Мне осталась одна забава год написания. Анализ стихотворения мне осталась одна забава есенина

Стихотворение написано в 1923 году, незадолго до гибели поэта. Многие исследователи видят в этом произведении признаки исповеди, как будто поэт подводит итоги своей жизни, кается, но не перед богом, в которого он уже не верит: «Стыдно мне, что я в бога верил./Горько мне, что не верю теперь», в чем с горечью и признается, а перед людьми: «Я хочу при последней минуте/ Попросить тех, кто будет со мной…».

Все стихотворение построено на различных противоречиях, которые, как бы иллюстрируют жизнь поэта.

Пальцы в рот - и веселый свист». Но, в то же время, вторая строфа говорит нам о том, что потеря доброго имени в глазах окружающего его на тот момент общества, всего лишь «смешная потеря». Свои молодые годы наивной и чистой веры, поэт вспоминает с некоторым стыдом, однако сожалеет о том, что не в состоянии больше верить так же искренне, как раньше: «Стыдно мне, что я в бога верил./Горько мне, что не верю теперь»

Следующие строфы, как будто, призваны оправдать поэта, ибо «роковая на нем печать» и путь его кардинально отличается от пути простого обывателя. Автор прямым текстом говорит, что «похабничал я и скандалил / Для того, чтобы ярче гореть». Тонко чувствующим поэтическим натурам необходимы, как яркие положительные эмоции, так и разрушительно- гибельные страсти, потому что «дар поэта – ласкать и карябать» абсолютно разнополярен. Поэт хочет сотворить невозможное, соединить в творчестве прекрасное и безобразное: «Розу белую с черною жабой/

Я хотел на земле повенчать». И пусть это все были пустые мечты, которым не суждено было сбыться, но мечтать о таком могла лишь по-настоящему творческая и дуалистичная личность, в душе которой есть место и ангелам и чертям, мало того, существование одного обязательно подразумевает наличие другого: «Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней»

Финальные строфы стихотворения так же противоречивы, как и все произведение. Лирический герой просит, чтобы за грехи и неверие его положили умирать под иконами, просьба, казалось бы, абсурдная, но, в рамках есенинской лирики, подобное пожелание вполне аргументированно и правомерно.

Основным художественным средством здесь является антитеза. Как мы уже рассмотрели выше, все произведение построено на противопоставлениях. Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифма перекрестная. При написании данного стихотворения поэт использовал разные стили речи. Основой является литературная речь, но в нее вплетены слова, принадлежащие к речи разговорной, например такие слова и выражения, как «похабник», «прокатилась слава», «карябать» и слова устаревшей лексики, например: «мреть», «сладились». Подобным смешением речевых стилей поэт лишний раз подчеркнул свое стремление к обретению гармонии путем сочетания несочетаемых, на первый взгляд, явлений.

Общее настроение стихотворение можно охарактеризовать как мрачно-депрессивное. Лирический герой полон разочарования в жизни, не видит в будущем никаких перспектив и даже готов отправиться «в край иной», сказав последнее слово и высказав последнюю просьбу.

Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.
Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно анапестом, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с чёрною жабой <…> повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Д. Н. Мамин-СибирякПриёмышОхотник приходит в гости к одинокому старому рыбаку, живущему на озере. Встречает его только собака Соболько; вскоре на лодке появился и рыбак Тарас, подгоняющий перед собой лебедя. Гостю старик рассказал, что лебедь - сирота, его родителей убили ради забавы, теперь он живет со стариком и Собольком. Дед очень любит птицу, но отказывается подрезать крылья «божьей твари», чтобы тот не улетел - мол, ему и тут хорошо, перезимует в избушке. Во время следующего визита охотник не увидел Приемыша - лебедь после долгих колебаний (самой птицы и старика) улетел со стаей собратье

«Вишневый сад» - одна из самых известных пьес Антона Павловича Чехова. Впервые она была показана зрителям в 1904 году и с тех пор не сходит с театральных подмостков всего мира. В своей пьесе Чехов отобразил важный период в истории России. После отмены крепостного права русское дворянство постепенно стало вымирать, уходить в прошлое. Ему на смену приходит новое поколение людей с новыми принципами и взглядами на жизнь, ценностями, резко отличающимися от дворянских. В центре внимания произведения - образ вишневого сада, который олицетворяет собой дворянскую Россию, а для автора – и истинн

Каждый человек понимает счастье по-своему. Для одних это размеренная, спокойная и сытая жизнь, другие, наоборот, ищут счастье в приключениях и острых ощущениях. Для меня счастье - это познание чего-то нового, наслаждение самим процессом получения новой информации. Иногда мне кажется, что на это в сутках для меня не хватает часов. Мне жаль тратить время на сон: сколько нового можно было бы еще узнать!Новое для меня - это и книги, и фильмы, и музыка, и путешествия, выставки и концерты. Новое для меня - это и люди, которые меня окружают. Каждый интересен по-своему, каждый может тебя чему-то научи

В 1923 году Есенин находится на сложном и, как оказалось потом, роковом для него перепутье. Старого парня-рубахи уже почти нет, вчерашние идеалы разрушены, а взгляд вперёд ловит пустоту. Потеряны многие друзья, нарастает конфликт с советской властью и поэтому Сергей всё чаще пишет стихи-исповеди, пытаясь подвести некую черту над пройденным этапом жизни.

Исповедь Есенина

В это время пишется «Мне осталась одна забава», которое пополнит золотой фонд творчества поэта. Стихотворение-исповедь должно открыть глаза окружающим на жизнь Есенина и объяснить им, что стало причиной не всегда понятных поступков поэта и человека.

И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Горел для вас, говорит Сергей, так почему же вы меня не понимаете?

Устав обращаться к окружающим, которые его не понимают (это не первое есенинское стихотворение-исповедь), Сергей вспоминает о Боге, что редкость для его творчества.


Вопрос веры

Первая строка легко объясняется – поэту стыдно за то, что он ранее не верил в Бога, что променял веру на собственное горение. Вторая строка показывает, что нет веры и сегодня, но от этого только горько. Может быть, Есенину и хочется стать ближе к Богу, но «грехи в рай не пускают», может, просто стыдно идти к нему из-за прошлых грехов.


Значит, ангелы жили в ней.

Можно отнести к автобиографичным. Редко у кого из поэтов встретишь такое переплетенье ангелов и чертей – нежной лирики и лихих загулов в кабаках, страстной любви и неистового хулиганства. В Есенине перемешано столько чёрного и белого, светлого и тёмного, что земному человеку не осознать, где находится его истина.

Покаяние?

В конце стихотворения Сергей Есенин не умоляет его простить, а просит:


Под иконами умирать.

Мы не знаем, что Бог сказал поэту после смерти, но церковь позволила похоронить его на кладбище, что нельзя делать с самоубийцами (такова официальная версия смерти). Возможно, это жест, которым церковь приняло его покаяние, почитателям же поэта его не надо прощать – он открыл им глаза на русскую душу и достоин только аплодисментов.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Стихотворение "Мне осталась одна забава" в исполнении С. Безрукова из фильма "Сергей Есенин".

«Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»

Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души , хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».

Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава» , с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать» , воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно анапестом , рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали» , «ярче гореть» , «ласкать и карябать» , «розу белую с чёрною жабой <…> повенчать» , «розовые дни» . Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

  • «Заметался пожар голубой…», анализ стихотворения Сергея Есенина