драгоценных камней?

Молодцы! Сейчас мы с теми, кто вышел ко мне, проведем игру, которая называется «камушки».

Все дети делятся на три команды, один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.

Ведущий: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать узор, на котором нарисована ящерица. Кто первый соберет, тот и будет победителем.

Проводится конкурс «Собрать рисунок ящерицы» (по принципу игры «пазлы»).

Ведущий: Пока наши мастеровые собирают рисунок, мы с вами проведем конкурс «Угадай героя сказа».

Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).

Махонька девчонка-
Сама вроде кукленочка-
Развехонько так пляшет,
В руке платочком машет. (ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА).

Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазенки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйка медной,
Говорят в народе, знался. (ДАНИЛА-МАСТЕР).

Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ)

Подведение итогов конкурса «Собери рисунок».

Ведущий: Молодцы, ребята. И в заключении нашей встречи последний конкурс «Блицопрос».

  • Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего? (ДАНИЛА-МАСТЕР и МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА)
  • Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка». (ПЕТРОВИЧ)
  • Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки? («НЕ ТО КРАСНЫЕ, НЕ ТО ЗЕЛЕНЫЕ»)
  • Как звали жену Степана? (НАСТАСЬЯ)
  • Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу? (ПРОКОПЬИЧ)
  • На каком музыкальном инструменте играл Данило, когда был мальчиком? (РОЖОК)
  • Как звали невесту Данилы-мастера? (КАТЯ)
  • Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа «Синюшкин колодец»? (БЕЛЕНЬКОЕ, ЧЕРНЕНЬКОЕ И РЫЖЕНЬКОЕ)
  • Какой камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах? (МАЛАХИТ)
  • Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки? (ТАНЮШКА)
  • Как называли козла, который камешки драгоценные выбивал? (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ).

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателя, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До свидания!

Звучит музыка. Дети расходятся.

Литература для подготовки внеклассных мероприятий по творчеству П.П. Бажова:

  • Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».- М.: Художественная литература, 1990 год;
  • Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  • Гуляева Е. «Самородочек», «Театр читателя». Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  • Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1, стр. 17-28;
  • Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  • Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

О себе: Я окончила школу № 16 села Новоалексеевсого города Первоуральска в 1980 году. После окончания школы работала в своей родной школе старшей пионерской вожатой год. В 1981 году поступила учиться в Свердловский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. По окончании института в 1985 году пришла в свою родную школу и работаю в ней до настоящего времени.

Самое любимое увлечение - занятие в самодеятельном театральном коллективе при нашем Доме культуры.

Библиотека
материалов

Тайна Медной горы.

Спектакль по мотивам сказов Павла Бажова

Сказочница_____________________________________________________

Хозяйка горы_____________________________________________________

Степан__________________________________________________________

Настасья________________________________________________________

Приказчик________________________________________________________

Племянник_______________________________________________________

Барин____________________________________________________________

Ящерки__________________________________________________________

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди…

Будет сказка занимательна,

Слушайте её внимательно…

Кто уши широко раскроет-много всякого усвоит…

А кто невзначай уснёт, тот ни с чем уйдет…

Пошли раз два мужика покосы смотреть… День был жаркий. А они в горе работали, на Гумешках. Малахит-руду добывали, и лазурит тоже… Иногда и «королек с витком» попадался, благородный камешек,.. элитный…

Один молодой парень был, неженатик, другой постарше. В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали. Легли, значит,на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, - проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Блестят и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такая шустрая - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть-девка. Слышно - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей. Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

СТЕПАН: - Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвлекла меня косой-то своей.

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

СТЕПАН: «Вот, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». Старики говорят, что Хозяйка эта - малахитница… - любит над человеком мудровать.

Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит,улыбается… и говорит шуткой:

ХОЗЯЙКА: - Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим с тобой маленько.

Парень испугался, конечно, а виду не показывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень - ему, значит, и стыдно перед девкой оробеть.

СТЕПАН:- Некогда мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли…

( Она посмеивается, а потом и говорит )

ХОЗЯЙКА:- Ладно тебе стесняться…. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит - делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-ка руду с другой стороны. Он обошел и видит - ящерок там несчисленно. И все разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а некоторые узорами изукрашены.

(на сцену выбегают ящерки. Девка смеется.)

ХОЗЯЙКА- Не наступи на мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленькие.

(Хозяйка хлопнула в ладоши, ящерки начали танцевать)

Танец Ящерок

ХОЗЯЙКА- Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу - беда будет… Ну?...теперь признал меня, Степанушка?... Ты не пугайся. Плохого тебе не сделаю.

СТЕПАН- А чего мне бояться, коли я в горе работаю!

ХОЗЯЙКА- Вот и хорошо… Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, перед тем как в гору спускаться… будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, …да, смотри, не забудь слов-то моих: «Хозяйка, мол, Медной горы сказывала тебе, душнoму козлу, чтобы ты с рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках так спрячу, что никак ее не добудешь». Надоело мне, что мои богатства разворовывают…

(Сказала это и прищурилась)

ХОЗЯЙКА- Понял ли, Степанушко? В горЕ, говоришь, работаешь…, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Пожилой он человек, что его тревожить да в это дело впутывать…

(Похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, побежала оглянулась и говорит)

ХОЗЯЙКА - Не забудь, Степанушко, как я говорила. «Велела, мол, тебе, - душнoму козлу, - с Красногорки убираться.» Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

(Парень сплюнул вгорячах)

СТЕПАН- Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

( А она видит, как он плюется, и хохочет.)

ХОЗЯЙКА- Ладно,… потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул. Остался Парень один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его, да к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова - дело не малое, а Приказчик и верно нехороший был человек - сказывают, гниль какая-то в нутре у него, была… Не сказать ему- тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку превратить. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя показать. Думал-думал, и решился…

СТЕПАН- Была не была, сделаю, как она велела.

На другой день поутру, у горы-то народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:

СТЕПАН - Видел я вчера Хозяйку Медной горы, и велела она тебе сказать… Велит она тебе, душнoму козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку испортишь, так она всю медь на Гумешках так спрячет, что никому не добыть.

НАСТАСЬЯ (испуган о)– Стёпушка, да что ты такое говоришь?

У приказчика даже усы затряслись.

ПРИКАЗЧИК- Ты что это? Ума лешился? Какая Хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя со света изживу!

НАСТАСЬЯ Стёпушка, проси прощения, али тебя со свету изживут…

СТЕПАН- Воля твоя, а только мне так велено.

ПРИКАЗЧИК- Выпороть его, да спустить в гору и приковать цепями в забое! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и без поблажки. Чуть что - драть нещадно!

(слуги приказчика уводят Степана, а когда возвращается он им наказывает)

НАСТАСЬЯ (падает на колени)…Пощади Степана, господин хороший…Сам не понял что наговорил…Не губи… пропадет ведь он в забое… Сыро там и холодно…

ПРИКАЗЧИК- Уйди девка…Пусть Степка прохладится пока там маленько. А чтобы понятно ему было…пусть на добычу чистого малахита встанет...

Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан киркой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит - ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно будто кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.

(на сцену выходит в цепях Степан)

СТЕПАН: «Вот, хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».

(Появляется Хозяйка)

ХОЗЯЙКА:- Молодец, Степан Петрович. Честь и хвала тебе... Не испугался ты душнoго козла. Хорошо ему сказал. Пойдем со мной… будешь, мое приданое смотреть. Я тоже от своего слова не отказываюсь.

( хлонула в ладошки, ящерки набежали, со Степана цепь сняли, а Хозяйка им распорядок дала )

ХОЗЯЙКА- А вы, слуги мои верные, наломайте тут руды вдвое больше... Да чтобы на отбор малахит был,… шелкового сорту. (Потом Степану) - Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое.

(уходят)

Танец Ящерок с шкатулками, выносят стульчики и подсвечники…

И вот, пришли они. Она впереди, Степан за ней.. комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, потом опять шелком зеленым отливает.

ХОЗЯЙКА – Ну, вот мы под самой Красногоркой. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место.

(На сцене стульчики подсвечники, шкатулки, сундуки. Ящерки вокруг)

ХОЗЯЙКА- Посидим, тут, поговорим.- Видал мое приданое?

СТЕПАН- Видал...

ХОЗЯЙКА- Ну, как теперь насчет женитьбы?

А Степан и не знает, что ответить. У него, то, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна.Настенька. Ну, конечно, против малахитницы, ей красотой не равняться! Простой человек, обыкновенный… Помялся-помялся Степан, да и говорит:

СТЕПАН- Приданое у тебя царское,… а я человек рабочий, простой.

ХОЗЯЙКА- Ты, друг любезный, от ответа не увиливай…. Прямо говори, берешь меня замуж или нет?

Ну, Степан и ответил напрямки:

СТЕПАН- Не могу,… потому что другой обещался.

ХОЗЯЙКА- Молодец, Степанушко… За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не позарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку.

А у парня, верно, невесту-то Настей звали .

ХОЗЯЙКА- Вот, тебе подарочек для твоей невесты,… (подает большую малахитову шкатулку. А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.)

СТЕПАН- Как же, я с таким богатством наверх подымусь?

ХОЗЯЙКА- Об этом не печалься. Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ - обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье тебе мое испытание будет. А теперь давай поешь маленько.

Схлопала опять Хозяйка в ладошки, набежали ящерки - полон стол установили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается.

Пройдя курс Вы получите:
- Удостоверение о повышении квалификации;
- Подробный план уроков (150 стр.);
- Задачник для обучающихся (83 стр.);
- Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
- БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
- Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Звучит фонограмма песни “Земля Бажова” (муз.С.Сиротина, сл.В.Радкевича).

Демонстрируется слайд-шоу “Горные пейзажи”.

Ведущая: Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Древние горные кряжи, разделившие две части света – Европу и Азию, то сжимаются в узкую полоску, то рассыпаются веером горных вершин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменные уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре Первом возникли здесь первые металлургические заводы и рудники.

Чтецы:

То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнем гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
В.Радкевич “Земля Бажова”

Ведущая: На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Издавна существуют здесь совершенно особенные сказки. Точнее – сказы.

Сказы – это волшебные и простые истории о добытчиках золотых, серебряных и медных руд. О людях, об упорстве и мастерстве. О таинственных силах природы, о горных духах-волшебниках, что охраняют богатства уральских недр – “Земляные богатства”.

Глубоко-глубоко спрятались от людского глаза драгоценные металлы и камни. Не всякий догадается, где нужно искать эти сокровища. Немногим открывает природа свои вековые тайны. Нужно очень хотеть овладеть этими тайнами, желать добра не только себе, а многим людям, чтобы встретить Голубую змейку, бабку Синюшку, хранящую самоцветы, красавицу Медной горы Хозяйку или веселую девчоночку Огневушку-поскакушку.

Но если пожадничаешь, схватишь столько, что и одному унести нельзя, - не жди пощады. Природа накажет скупого да завистливого, заманит в глубокие пещеры, в глубины свои и не выпустит!

Так еще двести лет назад говорили уральские добытчики. Горщики, рудознатцы, камнерезы – все искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь русских людей к родной земле.

Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли.

В семье мастера одного из медеплавильных заводов 28 января 1879 года родился будущий писатель Павел Петрович Бажов.

Демонстрируется портрет П.П.Бажова.

Ведущая: С молодых лет Бажову открылась неписаная история родного края, внутренний мир трудового горнозаводского люда; он учился видеть и понимать красоту Урала с лесистыми его горами, прозрачными глубокими озерами, высоким небом и тенистыми каньонами.

Ценой многих лишений постарались родители будущего писателя дать своему единственному сыну образование, вывести его “в люди”. И Бажов оправдал надежды своих родителей. Получив образование, он в 1899 году стал народным учителем в глухой уральской деревушке.

В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, смотрел, как люди живут, пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, оружейников и многих других уральских мастеров.

Демонстрируется иллюстрация к сказу П.П.Бажова “Серебряное копытце”.

Ведущая: Посмотрите, дети!

Художник нарисовал иллюстрации к одному из сказов П.П.Бажова, а надпись сделать забыл.

Как вы думаете, кто здесь изображен?

Дети отвечают на вопрос, а затем вместе с ведущей вспоминают этот сказ.

Ведущая: В своих сказах писатель воссоздал благородный образ русского рабочего, показал его ясный ум, силу духа, умение противостоять любым жизненным испытаниям. Автор воспевает смелую выдумку, умелые рабочие руки, способные осуществить любой замысел мастера, воспевает труд, превращающийся в творчество.

Демонстрируется мультфильм “Горный мастер”.

Ведущая: Любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться – вот качества, которые воспеваются на каждой странице бажовской книги. Счастье для героев Бажова не в приумножении богатства, не в обладании им, а в радостях творческого труда и познании мира.

Демонстрируется диафильм “Золотой волос”.

Ведущая: Друзья, давайте посмотрим, как вы запомнили сказы Павла Петровича Бажова, которые прочитали раньше и которые услышали сегодня. Попробуйте угадать, о ком или о чем я буду вам сейчас рассказывать.

Внимание! Викторина!

О ком идет речь?

“... Да еще сказывают, будто она иной раз человеком прикидывается, только узнать ее все-таки можно. Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнется. Это первая примета, а вторая такая: из правого рукава золотая струя бежит, из левого – черная пыль сыплется”. (Голубая змейка)

Назовите героиню сказа.

“... Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, а сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место”.

(бабка Синюшка из сказа “Синюшкин колодец”)

Назовите имя девочки.

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила.видит, полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девочоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(Даренка из сказа “Серебряное копытце”)

Чей сад так описывается?

“Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками... Понизу трава, тоже каменная...”

(Сад Хозяйки медной горы из сказа “Каменный цветок”)

Кто носил такую одежду?

“... А одежа, и верно, такая, что другой на свете не найдешь, - из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз – как шелк, хоть рукой погладить”. (Медной горы Хозяйка)

Кому принадлежит творенье это?
Когда оно явилось на простор?
Кто знает изначальную примету?
Наверное, Хозяйка Медных Гор?

В горах ли, на равнине песня спета –
Не знаем, но хранит ее фольклор
От древности седой до наших пор,
Как знаки стародавнего завета.

И сохраняет байки или были
Своеобразный местный говорок
С отсылкой на естественный исток:
- Еще, де, “стары люди” говорили...

Проводится игра “Стары люди говорили...”

Ведущая предлагает детям объяснить значения встречающихся в сказах слов и выражений:

  • Бадожок – дорожный посох, палка;
  • долить – одолевать;
  • зарукавье – браслет;
  • изробиться – выбиться из сил от тяжелой работы;
  • косоплётки плести – сплетничать;
  • листвянка – лиственница;
  • парун – жаркий день после дождя;
  • робить – работать;
  • синюха, синюшка – болотный газ;
  • тонцы-звонцы – танцы, веселье;
  • удобриться – стать добрым, ласковым.

Проводится дидактическая игра “Сказы П.П.Бажова”.

Ведущая раздает детям маленькие карточки, просит прочитать, что на них написано, и вспомнить, в каком из сказов П.П.Бажова есть такие герои или упоминаются такие предметы.

Затем ведущая раздает другим детям карточки с названиями сказов. К ним надо подобрать карточки меньшего размера с именами героев и названиями предметов, относящихся к данному сказу.

Например:

  • сказ “Огневушка-Поскакушка” – Федюнька, дедко Ефим, филин, лопатка.
  • сказ “Травяная западенка” - Яшка Зорко, Устя, голос женский, Карасья горка.
  • сказ “Голубая змейка” - Ланко и Лейко, Марьюшка, гребешок, золотой обруч.
  • сказ “Синюшкин колодец” - Илья, бабка Лукерья, решето, три перышка, колодец.
  • сказ “Про Великого Полоза” - Левонтий, змей, Рябиновка, старик Чертознай.

Ведущая: Подходит к концу наша встреча с прекрасными сказами великого русского сказителя Павла Петровича Бажова.

Вы услышали старинные сказы о чудесах и тайных силах, которые уральцы передавали из уст в уста, вкладывая в них свою мечту о счастье.

Замечательный писатель П.П.Бажов поведал эти “тайные сказы” всем – взрослым и детям.

Бажовские сказы прочли люди во многих странах. От него узнали и про Малахитовую шкатулку, и про Хозяйку медной горы, и про козлика Серебряное копытце... Узнали о многих чудесах уральской земли. И эти волшебные истории и поверья в книге сказочника засверкали всеми цветами уральских самоцветов.

Звучит фонограмма пьесы “Вечер в горах” Э.Грига.

Ведущая:

С уральских гор скатился дивный сказ,
Кому принадлежит творенье это?
Азов-горе, чей голос не угас,
Зеленой ящерке или перу поэта?

Искатели золотоносных масс,
Таежным речкам, озаренным светом,
Еланям, топям, чудесам рассвета,
Легенде, что хранились про запас?

Юлой летит девчонка над костром,
Устал стоять в дозоре Марков Камень.
Ревдинских зорь неугасимый пламень,
Айлып и Полоз, барин-дуролом.

Летят года, не умеряя прыть,
А сказ бажовский продолжает жить.
М.Луцкий “Счастье Сказочника” (венок сонетов)

Литература:

  1. Павел Бажов. “Уральские сказы”. Москва, “Эгмонт Россия Лтд”, 2004 г.
  2. серия “Русская классика”
    Павел Бажов. “Малахитовая шкатулка”. Москва, “АСТ, Астрель, ВКТ”, 2010 г.

Ресурсы сети Интернет:

  1. http://www.poezia.ru›article.php?sid=69112


Цель: знакомство школьников начальных классов с творчеством уральского писателя П. П. Бажова. Вечер основан на предварительном чтении детьми сказов «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка» и проведении конкурса рисунков и поделок по произведениям.
Задачи:
- знакомство с биографией писателя;
- донесение в игровой форме главных идей автора;
- освоение глубокой народности литературных сказов П. П. Бажова.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации мультфильма «Огневушка-Поскакушка» и заданий для детей. За правильные ответы каждому участнику вручается жетон. По итогам игры участники награждаются призами.
Оформление: выставка детских рисунков и поделок по сказам.
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ; ДАРЕНКА; ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА; ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА В ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказам уральского писателя Павла Петровича Бажова (15 (27).01.1879 – 03.12.1950).
Павел Петрович родился в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем Пермскую семинарию.
До 1917 года он преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. В эти годы он интересуется народным бытом и культурой, устным народным творчеством уральцев. В годы Гражданской войны он вступил добровольцем в Красную армию.
По окончании военных действий Бажов занялся журналистикой. В 20-х годах прошлого века его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях. В 1924 году вышла первая книга писателя «Уральские были», в которую вошли очерки-воспоминания о дореволюционном прошлом Урала.
Главным произведением Бажова является «Малахитовая шкатулка». Первый сборник под этим названием вышел в 1939 году и объединил 14 сказов. Затем «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми произведениями.
В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к своеобразной литературной форме – сказу, связанному с традициями устного народного творчества. Использование элементов фольклорного стиля в речи рассказчика создаёт впечатление доверительного устного повествования.
В основе книги лежит тема творческого труда. Герои Бажова – охотники («Серебряное копытце»), старатели («Огневушка-Поскакушка», «Голубая Змейка»), предстают людьми, искренне преданными своему делу. Им помогают жить не только их золотые руки, но и весёлая живинка в деле. Главными героями перечисленных сказов также являются дети, которые вместе со взрослыми приобщаются к труду.
Поэтичные образы, перекликающиеся с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи создают неповторимый мир бажовских сказов.
Мы будем путешествовать по станциям, каждая станция будет посвящена определенному сказу, которые вы прочли самостоятельно.

СТАНЦИЯ «ДАРЁНКИНЫ ЗАГАДКИ»

(Заходит девочка в русском сарафане и плюшевым котом на руках).

ВЕДУЩИЙ: Смотрите, ребята, кто к нам пришел! (Ответы детей – Дарёнка).
ДАРЁНКА: ребята, я хочу проверить, все ли прочитали сказ «Серебряное копытце» и задам вам вопросы.
Какого возраста Кокованя? (Дед).
Как называлась избушка, на которой скакал Серебряное копытце? (Балаган).
Какого цвета кошка была у Дарёнки? (Бурая).
Как звали кошку? (Мурёнка).
Как называется солёное мясо домашних козлов? (Солонина).
В образе какого животного предстал Серебряное Копытце? (Козел).
В какое время года Кокованя с Даренкой пошли в лес на охоту? (Зима).
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, ответили на все вопросы Дарёнки. Как известно, Дарёнка была очень трудолюбивая. Давайте поблагодарим ее. Расскажите пословицы и поговорки о труде.
(Вызываются 6 человек детей, которые зачитывают подготовленные библиотекарем пословицы).
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пчела мала и та работает.
Глаза страшатся, а руки делают.
Что посеешь, то и пожнешь.
Готовь сани летом, а зимой телегу.
ДАРЁНКА: Спасибо, ребята. Продолжайте путешествие.

СТАНЦИЯ «ПРОКАЗЫ ОГНЕВУШКИ-ПОСКАКУШКИ»

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Огневушка-Поскакушка»).

ВЕДУЩИЙ: Ребята, главные герои мультфильма и сказа мальчик Федюнька и старик-старатель Дедко Ефим.
Какие у них были прозвища? (Федюнька – Тюнька Поскакушка, Дедко Ефим – Ефим Золотая Редька).
Сколько лет Федюньке? (8 лет).
Что означал танец Огневушки-Поскакушки? (место, где переставала плясать, указывало на месторождение золота).
Где происходят события сказа? (прииск)
Как назвали прииск, в котором происходят события? (Поскакушинский).

(Под музыку выбегает девочка, похожая на Огневушку-Поскакушку, которая вовлекает детей в танец).

ВЕДУЩИЙ: Вот, ребята, мы и прощаемся с героями сказа «Огневушка-Поскакушка». Нас ждут еще другие приключения.

СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА С ГОЛУБОЙ ЗМЕЙКОЙ»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, хорошо вы сказы Павла Петровича знаете, значит, ответите на мои вопросы о героях сказа «Голубая змейка»..
Как звали мальчиков, которые вызывали Голубую змейку песенкой:
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись!
Колеском покрутись! (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка).
В какое время года Голубая змейка первый раз показалась детям? (весна).
Почему взрослые так боялись вопросов о Голубой змейке? (встреча с Голубой змейкой порождала драки из-за золота).
Какое доброе желание загадали Ланко и Лейко? (хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось, и вышла бы Марьюшка замуж).
Чем наградила Голубая змейка Ланко и Лейко? (сначала за доброе желание плиточки у них стали золотые, потом подала по маленькому кожаному кошельку с ременной завязкой).

(В зал входит женщина в сарафане).

ВЕДУЩИЙ: Ребята, кто это?

(Ответы детей: Голубая змейка в образе женщины).

ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА: Отгадайте, ребята мои загадки.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака).

Тигр полосатый на охоту идёт,
А никто его не боится (кот).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).

Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост потеряет –
Другой вырастает. (ящерица).

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух).

СТАНЦИЯ «АССОРТИ ИЗ СКАЗОВ»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, у меня перепутались сказки, чтобы прийти к финалу, надо их разделить.

В праздничный день и пошел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней – кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая и ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.
Только видят – прямо к ним через покосную лужайку идет женщина. Ребята сперва этого в примету не взяли. Мало ли женщин в лесу в эту пору: кто за ягодами, кто по покосным делам. Одно показалось им непривычным: идет, как плывет, совсем легко. Поближе подходить стала, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от нее золотое облачко колышется, а с левой – черное.

(Ответы детей 1 абзац – сказ «Серебряное копытце», 2 абзац – сказ «Огневушка-Поскакушка», третий абзац – «Голубая змейка»).

ВЕДУЩИЙ: Вот и подошла к концу встреча с героями бажовских сказов. Теперь будут награждены участники конкурса рисунков и поделок и сегодняшнего мероприятия.

Литература
Бажов, П. П. Серебряное копытце: уральские сказы / П. П. Бажов; художник И. Петелина. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2004. – 64 с. : ил.
Старинные русские пословицы и поговорки / вступит. статья, сост., примеч. В. П. Аникина; рис. И. Ионовой. – 2-е доп. изд. – Москва: Детская литература, 1984. – 79 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Ушакова, О. Д. Загадки о растениях и животных: справочник школьника / О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург: Литера, 2008. – 64 с.
Мультфильм «Огневушка-Поскакушка» https://www.youtube.com/watch?v=Y0vuFSs0gXI

Сценарий внеклассного занятия для младших классов: Чудный мир уральских сказов

Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством русского писателя П.П.Бажова.
2. Активизировать творческие способности детей, стимулировать их исследовательскую деятельность.
3. Формировать коммуникативные и интеллектуальные способности.
4. Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов.
5.Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.
6. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.
Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: (слайд)
Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.

2. Рассказ о биографии Бажова. (слайд)
Родился 27 января 1879 года в Сысерти в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова. Детство писателя прошло в Сысерти и Полевском – старых заводских поселках. Семья Бажовых вела привычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни, когда на время покоса закрывались фабрики, и шла заготовка сена, работа на огороде, заготовка грибов и ягод. Отец будущего писателя Пётр Васильевич, рабочий сварочного цеха, считался специалистом своего дела, был человеком гордым и талантливым, но отличался строптивым нравом и был непочтителен с начальством. Из-за этого семья часто переезжала с места на место, побывав на всех заводах Сысертского округа. Мать Августа Стефановна кроме ведения домашнего хозяйства рукодельничала «на заказчика», была искусной кружевницей.

библиотекарь:
А знаете ли вы, что фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов –Колдунков.
Учитель трёхлетней земской школы заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так десятилетний Бажов в 1889 г. оказался в духовном училище г. Екатеринбурга. «Здесь плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды, и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах», – писал в своих воспоминаниях Бажов. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет. В 1897 г., после смерти отца, Павлу пришлось думать о заработке, отказавшись от обучения в духовной академии. С 1899 по 1917 года Бажов был учителем русского языка сначала в деревне Шайдуриха около Невьянска, затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Много ездил по Уралу, собирал для себя «узелки на память» - народное устное творчество.
В Екатеринбурге Бажов поселился в 1914 году, построив свой дом на окраине города. Сейчас это улица Чапаева. (слайд)
Недалёко от Исети -
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой...

След Копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи,
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над цветком...
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
А из сада гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год...
...К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт

Об Урале до войны знали меньше, чем сегодня. Он казался экзотическим краем, где возможна собственная мифология. Такая мифология действительно существовала.

В этой мифологии есть Малахитница, которая одним помогает, а других и наказать может.
Есть она и у Бажова, только он Малахитницу называет Медной горы Хозяйка Она хранительница секретов высшего мастерства, воплощение красоты самой уральской природы.
В малахитовую шкатулку. Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней.

Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. слайд

А сейчас проверим, как вы знаете произведения Бажова. Для этого разгадаем кроссворд
По вертикали – герои сказов П.П. Бажова: (показ слайдов)
Герой сказа «Медной горы Хозяйка» (Степан)
Как называли в народе Медной горы Хозяйку? (Малахитница)
Имя деда в сказе «Серебряное копытце»(кокованя)
Он стал мастером у старика Прокопьича (Данила)
Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» (Даренка)
Фамилия мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» (Торокин)
Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»? (Синюшка)

А сейчас проведем викторину по сказам Бажова .
1. Как звали писателя, написавшего «Каменный цветок»
А) Иван Сергеевич Крылов
Б) Андрей Платонович Платонов
В) Павел Петрович Бажов
2. Как звали героя сказа?
А) Никитушка
Б) Данилушка
В) Коленька
3. Сколько лет было герою в самом начале сказа?
А) 10
Б) 15
В) 12
4. Прозвище героя
А) Недовыросший
Б) Недокормыш
В) Недоросший
5. Имя невесты Данилы?
А) Катя
Б) Надя
В) Настя
6. С каким камнем работал Данила?
А) алмаз
Б) изумруд
В) малахит
7. Кто первым рассказал Даниле о каменном цветке?
А) Прокопьич
Б) бабка Вихориха
В) невеста Катя
8. На какой праздник, по легенде, можно было увидеть каменный цветок?
А) Иванов день
Б)Змеиный праздник
В)Новый год
9. Чем закончился сказ?
А) Данила и Катя поженились
Б) Данила стал заниматься другим делом, а работу с камнями бросил.
В) Данила ушел из дома и больше его никто не видел

Итог урока
Ученые говорят, что Урал и вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А туристы, которые в последнее время особенно полюбили суровый и прекрасный северный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда, которую еще можно увидеть иной раз близ Ильмени или Гумешков. Правда это или вымысел – но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка все еще там и охраняет свои владения.

Презентация на тему: Чудный мир уральских сказов. Павел Петрович Бажов