Особенности формирования учетной политики в целях налогообложения. Структура учетной политики Какова структура учетной политики для целей налогообложения

Псковский государственный университет

Контрольная работа

Налоги и налогообложение

Тема: Учетная политика для целей налогообложения

Введение

Глава 1. Учетная политика для целей налогообложения

    1. Сущность и задачи учетной политики организации

    2. Формирование учетной политики и ее основные элементы

    3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;

дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;

рассмотреть учетную политику в целях налогообложения как инструмент налогового планирования при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим.

Предметом исследования являются отношения государства и налогоплательщика при взимании налога на прибыль.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.

      Сущность и задачи учетной политики организации

Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской.

Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    методы оценки активов и обязательств;

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

    определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

    выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

    выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

    идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

    отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

    оформление избранной учетной политики.

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике.

Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.

3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Отметим, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: “учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”. Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика” 2 .

Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

      принципы ведения налогового учета;

      методы расчета того или иного налога;

      регистры налогового учета.

Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно.

Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимости. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

  • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
  • МЕТОДЫ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  • ОБЪЕКТ УЧЕТА

Статья посвящена аспектам учетной политики, которые необходимо учитывать индивидуальным предпринимателям исходя из специфики налогообложения их деятельности и ведения учета. Отражены особенности учётной политики в зависимости от специфики деятельности организации и выбранного объекта налогообложения.

  • Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
  • Применение ЕСХН. Контроль и пути предотвращения рисков
  • Особенности использования налоговых расчетов в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения
  • Выявление взаимосвязи между бухгалтерской и налоговой отчетностью

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, определяет, что учетная политика, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Согласно налоговому кодексу, частью второй, учетная политика - это выбранная налогоплательщиком способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово–хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, определение учетной политики в различных нормативно–правовых источниках имеет одинаковое значение, но различную формулировку для разных целей учета - это документ, который описывает, которыми индивидуальный предприниматель руководствуется при ведении учета в тех случаях, когда имеется возможность выбора из нескольких вариантов.

В соответствии с ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402–ФЗ от 06.12.2011 г. индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, что позволяет им не составлять учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета, однако это не освобождает их от составления учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политики для целей налогообложения представляет собой совокупность способов расчета доходов, расходов экономического субъекта, их признания, оценки, распределения и учета других показателей для расчета налогов. В данном локальном нормативном документе подлежат обязательному отражению правила и методы, используемые в деятельности субъекта при исчислении и уплате налогов в бюджет.

В настоящее время индивидуальные предприниматели имеют право самостоятельно выбирать методы оценки активов и режим налогообложения, применяемый при исчисления налогов. Например, НК РФ предусматривает выбор одного из нескольких методов для оценки материалов и сырья:

  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

Также есть ряд ситуаций, для которых нет законодательно закрепленных правил налогового учета. Это относится, например, к порядку распределения доходов и расходов при совмещении нескольких режимов налогообложения, упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). В связи с этим возникает необходимость в самостоятельной разработке методов учета и их обязательном закреплении в учетной политике. Для того, чтобы правомерно применять налоговую учетную политику, ее необходимо разработать, а затем утвердить на основании приказа (распоряжения) предпринимателя. Стоит отметить, что в соответствии с законодательством РФ, учетную политику необходимо формировать до 1 января того года, в котором она будет применяться. Применять утвержденную налоговую политику необходимо последовательно из года в год, при этом нет необходимости составлять на каждый год новый. В учетную политику, при необходимости, можно вносить изменения и дополнения, которые оформляются отдельными приказами, утверждаемыми индивидуальным предпринимателем. Сведения, отражаемые в учетной политики для целей налогообложения, могут различаться у различных экономических субъектах. Это связано с различиями в роде осуществляемой деятельности, применяемой системы налогообложения, из–за совмещения разных налоговых режимов.

В целях налогообложения целесообразно прописать основные элементы учетной политики, подлежащие раскрытию вне зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима:

  1. Режим налогообложения. Сущность данного элемента заключается в описании применяемой системы налогообложения, любой налоговый режим в данный момент времени применяется в добровольном порядке. Стоит отметить, что для перехода на специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, патентную систему - необходимо в установленный срок подать соответствующее заявления в ИФНС.
  2. Право подписи документов. Заключается в необходимости указания лиц, которые имеют право подписи документов. На доверенное лицо необходимо составить доверенность, заверенную нотариально, в этом случае представитель предпринимателя получает право заключать и подписывать договоры от имени руководящего лица, представлять интересы организации в налоговой инспекции, распоряжаться банковским счетом и т.д
  3. Оформление кассовых документов. Суть данного элемента заключается в отражении условий ведения кассовых операций - оформляются ли приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и т.д. В соответствии с указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. №3210–У индивидуальные предприниматели с 1 июня 2014 г. предприниматели могут отказаться от оформления кассовых документов, в этом случает необходимо составить соответствующий приказ.
  4. Лимит наличных денег в кассе. Индивидуальные предприниматели могут не устанавливать по кассе лимит остатка наличных денег, в соответствии с указанием Банка России №3210–У от 11.03.2014 г., в этом случае данное решение необходимо закрепить учетной политике субъекта и составить необходимый приказ, если предприниматель решил и дальше работать с кассовым лимитом, необходимо в учетной политике привести порядок его расчета.
  5. Учет основных средств. Начиная с января 2016 года, малоценные основные средства в бухгалтерском и налоговом учете отражаются по–разному. В налоговом учете, в соответствии с п.1 ст. 257 НК РФ, основными средствами признаются средства труда первоначальной стоимостью свыше ста тысяч рублей, остальные объекты не относятся к основным средствам и их стоимость списывается в текущие расходы. В то же время, стоит отметить, что в целях ведения бухгалтерского учета, в соответствии с ПБУ 6/01, данный лимит составляет сорок тысяч рублей, не соответствующие ему объекты учитываются в составе материально–производственных запасов.
  6. Ставки для начисления страховых взносов за работников. Необходимо указать, имеет ли данный экономический субъект право на применение пониженных ставок по страховым взносам.
  7. Порядок выдачи денег под отчет. Суть данного элемента заключается в том, что выдавать деньги можно двумя способами: методом перечисления на банковскую карту и наличными из кассы. Также индивидуальный предприниматель может совмещать оба данных способа, для этого необходимо прописать данное условие в учетной политике.

В зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима возникает необходимость в отражении в учетной политики связанных с ним специфических положений. Предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), необходимо выбрать объект налогообложения. НК РФ определяет два объекта налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Одним из наиболее важных вопросов, который необходимо прописать в налоговой учетной политики, является метод оценки материалов, сырья и покупных товаров, в соответствии с НК РФ. Индивидуальный предприниматель имеет право выбрать любой из предложенных.

Предпринимателям, применяющим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), необходимо прописать в учетной политике следующие вопросы:

  • раздельный учет физических показателей. Т.е необходимо прописать порядок распределения физических показателей между различными видами осуществляемой деятельности, площадей, используемых в разных видах деятельности и т.д.;
  • раздельный учет страховых взносов с зарплаты сотрудников при ведении «вмененной» деятельности. Надо указать, каким образом будут распределяться взносы с заработка вспомогательного и административного персонала - пропорционально удельному весу вмененного дохода по каждому месту ведения деятельности в общем объеме доходов. Если одновременно ведется один вид «вмененной» деятельности в нескольких отдельно расположенных местах, то следует раздельно учитывать страховые взносы сотрудников, задействованных в каждом месте. Данная информация используется в обязательном порядке для заполнения декларации по ЕНВД, составляемой по каждому месту ведения бизнеса.

Существует патентная система налогообложения, которая является самостоятельным налоговым режимом. Согласно ей, учет доходов, полученных от реализации, ведется на каждый приобретенный патент в Книге учета согласно утвержденном Минфином РФ форме (данный факт необходимо отразить в учетной политике организации). Однако, стоит отметить, что, согласно ст.346.45 НК РФ, при превышении величины доходов, полученных от патентной деятельности, с начала года шестидесяти млн. рублей, индивидуальный предприниматель теряет право на использование данной системы.

Также, индивидуальным предпринимателям, совмещающим УСН и ЕНВД, необходимо вести раздельный учет общих расходов согласно законодательству РФ. В учетной политике необходимо отразить порядок распределения общих расходов, согласно одну из выбранных вариантов:

  • пропорционально доле доходов, рассчитанной нарастающим итогом с начала года;
  • пропорционально доле доходов от конкретного вида деятельности в общей сумме доходов, рассчитанной за месяц

В п. 8 ст. 346.18 НК РФ указано, что расходы необходимо распределять пропорционально доле доходов, которые получены от каждого вида специального режима, однако сами правила распределения не приведены. В связи с этим возникает возможность выбора наиболее удобного для конкретного экономического субъекта варианта. Также, при раздельном учете страховых взносов, если предприниматель не является работодателем, можно выбрать один из вариантов учета личных взносов: распределить всю сумму взносов учесть в рамках одного специального режима или распределить их пропорционально доходам по разным специальным режимам. Раздельный учет страховых взносов, является работодателем, т.е если у него есть работники, занятые в хозяйственной деятельности как на УСН, так и на ЕНВД. В данном случае необходимо отразить порядок распределения взносов за работников, вариант распределения доходов пропорционально с начала года по разным специальным режимам нарастающим итогом либо же пропорционально доходу от каждого специального режима за квартал. Взносы, которые уплачены за себя, можно учесть только в той части, которая приходится на деятельность по УСН.

Таким образом можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке формировать учетную политику для целей налогообложения. В ней подлежат отражению те правила учета, по которым предоставлено право выбора из нескольких существующих вариантов и которые не имеют четкой формулировки в законодательных актах. Выбранные способы и методы ведения налогового учета должны соответствовать внутренним возможностям субъекта и учитывать условия внешней среды. Применение грамотно составленной учетной политики позволит организации наиболее эффективно решать поставленные задачи и осуществлять хозяйственно–финансовую деятельность.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации. НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  2. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: утв. Указом Президента РФ от 06.12.2011 г. №402–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  4. Учетная политика учреждения 2016 [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art21459–uchetnaya–politika–uchrejdeniya–2016
  5. Учетная политика организации: как сформировать, дополнить, изменить [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art/30991–qqqm7y16–uchetnaya–politika–organizatsii–kak–sformirovat–dopolnit–izmenit

контрольная работа

1.2 Структура и состав учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит из двух разделов.

Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:

1. для налога на добавленную стоимость;

2. налога на прибыль организаций;

3. налога на добычу полезных ископаемых;

4. акцизов;

5. налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

учетная политика налогообложение земельный

Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Налогового Кодекса подобных норм намного меньше.

Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:

1) основная группа - это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;

2) дополнительная группа - это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая организации выбрать один из предложенных вариантов.

Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

Единый социальный налог

Учетная политика -- это план работы на год не только финансовых и бухгалтерских служб, но и всей организации в целом. Насколько точно все тонкости учетной работы, обусловленные спецификой деятельности организации...

Но не всегда налоговое законодательство предусматривает вариантные способы учета отдельных операций. Примером является раздельный учет для целей исчисления НДС при совершении облагаемых и необлагаемых операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ)...

Полнота составления учетной политики для целей налогового планирования на примере ООО "Нептун"

Проверка полноты включения доходов и снижения налогооблагаемой базы за счет расходов установила следующее: ООО "Нептун" не включил в состав доходов следующие виды доходов: неустойку (штраф, пеню) с покупателей продукции...

Порядок организации налогообложения инвестиционной деятельности на примере ООО "Глобус"

Ответственность за организацию налогового учета в ООО "Глобус" возлагается на главного бухгалтера. Налоговый учет на предприятии ведется на основании данных регистров бухгалтерского учета посредством составления бухгалтерских справок...

Учет налога на добавленную стоимость

Налоговая учетная политика - принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований настоящего Кодекса...

Учетная политика для целей налогообложения. Земельный налог

Очень важным вопросом организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии является принятие учетной политики. Наличие на предприятии учетной политики - это одновременно и право, и обязанность предприятия...

Учетная политика предприятия и оптимизация налоговых платежей

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Термин «учетная политика предприятия» появился в конце восьмидесятых годов ХХ века в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies» - учетная политика. В начале 1992 г...

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Учетная политика для целей налогообложения это обязательные для организации правила...

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Распространенным является мнение, согласно которому учетная политика необходима только для обычных коммерческих предприятий. Следует отметить, что отдельные элементы учетной политики должны быть установлены и в иных организациях...

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо знать ответы на четыре вопроса. а) когда необходимо утверждать учетную политику? Учетная политика утверждается приказом...

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Для того...

Функционирование налога на прибыль в современной системе налогообложения

Курсовая работа сделана на материалах ООО «Казантип». Поэтому прежде, чем ознакомиться с Приказом об учетной политике, дадим краткую характеристику организации...

Понятие учетной политики для целей налогообложения. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Требования к формированию учетной политики. Требования к налоговой учетной политике разбросаны по разным главам части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ содержатся следующие требования:

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313, 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике:

Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства;

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности;

Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Внесение дополнений. Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике организации нет ни слова, то всегда в нее можно внести соответствующие дополнения.

Внесение изменений. Менять учетную политику, по общему правилу, можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения в учетную политику вносятся при изменении законодательства либо в связи с изменением применяемых методов учета.

При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, не должна обосновывать это решение. Словом, если организацию по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, она может без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики (табл. 1).

Таблица 1

Специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики

Способ учета,

закрепляемый в учетной

политике

Порядок изменения учетной

политики

Норма НК РФ

Метод начисления

амортизации по объектам

амортизируемого

имущества

Налогоплательщик вправе перейти

с нелинейного метода на линейный

метод начисления амортизации

не чаще одного раза в пять лет

Пункт 1 ст. 259

Порядок распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и на

изготовленную в текущем

месяце продукцию

(выполненные работы,

оказанные услуги)

Порядок распределения прямых

расходов (формирования стоимости

незавершенного производства),

подлежит применению в течение

не менее двух налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

Порядок формирования

стоимости приобретения

Порядок формирования стоимости

приобретения товаров,

закрепленный в учетной политике,

применяется в течение не менее

двух налоговых периодов

Статья 320

Измененный способ налогового учета начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В учетной политике должны быть утверждены:

- первичные учетные документы , включая справку бухгалтера, являющиеся основанием для перенесения из них данных в регистры налогового учета. В общем случае это те же первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

- аналитические регистры налогового учета. Если организация пользуется каким-либо программным обеспечением, которое позволяет вести налоговый учет, перечисляются используемые регистры налогового учета. Если организация использует аналитические регистры, разработанные самостоятельно, то их формы нужно утвердить в учетной политике;

- расчет налоговой базы. Эта форма разрабатывается организацией самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике.

Структура учетной политики. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.

2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.

3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета (табл. 2).

Таблица 2

Варианты способов налогового учета

Элемент учетной

политики

Варианты, допускаемые

законодательством

Норма НК РФ

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и не

облагаемых НДС

операций

1. Если доля совокупных расходов

на производство товаров (работ,

услуг), операции по реализации

которых не подлежат

налогообложению, не превышает 5%

общей величины совокупных

расходов на производство,

организация весь "входной" НДС

ставит к вычету.

2. Организация ведет раздельный

учет НДС, независимо от доли

расходов на не облагаемые НДС

операции в общей сумме расходов

Пункт 4 ст. 170

Учет "входного" НДС

банками, страховыми

организациями и

негосударственными

пенсионными фондами

1. Суммы "входного" НДС,

уплаченные поставщикам,

включаются в затраты, принимаемые

к вычету при исчислении налога

на прибыль. При этом вся сумма

налога, полученная по операциям,

подлежащим налогообложению,

подлежит уплате в бюджет.

2. "Входной" НДС учитывается

в общем порядке с соблюдением

правил раздельного учета

Пункт 5 ст. 170

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

Признание доходов

от сдачи имущества

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 4 ст. 250

Признание доходов

от предоставления

в пользование

результатов

интеллектуальной

деятельности

1. В составе внереализационных

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 5 ст. 250

Метод оценки сырья

и материалов

при списании

1. По стоимости единицы запасов.

2. По средней стоимости.

3. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

4. По стоимости последних

по времени приобретений (ЛИФО)

Пункт 8 ст. 254

Применение

амортизационной

1. Организация применяет

амортизационную премию. В этом

случае в учетной политике

необходимо закрепить размер

амортизационной премии и критерии

ее применения.

2. Организация не применяет

амортизационную премию

Пункт 9 ст. 258

Метод начисления

амортизации

1. Линейный метод.

2. Нелинейный метод

Пункт 1 ст. 259

Порядок учета

электронно-

вычислительной

организациями,

осуществляющими

деятельность

в области

информационных

технологий

1. Расходы на приобретение

электронно-вычислительной техники

признаются материальными

расходами в полной сумме в момент

ввода ее в эксплуатацию.

2. Электронно-вычислительная

техника учитывается по общим

правилам в составе основных

средств либо материальных

расходов (в зависимости

от стоимости)

Пункт 6 ст. 259

Применение

к основной норме

амортизации

повышающих

коэффициентов

1. В учетной политике отражается

решение о применении повышающих

коэффициентов и отражается их

2. Повышающие коэффициенты

не применяются

Пункты 1, 2

Применение

пониженных норм

амортизации

1. Пониженные нормы амортизации

применяются. Устанавливаются

перечень объектов и пониженные

2. Пониженные нормы амортизации

не применяются

Создание резервов

под предстоящие

ремонты основных

1. Резервы создаются. В учетной

политике закрепляются нормативы

отчислений в резервы.

2. Резервы не создаются. Расходы

на ремонт признаются прочими

расходами того периода, в котором

они были осуществлены, в сумме

фактических затрат

Статьи 260, 324

Учет расходов

на приобретение

прав на земельные

участки, а также

расходов

на приобретение

права на заключение

договора аренды

земельных участков

1. Расходы признаются расходами

равномерно в течение срока,

определенного в учетной политике

(не менее пяти лет).

2. Расходы признаются расходами

отчетного (налогового) периода

в размере, не превышающем 30%

налоговой базы предыдущего

налогового периода, до полного

признания всей суммы указанных

расходов

Подпункт 1 п. 3

Создание резерва

по сомнительным

1. Резерв по сомнительным долгам

создается.

2. Резерв по сомнительным долгам

не создается

Статья 266

по гарантийному

ремонту и

гарантийному

обслуживанию

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267

Резерв предстоящих

расходов,

направляемых

обеспечивающие

социальную защиту

инвалидов

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267.1

Метод оценки

покупных товаров

при их списании

приобретения (ФИФО).

2. По стоимости последних

по времени приобретения (ЛИФО).

3. По средней стоимости.

4. По стоимости единицы товара

Подпункт 3 п. 1

Порядок определения

предельной суммы

процентов

по долговым

обязательствам

1. Расчет осуществляется

на основе определения среднего

уровня процентов по сопоставимым

долговым обязательствам.

критерии сопоставимости долговых

обязательств.

2. Расчет осуществляется исходя

из ставки рефинансирования Банка

Пункт 1 ст. 269

Порядок признания

доходов и расходов

1. Метод начисления.

2. Кассовый метод

Статьи 271, 273

Методы списания

ценных бумаг при их

реализации и ином

1. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

2. По стоимости единицы

Пункт 9 ст. 280

Порядок закрытия

короткой позиции

В случае если в течение одного

дня одновременно осуществлялись

сделки по приобретению и

реализации (выбытию) ценных

бумаг, закрытие короткой позиции

происходит по итогам этого дня

только в случае превышения

количества приобретенных ценных

бумаг над количеством

реализованных ценных бумаг.

Налогоплательщик вправе

в принятой им учетной политике

в целях налогообложения

предусмотреть закрытие короткой

позиции в течение одного дня

с учетом последовательности

сделок по приобретению и

реализации (выбытию) ценных бумаг

Пункт 9 ст. 282

Порядок исчисления

ежемесячного

авансового платежа

по налогу

на прибыль

1. Исчисление и уплата

производятся исходя из фактически

полученной прибыли.

2. Исчисление и уплата

ежемесячных авансовых платежей

производятся в размере одной

трети фактически уплаченного

авансового платежа за предыдущий

Пункт 2 ст. 286

Показатель,

используемый

в целях исчисления

доли прибыли,

приходящейся

на обособленные

подразделения

1. Сумма расходов на оплату

2. Среднесписочная численность

работников.

3. Показатель удельного веса

расходов на оплату труда. Этот

вариант может применяться

организациями с сезонным циклом

работы по согласованию

с налоговым органом

Пункт 2 ст. 288

Порядок уплаты

налога в бюджет

субъекта РФ

при наличии

нескольких

обособленных

подразделений

на территории этого

субъекта РФ

1. Прибыль распределяется по всем

подразделениям, которые

уплачивают налог самостоятельно.

2. Определяется доля прибыли,

приходящаяся на все обособленные

подразделения, и налог

уплачивается через одно

(ответственное) подразделение

Пункт 2 ст. 288

на формирование

резервов банков

1. Резерв на возможные потери

по ссудам создается.

2. Резерв на возможные потери

по ссудам не создается

Статья 292

Создание резервов

под обесценение

ценных бумаг (для

профессиональных

участников рынка

ценных бумаг)

1. Резервы создаются.

2. Резервы не создаются

Статья 300

Учет прямых

расходов

при оказании услуг

1. Прямые расходы распределяются

на остатки незавершенного

производства.

2. Прямые расходы отчетного

(налогового) периода относятся

в полном объеме на уменьшение

доходов данного отчетного

(налогового) периода

без распределения на остатки

незавершенного производства

Пункт 2 ст. 318

формирования

стоимости

приобретения

1. Стоимость приобретения товаров

определяется по цене,

установленной договором.

2. Стоимость приобретения товаров

определяется с учетом расходов,

связанных с приобретением этих

товаров. Выбранный порядок

применяется организацией

в течение не менее двух налоговых

периодов

Статья 320

Создание резерва

предстоящих

расходов на оплату

отпусков

предельная сумма отчислений и

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Создание резерва

на выплату

ежегодного

вознаграждения

за выслугу лет и

по итогам работы

1. Резерв создается. Определяются

предельная сумма отчислений и

ежемесячный процент отчислений

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Порядок учета

расходов

на приобретение

лицензий на право

пользования недрами

1. Стоимость лицензии учитывается

в составе нематериальных активов.

2. Стоимость лицензии учитывается

в составе прочих расходов

в течение двух лет

Пункт 1 ст. 325

Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).

Таблица 3

Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной

политики

Требования к способу

Норма НК РФ

Налог на добавленную стоимость

Порядок ведения

раздельного учета

при реализации

товаров (работ,

облагаемых НДС

по ставке 0%

устанавливает в учетной политике

порядок определения суммы налога,

относящейся к товарам (работам,

услугам), имущественным правам,

приобретенным для производства и (или)

реализации товаров (работ, услуг),

операции по реализации которых

облагаются по ставке 0%

Пункт 10 ст. 165

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и

не облагаемых НДС

операций

Если налогоплательщиком осуществляются

операции, подлежащие налогообложению,

и операции, не подлежащие

налогообложению (освобождаемые

от налогообложения), он обязан вести

раздельный учет таких операций.

Порядок раздельного учета определяется

в учетной политике

Пункт 4 ст. 149

Налогоплательщик обязан вести

раздельный учет сумм налога

по приобретенным товарам (работам,

услугам), в том числе основным

средствам и нематериальным активам,

имущественным правам, используемым для

осуществления как облагаемых налогом,

так и не подлежащих налогообложению

(освобожденных от налогообложения)

операций. Порядок раздельного учета

определяется в учетной политике

Пункт 4 ст. 170

Налог на прибыль организаций

Порядок учета

расходов

на освоение

природных

ресурсов,

относящихся

к нескольким

участкам

Закрепляется алгоритм расчета доли

расходов, приходящейся на каждый

участок недр

Пункт 2 ст. 261

определения

применимого

законодательства

для признания

ценных бумаг

обращающимися

на организованном

рынке ценных

В случаях невозможности однозначно

определить, на территории какого

государства заключались сделки

с ценными бумагами вне организованного

рынка ценных бумаг, включая сделки,

заключаемые посредством электронных

торговых систем, налогоплательщик

вправе самостоятельно в соответствии

с принятой им для целей

выбирать такое государство

в зависимости от места нахождения

продавца либо покупателя ценных бумаг

Пункт 3 ст. 280

формирования

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

обращающимися

на организованном

рынке Банка

России, и

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

не обращающимися

на организованном

рынке Банка

профессиональными

участниками рынка

осуществляющими

дилерскую

деятельность

Профессиональные участники рынка

ценных бумаг (включая банки), не

осуществляющие дилерскую деятельность,

в учетной политике должны определить

порядок формирования налоговой базы

по операциям с ценными бумагами,

ценных бумаг, и налоговой базы

по операциям с ценными бумагами, не

обращающимися на организованном рынке

ценных бумаг. При этом

налогоплательщик самостоятельно

выбирает виды ценных бумаг

(обращающихся на организованном рынке

ценных бумаг или не обращающихся

на организованном рынке ценных бумаг),

по операциям с которыми

при формировании налоговой базы

в доходы и расходы включаются иные

доходы и расходы, определенные

в соответствии с гл. 25 НК РФ

Пункт 8 ст. 280

Порядок учета

ценных бумаг

по операциям РЕПО

Налогоплательщик самостоятельно

в соответствии с принятой им в целях

налогообложения учетной политикой

определяет порядок учета выбывающих

(возвращающихся) по операции РЕПО

ценных бумаг

Пункт 1 ст. 282

Критерии

отнесения сделок

операций

с финансовыми

инструментами

срочных сделок

В учетной политике определяются

критерии отнесения сделок,

предусматривающих поставку предмета

сделки (за исключением операций

с финансовыми инструментами срочных

Пункт 2 ст. 301

Порядок ведения

налогового учета

В учетной политике закрепляется

порядок ведения налогового учета

Статья 313

Система налоговых

регистров

Формы регистров налогового учета и

порядок отражения в них аналитических

данных налогового учета, данных

первичных учетных документов

разрабатываются налогоплательщиком

самостоятельно и устанавливаются

приложениями к учетной политике

Статья 314

Принципы и методы

распределения

по производствам

с длительным

В учетной политике закрепляются

принципы и методы, в соответствии

с которыми распределяется доход

от реализации по производствам

с длительным технологическим циклом

Статья 316

Определение

перечня прямых

расходов

перечень прямых расходов, связанных

с производством товаров (выполнением

работ, оказанием услуг)

Пункт 1 ст. 318

распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и

на изготовленную

в текущем месяце

продукцию

(выполненные

работы, оказанные

В учетной политике определяется

порядок распределения прямых расходов.

Разработанный порядок подлежит

применению в течение не менее двух

налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

распределения

прямых расходов

между видами

продукции (работ,

Механизм распределения определяется

организацией самостоятельно

с применением экономически

обоснованных показателей

Пункт 1 ст. 319

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Формирование учетной политики

Для целей налогообложения

Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, "жесткой" формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

1) если организация решила изменить применяемые методы учета;

2) если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены ст. 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

Общие и организационно-технические вопросы;

Методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

Распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

Применение аналитических регистров налогового учета;

Технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

Срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;