Образ татьяны лариной. I

Столичному аристократу Онегину в романе противопоставлена Татьяна Ларина, хранительница заветов «простонародной старины».
Три стороны образа Татьяны привлекают внимание при чтении романа: 1) своеобразие ее характера и поведения в детстве; 2)пробуждение любви к Онегину; 3) ее принципиальная позиция в сцене разрыва с Онегиным.


Чем объяснить молчаливость, задумчивость и одиночество Татьяны-ребенка? Как понять так неожиданно вспыхнувшее чувство любви Татьяны-девушки к почти незнакомому Онегину? Как оценить поведение Татьяны-княгини в сцене последнего ее объяснения с Онегиным, когда она снова признается в любви к нему и, в то же время, просит его оставить ее? Правильный ответ на эти вопросы поможет нам понять сложный образ Татьяны.
Характер Татьяны-ребенка рисуется в романе так:


Дика, печальна, молчалива,
Она в семье своей родной
Как лань лесная боязлива,
Казалась девочкой чужой.


Что же создавало такую отчужденность Татьяны в семье? Допустить, что причиной этого была болезненность девочки или семейный гнет, у нас нет оснований: Татьяна выросла здоровой девушкой, не боявшейся выбежать на мороз в легком платьице, а в семье она пользовалась полной свободой. Разгадку поведения Татьяны в детстве нужно искать в другом - в своеобразии ее внутреннего мира.


Душевная жизнь впечатлительной, задумчивой девочки слагалась под воздействием двух внешних влияний: обстановки крепостного быта и прочитанных книг. Они и определили в основном ее взгляды и настроения. Быт семьи Лариных отличался патриархальностью:


Они хранили в жизни мирной
В день Троицын, когда народ,
Привычки милой старины;
Зевая, слушает молебен,
У них на масленице жирной
Умильно на пучок зари
Водились русские блины;
Они роняли слезки три;
Два раза в год они говели;


Такой семейный быт, носивший отпечаток старинных русских обычаев и народных традиций, уже сам по себе был благоприятной почвой, на которой могли вырасти и созреть симпатии Татьяны к народу. Рассказы няни в тишине ночей, знакомившие Татьяну с преданиями «простонародной старины», дружба с дворовыми девушками и впечатлительность Татьяны закрепили ее симпатии. Но она пошла значительно дальше семьи в своей близости к народу, и, в то время как у ее родителей патриархальность быта выражалась, главным образом, в верности народным обычаям, Татьяна искренне полюбила самый народ - крепостное крестьянство.


Сочувственное отношение Татьяны к крепостному крестьянству является очень важной чертой ее душевного облика. Оно сказывается и в ее привязанности к няне, и в близости к дворовым девушкам, и в заботах о бедных, и в думах о «бедных поселянах». Впечатлительная девочка, очевидно, уже с детства крайне болезненно переживала контраст между бытом ее «бедных поселян» и нравами дворянской среды Пустяковых, Гвоздиных, Буяновых. На ее глазах совершались сцены расправы с крепостными: крестьянам «брили лбы», крепостных ее мать «била, осердясь». Демократические симпатии Татьяны, навеянные близостью к простому народу и к природе, -вот что могло обусловить ее отчужденность в родной семье.


Большое влияние на формирование внутреннего мира
Татьяны оказали и книги. Пушкин ярко охарактеризовал их значение в жизни Татьяны:
Ей рано нравились романы:
Она влюблялася в обманы
Они ей заменяли все;
И Ричардсона, и Руссо.
Какие же книги «ей заменяли все»? В романе указанием имен ге роев очерчен круг литературных интересов и увлечений Татьяны. «Возлюбленные творцы» Татьяны - это Ричардсон, Руссо и г-жа де Сталь, героини их романов особенно близки ей:
Воображаясь героиней
Татьяна в тишине лесов
Своих возлюбленных творцов,
Одна с опасной книгой бродит...
Кларисой, Юлией, Дельфиной,


Необходимо хотя бы бегло остановиться на содержании любимых романов Татьяны, чтобы понять, в каком направлении формировали они ее настроения. Роман «Клариса Гарлоу» английского писателя Ричардсона появился в русском переводе в 1791 г. Фабула романа такова. Молодую девушку Кларису Гарлоу семья хочет выдать замуж за несимпатичного ей человека. На помощь Кларисе приходит молодой арис тократ Ловлас, с которым она бежит из родительского дома. Ловлас пользуется беззащитностью Кларисы и при помощи опиума овладевает ею. Клариса заболевает, Ловлас, боясь возмездия.за свой поступок, предлагает девушке выйти за него замуж. Клариса гордо отказывается выйти замуж за человека, обманувшего и опозорившего ее, хотя брак с ними принес бы ей богатство и знатность. Семья отвергает ее. Жизнь Кларисы превращается в мучение. Наконец, она умирает, выпив до дна чашу страданий. Семья поняла свою ошибку, но было уже поздно.


Роман Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» вышел в свет в 1760 г. Главной героиней его является Юлия Д"Эманж, и замужестве - Вольмар. Трагедия Юлии заключается в том, что она, богатая аристократка, полюбила Сен-Пре, домашнего учителя, плебея по происхождению. Узнав о том, что Юлия обесчещена, мать ее с горя умирает. Боясь убить своим поведением и отца, Юлия соглашается на его требование выйти замуж за благородного аристократа Вольмара. Жизнь ее внешне складывается счастливо. Она уважает Вольмара и верна ему, хотя продолжает любить Сен-Пре. Случайная простуда приносит ей смерть, которую она встречает радостно, как избавительницу от мучительного двойственного состояния.


Действие в романе «Дельфина» г-жи де Сталь (1766-1817) про исходит во Франции в годы французской революции XVIII века. Дель фина Альбемар, героиня романа, любит аристократа Леона Мондовилля, но, боясь причинить связью с Леоном несчастье его жене, уезжает из Франции и постригается в монахини в одном из монастырей. Узнан о смерти жены Леона, она покидает монастырь, чтобы бежать во Францию, где революционные законы разрешали брак монахиням. Но Леону брак с монахиней кажется невозможным. Он вступает в ряды эмигрантской ар мии, сражается за короля, попадает в плен к республиканцам, и его расстреливают как изменника. Дельфина кончает жизнь самоубийством.


Героини трех этих романов могли захватить Татьяну не только сво ей трагической судьбой. Клариса не могла не поразить ее своей гордой самостоятельностью и стойкостью в борьбе, Юлия - свободой чувства и демократизмом настроений (Юлия тоже находила счастье в помощи крестьянскому населению), Дельфина - независимостью характера и пренебрежением к общественным предрассудкам. У всех любимых героинь Татьяны есть, таким образом, общие черты - культ глубокого, свободного чувства, независимость поведения и критическое отношение к традиционным взглядам общества.


Вообрази: я здесь одна.
Рассудок мой изнемогает,
Никто меня не понимает,
И молча гибнуть я должна, -
жаловалась она в письме к Онегину.
Теперь нам легко раскрыть тайну внезапно вспыхнувшей любви Татьяны к Онегину. Чувство Татьяны давно было подготовлено чтением ее излюбленных романов:
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь...
Появление Онегина было как бы ответом на ожидания Татьяны. Ей вспомнились герои знакомых романов - Вольмар, Малек-Адель, де Линар, Вертер, Грандисон, и все они воплотились теперь в лице Онегина.

Онегин поразил провинциалку Татьяну не только красотой, изысканностью манер и загадочностью своего поведения. Приехав в деревню, Онегин совершил поступок, который сразу восстановил против него местное дворянство.
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.


Вот этот гуманный поступок мог, по-видимому, особенно расположить Татьяну к Онегину. Благородство и смелость его вполне отвечали ее затаенным взглядам и демократическим настроениям. Так книги и демократически-гуманные настроения Татьяны легко объясняют тайну неожиданной ее любви к Онегину. Онегин показался ей осуществлением ее идеала благородного героя.


Онегин не принял любовь Татьяны и после дуэли с Ленским уехал из провинции. девушка берегла свое чувство. Но Онегин ничем не напоминал о себе... Татьяна вышла замуж.
В последней главе романа Татьяна появляется перед нами как знатная петербургская дама, жена генерала, княгиня. Из скромной провинциальной девушки она превратилась в «законодательницу зал». Ум и характер Татьяны сделали это превращение естественным.
Возвратившись после трехлетнего путешествия в столицу, Онегин снова встречает Татьяну и влюбляется в нее. Происходит сцена последнего объяснения Татьяны с Онегиным. Как объяснить поведение Татьяны в этой сцене? С одной стороны, она вторично признается в любви Онегину, с другой - твердо и решительно порывает с ним:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.


Противоречия в поведении Татьяны нет. Она продолжала любить Онегина, так как такие женщины, как она, любят глубоко и искренно. И все же Татьяна отвечает Онегину твердым отказом. Руководили ею высокая честность, чувство долга. В этом поступке - красота морального облика Татьяны, воплотившей в себе и лучшие, сложившиеся веками, народные идеалы, и благородные чувства ее любимых героинь. Так раскрываются в романе основные стороны характера Татьяны.
Образ Татьяны - обаятельный образ русской женщины. Источник этого обаяния - необыкновенная гармоничность образа. Обобщая характеристику Татьяны, Пушкин указывает, что она была одарена:


Воображением мятежным,
И своенравной головой,
Умом и волею живой,
И сердцем пламенным и нежным...


Гармоничное сочетание ума, воли и чувства и создают цельность, законченность облика Татьяны. Уже это ставит ее выше других героев Романа, в характере которых преобладает какая-либо одна сторона: у Онегина - ум, у Ленского - чувство.
Характер Татьяны со всем богатством ее душевных сил раскрывается в романе постепенно. На наших глазах совершается постепенный духовный рост Татьяны, расцвет ее богатых духовных сил.
Постепенную эволюцию образа мы наблюдаем, в частности, в языке Татьяны: в письме ее еще звучит и неуверенность, и недоговоренность, вызванные волнением,в последнем объяснении с Онегиным - уверенность, властность тона.


Татьяна Ларина - тип прекрасной русской женщины, воплощающей лучшие черты национального характера. Ее дворянское происхождение и воспитание - это только черты времени, та историческая оболочка, которая нужна для раскрытия характера. Главное в ней - ее «русская душа». За эту русскую душу и любил свою «милую Татьяну» Пушкин.

В романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" герои читают большое количество книг. Но какое влияние оказывает книга на характер и мировоззрение героев? Какую роль она играет в динамике сюжета романа?

Ленский, Татьяна и Онегин - разные люди и потому читают различные книги. Следовательно, по вкусам в литературе можно судить и о самом герое. Книги способствуют передаче его внутреннего мира.

Евгению Онегину не нравилась поэзия, но зато его привлекали вопросы экономики.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом…

Евгения не заботили и не волновали чувства, им в его жизни отводилось далеко не первое место. В любовь он не верил, а считал возможной только “науку страсти нежной, которую воспел Назон”, - самообман и обман другого человека, который поверит в это чувство.

Во второй главе читатель знакомится с Ленским - молодым поэтом, вернувшемся из Германии с идеализированными представлениями о жизни, ценностях и нравах. Ленский являлся поклонником Канта, немецкого философа, и так же верил, что в жизни всё честно и прекрасно. Эта вера и погубила его. Ленский не был готов ни к кокетству Ольги, ни к колкой полушутке-полумести Онегина. Книги научили Ленского воспринимать мир как нечто возвышенное, здесь не место пороку; а жизнь оказалась гораздо сложнее. И вот, наконец, читатель встречает Татьяну. Перед этим автор немного рассказывает об Ольге, ее описание служит вступлением к описанию Татьяны.

…Но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет…

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим…

Свой роман А.С. Пушкин назвал "Евгений Онегин". Но на протяжении всего романа автор проявляет симпатию к Татьяне Лариной, особо подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее "милым идеалом". Мимо Татьяны невозможно пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

"Неужто ты влюблен в меньшую?"

А что? - "Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

На формирование характера Татьяны повлияли такие факторы, как:

Общение с природой;

Уклад жизни в имении Лариных;

Влияние няни;

Чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы "ей заменяли все". Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Кто же они, любимые героини Татьяны?

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Кларисса - героиня романа Ричардсона "Кларисса Гарлоу" (1749); Юлия - героиня романа Руссо "Новая Элоиза" (1761); Дельфина - героиня романа мадам де Сталь "Дельфина" (1802).

Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет "опасными"?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо…

Всю окружающую действительность, весь мир Татьяна воспринимает как очередной роман, свою линию поведения выстраивает по знакомым ей романным моделям. Ключевые слова: "себе присвоя чужой восторг, чужую грусть", "они ей заменяли всё", "обманы"

Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей ("И крестьянки любить умеют!" Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: "Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон".

Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.

Сперва ей было не до них,

Но показался выбор их

Ей странен. Чтенью предалася

Татьяна жадною душой;

И ей открылся мир иной.

Итак, для Татьяны романы были больше, чем просто историями.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё…

Татьяна много времени проводит в мечтах, мысленно представляет себя героиней прочитанных книг. Она и на жизнь смотрит как на роман: думает, что в жизни её ждут такие же повороты судьбы, что жизнь не может протекать иначе.

И вот три героя встречаются. У каждого из них имеются свои собственные представления о жизни, и им довольно трудно найти общий язык.

Итак, Ленский оказался не готов к легкомысленности Ольги. Ведь он был уверен, что “душа родная соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая, его вседневно ждёт она”. От Онегина Ленский ждёт, что он, как друг, готов “за честь его принять оковы и что не дрогнет… рука разбить сосуд клеветника”. И всё же, нечаянно обманув и обидев Онегина, Ленский побуждает Евгения совершить поступок, который Онегин раньше делать не хотел: разрушить идеалы поэта. Душа, взращённая Шиллером и Гёте, не поняла поступка “глубокого эконома”. Философия книг погубила Ленского, но именно через книги можно увидеть, что вначале Евгений пытался сохранить хрупкий мир поэта:

Поэт в пылу своих суждений

Читал, забывшись, между тем

Отрывки северных поэм,

И снисходительный Евгений,

Хоть их не много понимал,

Прилежно юноше внимал.

Читатель знает, что Евгений не особенно любил читать:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…)

Когда Онегин встречает Татьяну, оба героя воспринимают друг друга через призму прочитанных книг: Татьяна ищет в Онегине либо Грандисона, либо Ловласа (либо благородство, либо подлость), а Онегин не верит чувствам Татьяны, он по-прежнему считает любовь сказкой. Онегину думается, что чувства Татьяны ничем не отличаются от его собственных, придуманных и наигранных. Влюбившись, Татьяна начинает искать черты Онегина в героях любимых романов:

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман…

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились…

И, увидев сон про Онегина, Татьяна ищет объяснения в книгах:

Но та, сестры не замечая,

В постели с книгою лежит,

За листом лист перебирая,

То был, друзья, Мартын Задека,

Глава халдейских мудрецов,

Гадатель, толкователь снов.

Но в делах любви книга ничем не может помочь:

…Её сомнений

Мартын Задека не решит…

Но вскоре Онегина и Татьяну надолго разлучит дуэль Ленского с Онегиным и, как следствие, смерть Ленского. Последнее, что сделал Ленский, - накануне дуэли он “Шиллера открыл”, но через некоторое время “книгу закрывает, берёт перо” - в последние часы жизни Ленский общается с книгой.

Онегин и Татьяна расстанутся на долгое время. Но перед встречей их отношение друг к другу изменилось. Татьяна побывала у Онегина дома: теперь она знает (а точнее, так думает, что знает) его мысли. Она читает книги с его пометками, и “начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее - слава Богу - того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной”. Теперь Татьяна смотрит на Евгения через призму, но уже других книг.

Но Онегин уже не тот: он влюбился. Ежели раньше ему были скучны книги, то теперь “стал… читать он без разбора”. Причина? Видимо, он перестал понимать, кто он и чего ждёт от жизни. У него нет определенных сложившихся жизненных принципов: он попрощался со старыми, но не нашёл новые. А Татьяне это уже неважно. Она полагает, что разгадала Евгения и нашла подходящее для него описание (взятое теперь уже из книг Онегина). Человек, которого теперь увидела Татьяна, ей не понравился.

А каково было отношение к книгам старшего поколения? Родители Татьяны не находили книги вредными: отец “в книгах не видал вреда… их почитал пустой игрушкой”, а “жена… его была сама от Ричардсона без ума”. Они пускали отношения Татьяны и книг на самотёк. Скорее всего, они и воспитанием дочери не очень-то занимались (подтверждение тому: “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”), если жизнь Татьяна воспринимала как роман, но в котором героиня - она сама.

Мы не знаем, что читал отец Онегина, но, после прочтения Адама Смита, сыну не удалось убедить отца в важности содержания этой книги. А вот про дядю Онегина совершенно точно известно, что он читал “календарь осьмого года: старик, имея много дел, в иные книги не глядел”.

И всё-таки далеко не всегда поколение молодых людей придаёт такое важное значение книгам (не по всем книгам можно о них судить). Живя в деревне, Онегин каждое утро “кофе выпивал, плохой журнал перебирая…” В свою очередь Ленский “иногда читает Оле нравоучительный роман”, но при этом “две, три страницы (пустые бредни, небылицы, опасные для сердца дев) он пропускает, покраснев”. Получается, Ленский иногда читает Ольге немного легкомысленную литературу, но это отнюдь не должно говорить о легкомыслии самого героя.

Ольга Владимировна Холманских,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г.Кирова,
«Почетный работник общего
образования Российской Федерации»,


В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют ключевые надпредметные компетентности: коммуникативную, информационную. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок), а показателем коммуникативной компетентности становится умение учащихся вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
Проект как способ деятельности может быть включен в урок. В качестве примера приведу урок литературы в 9 классе.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  1. Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  2. Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  2. На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.
Опережающие индивидуальные задания к уроку:
  1. Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  2. Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

ХОД УРОКА.

Книга - это сосуд,
который нас наполняет,
но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку)

2. Слово учителя. Свой роман А. С. Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).
3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?
Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач.

5. Беседа по теме урока.

  • Кто же они, любимые героини Татьяны?
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.
  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»
  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?
Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но А. С. Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».
  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
На данном этапе урока учащиеся, объединившись в группы, работают над мини-проектами, посвященными кругу чтения Евгения Онегина. Предметом исследования становится материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». В период работы над проектом учащиеся используют материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» и ресурсы сети Интернет. Результатом данной работы станет защита своего проекта каждой группой, представление небольшой презентации. (На выполнение работы – 30 минут).

6. Подведение итогов.

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?
7. Домашнее задание.
Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.
Закончи предложения.
Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

Примерные темы и планы

I . Татьяна — русская душою

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

— общение с народом, любовь к няне;

— русская природа;

— патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

— незаурядный ум;

— нравственная чистота;

— глубина чувств;

— верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна — идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин — «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин — «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

— уровень знаний;

— неумение трудиться;

— утонченные манеры;

— лицемерие;

— времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

— чтение книг;

— попытки писать;

— путешествия;

— преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

— резкий охлажденный ум;

— эгоизм;

— правдивость;

— знание и понимание людей;

— неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

— к Татьяне;

— к Ленскому;

— к поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Примерный план сочинения по теме «Образ Онегина»

Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его «необычная по размерам и скорости эволюция».

2. Наилучшим свидетельством эволюции Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Авторская эволюция — центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823—1831); за это время многократно менялся замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, его отношение к ним.

3. Евгений Онегин — меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя — «принцип противоречия».

Основная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

1а. В начале первой главы — сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества (перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

1б. В конце 1 главы — элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

2а. Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов — или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

2б. Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг — и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

2в. Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

2г. Так кто же он? Он — человек — сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка — в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин — лишний человек.

3а. Онегин это особый человеческий тип — «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» — вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла, — убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

3б. В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение

Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества — отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них — тема «лишнего человека».

«Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений:

— расширение пространственных и временных границ повествования;

— создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»?

Наряду с образом Онегина, образ Татьяны самый значительный в романе. Он выполняет важную сюжетную и композиционную функцию, являясь в идейно-художественной структуре романа противовесом образу Онегина. Отношения между Онегиным и Татьяной составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна-исключение из своей среды. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой» и Татьяна мучительно ощущает это: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает». Татьяна полюбила Онегина потому, что, как говорит поэт, «пора пришла», но не случайно, что полюбила она именно Онегина. Вместе с тем характер Татьяны сложился совсем в другой общественной среде, нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, - «русская душою, сама не зная почему». Татьяна (имя которой, впервые «своевольно» вводимое Пушкиным в большую литературу, влечет за собой ассоциации «старины иль девичьей») выросла, в полную противоположность Онегину, «в глуши забытого селенья». Детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения прямо противоположны. У Евгения - иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка-няня, прототипом которой была его собственная няня Арина Родионовна. Татьяна мечтает о настоящей, большой любви. На эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны, оказали существенное влияние романы «Ричардсона и Руссо». Поэт сообщает нам, что его героиня «изъяснялася с трудом на языке своем родном»; письмо к Онегину пишется ею по-французски. Татьяна - высоко положительный, «идеальный» образ русской девушки и женщины. В то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического приема раскрывает «русскую душу» Татьяны: в роман введен сон героини, насквозь пронизанный фольклором. В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора несомненный идеал. Это те особенности характера, которые делают Татьяну истинно русской, а не светской барышней. Формирование этих черт происходит на основе «предания простонародной старины», веровании, сказаниях. Татьяна Ларина для Достоевского была олицетворением всего русского, национального, «идеалом», выражением духовной и нравственной силы. Поэзия национального входит в роман вместе с образом Татьяны. В связи с ней вводятся рассказы об обычаях, "привычках милой старины", гадания, сказочный фольклор. В них содержится определенная нравственность, связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию женской души, русской души. Сама идея суженого связана с представлением о долге, суженый мыслится как предназначенный судьбой. Фольклорные мотивы появляются и во сне Татьяны, народное творчество и философия подаются как органически связанные с ее личностью. Две культуры - национальная русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе. В обрисовке образа Татьяны, который столь дорог поэту, с не меньшей степенью, чем в образе Онегина, чувствуется стремление Пушкина быть полностью верным жизненной правде. Татьяна, в отличие от Онегина, выросла "в глуши забытого селенья", в атмосфере русских народных сказок, "преданий простонародной старины ", рассказанных нянею, простой русской крестьянкой. Автор говорит о том, что Татьяна зачитывалась иностранными романами, с трудом изъяснялась на родном языке, но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" (Под подушкой у Тани лежит французская книжка, но видит она русские "простонародные" сны). Татьяна - натура поэтическая, глубокая, страстная, жаждущая настоящей, большой любви. Став законодательницей мод в свете, она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика - чистоты, духовного благородства, искренности и глубины чувств, поэтического восприятия природы, - но и приобрела новые ценные качества,сделавшие ее неотразимой в глазах Онегина. Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ, не выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни. Татьяна никогда не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком, она, как и Онегин, стала жертвой света. "Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее", - писал В.Г. Белинский. Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной. Он сразу же оценил ее незаурядность, поэтичность, ее возвышенно-романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. Татьяна разительно отличается от окружающих ее людей. "Уездная барышня ", она, тем не менее, как Онегин и Ленский, тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде одинокой и непонятой." Вообрази, я здесь одна, Никто меня не понимает", - признается она в письме Онегину. Даже "в семье родной" она "казалась девочкой чужой", избегала игр с подругами - сверстницами. Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности, исключительности натуры Татьяны, одаренной "от небес" "Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным". В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала. Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным бытом, привычками и традициями "милой старины", она живет в другом - вымышленном, мечтательном мире. Татьяна - усердная читательница иностранных романов, главным образом нравоучительных и сентиментальных, где действуют идеальные герои, а в финале торжествует добро. Она предпочитает бродить по полям "с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках". Привыкшая отождествлять себя с добродетельными героинями любимых авторов, она и Онегина, столь не похожего на окружающих, готова принять за "совершенства образец", как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо, - того героя о котором она давно мечтала. "Литературность" ситуации усиливается и тем, что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов. Однако, книжные заимствования не могут заслонить непосредственного, искреннего и глубокого чувства, которым проникнуто письмо Татьяны. Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих. Письмо это, наивное, нежное, доверчивое, окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны, в ее душевной чистоте и неопытности, в ее превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками, оно оживило в нем лучшие, давно забытые воспоминания и чувства. И все же на страстное послание Татьяны, " где все наруже, все на воле", Онегин отвечает холодной отповедью. Почему? Прежде всего, конечно же, потому, что Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Татьяна полюбила на самом деле не Онегина, а некий сочиненный ею образ, который приняла за Онегина. Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил и прямо, честно, открыл ей все как есть. Он признался, что Татьяна нравится ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь "домашним кругом", что интересы и цели у него иные, что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит. " Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство". Сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее души, ее сущности". Заменяя прямую и подробную характеристику героини, он позволяет проникнуть в самые сокровенные, неосознанные глубины ее психики, ее душевного склада. Однако он выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем, ибо "чудный сон" героини - это сон вещий. В символических обрядно -фольклорных образах здесь предсказаны, предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования: выход героини за пределы "своего" мира (переправа через ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии). предстоящее замужество (медведь - святочный образ жениха), появление в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной, доселе сокрытой сути, сборище "адских привидений", так напоминающих гостей на именинах Татьяны, ссора Онегина и Ленского, завершившаяся убийством юного поэта, Главное же - героиня интуитивно прозревает демоническое начало в душе своего избранника (Онегин как глава сонма адских чудовищ) , что вскоре подтверждается его "странным с Ольгой поведеньем" в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским. Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею характера Онегина. Если раньше она видела в нем идеально-добродетельного героя, сходного с персонажами любимых романов, то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность. Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина, Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете. В отличие от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные, герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом. Встреча с Татьяной - княгиней производит на Онегина сильное впечатление. Ее новый облик, манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и немало не напоминают повадки прежней провинциальной барышни. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, умеет "властвовать собой", он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему абсолютной, полной: Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести. Онегин настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва не умирает от любви (точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна). Белинский сурово осудил Татьяну за то, что она продолжая в душе любить Онегина, предпочла сохранить верность патриархальным нравам и отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения "не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны". Достоевский расценил этот поступок Татьяны как жертвенный. В финале Онегин застает Татьяну врасплох и делает невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, Татьяна изменилась только внешне, внутренне она во многом осталась "прежней Таней"! А такие женщины на супружескую измену не способны. Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность. Точно так же, как Онегин до сей минуты не подозревал что в княгине живет "прежняя Таня", так и Татьяна не могла знать, что произошло с Онегиным после дуэли. Она считала, что разгадала Онегина раз и навсегда. Для нее он по- прежнему человек холодный, опустошенный, эгоистичный. Этим и объясняется суровая отповедь Татьяны, зеркально повторяющая холодную отповедь Онегина. Но в монологе Татьяны звучат другие ноты. Упреки оскорбленной женщины незаметно переходят в исповедь, поражающую своей откровенностью и бесстрашной искренностью. Татьяна признается, что успехи "в вихре света" тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурой жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Онегину, поступила "неосторожно", решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья. Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.