Монастырь бориса и глеба. Борисоглебский мужской монастырь

Согласно преданию, Борисоглебский монастырь был основан Юрием Долгоруким почти одновременно с основанием Дмитрова в 1154 году. Однако, скорее всего, он возник не раньше третьей четверти XV века. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году. В 1841 году под приделом Борисоглебского собора монастыря был найден крест, на котором была выбита дата его установки – 1462 год. Есть также версия, что Борисоглебский Дмитровский монастырь возник в 1380-е годы.

В 1537 году в монастыре был построен одноглавый собор во имя святых князей Бориса и Глеба . В 1610 году пострадал от отряда гетмана Яна Сапеги. В 1652 году монастырь стал подмосковной резиденцией митрополита Новгородского Никона, ставшего в том же году патриархом, однако тот вскоре охладел к этой обители и перенес свою резиденцию в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1656 г. Прасковья Чаплина, жена стольника Алексея Чаплина, пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия . После сильного пожара в 1672 году Борисоглебский монастырь был перестроен в камне. В 1689 году были построены стены и башни. С 1664 по 1682 год монастырь был самостоятельным, затем до 1725 года он был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю, а с 1725 года вновь стал независимым. В 1777 году здесь открылось духовное училище. На рубеже XIX-XX веков были проведены ремонтно-восстановительные работы. До конца XIX века в монастыре вели рукописную летопись.

После революции 1917 года на базе Борисоглебского монастыря была создана трудовая артель. В первой половине 1920-х годов Борисоглебский монастырь стал женским. В 1926 г. на территории разместился Музей Дмитровского края, однако в 30-х годах многие сотрудники музея были репрессированы.

В 1932 году в связи со строительством канала Москва-Волга (переименованного в 1947 г. в Канал имени Москвы), здесь было размещено (одного из подразделений ГУЛАГа). В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещалась воинская часть. После войны – различные организации, склады и жилье.

В 1993 году началось возрождение монастыря.

Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря

У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу , автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.

Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда , построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной . Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.

Здание братских келий и трапезной, фрагмент

Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.

Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа , перед которыми раскинулся роскошный цветник.

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Собор Бориса и Глеба, фрагмент

Была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.

Неподалеку находится ажурная :

На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.

Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Хоть кое-кто убежденно утверждает, что земля неповторима под серебристым светом луны, но – вы только посмотрите! - как она хороша при свете дня! Мы едем в ростовский Борисоглебский монастырь, а вдоль дороги - темнеют зеленью дремучие сосновые леса, белеет снег, их сочетание гармонично дополняет серое пасмурное небо. Машина подпрыгивает на российской дороге извечного качества, нас время от времени основательно встряхивает.

Мы собираемся полюбоваться еще одним историческим местом Ростова с несколькими непревзойденными памятниками архитектуры.

Все-таки какая замечательная вещь – путешествия! Новые места всегда сулят ранее неизвестные и незабываемые впечатления! Там, куда мы сейчас едем, мы получим их в избытке – просто захлебнемся впечатлениями от красивого и истинно русского места, почти не истоптанного туристами. Во всяком случае так нас уверили.

Не самая приветливая погода

Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части. Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю.

Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.

Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.

Первые русские святые Борис и Глеб
Кратко – кто же они такие?

Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси - великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.

Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.

И особенно среди них он выделял младших - Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров - порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.

Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.

В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.

А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.


О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно . Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им .

Сначала заложили иноки деревянный храм. Это был 1363 год, прошло меньше тридцати лет с того времени, как на горе Маковец вырос .

Но, если Троице-Сергиев монастырь занимал стратегически важное положение, закрывая доступ к Москве, то, стоящий на пути, соединяющем Углич и Ростов, Борисоглебский монастырь был не в силах перекрыть подступ ни к одному из этих городов. Чтобы попасть в любой из них и тогда, и сейчас, есть много других возможностей – дорога эта не единственная.

Причины, по которым удаленный Борисоглебский мужской монастырь не захирел, а стал расти и богатеть, не очень понятны. И еще менее понятны причины, вызвавшие особое отношение к нему со стороны великих князей московских и царей-Рюриковичей. Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности.

Вот, например, царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Как добрый христианин, в деяниях своих он каялся. Составлен был по его приказу синодик – перечень казненных, чтобы поминать их в церквях.

Списки жертв, с крупными денежными пожертвования в придачу, разослали по ряду обителей. В число этих избранных попал Борисоглебский монастырь. Кстати, сюда же Грозный вносил и весомые суммы на помин души жен своих – кроткой Анастасии Романовны, черкешенки Марии Темрюковны, а также сына царевича Ивана.

В XVI-XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в ростовской митрополии. Конец его благоденствию пришел в царствование Екатерины Великой, когда передала она монастырские земли графу Григорию Орлову – своему фавориту.

В 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области и вовсе упразднили, и только спустя семьдесят лет начался новый этап его жизни, и сюда вернулись монахи. В наше время на его территории как-то сосуществуют две организации - действующий монастырь и филиал музея Ростовский кремль.


Насельники святой обители и преподобный Иринарх, затворник Ростовский

Монастыри есть сообщества людей особенных, пребывающих один на один с Богом. Численность братии в них разная, в среднем от 20 до 100 человек. В Борисоглебском монастыре в настоящее время живет всего девятеро монахов.

А в XIV веке здесь жил инок Пересвет, тот, которого вместе с братом Ослябей благословил на битву добра со злом преподобный Сергий.

В конце 16 и начале XVII веков жил в монастыре еще один инок - Иринарх, впоследствии прославленный как святой.

В расцвете сил принял он постриг и 38 лет, до самой своей смерти, жил в добровольном затворе – крохотной келье размером в полтора на три метра. Укрощая плоть, носил на себе вериги: на шее цепь двадцати сажен, на руках восемнадцать оков, на плечах тяжестей числом семь, на ногах наложенные весомые путы, пояс обременял пуд металла, да было еще кое-что по мелочи - полторы сотни крестов на теле и железная палка, которой он побивал себя.

Но главным было не аскетическое житие преподобного Иринарха, а тот дар прозорливости, который позволял борисоглебскому затворнику провидеть будущее.

Так, он предсказал царю Шуйскому нашествие поляков, а потом подсказал ему момент победного наступления. А самому , не убоявшись, прямо в лицо предрек, что тот будет убит, если не покинет Русь. Святой Иринарх благословил поход и воинство Дмитрия Пожарского на борьбу с интервентами.


Святой источник Иринарха

Близ села Кондаково, что в сорока километрах от Борисоглебского монастыря Ярославской области, находится источник, выкопанный руками юного Иринарха, до того, как он стал святым затворником.

Родничок находится в лесу, холодная целебная вода слегка попахивает глиной – почвы вокруг глинистые. Святой источник Иринарха не замерзает, зимой и летом приходят сюда верующие за исцелением от болезней. Около него обустроена удобная купаленка. Считается, что эта ключевая вода излечивает бесплодие, кожные и сердечные болезни.

Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка, что отмечается 2 августа, из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха целых четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги затворника ростовского…

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и - погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку - дочка большая любительница птиц. И видим - махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону - не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам - Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.


Лесной кремль – Борисоглебский монастырь

Дорога ведет к северной стене монастыря. Вдоль нее идут торговые ряды позапрошлого века.

В саму обитель ведут кружевные и узорчатые ворота со Сретенской надвратной церковью. Монументальная и красивая, с пятью главами, резной галереей и витыми колоннами, она приятного желто-оранжевого цвета. Украшают ее белые пояски и тоже белые многослойные наличники. Две круглых башни с гранеными навершиями охраняют ее по сторонам.

Древние терракотовые стены сложены из камня, они опоясывают монастырь, образуя неправильный четырехугольник периметром чуть больше километра (1040 метров). Толщина их внушительна - три метра, а высота колеблется от десяти до двенадцати метров. Ансамбль дополняют 14 мощных башен – 9 круглых и 5 квадратных, которые возвышаются на высоту от 20 до 40 метров.

Внутри стены большое пространство, где стоят лишь несколько зданий, но посажено много деревьев. Чувствуется, что летом тут необыкновенно хорошо.


Великий строитель владыка Иона Сысоевич

Изначально монастырь был возведен из дерева, до нашего времени эти постройки ни при каких условиях не смогли бы дожить. О том, сколько живут деревянные постройки, можно прочитать .

Первый каменный храм во имя святых Бориса и Глеба заложили на месте обветшавшего деревянного в 1522 году. То, что предстает перед нами сейчас – стены и постройки - сделаны стараниями создателя Ростовского кремля, неутомимого созидателя митрополита Ионы. Он не был ни выдающимся проповедником, ни знаменитым богословом, но был строителем, которому ни разу не изменило чувство гармонии и вкус.

Иона Сысоевич украсил митрополию великолепными храмами и зданиями. Он провел в Борисоглебском монастыре масштабные работы, перестроил существующие и построил новые здания, создал тот дошедший до наших дней монастырский ансамбль, что может поспорить с лучшими образцами мировой архитектуры.

Однако первое впечатление от монастыря – недоумение.

Зачем нужна была столь мощная крепость среди дремучих лесов? Что-то не верится, что умный и практичный Иона Сысоевич возводил мощные стены такой толщины и высоты исключительно ради красоты. Неет, что-то тут определенно кроется.

А может, быть и в самом деле была задумка у патриарха Никона, поставить церковную власть выше светской?

И для этого и понадобилось окружить Москву кольцом монастырей, по сути бывших сверхмощными военными крепостями? А митрополит ростовский Иона действовал в рамках патриаршего генерального плана и только неожиданная смерть главного организатора все изменила? Лишь спустя время после нее митрополит осмелился нарушить установки прежнего кумира…


Храмы и основные постройки монастыря сурового и мужественного

  1. Храм Бориса и Глеба – небольшой, четырехстолпный, одноглавый.
  2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной.
  3. Святые врата и над ними церковь преп.Сергия Радонежского – сооружения замечательные.
  4. В центре двора высится каменная трехъярусная звонница, на нижнем этаже которой находится церковь св.Иоанна Предтечи, а в проемах верхнего яруса просматриваются висящие колокола.
  5. Ворота и надвратная церковь Сретения Господня - великолепный образец декоративной архитектуры XVII века.
  6. Келья прп. Иринарха – прилепилась торцом к стене монастыря около башни.


Много не налюбуешься, однако

Внутри двора проложены дорожки, но во всем владении Борисоглебского монастыря не наблюдалось ни одного живого существа. Лишь при входе мимо нас торопливо прошагал один-единственный монах, указавший на собор Бориса и Глеба: «Там может быть еще открыто».

Но двери там уже были заперты. И не только там, в монастыре были закрыты абсолютно все двери, куда бы мы не пытались войти. Определенно, день был не наш.

Как-то взгрустнулось: нам не удалось подняться на стены, ни на башню, не получилось ни зайти внутрь церквей, ни посмотреть музейные экспозиции.

Какое-то время мы бесцельно походили по территории. Неприятное для жителей мегаполиса полное безлюдье и некомфортная погода своим сырым холодом буквально выдавливали нас отсюда. Если бы не ветер, то тишина, наверное, стояла бы просто пугающая. И мы ушли.

Для себя решили: Борисоглебский монастырь - это то место, куда непременно нужно съездить еще раз, но только тогда, когда тепло.


Фотографии С.М. Прокудина-Горского

Жил в начале XX века в Санкт-Петербурге некто Сергей Михайлович Прокудин-Горский и было у него увлечение - фотография. Причем снимки он делал цветные. И это за полвека до изобретения цветного фото! Каждая фотография запечатлевалась тремя камерами с разными светофильтрами на три отдельных стеклянных пластины.

Однажды в его жизни наступил звездный час - его работы увидел сам Николай II. Хозяин земли русской поручил ему сделать снимки всей империи. Закипела работа, да тут неожиданно грянула революция. Фотограф, подхватив семью и часть снимков, бежал за границу. В конце концов, нужда заставила его продать коллекцию Библиотеке конгресса США, где о ней надолго забыли.

RSS, Email ​

Борисоглебский монастырь расположен в юго-восточной части города, у старой дороги на Троице - Сергиеву Лавру. Точная дата его основания неизвестна, так как в 1610 г., при разорении Дмитрова поляками, в пожаре сгорел весь монастырский архив, поэтому об основании монастыря можно говорить только предположительно, по косвенным источникам. Есть предание, что основал монастырь, как и город, в XII веке князь Юрий Долгорукий. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к XV веку. В 1841 г. под Алексеевским приделом Борисоглебского собора был обнаружен белокаменный крест, «поставленный на Благовещенье в 1462 году». В 1472 г. монастырь упомянут в духовной грамоте Юрия Васильевича, удельного дмитровского князя.

Во второй половине XVII века в связи с развитием поместного землевладения монастырь обрел новых покровителей и вкладчиков, благодаря чему велось интенсивное каменное строительство. Тогда и сложился архитектурный ансамбль монастыря, дошедший до наших дней.

Здания монастыря строились не одновременно. Например, надвратная Никольская церковь относится к XVII веку. Строилась она постепенно с 1672 по 1687 г., а в 1834 г. к ней был пристроен придел Федоровской иконы Божьей Матери.

Собор Борисоглебского монастыря построен, скорее всего, в середине XVI века. Сдержанная архитектура, одинокий купол. С южной стороны строгость архитектуры собора несколько нарушена пристроенным в середине XVII века нарядным Алексеевским приделом.

Кирпичная ограда четырехметровой высоты, толщиной около метра, была выстроена в 1685-1689 гг. и никогда не имела оборонительного назначения. Башни с нависшим вторым ярусом, узкие окна – это все дань прошлому, которое уже в XVII веке входило в моду, и эти элементы – всего лишь стилиза-ция под старину.

Братские кельи в два этажа сооружены из кирпича в последней трети XVII века. Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с лаконичными фасадами характерен для монастырского строительства первой половины XIX века. Монастырская гостиница справа от входных ворот восстановлена в 2004 г. В последние годы комплекс дополнен небольшими строениями административно-хозяйственного назначения.

Монастырь был отдан местными властями в 1926 г. под музей. За два года до этого монахов перевели в Николо-Пешношский монастырь. Их место заняли монахини из Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с Западной Украины и монахини Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. Музейщики мирно уживались здесь с насельницами, не возражая против разведения ими огорода, проведения служб. Как могли, музейные сотрудники сохраняли интерьеры и убранство храмов монастыря, настоятельно требовали от Уездного исполкома провести в монастыре ремонт.

В 1932г. монастырские здания и территория, скрытая старыми стенами, приглянулись руководству строительства канала Москва-Волга. В результате после недолгого противостояния учреждение культуры оказалось побежденным всесильным в те времена управлением Дмитлага, входившего в систему Главного Управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР, которое руководило стройкой. В монастыре до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничал «Дмитлаг», уничтожая памятники истории и культуры.

Воинская часть, которая разместилась здесь после Управления строительством канала на несколько лет, не изменила внешний вид памятника к лучшему. После десятилетий использования зданий монастыря под различные нужды советских организаций и учреждений монастырь к началу 1990-х годов пришел в такое запустение, что даже субботники, устраиваемые активистами Общества помощников реставраторам, в том числе и музейщиками, были каплей в море и не могли ничего изменить.

В 1993г. началось возрождение монастыря. По благословлению митрополита Ювеналия первым настоятелем монастыря стал архимандрит Роман (Гаврилов) Благочинный церквей Дмитровского округа до 2007г., ныне епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. При нем полностью восстановлены: Борисоглебский собор 1537г. (восстановлен четырехъярусный иконостас и роспись главного собора), с приделом в честь Алексия Человека Божия 1656 г. и колокольней XVII в. (на колокольне установлены часы с боем и звонница из 8-ми колоколов от четверти до 40 пудов); надвратная церковь в честь свт. Николая 1687 г. с приделом Федоровской иконы Божией Матери 1834 г.; трапезная, братский корпус, стены с четырьмя угловыми башнями XVII в.; настоятельский корпус первой половины XIX в.

Отреставрированный храм стал одной из святынь Дмитрова, снова стал мужским монастырем во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Там, где было монастырское кладбище, разбит цветник, а останки, много раз потревоженные, собраны, захоронены, и над ними в 2004 г. поставлена часовня во имя Святого Духа.

31 августа 2003 г. произошло историческое событие для города - посещение города Дмитрова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. После Божественной литургии в Успенском соборе, встречи с горожанами на стадионе «Локомотив», Святейший Патриарх посетил Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь. После награждения отца Романа орденом преподобного Сергия Радонежского II степени за возрождение церковно-приходской жизни Дмитровского благочиния, в своем слове Святейший Патриарх высоко оценил труды настоятеля и братии монастыря по возрождению порушенных святынь.

6 августа 2004 г. митрополит Ювеналий освятил полностью восстановленный Борисоглебский собор.

6 августа 2006г. у юго-западной стены монастыря установлена скульптура «Борис и Глеб», скульптор Александр Рукавишников, архитектор Ростислав Нарский.

В монастыре живет восемь насельников. Настоятель монастыря игумен Ав-густин. Он один из старожилов монастыря с 1993 г. Сначала Августин просто приезжал, потом совсем остался. В 1994 г. его постригли в монашество, рукоположили в диакона, а в начале 1995 г. – в иеромонаха.

В октябре 2007 г. в обители был освящён источник святой воды.

Источник открыт с раннего утра до 9 вечера, воду в нем можно брать до зимних холодов. Источник обрамлен ажурной кованой решеткой. За образец была взята кованая сень в Силезии (нынешний польский город Болеславец), из-готовленная мастерами Австрийского арсенала в первой половине XVII века. По её подобию кузнецы из Орудьево сделали сень для нашего источника.

Для паломников проводятся экскурсии в монастыре. Можно обращаться в церковную лавку, которая работает ежедневно. С 10 до 15 часов в монастыре готовы принять людей, познакомить их с историей монастыря, открыть храм, рассказать о святынях, но лучше всего договариваться об экскурсиях заранее.

Святыни монастыря: в Борисоглебском соборе находится рака с частицами мощей святых угодников и частичка Креста Господня. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей. Афонские иконы старинного письма - им уже более ста лет - «Милующая, или Достойно есть», Казанская и «Млекопитательница» Матери Божией. Нетленный гроб преподобномученицы Параскевы, мощи её обретала братия монастыря. В приделе преподобного Алексия, человека Божия есть старинная икона великомученика Пантелеймона.

Обитель живет согласно общежительному уставу – кроме церковного богослужения, братия занята на различных послушаниях: выпекает просфоры и хлеб, изготавливает свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начато освоение земельного участка на монастырском подворье. Богослужения в монастыре совершаются ежедневно.

Монастырь проводит экскурсии для паломников, участвует в выпуске православного приложения к районной газете, ведет благотворительную деятельность в детских приютах района и колонии несовершеннолетних. Насельники монастыря с богословским образованием преподают в воскресной школе.