Презентация на тему "Музыкальное путешествие. "

Урок музыки в 3 классе

Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню

«Гармошка»»

Тип урока: урок-путешествие

Цель урока:

    Обучающие:

    • Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

      Закрепить понятия: народная и композиторская музыка;

      Учить различать на слух музыку народную и композиторскую;

      Учить различать на слух звучание русских народных инструментов;

      Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки;

      Учить детей петь в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя и а capella .

    Развивающие:

    Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

    В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;

    Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

    В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

    Развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;

    Развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.

    Воспитательные:

    На основе эмоционального восприятия русского народного творчества, воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;

    Прививать любовь к Родине, к русской природе;

    Формировать положительные привычки;

    Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;

    Обогощать духовный мир детей.

Ход урока.

Дети входят в класс под звуки русской народной песни.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён русской народной песне.

Но сегодняшнее занятие будет совсем необычным;

Утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки

Я – Тимошка

Из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову,

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились

Посылаю карту вам,

Я её составил сам.

Ребята, отправимся в гости к Самовару – Тимошке?

Но так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?

Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, что же ждет нас впереди:

Впереди вас ждёт река

Широка и глубока.

Вы по ней плывите,

Да не утоните.

Ребята, а в какой знакомой нам песне упоминается о реке?

«Вниз по Матушке по Волге» - слушание (слайд)

-------(Исполняя эту песню, помните о правильном дыхании.)

Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

(у русской песни есть отличительная черта – ее рапевность)

Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни.

    Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.

К какому жанру отнесём эту песню.

? – А зачем мы учим народные песни.

Спасибо за интересный ответ.

Ребята я предлагаю вам разучить новую песню в которой говориться …(слайд)

«Ты скажи, скажи нам реченька лесная». -разучивание

А сейчас музыкальная загадка: послушайте музыку и скажите, где вы её уже слышали.

(«Вальс» из балета «Щелкунчик»)

В чьем исполнении звучит эта музыка.

С трудной загадкой вы справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши куда идти дальше?

Речку одолели –

И вперёд смелее.

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка».

Развесёлый в ней народ

Песни русские поёт.

И вы запевайте

В деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку

Подпевайте дети дружно

Песню «Солдатушки…»

_________ «Солдатушки, бравы ребятушки». (слушание ) (слайд )

Спели песню. А теперь ответьте на мой вопрос:

Народная эта песня или композиторская?

? – К какому жанру отнесём эту песню.

? – Какие старые слова есть в этой песне.

(Востры. Держава) – объяснение значения слов (слайд )

На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждёт нас впереди и куда сейчас идти?

Слева, видите? – гора,

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живёт волк злой.

Тише идите,

Волка не будите.

_____________ «Колыбельная песня» (исполнение а capella .)

_____________ «Колыбельная песня» (слушание) Н.И. Римский -Корсаков

Почему эта песня называется колыбельной (от слова колыбель).

Кто пел колыбельные песни.

В старину такие песни называли «баюкашные2, от слова «баюкать», т.е. «укачивать».

Молодцы, ребята! С этим заданием справились. Волка усыпили.

Пол деревни, пол пути

Быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнём

И опять вперёд пойдём.

Исполняется песня «Зверобика» в движении (физминутка).

Путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдём – в письме Тимошкином прочтём.

Справа медведь,

Он любит петь,

Громко поёт,

Пройти не даёт.

По секрету вам скажу:

С этим Мишкой я дружу.

Вы ему – частушек много,

Он уступит вам дорогу.

Очень любит Мишка частушку.

? – Что такое частушка.? (слайд )

? – С каким инструментом можно петь частушки.

Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России 19 века – называется он «под язык».(исполнение )

? – А вы любите исполнять частушки.

Исполнение частушек (бубен и ложки)

Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.

А теперь – наискосок,

Через тропочку в лесок.

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нём.

Хочешь – прыгай,

Хочешь – стой,

Хочешь – песню даже спой.

Ребята, как тепло у Тимоши! Давайте, исполним для него песню.

____________________________ «Если с другом вышел в путь» (исполнение)

Ребята, наше музыкальное путешествие подошло к концу.

Ответьте мне на последний вопрос.

? – О чём русская народная песня.

(о народной жизни)

Совершенно верно, народная песня – зеркало жизни народа, с её горестями и радостями, но надо помнить о том, что у каждого народа существует как народная, так и композиторская музыка. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

А сейчас – домашнее задание:

Кроссворд «Музыка моего народа»

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Звучат плясовые наигрыши……………

Класс: 2 Г

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Музыкальный глобус: Путешествуем по России?»

Цель: Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен

Задачи:

Образовательные: увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивающие:

развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.

Воспитательные:

воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительное отношение к музыкальному наследию России;

Понимание ценности многонационального российского общества. Культурного разнообразия России.

Метапредментые:

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения.

Предметные:

Воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен.

Оборудование: презентация по теме, Учебник по музыке УМК «Планета знаний» Т.И.Бакланова.

Структура:

    Организационный момент.(1 мин)

    Новый материал.(20-25 мин)

    Этап закрепления изученного материала.(10мин)

    Итог урока. Рефлексия.(5мин)

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Как ваше настроение?

Все готовы к уроку?

2.Новый материал.

(На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Определение темы урока:

А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

Слово учителя:

Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…

Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…

Дочь лежит и спать не хочет,

Мнёт бельё постельное.

Мать вокруг неё хлопочет

С песней …. (колыбельною) .

А какие колыбельные песни вы знаете?

Давайте посмотрим клип на песню «Спят усталые игрушки»

2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…

Если очень много дела,

Запевайте песню смело.

Вяжут, ткут, прядут и жнут,

Эти песни любят труд. …. (трудовые) .

Давайте прослушаем песню «Прялица»

3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.

Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли.

(Дети играют в игру «Пошла коза по лесу»).

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И глазками поводим, поводим, поводим,

Туда-сюда походим, походим, походим,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И все начнем с начала, с начала, сначала.

4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

На гулянке, на вечёрке,

И под горкой, и на горке

Собирается народ,

Он и пляшет, и поёт.

Песни бодрые, живые.

Эти песни …. (плясовые) .

Просмотр отрывка из мультфильма (2.50) - Русская народная плясовая – Камаринская

На лугу иль на опушке

Вместе собрались подружки.

Удивляется народ:

Это что за хоровод?

А сейчас немодные

Песни …. (хороводные) .

Песня « Во поле берёза стояла…»

5. А чтоб развеселить друг дружку,

Они всегда поют …. (частушки) .

А какие частушки знаете вы?

Прослушаем частушки….

6. Наступает ночь – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».

Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».

Жанр лирической песни

(Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.

7. Про любовь в них и про дружбу,

Про войну в них и про службу,

Прижимая автоматы,

Их всегда поют …. (солдаты, солдатские) .

А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.

А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»

3.Этап закрепления изученного материала.

Ребята, чем занимались на уроке?

Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..

Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

(о русской народной песне)

Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)

Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?

(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские-рекрутские, трудовые песни и частушки).

Написаны народом и для народа.

Одинаковы были произведения?

Разные по характеру, движению, смыслу, настроению.

Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр.

(слово на доске).

    Итог урока. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Было что-то сложное для вас?

«Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

Мамцева О.Г.

Образовательные задачи:

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на шумовых музыкальных инструментах.

Слушание:

Пение: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы, обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

Музыкально-ритмические движения:

Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить с народными произведениями в оркестровой обработке. Исполнять русскую народную мелодию на шумовых музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

Речевое развитие :

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с различными интонациями. Совершенствовать фонематический слух. Закрепить в словаре слова «путешествие» и «туристы».

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать умение действовать сообща, формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Физическое развитие:

Целевые ориентиры ФГОС ДО, на достижение которых направлена ОД:

Обладает начальными знаниями о мире, в котором он живет;

Обладает установкой положительного отношения к миру;

Овладевает основными культурными способами деятельности;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности;

Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для

выражения своих мыслей, чувств, желаний.

Деятельность

педагога

Деятельность

Решение образовательных задач

Вводная часть

Предлагает образовать круг и поприветствовать друг друга.

Ребята, скажите, какая тема недели у вас в группе сейчас идет?

Расскажите, что такое путешествия?

Зачем люди путешествуют?

А вам знакомо слово «туристы»? Кто такие туристы?

Да, ребята, на свете много интересных, удивительных стран. Я думаю, когда вы вырастете, обязательно с ними познакомитесь. Но ведь и наша страна очень интересная и богатая. К нам тоже приезжают туристы со всего мира, чтобы посмотреть, как мы живем, что у нас есть такого, чего нет у них. Вот сегодня у нас в гостях две иностранные туристки. Поможем им узнать побольше о нашей стране?

Тогда приглашаем гостей в музыкальное путешествие по русской народной культуре.

Дети входят в зал под музыку. Приветствие детей.

Дети проходят на стульчики.

Тема «Путешествия».

Путешествия – это поездки куда-нибудь, где еще никогда не был.

Люди путешествуют, чтобы узнавать что-то новое, увидеть что-то новое, познакомиться с новыми людьми.

Туристами называют людей, которые путешествуют по разным интересным местам, по разным странам.

Формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

Дать представление о такой форме путешествия, как воображаемая (виртуальная), в частности – музыкальное путешествие.

Совершенствовать речь, как средство общения.

Закрепить в словаре слова «путешествие» и «туристы».

Основная часть

- Слушание

- Пение

- Музыкально-ритмические движения

Заключительная часть

Ребята, давайте прочитаем это красивое слово: Россия.

Что оно обозначает?

А как мы можем рассказать нашим гостям про Россию на музыкальном занятии?

Ребята, о нашей стране, о России сложено много замечательных песен.

Я предлагаю нам всем послушать одну из них.

О чем эта песня? Какая в ней Россия?

А какой характер у этой песни?

Да, ребята, в этой песне очень красивые слова, наверное, автор, который сочинил эту песню очень любит Россию. И наши иностранные гости, наверное, тоже это поняли. А каким красивым голосом поет исполнительница.

Но ведь и мы с вами тоже начали учить замечательную песню о нашей Родине. Кто помнит ее название?

Эта песня тоже очень нежная и петь ее надо красивыми голосами. Поэтому нам нужно хорошо распеться. Я предлагаю распевку на слоги из слова Россия: ро-ро, си-си, я-я (вверх-вниз). А теперь все слово: Россия (вверх и вниз).

Пение первого куплета песни «Край родной».

Закрепление слов второго куплета.

Ребята, на следующем занятии мы продолжим разучивать эту замечательную песню.

Но разве можно понять нашу Россию, если не увидеть ее русских народных танцев! У каждого народа есть свои любимые танцы. Для их исполнения шьются красивые народные костюмы. Вы уже знаете, как выглядит русский народный костюм. Я вас не случайно попросила нарядиться сегодня на наше занятие. Расскажите, какой он, русский костюм? Во что наряжались на Руси девушки?

А из чего состоит мужской костюм?

Вот такие нарядные девушки и парни выходили танцевать. Посмотрим русский народный танец?

Ребята, что можно сказать о русских народных танцах? Какие они по характеру?

А какие движения из танца девочек вы запомнили?

Девушки любили водить хороводы и есть такой специальный хороводный шаг. Он вам уже знаком (показ). В хороводе девушки показывали себя, какие они стройные, да красивые.

Еще интересный элемент «Звездочка». Мы с вами ее тоже уже применяли. Давайте вспомним.

В быстрых озорных танцах часто делали «ковырялочку» (показ: носок, пяточка, раз-два-три). Для нас это новый элемент – давайте попробуем.

А теперь добавим платочки и соединим эти элементы.

А в конце русского народного танца всегда поклон. Он делается вот так: сердце, солнце, земля. Так мы благодарим зрителей за внимание.

Что запомнили для себя мальчики?

В русском народном танце парни показывают свою удаль, ловкость. Поэтому они делают присядку (показ).

Еще интересное движение - «похвальбушки»: руки полочкой и вперед с притопом. Вот какие мы молодые да удалые!

Мальчики, приглашаю вас сделать свой танец.

Теперь давайте все вместе сделаем общий танец.

Замечательно. Думаю, наши иностранные туристы увидели, как красиво танцуют в России. На следующем занятии мы добавим еще элементов и у нас получится очень интересный русский танец.

Продолжим наше музыкальное путешествие.

Ребята, мы уже рассказали нашим иностранным гостям о песнях, которые мы поем о России, о русских народных танцах. А в конце нашего путешествия давайте покажем гостям русский народный оркестр. Давайте посмотрим, какие инструменты в нем звучат.

Ребята, какие инструменты вы увидели в этом оркестре?

Давайте, мы тоже создадим русский народный оркестр. У нас есть бубны и ложки. Подумайте, какой инструмент лучше подойдет для девочек, а какой для мальчиков?

Давайте сначала послушаем ритмический рисунок. Простучим ладошками, а теперь на инструментах.

И не забывайте – поклон.

Ребята, мне кажется, мы сегодня вместе с вами очень постарались рассказать нашим иностранным туристам о музыкальной культуре России, ее народных традициях. Вам самим понравилось наше музыкальное путешествие?

Спасибо вам большое.

Так называется наша страна – Россия.

Мы можем спеть о России, можем станцевать, послушать песни о нашей родине.

Слушание песни «Россия» (сл. И.Шаферана, муз. П.Аедоницкого).

Эта песня о том, что мы очень любим свою страну.

В ней много берез, рек, у нее синее небо.

Россия похожа на красивую девушку – Аленушку.

Она нежная, плавная, красивая.

Песня называется «Край родной» (сл. И муз. Е. Гомоновой).

Девушки надевали красные сарафаны, кокошники.

Мужчины носили рубашки, особенно любили красные. Подпоясывались кушаком – широким цветным поясом.

Просмотр видеозаписи русского народного танца.

Эти танцы веселые, озорные, быстрые или плавные, спокойные.

Девочки показывают запомнившиеся движения.

Девочки: танец с платочками.

Мальчики показывают запомнившиеся движения.

Мальчики: танец.

Общий танец «Как у наших у ворот».

Просмотр видеозаписи русского народного оркестра «Русский стиль».

В русском народном оркестре есть балалайки, гармонь или баян, бубен, ложки.

Выбор инструментов.

Оркестр под песню «Русская кадриль»

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Закреплять и обогащать представления детей о своей стране – России, ее музыкальной культуре, музыкальных народных традициях. Воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа.

Совершенствовать речь, как средство общения.

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с различными интонациями. Совершенствовать фонематический слух.

Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Способствовать развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Познакомить с элементами русского народного танца. Развивать танцевальное творчество.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений.

Знакомить с народными произведениями в оркестровой обработке. Исполнять русскую народную мелодию на шумовых музыкальных инструментах.

Развивать чувство ритма, музыкальный слух.

Воспитывать умение действовать сообща.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №14»

г. Колпашево Томской области

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Мамцева Ольга Геннадьевна

музыкальный руководитель

Мамцева

Ольга Геннадьевна

Музыкальное путешествие в Италию

  1. Италия - страна хранительница величайших культурно исторических ценностей (краткий художественно исторический экскурс).
  2. Италия - родина оперы, родина бельканто.
  3. Чудо-город Венеция.
  4. Музыкальное посвящение М. Глинки - романс «Венецианская ночь».
  5. Знакомство с жанром баркаролы.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь» (слушание);
  2. Н. Паганини. «Каприс» № 24 (ля минор);
  3. П. Чайковский. «Итальянское каприччио» (по желанию педагога);
  4. «Санта Лючия». Итальянская народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
  2. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
  3. Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении.

Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников.

Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей.

Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники.

С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка).

Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто (bel canto по-итальянски - прекрасное пение).

Вы знакомы с творчеством русского композитора, основоположником русской классической музыки. М. И. Глинка создал основы русского музыкального языка.

Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь ребёнка – быть ему музыкантом.

Музыка М. Глинки полна народности, музыковед В. Стасов пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка родился, провёл первые годы и получил первое своё образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности. Которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в сердце России». М. Глинка был первым русским композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот почему М. Глинка считается первым русским композитором.

Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и они сами почтительно стали называть его «маэстро», что означает «учитель». В память о своём пребывании в Италии Глинка сочинил замечательный романс, который называется «Венецианская ночь».

Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят длинные гондолы (гондола – венецианская лодка). И в Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы) непременно пели песни. Эти песни получили название «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском языке произносится как «барка».

Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный. Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение лёгкого покачивания.

В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел.

И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки.

Послушайте начало этого романса.

Ночь волшебница дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной.
Окружён волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зелёных берегов.

(Слова И. Козлова)

Вслушайтесь в музыку романса, в его слова.

Слушание: М. Глинка. Романс «Венецианская ночь».

  1. Какой характер у романса? (Изящный, изысканный, утончённый, нежный.)
  2. В каком жанре сочинил композитор этот романс?
  3. Как переводится слово «Баркарола»?
  4. В каких жанрах создавал музыку М. И. Глинка?
  5. Какая музыка М. И. Глинки вам запомнилась больше всего?
  6. Что рисует сопровождение романса?

Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого итальянского композитора, автора произведений для скрипки по имени Никколо Паганини.

Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству, говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У Паганини было много завистников, не раз перед концертом ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне.

Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н. Паганини, оно называется «Каприс». Обратите внимание на форму музыки и её развитие.

Слушание: Н. Паганини. «Каприс».

  1. Попробуйте спеть лейтмотив «Каприса» Н. Паганини.
  2. Повторялся ли лейтмотив в течении пьесы? (Да.)
  3. Менялся ли он в своём оформлении? (Да.)
  4. Как называется такая музыкальная форма? (Вариации.)
  5. Назовите автора этого произведения.
  6. Паганини был не только великим композитором, но и великим исполнителем. На каком музыкальном инструменте он играл?
  7. Как называется музыкант, который блестяще играет на музыкальном инструменте? (Виртуоз.)
  8. Надо ли быть виртуозом, чтобы исполнять сочинения Н. Паганини? (Да.)
  9. В какой стране родился и жил Н. Паганини? (В Италии.)

Запомни!
Баркарола

Вопросы и задания:

  1. Что в музыкальном путешествии по Италии вам запомнилось больше всего? Почему?
  2. Что такое баркарола? Каковы её особенности?
  3. Какие картины возникают во время прослушивания романса М. Глинки «Венецианская ночь»?
  4. Что, по-вашему, изображает ритм в этом романсе?

Дополнительный материал

Пётр Ильич Чайковский в 1879 -1880 годах жил в Италии.

Внимательно вслушивался композитор в итальянскую народную музыку, распеваемую уличными певцами. Особенно запомнился многодневный яркий, красочный карнавал (правда, немало утомивший своим шумом, «беснованием»). Под его впечатлением Чайковский решил написать фантазию на народные темы для симфонического оркестра - «Итальянское каприччио». Он хотел, чтобы весёлая, светлая пьеса возбуждала жажду жизни, охоту танцевать и веселиться.

Слушание: П. Чайковский. «Итальянское каприччио».

Открывается эта одночастная пьеса звуками фанфары - сигнала, который Пётр Ильич слышал ежедневно в Риме из военных казарм, находившихся рядом с его отелем. За медленным вступлением следуют, сменяя один другого, эпизоды, контрастные по настроению: то грустные, печальные, то празднично приподнятые, светлые, то песенные, то танцевальные.

Произведение состоит из нескольких танцев, следующих один за другим без перерыва, каждый из которых основан на мелодии, услышанной композитором в Италии, начиная с имитации военного духового оркестра и знаменитой неаполитанской песни - до захватывающей тарантеллы в финале.

В презентации использованы фото достопримечательностей Италии, репродукции картин художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рубенса Санторо, Ивана Айвазовского, Уильяма Тёрнера, Эмилио Фоссати и др.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Венецианская ночь
Паганини. Каприс для скрипки № 24
Чайковский. Итальянское каприччио, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

    Слайд 1

    Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии 2009/2010 учебный год КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!»

    Слайд 2

    Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Познавательная Развивающая Воспитательная Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства, формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности, развивать творческие способности в разных видах деятельности, развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям, воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа. Цели и задачи раздела:

    Слайд 3

    В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития. 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ

    Слайд 4

    В результате изучения раздела ученик должен научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решатьследующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами. 4 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Слайд 5

    Метод междисциплинарных взаимодействий Словесный метод Метод наблюдения Метод контроля и самоконтроля Метод эмоциональной драматургии Игровые технологии Проблемные методы ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,МЕТОДЫ,ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческий метод

    Слайд 6

    Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение; активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.); комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи); ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

    Слайд 7

    Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:

    Слайд 8

    8 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.РОДИНА МОЯ - РОССИЯ!»

    Слайд 9

    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!»

    4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсия Цель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России. Задачи: познавательные: -формировать представление о культуре России; -ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика; -формировать умение слушать, запоминать, размышлять; -познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова; развивающие: -развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память; - побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов; -обогащать словарный и музыкальный запас учащихся, воспитательные: - воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища. -воспитывать положительную мотивацию к учению.

    Слайд 10

    Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг. “Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков). Портретная галерея русских поэтов и музыкантов. Экспозиция картин русских художников. Эпиграф на доске: О, Россия! С нелегкой судьбою страна… У меня ты, Россия, Как сердце одна, Я и другу скажу, Я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, Прожить не смогу. (Юлия Друнина) фортепиано магнитофон учебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин. Подготовка к восприятию нового материала–3 мин. Изучение нового материала – 25 мин. Закрепление новых знаний – 5 мин. Подведение итогов урока - 3 мин. Задание на дом – 2 мин.

    Слайд 11

    Русская берёза

    Русская береза – символ русской природы, любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

    Слайд 12

    Флаг России

    К царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность,честность;красный – мужество, верность.

    Слайд 13

    Герб России

    Когда появился Российский герб? Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, окончательно избравший символом государственной власти двуглавого орла. Но только в XVII веке его изображения стали именовать Государственным гербом России.

    Слайд 14

    Гимн России

    "Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.