Какие притеснения испытывал сам иван. Рецензенты: доктор исторических наук А

1) Успенский и Архангельский соборы в Москве

2) церковь Троицы в селе Большие Вяземы, Успенский собор в Ростове

3) Смоленский собор Новодевичьего монастыря, церковь Спаса на Бору в Москве

4) церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор в Москве

31. Прочитайте отрывок из письма и определите его автора:

«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начер­тали на них имена своих родителей».

1) Иван III 2) Иван IV 3) Федор Иванович 4) Борис Годунов

К чему привело проведение реформы местного управления в середине XVI в.?

1) усиление власти бояр-вотчинников

2) проведение среди всего населения выборов в земства, ведавшие образованием, почтой и другими социальными вопросами

3) усиление влияния на местное управление специальных наместников царя из числа опричников

4) привлечение дворян, посадских людей и черносошных крестьян к управлению, сбору налогов и суду на местах

Какие изменения произошли в результате принятия решений Стоглавым собором?

1) церковные земли были переданы государству

2) были открыты церковные школы во всех городах России

3) были введены единые церковные обряды

4) была введена регулярная армия

Каковы были последствия введения «заповедных лет»?

1) крестьянам было разрешено уходить от хозяина только в Юрьев день

2) крестьянский переход запрещался даже в Юрьев день

3) вводился бессрочный сыск беглых крестьян

4) крестьянам на год разрешалось не платить подати

Какое событие произошло в 1514 г.?

1) к Московскому княжеству был присоединен Псков

2) войска московского князя взяли Смоленск

3) родился Иван IV Васильевич

4) построен храм Вознесения в Коломенском

Сборник житий святых, расписанных по месяцам, составленный митрополитом Макарием в XVI в.

1) «Домострой» 3) «Великие Четьи-Минеи»

2) «Стоглав» 4) «Златоструй»



Советами всея земли» называли

1) Земские соборы 3) заседания Боярской думы

2) церковные соборы 4) вечевые сходы

О формировании в России централизованного государства свидетельствует

1) победа русских войск на Куликовом поле 3) деление русских земель на губернии

2) возрастание политической роли церкви 4) создание системы приказов

Ливонская война привела к

1) распаду Ливонского ордена

2) получению Россией выхода в Балтийское море

3) получению Россией всей территории Ливонии

4) потере Россией Великого Новгорода

Введение Иваном Грозным опричнины (вторая половина XVI в.) привело к

1) отмене местничества 3) укреплению личной власти царя

2) отмене кормлений 4) окончательному закрепощению крестьян

Согласно указу о «заповедных летах» 1581 г.

1) крестьянам запрещалось уходить от владельцев в течение объявленных лет

2) устанавливался единый срок для перехода крестьян

3) устанавливалось право помещиков судить своих крестьян

4) помещикам запрещалось продавать крепостных крестьян без земли


В итоге Ливонской войны (1558-1583) Россия потеряла

1) крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван-город

2) побережье Каспийского моря

3) Новгород и Псков

4) Смоленские и Черниговско-Северские земли

Что из названного относится к результатам реформ, проведенных Избранной радой в середине XVI в.?

1) хозяйственное разорение страны

2) обострение противоречий между представителями служилого сословия

3) ослабление центральной власти

4) укрепление вооруженных сил страны

На Руси к началу XVI в., в отличие от XIII в.

1) усилилась феодальная раздробленность

2) появился титул «Государь всея Руси»

3) уменьшилась феодальная зависимость крестьян

4) власть князя ограничивалась Боярской думой

Реформы Избранной рады и политика опричнины были направлены на

1) установление деспотизма



2) создание сословно-представительной монархии

3) ликвидацию остатков феодальной раздробленности

4) усиление позиций аристократии

1.[..] Выше я обещал подробно рассказать, как жестоко я страдал из-за вас в юности и до последнего времени. Это известно всем (ты был еще молод в те годы, но, однако, можешь знать это): когда по Божьей воле, сменив порфиру на монашескую рясу, наш отец, великий государь Василий, оставил это бренное земное царство 1 и вступил на вечные времена в царство небесное предстоять пред Царем царей и Господином государей, мы остались с род-ным братом, святопочившим Георгием 2: мне было три года, бра-ту же моему год, а мать наша, благочестивая царица Елена, осталась несчастнейшей вдовой, словно среди пламени нахо-дясь: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные на-роды – литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы 3 , и от вас, изменников, пришлось претерпеть разные невзгоды и печали – князь Семен Бельский и Иван Ляцкий 4 , подобно тебе, бешеной собаке, сбежали в Литву 5 , и куда только они не бегали, взбесившись, – и в Царьград, и в Крым, и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных 6 . Но, слава Богу, ничего из этого не вышло – по Божьему заступничеству и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и по молитвам наших родителей все эти замыслы рассыпались в прах как заговор Ахитофела 7 . 2. Потом изменники подняли против нас нашего дядю, князя Андрея Ивановича 8 , и с этими изменниками он пошел было к Новгороду (вот кого ты хвалишь и называешь доброжелателями, готовыми положить за нас душу!), а от нас в это время отложились и присоединились к князю Андрею многие бояре во главе с твоим родичем, князем Иваном, сыном князя Семена 9 , внуком князя Петра Головы Романовича, и многие другие. Но, с Божьей помощью, этот заговор не осуществился. Не то ли это доброжелательство, за которое ты их хвалишь? Не в том ли они за нас свою душу кладут, что хотели погубить нас, а дядю нашего посадить на престол? Затем же они, как подобает изменникам, стали уступать нашему врагу, государю литовскому, наши вотчины, города Радогощь, Стародуб, Гомель 10 , – так ли доброжелательствуют? Если в своей земле некого подучить, чтобы погубили славу родной земли, то вступают в союз с иноплеменниками – лишь бы навсегда погубить землю!
    3. Когда же суждено было по Божьему предначертанию родительнице нашей, благочестивой царице Елене, переселиться из земного царства в небесное 11 , остались мы со святопочившим в Боге братом Георгием круглыми сиротами – никто нам не помогал; оставалась нам надежда только на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых молитвы, и на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе, и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделили. А ведь делал это дед твой, Михаило Тучков 12 . 4. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились 13 ; тех же, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе 14 . А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея, и на этом дворе его люди, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора Мишурина 15 , ближнего дьяка при отце нашем и при нас, и, опозорив его, убили; и князя Ивана Федоровича Бельского и многих других заточили в разные места; и на церковь руку подняли: свергнув с престола митрополита Даниила 16 , послали его в заточение; и так осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать. 5. Нас же с единородным братом моим, в Бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет – ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. 6. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалование, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние. А известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая зеленая на куницах, да к тому же на потертых; так если это и было их наследство, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги. А о казне наших дядей что и говорить? Всю себе захватили. Потом напали на города и села, мучили различными жестокими способами жителей, без милости грабили их имущество. А как перечесть обиды, которые они причиняли своим соседям? Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки, от всех брали безмерную мзду и в зависимости от нее и говорили так или иначе, и делали. 7. Так они жили много лет, но когда я стал подрастать, то не захотел быть под властью своих рабов; и поэтому князя Ивана Васильевича Шуйского от себя отослал, а при себе велел быть боярину своему князю Ивану Федоровичу Бельскому 17 . Но князь Иван Шуйский, собрав множество людей и приведя их к присяге, пришел с войсками к Москве 18 , и его сторонники, Кубенские 19 и другие, еще до его прихода захватили боярина нашего, князя Ивана Федоровича Бельского и иных бояр и дворян и, сослав на Белоозеро, убили 20 , а митрополита Иоасафа 21 с великим бесчестием прогнали с митрополии. Потом князь Андрей Шуйский 22 и его единомышленники явились к нам в столовую палату, неистовствуя, захватили на наших глазах нашего боярина Федора Семеновича Воронцова, обесчестили его, оборвали на нем одежду, вытащили из нашей столовой палаты и хотели его убить. 8. Тогда мы послали к ним митрополита Макария 23 и своих бояр Ивана и Василия Григорьевичей Морозовых передать им, чтобы они его не убивали, и они с неохотой послушались наших слов и сослали его в Кострому; а митрополита толкали и разорвали на нем мантию с украшениями, а бояр толкали в спину. Это они-то – доброжелатели, что вопреки нашему повелению хватали угодных нам бояр и избивали их, мучили и ссылали? Так ли они готовы душу за нас, государей своих, положить, если приходят на нас войной, а на глазах у нас сонмищем иудейским захватывают бояр, а государю приходится сноситься с холопами и государю упрашивать своих холопов? Хороша ли такая верная воинская служба? Вся вселенная будет смеяться над такой верностью! Что и говорить о притеснениях, бывших в то время? Со дня кончины нашей матери и до того времени шесть с половиной лет не переставали они творить зло 24 ! 9. Когда же нам исполнилось пятнадцать лет, то взялись сами управлять своим царством 25 , и, слава Богу, управление наше началось благополучно. Но так как человеческие грехи часто раздражают Бога, то случился за наши грехи по Божьему гневу в Москве пожар, и наши изменники-бояре, те, которых ты называешь мучениками (я назову их имена, когда найду нужным), как бы улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка, княгиня Анна Глинская, со своими людьми и слугами вынимала человеческие сердца и колдовала, и таким образом спалила Москву 26 и что будто мы знали об этом их замысле. 10. И по наущению наших изменников народ 27 , собравшись по обычаю иудейскому, с криками захватил в приделе церкви великомученика Христова Димитрия Селунского нашего боярина, князя Юрия Васильевича Глинского; втащили его в соборную и великую церковь и бесчеловечно убили напротив митрополичьего места, залив церковь кровью, и, вытащив его тело через передние церковные двери, положили его на торжище, как осужденного преступника. И это убийство в церкви всем известно, а не то, о котором ты, собака, лжешь! 11. Мы жили тогда в своем селе Воробьеве 28 , и те же изменники подговорили народ и нас убить за то, что мы будто бы прячем от них у себя мать князя Юрия, княгиню Анну, и его брата, князя Михаила 29 . Как же не посмеяться над таким измышлением? Чего ради нам самим жечь свое царство? Сколько ведь ценных вещей из родительского благословения у нас сгорело, каких во всей вселенной не сыщешь. Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы, гневаясь на своих рабов, спалить свое собственное имущество? Он бы тогда поджег их дома, а себя бы поберег! Во всем видна ваша собачья измена. Это похоже на то, как если бы попытаться окропить водой колокольню Ивана Святого 30 , имеющую столь огромную высоту. Это – явное безумие. В этом ли состоит достойная служба нам наших бояр и воевод, что они, собираясь без нашего ведома в такие собачьи стаи, убивают наших бояр, да еще наших родственников? И так ли душу свою за нас полагают, что всегда жаждут отправить душу нашу из мира сего в вечную жизнь? Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом последовать не хотят! Что же ты, собака, гордо хвалишься и хвалишь за воинскую доблесть других собак-изменников? 12. Господь наш Иисус Христос сказал: «Если царство разделится, то оно не сможет устоять» 31 , кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобными распрями? Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается – это для тебя неважно; ты, оказывается, не только не укрепляешь храбрость, но сам ее подрываешь. И выходит, что ты – ничтожество; в доме ты – изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь укрепить храбрость в самовольстве и в междоусобных бранях, а это невозможно. 13. Был в это время при нашем дворе собака Алексей Адашев 32 , ваш начальник, еще в дни нашей юности, не пойму каким образом, возвысившийся из телохранителей; мы же, видя все эти измены вельмож, взяли его из навоза и сравняли его с вельможами 33 , надеясь на верную его службу. Каких почестей и богатств не удостоили мы его, и не только его, но и его род! Какой же верной службой он отплатил нам за это, расскажем дальше. Потом, для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра 34 , надеясь, что человек, стоящий у престола Господня, побережет свою душу, а он, поправ свои священнические обеты и право предстоять с ангелами у престола Господня, к которому стремятся ангелы преклониться, где вечно приносится в жертву за спасение мира агнец Божий и никогда не гибнет, он, еще при жизни удостоившийся серафимской службы, все это попрал коварно, а сперва как будто начал творить благо, следуя Священному Писанию. Так как я знал из Божественного Писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей, а не по неведению; он же, желая власти, подобно Илье жрецу 35 , начал подобно мирским людям, окружать себя друзьями 36 . 14. Потом собрали мы всех архиепископов, епископов и весь священный собор русской митрополии 37 и получили прощение на соборе том от нашего отца и богомольца митрополита всея Руси Макария за то, что мы в юности возлагали опалы на вас, бояр, также и за то, что вы, бояре наши, выступали против нас; вас же, бояр своих, и всех прочих людей, за вины все простили и обещали впредь об этом не вспоминать, и так признали всех вас верными слугами. Но вы не отказались от своих коварных привычек, снова вернулись к прежнему и начали служить нам не честно, попросту, а с хитростью. Так же и поп Сильвестр сдружился с Алексеем 38 , и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными: вместо духовных, стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами, а мелких детей боярских по чести вам уподобляли. 15. Мало-помалу это зло окрепло, и стали вам возвращать вотчины, и города, и села, которые были отобраны от вас по уложению нашего деда, великого государя, и которым не надлежит быть у вас, и те вотчины, словно ветром разметав, беззаконно роздали 39 , нарушив уложение нашего деда, и этим привлекли к себе многих людей. И потом ввели к нам в совет своего единомышленника, князя Дмитрия Курлятева 40 , делая вид, что он заботится о нашей душе и занимается духовными делами, а не хитростями; затем начали они со своим единомышленником осуществлять свои злые замыслы, не оставив ни одного места, где бы у них не были назначены свои сторонники, и так во всем смогли добиться своего. Затем с этим своим единомышленником они лишили нас прародителями данной власти и права распределять честь и места между вами, боярами, и взяли это дело в свое ведение и усмотрение, как вам заблагорассудится и будет угодно, потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, – все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими. 16. Так было и во внешних делах; во внутренних же, даже малейших и незначительнейших, вплоть до пищи и сна, нам ни в чем не давали воли: все было по их желанию, на нас же смотрели, как на младенцев. Неужели же это «противно разуму», что взрослый человек не захотел быть младенцем? Потом вошло в обычай: если я попробую возразить хоть самому последнему из его советников, меня обвиняют в нечестии, как ты сейчас написал в своей нескладной грамоте, а если и последний из его советников обращается ко мне с надменной и грубой речью, не как к владыке и даже не как к брату, а как к низшему, – то это хорошим считается у них; кто нас послушается, сделает по-нашему, – тому гонение и великая мука, а если кто раздражит нас или принесет какое-либо огорчение, – тому богатство, слава и честь, а если не соглашусь – пагуба душе и разорение царству! И так жили мы в таком гонении и утеснении, и росло это гонение не день ото дня, а час от часу: все, что было нам враждебно, усиливалось, все же, что было нам по нраву и успокаивало, то уничтожалось. Вот какое тогда сияло православие! Кто сможет подробно перечислить все те притеснения, которым мы подвергались в житейских делах, во время путешествий, и во время отдыха, и в церковном предстоянии, и во всяких других делах? Вот как это было: они притворялись, что делают это во имя Бога, что творят такие утеснения не из коварства, а ради нашей пользы. 17. Когда же мы Божьей волей с крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан двинулись на безбожный народ казанский 41 , и по неизреченному Божьему милосердию одержали победу над этим безбожным народом, и со всем войском невредимые возвращались восвояси, что могу вспомнить о добре, сделанном нам людьми, которых ты называешь мучениками? А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука Всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился. Вот каково доброжелательство тех людей, о которых ты говоришь, и так они душой за нас жертвуют – хотят выдать нас иноплеменникам! 18. Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, Свое милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника – сына Дмитрия 42 ; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более – души свои и присягу нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего отдаленного родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира 43 . Говорит ведь древнее изречение, хоть и мирское, но справедливое: «Царь царю не кланяется, но когда один умирает, другой принимает власть» 44 . Вот каким доброжелательством от них мы насладились еще при жизни, – что же будет после нас! Когда же мы по Божью милосердию все узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всем потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию 45 и уподобляли ее всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали. 19. А после этого собака и давний изменник, князь Семен Ростовский 46 , который был принят нами в думу не за свои достоинства, а по нашей милости, изменнически выдал наши замыслы литовским послам, пану Станиславу Довойно с товарищами 47 , и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей; мы же, расследовав это злодейство, наказали того, но милостиво. А поп Сильвестр после этого вместе с вами, злыми советниками своими, стал оказывать этой собаке всяческое покровительство и помогать ему всякими благами, и не только ему, но и всему его роду. И так с тех пор для всех изменников настало вольготное время, а мы с той поры терпели еще больше притеснений: ты также был среди них: известно, что вы с Курлятевым хотели втянуть нас в тяжбу в пользу Сицкого 48 .
20. Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за нее порицал 49 ; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, – все это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией 50 ? Из-за одного лишь неподобающего слова! Молитв, хождений к святым местам, приношений и обетов о душевном спасении и телесном выздоровлении и о благополучии нашем, нашей царицы и детей – всего этого по вашему коварному умыслу нас лишили, о врачебной же помощи против болезни тогда и не вспоминали. И когда пребывая в такой жестокой скорби и не будучи в состоянии снести эту тягость, превышающую силы человеческие, мы, расследовав измены собаки Алексея Адашева и всех его советников, нестрого наказали их 51 за все это – на смертную казнь не осудили, а разослали по разным местам, поп Сильвестр, видя, что лишились всего его советники, ушел по своей воле, мы же его с благословением отпустили, не потому, что устыдились его, но потому, что я хочу судиться с ним не здесь, а в будущем веке, перед агнцем Божьим, которому он всегда служил, но, презрев, по коварству своего нрава, причинил мне зло; в будущей жизни хочу с ним судиться за все страдания мои душевные и телесные. Поэтому и чаду его я до сих пор позволил жить в благоденствии, только видеть нас он не смеет.

Итак, проведенные Иваном Грозным реформы в первый период его царствования, имели широкий круг, отчетливую правовую направленность и должны были обновить все стороны московской жизни. Союз царя с митрополитом, тесное взаимодействие с церковными иерархами, тенденция к единению всех групп «благородных сословий», кристаллизация сословной структуры российского общества, формирование столичной бюрократии - все это вместе делало преобразования конца 40-х - начала 60-х годов комплексный, программный и структурный характер. Были сформулированы определенные направления и последовательность реформ, серьезным изменениям подверглись отношения и институты.

Однако, это не избавило Ивана Грозного от борьбы придворных партий за власть, что делало его власть зависимой от Боярской думы, от того, кому удалось одержать верх в данный момент борьбы. Поэтому возникает необходимость в сильной царской власти, а проведенные к этому моменту реформы, делали власть сословно-представительной монархией. По другим источникам, перед Иваном Грозным стояла задача не только быстрой централизации, усилению личной власти, но и избавление от боярско-княжеской оппозиции и боярских привилегий, уничтожению княжеской аристократии, переход удельных вотчин княжат к государю, борьба с остатками раздробленности.

Таким образом, Иван Грозный приходит к разрыву с политикой реформ, осуществлявшихся через Избранную раду, и вводит опричнину.

Причины разрыва:

1. Его личное мнение, что реформы, осуществлявшиеся Адашевым и Сильвестром, не только не укрепили царскую власть, но и «…стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести почти что равняли с нами…» . Иван IV, окрепнув как политик, жаждал немедленной самодержавной власти: «Но когда я стал подрастать, то не захотел быть под властью своих рабов…», его не устраивали темпы преобразований, которые отодвигали ее «приход» на будущее;

2. Самостоятельность взглядов и действий Адашева и Сильвестра, обвиненных Иваном Грозным в фактическом руководстве страной: «…и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало…»

3. Разногласия с Избранной радой по внешнеполитическим вопросам. Адашев и Сильвестр выступали против продолжения Ливонской войны, когда стала очевидна ее бесперспективность: «Как не вспоминать вечные возражения попа Сильвестра, Алексея Адашева и всех вас против похода на германские города, и как, из-за коварного предложения короля Датского, вы дали ливонцам возможность целый год собирать силы! …Если бы не ваше злобное сопротивление, то, с Божьей помощью, уже вся Германия была бы под православными» .

4. Наговоры членов первой жены царя после ее смерти, подтолкнувшие к обвинению Адашева и Сильвестра в отравлении царицы.

В итоге царь распустил Избранную раду и наложил «опалы» на своих старых советников - Адашева и Сильвестра.

Предпосылки введения опричнины:

1. Разрыв Ивана IV с Избранной радой и политикой реформ, стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, моральный авторитет церкви;

2. Ухудшение положения в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла, чего не могла обеспечить система местного управления;

4. Религиозные представления царя и народа: Иван Грозный все более верил в свою «богоизбранность», а к населению относился как к холопам: «А государю приходится сноситься с холопами и государю упрашивать своих холопов? До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных» . Эти взгляды усиливались настроением народа, который ожидал от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что опричнина была средством борьбы за единую, неделимую ничем неограниченную власть, борьба с изменниками и претендентами на царский престол, средством мести боярам, способом скинуть навязанное ему управление, наказать за преступления. Тем более что детские годы царя, наполненные унижением и обидами со стороны боярства, их борьбой за власть на глазах у малолетнего Ивана IV, а затем и раскол дворянства у постели больного царя, отказ присягать малолетнему царевичу Дмитрию во время болезни Ивана IV, резко обострили его подозрительность и всколыхнули в душе все негативное отношение к боярству, накопленное за годы детских лишений.

Это подтверждают и его собственные слова, обращенные в послании к князю Андрею Курбскому: «…как жестоко я страдал из-за вас с юности до последнего времени… Нас же … начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было… Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? …Что сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом… А всеми родами мы вас не истребляем, но изменников повсюду ожидает расправа и немилость…» .

Нельзя не учитывать и личные качества Ивана IV, о которых говорилось выше: его крайняя мнительность, жестокость, сочетавшиеся с умом и начитанностью, самомнением и веру в божественную природу власти. Смерть Анастасии, митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады, людей отчасти сдерживавших его необузданный характер, усилило влияние его противоречивой личности на ход событий русской истории XVI века.

Таковы, по мнению историков, и моему мнению, причины перехода Ивана Грозного к опричному террору.

Первое послание Ивана Грозного Курбскому

Исполненное истинного православия самодержавство Российского царства началось по Божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого князя Владимира Мономаха, удостоившегося высокой чести от греков, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами. Мы же хвалим Бога за безмерную его милость, что не допустил он доныне, чтобы десница наша обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали ни у кого отнять царства, но по Божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих родились на царстве и воспитались. Мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти – противится Богу! Апостол Павел говорит: «Рабы! Слушайтесь своих господ, повинуйтесь не только! добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». На это уже воля Господня, если придется пострадать. Если же ты праведен, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни.

Из-за одного какого-то гневного слова погубил ты не только свою душу, но и души своих предков собачьей изменой, нарушив крестное целование.

Неужели же это свет – когда поп и лукавые рабы правят, царь же – только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? Апостол Павел писал: «Наследник, доколе в детской, ничем не отличается от раба, он подчинен управителям и наставникам до срока, отцом назначенного». Мы же, слава Богу, дошли до возраста, отцом назначенного, и нам не подобает слушаться наставников.

А когда ты вопрошал, зачем мы данных нам Богом для борьбы с врагами воевод различным казням предали, то ты писал ложь. А сильных мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший, потому что Русская земля держится Божьим милосердием и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами. А жаловать своих холопов* мы всегда были вольны, вольны были и казнить.

* Под холопами Иван Грозный подразумевает всех своих подданных независимо от их должности, сословного положения, в том числе и людей самого высокого ранга: бояр, воевод и т. п.

Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Это известно всем. Когда остались мы с почившим в бозе братом Георгием* круглыми сиротами – никто нам не помогал. Подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе**. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский*** сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей. А известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая**** зеленая на куницах, да к тому же на потертых, так если это и было их наследство, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, когда есть лишние деньги.

* Георгий (Юрий) Васильевич (1532 – 1563) – младший брат Ивана Грозного. В политической жизни участия не принимал, так как был глухонемым и слабоумным.

** В первой трети XVI в. в условиях дальнейшей централизации Московского государства шла ликвидация существовавших внутри него удельных княжеств. После смерти Василия III оставались еще княжества Дмитровское, принадлежавшее его брату Юрию, и Старицкое, которым владел другой его брат – Андрей. В правление Елены Глинской сначала Юрий, а затем Андрей были схвачены и оба умерли в темнице в 1536 г. После смерти правительницы у власти в Москве сменяли друг друга боярские группировки, которых Иван Грозный обвиняет в расхищении земель и дворов опальных удельных князей. Так, князь Василий Васильевич Шуйский поселился на дворе, принадлежавшем Андрею Старицкому.

*** Иван Васильевич Шуйский (ум. 1546) – боярин, возглавил клан Шуйских после смерти своего старшего брата Василия (1538).

**** Мухояровая шуба – верх такой шубы был сшит из мухояра, шелковой ткани с шерстяной нитью, производившейся в странах Востока.

Был при нашем дворе собака Алексей Адашев, мы же взяли его из навоза и сравняли с вельможами, надеясь на верную его службу. Потом для совета в духовных делах и спасения своей души взял я попа Сильвестра. Поп Сильвестр сдружился с Алексеем, и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными, стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучая вас прекословить нам. Окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле. И так жили мы в гонении и утеснении.

До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались; но вольны были жаловать и казнить своих подданных.

Второе послание Курбского Ивану Грозному

Широковещательное и многошумное послание твое получил; таковое бы не только царю, но и простому воину не подобает, из многих священных книг нахватано, как видно, со многой яростью не строчками и не стихами*, как это в обычае людей искусных и ученых, когда случается им кому-либо писать, в кратких словах излагая важные мысли, а сверх меры многословно и пустозвонное тут же и о постелях, и о телогрейках, словно вздорных баб россказни, и так все невежественно, что не только ученым мужам, но и простым на удивление, а тем более посылать в чужую землю, где встречаются люди, знающие не только грамматику и риторику, но и диалектику и философию.

* Курбский хочет сказать, что посланию царя недостает четкости, лаконичности, присущей авторам, умеющим выразить мысль в одной строке или стихе.

Так шумливо, не дожидаясь суда Божьего, порицать, и так мне грозить!

И уже не знаю, чего ты от меня хочешь. Уже не только единоплеменных княжат, восходящих к роду великого Владимира, различными смертями погубил, и богатство их, чего не разграбили еще дед твой и отец твой, отнял. А хотел, царь, ответить на каждое твое слово и мог бы написать не хуже тебя, ибо по благодати Христа моего овладел по мере способностей своих слогом древних, уже на старости здесь обучился ему, но удержал руку свою с пером потому, что возлагаю все на Божий суд.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 119-164.

Раздел III

Россия в XVII в. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления

В целом государственное строительство и деятельность органов государственного управления XVIIстолетия условно можно разделить на три хронологических этапа:

Смутное время (с конца XVI в. по 1620-е гг.) стало тяжелейшим потрясением для российской государственности. Это был период острейшего политического и социального кризиса, осложненного иностранной интервенцией. В литературе этого времени заметное место занимает повесть Авраамия Палицына (ум. 1627). Келарь Троице-Сергиева монастыря подробно описал борьбу своей обители при поддержке крестьян, других патриотов против осаждавших монастырь отрядов Лжедмитрия IIво главе с Яном Петром Сапегой. В повести (документ № 1) дается и общая оценка событий Смуты. Она весьма характерна для русского человека того времени, религиозно настроенного и принадлежавшего к социальным верхам.

Среди произведений о Смутном времени есть и интересные памятники исторической мысли. Одним из самых замечательных среди них является «Временник» дьяка Ивана Тимофеева (документ 2). Временник – традиционное название для русских средневековых исторических повестей и летописей. В своем сочинении Иван Тимофеев (ум. 1631) рассказывает о событиях со времен Ивана IV до воцарения Михаила Романова. Он критически оценивает Бориса Годунова, Василия Шуйского, а также боярство, духовенство. В «похищении» престола Борисом Годуновым при молчаливом попустительстве бояр и верхов церкви Иван Тимофеев видит одну из основных причин Смуты.

После Смуты структура восстановленной государственной власти осталась прежней. Важно подчеркнуть, что образцы государственного управления предшествовавшего периода послужили основой возрождавшейся России, что свидетельствует о глубоких и самобытных корнях российской государственности. В 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова, тем самым утвердив новую династию российских государей. Документ 3 позволяет судить о широком представительстве на Земском соборе отдельных местностей и городов и о трудностях, связанных с созывом самого собора.

Вторая половина XVII в. – это период расцвета приказной системы управления и ее переход в коллегиальную. Поворотным событием в государственной сфере стало принятие Соборного уложения 1649 г. (документ № 4). Это законодательный акт России, оформивший социальный и политический строй государства, определивший жизнь страны на два последующих века. Принятие Уложения на Земском соборе знаменовало укрепление господства крепостников и самодержавия. Законоположения главы XI – «Суд о крестьянах» – удовлетворяли основному требованию дворянства об отмене «урочных лет» и о бессрочном сыске беглых крестьян, устанавливали наследственность крепостного состояния и утверждали право помещика на имущество крестьянина. Глава XIX Уложения – «О посадских людях» – узаконила безусловное прикрепление посадского населения к посадам и государеву тяглу и санкционировала конфискацию частновладельческих слобод на посадах. Это важнейшее постановление укрепляло позиции торгово-ремесленного населения городов и лишало феодалов возможности оказывать на него давление; преобладающее положение на посаде закреплялось за верхушкой торгового и промышленного населения.

В XVII в. было завершено создание системы центрального управления через приказы. Этот порядок отражал прежде всего усиление централизации управления. Сочинение Г.К.Котошихина (документ № 5) дает представление о разветвленной сети приказов, об их компетенции и недостатках деятельности, связанных прежде всего с нечетким распределением административных функций, особенно в финансовых и судебных вопросах. Г.К. Котошихин, будучи подьячим Посольского приказа, хорошо знал порядки русского делопроизводства; его записки содержат богатый материал о системе административного управления в России. Свои записки Г.К. Котошихин написал по заказу местных властей в Швеции, куда он бежал из России, опасаясь разоблачения своей шпионской деятельности в пользу Польши. Впоследствии Г.К. Котошихин был осужден шведским судом за убийство хозяина дома, в котором он жил, и казнен.

Активная внешняя политика страны объясняет присутствие в столице многих зарубежных представителей. Среди них – Августин Ф. Майерберг. Посол германского императора находился в Москве в 1661 – 1663 гг. и написал два сочинения о Московском государстве. Отрывок одного из них (документ № 6) характеризует воеводское управление в России.

В XVII в. значительно изменился состав господствующего класса. Старое родовитое боярство, особенно во второй половине столетия, оттеснялось от управления выдвинувшимися новыми дворянскими родами и усиливавшимся дьячеством. Дворянство требовало уравнения своих прав на занятие высших государственных должностей на основе личных заслуг и способностей. Укреплявшееся самодержавие также стремилось ликвидировать порядок замещения должностей по принципу родовитости, который сохранялся по вековым феодальным традициям. Решение этого вопроса находилось в прямой связи с реорганизацией вооруженных сил и необходимостью создания боеспособной армии, не ослабленной явлениями местничества. Уравнение прав отдельных групп феодального класса произошло в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче в результате уничтожения местничества (документ № 7 ).

Документы

1. СКАЗАНИЕ АВРААМИЯ ПАЛИЦЫНА ОБ ОСАДЕ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

Сначала попустил Господь Бог владеть нами расстриге Григорию Отрепьеву*, назвавшемуся царским сыном Дмитрием Ивановичем всея Руси и на царский престол взошедшему. Но в скором времени тот Григорий умер лютою смертью. Потом на то же место другой назвался. И доходит до самого царствующего града Москвы, но не принят оказывается. Повсюду же в России слух о нем прошел, и потому все воры к нему собрались: не на царский престол его возвести, но все древние царские сокровища расхитить. Вся Россия от ложных царей мучительно страдает. Всей России царем Василий Иванович называется, тушинским же вором все Российское государство разоряется.

* Расстрига – традиционное прозвище Лжедмитрия I. Как известно, им был монах Чудова монастыря. Впоследствии из монастыря он ушел, отказался от монашества, т. е. «расстригся».

Малое некое число городов в Поморье не соблазнилось и по крестному целованию держалось Московского государства. Иные же по причине дальнего отстояния подчинены были врагам российским. Труден же был путь отовсюду к Москве для всех добра хотевших, ибо обложили враги царствующий град вокруг. Из-за недостатка во всем необходимом в предельно бедственном состоянии был град Москва. Из него убегавшие, и не желая, число врагов пополняли, и самоуверенно по этому поводу враги веселились.

Великая же тогда польза была царствующему граду от обители чудотворца Сергия. У моря на Севере живущие люди и из Великого Новгорода люди, и из Вологды, и с Двины-реки и вся Сибирская земля – все помогали Москве. Также и из Нижегородской земли, и из Казани люди все без измены служили. И когда кому-нибудь из всех названных мест некуда было деться, то все они в обитель чудотворца приходили.

Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI – начало XVII века. М., 1987. С. 165-169.

2. ВРЕМЕННИК ДЬЯКА ИВАНА ТИМОФЕЕВА

В последние годы текущего времени Шуйский, по имени Василий, называемый царем всей Руси, сам себя избрав, сел на престол имевших верховную власть первых самодержцев, думаю, без Божия избрания и без его воли, и не по общему из всех городов Руси собранному народному совету, но по своей воле; (это свершилось) с помощью некоего присоединившегося к нему ложного вельможи, совершенно худородного Михаила Татищева, согласного с ним в мыслях, непостоянного в делах и словах, хищного как волк. Этот вышеупомянутый Василий, без соизволения людей всей земли, случайно и спешно, насколько возможна была в этом деле скорость, людьми, находящимися только тут, в царствующем городе, без всякого его сопротивления, сначала в собственном его дворе был наречен, а потом и поставлен царем всей великой России.

В годы, когда прекратился со смертью предел жизни царствующего над нами Бориса и когда поражен был гневом ярости Господней и убит рукою народа Расстрига, зависть к царствованию возникла и у царя Василия, и, как стрелою подстреленный властолюбием первых, он поступил еще более дерзко, чем те двое: весьма неосмотрительно и спешно сел на престол, так как не был искусен в этом. Он создал себе дом и не углубил его в землю, но основал его только на песке. Без согласия всей земли сам себя поставил царем, и все люди были смущены этим скорым его помазанием (на царство); этим он возбудил к себе ненависть всех городов своего государства. Отсюда, после первых (захватчиков), началось все зло на Руси и стали происходить в земле многие нестроения; именно – (началось) непослушание и самовластие рабов и осада городов, так что свои, одной с нами веры рабы, придя войском к матери городов (Москве), этим своим приближением к стенам города изменнически оказывали презрение самой главе царства, а нововоцарившийся (Василий Шуйский) со всем своим родом был ими заперт, как птица в клетке.

Когда внезапно пораженный гневом ярости Господней, преданный руками народа телесной смерти среди самых царских чертогов, а потом выброшенный из них на площадь посреди столицы, пал, как бы пораженный громом, львенок, аспид* или, лучше, яйцо василиска**, – Гришка Расстрига, по прозвищу Отрепьев, – он был как бы сыном по своему злобному обещанию Литовскому королю Сигизмунду***. Тогда король Сигизмунд дерзко ополчился на все то доброе, что в нас с помощью Божией спело и умножалось, и прежде всего на благочестивую и пресветлую веру, а потом на изобилие земных благ. Если он и не сам, ополчившись, двинулся и пришел на нас, то отпустил к городу – главе нашего царства – всех своих хорошо вооруженных людей с приказанием прельстить и вторично некоторого (тушинского вора) облечь, как в одежду, в несвойственное имя – и прочее, чему их обоих научил учитель их – враг****. И те наши города, которые им случилось разорить, они стерли все до конца и сделали пустыми и, подойдя к матери городов и остановившись в нескольких верстах с целью осады, создали укрепления. Нашего царя, срамодействующего Василия, со всем родом и с теми, кто был в городе, напугав, заперли, как птицу в клетке, и заставили его оставаться тут безвыходно.

* Аспид – ядовитая змея. По средневековым поверьям, аспид глух оттого, что его уши залиты ядом. Он отождествляется с человеком, уступившим дьяволу и не слышащим голос Бога.

** Василиск – мифическое змееподобное существо. Царь змей (от греч. басилевс, василевс – царь). Представляется обычно крылатым, с человеческим (девичьим) лицом, с петушиным гребнем и т.п.

*** Речь идет о Сигизмунде III (1566 – 1632), избранном королем Речи Посполитой в 1587 г. Проводил активную внешнюю политику, претендовал на шведский престол, так как его отец и дед принадлежали к шведской королевской династии Вазы. Используя смуту в России, стремился подчинить Московское государство своему влиянию, оказал поддержку Лжедмитрию I, не препятствовал участию отрядов польской шляхты в военных действиях на стороне Лжедмитрия II, наконец, под предлогом сотрудничества правительства Василия Шуйского со Швецией предпринял интервенцию в Россию, стремился утвердиться на московском царском троне. В то же время при Сигизмунде III в Речи Посполитой усилилась оппозиция королевской власти со стороны крупных магнатов, некоторые из них открыто выступали против короля, по своей инициативе вмешивались в события в России.

**** ...учитель их – враг – имеется в виду дьявол, сатана.

Имя Расстриги, вновь ожившее после его достоверного убиения, пришло вместе с прочими и начало служить коварным замыслам второго поругателя истинного имени, который ложно называл себя настоящим государем царевичем Димитрием, прельщая нас, что он нами царствует, и, сочиняя ложь, говорил, что он как-то сохранился и бегством спасся от смерти. Этой ложью он неразумных уловлял в свою волю.

Среди отступников, соединившихся с чужими силами, помогающих мудровать против нас нашим противникам, были не только одни мелкие наши воины, но немало было и из вельмож и других близких к царю сановников. Вместе с ними каждый из тех, которые по чину принадлежали к царскому двору, – переезжал вон из города в стан противников, прельстившись неподтвержденным обманом и соблазняя прочих, показывая всем образец своей слабости и немужества, как будто можно было всех людей привести в подобную им погибель. И эти так делали, и другие, из соседних городов, которые клялись телесному врагу (самозванцу) крестной клятвой, пачкая ложью не столько уста, сколько души свои, – одни, не любя царя, в городе, другие – из-за недостатка необходимого для жизни, так как в городе тогда был сильный голод. Коротко говоря, не столько осталось людей в городе с царем, сколько было перебежчиков, которые перешли к ложному царю.

Если даже перебежавшие туда и знали, что он ложный царь, поклонялись ему, как кумиру, представленному в телесном образе, досаждая таким образом настоящему царю, который находился в городе, и городу, как чужому, вместе с врагами все время творя всякие пакости. Они же, незадолго перед этим в концы земли всего нашего царства, как саранча, расходились безбоязненно, не находя нигде сопротивляющихся им, а наоборот, (находя) способствующих им: все города и села они пленили, жителей и верных подвергая мукам, а имения их расхищая. И невозможно кому-нибудь счесть или описать многочисленные беды русского народа.

Временник Ивана Тимофеева. М., 1951. С.273 – 301.

3. ГРАМОТА Д.М. ПОЖАРСКОГО НА ДВИНУ О СОЗЫВЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА

(С сокращениями)

На Двину архимаритом, и игуменом, и протопопу, и всему освященному собору, и воеводе.., и посадцким старостам, и целовальником, и всяким жилецким и уездным людем Московского государьства архиепископы и епископы и всего духовново чину и боярин и воевода Дмитрей Трубетцкой да стольник и воевода Дмитрей Пожарской с товарищи, и стольники, и стряпчие, и дворяна московские, и приказные люди, и дворяня и дети боярские из городов, и головы стрелецкие и казачьи, и сотники, и атаманы, и казаки, и стрельцы, и всякие служивые люди, и всего Московского государства всяких чинов люди челом бьют.

Писали, господа, мы к вам наперед сево и не единожды, чтобы вы для великово земского общево совету и для государьсково обиранья, выбрав из духовново и изо всяких чинов лутчих и разумных, крепких и постоятельных людей десяти человек, прислали к нам, к Москве... И вы... выборных людей... к нам не выслали... А изо многих городов к нам, к Москве, власти и всяких чинов люди... съехались...Московское государство без государя ничем не строится и на многие части воровским заводом разделяется, и междоусобство вчиняется... И мы ныне общим великим советом приговорили для великово земсково совету и государьсково обиранья ехать к нам, к Москве, из духовново чину пяти человеком, и с по-садцких и из уездных людей двадцати человеком. Ис стрельцов пять человек. А бояр, и окольничих, и столников, и стряпчих, и дворян московских, и жилцов, и приказных людей, и московских жилецких людей, которые живут в городех, приговорили выслать к Москве к крещенью Христову нынешнего 121-го году.

ББК 84 ... 24 , 1969, c. 92. 17 Теобальд: [63 ... рабо- 94 чие - ... 6, 1969, с. 90 . 13 Материалы... не отдельное 338 удобство, ... , социальная ответственность , гедонистический... редактор О.Н. Адаскнна Технический редактор О.В. Панкрашина Младший редактор ...

  • Ответственный редактор - Перевод - (Психология переноса) (статьи)

    Автореферат диссертации

    Переноса УДК 159.964 ББК 56.14 Ответственный редактор -С.Л.Удовик... Использование анализа сновидений 63 сновидений, по крайне... (в соответствии с Иоанном, 12, 24 ). Hortulanus (Ruska, Tabula, p. ... 23, cols.211-338 . For translation, ... niveau mental 90 , 94 , 96, ...

  • С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

    Документ

    Интересуется историей республики. УДК 94 (470.57) ББК 63 .3 (2 Рос. ... 1755-1756 годов. Являлся ответственным редактором ч. 1 и составителем т. ... 57, 338