Кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловра . «Легенда о Коловрате» (рецензия Евгений Киселева) Некий из вельмож рязанских по имени собрал

Памятник Евпатию Коловрату

С началом демократических реформ в России как-то незаметно отошли на задний план такие понятия, как патриотическое воспитание, национальная гордость, историческая память и многие другие «бесполезные» взгляды. Потихоньку угасают от хронического безденежья провинциальные музеи, сознательно и злонамеренно искажается, изымаются из школьных учебников, замалчиваются многие её героические страницы. Память о славном прошлом своей страны, чувство принадлежности к великому народу постепенно подменяются непонятными большинству людей абстрактными «общечеловеческими ценностями». Скажите честно, а помните ли вы об одной из ярчайших страниц нашей истории: 778- летие подвига полка рязанского воеводы Евпатия Коловрата, сложившего голову в бою с захватчиками в январе 1238 года? Уверен, подавляющее большинство ответит «нет». Проведённый опрос в сети Интернет показал, что девять из десяти респондентов даже не представляют о чём идёт речь, хотя ещё 25-30 лет назад об этом герое знал любой ученик четвёртого класса средней школы. До сего дня героические судьба отряда Коловрата таит в себе много неразрешённых вопросов и загадок. Никоим образом не претендуя на «научность» данной статьи и отбросив новомодные теории о том, что «никакого монгольского нашествия не было», попытаемся восстановить события тех далёких дней, используя некоторые версии и предположения.

Зимой 1237 года сигнальные костры с рязанского порубежья послали весть: на Русь идёт невиданная в её истории беда. Первой жертвой монгольских завоевателей стало Муромо-Рязанское княжество. На заведомо неприемлемые предложения хана Бату о покорности, выплате огромной дани, унизительное требование предоставить жён на утеху воинам гордые рязанцы ответили отказом: « когда нас не станет – всё ваше будет». Военное искусство Руси тех лет предполагало битву с врагами «в поле». Тогдашний правитель Рязани князь Юрий Ингваревич мог рассчитывать на своё закалённое в постоянных стычках со степняками войско и посему, собрав дружину и ополчение, двинулся навстречу вторгшемуся врагу, выступил, чтобы доказать на деле слова: «лучше мертвому быти, нежели скованному ходить». В начале декабря в кровопролитной битве на реке Ранова немногочисленная рязанская рать была разгромлена. 16 декабря 1237 года после пятидневной осады, перешагнув через тела ополченцев, посадских и крестьян из окрестных деревень, монголы ворвались в Рязань, на стенах которой так не хватало профессиональных бойцов, ушедших с князем Юрием. Захватчики почти поголовно истребили всех жителей, как сообщает летописец: «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые». Разорив рязанскую землю, монгольская армия двинулась дальше, в вглубь страны. Основная масса войск, включая неповоротливый обоз, (ну не строили же монголы под каждым городом или погостом осадные орудия заново!), двинулась по главным транспортным артериям того времени –льду замёрзших рек. Конные соединения рассыпались широкой облавой, разоряя встречные поселения. Путь захватчикам преградила рать великого владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, возглавляемая его сыном Всеволодом, и союзные новгородцы под началом воеводы Иеремии Глебовича.

Генеральное сражение было решено дать на границах Владимиро-Суздальской земли, вблизи Коломны, на льду реки Москвы. Владимирское войско с присоединившимися к ним остатками пронских и рязанских полков под командованием князя Романа Ингваревича, мужественно выдерживало яростные наскоки монгольской кавалерии, нанося сильные контрудары лучшими войсками Руси того времени – тяжеловооружённой конницей. В трудах современных историков подчёркивается серьёзность битвы под Коломной. Об этом свидетельствует тот факт, что там был убит один из чингизидов, хан Кулькан, а это могло произойти лишь в случае крупного сражения, шедшего с переменным успехом и сопровождавшегося глубокими прорывами боевого порядка монголов (ведь царевичи - чингизиды во время сражения находились позади боевых линий). Но и здесь, в ходе трёхдневной схватки, за счет преимущества монгольской армии в численности и организованности хану Батыю удалось одержать победу. Почти все русские ратники (в том числе князь Роман и воевода Иеремия Глебович) пали в бою.

Оставив небольшой отряд для осады Коломны, и направив экспедиционный корпус на Москву, основная часть монгольской армии двинулась на север с целью выйти на другой удобный путь на стольный Владимир – реку Клязьму. Маловероятно, что все наличные силы, как принято считать в академической историографии, Батый направил на штурм заштатного городка, коим была Москва в 13 веке. Смогли бы защищавшие будущую столицу России младший сын Георгия Владимир и воевода Филипп Нянка «с малым войском» успешно противостоять всей монгольской армии и продержаться почти столько же, сколько и укреплённая людная Рязань?

Казалось, ничто не мешает спокойно дойти до Владимира и без помех осадить столицу Северо-Восточной Руси. Неожиданно растянувшиеся на марше войска монголов подверглись мощному удару, который нанесла невесть откуда появившаяся рать. Во главе атаковавшего русского войска стоял рязанский боярин Евпатий Коловрат. Согласно народным преданиям Евпатий Львович Коловрат родился около 1200 года, близ деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области). Вотчину же имел на Урсовском городке под селом Заполье. Во время нашествия Батыя Евпатий Коловрат с небольшим отрядом княжеских дружинников находился в Чернигове, другие источники сообщают, что Коловрат собирал дань на реке Пра. Узнав страшную весть о разгроме рязанского войска и гибели города, боярин без промедления отправился в Рязань. Вот что говорит об этом летописец: « И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы.»

Неожиданное появление неизвестного войска и разгром русскими нескольких отрядов встревожили монгольское командование. «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать». Против русского полка был направлен отборный отряд латников-кешиктенов под командованием шурина Батыя Хостоврула. Монгольский военачальник похвалялся, что приведёт Коловрата на аркане и бросит к ногам великого хана.

15 января 1238 года пять тысяч тяжеловооружённых монгольских воинов Хостоврула встретились с ратниками Коловрата в открытом бою. «И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал». В скоротечной схватке монгольский отряд был практически уничтожен, но и русское войско понесло большие потери, как гласит предание, в строю осталось всего 300-400 человек. Против горстки русичей были направлены свежие войска. Однако все атаки были отбиты, отступившие темники и нойоны с ужасом говорили что: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища».


Субедэй-багатур. Современный памятник

Озадаченные таким неистовым сопротивлением, монголы попытались вступить в переговоры, по легенде сам великий Субедэй-багатур, подъехал к боевым порядкам коловратовой рати и спросил: «Чего вы хотите, воины?» и услышал ответ, приведший его в замешательство: « Мы пришли умереть!». Выдвинувшиеся к месту сражения основные силы монгольской армии, приступили к обстрелу горстки защитников « тяжёлой артиллерией» тех лет: баллистами и катапультами. Только когда под градом камней и тяжёлых «болтов» погибли или были ранены почти все русские воины, включая их командира, захватчики смогли отпраздновать победу. Рассказанная в «Повести о разорении Рязани Батыем» история с обстрелом небольшого отряда громоздкими и неповоротливыми «пороками» только на первый взгляд выглядит неправдоподобной. Разумеется, стрельба камнемётами по небольшой быстро маневрирующей цели малоэффективна, но если враг стоит неподвижно или удерживает какой-либо важный стратегический пункт камни и тяжёлые стрелы-болты могут нанести ему чувствительный урон. К примеру, в битве при Раковоре в 1268 году русские войска успешно расстреляли из камнемётных машин войско датско-немецких рыцарей, застрявших в глубоком снегу. Таким образом, в данном случае рязанский летописец передал вполне достоверный факт.

По приказу Батыя к нему принесли тело Евпатия Коловрата. «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.» - свидетельствует хронист. По легенде, оставшиеся в живых русские воины взяли тело своего доблестного командира и похоронили его с почестями в рязанской земле. Кажется летопись «О разорении Рязани Батыем», народные предания, легенды и сказания довольно полно рассказали нам об этом, безусловно, великим подвиге. Однако, - возразит скептик, - нигде не указано ни точное место сражения отряда Евпатия Коловрата ни место его последнего боя, да и сомнительно, что такой отряд мог успешно противостоять всему мощному монгольскому войску.

В отечественной литературе, кинематографии и отчасти в официальной истории, бытует мнение о том, что монгольская армия, вторгшаяся на Русь, представляла собой иррегулярную конницу, вооружённую луками и кривыми саблями, одетую в засаленные ватные халаты и несуразные меховые малахаи. На самом деле нашим предкам пришлось столкнуться с лучшей военной машиной 13 века: организованной, дисциплинированной, хорошо обученной и вооружённой, имевшей разделение на различные рода войск, и обладавшей целым инженерным корпусом темника Тэмутэра. Действительно, основную ударную массу монгольского войска составляли легковооруженные конные лучники. Но имелась и другая важная и значительная по численности группа – тяжелая конница, кешиктены, вооруженная мечами и пиками. Взаимодействие между этими родами войск было доведено до совершенства. Бой, как правило, начинали конные лучники. Они атаковали противника несколькими разомкнутыми параллельными волнами, непрерывно обстреливая его из луков; при этом всадники первых рядов, выбывшие из строя или израсходовавшие запас стрел, мгновенно заменялись воинами из задних шеренг. Скорость стрельбы была неимоверной: 6 – 8 стрел в минуту без ущерба для меткости. По свидетельству средневековых летописцев монгольские стрелы в бою действительно «застилали солнце». Если враг не выдерживал этого массированного обстрела и начинал отступать, то легкая конница саблями сама же и довершала разгром. Если же противник контратаковал, то монголы не принимали ближнего боя. Излюбленной тактикой было отступление с целью заманить противника под неожиданный удар из засады. Удар этот наносился тяжелой конницей и почти всегда приводил к успеху. Тяжеловооружённая монгольская конница была аналогична рыцарству Европы или русской «кованой рати», однако монгольские «багатуры» были более подвижны в бою и могли не только наносить фронтальные удары, но и, перестроившись, быстро выходить во фланг и тыл строя противника. И всадники, и лошади были защищены доспехами – сначала кожаными, из особо выделанной буйволовой кожи, которая для большей прочности покрывалась лаком, (это обеспечивало хорошие защитные свойства – стрелы не застревая, скользили по поверхности). К началу нашествия на Русь практически все воины-кешиктены имели надёжные кольчуги или металлические панцири. Именно за счёт тактики и отлично налаженного взаимодействия двадцатитысячным корпусом Субедэя и Джебэ в 1223 году было разгромлено восьмидесятитысячное русско-половецкое войско, в 1229 монголами была уничтожена во много раз превосходящая по численности армия волжских булгар, зимой 1237-38 годов были разбиты сильные рязанские и владимирские полки. И вдруг каких-то 1700 воинов успешно противостоят практически всему монгольскому войску, нанося им чудовищные потери. К тому же вызывают удивление упорные бесплодные атаки батыевых воинов против горстки русских ратников, которые завершаются лишь с полным уничтожением отряда храбрецов с помощью дальнобойных метательных систем.

Известно, что короткий широкий монгольский лук гарантированно пробивал самые прочные доспехи воинов тех времён с расстояния 60-70 метров. Зная, с кем пришлось столкнуться нашим пращурам, можно с уверенностью предположить, что несколько тысяч конных лучников могли за пару десятков минут превратить малочисленный отряд вышедших «биться в поле», рязанских витязей в подобие дикобраза, сплошь утыкав их стрелами, однако с полком Коловрата такого не происходит. Удар отряда тяжеловооружённых кешиктенов Хостоврула тоже оканчивается поражением и смертью монгольского полководца. Что же случилось или могло случиться на древней Владимирской земле в январе 1238 года? Почему монголы не могли успокоиться, пока не уничтожили незначительный полк рязанского боярина? Предположение, что успех воинов Евпатия заключался в применении ими партизанской тактики, не заслуживает внимания. Зимой в лесу без тёплого жилья долго не протянешь, да и без дорог по глубокому снегу быстро не побегаешь. К тому же расхожее мнение о том, что степняки - монголы неуютно чувствовали себя в снегах и лесах Северо-Восточной Руси несостоятельно. Не стоит забывать, что климат в монгольских степях не менее суров, а дремучих заснеженных лесов в тот период было много и в северном Китае, и в горах Кавказа и на Волге. И нигде леса не помешали степным завоевателям и не защитили все те страны и народы, по которым железным катком прокатилась лавина монгольского нашествия.

Одна из предполагаемых версий – очень сильная позиция, занятая Коловратом на пути основной части монгольского войска. Таковой мог стать укреплённый погост на границе рязанского и владимирского княжеств. Погостами на Руси в те времена называли места для сбора дани, таможенных платежей (мыта), стоянка купцов и прочее, в отдельных районах одновременно выполняющих функции пограничной заставы. Подобных укреплённых городков в русских княжествах 13 века были десятки, однако под место последнего боя рязанских витязей подходит всего один, находящийся на торговом пути - старинной Коломенской дороге. Во избежание нашествия и разорения окрестностей новой ордой с металлоискателями, не стану называть точные координаты данного места, однако хочу заметить, что данная дорога была обозначена на копии старинной карты-чертежа, приведённой в книге владимирского краеведа С.И. Родионова.

Древняя Коломенская дорога, доступная для передвижения лишь зимой, выходила практически под самые стены этой крепостицы, высившейся на берегу реки. Место для строительства укрепления наши предки выбрали идеально. Господствующая над окрестностью высота, с которой просматривается местность на десятки километров, возможность блокирования движения по Клязьме и «коломенскому зимнику». С двух сторон городище было надёжно защищено крутым обрывом, спускавшимся до самого уреза вод. Со всех четырёх сторон до сих пор сохранился оборонительный вал, разумеется, не такой мощный, как в Дмитрове или стольном Владимире, но всё равно довольно внушительный. Слева и справа от бывших ворот находятся обширные ровные участки местности, имеющие очень интересные названия: Убитое поле и Батыево поле. Пройдя кратчайшим путём по зимнику и заняв это стратегически важное укрепление, отряд Коловрата мог сильно осложнить жизнь захватчикам. Вполне вероятно, что напротив крепости на льду реки были устроены завалы из стволов деревьев и снега, обильно политые водой и покрывшиеся на морозе ледяной коркой.Подобные сооружения часто использовались русским войсками в качестве полевых укреплений. Расставленные на крепостной стене с «речной» стороны вооружённые луками и самострелами воины, могли безнаказанно расстреливать всех, кто пытался разрушить или перейти через препятствие. Таким образом, самый удобный путь к одной из основных целей похода Батыева войска – городу Владимиру был перекрыт. Разумеется, монголы, прикрывшись от горстки безумцев засевших в крепости, заслоном, могли проложить дорогу лесами и обойти непокорное укрепление, но оставлять в тылу отряд отчаянных рубак они явно не собирались. К тому же обустройство дороги отнимало у воинов Батыя самый главный ресурс – время. В ханской ставке было прекрасно известно о спешно собираемой Великим князем Юрием новой рати в северных районах княжества.

Практически повсеместно население и гарнизоны подобных городков предпочитали либо покинуть укрепление и отсидеться в лесах, либо отступить в большой и лучше защищённый город. При оказании сопротивления монголы не тратили много времени на штурм таких городищ. Беспощадно сметая стрелами всё, что появлялось на стенах, монголы в первых рядах посылали на штурм так называемый «хашар», состоящий из пленных, провинившихся или вспомогательных отрядов с фашинами для засыпания рва и штурмовыми лестницами. Когда ров был завален, лестницы установлены, в дело вступали хорошо вооружённые и защищённые доспехами пехотинцы. Высказываемое утверждение о том, что монголы не умели биться пешими, вызывает закономерный вопрос: как они ухитрялись сражаться в узких улочках китайских, хорезмских, иранских и прочих городов сидя верхом на лошадях? Большого войска в погостах и приграничных заставах быть не могло, поэтому через несколько часов всё завершалось полной победой монголов. Но возле этой маленькой крепости завоеватели споткнулись: им не помогли ни бесподобная меткость лучников, ни безудержная храбрость и крепкие доспехи кешиктенов.

Возможно, именно наличие у полка Коловрата неплохо укреплённого пункта привело к использованию метательных машин: расстреливать деревянные стены монголы умели превосходно. Однако, «артиллерия» была введена в бой на завершающем этапе битвы, до этого непобедимые прежде монголы несколько раз были биты в открытом бою, причём армией, во много раз уступающим им в численности.

И вот здесь возникает ещё одна версия неожиданно успешного противостояния орде монголов небольшого подразделения русичей - наличие у Евпатия Коловрата какого-либо мощного нехарактерного для 13-го века . На первый взгляд данное предположение выглядит чистой фантастикой, но…! Фольклорные источники Руси дают богатый материал по необычному оружию, которое служит постоянным помощником герою в сражении со злыми силами. Обладание русскими витязями и богатырями необычным оружием неоднократно упоминается в сказках, былинах, летописях и даже житиях святых. Следует отметить, что, несмотря на существование в системе древнерусской литературы и восточнославянского фольклора других символов воинской доблести, (не менее часто упоминаются в этом контексте копья и сабли), след отчетливо сохранившихся представлений о сверхъестественных свойствах тянется чаще всего за мечом.

У защитников Муромо-Рязанской земли вполне мог оказаться один из таких артефактов, реальность существования которого теперь не ставится под сомнение даже официальной исторической наукой - Агриков меч. Происхождение Агрикова меча теряется в глубине веков, по одним источникам его выковал Агрик, потомок иудейского царя Ирода Великого, по сообщениям других - авторами изделия были мастера древнего дославянского населения Клязьминско-Окского междуречья. До нас дошло описание этого оружия: прямой обоюдоострый меч, клинок которого испускал слабое голубоватое свечение, видимое в темноте.

Владельцами Агрикова меча на Руси в разный период оказывались как полумифические герои народных преданий вроде Святогора-богатыря и Бури-богатыря - коровьего сына, так и вполне реальные личности, такие как Пётр Муромский, его земляк известный всем богатырь Илья-Муромец, воевода Владимира Мономаха, опять же уроженец рязанской земли, Добрыня Никитич. Чаще всего в древнерусских сказаниях чудесный меч применяют в борьбе против змея, тогдашнего олицетворения зла. Змеем мог оказаться кто угодно: мифический дракон, жрецы древней языческой веры, походная колонна извечных врагов Руси – кочевников, издали в движении напоминавшая огромную змею.

Например, согласно сказанию, герой былин Добрыня Никитич смог победить Змея Тугарина только с помощью заговорённого меча. Это случилось 19 июля 1096 года под Переяславлем, где объединёнными дружинами русских княжеств было нанесено серьёзное поражение сильному половецкому войску, а его предводитель хан Тугоркан (Тугарин Змиевич) был убит.
Другой не менее известный факт обладания раритетным оружием представлен в « Повести о житиях святых Петра и Февронии Муромских». По преданиям к жене тогдашнего правителя Мурома князя Павла под видом законного супруга начал приходить некий Змей «для склонения ея во блуд. И змии же осиле над нею». Однако жена, которую Змей взял силой, все рассказала мужу и вызнала, что смерть Змею предначертана «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Петра нашли быстро, это был шестнадцатилетний брат правящего князя. Разумеется, Пётр сразу решил помочь родственнику, но ему было неизвестно что это за Агриков меч и где можно его взять. Однажды, как гласит сказание, Пётр пришёл в Воздвиженскую церковь, в которой ему явился некий юноша и указал место, где лежит меч. Когда настал момент битвы, от удара волшебным клинком Змей потерял ложный облик, принял свой настоящий вид, «и нача трепетатися, и бысть мертвъ». В «Житии» ничего не говорится о боевых навыках Петра. Меч без усилий со стороны Петра оказывается у него, и сам, по сути, с одного удара разит Змея.


Пётр и Феврония

Не стоит забывать, что позиции христианства в северо-восточной Руси в 12 веке были весьма шатки, поэтому скорее всего сего здесь под Змеем подразумевались жрецы старой, языческой веры, пытавшиеся ввести «во блуд», то есть возвратить к язычеству, правящий Муромский дом, но были повержены некогда принадлежащим им оружием. Однако владение Агриковым мечом не принесло муромскому княжичу счастья. Пётр тяжело заболел, всё его тело покрылось язвами и струпьями, и он дошёл до такого состояния, что не мог самостоятельно передвигаться. О дальнейших событиях в житиях говорится так: «Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. «Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его».

Дальнейшее хорошо известно: после некоторых затруднений Пётр и Феврония стали мужем и женой. День памяти благоверных, отмечаемый 8 июля, стал в современной России праздником – Днём семьи, любви и верности. О судьбе Агрикова меча в «Повести» не сказано ничего, но вряд ли Пётр смог расстаться с чудо - оружием. Сыновей у него не было, поэтому он мог передать по наследству артефакт своей дочери, вышедшей замуж за правителя нынешнего города Юрьев-Польского. Князь также мог просто спрятать оружие или, что более вероятно, отдать на хранение наследникам языческого прошлого княжества - волхвам, законным владельцам меча. Не стоит забывать, что Феврония, обладавшая способностями недоступными простому человеку, вполне могла быть выходцем из их среды и подтолкнуть своего супруга на такое действие.

В наступившие тяжёлые времена волхвы передали Агриков меч тому, кто был достоин им владеть и добровольно пожертвовать жизнью для защиты родной земли. И не найти было лучшей кандидатуры для подвига, чем Евпатий, сын Льва, рязанский боярин по прозвищу Коловрат.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары, точно пьяные или безумные. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. Почудилось татарам, что мертвые восстали….». Не помогли захватчикам, соприкоснувшимся с мощью Агрикова меча и ставших «пьяными или безумными», ни маневренность их лёгкой конницы, ни чудовищная меткость и скорострельность их луков, ни мощь атаки отборных ханских багатуров. Только забросав горстку героев тяжёлыми камнями с безопасного расстояния, враги смогли одолеть полк Коловратов. Видимо ту настойчивость, с которой монголы пытались истребить маленький русский отряд, можно объяснить желанием Батыя заполучить древний артефакт. Дальнейшая судьба Агрикова меча неизвестна. Надеюсь, что в будущем историки и краеведы отыщут следы уникального клинка, ведь такое оружие никогда не исчезет навечно.

В наши дни многие выражают сомнение: «А был ли на самом деле такой человек, Евпатий Львович Коловрат?» На мой взгляд, задавать подобные вопросы могут лишь люди, для которых патриотизм лишь пустой звук, так как мужество и любовь к Родине давно обессмертили рязанского героя. Кроме того, имя Евпатия Коловрата нашло отражение не только в былинах и изустных преданиях, но и в летописях. Сомнения в героическом эпосе и именах связанных с ним, это сомнение в самой истории, истории не книжной, а подлинной, написанной кровью и мужеством русского народа.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Русский воевода (рязанский боярин) Евпатий Львович Коловрат спешил с двухтысячным отрядом (по другим данным в его отряде было до 1700 воинов) на помощь Рязани, осажденной татарским ханом Батыем. Не успел. Оглядев пепелище, он принял решение вступить в бой со 150 тысячным татарским войском. Настигнув татаро-монголов, Евпатий атаковал его и смял задние полки. Монголы в изумлении подумали, что это воскресли мертвые воины земли рязанской.
Когда Батыю донесли о нападении, он послал десять тысяч воинов (тумен) закрыть вопрос. Русские устояли. Батый послал второй тумен. Русские опять устояли. Пораженный доблестью русских, хан предложил им деньги и должности. Они ответили: «Нет». — «Чего же вы хотите?» — спросил Батый. «Мы хотим умереть», — ответила дружина Коловрата.
После такого ответа Батый вынужден был остановить войско (неслыханный момент в истории ведения войны), перестроить его из походного порядка в боевой и двинуть всю свою мощь на горстку русских. Дальше произошло чудо, разум отказывается верить. Армия более чем в 150 тысяч воинов не могла одолеть горстку людей. На третьи сутки непрерывного боя Батый, несущий огромные потери, приказал окружить храбрецов стенобитными машинами. В русских витязей полетели огромные камни…
В бою с Коловратом пал великий монгольский воин - прославленный в преданиях своего народа, любимец Батыя - Хостоврул. После сражения Батый приказал показать ему тело Коловрата, посмотрев на витязя, он сказал: «Был бы у меня такой человек, я бы его у самого сердца держал!»
В знак уважения к мужеству героев Батый отпустил оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. 11 января в Рязанском соборе состоялось торжественное погребение раба Божьего Евпатия.

Вот что говорится о Коловрате в летописи:
И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать; "Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?" Они же ответили: "Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: "о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Был бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
(Памятники литературы Древней Руси. ХIII век / Пер. Д.С. Лихачева. М.. 1981.)

1. Подчеркните правильные утверждения.

  • В 1011 г. монголы обрушились на северокитайскую империю Цзинь.
  • В 1012 г. после смерти Чингисхана его сыновья и внуки продолжили завоевание.
  • В 1241 г. они дошли до берегов Чёрного моря.
  • В 1221 г. монголы захватили столицу Хорезма Ургенч.

2. Объясните слова.

Ханский ярлык — грамота монгольских ханов подвластной светской и духовной знати, которая позволяла править в княжестве.

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён, городов и народов.

Баскаки — это представители хана, направленные в крупные русские города.

Курултай — съезд монгольской знати.

Стан — лагерь.

Фураж — корм для лошадей, скота.

3. Впишите пропущенные слова.

Некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил… И погнались вслед безбожного царя…

4. Впишите информацию (кто это).

Александр Невский — князь новгородский, великий князь владимирский, полководец, святой Русской православной церкви.

Людовик IX Святой — король Франции в 1226-1270 годах. Сын Людовика VIII. Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов.

Тимур — среднеазиатский тюркский полководец и завоеватель, основатель империи Тимуридов со столицей в Самарканде. В Узбекистане почитается как национальный герой.

Гедемин — великий князь литовский с 1316 по 1341 год, основатель династии Гедиминовичей.

Иван Калита — князь Московский, Великий князь Владимирский (1331-1340). Сын Московского князя Даниила Александровича.

Дмитрий Донской — князь Московский и великий князь Владимирский, прозванный Донским за победу в Куликовской битве. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель.

Сергий Радонежский — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры.

5. Напишите тезисы доклада на тему «Почему именно Москва стала центром объединения русских земель».

  1. Москва получила право собирать и выплачивать дань со всей Руси, что обеспечило богатство княжества.
  2. Москва сумела наладить хорошие отношения с Ордой, что позволило прекратить набеги ордынских войск.
  3. Умелые действия московских князей позволили наладить отношения с князьями других княжеств.
  4. Москва сумела привлечь на службу активных и действенных людей с отменными личными качествами.
  5. Москва получила поддержку православной церкви — резиденция митрополита была перенесена в Москву.
  6. Благодаря усилиям митрополита Алексея в Орде была получена грамота, изменяющая порядок передачи власти – великое княжение на Руси стало наследственным правом московских князей из династии Ивана Калиты.
  7. С возвышения Московского княжества, с признания его центром объединения русских земель началось возрождение Руси.

6. Укажите значение и важнейшие последствия Куликовской битвы.

Значение победы на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь – стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения.

Победа русских дружин на поле Куликовом стала возможна в первую очередь благодаря тому, что русские вышли на бой единой силой. Это позволило князю Дмитрию Донскому проявить свои полководческие таланты.

В результате победы на Куликовом поле:

  1. Возрос авторитет Москвы;
  2. Ускорился процесс объединения русских земель;
  3. Золотая Орда стала избегать открытых столкновений с русскими ратями;
  4. В сознании народа крепла вера в неизбежное падение ордынского владычества;
  5. Русь была спасена от разгрома;
  6. Русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы.

11 января 1238 года, согласно легенде, был торжественно похоронен герой сопротивления монголо-татарскому нашествию Евпатий Коловрат. О бесстрашном могучем воине, который 780 лет назад погиб в битве с пришедшими на Русь ордынцами, нам известно из «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно одной гипотезе, рязанский богатырь - собирательный образ, олицетворяющий героическую борьбу русского народа с Золотой Ордой, по другой - в основе предания лежит подвиг реального человека. Как в истории о Евпатии Коловрате переплелись миф и реальность, разбирался RT.

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника - «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани (декабрь 1237 года), Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. По одной из версий этого литературного произведения, торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января.

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог сражаться с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сити 4 марта 1238 года, воюя в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожи. Однако впоследствии его могила так и не была обнаружена.

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий - это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в древней Руси. С прозвищем «Коловрат» - история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятия человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза говорит о том, что богатырь Евпатий стал известен как «Коловрат» за ловкость в бою («коло» - круг, и «врат» - вращение).

«И была сеча зла и ужасна»

В 1237-1238 годах Русское государство подверглось масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности Русь не могла выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина Северо-Восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» - один из основных источников знаний о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю Русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем»

© Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами», - говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и овладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствует о том, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и затем вырезали уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», - сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал «небольшую дружину» численностью 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», - говорится в «Повести».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке Коловратом.

«И стал (Коловрат) сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных орудий), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», - так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

© Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня - держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловрат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 года уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

Также в боях с монголами «участвует» князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения о том, что Ингварь Ингваревич - это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году - за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается, как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения. По характеру рязанский боярин - мужественный и патриотичный русский воин.

Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса - богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

Скульптура Евпатия Коловрата (2009), созданная Иваном Коржевым

© i-korzhev.ru Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище «Коловрат» никак не связано с символом Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей «человечностью» на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин - достаточно популярный персонаж отечественных произведений искусства.

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин . В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе » (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не «вельможей», как в «Повести», а кузнецом - человеком из народа.

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Ренессанс популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани был установлен памятник Коловрату.

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

© Wikimedia Commons

Ещё два памятника Евпатию появились в Шилово и деревне Фролово.

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня. Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился масляный холст Максимильяна Преснякова. На нём израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий был отправлен на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие древнерусского человека не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданы. Всё остальное, в частности вохвалиение Батыем русских воинов, напоминает сконструированную более позднюю легенду, созданную в XV-XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику, скорее, как к литературному, а не документальному», - пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них - Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», - отметил в беседе с RT Жуков.

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но «Повесть» приписала ему некоторые качества былинных персонажей.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», - подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей Роман Ингваревич смог собрать ратников и принял бой с захватчикам на территории Суздальского княжества.

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились рязанские дружинники.

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия о том, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919-1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. Таким образом он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как «выдумке» автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или «мотивов»), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», - говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой театра действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.