Карта эрмитажа с названиями залов онлайн. Карта эрмитажа

Эрмитаж - огромный музей. В его богатейших коллекциях около 3 млн экспонатов, а площадь его экспозиций около 50 тыс. кв. м. В нем немудрено заблудиться. Поэтому возьмите на входе план музея и выберите те залы, которые особенно вас интересуют, - осмотреть все за одно посещение вам все равно не удастся.

Если вы хотите составить себе общее представление о музее, рекомендуем вам подняться по парадной Посольской лестнице на второй этаж дворца и пройти через торжественные и роскошные Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы в Военную галерею 1812 г., посвященную победе русской армии над Наполеоном. Пушкин воспел эту галерею в знаменитых строках:

У русского царя в чертогах есть палата;
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокий.

Стены этой галереи увешаны сотнями портретов русских генералов - участников войны с наполеоновской армией. Сразу за ней - величественный Большой Тронный (Георгиевский) зал с царским троном под балдахином, откуда мы выходим в Малый Эрмитаж, известный своим великолепным Павильонным залом (обратите внимание на мозаику на полу и на знаменитые часы «Павлин» с движущимися фигурами животных) .

Из Малого Эрмитажа переходим в Большой, где начинается непосредственно пинакотека (собрание живописи) . Итальянская живопись представлена в Эрмитаже в более чем 40 залах. Одна из самых старинных картин итальянской коллекции - «Мадонна» сиенского мастера Симоне Мартини. Это одна из створок складня-диптиха «Благовещение», созданного в XIV в. Две параллельные галереи Большого Эрмитажа посвящены соответственно флорентийской и венецианской живописи, Любая из них выведет в зал Леонардо да Винчи (флорентийская - напрямую, из венецианской надо будет свернуть налево из зала Тициана) .

В великолепнейшем зале Леонардо да Винчи обычно всегда много народу. Придется постоять в очереди к его ранней картине «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») и к знаменитой «Мадонне Литта» миланского периода мастера. Из Большого Эрмитажа перейдем в Новый Эрмитаж, где продолжается итальянская коллекция, обязательно посмотрим на две картины Рафаэля - написанную в совсем юном возрасте «Мадонну Конестабиле» и более позднее «Святое семейство», на скульптуру «Скорчившийся мальчик» Микеланджело и зайдем в потрясающие Лоджии Рафаэля - точную копию ватиканского творения великого мастера, созданную для Екатерины II архитектором Кваренги. И везде, куда ни кинь взгляд, - не только великие картины и скульптуры, но и великолепные интерьеры, умопомрачительные паркеты, камины, росписи, огромные малахитовые и лазуритовые вазы и столы, светильники из родонита, яшмы и порфира, бронзовые канделябры и люстры. Даже обычные двери являются здесь настоящими, богато украшенными произведениями искусства.

Из итальянских залов перейдем в испанские, их всего два, зато имена представленных мастеров - одно известнее другого: Эль Греко, Мурильо, Веласкес, даже Гойя есть в Эрмитаже! Рядом - знаменитейший зал Рембрандта, одна из крупнейших коллекций его картин за пределами Голландии. И каких картин! «Возвращение блудного сына», «Снятие с креста», «Святое семейство» и множество других всемирно известных произведений мастера. И вообще голландская живопись представлена в музее очень широко, почти тысяча картин голландских живописцев хранится в нем. Пройдите через Зал малых голландцев, полюбуйтесь на их мастерски выверенные, детально точные и потрясающие своей достоверностью пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Загляните в зал Рубенса (огромная коллекция, около 40 картин) и в зал знаменитого портретиста Ван Дейка. Затем по периметру эрмитажного комплекса, но уже с другой стороны, вернитесь в Зимний дворец - там вас ждет великолепная коллекция французского искусства - картины мастеров XVIII в., мебель, керамика, шпалеры.

Из зала Клода Лоррена сверните направо и поднимитесь по лестнице или на лифте на третий этаж. Он не так богато украшен, как второй (тут жили не цари, а вспомогательный персонал) , зато здесь находится потрясающая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов. Полюбуйтесь картинами Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пабло Пикассо. Затем по дубовой лестнице спускайтесь снова на второй этаж и отправляйтесь в жилые покои, оформленные к свадьбе великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской.

В просторном Белом зале - самом большом и парадном помещении «новой половины» Зимнего дворца - молодожены устраивали балы и праздники. Обратите внимание на находящуюся здесь огромную вазу севрского фарфора XVIII в., расписанную синей краской и украшенную золоченой бронзой. Затем пройдите в поражающую воображение Золотую гостиную с полностью вызолоченными стенами, где сейчас выставлена коллекция камей (резных камней) , купленная Екатериной II у герцога Орлеанского. Следующая комната - Малиновая гостиная Марии Александровны. Здесь музицировали, о чем напоминает малиновый шелк на стенах с изображением музыкальных инструментов. За Малиновой гостиной расположены красный с золотом будуар, оформленный в стиле второго рококо, Синяя спальня, ванная и туалетная Марии Александровны. Помещение спальни сейчас используется для временных выставок.

Затем мы выходим в зал, где стоят карнавальные сани XVIII века, сделанные в форме фигуры святого Георгия с копьем, откуда можно продолжить путь либо по длинному Темному коридору без окон, где хранятся уникальные шпалеры, которым вреден солнечный свет, либо по залам, посвященным русскому искусству XVIII в. Оба этих пути выведут нас в ротонду - помещение круглой формы с замечательным паркетом на полу, служившее связующим звеном между апартаментами, располагавшимися в разных частях дворца. За ротондой находились жилые помещения, среди которых стоит отметить Белую (Малую) столовую последнего русского императора Николая II, известную тем, что именно в ней были арестованы министры Временного правительства во время Октябрьской революции (часы на камине показывают время, когда произошло это историческое событие, - 2 часа 10 минут ночи) . А вообще местом заседания Временного правительства было соседнее помещение - великолепная Малахитовая гостиная, украшенная колоннами, пилястрами, каминами, столиками, вазами и другими декоративными предметами, выполненными из малахита в технике русской мозаики.

Затем по длинному коридору мы возвращаемся вновь к парадной Посольской (Иорданской) лестнице. По дороге обязательно загляните в Концертный зал, где сейчас находится серебряная рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры, и в поражающий воображение своими размерами (более 1100 кв. м) огромный Николаевский (Большой) зал. Из Николаевского зала, в котором когда-то устраивались самые пышные дворцовые праздники, а сейчас проводятся временные художественные выставки, через Аванзал, украшенный малахитовой ротондой, подаренной Николаю I богатейшим семейством владельцев уральских заводов Демидовых, выходим снова на Посольскую лестницу.

Затем, если у вас еще остались силы для продолжения осмотра, можно отправиться на первый этаж. Спустившись с лестницы, поверните налево, где находится музейный кафетерий. Наверное, и вам захочется сделать перерыв и отдохнуть немного за чашкой кофе. Затем пройдите дальше по этому же коридору и сверните налево - вы попадете в большой мрачный зал Древнего Египта, где среди прочего выставлена настоящая мумия египетского жреца X в. до н.э. Египетская коллекция Эрмитажа интересна тем, что в ней представлены все периоды истории Древнего Египта.

Выйдя из Египетского зала и пройдя немного вперед, свернем налево и окажемся в зале с огромнейшей Колыванской вазой - самой большой из всех эрмитажных ваз. Ее вес почти 19 тонн, высота - 2 м 69 см. Ее высекали из монолита ревневской яшмы в течение 14 лет, с 1829 по 1843 г. Вазу, выполненную на Колыванской фабрике на Алтае, везли в Петербург на специальных подводах более 120 лошадей. Она была установлена в этом зале, когда еще не были закончены его стены. Теперь вазу отсюда уже не вынести - ее размеры не позволяют ей пройти в двери, так что можете быть уверены, что вы всегда найдете Колыванскую вазу на своем месте.

Пройдя немного вперед, вы попадете в огромный Двадцатиколонный зал, украшенный монолитными колоннами серого гранита и мозаикой на полу, сделанной по подобию римской. В этом зале - настоящее царство античных ваз и амфор, известнейшая из которых - чернолаковая Кумекая ваза, так называемая «Царица ваз», - находится в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Созданная в IV в. до н.э., она была найдена в развалинах храма в Кумах. Эта ваза, посвященная подземным богам и божествам плодородия, украшена рельефом и сохраняет до наших дней позолоту и следы яркой раскраски. Дальнюю часть зала занимает небольшая, но очень интересная и самобытная этрусская коллекция.

Из Двадцатиколонного зала вернитесь в зал 129 и сверните налево, в 127-й зал. Идя в этом направлении, вы сможете обойти весь первый этаж Нового Эрмитажа и увидеть замечательные коллекции античного искусства. Наиболее примечательны огромная статуя Юпитера и знаменитая Венера Таврическая. Статуя Юпитера высотой 3 м 47 см была найдена на загородной вилле римского императора Домициана. Венера Таврическая была куплена у римского папы во времена Петра I и стала первым античным памятником, появившимся в России в 1720-х годах, Сначала она стояла в Летнем саду, затем попала в Таврический дворец, почему и стала называться Таврической. Вообще же искусству античного мира в музее посвящено более 20 залов. Древняя Греция, Древняя Италия и Рим, Северное Причерноморье представлены здесь богатейшими коллекциями ваз, резных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот. Кроме того, обратите внимание на оформление самих залов этого этажа - один красивее другого. Завершив круг по первому этажу, через зал Древнего Египта вы снова выходите в центральный вестибюль музея.

Кроме того, в Эрмитаже есть еще одна уникальная возможность - посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, где хранятся потрясающие изделия из драгоценных металлов и камней. Чего тут только нет! Драгоценности на любой вкус, самых разных стран и эпох - от скифского и греческого золота до ювелирных шедевров начала XX в. Подвески, браслеты, перстни афинских щеголих и российских царственных модниц, часы, табакерки, драгоценное оружие и многое другое. Известный геолог и знаток природных минералов академик Ферсман писал об этой коллекции: «Галерея драгоценностей, ныне называемая Особой кладовой, создает полное представление об одном из прекраснейших искусств - об ювелирном деле. В отделе безделушек, вееров, табакерок, несессеров, часов, бонбоньерок, набалдашников, перстней, колец и т.д. проявлено столько вкуса, такое понимание декоративных особенностей камня, такое мастерство композиции, такая виртуозность техники, что, любуясь этими вещами, признаешь их скромных, забытых ныне авторов за достойных собратьев великих художников, произведения которых висят рядом на стенах картинной галереи Эрмитажа».

Если вы хотите увидеть эти замечательные коллекции, то вам надо с самого утра, как только вы вошли в музей, купить в кассе билет на один из сеансов. Посещение особых кладовых организовано по сеансам, только в сопровождении музейного экскурсовода и оплачивается отдельно. Вы можете посетить обе кладовые или выбрать одну из них.

В Золотой кладовой представлены произведения древнегреческих мастеров, золото скифов, драгоценности стран Востока, великолепные образцы восточного парадного оружия. В Бриллиантовой кладовой можно увидеть древние золотые изделия, драгоценности из коллекций членов императорской семьи Романовых и частных собраний Петербурга, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия знаменитой фирмы Фаберже.

Обладает свыше 3-х миллионов экспонатов, начиная с каменного века и по наше время, которые представлены в 350-ти залах общей протяженностью в 20 километров.

Прогулка по его залам станет заманчивым и захватывающим путешествием длиною в 8 лет жизни, если каждому экспонату посвящать хотя бы 1 минуту времени, как подсчитали эксперты. Но игра стоит свеч.

Музейный комплекс Эрмитажа занимает на Дворцовой набережной 5 зданий: Зимний дворец, Эрмитаж - Большой, Малый, Новый, и Эрмитажный Театр. В них знакомятся с древним и античным миром, восточной и европейской культурой, с историей отечественного искусства, нумизматикой, оружием, интерьерами императорских покоев и галерей, предметами старины, быта и прочими уникальнейшими раритетами прошлого.

В музейных залах Дворца Меншикова, который располагается на Университетской набережной, представлена культура России 1-ой трети 18 столетия. В левом крыле Главного штаба выставлены произведения мастеров 19-20 веков, включая импрессионистов и постимпрессионистов.

Фельдмаршальский зал

Парадную анфиладу Зимнего открывает торжественный зал. Золоченые бронзовые люстры и превосходные гризайльные росписи содержат изображения лавровых венков и трофеев, подчеркивающих доблесть отечественного воинства. На стенах - портреты выдающихся фельдмаршалов. Здесь можно увидеть также русский фарфор начала 19 века.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был спроектирован Монферраном в 1833 году в честь Петра Первого. В отделке присутствуют вензеля 1-го императора России, двуглавые орлы и корона. В центральной нише в виде триумфальной арки - портрет Петра Великого с богиней Славой. Полотна на стенах изображают героизм государя в битвах Северной войны. Зал декорирован панно из серебра и лионского бархата.

Гербовый зал

На входе встречают скульптуры древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых щитки с гербами российских губерний, которые видны также на позолоченных бронзовых люстрах. Центральную часть занимает - чаша из авантюрина. Каждый элемент интерьера привносит в общий ансамбль свою ценность и значение, а все вместе создают картину величия и торжественности.

Военная галерея 1812 года

Галерея была открыта в честь победы над французами. Ее создали по проекту Карла Ивановича Росси. Стены украшают портреты 332 генералов - участников и героев Великой Отечественной войны 1812 года. На почетном месте портреты - Александра Первого и монархов - союзников Фридриха – Вильгельма Третьего и Франца Первого.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца, где проходили официальные церемонии и приемы, был создан Стасовым, сохранившим композиционное решение архитектора Кваренги. Колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом можно увидеть барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Императорский трон был выполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне. Наборный паркет выполнен из 16 ценных пород дерева.

Александровский зал

Зал Зимнего дворца посвящен памяти императора – реформатора Александра Первого, медальон с изображением которого можно увидеть в люнете торцевой стены. Во фризе имеется двадцать четыре изображений выдающихся сражений 1812 года. Также здесь выставлены изделия европейского серебра 16-19 веков.

Белый зал

Зал создавался к свадьбе государя Александра Второго. Интерьер особенно роскошно оформлен декоративной пластикой. Пространство наполняют скульптуры древнеримских богов.

Золотая гостиная

Зал, спроектированный Брюлловым, принадлежал императрице Марии Александровны, жене государя Александра Второго. После его трагической смерти в этом помещении члены Государственного Совета во главе с новым самодержцем Александром Третьим утверждали Конституцию. Все в убранстве соответствует названию - золоченый лепной орнамент на потолке, вызолоченные двери, позолоченные растительные узоры на стенах. Колонны из яшмы придают парадность, а камин из мрамора - великолепие и уют.

Малахитовая гостиная

Помещение предназначалось для супруги Николая Первого - Александры Фёдоровны и служило в качестве одного из ее личных покоев. Искусное оформление малахитом всего пространства поражает всякое воображение.

Малая столовая

Интерьер обустроен Красовским в стиле рококо. Стены украшены шпалерами 18 столетия и тут же предметы начала 20-го: английская музыкальная люстра, французские часы и стеклянные изделия отечественного производства. Здесь ночью при взятии Зимнего дворца большевики арестовали членов Временного правительства, о чем напоминает мемориальная доска.

Галерея портретов Романовых

В зале имеются изображения всех членов царской семьи от Петра Первого до Николая Второго. Зимний дворец, занятый ныне Эрмитажем, был построен при Елизавете Петровне, с тех времен государи со своими родными постоянно проживали во дворце. Стены его залов украшали императорскими изображениями.

Библиотека Николая Второго

Кабинет принадлежал последнему императору, о чем говорит фарфоровый портрет на столе хозяина. Помещение оформил в 1895 году архитектор Александр Федорович Красовский. В убранстве прослеживаются мотивы английской готики. Потолок, мебель, книжные шкафы выполнены из орехового дерева. Интерьер украшает панно тисненой золоченой кожи. Все вместе взятое, плюс камин и высокие окна в ажурных переплетах погружают в атмосферу средневековой эпохи.

Концертный зал

Зал замыкает Невскую анфиладу Зимнего дворца. Его создавал архитектор Стасов. Здесь располагаются статуи античных муз и богини Флоры. Главным экспонатом выступает гробница Святого Александра Невского, выполненная в серебре местными мастерами по заказу Елизаветы Петровны, переданная в 1922 году в Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Древнеегипетская культура

На 1-ом этаже Зимнего дворца на месте бывшего Буфета в 1940 году главный архитектор Эрмитажа Александр Владимирович Сивков обустроил зал культуры Древнего Египта. Здесь выставлены предметы быта египтян, саркофаги, монументальные скульптуры, примеры мелкой пластики, статуэтки, художественные произведения ремесленников. Самыми яркими произведениями являются статуи - Аменемхета III, царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII, стела Ипи и многие другие.

Зал неолита и раннего бронзового века

Переоборудованная гостиная в покоях дочерей Николая Первого оформлена архитектором Александром Павловичем Брюлловым. В зале разместились памятники археологии 6-2 тысячелетий до нашей эры, привезенные из Украины, Молдавии, Казахстана, многих уголков России. Есть уникальные находки – плита с петроглифами из Карелии, рукоять жезла в форме лосиной головы из Свердловской области, изображение идола из Псковской области, статуэтки из курганов Туркмении.

Культура кочевых племен Алтая VI-V веков до н. э.

Многочисленные артефакты, найденные при раскопках у реки Караколи Урсул, представлены накладками и деревянными изображениями животных, служившими украшением сбруи. Особо искусно вырезана большая деревянная бляха с двумя летящими грифонами. Она служила украшением на голове лошади. Этот экспонат признан одним из выдающихся художественных произведений древности.

Зал раннего Средневековья в Сибири и Забайкалье

Культура тагаров и таштыков представлена предметами быта, оружием и другими произведениями древности, найденными археологами в Минусинской котловине в Хакасии. Особый интерес представляют погребальные маски, которые надевали на манекены с пеплом умерших. Женские маски – белые в красных завитках, мужские – красные с поперечными черными полосами.

Мощевая Балка

Экспонаты из памятника археологии Мощевая Балка на Северном Кавказе свидетельствуют о пролегании в этих местах рукава древнего Шелкового пути, откуда были привезены находки, экспонирующиеся в зале. Экспозицию украшают хорошо сохранившиеся у местных алано-адыгских племен образцы тканей, драгоценных китайских, согдийских, средиземноморских шелков, предметов одежды, изделий из дерева и кожи.

Культура Золотой Орды

В заде экспонируются сокровища Волжской Булгарии – золотые и серебряные украшения, оружие и конское убранство. Интересны произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой, изразец с персидскими стихами, а также “Блюдо с сокольником”.

Зал искусства Франции

Зал искусства Франции XVI века (картины художника Людовика XIII Симона Вуэ, Эсташа Лесюера и Лорана де Ла Гира. В зале искусства Франции XVII века экспонируются полотна великого французского художника-классициста Никола Пуссена, самые лучшие 11 картин. В экспозиции зала искусства Франции XVIII века представлены лучшие произведения французской школы этого времени - 8 работ Антуана Ватто. Зал прикладного искусства Франции XVII-XVIII веков представляет произведения мастеров, работавших в стиле неоклассицизм.

Зал искусства Великобритании

Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII века - Джошуа Рейнолдса, также авторские копии портретов членов королевской семьи Англии. Сюда Екатерина II заказала “Сервиз с зеленой лягушкой”. В витринах представлены изделия из базальта и яшмы фирмы Веджвуд.

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. На 2-ом этаже представлены работы мастеров эпохи Возрождения. Здесь размещаются залы итальянского искусства.

Зал Юпитера представляет искусство Рима I - IV веков. В его декоре можно увидеть медальоны с профилями Микеланджело, Кановы, Мартоса и других великих скульпторов. Особый интерес вызывают тут скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Имя залу дала статуя Юпитера из загородной виллы римского императора Домициана. Шедеврами собрания являются портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII –XV веков Большого Эрмитажа открывает экспозицию произведений начала зарождения новой культуры - эпохи Предвозрождения. Здесь изделия из флорентийской мастерской скульпторов-керамистов семейства Делла Роббиа.

Тут можно посетить Зал Тициана, предназначавшийся для приема знатных гостей императорского двора, тут представлены полотна позднего периода творчества мастера.

Зал искусства Италии XVI века представляет работы венецианских живописцев 16 века: Якопа Пальма Старшего, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. Зал Леонардо да Винчи представляет 2 шедевра художника- "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта". Лоджии Рафаэля – прообраз галереи Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Своды галереи оформлены картинами мастера на библейские сюжеты. Стены украшает орнамент-гротеск.

Рыцарский зал

Один из больших парадных интерьеров Нового Эрмитажа. Зал предназначался для выставки монет. Здесь размещена коллекция оружия - около 15 тысяч предметов - экспозиция западноевропейского оружия: турнирного, парадного, охотничьего, холодного и огнестрельного. Тут же представлены рыцарские доспехи.

Галерея истории древней живописи

В экспозиции зала представлена европейская скульптура XIX века. Стены украшают картины художника Хильтеншпергера на сюжеты из древнегреческих мифов, выполненные восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора Антонио Кановы и его последователей. На сводах портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа - Лео фон Кленце.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Помещение устроено в 19 веке Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, который соединил мотивы античности, Ренессанса и Востока. Из него открывается вид на висячий сад Екатерины. Зал украшают бахчисарайские мраморные фонтаны, расположенные симметрично друг против друга. Также славятся здешние мозаичные произведения и изящные столы, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Но самым примечательным экспонатом являются знаменитые часы "Павлин". Дивной красоты павлин создал востребованный в то время английский мастер Джеймс Кокс. Эту “павлинную” прелесть приобрел князь Григорий Потемкин в подарок Екатерине Великой. Часы доставили в Петербург в разобранном виде. На месте композицию собрал Иван Кулибин.

В Эрмитаже каждый зал по-своему уникален, всё - словами не опишешь. Разумеется, можно узнать на любом ресурсе поподробнее об интересующем зале. Но лучше 1 раз посмотреть его, чем 100 раз про него прочитать. Эрмитаж открывает свои покои и гостеприимно принимает всех!

Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Гоцковского.

Сегодня государственный музей Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В нее входит живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки.

За целый день осмотреть все экспозиции музея можно только очень беглым шагом. Рекомендуем разбить визит в Эрмитаж на 2 дня, а если приехали в Петербург на несколько дней, то продолжить изучение музея в следующий визит.

Делимся полезной информацией, чтобы посещение Эрмитажа прошло максимально просто и интересно.

Не пропустите:

Режим работы

Музей открыт для посетителей:

  • вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10.30 – 18.00 (кассы работают до 17.00)
  • среда, пятница: 10.30 – 21.00 (кассы работают ДО 20.00)

Когда вход в Эрмитаж бесплатный

Бесплатное посещение для всех категорий посетителей: третий четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря.

В Эрмитаж на вход всегда есть очередь. В музей запускают партиями. В обычные дни очередь где-то на час-полтора. Но в дни бесплатного посещения очередь на вход может стоять от Александровской колонны в центре Дворцовой площади. Если хотите сэкономить на билете, приходите пораньше и будьте готовы простоять 2-3 часа.

Стоимость билетов

Билет дает право на однократное посещение музея в один день. Нельзя выйти из музея, погулять по городу и вернуться обратно.

Есть несколько типов билетов, ознакомьтесь с ними, чтобы не растеряться возле кассы.

Скорее всего, если вы не иностранец, вам нужен этот билет. Включает в себя посещение Главного музейного комплекса, а также Главного штаба и Зимнего дворца Петра I. Но еще раз хотим предупредить, что за один день посмотреть все нереально. Мало кто доходит до выставок в Главном штабе и наша редакция не знает никого, кто был в один день в трех местах сразу.

  • 300 рублей – входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа: Главный штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода.

Вот это тот случай, когда в Главном музейном комплексе уже побывали и хотите сходить в Главный штаб.

При покупке билетов необходимо предъявить паспорт . Это обязательно, потому что для граждан других государств, стоимость билетов уже выше.

  • 700 рублей – комплексный входной билет для всех, кроме граждан РФ и Республики Беларусь.
  • Бесплатные билеты — пенсионеры (только граждане России ), дети дошкольного и школьного возраста (вне зависимости от гражданства), студенты (вне зависимости от гражданства), аспиранты, курсанты, инвалиды I и II гр.

Чтобы пройти бесплатно в музей, все равно необходимо стоять в очереди на вход, а затем в очереди в кассу. В кассе при предъявлении документа, дающего право на льготу, вам выдадут бесплатный билет.

Где покупать билеты в Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж можно купить: в кассе, в электронном киоске, онлайн.

Билеты в кассе Эрмитажа

Отстояв очередь и зайдя в здание музея, вы сразу оказываетесь перед еще одной очередью — в кассу. Не бойтесь, она движется очень быстро. Потратите минут 10-30, не больше. К оплате принимают карты и наличные.

Билеты в электронном киоске

Во дворе Эрмитажа, там где стоят очереди есть несколько киосков в которых можно самостоятельно купить билет, но только за полную стоимость. Поэтому там покупают только пара иностранцев, которые потом все равно встают в очередь в музей.

Электронные билеты и вход без очереди

Только на официальном сайте Эрмитажа можно купить электронный билет без комиссии , который дает право на вход в Музей без очереди ! В остальных местах вам продадут тот же билет, но с комиссией. Например, вот , где в том числе есть ваучеры в Эрмитаж.

Как понимаете, за вход без очереди надо платить. Поэтому электронный билет стоит дороже обычного и у Эрмитажа есть 2 предложения:

  • 730 рублей — бесплатный вход в Эрмитаж на 1 день,
  • 1020 рублей — исследуйте Эрмитаж 2 дня.

Льготы для пенсионеров и детей сохраняются. Купленный билет (ваучер) действителен в течение 180 дней с момента покупки, поэтому можете приобрести его заранее.

Где вход в Эрмитаж

Если купили электронный билет , который дает право на вход без очереди, то вам в отдельный вход — через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной – между зданиями Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа).

Для всех остальных : напротив Александровской колонны находятся ворота, через которые попадаем в Большой двор Зимнего дворца. Стоят две очереди. Можете становиться туда, где больше нравится.

Для тех, кто хочет посмотреть экспозиции, расположенные в Главном штабе, необходимо выйти из Большого двора и пройти в противоположном направлении. Если стоять лицом к арке Главного штаба, то в 100 метрах слева будет практически неприметный вход в музей.

Как посмотреть Эрмитаж

После покупки билета, можете оставить личные вещи в гардеробе. Верхнюю одежду обязательно. Не поверите, но там скорее всего тоже будет очередь. Есть камеры автоматические камеры хранения, их мало и они всегда заняты. После этого билетный контроль. Жидкости проносить нельзя.

После контроля можете взять аудиогид и схему Эрмитажа. Схема бесплатная, а аудиогид стоит 350 рублей на русском языке и 500 на иностранном. Залог 2000 рублей или документ (кроме паспорта!).

Схему возьмите обязательно! Иначе будет не понятно куда идти. В каждом зале есть свои смотрители. Они следят за порядком и помогают сориентироваться в музее. Это не гиды или экскурсоводы. Смотрители могут только подсказать — как пройти в зал с фламандцами или где находятся часы «Павлин».

Можете скачать официальный аудиогид для смартфона от Эрмитажа . Правда там только несколько экскурсий по залам бесплатные, остальные необходимо купить.

Лучший вариант для первого раза — в компании с искусствоведом.

По Эрмитажу можно ходить очень долго. Чтобы посмотреть все экспонаты, которые есть в коллекции Эрмитажа, уделяя каждому не больше 1 минуты, понадобится 8 лет. Но вы рассчитывайте на 3-5 часов. И весь день ходить тяжело. Делайте небольшие перерывы — на первом этаже, недалеко от Иорданской лестницы, есть кафе.

Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой.

В Эрмитаже 305 залов, но их число может меняться в зависимости от временных выставок. Если ограничены по времени, вот вам самые красивые залы и жемчужины Эрмитажа:

1. Иорданская лестница.

Именно отсюда начнется знакомство с Эрмитажем.

2. Лоджии Рафаэля.

Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески. Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому.

3. Гербовый зал Зимнего дворца.

Один из самых роскошных залов.

4. Александровский зал.

Просторный зал, сочетающий элементы готики и неоклассицизма.

5. Малахитовая гостиная.

Из-за отделки интерьеров драгоценными камнями — это самое ценное помещение в корпусе.

6. Золотая гостиная Марии Александровны.

Парадная комната императрицы Марии Александровны. Атмосфера полностью соответствует названию — все блистает.

7. Концертный зал.

8. Белый зал.

9. Залы Древнего Египта.

Скульптуры, саркофаги, мумии, тексты из Книги мертвых, древние амулеты, статуя Аменемхета Третьего, скульптура богини Сехмет. Пропустить нельзя.

10. Залы Древнего Рима и Древней Греции.

Культура античности в огромном количестве помещений.

11. Павильонный зал.

Самый драгоценный экспонат этого зала — механические часы «Павлин».

12. Зал Леонардо Да Винчи.

13. Нидерландская живопись.

14. Зал Рембрандта.

Мимо этого зала вы не сможете пройти. Возле картины «Блудный сын» всегда стоит огромнейшая толпа, не меньше, чем перед Джокондой в Лувре.

Кстати, Эрмитаж обладает второй коллекцией полотен Рембрандта. Соперничает с ним только музей Рембрандта в Амстердаме.

Лето, белые ночи, школьные каникулы – время невероятных очередей в Государственный Эрмитаж. Если вы не готовы переплачивать за билет в терминале или интернете, то длительное ожидание среди желающих попасть в один из главных музеев России вам обеспечено.

Когда же, все-таки, лучше посещать Государственный Эрмитаж на Дворцовой Площади, чтобы не тратить в очередях свое драгоценное время?

июль 2016 г.

июль 2016 г.

— Не в период высокого туристического сезона (с мая по сентябрь), летних каникул и праздников.

— Не пытайтесь попасть в Эрмитаж утром во вторник. Понедельник – выходной день, а многие туристы приезжают на 2-3 дня с желанием посетить «все». Пропущенный понедельник покажет себя во вторник утром многочисленной очередью.

— В , день, когда в музей можно пройти бесплатно. Очереди могут растянуться через всю Дворцовую площадь. Ваше время и нервы не стоят этого испытания.

— В среду музей работает до 21 часа. Если вы придете в 17-18 часов, когда основная масса туристов уже схлынет, есть надежда без очереди попасть в музей и спокойно посмотреть произведения искусства. Имейте в виду, большинство гардеробов в среду работают до 18 часов.

— Приходите утром, примерно за полчаса до открытия музея. В 10.30 заработают 4 кассы, две слева и две справа. Вы сможете попасть в Эрмитаж в первых рядах.

— Можно купить билет в любой турфирме. Турфирмы приобретают билеты на группы. И если вам скажут, что экскурсия в 11 часов, то в 11.00 вместе с группой вы попадете в музей. Всего за один час все быстро покажут и расскажут. Возможно, вы даже не все увидите и не все услышите, зато вы уже в музее. А «свободное» после экскурсии время можете потратить на тщательный обход экспозиций.

— Главный секрет. Самый лучший день для посещения Эрмитажа – 31 декабря. Нет очередей и залы почти пустые!

Также вы можете посетить Эрмитаж, минуя огромные очереди, по более дорогим билетам:

— Купив электронный ваучер на сайте www.hermitageshop.ru/tickets (цена билета 580 руб.). Электронный ваучер действителен в течение 6 месяцев с момента оформления заказа. Ваучер обменивается в специальной кассе, под аркой за Главными воротами Зимнего Дворца (вход со стороны Дворцовой площади).

— В установленных в Большом дворе Зимнего дворца терминалах (цена билета 600 рублей). После приобретения билетов вы сразу можете пройти на экспозицию. Следует учесть, что через терминал нельзя приобрести льготные билеты.

Но во время высокого туристического сезона в терминалы и специальные кассы для обмена электронного ваучера тоже могут быть очереди.

Если вы прошли в музей и нужно сдать вещи, а мест в гардеробе нет – будьте к этому готовы. Принесите с собой большой пакет и сложите в него свои вещи. В гардеробе мест нет, но есть свободные металлические ячейки, куда можно положить свои вещи.

В гардеробе проходите в самый конец, там еще могут быть места. В начале практически всегда стоят таблички «МЕСТ НЕТ». Иногда гардеробщицы оставляют несколько мест для иностранцев, которые могут дать на чай и сахар.

Расписание работы Эрмитажа на Дворцовой площади:

Вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10-30 до 18-00 (касса работает с 10-30 до 17-30).

Среда с 10-30 до 21-00 (касса работает с 10-30 до 20-30).

Каждый первый четверг месяца – день бесплатного посещения.

Если перед каждым экспонатом Эрмитажа постоять по минуте, то придется провести в музее больше 10 лет. Более трех миллионов экспонатов, среди них 16 000 картин. Поневоле задумаешься – а стоит ли вообще идти, если нельзя объять необъятное? Отвечаем: надо идти обязательно.

Коллекция Государственного Эрмитажа

Ядро эрмитажной коллекции размещено в пяти зданиях, соединенных друг с другом. Это Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (или Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Слово «эрмитаж» повторяется в названиях очень часто, а во Франции этим словом называют определенный сорт вина или маленькие гостиницы на окраине. Как слова «пассаж», «вояж», «саквояж», «эрмитаж» — французского происхождения, в переводе оно означает «домик отшельника». Именно таким тихим уединенным местом были для Екатерины Второй Малый и Большой Эрмитажи, где она устраивала неофициальные приемы и показывала гостям свои собрания. Так началась история музея, и именно Екатерину Вторую считают его основательницей.

К слову, в 2014 году Эрмитаж отметил юбилей – 250 лет с момента приобретения Екатериной II первой коллекции.

Почему еще следует идти Эрмитаж

В прошлом Эрмитаж — императорский музей. Здесь интересны не только произведения искусства, но и интерьеры. Все здания были построены при царях и поражают царской красотой. Например, Зимний дворец – это бывшая зимняя императорская резиденция с залами для балов, приемов и жилыми покоями. Поэтому в Эрмитаже вы найдете и мрамор, и лепнину, и позолоту, и хрустальные люстры. Эрмитаж – это роскошь и элегантность, эталон вкуса и даже дизайнерские решения для обустройства современного пространства. Неудивительно, что многие, отправляясь в Эрмитаж, одеваются как на праздник, а некоторые проводят в Эрмитаже фотосессию (в том числе свадебную).

Помните о статусе музея и не приходите в Эрмитаж в шортах и майках. Берегите красоту! Девушки и дамы, не надевайте туфли на острых каблуках, они испортят паркет из ценных пород дерева. Не трогайте руками тонкую позолоту, старинную мебель, вазы, скульптуры! К сожалению, некоторые экспонаты никак не защищены, и сохранить их может только бережное отношение. Крупные сумки, рюкзаки и чемоданы придется сдать в гардероб. Есть и пить в залах нельзя, чтоб не крошить и не проливать жидкость на пол, и даже пронести в музей бутылку с водой не получится, так как сумки на входе просвечивают.

Как добраться до Эрмитажа

Ближайшие станции метро Невский проспект, Гостиный двор (на этой станции лучше выйти к каналу Грибоедова) и Адмиралтейская. Со станций метро Гостиный двор и Невский проспект вы попадете на сам Невский проспект, идти надо до Невы в сторону убывания номеров домов. Если объяснить проще, то двигайтесь в сторону шпиля Адмиралтейства, вот он на фотографии (в перспективе Невского проспекта).

Зимний дворец расположен справа от Адмиралтейства, впрочем, вы его и так увидите.

С Адмиралтейской тоже просто: при выходе из метро поворачиваете сначала налево, затем направо и выходите на Невский. Дальше – по направлению к шпилю. Из всех трех станций к Эрмитажу ближе всего именно Адмиралтейская.

С Дворцовой площади войдите во двор Зимнего дворца через центральные арки, украшенные ажурными воротами. Там всю необходимую информацию о ценах и экскурсиях вы найдете на стендах и электронных табло. Кассы внутри.

Адрес Эрмитажа : Дворцовая Набережная, 38 / Дворцовая площадь, 2;
телефон : +7 812 710 90 79

Когда лучше посетить Эрмитаж?

В понедельник музей закрыт. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье Эрмитаж работает с 10.30 до 18.00 (кассы до 17 часов), в среду и пятницу с 10.30 до 21.00 (кассы до 20 часов). С 1 января 2019 года каждый третий четверг месяца — бесплатное посещение (раньше это был первый четверг в месяце), но имейте в виду, что очередь в этот день длиннее, чем в Мавзолей. В будние дни посетителей меньше, чем в выходные. Больше всего людей в Эрмитаже во время школьных каникул, когда группы из разных частей России приходят в музей одна за другой. Самый пик посещаемости: а) летом, б) после 12 утра. Летом к россиянам прибавляются иностранцы, в том числе с огромных круизных судов. В этот горячий сезон на вход в музей выстраивается очередь, а в некоторых залах яблоку негде упасть – особенно в зале Леонардо и зале Рембрандта.

Но есть залы, где даже в такие дни тишина и уединение. Очередь движется быстрее в хорошую теплую погоду, когда люди не пользуются гардеробом. В плохую погоду места в гардеробе быстро кончаются. В четыре часа поток иностранных туристов спадает, очередь тает, а музей пустеет. Можно выбрать для своего визита именно эти вечерние часы или до 12 утра. А еще можно прийти за пятнадцать минут до открытия музея и встать в очередь единомышленников, которая пройдет очень быстро. Кстати, вдоль очереди уже много лет ходит некая женщина и предлагает сомнительные «билеты для прохода без очереди». Это могут быть бесплатные пенсионные билеты или другие, но заплатить за них она просит кругленькую сумму. Регулярно полиция выводит эту даму за пределы музейной территории, но она появляется вновь. Не поддерживайте этот черный бизнес, который подобен сорняку, укоренившемуся в цветнике! Преодолевайте все препятствия на пути к прекрасному!

Другой совет: на всякий случай возьмите с собой удостоверение личности. Понятно, что вы его, скорее всего, и так с собой постоянно носите, но мало ли. Дело в том, что кассир попросит вас его предъявить при покупке билета (для граждан РФ и Белоруссии установлены льготные цены).

Полный билет в 2019 году стоит 700 рублей, для граждан России и Белоруссии — 400 рублей, школьники, студенты, курсанты, ветераны, военнослужащие, пенсионеры и некоторые другие категории проходят к картинам и прочим предметам искусства бесплатно. Маленькая военная хитрость: если Вы не хотите стоять в очереди и готовы заплатить за это лишние двести рублей, приобретайте билеты на сайте Эрмитажа (680 рублей), а также в терминалах самообслуживания, которые находятся во дворике справа сразу же после входа в него с Дворцовой площади. Вы покупаете билет в терминале и мимо всей длиннющей очереди проходите в Зимний дворец. Кроме того, билеты в Зимний дворец можно купить также в Главном штабе (прямо напротив через площадь) и в официальной гостинице «Эрмитаж» на улице Правды, 10. Мы, впрочем, пока не проверяли, продают ли билеты только постояльцам гостиницы или же всем желающим, но если есть желание, можете попытать счастья.

Если не хотите стоять в длинной очереди, мы рекомендуем вам купить билеты онлайн. С ними вы проходите сразу в музей без очереди! Это можно спасти вам пару часов, особенно в высокий сезон, каникулы или выходные. Для покупки кликните на баннер ниже:

Что посмотреть в Эрмитаже?

Конечно, Зимний дворец , его беломраморную лестницу (на фото вверху) и парадные залы, ведущие к Тронному, портреты храбрых генералов, воевавших с Наполеоном в Галерее 1812 года (на фото внизу).

Картинную галерею , в которой представлены все европейские школы и времена от позднего Средневековья до 20 века. В Эрмитаже есть картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса и многих других знаменитых мастеров.

Особняком стоит коллекция французов «От Моне до Пикассо» . Ее собирали не цари, а московские промышленники Щукин и Морозов. И только в 1930-е эти частные собрания были поделены между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина в Москве и таким образом спасены от продажи или уничтожения в непростые сталинские годы. Картины Эдуарда Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо – настоящая гордость Эрмитажа. Увидеть их можно на третьем этаже Зимнего дворца. И стоит поспешить. В скором времени для знакомства с ними понадобится дополнительный билет в здание Главного штаба, куда собираются перевезти всю коллекцию французов конца 19 – начала 20 века.

Есть еще одна выставка с работами тех же мастеров, привезенными Советской армией из Германии в конце Великой Отечественной войны. Она находится на втором этаже Зимнего дворца в конце Министерского коридора и называется «Неведомые шедевры» .

И, конечно же, Рыцарский зал . Там вы найдете мечи, щиты, доспехи, шлемы с плюмажами, арбалеты, пистолеты и аркебузы. Почти все 15-16 веков. Этот зал в самом дальнем от входа конце музея в здании Нового Эрмитажа.

Если вы хотите уйти с основного туристического маршрута, то спрятаться от толпы можно в залах Античного искусства на первом этаже Нового Эрмитажа. Там безмолвно стоят мраморные статуи греческих богов и римских императоров, расписная керамика хранит аромат древних вин, масел и духов.

Или в залах Первобытной культуры на первом этаже Зимнего дворца. Вы знаете, что такое Пазырык и Аржан? Это названия древних курганов, в которых нашли чудесные вещи. Побывав здесь, вы сможете блеснуть редкими познаниями перед друзьями. Вас поразит мумия татуированного вождя и самый большой в мире войлочный ковер 1 тысячелетия до н. э., на котором усатый «джигит» (вождь племени) предстает перед великой древней богиней. Любителей Востока ждет третий этаж Зимнего дворца – залы Китая, Японии, Индии, Ирана. Древний Египет с саркофагами и причудливыми фигурами богов рядом с кафе на 1 этаже Зимнего дворца.

Если вас интересует золото из гробниц и личные украшения Романовых, вам в Золотую кладовую и Бриллиантовую кладовую Галереи драгоценностей. Специальные билеты можно купить в кассе, там же расписание экскурсий.

В Зимнем дворце жили все русские правители от Екатерины II до Николая II. Но не все знают, что есть в Эрмитаже необычная экспозиция «Зимний Дворец Петра Первого» . Она находится в здании Эрмитажного театра (вход с Невы, Дворцовая набережная, д. 32), кассы там же. Оказывается, сохранились погреба петровского дворца, фрагменты стен, часть двора, воссозданы петровские личные покои – Токарня, Кабинет и Столовая. Для создания выставки использовались подлинные личные вещи Петра. В одной из комнат стоит знаменитая Восковая персона работы Растрелли-старшего, передающая истинный облик Петра Первого.

Что из этого можно сфотографировать?

В Эрмитаже фотографировать можно все, кроме мумий, временных выставок и драгоценностей (например, в Галерее драгоценностей). Не забудьте выключить вспышку в залах с картинами, тканями и коврами. Если у вас профессиональная фотосессия, то билет, дающий на это право, стоит 5000 рублей.

Чего вы НЕ увидите в Эрмитаже. Или самые распространенные заблуждения

«Мону Лизу». Эта картина Леонардо да Винчи находится в Лувре в Париже.

Янтарную комнату. Она расположена в загородной летней резиденции – в Екатерининском дворце в Царском Селе.

Императорскую спальню с кроватью! Меблировка жилых комнат не сохранилась. В Синей спальне кровати нет, там проходят временные выставки.

Императорскую корону. Она в Москве вместе со скипетром и державой.

Яйца Фаберже. В Эрмитажном собрании они не представлены.

Карету. Когда-то золоченая карета стояла в Фельдмаршальском зале, но сейчас все кареты и экипажи в Фондохранилище Эрмитажа.

Сальвадора Дали.

Если вы любите, чтобы вам рассказывали

Вы можете взять аудиогид за 350 рублей (надо оставить залог в 2000 рублей или любое удостоверение личности, кроме паспорта) и с ним свободно гулять по выбранному вами маршруту. Вы можете купить в кассе не только входной билет, но и билет на обзорную экскурсию и послушать ее в составе группы. Вы можете заказать индивидуальную экскурсию в Экскурсионном бюро под аркой Зимнего дворца (телефон бюро 571-84-46). Там же в сентябре вы можете купить абонемент на серию тематических занятий, и вам не придется стоять в очереди на вход в музей. Экскурсии, купленные не в бюро, а у посторонних людей или на посторонних сайтах, могут быть произвольного содержания, выдавать вымысел за правду, Эрмитаж не несет ответственности за их качество.

Эрмитаж – это не только…

Не только пять зданий, о которых шла речь, входят в состав музея. Эрмитажу принадлежит восточное крыло Главного штаба, он расположен прямо напротив Зимнего дворца через Дворцовую площадь (см. фото).

Там проходят временные выставки, лекции и скоро откроется постоянная экспозиция. Филиалом Эрмитажа является Дворец Меншикова. Он находится на противоположном берегу Невы, на Васильевском острове, Университетская набережная, д. 15. Эрмитажем был открыт Музей фарфора при Императорском фарфоровом заводе, ст. метро Ломоносовская. И недавно открылся для публики Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня». Это современный комплекс, знакомящий с фондами музея и условиями их хранения. Там можно увидеть собрания картин, фресок, мебели, прикладного искусства, шатры и палатки, кареты и экипажи. Адрес — Заусадебная ул, д. 37 «А», станция метро Старая деревня. Посещение возможно только с экскурсией: среда – воскресенье по сеансам: 11.00, 13.00, 13.30, 15.30. О свободных местах в группах спрашивайте по телефону +7 812 340 10 26. Билет с экскурсией стоит в 2019 году 550 рублей. Бесплатный вход — 7 декабря и первый четверг каждого месяца. Обратите внимание: бесплатный вход относится только к входному билету (а это 250 рублей), экскурсию (300 рублей) вы все равно оплачиваете.

Билеты в Эрмитаж

Входной билет в 2019 году стоит 700 рублей (электронный 680), для граждан России и Белоруссии при предъявлении паспорта — 400 рублей, обзорная экскурсия в группе – 250 с человека, экскурсия в Галерею драгоценностей – 300, входной билет во Дворец Петра, Меншиковский Дворец, Музей фарфора, Главный штаб — 300 руб, РХЦ «Старая деревня» — 550 рублей (с экскурсией).

Бесплатно проходят в музей дошкольники, школьники, студенты, пенсионеры (граждане России) и традиционная группа льготников. Бесплатное посещение музея для всех — в третий четверг каждого месяца.

Где поесть при посещении Эрмитажа

Кафе Эрмитажа не самое дешевое в городе, но соответствует ценам на Невском проспекте. Серьезной горячей еды в нем нет. Только кофе, чай, напитки, бутерброды, пирожки и пирожные. Подкрепление физических сил можно совместить с выходом в Интернет в , если ваши гаджеты не обладают такой встроенной способностью.

Сувениры из Эрмитажа

Сумки, кошельки, подушки, зонты, гобелены, фарфор, керамика, ювелирные изделия, шелковые платки, репродукции, альбомы, детские книги по искусству и даже мебель из дерева ценных пород – это то, что может стать памятным . Прикупить «Мону Лизу» не получится, почему – смотрите выше. Насчет Рембрандта и прочих не спрашивали.

Кстати, интересный факт: в сувенирном магазине Эрмитажа не продают матрешки — директор музея Михаил Борисович Пиотровский строго-настрого запретил.

Любителям котиков

За воротами, расположенными в правой части Зимнего дворца (если стоять к нему лицом) есть уже ставший известный дорожный знак с изображением кошки.

Это не прикол, а самое настоящее предупреждение. Фонды музея охраняются от крыс специальной бригадой семейства кошачьих. В залы музея их не пускают, но они туда иногда, конечно же, пролезают. Пару раз представители редакции сайта «Окно в Петербург» видели их у касс. Посмотрите в интернете материалы по запросу «коты Эрмитажа», оно того стоит. Иногда, кстати, Эрмитаж раздает котят. Об этом у нас был материал, читайте .