Название : История менеджмента.
В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней - взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файола, а также воззрения представителей школы "человеческих отношений", в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Содержание
.
От автора. 2
Глава 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ».
5
Античный демагог. 5
Деспотия - неограниченная власть. 5
Своекорыстный искатель популярности. 5
Педагог и наставник. 5
Предприниматель и менеджер. 6
Искусство выездки. 6
Мотивация добровольного подчинения. 7
Невидимые факторы успеха. 7
Менеджер - наемный работник. 7
Мальчик на побегушках. 7
Вопросы к главе. 8
Глава 2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ.
8
Первая управленческая революция. 8
Деловые отношения и письменность. 8
Вторая управленческая революция. 9
Третья управленческая революция. 9
Четвертая управленческая революция. 9
Профессионализация менеджера. 10
Специализация менеджера. 10
Корпоративный менеджмент. 10
Пятая управленческая революция. 11
Вытеснение капиталиста. 11
Зарождение теории менеджерской революции. 11
Усиление и господство бюрократии. 12
Менеджеры как социальный класс. 12
Отделение собственности от контроля. 12
Менеджмент-бум. 13
Грядет ди новая управленческая революция? 13
Управленческие революции в России. 14
Вопросы к главе. 15
Конкретный пример 1. Свод законов Хаммурапи. 15
Вопросы, к примеру. 16
Конкретный пример 2. Школа чиновников в Древнем Египте. 16
Вопросы к примеру. 17
Глава 3 АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
17
Кибернетика - искусство управления. 17
Ойкономия - управление хозяйством. 18
Самый рентабельный бизнес. 18
Прекраснее и рациональное. 19
Цивилизация венчурных фирм. 19
Философы - предприниматели. 20
Цивилизация культурного рынка. 20
Партисипативный менеджмент древних греков. 21
Вопросы к главе. 21
Глава 4 МАКИАВЕЛЛИ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ И ДИДЕРСТНА.
21
Провозвестник европейского менеджмента. 21
Историческое лицо эпохи 22
Страсть к приобретением и страх потерять. 22
Победителей не судят. 22
Воля к власти. 23
Свобода - всего лишь желание не быть угнетенным. 23
Толпа идет за видимостью успеха. 24
Страх и любовь. 24
Честный ошибается чаще. 24
Руководитель не должен быть щедрым. 25
Полезнее держать в страхе. 25
Быть щедрым - значит быть зависимым. 25
Вознаграждай постепенно, наказывай сразу. 25
Качества льва и свойства лисицы. 26
Зависть порождает врагов, напористость - сторонников. 26
Личности и безликости. 26
Принцип относительности. 27
Относительность н принцип разграничения. 27
Кругооборот форм управления. 27
Принцип принятия решений. 28
Значение идей Макиавелли. 28
Вопросы к главе. 28
Глава 5 Основоположники «НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА».
28
Развитие теоретических воззрений. 29
Социально-экономические предпосылки. 29
Манчестер - центр менеджмента. 29
Плеяда великих англичан. 30
Эксперимент Болтина и Уатта. 30
Р.Оуэн - прагматик и утопист. 31
Эксперимент в Нью-Ленарке. 31
Крах Оуэна-социалиста. 31
Причины взлета и падения. 31
Значение идей Р.Оуэна. 32
Подготовительный этап. 33
Последователи «ранних менеджеров». 33
Вопросы к главе. 33
Глава 6 «НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ».
34
Центр менеджмента перемещается в Америку. 34
Старая фабричная система. 34
Филадельфия - новый центр менеджмента. 35
Общество инженеров-механиков. 36
Биография Ф.Тейлора. 36
Лидеры движения «научный менеджмент». 36
Ф.Джилбретт. 37
Вопросы к главе. 38
Конкретный пример. Правила экономии движений. 38
Вопросы, к примеру. 38
Глава 7 Классическая геометрия труда.
38
Законы и принципы научной организации труда. 39
Дифференциальная система оплаты. 41
Обогащение или упрощение труда?. 42
Хронометраж и распределение работ. 43
Вопросы к главе. 43
Глава 8 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.
44
Программа «достигающего рабочего» 44
Образец - школьный класс. 45
Создать гарантии только для лучших. 45
Работа должна бросать вызов. 46
Мотивация, оценка и продвижение. 46
Программа «достигающего руководителя». 47
Функциональное администрирование. 47
Социальный мониторинг. 48
Процесс межличностной коммуникации. 48
Стиль руководства. 49
Дисциплинарная система. 49
Вопросы к главе. 49
Конкретный пример. Внедрение тейлоризма в Венгрии. 50
Вопросы, к примеру. 50
Глава 9 РЕСТРИКЦИОНИЗМ И «РАБОТА С ПРОХЛАДЦЕЙ».
51
«Работа с прохладцей». 51
Кому выгоден «середняк»?. 52
Рестикционизм на «Айвазе». 54
Культурные особенности. 56
Исследования А. Ф. Журавского. 57
«Работа с прохладцей» сегодня. 57
Вопросы к главе. 58
Глава 10 ФИЛОСОФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.
58
Биография Г.Эмерсона. 59
Системы Тейлора и Эмерсона. 59
Всемирная история с позиций менеджмента. 59
Уроки военного предпринимательства. 60
Уроки японского бизнеса. 61
Два типа организации. 61
Пирамида беспорядка. 61
Мания тоннажа. 62
Работа производительная и напряженная. 62
Вид на управленческую пирамиду снизу. 63
Управление от достигнутого. 63
Дисциплина ответственности. 64
Значение идей Г. Эмерсона. 64
Вопросы к главе. 64
Глава 11 СОЦИОЛОГИЯ БЮРОКРАТИИ.
64
Проблема национального своеобразия. 65
Историческая миссия рационализации. 65
Отчуждение и участие в управлении. 66
Легальный тип господства. 67
Сущность бюрократии. 67
Исторические типы бюрократии. 67
Достижение объективности через формализацию. 68
Статус наемного работника. 69
Бюрократия как идеальный тип. 69
Бюрократия и социализм. 69
Вопросы к главе. 69
Конкретный пример 1. Египетская бюрократия. 70
Вопросы, к примеру. 71
Конкретный пример 2. Инструкция визиря Рехмира. 71
Вопросы, к примеру. 71
Глава 12 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ.
71
Личность А.Файоля. 72
Управление как администрирование. 72
Тейлор и Файоль. 72
Функция управления. 73
Принципы управления. 74
Вопросы к главе. 75
Глава 13 КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА.
75
Достижения и значение «классиков». 75
Структура классической шкоды. 75
Формальная логика Муни и Рейли. 76
Лидерство и скалярный принцип. 77
Эстафету принимают англичане. 78
«Синтетический подход» Урвика и Гьюлика. 78
Методология классической школы. 80
Основы классической парадигмы организации. 80
Вопросы к главе. 82
Глава 14 ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР.
82
Дореволюционный период. 82
Постреволюционный период. 84
Тектология А.Богданова. 86
Язык науки - язык эпохи. 87
«Индустриальная утопия» О.Ерманского. 87
На стыке разных методологий. 88
Концепция НОТ А.Ф.Журавского. 89
Вопросы к главе. 89
Глава 15 КУЛЬТУРА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ А. ГАСТЕВА.
89
Жизнедеятельность А. Гастева. 90
Концепция культурных установок. 90
Трудовое обучение. 91
Культура труда. 91
Вопросы к главе. 92
Конкретный пример. Памятка-правила. 92
Вопросы к примеру. 93
Глава 16 РАЗРАБОТКИ ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОТЕХНИКА.
93
«Теория распоряжений». 94
Вопросы дисциплины. 94
Конретный пример. Ситуационный подход Ф.Дунаевского. 95
Развитие психотехники. 95
Психотехника на предприятии. 96
Предпосылки институциализации. 97
Вопросы к главе и примеру. 97
Глава 17 СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПРАКТИКА НОНОВЕДЕНИЙ.
97
Практика А. Гастева. 97
Конструктивизм Н.Витке. 99
Методология Ф.Дунаевского. 101
Практика внедрения: сравнение систем. 103
Вопросы к главе. 105
Глава 18 ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ.
105
Хоторнские эксперименты: первый этап. 106
Хоторнские эксперименты: второй этап. 106
Хоторнские эксперименты: третий этап. 107
«Хоторнский эффект». 108
Пересмотр хоторнского открытия. 108
Вопросы к главе. 110
Конкретный пример. Эксперимент на предприятии «Вольво». 110
Вопросы к примеру. 111
Глава 19 ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
112
Зарождение новых подходов. 112
Структура теории потребностей Д.Маслоу. 112
Динамика потребностей. 113
Потребности на рабочем месте. 114
Глава 20 ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ХЕРЦБЕРГА М МАКГРЕГОРА.
115
Двухфакторная теория Ф.Херцберга. 115
Применение твории Херцберга. 117
Теория стилей руководства Д.Макгрегора. 118
Диагностика и внедрение. 119
Взаимосвязь теорий. 120
Конкретный пример. Макгрегор Д. Человеческий аспект предприятия. 120
Вопросы к главе и примеру. 122
Глава 21 МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
122
Инстинктивная теория мотивации У.Джемса. 122
Теория ожиданий и ценностей. 123
Мотивация достижения Д.Макклелланда. 123
«Формула успеха» Дж.Аткинсона. 124
Мотивация и вероятность успеха. 124
Атрибутивная теория мотивации. 125
Шкала «интернальности-экстернальности». 125
Власть и лидерство. 125
Склонность к риску. 126
Когнитивная теория и эвристика мышления. 127
Социальный контекст предпринимательства. 127
Вопросы к главе. 128
Глава 22 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
128
Что такое социальная организация. 129
Переменные организационного поведения. 129
Виды власти в организации. 130
Ценностный барьер. 130
Шкала Танненбаума и Шмидта. 130
Модель Дж.Хоманса. 131
Теория незрелости К.Арджириса. 131
Теория стилей Р.Лайкерта. 131
«Стимулирующий» и «предупредительный» стили. 132
Модель Блейка и Моутона. 132
Концепция страха и любви А.Этциони. 133
Модель успешного руководителя Б.Басса. 133
Модель эффективной организации Р.Лайкерта. 134
Выбор стиля. 135
Стратегия организационного изменения. 136
Вопросы к главе. 136
Глава 23 Современный менеджмент.
137
Стратегическое планирование. 137
Маркетинг. 138
Управление качеством. 138
Логистика. 139
Управление проектом и управление затратами. 140
Новые области менеджмента. 140
Управление персоналом и требования к менеджеру. 141
Вопросы к главе. 141
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
141
Упражнения. 141
Задачи. 144
Ответы к упражнениям. 144
Ответы на задачи. 145
ЛИТЕРАТУРА. 145
Содержание.
Деловые отношения и письменность
.
Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи. Некоторые из них, говорит американский историк, автор известного учебника по менеджменту Ричард Ходжеттс, относились к практике управления шумерских священников. Жрецы прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти функции составляют содержание управленческого процесса.
История менеджмента - Учебное пособие для студентов ВУЗов - Кравченко А.И. - 2000
В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней - взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или)руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.
Кравченко А. И.
История менеджмента: Учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Академический Проект, 2000. - 352 с. - (Gaudeamus)
ISBN 5-8291-0064-9
УДК334
ББК 65.29
К 78
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Глава 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»
Античный демагог
Деспотия - неограниченная власть
Своекорыстный искатель популярности
Педагог и наставник
Предприниматель и менеджер
Искусство выездки
Мотивация добровольного подчинения
Невидимые факторы успеха
Менеджер - наемный работник
Мальчик на побегушках?
Вопросы к главе
Глава 2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
Первая управленческая революция
Деловые отношения и письменность
Вторая управленческая революция
Третья управленческая революция
Четвертая управленческая революция
Профессионализация менеджера
Специализация менеджера
Корпоративный менеджмент
Пятая управленческая революция
Вытеснение капиталиста
Зарождение теории менеджерской революции
Усиление и господство бюрократии
Менеджеры как социальный класс
Отделение собственности от контроля
Менеджмент-бум
Грядет ди новая управленческая революция?
Управленческие революции в России
Вопросы к главе
Конкретный пример 1. Свод законов Хаммурапи
Вопросы к примеру
Конкретный пример 2. Школа чиновников в Древнем Египте
Вопросы к примеру
Глава 3 АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Кибернетика - искусство управления
Ойкономия - управление хозяйством
Самый рентабельный бизнес
Прекраснее и рациональное
Цивилизация венчурных фирм
Философы - предприниматели
Цивилизация культурного рынка
Партисипативный менеджмент древних греков
Вопросы к главе
Глава 4 МАКИАВЕЛЛИ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА
Провозвестник европейского менеджмента
Историческое лицо эпохи
Страсть к приобретеним и страх потерять
Победителей не судят
Воля к власти
Свобода - всего лишь желание не быть угнетенным
Толпа идет за видимостью успеха
Страх и любовь
Честный ошибается чаще
Руководитель не должен быть щедрым
Полезнее держать в страхе
Быть щедрым - значит быть зависимым
Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
Качества льва и свойства лисицы
Зависть порождает врагов, напористость - сторонников
Личности и безликости
Принцип относительности
Относительность н принцип разграничения
Кругооборот форм управления
Принцип принятия решений
Значение идей Макиавелли
Вопросы к главе
Глава 5 Основоположники «НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
Развитие теоретических воззрений
Социально-экономические предпосылки
Манчестер - центр менеджмента
Плеяда великих англичан
Эксперимент Болтина и Уатта
Р.Оуэн - прагматик и утопист
Эксперимент в Нью-Ленарке
Крах Оуэна-социалиста
Причины взлета и падения
Значение идей Р.Оуэна
Подготовительный этап
Последователи «ранних менеджеров»
Вопросы к главе
Глава 6 «НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Центр менеджмента перемещается в Америку
Старая фабричная система
Филадельфия - новый центр менеджмента
Общество инженеров-механиков
Биография Ф.Тейлора
Лидеры движения «научный менеджмент»
Ф.Джилбретт
Вопросы к главе
Конкретный пример. Правила экономии движений
Вопросы к примеру
Глава 7 Классическая геометрия труда
Законы и принципы научной организации труда
Дифференциальная система оплаты
Обогащение или упрощение труда?
Хронометраж и распределение работ
Вопросы к главе
Глава 8 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Программа «достигающего рабочего»
Образец - школьный класс
Создать гарантии только для лучших
Работа должна бросать вызов
Мотивация, оценка и продвижение
Программа «достигающего руководителя»
Функциональное администрирование
Социальный мониторинг
Процесс межличностной коммуникации
Стиль руководства
Дисциплинарная система
Вопросы к главе
Конкретный пример. Внедрение тейлоризма в Венгрии
Вопросы к примеру
Глава 9 РЕСТРИКЦИОНИЗМ И «РАБОТА С ПРОХЛАДЦЕЙ»
«Работа с прохладцей»
Кому выгоден «середняк»?
Рестикционизм на «Айвазе»
Культурные особенности
Исследования А. Ф. Журавского
«Работа с прохладцей» сегодня
Вопросы к главе
Глава 10 ФИЛОСОФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Биография Г.Эмерсона
Системы Тейлора и Эмерсона
Всемирная история с позиций менеджмента
Уроки военного предпринимательства
Уроки японского бизнеса
Два типа организации
Пирамида беспорядка
Мания тоннажа
Работа производительная и напряженная
Вид на управленческую пирамиду снизу
Управление от достигнутого
Дисциплина ответственности
Значение идей Г. Эмерсона
Вопросы к главе
Глава 11 СОЦИОЛОГИЯ БЮРОКРАТИИ
Проблема национального своеобразия
Историческая миссия рационализации
Отчуждение и участие в управлении
Легальный тип господства
Сущность бюрократии
Исторические типы бюрократии
Достижение объективности через формализацию
Статус наемного работника
Бюрократия как идеальный тип
Бюрократия и социализм
Вопросы к главе
Конкретный пример 1. Египетская бюрократия
Вопросы к примеру
Конкретный пример 2. Инструкция визиря Рехмира
Вопросы к примеру
Глава 12 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Личность А.Файоля
Управление как администрирование
Тейлор и Файоль
Функция управления
Принципы управления
Вопросы к главе
Глава 13 КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА
Достижения и значение «классиков»
Структура классической шкоды
Формальная логика Муни и Рейли
Лидерство и скалярный принцип
Эстафету принимают англичане
«Синтетический подход» Урвика и Гьюлика
Методология классической школы
Основы классической парадигмы организации
Вопросы к главе
Глава 14 ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР
Дореволюционный период
Постреволюционный период
Тектология А.Богданова
Язык науки - язык эпохи
«Индустриальная утопия» О.Ерманского
На стыке разных методологий
Концепция НОТ А.Ф.Журавского
Вопросы к главе
Глава 15 КУЛЬТУРА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ А. ГАСТЕВА
Жизнедеятельность А. Гастева
Концепция культурных установок
Трудовое обучение
Культура труда
Вопросы к главе
Конкретный пример. Памятка-правила
Вопросы к примеру
Глава 16 РАЗРАБОТКИ ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
«Теория распоряжений»
Вопросы дисциплины
Конретный пример. Ситуационный подход Ф.Дунаевского
Развитие психотехники
Психотехника на предприятии
Предпосылки институциализации
Вопросы к главе и примеру
Глава 17 СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПРАКТИКА НОНОВЕДЕНИЙ
Практика А. Гастева
Конструктивизм Н.Витке
Методология Ф.Дунаевского
Практика внедрения: сравнение систем
Вопросы к главе
Глава 18 ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Хоторнские эксперименты: первый этап
Хоторнские эксперименты: второй этап
Хоторнские эксперименты: третий этап
«Хоторнский эффект»
Пересмотр хоторнского открытия
Вопросы к главе
Конкретный пример. Эксперимент на предприятии «Вольво»
Вопросы к примеру
Глава 19 ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Зарождение новых подходов
Структура теории потребностей Д.Маслоу
Динамика потребностей
Потребности на рабочем месте
Глава 20 ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ХЕРЦБЕРГА М МАКГРЕГОРА
Двухфакторная теория Ф.Херцберга
Применение твории Херцберга
Теория стилей руководства Д.Макгрегора
Диагностика и внедрение
Взаимосвязь теорий
Конкретный пример. Макгрегор Д. Человеческий аспект предприятия
Вопросы к главе и примеру
Глава 21 МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Инстинктивная теория мотивации У.Джемса
Теория ожиданий и ценностей
Мотивация достижения Д.Макклелланда
«Формула успеха» Дж.Аткинсона
Мотивация и вероятность успеха
Атрибутивная теория мотивации
Шкала «интернальности - экстернальности»
Власть и лидерство
Склонность к риску
Когнитивная теория и эвристика мышления
Социальный контекст предпринимательства
Вопросы к главе
Глава 22 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Что такое социальная организация
Переменные организационного поведения
Виды власти в организации
Ценностный барьер
Шкала Танненбаума и Шмидта
Модель Дж.Хоманса
Теория незрелости К.Арджириса
Теория стилей Р.Лайкерта
«Стимулирующий» и «предупредительный» стили
Модель Блейка и Моутона
Концепция страха и любви А.Этциони
Модель успешного руководителя Б.Басса
Модель эффективной организации Р.Лайкерта
Выбор стиля
Стратегия организационного изменения
Вопросы к главе
Глава 23 Современный менеджмент
Стратегическое планирование
Маркетинг
Управление качеством
Логистика
Управление проектом и управление затратами
Новые области менеджмента
Управление персоналом и требования к менеджеру
Вопросы к главе
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения
Задачи
Ответы к упражнениям
Ответы на задачи
ЛИТЕРАТУРА
Скачать книгу История менеджмента - Учебное пособие для студентов ВУЗов - Кравченко А.И. - 2000
Дата публикации: 14.04.2010 09:42 UTC
Теги: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :.
Кравченко А. И.
К 78 История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 352 с. - (Gaudeamus)
ISBN 5-8291-0064-9
В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций , концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней - взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.
ISBN 5-8291-0064-9
© Кравченко А. И., 2000
© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2000
От автора
Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» звучали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опираются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностранных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше - спрос явно превышает предложение.И тогда остается единственный путь - самообразование. Но и он мало кому доступен, особенно на периферии. В стране не хватает литературы. Предлагаемая книга призвана в какой-то мере помочь изучающим социологию менеджмента. Конечно, она не охватывает всех проблем. В поле зрения автора попали, прежде всего, исторические аспекты, а из современности - те методы и концепции , которые связаны с управлением персоналом. Но это - сердцевина менеджмента.
Personnel Management включает социологические и социально-психологические концепции, принципы и конкретные методы эффективного управления персоналом. Изложение учебного курса обычно начинается с краткой истории предмета исследования, классификации основных школ и направлений, а завершается технологией «человеческих отношений». Кроме того, в содержание цикла обучения включаются такие вопросы, как структура организации, динамика взаимоотношений между руководителем и подчиненными, мотивация и стимулирование труда, модели организационного поведения людей, лидерство и стиль руководства, межличностные отношения в малой рабочей группе, разрешение конфликтов, прикладные программы повышения производительности, управления по целям, обогащения труда, партисипативного менеджмента и некоторые другие темы. Литература по социологии управления в США, Японии и Западной Европе, учитывая научные монографии, статьи в десятках журналов , газетах и других периодических изданиях, а также учебники, пособия, методики, насчитывает сотни тысяч названий. В этой области мы неизмеримо отстаем от цивилизованных стран.
Причин тому много. В 20-е годы у нас наблюдался расцвет исследований в области организации труда и управления. Сегодня мы с ностальгией вспоминаем имена крупнейших представителей отечественной науки - А.Гастева, П.Керженцева, С.Струмилина, Н.Кондратьева, Ф.Дунаевского, Н.Витке, которые достигли значительных успехов. В области НОТ тогда действовало более десяти научно-исследовательских институтов во главе со знаменитым ЦИТом. На предприятиях существовали десятки, если не сотни, психотехнических и социоинженерных лабораторий - предшественников современных служб социального развития.
В те годы мы не стеснялись учиться у капиталистов. В издававшемся Центральным институтом труда журнале «Организация труда» существовала специальная рубрика «За рубежом». Здесь помещались сообщения о всех сколько-нибудь примечательных конференциях по менеджменту, промышленной гигиене, теории и практике администрирования. Свежие новости поступали из Брюсселя, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Берлина. Редакция журнала, а в нее входили и зарубежные ученые, не только держала читателей в курсе международной жизни, но и давала анализ передовых методик и программ управления, созданных за рубежом. Кроме цитовс-кого журнала зарубежная информация поступала и по другим каналам. В стране переводилось тогда до 70 % зарубежных монографий.
По отношению к отечественной науке управления слово «менеджмент» не применялось. В 20-е годы предпочитали говорить о «научной организации труда». Но многие прикладные исследования, социоинженерные проекты, методики профессионального обучения, психологические тесты, эксперименты в области психологии труда и межличностных отношений, вне всякого сомнения, можно отнести к социологии менеджмента. Они получили признание за рубежом. Отдельные цитовские программы считались приоритетными, не знающими аналогов в мировой практике. У А.Гастева и его коллег учились даже зарубежные специалисты.
Вслед за кратковременным всплеском наступил глубокий период застоя. С конца 20-х до конца 50-х годов в стране не было разработано практически ничего существенного, что могло бы обогатить отечественный или зарубежный опыт управления. Именно в эти три десятилетия за рубежом, прежде всего в США, отмечается фундаментальный сдвиг в области науки управления. Знаменитые Хоторнские эксперименты (1927-1932), заложившие основания современной индустриальной социологии и психологии, происходили в тот период , когда в нашей стране постепенно начиналось свертывание научных исследований. В период с 30-х по 60-е годы в США созданы теории управления, которые и по сей день считаются классическими. Напротив, в СССР не произошло никакого накопления научных фактов, а то, что было создано раньше, безвозвратно потеряно. В тот момент менеджмент практически исчез из поля зрения советских ученых и хозяйственных руководителей.
Начиная с 60-х годов наблюдается некоторое оживление по отношению к зарубежному опыту. Появляются первые книги и переводы. В 1970г. переведен сокращенный вариант шеститомного «Курса для высшего управленческого персонала», изданного в США в 1964 г. Пожалуй, впервые менеджмент предстал во всем своем объеме и сложности. Мы смогли узнать не только о подготовке управленческих кадров за рубежом, структуре и методах управления, организации сбыта, юридических вопросах бизнеса и руководстве финансами, но и о том, что можно было бы назвать социологией бизнеса. В особой главе - «Советы управляющему» - приводились традиционные для сферы «человеческих отношений» типы делегирования полномочий, методы ведения беседы и разрешения конфликтов, правила межличностных отношений.
«Эпоха оттепели» вселила надежду и оптимизм. Думалось, что теперь-то отечественная социологическая и экономическая мысль сможет вести открытый диалог с зарубежной наукой, приобщаясь к ее лучшим достижениям. Однако идеологические ограничения проникли и в эту, казалось бы, весьма далекую от политики сферу. Видный советский специалист по организации и управлению В.Афанасьев вспоминал: «В 1967 году написал книгу «Об интенсификации развития социалистического общества». Ее не хотели издавать все из-за той же тейлоровской «буржуазной» идеи «выжимания пота»... И само понятие «управление» вызвало волну протестов. Какое там управление! Есть у нас политика партии, научное политическое руководство, а управление, менеджеризм - западное, «буржуазное» изобретение» (Правда. 1989.8 сентября).
В третьем томе «Философской энциклопедии», изданном в 1964 г., нет статьи о менеджменте, но зато есть о менеджеризме. В ней разъясняется, что менеджеризм является апологией капиталистического способа производства. Удивительно, но и через 25 лет в «Кратком словаре по социологии», изданном уже в 1989 г., о менеджеризме говорится , что эта буржуазная управленческая доктрина имеет явно выраженную апологетическую окраску, игнорирует антагонистические противоречия и неадекватно отражает реальность.
Именно в 60-е годы сформировался своеобразный подход, который вплоть до середины 80-х годов определял официальное отношение к зарубежной науке управления. Его суть состоит в следующем: из всего богатства капиталистического опыта для практики социалистического строительства можно брать только конкретно-практические методы руководства, а теоретическое содержание, обозначаемое как идеология менеджеризма, надо отбросить.
Компромиссная формула, разорвавшая две органические составные части менеджмента - его теорию и практику, была, конечно, данью времени. В условиях господства идеологических запретов иной подход, видимо, был немыслим. В принципе, такая формула, взятая на вооружение в качестве методологического руководства, ненаучна. Она превращает в абстрактную схему то, что создавалось десятилетиями как единый творческий процесс.
Но у нее были позитивные стороны. Благодаря ей можно было, не боясь обвинений в протаскивании чуждой нам идеологии, писать о конкретных исследованиях в области организации труда и подготовки управленческого персонала. Постепенно термин «менеджеризм» уступил место понятию «менеджмент». Сегодня это реальность, о которой говорят вслух и всерьез. Вместе со словами «рынок», «конъюнктура», «реклама» приходят и другие - «бизнес», «предпринимательство». Они неразрывно связаны с понятием «менеджмент», отражающим специфическую реальность. Постепенно мы начинаем осознавать, что западный менеджмент - прежде всего особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами, а не просто совокупность технических процедур и методов.
Использование западной технологии без анализа философии менеджмента - путь, ведущий в никуда. Освоение методических приемов должно сопровождаться анализом фундаментальных путей, на которых эти приемы создавались. Передовые технологии, разработанные за рубежом, будут совсем иначе выглядеть в нашей среде. Механическое заимствование лишь углубляет пропасть , отделяющую нас от Запада. Вряд ли мы когда-либо разгадаем феномен успеха менеджмента, если будем подходить к нему только как к технике управления. Менеджмент - прежде всего философия и культура управления. Японский сталь управления технически ничего нового из себя не представляет. Его загадка - в культурном коде, новом типе поведения и отношений между людьми.
Социальная и экономическая реальность, с которой повседневно приходится сталкиваться нынешнему управленцу, имеет одно неприятное свойство. Она изменяется быстрее, чем меняются наши представления о ней. Не успеваешь оглянуться, как жизненный опыт, накопленный за долгие годы, и устоявшиеся знания, почерпнутые из книг, уже не помогают, а мешают принять единственно верное решение. Забастовки и трудовые конфликты, сделавшиеся в наше дни массовым явлением, со всей очевидностью высветили тот факт, что многие хозяйственники не знают механизма человеческих отношений и мотивов поведения рабочих.
Еще сложнее обстоит дело, когда наши хозяйственники выходят на международную арену и вступают в деловые контакты с зарубежными партнерами. Незнание рыночных законов и коммерческой рекламы, конечно же, затрудняет общение. Но самое главное в том, что наши управленцы и их зарубежные визави говорят, если так можно выразиться, на разных концептуальных языках. За спиной у первых отрывочные сведения, почерпнутые из курса исторического материализма, а у вторых - фундаментальные знания основ социологии управления, современных концепций мотивации и нововведения , практические курсы в области деловых игр, социальной технологии, прикладных исследований.
Диалог культур и приобщение к общечеловеческим ценностям, о чем мы очень много говорим сегодня, не должны ограничиваться сферой гуманитарных мероприятий и философских симпозиумов. Нужны конкретные, ощутимые шаги в области делового взаимопонимания, человеческих контактов. Такие знания и практические навыки призван дать именно менеджмент. По своей природе он интернационален: Ф. Тейлор, П.Друкер или А.Гастев в равной мере признаются классиками социологии организации труда и управления, творцами нового подхода к пониманию человеческого фактора во всех странах.
Книга задумана таким образом, чтобы постепенно сформировать у читателя целостное знание о науке и практике социального управления, т. е. о социологии менеджмента. После каждой главы даются вопросы, углубляющие понимание материала; некоторые из них сопровождаются конкретными примерами. В конце книги приводятся задачи и упражнениям всему пройденному материалу. С их помощью преподаватель сможет контролировать качество знаний учащихся. Упражнения можно разбить на группы, по пять в каждой серии. Таким способом вы получите мшротест. Пять упражнений - пять баллов. От количества выполненных упражнений зависит оценка учащегося. Очень просто и очень эффективно. Если не верите - проверьте сами. В конце книги приведены ответы.
5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 560 с.
В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней - взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файола, а также воззрения представителей школы "человеческих отношений", в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Книга адресована студентам экономических и
социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто
интересуется проблемами управления.
Формат: pdf / zip (5-е изд., 2005)
Размер: 8 Мб
RGhost
Формат: doc / zip (1-е изд., 2000)
Размер: 344 Кб
/ Download файл
Содержание
(по изд. 2000г.)
От автора 2
Глава 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ» 5
Античный демагог 5
Деспотия - неограниченная власть 5
Своекорыстный искатель популярности 5
Педагог и наставник 5
Предприниматель и менеджер 6
Искусство выездки 6
Мотивация добровольного подчинения 7
Невидимые факторы успеха 7
Менеджер - наемный работник 7
Мальчик на побегушках? 7
Вопросы к главе 8
Глава 2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 8
Первая управленческая революция 8
Деловые отношения и письменность 8
Вторая управленческая революция 9
Третья управленческая революция 9
Четвертая управленческая революция 9
Профессионализация менеджера 10
Специализация менеджера 10
Корпоративный менеджмент 10
Пятая управленческая революция 11
Вытеснение капиталиста 11
Зарождение теории менеджерской революции 11
Усиление и господство бюрократии 12
Менеджеры как социальный класс 12
Отделение собственности от контроля 12
Менеджмент-бум 13
Грядет ди новая управленческая революция? 13
Управленческие революции в России 14
Вопросы к главе 15
Конкретный пример 1. Свод законов Хаммурапи 15
Вопросы к примеру 16
Конкретный пример 2. Школа чиновников в Древнем Египте 16
Вопросы к примеру 17
Глава 3 АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 17
Кибернетика - искусство управления 17
Ойкономия - управление хозяйством 18
Самый рентабельный бизнес 18
Прекраснее и рациональное 19
Цивилизация венчурных фирм 19
Философы - предприниматели 20
Цивилизация культурного рынка 20
Партисипативный менеджмент древних греков 21
Вопросы к главе 21
Глава 4 МАКИАВЕЛЛИ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ И ДИДЕРСТНА 21
Провозвестник европейского менеджмента 21
Историческое лицо эпохи 22
Страсть к приобретеним и страх потерять 22
Победителей не судят 22
Воля к власти 23
Свобода - всего лишь желание не быть угнетенным 23
Толпа идет за видимостью успеха 24
Страх и любовь 24
Честный ошибается чаще 24
Руководитель не должен быть щедрым 25
Полезнее держать в страхе 25
Быть щедрым - значит быть зависимым 25
Вознаграждай постепенно, наказывай сразу 25
Качества льва и свойства лисицы 26
Зависть порождает врагов, напористость - сторонников 26
Личности и безликости 26
Принцип относительности 27
Относительность н принцип разграничения 27
Кругооборот форм управления 27
Принцип принятия решений 28
Значение идей Макиавелли 28
Вопросы к главе 28
Глава 5 Основоположники «НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА» 28
Развитие теоретических воззрений 29
Социально-экономические предпосылки 29
Манчестер - центр менеджмента 29
Плеяда великих англичан 30
Эксперимент Болтина и Уатта 30
Р.Оуэн - прагматик и утопист 31
Эксперимент в Нью-Ленарке 31
Крах Оуэна-социалиста 31
Причины взлета и падения 31
Значение идей Р.Оуэна 32
Подготовительный этап 33
Последователи «ранних менеджеров» 33
Вопросы к главе 33
Глава 6 «НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 34
Центр менеджмента перемещается в Америку 34
Старая фабричная система 34
Филадельфия - новый центр менеджмента 35
Общество инженеров-механиков 36
Биография Ф.Тейлора 36
Лидеры движения «научный менеджмент» 36
Ф.Джилбретт 37
Вопросы к главе 38
Конкретный пример. Правила экономии движений 38
Вопросы к примеру 38
Глава 7 Классическая геометрия труда 38
Законы и принципы научной организации труда 39
Дифференциальная система оплаты 41
Обогащение или упрощение труда? 42
Хронометраж и распределение работ 43
Вопросы к главе 43
Глава 8 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 44
Программа «достигающего рабочего» 44
Образец - школьный класс 45
Создать гарантии только для лучших 45
Работа должна бросать вызов 46
Мотивация, оценка и продвижение 46
Программа «достигающего руководителя» 47
Функциональное администрирование 47
Социальный мониторинг 48
Процесс межличностной коммуникации 48
Стиль руководства 49
Дисциплинарная система 49
Вопросы к главе 49
Конкретный пример. Внедрение тейлоризма в Венгрии 50
Вопросы к примеру 50
Глава 9 РЕСТРИКЦИОНИЗМ И «РАБОТА С ПРОХЛАДЦЕЙ» 51
«Работа с прохладцей» 51
Кому выгоден «середняк»? 52
Рестикционизм на «Айвазе» 54
Культурные особенности 56
Исследования А. Ф. Журавского 57
«Работа с прохладцей» сегодня 57
Вопросы к главе 58
Глава 10 ФИЛОСОФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 58
Биография Г.Эмерсона 59
Системы Тейлора и Эмерсона 59
Всемирная история с позиций менеджмента 59
Уроки военного предпринимательства 60
Уроки японского бизнеса 61
Два типа организации 61
Пирамида беспорядка 61
Мания тоннажа 62
Работа производительная и напряженная 62
Вид на управленческую пирамиду снизу 63
Управление от достигнутого 63
Дисциплина ответственности 64
Значение идей Г. Эмерсона 64
Вопросы к главе 64
Глава 11 СОЦИОЛОГИЯ БЮРОКРАТИИ 64
Проблема национального своеобразия 65
Историческая миссия рационализации 65
Отчуждение и участие в управлении 66
Легальный тип господства 67
Сущность бюрократии 67
Исторические типы бюрократии 67
Достижение объективности через формализацию 68
Статус наемного работника 69
Бюрократия как идеальный тип 69
Бюрократия и социализм 69
Вопросы к главе 69
Конкретный пример 1. Египетская бюрократия 70
Вопросы к примеру 71
Конкретный пример 2. Инструкция визиря Рехмира 71
Вопросы к примеру 71
Глава 12 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ 71
Личность А.Файоля 72
Управление как администрирование 72
Тейлор и Файоль 72
Функция управления 73
Принципы управления 74
Вопросы к главе 75
Глава 13 КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА 75
Достижения и значение «классиков» 75
Структура классической шкоды 75
Формальная логика Муни и Рейли 76
Лидерство и скалярный принцип 77
Эстафету принимают англичане 78
«Синтетический подход» Урвика и Гьюлика 78
Методология классической школы 80
Основы классической парадигмы организации 80
Вопросы к главе 82
Глава 14 ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР 82
Дореволюционный период 82
Постреволюционный период 84
Тектология А.Богданова 86
Язык науки - язык эпохи 87
«Индустриальная утопия» О.Ерманского 87
На стыке разных методологий 88
Концепция НОТ А.Ф.Журавского 89
Вопросы к главе 89
Глава 15 КУЛЬТУРА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ А. ГАСТЕВА 89
Жизнедеятельность А. Гастева 90
Концепция культурных установок 90
Трудовое обучение 91
Культура труда 91
Вопросы к главе 92
Конкретный пример. Памятка-правила 92
Вопросы к примеру 93
Глава 16 РАЗРАБОТКИ ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОТЕХНИКА 93
«Теория распоряжений» 94
Вопросы дисциплины 94
Конретный пример. Ситуационный подход Ф.Дунаевского 95
Развитие психотехники 95
Психотехника на предприятии 96
Предпосылки институциализации 97
Вопросы к главе и примеру 97
Глава 17 СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПРАКТИКА НОНОВЕДЕНИЙ 97
Практика А. Гастева 97
Конструктивизм Н.Витке 99
Методология Ф.Дунаевского 101
Практика внедрения: сравнение систем 103
Вопросы к главе 105
Глава 18 ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 105
Хоторнские эксперименты: первый этап 106
Хоторнские эксперименты: второй этап 106
Хоторнские эксперименты: третий этап 107
«Хоторнский эффект» 108
Пересмотр хоторнского открытия 108
Вопросы к главе 110
Конкретный пример. Эксперимент на предприятии «Вольво» 110
Вопросы к примеру 111
Глава 19 ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ 112
Зарождение новых подходов 112
Структура теории потребностей Д.Маслоу 112
Динамика потребностей 113
Потребности на рабочем месте 114
Глава 20 ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ХЕРЦБЕРГА М МАКГРЕГОРА 115
Двухфакторная теория Ф.Херцберга 115
Применение твории Херцберга 117
Теория стилей руководства Д.Макгрегора 118
Диагностика и внедрение 119
Взаимосвязь теорий 120
Конкретный пример. Макгрегор Д. Человеческий аспект предприятия 120
Вопросы к главе и примеру 122
Глава 21 МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 122
Инстинктивная теория мотивации У.Джемса 122
Теория ожиданий и ценностей 123
Мотивация достижения Д.Макклелланда 123
«Формула успеха» Дж.Аткинсона 124
Мотивация и вероятность успеха 124
Атрибутивная теория мотивации 125
Шкала «интернальности - экстернальности» 125
Власть и лидерство 125
Склонность к риску 126
Когнитивная теория и эвристика мышления 127
Социальный контекст предпринимательства 127
Вопросы к главе 128
Глава 22 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 128
Что такое социальная организация 129
Переменные организационного поведения 129
Виды власти в организации 130
Ценностный барьер 130
Шкала Танненбаума и Шмидта 130
Модель Дж.Хоманса 131
Теория незрелости К.Арджириса 131
Теория стилей Р.Лайкерта 131
«Стимулирующий» и «предупредительный» стили 132
Модель Блейка и Моутона 132
Концепция страха и любви А.Этциони 133
Модель успешного руководителя Б.Басса 133
Модель эффективной организации Р.Лайкерта 134
Выбор стиля 135
Стратегия организационного изменения 136
Вопросы к главе 136
Глава 23 Современный менеджмент 137
Стратегическое планирование 137
Маркетинг 138
Управление качеством 138
Логистика 139
Управление проектом и управление затратами 140
Новые области менеджмента 140
Управление персоналом и требования к менеджеру 141
Вопросы к главе 141
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 141
Упражнения 141
Задачи 144
Ответы к упражнениям 144
Ответы на задачи. 145
ЛИТЕРАТУРА 145
Содержание 148