«Подвиг не рождается сразу. Для этого…нужно щедрую душу иметь» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

(по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе , - повесть В. Кондратьева «Сашка». Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость , а с нею и ясное понимание , что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни». Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Кондратьев читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Он понял: «О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того , что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе». Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. «Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…» Рисуется страшная картина, а оказывается, это обычно. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами, и поливали их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле… Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев». Читаешь и видишь танки-махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад «тявканью» сорокопяток, потому что отогнали смерть. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «Ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого».

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка , разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах».

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью , любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек , натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия «языка». Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь , но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу . Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком , он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию. «…Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал - надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное «надо» в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо - и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому «надо», думают и действуют «сверх» надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять… Все это «сверх надо» словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть ? «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг , полюбившийся мне человек», - так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?

Помогите написа сочинение
Проблема в тексте
"Проблема военного долга" или "проблема отсутствия страха"
(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготов-ка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции. (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать былонекуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, былонечего – кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, послеперенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила. (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало изстороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» – думала она. (10)Хотя её делобыло не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машинынастырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, A27 Русский язык. 11 класс. Вариант РЯ10701 10© СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласияСтатГрад запрещенажара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработаннымигазами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смот-ровую щель. (12)Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однакоКатя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилосьдля неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколоч-ными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не моглаещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Онатолько слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргаловместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе неиспытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды ивыполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе. (19)И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как быпровалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутрен-ность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлымиугарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения. (20)Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед заним. (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без постороннейпомощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, ноне горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катяприготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этотмомент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, – подумала Катя, – сейчас конец». (26)Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишкомневероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни… (27)Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстиерыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот… (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов останови-лись – было девять часов двадцать минут. (29)Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот толькомеханик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант ЕкатеринаМушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, нематерью, не хранительницей семейного очага – командиром танка.

Ребятки, помогите написать сочинение-рассуждениеочень срочно надо! по Сениной ЕГЭ-2014 30 вариант вот текс.... (1) Так и поступай, мой Луцилий!

Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую - на безделье, и всю жизнь - не на те дела, что нужно. (2) Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится. (3) Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность. (4) Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколько теряю, и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Дело со мною обстоит так же, как с большинством тех, кто не через собственный порок дошел до нищеты; все меня прощают, никто не помогает. (5) Ну так что ж? По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное. Будь здоров.

Помогите написать сочинение, хотябы кратенько..

(1)
Двое суток русский военный клипер
«
Жемчуг» выдерживал жесто-
кий ураган в Индийском океане
. (2)
К вечеру буря поутихла
. (3)
Однако не
было ни солнца, ни луны, ни звёзд, так что определить местоположение на
корабле не могли
. (4)
А между тем шторм мог отнести судно к африканским
рифам и подводным мелям
. (5)
Стояла густая, непроглядная чёрная ночь.
(6)
Притулившись у борта, кучка матросов тихо лясничала
. (7)
Чей-то
громкий насмешливый голос говорил:
(8)−
Ну, разве не дурак ты, Матросик
?! (9)
Сидел бы теперь у себя в
деревне, а заместо того взял да и за другого задаром на службу пошёл
...
(10)
Матросик тихо засмеялся и простодушно ответил:
(11)−
Этот парень, заместо которого я пошёл, братцы, только что
поженился и очень приверженный к земле был мужик
... (12)
Без его разор был
бы
. (13)
И так убивалися по нём отец с матерью да супруга евойная, что
жалость взяла
. (14)
Мне что
? (15)
Одинокий сирота, живу в работниках
...
(16)
Ну и пошёл я в рекруты!
(17)
Он проговорил эти слова необыкновенно просто, словно поступок
его был самый простой, и он не осознавал, сколько в нём было доброты и самоотвержения.
Как раз за бесконечную доброту и готовность помочь всякому
матросы любили этого первогодка
. (19)
Это был маленького роста, худоща-
вый, почти смуглый паренёк лет двадцати двух-трёх, с пригожим жизнера-
достным лицом, главным украшением которого были большие тёмные глаза,
полные какой-то чарующей ласки и приветливости
. (20)
А Матросиком его
прозвали потому, что он однажды на вопрос боцмана
: «
Кто ты такой
?» −
вместо того, чтобы ответить по уставу, сказал
: «
Матросик
».
(21)−
И чего это мичман зря суетится и волну гонит
?! −
раздражённо
заметил кто-то после очередных окриков вахтенного офицера, призывавшего
смотреть вперёд.
(22)−
А может, не зря
, -
промолвил Матросик
. − (23)
Неизвестно,
в какие места нас буря занесла.
(24)
Тут, словно в подтверждение этого, случилось неожиданное:
корабль жестоко ударился о камни.
(25)
Течь, образовавшаяся во время шторма, начала стремительно
увеличиваться
. (26)
Положение было критическое, но в кромешной тьме
ничего нельзя было сделать.
(27)
Наконец небо стало светлеть: берег оказался совсем близко.
(28)
Однако буйная радость от этого факта быстро сменилась отчаянием:
волны с рёвом разбивались о берег

спасение на шлюпках было невозможно.
(29)
Капитан, почти не сомневавшийся в гибели судна и экипажа, всё-
таки не показывал своего отчаяния и ободрял команду
. (30)
Собственно, шанс
спастись был
. (31)
Для этого кому-то следовало вплавь добраться до берега и
укрепить канат
. (32)
Но кто решится
?
(33)
Капитан всё же велел построить команду и, объяснив ситуацию,
крикнул:
(34)−
Есть ли охотники выручить всех нас, ребята
?
(35)
Никто не шелохнулся
. (36)
Всякий с ужасом взглядывал на пе-
нистые волны
. (37)
Тут Матросик, застенчиво краснея, решительно сказал:
(38)−
Я желаю!
(39)−
Матросик
? -
удивился капитан, оглядывая тщедушную фигурку.
− (40)
Ты знаешь, что на рожон лезешь?
(41)−
Точно так, но как для людей не постараться!
(42)…
Все бинокли и подзорные трубы были устремлены на
бесстрашного пловца
. (43)
Уже близко
. (44)
Люди на берегу что-то закричали
Матросику, указывая вправо от взятого им курса, а тот, довольный и
радостный, что скоро укрепит верёвку и экипаж
«
Жемчуга» будет спасён,
продолжал плыть
. (45)
Вдруг набежавшая волна с силой бросила юношу, и он
всей грудью ударился о прибрежный острый камень
. (46)
Смерть его была
почти мгновенной
… (47)
Но перед тем как покинуть этот мир, он всё же
успел передать канат людям с берега, так что вскоре верёвка была надёжно
закреплена.
(48)
Когда все переправились, капитан,указывая на маленького Матросика, с болью в голосе сказал: (49)−
Он пожертвовал собою, чтобы спасти нас, братцы
! (50)
Он
пожертвовал своей жизнью ради нашей

(51)
И, обнажив голову, приложился к покойнику.
(52)
Все крестились и с благодарностью за подвиг отдавали последнее
целование Матросику
. (53)
А в это время
«
Жемчуг» исчезал под волнами.

Ребят, помогите написать сочинение-миниатюру около 70 слов,Согласен или не согласен с текстом,кидать лучше в сообщения

Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цели.
Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжать эту созидательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию.
Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художником балериной или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.Творчество – оно беспрерывно.


Непереводимое, многозначительное слово "подвиг"... Ни в одном европейском языке нет слова хотя бы приблизительного значения. "Подвиг - доблестный, героический поступок", - читаем мы в словаре Ушакова. Словарь Ожегова добавляет: "Самоотверженный поступок". Может быть, поэтому русская душа и кажется иностранцам загадочной, что они не могут понять этой уникальной способности русского человека "в годину тяжких испытаний" совершенно забыть о своих интересах, способности жертвовать собой "ради жизни на земле".

Ещё в девятнадцатом веке поэт Ф.И.Тютчев пишет о своеобразии России, её отличии от других государств, о том, что нашу страну нельзя "аршином общим" мерить, говорит о загадке "края русского народа":

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

"Родина-мать зовёт", "Отечество в опасности" - такие лозунги могут возникнуть только на русской земле. Родина-мать... Родное, близкое существо, дороже которого нет ничего на свете, поэтому "защита Родины есть защита и своего достоинства".

Александр Матросов закрывает своим телом амбразуру пулемёта... Николай Гастелло направляет горящий самолёт на вражеские колонны с техникой...Молодые краснодонцы, рискуя жизнью, борются с немецкими оккупантами в тылу рага... "Гордый взор иноплемённый" не поймёт этих великих подвигов самопожертвования ради спасения Отечества.

Что считать подвигом на войне? Кого назвать героем? Того, кто подбил несколько фашистских танков? Того, кто застрелил из снайперской винтовки сотни немецких оккупантов? Такие люди, несомненно, доблестные и самоотверженные герои, образец для подражания. А если человек не убил ни одного "фрица", а добровольно пришёл в немецкую комендатуру, чтобы разделить трагическую участь своих учеников? Как отнестись к его действиям?

В повести Василя Быкова идёт спор об отношении к учителю Алесю Ивановичу Морозу. Двадцать лет, как закончилась Великая Отечественная война, отгремели последние бои. В местечке Сельцо, что находится в Западной Белоруссии, на окраине у дороги стоит скромный серый обелиск. На чёрной табличке пять юношеских имён, а над ними выведено не очень умело ещё одно имя - А. И. Мороз. Всю свою недолгую жизнь Павел Миклашевич посвятил тому, чтобы восстановить справедливость, чтобы появилась фамилия его наставника на памятнике.

В чём же дело? Почему незаслуженно забыт прекрасный человек? Почему его личность вызывает споры?

В повести два рассказчика. Один из них - журналист, от лица которого ведётся повествование. Он познакомился с Павлом Миклашевичем после войны на одной из учительских конференций. Два долгих года рассказчик собирался приехать в Сельцо по просьбе Миклашевича, но так и не собрался, а приехал уже на похороны сельского учителя. На поминках рассказчик встречается с Тимофеем Титовичем Ткачуком, который очень хорошо знал учителя Алеся Ивановича Мороза, так как работал до войны заведующим роно. Этот человек и является вторым рассказчиком. Из его слов мы узнаём о трагических событиях, произошедших в Сельце в период немецкой оккупации. Ткачук находится в партизанском отряде, когда с удивлением узнаёт, что Мороз продолжает учительствовать и при немцах. Бывший заведующий роно поражён такой метаморфозой, произошедшей с его товарищем. Ткачук мысленно называет его "немецким прихвостнем". Но что-то не даёт Тимофею Титовичу покоя, он не может поверить в то, что его друг стал предателем. Партизан решает найти Мороза и поговорить с ним. Встреча с учителем рассеивает все сомнения бывшего заведующего, он чувствует "без слов, без заверений, без божбы", что Алесь Иванович - "честный, хороший человек".

Мороз убеждает своего товарища, что школа необходима. "Не будем учить мы - будут оболванивать они. А я два года не затем очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили", - говорит он Ткачуку.

Но вскоре происходит непоправимое. Ребята тайком от своего наставника решают "пристукнуть" полицая по прозвищу Каин. Они подпиливают наполовину столбы небольшого мостка через овражек, рассчитывая, что машина с немцами и полицаями проедет по этому мостку. Всё идёт, как задумано, кроме одного: Каина в машине нет. Машина летит под мост, погибает один немец. Каину не составляет труда вычислить, кто является исполнителем этой операции. Пятерых ребят запирают в амбаре у старосты. Учителя успевают предупредить об опасности, и он уходит к партизанам. Мороза зачисляют в отряд и дают ему винтовку. А всоре приходит связная Ульяна и сообщает, что немцы требуют учителя, иначе они казнят детей. Все понимают, что это провокация, что немцы не отпустят детей и казнят их вместе с учителем. Но ночью Мороз уходит в село в комендатуру. Вот этот поступок Алеся Ивановича и вызывает споры. Новый заведующий роно Ксендзов уже спустя 20 лет после этих трагических событий называет действия Мороза "не совсем уместным заступничеством", безрассудным и нелепым, не видит "особого подвига за этим Морозом". Другую позицию занимает Ткачук. "Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно..." - в ярости кричит Тимофей Титович этому "глухарю" Ксендзову.

Да, Мороз мог бы остаться в отряде, мстить за погибших детей, убить несколько немцев и внести свою лепту в дело уничтожения фашистских захватчиков. Но разве подвиг измеряется количеством убитых врагов?

В последнюю ночь пребывания учителя в партизанском отряде перед ним стоит сложный нравственный выбор. Он мог бы найти сотни оправданий себе, чтобы остаться в живых. Но у этого человека Щедрая душа: он живёт любовью к своим ученикам и понимает, что должен быть рядом с детьми, поддержать их нравственно и последние минуты.

Страшную ночь проводит учитель со своими детьми перед казнью. Он подбадривает детей, говорит, что"жизнь человеческая несоизмерима с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят - всё не более чем мгновение перед лицом вечности". Он убеждает ребят, что их ожидает самая высокая награда: их будут помнить, никогда не забудут. Может быть, эти слова мало утешают детей, но само присутствие рядом в трудную минуту любимого учителя как-то облегчает нелёгкую судьбу маленьких пленников.

Учитель чудом спасает одного своего ученика. Когда детей ведут на казнь, он отвлекает внимание немцев всего илшь на мгновение. Но этого мгновения достаточно для того, чтобы Павлик Миклашевич смог вырваться и убежать. Мальчика тяжело ранят, но он остаётся в живых. После войны Миклашевич продолжает дело своего учителя: воспитывает в Сельце детей. То "разумное, вечное", что сеял в своих учениках Мороз, не погибло, а дало прекрасные всходы.

«ПОДВИГ НЕ РОЖДАЕТСЯ СРАЗУ. ДЛЯ ЭТОГО… НУЖНО ЩЕДРУЮ ДУШУ ИМЕТЬ» (Г.А.Медынский)

— так назвали читатели Спор-клуба «Диалог» вторую конференцию из цикла «Читаем книги о войне» и провели ее 19 февраля 2015 года. Тема, заявленная в названии, вызвала неподдельный интерес среди участников 5-9 классов.Вероятно, этим и объясняются разгоревшиеся споры в ходе обсуждения книг, особенно, когда речь зашла о решении Сашки (герой повести В.Кондратьева «Сашка») не убивать немца, потому что обещал сохранить ему жизнь, о решении А.Мересьева после ампутации ног встать в строй. На сложные вопросы всегда трудно найти ответы, но кадеты пробовали объяснять ситуацию, оправдывали героев, сомневались в чем-то. Сколько чувств и эмоций проявилось у кадет еще при чтении произведений В. Кондратьева «Сашка» и Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», а потом появилось желание обсудить проблемы, связанные с героями, разобраться в таких важных нравственных категориях, как: мужество, милосердие, патриотизм, отвага, человечность.




Кадеты 7-х классов,которые были самыми активными участниками конференции, в спорах и обсуждениях постигали истоки подвига солдата на войне. К своему удивлению они узнали, что подвиг бывает героический, примером его является герой повести Б.Полевого, настоящий человек, А.Мересьев и будничный, человеческий, который вовсе на подвиг не похож, но в ситуации войны любой мужественный поступок можно расценить как подвиг, только это будет подвиг милосердия и справедливости.




Хочется отметить замечательные выступления семиклассников: Нырова Константина, Краснова Сергея (7д, 5а, преподаватель Лапина Е.В.), Трунина Егора (7а, преподаватель Хасенова Е.В.), Брюханова Юрия (7в, преподаватель Самотаева Н.А.), Богданова Андрея (7ж, преподаватель Коробко Н.С.) и интересные рассуждения пятиклассников Первуна Никиты, Чернова Дениса (5е), Рачика НикитыТ (6а), Горбунова Никиты (7б), Карпова Антона (7а).




Наш гость и участник Мещанинов Ю.Н . подвел итог всех обсуждений, отметил интересные выступления кадет, высокий уровень организации конференции и выразил надежду стать постоянным участником наших читательских конференций.




Как всегда на высоте была техническая поддержка выступлений кадет буктрейлерами, видеокадрами из кинофильмов (преподаватель Хасенова Е.В .)

(по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, - повесть В. Кондратьева «Сашка». Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни». Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Кондратьев читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Он понял: «О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе». Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. «Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…» Рисуется страшная картина, а оказывается, это обычно. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами, и поливали их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле… Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев». Читаешь и видишь танки-махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад «тявканью» сорокопяток, потому что отогнали смерть. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «Ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого».

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах».

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия «языка». Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь, но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу. Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию. «…Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал - надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное «надо» в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо - и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому «надо», думают и действуют «сверх» надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять… Все это «сверх надо» словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть? «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?