Министерство оборонной промышленности ссср. Солдаты сталина

Полный текст автореферата диссертации по теме "Министерство легкой промышленности СССР в системе государственного управления СССР"

На правах рукописи

Кочнева Ксения Александровна

Министерство легкой промышленности СССР в системе государственного управления СССР (1965 -1970 гг.)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

о 5 [.;;.? 2::о

Москва-2009

Работа выполнена на кафедре истории Российского государства

факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Семенникова Любовь Ивановна Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Уткин Анатолий Иванович доктор исторических наук, Ткаченко Вадим Дмитриевич

Ведущая организация:

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Защита состоится «13» марта 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.98 в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4, аудитория А - 619.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор А, комната 114.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент

Н.Л. Головкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Период 1965-1970 гг. стал важным этапом в развитии системы государственного управления СССР. В это время была осуществлена попытка внедрения новых принципов планирования и экономического стимулирования в работе предприятий, при одновременном укреплении централизованного управления народным хозяйством через министерства. Исследование работы министерств в этих условиях актуально и в общественно-политическом, и в научном аспектах.

В настоящее время заметно повышение интереса к историческому опыту второй половины 1960-х гг., к деятельности крупных руководителей той эпохи. Традиционно важен для российского общества вопрос о роли и значении государственных институтов в социально-экономической и политической жизни страны. Интерес к этим проблемам стимулируется продолжающимся поиском наиболее эффективных путей управления социально-экономической сферой. Оптимальное соотношение в применении принципов рыночной свободы и государственного регулирования - один из сложнейших вопросов, ответ на который всегда не однозначен, определяется конкретной ситуацией. Несмотря на то, что способы и масштабы государственного регулирования в современном мире отличны от тех, что применялись в СССР, государственное управление в России сохраняет некоторые черты, которые проявляются независимо от текущих экономических условий.

Данная тема актуальна с научной точки зрения. В последние годы активно развивается такое направление исторических исследований как история государственного управления. Большое внимание уделяется советскому периоду. Многое сделано, но поле для новых исследований еще широко. Деятельность министерств СССР после их восстановления в 1965 г. в разных аспектах и в разной степени затрагивалась во многих исторических исследованиях. Однако механизм функционирования министерства СССР, как органа государственного управления, его задачи, область компетенции и степень эффективности его работы не рассматривались специально. Остается неизученной практическая сторона деятельности министерств, механизмы управления и решения задач. В настоящее время открыт доступ к архивным материалам министерств СССР, возможно использование широкого круга источников другого характера, периодики, мемуаров. Документы Министерства легкой промышленности СССР, одного из центральных органов управления

народным хозяйством, позволяют провести исследование, опираясь на конкретный исторический материал.

Объектом исследования является Министерство легкой промышленности СССР, его структура, функции, механизмы принятия решений в процессе управления отраслью.

Предметом исследования является деятельность Министерства легкой промышленности СССР в системе государственного управления в период его становления; управленческие, политические, экономические взаимосвязи министерства с другими элементами этой системы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1965 по 1970 г. Нижняя хронологическая граница определяется тем, что в октябре 1965 г. в СССР произошли важные изменения в системе государственного управления, были воссозданы министерства. Становление министерств СССР проходило в годы восьмой пятилетки. Итоги восьмой пятилетки в системе Министерства легкой промышленности СССР отражают результаты формирования системы отраслевого управления.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности, а также комплексный подход к проблеме исследования. Система государственного управления СССР и работа Министерства легкой промышленности СССР в 1965 - 1970 гг. изучаются в развитии, в общем контексте истории советского государства. Выводы и оценки были сделаны с учетом специфики исторического периода. В процессе анализа документального материала использовался проблемно-хронологический метод. При анализе механизма функционирования системы министерства и его взаимодействия с другими органами государственного управления применялся метод исторической реконструкции. В работе были использованы количественные методы обработки данных, что позволило сопоставить результаты деятельности министерства в разные годы и выявить некоторые особенности экономической политики СССР в 1965 - 1970 гг.

Степень изученности проблемы. Историографический комплекс по проблеме сложен, неоднороден. Большая часть исследований, которые осуществлены историками, экономистами, специалистами в области права, посвящены реформе 1965 г., развитию экономики СССР в этот период, особенностям правового положения органов государственного управления, вопросам формирования кадрового состава советских государственных учреждений. Выделяя этапы изучения проблемы, мы исходим из общих тенденций в изучении вопросов, связанных с системой государственного

управления СССР, учитываются изменения в теоретико-

методологической базе исследований.

Первый этап: 1965 - 1970 гг. В это время в печати идет активное обсуждение хозяйственной реформы, которая является актуальным событием для страны. Вопросы государственного управления затрагиваются косвенно, в рамках дискуссий об экономической реформе. В журналах1, сборниках статей2 и коллективных монографиях3 проводился анализ механизмов внедрения новых методов управления и разрабатывались предложения по усовершенствованию хозяйственного механизма. Реформа рассматривалась как необходимый этап развития советской экономики, подчеркивалось, что новые методы, экономические рычаги управления, не должны противопоставляться традиционным административным методам, но должны служить инструментом планового управления. Сосредоточившись на проблемах предприятий, авторы не касались вопросов их взаимодействия с вышестоящими органами управления, в частности, с министерствами. Структура и функции, правовое положение министерств в этот период рассматривались в работах специалистов в области права4. В оборот были введены такие источники, как постановления съездов КПСС, законодательные акты Верховного Совета СССР, постановления Совета Министров СССР. В основном авторы статей и монографий основывались на собственных наблюдениях и практическом опыте. Характерен акцент на практическое решение актуальных задач в области управления предприятиями, редко затрагивались вопросы совершенствования управления на уровне министерств. Исторические методы исследования еще не нашли применения. Работы этого периода можно рассматривать не только как аналитическую литературу, но и, в определенной мере, как исторический источник, поскольку в них отражено видение проблем управления народным хозяйством современниками. Экономические и управленческие концепции, распространенные в это время, сыграли свою роль в судьбе хозяйственной реформы.

Второй этап: 1970-е - середина 1980-х гг. Для этого этапа характерно появление интереса к организационным аспектам деятельности государственных учреждений, в том числе министерств. В связи с

1 Экономисты о новой хозяйственной реформе. // Наука и жизнь. \э 9. 1966.

1 Реформа я действии. М., 1968; Реформа и жизнь. М., 1969; Хозяйственная реформа и вопросы повышения эффективности общественного производства. М., 1968.

1 Хозяйственная реформа. Опыт, перспективы. М, 1968.

4 Ершов В.Н. К вопросу о правовом регулировании деятельности министерств. // Советское государство и право. 1967. № 3; Колибаб К Е. О правовом положении министерств СССР. // Советское государство и право. 1968. № 1; Лаптев В.В. Правовое положение хозяйственных органов в новых условиях // Советское государство и право. 1968. № 12.

нарастанием кризисных явлений специалисты в разных областях науки и в управлении разрабатывают способы преодоления негативных тенденций, появляются исторические работы, посвященные реформе 1965 г. Поднимается вопрос о более глубоком осмыслении системы управления народным хозяйством. В работе Е.Г. Либермана дан критический анализ преобразований, рассмотрены как достигнутые успехи, так и серьезные недостатки в ходе их реализации5. В периодической печати продолжалась дискуссия о совершенствовании методов управления народным хозяйством между экономистами, работниками Госплана СССР и министерств6. Наряду с публикациями, посвященными главным образом экономическим аспектам реформы7, появлялось все больше статей и монографий, в которых внимание уделялось организационным факторам, вопросам работы государственных учреждений. Ряд работ в этой области принадлежал Г.Х. Попову8, который предлагал освободить министерства от оперативной работы и расширить их самостоятельность. Особое внимание к организационным аспектам государственной системы управления в этот период начали проявлять специалисты в области права9. Важные аспекты деятельности министерств были раскрыты в сборнике статей, опубликованном в 1972 г.10 Авторами были отмечены противоречия между традиционной административной концепцией управления и новой концепцией экономического управления, рассмотрены проблемы распределения функций контроля и хозяйственного управления, вопросы компетенции коллегий министерств и многие другие актуальные вопросы. Затронутые темы получили развитие в работах последующих лет". Ю.М. Аристаков, Н.Ф.Воробьев, A.M. Рубин, Ю.С. Циммерман проанализировали структуру и функции министерств, выдвинули предложения по усовершенствованию некоторых процессов и всей системы управления отраслями народного хозяйства. Ряд правовых исследований был посвящен кадровым вопросам в системе государственного управления12. Были определены основные критерии подбора и расстановки кадров, дана характеристика современного

5 Либермаи Е.Г. Экономические методы повышения эффективности общественного производства. М., 1970.

6 Коммунист. № 3. 1971; Коммунист. № 12. 1971; Плановое хозяйства. № 5. 1971.

7 Баранов A.A. Экономический рост СССР. М., 1971; Барановская В. Развитие народного хозяйства СССР (1946 - 1970). Л, 1971; Курсхий АД Советская экономика в 1946 - 1970. М, 1975; Советская экономика сегодня. М., 1976 и др.

I Попов Г.Х. Избранные труды в 8 тт. Т. 3. М., 1996.

* Правовое положение министерств СССР. М., 1971; Козлов Ю.М. Хозяйственная реформа и аппарат управления. М., 1971; Лунев A.E. Советский государственный аппарат. М, 1972.

10 Организация работы министерств в условияхэкономической реформы. М., 1971

" Аристаков Ю.М Структуры и связи в социалистической экономике. М., 1984; Афанасьев В. Пути совершенствования управления. // Вопросы теории и жизнь. М., 1976; Воробьев Н.Ф. Административно-правовые проблемы подготовки управленческих решений в министерствах. М., 1980; Рубин А.М. Организационно-правовые проблемы с^уктур государственного управления промышленностью в СССР. М., 1984; Цимермаи Ю.С. Управление отраслью промышленности. М., 1974 и др.

II Лебин Б Д., Перфильев М.Н. Кадры аппарата управления в СССР. Л., 1970; Озира В. Кадры управления, их подбор и подготовка.

// Вопросы экономики. № 9. 1973; Роэснбаум Ю.А. Подготовка управленческих кадров: Организационно-правовые вопросы. М., 1981; Служащий советского государственного аппарата. М, 1970.

состояния работы по совершенствованию кадрового

состава. Работы экономистов и специалистов в области права представляют интерес с точки зрения содержащегося в них фактического материала, позволяющего лучше понять суть дискуссий этого времени, основные принципы деятельности министерств.

В 1970-е - первой половине 1980-х гг. исследование изменений в системе планирования и государственного управления СССР становится одним из приоритетных направлений в зарубежной советологии. В работах западных исследователей были раскрыты социально-экономические и политические аспекты реформы 1965 г.13 Были исследованы причины, сущность и результаты преобразований, отмечены их противоречия и ограниченность. Т.Х. Ригби и Р.Ф. Миллер исследовали процесс управления развитием науки и техники в СССР, уделив большое внимание работе государственных учреждений и роли партийного аппарата14. Подробный анализ системы государственного управления был сделан Дж. Хоугом и М. Фэйнсодом15, которые рассмотрели структуру, функции, механизмы работы центральных и местных государственных учреждений на всех уровнях, а также изучили роль партийных органов, основываясь на материалах периодических изданий, статьях экономистов и правоведов, справочной литературе. Зарубежные исследователи внесли большой вклад в изучение системы государственного управления СССР. К сожалению, очень немногие работы переведены на русский язык и используются отечественными учеными.

В 1970-е годы появились первые исторические исследования, посвященные экономической реформе и вопросам управления промышленностью в восьмой пятилетке. Л.Н. Лисицына изучила процесс подготовки экономической реформы 1965 г.16 Е.Э. Бейлина дала характеристику промышленного развития СССР в 1966 - 1970 гг.17 В этих работах не уделено большого внимания механизмам управления народным хозяйством и деятельности правительственных учреждений в годы восьмой пятилетки.

13 Berliner J.S. Economic reform in the USSR- // The Soviel Union under Brezhnev and Kosygin. N.Y., 1971; Gregory P.R., Stuart R.C. Soviet economic structure and performance. N Y., 1974; Wright A.W. Soviet economic planning and performance. II The Soviet Union sincc Stalin. Bloomington, 1980; Nove A. An economic history of the USSR. L., 1970; Hohmann H -H. Limits of growth, limits of change: the Soviet economy in the Brezhnev era. Köln, 1981; Ryavek K. Implementation of Soviet economic reforms. N.Y., 1975; Dyker D. Halfhearted reform; the new planning decree. // Soviet annalist. Vol. 8. 1979. Ks 20 etc.

M Rigby Т.Н., Miller R_F. Political and administrative aspects of the scientiGcand technical revolution in the USSR Canberra, 1976.

ls Jerry F, Hough, Merle Fainsod. How the Soviet Union is governed. Cambridge, 1979.

16 Лисицына Л.Н. Из истории подготовки экономической реформы 1965 г. // История СССР. №2. 1971,

п Бейлина Е.Э. Промышленность СССР в голы восьмой пятилетки (1966 - 1970 гт). И История СССР. № 2. 1972; Беклина Е.Э. Экономическая политика партии и ее осуществление в промышленности СССР в условиях развитого социализма (1961 - 1970 гт.). М., 1980.

В 1970-е гг. был издан ряд работ, посвященных работе легкой промышленности в период проведения экономической реформы"8. Описывая состояние отрасли, авторы не упоминают о роли Министерства легкой промышленности СССР, в то время как партийному руководству промышленностью уделяется большое внимание. Авторы 1970-х - первой половины 1980-х гг. используют материалы пленумов и съездов партии, постановления правительства и законодательные акты. В качестве источника привлекается также периодическая печать.

Третий этап: с середины 1980-х годов до настоящего времени. В это время ведется поиск новых теоретико-методологических подходов, происходит критическое осмысление недавнего опыта, исследователи стремятся дать оценку событиям 1965 - 1970 гг. с новых идеологических позиций и извлечь из них уроки. Был опубликован ряд исследований, в которых проведен анализ процесса реализации экономической реформы и причин ее неудачи19. Во многом выводы отечественных авторов совпали с выводами западных советологов 1970-х гг. и более позднего времени20. Одной из основных причин провала преобразований, по мнению исследователей, стала непоследовательность в их реализации и слабая заинтересованность в успехе и среди руководящих лиц, и среди рядовых граждан. Н.Ф. Воробьев, Е.Г. Ясин, Ю.А. Веденеев обратили внимание на особую роль министерств в этом процессе. По их мнению, работники аппарата министерств и главков не были заинтересованы в переходе на экономические методы управления. В 1990-е гг. появился ряд работ, посвященных общим вопросам экономики и системы государственного управления СССР21. В них с критических позиций были рассмотрены основы плановой экономики СССР и противоречия, заложенные в системе и порождающие сбои в ее развитии. Большой интерес представляют исследования экономиста Ю.В.Яременко, содержащие анализ структуры экономической политики СССР22. Значимый вклад в изучение экономической политики советского руководства внес Г.И. Ханин23. В его работе охвачены основные аспекты истории экономики СССР: преобразования системы государственного управления, кадровый состав

" Бондарев ИМ. Развитие легкой индустрии СССР (}