Кто такой благочинный в православной церкви. Благочиние

1. Настоятельница назначается правящим Архиереем и утверждается в этой должности Священным Синодом.
2. Имя Настоятельницы по монастырской традиции возносится за всеми Богослужениями.
3. Она ведет все монастырское дело, в связи с чем должна хорошо знать все нужды обители, дабы иметь постоянное попечение о всем.
4. Настоятельница правомочна: заключать и подписывать договора, распоряжаться денежными средствами и материально-имущественными ценностями монастыря, разрабатывать правила внутреннего распорядка, пользоваться печатью монастыря и хранить ее у себя, выдавать доверенности.
5. Настоятельница по некотором испытании зачисляет в число сестер вновь поступивших послушниц и отчисляет тех, кто оказывается неспособным к жительству в монастыре, доводя свои распоряжения до сведения правящего Архиерея.
6. На обязанности Настоятельницы лежит всемерное поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании, и совершенствовании инокинь; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.
7. Настоятельница в качестве лица официального и ответственного за свою обитель, принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, руководствуясь в сем добрыми намерениями и собственным благорассуждением, что будет служить ко благу и пользе ее монастыря.
8. Основной заботой Настоятельницы является попечение о духовном состоянии своего сестричества, их прилежании к молитве, к богослужению монастыря, их усердии в послушании и, особенно, в стремлении к чистоте и святости жизни. Настоятельница постоянно держит связь с духовниками монастыря и наблюдает, как часто сестры приступают к Таинству Исповеди и Причащения.
9. Настоятельница, воспитывая волю инокинь, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждого из членов обители, и в случае необходимости делает замечания, а та и строгие выговоры, вплоть до епитимий, в целях вразумления и исправления согрешающей сестры, добиваясь от нее признания и покаяния в соделанных ошибках. По словам св. Василия Великого, инокини должны открывать Настоятельнице даже сокровенные тайны сердца. В общежительном монастыре всё происходящее должно доводиться до ее сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой - чтобы освободить должностных лиц от греха самочиния, тяготящего совесть послушницы и производящего смущение в сестричестве. Настоятельница непосредственно следит за правильностью действий должностных лиц, часто посещает места общих послушаний.
10. В случае отлучки, болезни или смерти Настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает казначея монастыря. В исключительных случаях заместителем Настоятельницы монастыря может быть иное лицо из состава Духовного собора монастыря.
11. Все должностные лица монастыря, кроме казначеи, назначаются Настоятельницей письменным распоряжением по монастырю.

Казначея

1. Казначея назначается Указом правящего Архиерея по представлению Настоятельницы. Казначея в своей деятельности находится в непосредственном подчинении Настоятельницы.
2. На обязанности казначеи лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходно-расходных книг, с соблюдением правил отчетности. Эти книги ежемесячно представляются для ознакомления Настоятельнице. Составляет ежегодный отчет Настоятельнице для представления правящему Архиерею.
3. Казначея также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей монастыря.
4. Казначея ведет архив важнейших монастырских документов как хозяйственных, так и финансовых.
5. Казначея следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
6. С благословения Настоятельницы казначея выдает авансовые деньги эконому и другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета. На казначее лежит забота о повседневных нуждах сестер.
7. В последних числах месяца казначея в присутствии троих лиц из старших сестер вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.
8. Ключи от монастырских кружек хранятся в казначействе. Казначее подотчетны свечница, бухгалтер, кассир, библиотекарша.

Благочинная

1. На обязанности благочинной лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением сестер монастыря, за дисциплиной и отношением их к своим послушаниям, как в храме, так и по монастырю. Она следит за тем, чтобы в назначенное время все добросовестно занимались работой.
2. Благочинная следит, чтобы в храме во время богослужения соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Для сего назначает инокинь, обеспечивающих дисциплину в храме. Контролирует исправное прочитывание на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных прихожанами записок и поминаний.
3. В случае нарушений дисциплины кем-либо из сестер благочинная делает наставление, вразумляя ее сестринским словом.
4. Благочинная имеет право на вход в келий сестер, чтобы знать их бытовые нужды, а также следить за порядком и чистотой в них.
5. В целях сохранения монастырской дисциплины благочинная должна заботиться о том, чтобы в келиях обители не находились посторонние лица — даже близкие родственники, свидание с которыми можно допустить только в специально отведенной для сей цели приемной комнате, и то с разрешения Настоятельницы. Следит, чтобы сестры без нужды не посещали лиц, разместившихся в гостиничных кельях.
6. Монастырских гостей благочинная размешает в гостиных комнатах и заботится о них. Обязывает трудников и паломников подчиняться монастырским правилам и распорядку.
7. В подчинении благочинной находятся привратники, дворники, церковные сторожа, звонари.
8. Благочинная может иметь помощницу, которая в его отсутствие выполняет те же функции.
9. 0 всех нарушениях дисциплины среди сестер благочинная докладывает Настоятельнице. Она ежедневно доводит до сведения Настоятельницы, как сестры провели день, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни.
10. Благочинная отвечает за неукоснительное соблюдение сестрами обители распорядка дня монастыря. Через чередных священнослужителей удовлетворяет духовные нужды (требы) прихожан и паломников.

Ризничая

1. Ризничая находится в непосредственном ведении благочиной. На обязанности ризничей лежит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.
2. Ризничая ведет опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей, особенно вновь поступивших, с установлением инвентарного номера, указанием источника поступления, века, цены. По возможности в опись заносят историю особенно ценных реликвий храма, икон, мощей. Ценности ризницы следует хранить в безопасном месте. Без благословения Настоятельницы описи никому не выдавать. Периодически представлять их для знакомства Настоятельнице монастыря.
3. Ключи от ризницы и храмов ризничая должна хранить у себя.
4. Ризничая по указанию благочинной выдает облачение для священнослужения и другие предметы ризницы, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки; своевременно исправлялись и стирались, а церковная утварь регулярно чистилась и протиралась.
5. Ризничая может иметь в своем распоряжении одного или даже двух помощниц, если в том есть необходимость. Ей подчиняются экклисиарша, портные монастырской пошивочной, просфорницы.
6. Ризничая, с благословения Настоятельницы, может приобретать необходимую утварь, с последующим отчетом перед казначеей.

Эконом

1. Эконом находится в непосредственном ведении Настоятельницы. На обязанности эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью монастыря, снабжение нужными материалами.
2. Особо печется о храмах и часовнях, как первых святынях монастыря. Забота эконома распространяется на сестринские корпуса, а также на все подсобные помещения.
3. В распоряжении эконома находятся как инокини, занимающиеся монастырскими хозяйственными трудами, так и наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода работ, согласуя свои рабочие планы с Настоятельницей, с ее благословением. В подчинении эконома находятся: келарша, рухлядная, заведующие мастерскими, трапезница, повар, закупщик. Контролирует использование монастырского транспорта.
4. Распределение времени работающих сестер зависит от усмотрения Настоятельницы или благочинной, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все работали.
5. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения эконома, которая назначает необходимые работы и следит за качеством их исполнения.
6. Если в монастырском хозяйстве эконом находит нужным и полезным осуществлять какие-либо улучшения, то ей предоставляется право изложить свои соображения Настоятельнице, и после одобрения и благословения она может приступить к осуществлению своих планов.
7. На экономе лежит особое монастырское послушание — вести работы по строительству и хозяйству с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и расходуя хоз. материалы.
8. Эконом при желании и необходимости может иметь помощницу.
9. Эконом получает право от монастыря держать связь в деловых вопросах с государственными ведомствами.
10. Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются по-церковному — молитвой.

Келарша

1. Келарша находится в непосредственном ведении эконома. Обязанности келарши заключаются в приобретении необходимых продуктов питания, а также наблюдения за их сохранностью.
2. Под наблюдением келарши находится монастырская кухня, склады с продовольствием, просфорня и трапезная, в коих должна соблюдаться чистота и опрятность.
3. Келарша наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось то, что положено по монастырскому Уставу.
4. Без особого благословения Настоятельницы келарша не должна отпускать пищу в монашеские келий.
5. Келарша совместно с экономом заботится о своевременной заготовке овощей и фруктов на зимний период.
6. Келарше подчиняются следующие лица: трапезница, повар, и все кухонные работницы.
7. В случае отсутствия келарши его во всем замещает его помощница трапезница.

Рухлядная

1. Рухлядная находится в непосредственном ведении эконома. Рухлядная наблюдает за приобретением и изготовлением обуви или одежды для сестер, а также за их починкой. В своих сношениях с сестрами рухлядной подобает быть беспристрастной и внимательной, ибо часто случается, что иная по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иная же требует без нужды излишнего.
2. Вновь поступающим, вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную одежду.
3. Что касается материала, из которого должно шить сестрам одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясники), ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.

Уставщица

1. Уставщица находится в непосредственном ведении благочинной. Обязанности уставщицы заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местными монастырскими обычаями.
2. Уставщица следит за суточными чтецами, за правильным и уставным отправлением ими часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и традиционно.
3. Новоначальных и малознающих чтецов уставщице следует обучать правильному церковному чтению.
4. Уставщица должна следить за состоянием церковно-богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать или, с благословения Настоятельницы, уничтожать, если таковые не поддаются ремонту.
5. В послушании уставщицы находятся: регентша, чредные чтецы и певцы.
6. Уставщица может иметь помощницу, коей должна передавать свои познания и опыт.

Регентша

1. Обязанности регентши состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
2. Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.
3. Ни регентша, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.
4. Регент поручает канонарху заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы он мог канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.
5. Регентша обязана систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.
6. Регентша подчиняется уставщице и с ней согласовывает все богослужения.
7. Перечень песнопений представляет Настоятельнице на утверждение.

Экклесиарша

1. На обязанности экклесиарши лежит наблюдение за прислуживанием в Алтаре и храме Алтарниц, за чистотою и опрятностью храма, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение воды, куличей, фруктов).
2. Экклесиарша подчиняется ризничей. Экклесиарше подчиняются Алтарницы.

Алтарница

1. Обязанности алтарницы требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с присутствием ее в алтаре близ святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и все непристойное этому святому месту. Алтарница должна заблаговременно прийти в алтарь, чтобы приготовить все необходимое для службы.
2. На алтарнице лежит обязанность прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи, относящиеся к богослужению.
3. На алтарнице лежит обязанность смотреть за чистотой в алтаре и храме; чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутину с окон, икон, смотреть за коврами, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное место, проветривать и подметать алтарь. Она следит за освещением алтарей и храмов.
4. На обязанности алтарницы лежит постоянный контроль за исправным прочитыванием на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных мирянами записок и поминаний.
5. По окончании богослужения алтарница тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери алтаря отпирает и запирает сама алтарница.

Свечница

1. На обязанности свечницы лежит прием пожертвований, поминовений, а также и других поступлений, каковые она должен сдавать казначее.

Звонарша

1. Звонарша в положенное время производит благовест к богослужению.
2. Благовест или трезвон производится в соответствии с уставом и обычаем данного монастыря. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям.
3. Звонарша не должна допускать посторонних лиц на колокольню без особого распоряжения и надобности.
4. Звонарша следит за состоянием всей звонницы.

Письмоводительница

1. На обязанности письмоводительницы лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря.
2. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке и быть надлежащим образом зарегистрированы.
3. Переписка монастыря с разными организациями и частными лицами должна вестись аккуратно и не задерживаться.
4. Письмоводительница принимает монастырскую корреспонденцию и представляет ее Настоятельнице. Она же занимается вопросами почтовых переводов, посылок и оформляет их надлежащим образом.
5. Письмоводительница может иметь помощницу, которая сдает на почте и принимает там всю монастырскую корреспонденцию.
6. Письмоводительница подчиняется Настоятельнице или казначее и руководствуется их указаниями.

Библиотекарша

1. На обязанности библиотекарши лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг, а также других изданий, составление каталога и картотеки.
2. Библиотекарша выдает книги насельницам обители, ведя учет, кому и что выдано. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарша обязана требовать возвращения взятых книг.
3. Должность библиотекарши требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с развитием и духовной подготовкой каждого, желающего взять книгу.
4. Библиотекарша поврежденные книги своевременно отдает в реставрацию. Наблюдает за книгохранилищем, следит за внутренним режимом в нем и особенно за пожарной безопасностью.

Просфорница

1. Просфорница находится в непосредственном ведении благочинной. Просфорница отвечает за качество и своевременность изготовления просфор, особенно богослужебных.
2. Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки высшего сорта.
3. Сама просфорница должна жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается святой хлеб для Таинства Божественной Евхаристии.
4. Просфорница получает муку и все необходимое у келарши.
5. Помещение просфорни содержит в надлежащей чистоте и порядке. О необходимости ремонтных работ в просфорне докладывает эконому.

Трапезница

1. Трапезница находится в непосредственном ведении эконома. Трапезница наблюдает за своевременным и качественным приготовлением пищи для сестер в поварской и смотрит за порядком во время трапезы.
2. Во время принятия пищи в трапезной обычно читается житие святых, пролог или что-нибудь из сочинений святых отцов. Этой духовной книгой трапезница обеспечивает назначенного чтеца и хранит ее.
3. Трапезница каждый день (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Настоятельницы, какую и в каком количестве готовить пищу.
4. По окончании общей трапезы, во вторую очередь, вкушает трапезница, чтец и те из сестер, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй трапезы трапезница никому пищу не отпускает, разве по особому указанию" Настоятельницы.
5. Трапезница наблюдает за тем, чтобы в трапезной всегда соблюдалась чистота помещения, столов и посуды.
6. Накрывает столы к установленным часам питания сестер и затем убирает посуду.

Больничная

1. Обязанности больничной состоят в уходе и присмотре за находящимися на лечении в изоляторе монастыря.
2. Больничная должна быть мягкой, терпеливой, сострадательной и заботливой к больным.
3. Больничная обеспечивает больных пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время.

Гостиничная

1. Гостиничная подчиняется благочинной. Обслуживает приезжающих в монастырь с обязательным ведением гостевого журнала по заведенному образцу, согласно установленному порядку.
2. Знакомит всех временно проживающих под расписку в гостевом журнале со следующими требованиями: а/ подчиняться требованиям распорядка дня монастыря; б/ выполнять послушания, полученные через гостиничного; в/ не посещать келий сестер монастыря; г/ в случае нарушения дисциплины покинуть монастырь по первому требованию.
3. Не принимать для проживания без благословения Настоятельницы или благочинной.

Зав. мастерскими

1. На обязанности заведующей какой-либо мастерской лежит надзор за работами, в ней производящимися, а также за сестрами и порядком в мастерской.
2. О нарушениях в работе или злоупотреблениях должно докладывать Настоятельнице.

I. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению включают в себя примерный перечень обязанностей, права и ответственность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению.

1.2. В своей деятельности штатный помощник благочинного руководствуется:

— действующим законодательством Российской Федерации или других стран канонического присутствия Русской Православной Церкви;

— каноническим Уставом Русской Православной Церкви;

— постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов;

— определениями Священного Синода;

— указами Патриарха Московского и всея Руси;

— документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»;

— указами и распоряжениями правящего архиерея;

— Уставом прихода Русской Православной Церкви Московского Патриархата;

— распоряжениями Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации (далее — ЕОРОиК);

— распоряжениями благочинного округа;

— иными (в т.ч. гражданскими) нормативными актами.

1.3. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению относится к категории специалистов, то есть сотрудников, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения той или иной работы.

1.4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению является сотрудником прихода, возглавляемого благочинным округа, либо иного прихода, относящегося к данному округу.

1.5. На должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению назначается православный верующий:

— регулярно участвующий в церковных Таинствах;

— имеющий хорошую репутацию в среде прихожан;

— активно участвующий в жизни прихода.

1.6. Претендент на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению получает образование или подтверждает квалификацию в образовательном учреждении по подготовке катехизаторов. Наличие документа об окончании образовательного учреждения по подготовке катехизаторов (или обучение в нем) или документа о прохождении аттестации является необходимым условием для назначения на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению.

1.7. Назначение на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению и освобождение от нее производится в соответствии с установленным действующим трудовым законодательством порядке после утверждения его кандидатуры правящим архиереем по представлению благочинного округа.

1.8. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению подчиняется благочинному, согласовывает свою деятельность с председателем ЕОРОиК (профильным ответственным епархиальным сотрудником).

1.9. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению входит в состав Приходского собрания в соответствии с установленными для этого правилами.

II. Должностные обязанности

2.1. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению осуществляет и/или помогает настоятелям приходов в рамках благочиния, в штат которых не входит помощник настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению, организовывать и развивать катехизическую деятельность по направлениям:

— огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;

— беседы с лицами, желающими вступить в брак;

— занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;

— библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;

— работа службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;

— катехизическую работу при подготовке и во время паломнических поездок, организованных приходом;

— разработка, издание и распространение катехизических листков к православным праздникам, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам после согласования текста в ЕОРОиК.

— подготовка и регулярное обновление содержания материалов информационного стенда прихода, касающихся катехизической деятельности и размещение информациио крупных образовательных и катехизических проектах других приходов и епархиальных просветительских мероприятий;

Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению:

— организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;

— проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ.

2.2. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению осуществляет регулярное взаимодействие с:

— штатными помощниками настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;

— директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;

— ЕОРОиК в рамках работы Коллегии ЕОРОиК.

2.4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению составляет:

— годовой план работы, соотнесенный с планами по иной деятельности приходов благочиния, и представляет его на согласование благочинному и в ЕОРОиК, а затем на утверждение благочинному;

— годовой отчет о деятельности по соответствующей форме и предоставляет его в ЕОРОиК в установленные сроки.

2.5. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению обязан:

— соблюдать правила церковного благочестия и нравственности;

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности и послушания, возложенные на него настоящими рекомендациями;

— исполнять иные обязанности, вытекающие из настоящих рекомендаций;

— выполнять указания правящего архиерея, благочинного и ЕОРОиК;

— не разглашать конфиденциальную информацию;

— не высказывать при публичных выступлениях (устно или письменно) свою позицию, противоречащую официальной позиции Русской Православной Церкви, епархии, благочиния.

2.6. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.

III. Права

3. В целях исполнения обязанностей штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению имеет право:

— участвовать в работе Приходского собрания;

— запрашивать в ЕОРОиК информацию, необходимую для оптимизации духовно-просветительской работы на приходе, учебно-методические пособия и т. д.;

— выносить на рассмотрение благочинного предложения об оптимизации и развитии своей деятельности и о создании необходимых условий для выполнения служебных обязанностей, ходатайствовать перед благочинным о предоставлении помещений, оборудования, других материальных и денежных средств;

— по благословению настоятелей приходов, в которых осуществляет деятельность, привлекать сотрудников приходов для содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

— рекомендовать настоятелям приходов благочиния кандидатуры прихожан и сотрудников данного или другого прихода в качестве преподавателей и консультантов по тем или иным формам образовательной и катехизической деятельности;

— следить за качеством работы привлеченных лиц;

— обращаться к настоятелям приходов своего благочиния, к руководителям духовно-просветительских центров, воскресных школ для получения необходимой информации о деятельности прихода в сфере религиозного образования и катехизации;

— посещать приходы, воскресные школы, духовно-просветительские центры, православные образовательные учреждения благочиния с целью мониторинга их деятельности.

IV. Ответственность

4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению несет ответственность:

— за несоблюдение норм поведения, принятых в рамках православной этики;

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных каноническим правом Русской Православной Церкви и трудовым законодательством Российской Федерации;

— за несвоевременное предоставление отчетов по проделанной работе;

— за несоблюдение графика работы;

— за совершенные в процессе осуществления своей деятельности нарушения требований актов, указанных в п. 1.2 настоящих Рекомендаций;

— за причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.2. Основными критериями оценки деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению могут являться:

— точное и своевременное исполнение своих обязанностей;

— число прихожан, участвующих в катехизических программах;

— повышение уровня церковной грамотности прихожан и сотрудников в приходах благочиннического округа;

— регулярное участие прихожан в богослужениях и церковных Таинствах, особенно Причащении Тела и Крови Христовой.

Косвенным критерием может стать повышение количества прихожан храмов благочиния.

V. Освобождение от должности

5.1. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению освобождается от занимаемой должности за невыполнение обязанностей изложенных в ч. 2 в соответствии ТК РФ.

5.2. Помимо общих оснований прекращения трудового договора, трудовой договор со штатным помощником благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению должен предусматривать, в соответствии со ст. 347 ТК РФ, дополнительные основания к его прекращению:

— наличие еретических заблуждений и их распространение, используя свой статус;

— отсутствие необходимых навыков (не справляется со своими обязанностями);

— самовольное оставление место служения.

5.3. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению может прекратить свою деятельность по собственному желанию. В этом случае он подает письменное прошение на имя благочинного и извещает ЕОРОиК о своем желании прекратить деятельность в должности помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению не менее чем за две недели до своего увольнения.

С документом ознакомлен

штатный помощник благочинного

по религиозно-образовательному и

катехизическому служению

_____________/_____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

«___»_________________201_г.

Добро пожаловать на страницу, посвящённую определению благочинный.

Эту страницу может улучшить каждый, имеющий добрые намерения. Спасибо. -

V.S.Kutaev 09:26, 31 июля 2011 (EEST).

Благочинный - в Православной церкви специальная должность, предназначенная для надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа ее священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории).

В Католической церкви аналогом благочинного является декан (архипресвитер), в лютеранских церквях - пробст. Смотрению благочинного над причтами поручается от 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ, и если в округе находится более 15 приходов, то Благочинный может быть придан помощник; над монастырями же определяется в епархии один или несколько Благочинных, смотря по числу и расстоянию монастырей в епархии.

Права и обязанности Благочинного того и другого рода определяются особыми инструкциями, утвержденными Святейшим cинодом. Обязанности Благочинного над церквами весьма сложны, и предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны.

Они состоят в следующем:

1) Через Благочинного епархиальное начальство производит ближайший и всесторонний надзор за церквами и духовенством округа с целью "охранения порядка в церкви и исправности в ее служителях на пользу христиан и на славу Божию".

2) Через Благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и к церковным причтам. И, наконец, Благочинный разрешает священникам отлучаться далее 25 верст от их прихода в той же епархии.

3) Благочинный имеет некоторую руководственную власть по отношению к причтам своего округа; так, он разрешает недоразумения причта относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и пр.

4) Благочинному принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, которые могут быть окончены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещания, выговоров, внушений и т. п. Священников он имеет право штрафовать внушением при причте, а диаконов и причетников, кроме того, и земными поклонами в церкви.

Благочинным над монастырями инструкцией указан обширный круг обязанностей и власти ввиду особенной организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Главные предметы надзора Благочинного над монастырями суть:

  • богослужение
  • благочестие,
  • нравственность
  • хозяйство.

Ввереных особым надзирателям в помощь правящим архиереям известно с древности. Такие надзиратели были известны как хорепископы и периодевты в древности. На Руси в ранние века имелись десятинники и поповские старосты , а с первой половины XVIII века - благочинные . В более старом использовании благочиннические округа именовались протопопиями , а также сороками - отсюда известное наименование Москвы "городом сорока сороков". С распространением Православия в веке в страны исторически принадлежащие к Западной культурной сфере, православные благочиния обыкновенно стали там называться деканатами , а их надзиратели - деканами (дословно с греческого через латинский - "десятниками").

К началу XXI века, при сходстве их устройства, за внутриепархиальными объединениями приходов закрепились различные наименования в разных поместных Церквах.

  • Русская : благочиние, благочиннический округ
  • Болгарская : духовная околия (центр благочиния - архиерейское наместничество; благочинный - архиерейский наместник)
  • Румынская : протопопиат
  • Польская : деканат
  • Чехословацкая : протопресбитерат, деканат
  • в Америке : деканат (deanery)

История в Русской Церкви c XVIII века

В Духовном Регламенте года архиереям Русской Церкви вменялось для более тщательного и усиленного наздора распорядиться чтобы:

"протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы то все, т. е. относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили есть ли бы такое нечто, т. е. противное данному епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения кто бы утаить похотел ."

Именным высочайшим указом декабря года, изъясненным в указе Святейшего Синода от 24 марта года было повелено для лучшего исполнения настоятелями монастырей своих обязанностей, владыкам определять из настоятелей одного благочинного над монастырями епархии.

Таким образом с начала XIX века в Русской Православной Церкви сложилось два типа благочиний: 1) по территориальному признаку, объединяя приходы в непосредственной близости друг от друга; и 2) монастырские благочиния, объединяющие монастыри епархии. К началу века в Русской Церкви приходское благочиние включало 10-30 окресных церквей, в зависимости от количества монастырей монастырских благочиний могло быть несколько. Если в округе находится более 15 приходов, то благочинному мог быть придан помощник. В случае надзора за женскими обителями могла быть назначаема "смотрительница благочиния" из игумений (или старших сестер монастыря если он один). Был и один благочинный ставропигиальных монастырей.

В веке в Русской Церкви появились также так называемые патриаршие или ставропигиальные благочиния в зарубежье. Попечение о них может вверяться какому-либо архиерею, но эти благочиния находятся в непосредственном ведении патриарха , без включения в состав епархии. Таковыми были Голландское , Туркменистанское и Югославское благочиния.

Ныне в Русской Церкви благочинного назначает правящий архиерей из настоятелей . Благочинный является всесторонним наблюдателем за жизнью ввереного ему округа; связующим звеном между епархиальным правлением и клиром благочиния; советником, а в делах не требующих обращения к архииерею, - также и судьей для ввереного ему духовенства. По указанию архиерея может проводить приходские и окружные собрания. В некоторых епархиях при благочиннических округах учреждены особые благочиннические советы, состоящие из председателя - благочинного и двух его помощников.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь История Отечества с древнейших времен до наших дней .
  • Страница официального сайта Видновского благочиния:
  • "Благочинный," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

адм. должностное лицо в Русской Православной Церкви, возглавляющее один из округов, на к-рые разделены епархии; существуют также Б. мон-рей, несущие ответственность за порядок богослужения, благочестие и нравственность братии.

В древней Церкви аналогичные обязанности выполняли периодевты (греч. περιοδευτάς), к-рые в сер. IV в. заменили хорепископов (τῶν χωρῶν ἐπίσκοποι), зависевших от епархиального архиерея и ограниченных в своих епископских полномочиях и правах (Анкир. 13; Антиох. 10). 57-е прав. Лаодик. Собора гласит: «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града». После упразднения института хорепископов периодевты, назначаемые епархиальными архиереями из числа пресвитеров, управляли отдельными частями епархии.

Позднее из должности периодевта возникла должность протопопа (πρωτοπαπᾶς; упом. в визант. источ.: Const . VII Porphyr . De ceremoniis aulae Byzantinae; Scylitza I . Synopsis historiarum; Cedrenus G . Compendium historiarum; Zonara I . Epitome historiarum). Должности периодевта и протопопа в отличие от хорепископа не являлись пожизненными. В греч. Церквах, где епископов много, а паства епархий немногочисленна, ни в древности, ни в наст. время эта или аналогичная ей по функциям должность не получила такого развития, как в слав. Церквах, и особенно в России, где епархии во много раз превышают греч. числом пасомых и количеством храмов и где поэтому епархиальному архиерею трудно осуществлять постоянный надзор за всеми приходами.

В РПЦ до XVIII в. местный надзор над духовенством по отдельным округам, на к-рые делилась епархия, осуществляли наместники , заказчики, десятильники , протопопы и поповские старосты. Термин «Б.» входил в канцелярский обиход постепенно. Впервые он употреблен по отношению к поповским старостам в «Наказе старостам поповским и благочинным смотрителям» Патриарха Адриана (1697). «Духовный Регламент» (1721) предусматривал: «закащики, или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы тое все (т. е. относящееся к обязанностям епископа.- В . Ц .) насматривали и ему бы епископу доносили, естьли бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел» (Ч. 2. Гл. «Дела епископов». 8).

В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы . В эти же годы кандидатов на должность Б. стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного правящим архиереем. Но выборность Б. была отменена указом Святейшего Синода от 1881 г. В процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. вновь выдвигалась идея выборности Б. В 1865 г. архиеп. Минский Михаил (Голубович) впервые созвал собрание Б. своей епархии. Его примеру последовали правящие архиереи др. епархий. В повестку дня таких собраний включались помимо церковно-адм. вопросов учебные дела, в частности, выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 80-х гг. при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались уже обсуждением только адм. дел.

По именному указу 1797 г., изъясненному в указе Святейшего Синода 1799 г., для надзора над мон-рями епархий была введена должность Б. мон-рей, назначавшегося из числа монастырских настоятелей. Б. мон-рей назначал епархиальный архиерей по представлении духовной консистории. В епархии с большим числом мон-рей могло быть по неск. монастырских Б. Надзор за жен. мон-рями поручался Б. муж. мон-рей, в отдельных случаях - смотрительницам благочиния из числа игумений или старших сестер - монахинь, если в епархии был только один жен. мон-рь. Б. ставропигиальных мон-рей назначался тот из настоятелей таковых мон-рей, кто одновременно являлся членом Московской синодальной конторы. В 1828 г. Святейшим Синодом была составлена особая инструкция для Б. мон-рей: на них возлагалась ответственность гл. обр. за монастырское богослужение, за благочестие и нравственное состояние братии, а также за монастырское хозяйство.

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» установил порядок, согласно к-рому «границы благочиннических округов определяются Епархиальным собранием» (V 66). Собор утвердил новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие окружные благочиннические собрания (V 68) и благочиннические советы во главе с Б. (V 77, 78). Собор ввел избирательный порядок при замещении должности Б.: избрание Б. на 5-летний срок было возложено на благочиннические собрания; избранный кандидат подлежал утверждению со стороны епархиального архиерея (V 79). Поместным Собором на Б. возлагалось: «а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, по первом и втором вразумлении, Благочинный докладывает Благочинническому совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуски на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов… з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа» (V 83).

В условиях гонения на Церковь положения, принятые Поместным Собором 1917-1918 гг., могли быть реализованы лишь частично. Сообразуясь с обстоятельствами времени, Поместный Собор 1945 г. в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» вернулся к практике, существовавшей до 1918 г. В Положении ничего не говорится ни о благочиннических собраниях, ни о благочиннических советах, введенных Собором 1917-1918 гг. Б. в соответствии с Положением назначаются епархиальным архиереем (III 29). Б. является надзорным и исполнительным органом архиерея. Он наблюдает за деятельностью и поведением приходского духовенства, посещает приходы не менее 2 раз в год и каждое полугодие представляет архиерею отчет о состоянии вверенного ему округа, в особо важных случаях доносит архиерею безотлагательно. Б. ходатайствует о награждении подведомственных ему клириков и мирян. В случае необходимости он делает братские увещания приходским настоятелям и др. клирикам, заботится о том, чтобы миряне приходов, временно оставшихся без священнослужителей, не лишены были духовного окормления (III 30).

Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60).

В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

Б. обязан не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих (X 5. 53). По указанию правящего архиерея, по просьбе настоятеля, приходского совета или приходского собрания Б. может проводить заседания приходского собрания (X 5. 54). По благословению архиерея Б. может созывать священников на братские совещания (X 5. 55). Б. ежегодно представляет правящему архиерею отчет о состоянии благочиния и о своей работе (X 5. 56). При Б. может состоять канцелярия, служащие к-рой назначаются самим Б., но с ведома епархиального архиерея (X 5. 57). Деятельность Б. и состоящей при нем канцелярии финансируется из средств возглавляемого им прихода, а при необходимости - из общеепархиальных средств (X 5. 58).

Поместный Собор 1917-1918 гг. включил мон-ри в благочиннические округа вместе с приходами. В связи с этим была упразднена и должность Б. мон-рей в ее прежнем значении как администратора, в ведении к-рого состоят все мон-ри или часть мон-рей епархии. С тех пор должность монастырского Б. является внутримонастырской: Б. состоит в подчинении настоятеля и наместника и несет по преимуществу ответственность за совершение богослужений в монастырских храмах, а также за благочестие, нравственное состояние и дисциплину братии.

Лит.: Духовный регламент. М., 18974; Никодим [Милаш], еп . Далматинский . Православное церковное право. СПб., 1897. С. 388-393; Павлов А . С . Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 246-247; Бердников И . С . Краткий курс церковного права Православной Церкви. Каз., 1913. С. 87-96; Собор, 1918. Определения. Вып. 1. С. 28-33; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; Устав, 1988; Цыпин В ., прот . Церковное право. М., 1994. С. 284, 288, 292, 295-296; Смолич . История РЦ. Ч. 1. С. 275-276; Устав, 2000.

Прот. Владислав Цыпин