Презентация на тему "Роман «Обломов» в русской критике". Роман «Обломов»

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород 17 ноября (30 ноября) 1861, Санкт-Петербург Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород 17 ноября (30 ноября) 1861, Санкт-Петербург5 февраля1836Нижний Новгород30 ноября1861 Санкт-Петербург5 февраля1836Нижний Новгород30 ноября1861 Санкт-Петербург Русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Русскийлитературный критик1850-х1860-хпублицистреволюционный демократ Русскийлитературный критик1850-х1860-хпублицистреволюционный демократ Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературыЧто такое обломовщина? ГончароваОбломовЛуч света в тёмном царствеОстровскогоГрозаЧто такое обломовщина? ГончароваОбломовЛуч света в тёмном царствеОстровскогоГроза


В романе почти вовсе нет действия. В романе почти вовсе нет действия. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действия во всей его истории. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действия во всей его истории. Гончаров не дает и, по- видимому, не хочет дать никаких выводов. Гончаров не дает и, по- видимому, не хочет дать никаких выводов. Добролюбов Н.А. Статья «Что такое обломовщина?» (Май 1859 г.)


Отразилась русская жизнь, предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью. Отразилась русская жизнь, предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью. «Это коренной, народный наш тип». «Это коренной, народный наш тип». Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Слово это – обломовщина - служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни. Слово это – обломовщина - служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни. Ю. С. Гершкович. Обломов на диване.


«Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств» «Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств» Добролюбов прежде всего увидел и точно показал неспособность Обломова к положительному добру. Добролюбов прежде всего увидел и точно показал неспособность Обломова к положительному добру. Н. В. Щеглов. Обломов и Ольга


«Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы - наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. «Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы - наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово». В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово». Обломов и Захар. Художник Т. Шишмарева. 1955


«Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову - Штольца. «Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову - Штольца. Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества». Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества». Ю. С. Гершкович. Штольц.


«Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни». «Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни». «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас. Т. В. Шишмарева. Ольга


Групповой портрет русских писателей членов редколлегии журнала «Современник». Верхния ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский (1856)СовременникЛ. Н. ТолстойД. В. Григорович И. А. ГончаровИ. С. ТургеневА. Н. Островский


Алекса́ндр Васи́льевич Дружи́нин (8 (20) октября 1824, Санкт-Петербург 19 (31) января 1864, там же) русский писатель, литературный критик Санкт-Петербург311864русский201824Санкт-Петербург311864русский Статья Дружинина «Обломов» Статья Дружинина «Обломов» (ж. «Современник», декабрь 1859 г.) Увидел тайну успеха романа «непосредственно в силе художественного таланта автора», который не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов». Увидел тайну успеха романа «непосредственно в силе художественного таланта автора», который не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов».


«Обломов и обломовщина: эти слова не даром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. «Обломов и обломовщина: эти слова не даром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане» - пишет Дружинин. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане» - пишет Дружинин. Сон Обломова. В гостиной перед ужином. Художник С. Шор. 1936


«Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. «Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия». Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия». Обломов дорог критику как тип, как дорог он любому русскому человеку. Ю. С. Гершкович. Обломов.


Дружинин говорит об обломовщине не как о социальном зле, а об особенностях человеческой натуры, о том общем, что роднит людей и народы. Дружинин говорит об обломовщине не как о социальном зле, а об особенностях человеческой натуры, о том общем, что роднит людей и народы. «Обломовщина, так полно обрисованная г. Гончаровым, захватывает собою огромное количество сторон русской жизни, но из того, что она развилась и живет у нас с необыкновенной силою, еще не следует думать, чтоб обломовщина принадлежала одной России. Когда роман, нами разбираемый, будет переведен на иностранные языки, успех его покажет, до какой степени общи и всемирны типы, его наполняющие!». «Обломовщина, так полно обрисованная г. Гончаровым, захватывает собою огромное количество сторон русской жизни, но из того, что она развилась и живет у нас с необыкновенной силою, еще не следует думать, чтоб обломовщина принадлежала одной России. Когда роман, нами разбираемый, будет переведен на иностранные языки, успех его покажет, до какой степени общи и всемирны типы, его наполняющие!». А. В. Дружи́нин


Критик далёк и от того, чтобы клеймить обломовщину, как безусловное зло и порок: «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, безнадежности, растления и злого упорства, но ежели корень ее таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей пред практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на нее значит то же, что злиться на ребенка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы людей взрослых». Критик далёк и от того, чтобы клеймить обломовщину, как безусловное зло и порок: «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, безнадежности, растления и злого упорства, но ежели корень ее таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей пред практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на нее значит то же, что злиться на ребенка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы людей взрослых». Дружинин прежде всего увидел и верно оценил положительную неспособность Обломова к злу. «Русская обломовщина, так как уловлена она г. Гончаровым, во многом возбуждает наше негодование, но мы не признаем ее гнилости или распадения... Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец». Дружинин прежде всего увидел и верно оценил положительную неспособность Обломова к злу. «Русская обломовщина, так как уловлена она г. Гончаровым, во многом возбуждает наше негодование, но мы не признаем ее гнилости или распадения... Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец». Защищая столь милого его сердцу Обломова, Дружинин обращает свой гневный взор на «недостатки современных практических мудрецов», к которым он без сомнения причисляет и Ольгу со Штольцем. Защищая столь милого его сердцу Обломова, Дружинин обращает свой гневный взор на «недостатки современных практических мудрецов», к которым он без сомнения причисляет и Ольгу со Штольцем.


ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ () ОБЛОМОВ. Роман И. А. Гончарова Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: "зачем жить? к чему трудиться?" вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: "зачем жить? к чему трудиться?" вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа.


Обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров. Обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров. По этой идее построен весь план романа, построен так обдуманно, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного лица, ни одной лишней подробности. По этой идее построен весь план романа, построен так обдуманно, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного лица, ни одной лишней подробности. В романе г. Гончарова внутренняя жизнь действующих лиц открыта перед глазами читателя. В романе г. Гончарова внутренняя жизнь действующих лиц открыта перед глазами читателя.


Писарев об Обломове и обломовщине Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщины. Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщины. Слово обломовщина не умрет в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникнет в язык и войдет во всеобщее употребление. Слово обломовщина не умрет в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникнет в язык и войдет во всеобщее употребление.


Писарев о Штольце Андрей Иванович Штольц, друг Обломова, является вполне мужчиною, таким человеком, каких еще очень мало в современном обществе. Андрей Иванович Штольц, друг Обломова, является вполне мужчиною, таким человеком, каких еще очень мало в современном обществе. у Штольца здоровая и крепкая природа; он сознает свои силы, не слабеет перед неблагоприятными обстоятельствами и, не напрашиваясь насильно на борьбу, никогда не отступает от нее, когда того требуют убеждения; жизненные силы бьют в нем живым ключом, и он употребляет их на полезную деятельность, живет умом, сдерживая порывы воображения, но воспитывая в себе правильное эстетическое чувство. у Штольца здоровая и крепкая природа; он сознает свои силы, не слабеет перед неблагоприятными обстоятельствами и, не напрашиваясь насильно на борьбу, никогда не отступает от нее, когда того требуют убеждения; жизненные силы бьют в нем живым ключом, и он употребляет их на полезную деятельность, живет умом, сдерживая порывы воображения, но воспитывая в себе правильное эстетическое чувство. Ю. С. Гершкович. Обломов и Штольц


Писарев об Ольге Ольга Сергеевна Ильинская представляет тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание. Ольга Сергеевна Ильинская представляет тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание. Естественность и присутствие сознания вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Естественность и присутствие сознания вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Обломов и Ольга. Художник М. Клячко. 1951


Из этих двух качеств вытекают правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, уменье любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, уменье жертвовать собою своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Из этих двух качеств вытекают правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, уменье любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, уменье жертвовать собою своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Характер Ольги показан в развитии. Характер Ольги показан в развитии. Ю. С. Гершкович. Ольга.

Урок литературы. 10 класс.

Тема: Роман «Обломов» в русской критике.

Цель: познакомиться с критическими статьями Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарева «Обломов»; проанализировать данную ими оценку вышеназванного романа; сопоставить статьи Писарева Д.И. и Добролюбова Н.А.; развивать навыки критического мышления; воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование урока:

портреты Писарева Д.И. и Добролюбова Н.А.; тексты критических статей; раздаточный материал; карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

самостоятельный анализ статей группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

сообщения;

аналитическая беседа;

выразительное чтение.

Тип урока: освоение и применение новых знаний.

Ход урока.

I . Оргмомент.

II .Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Роман «Обломов» - вершина творчества И. А. Гончарова. Он стал эпохальным в истории национального самосознания: вскрыл и обнажил явления русской действительности.
Выход в свет романа породил бурю в критике. Самыми яркими выступлениями стали статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», А.В. Дружинина «Обломов». Роман И. А. Гончарова», Д.И. Писарева «Обломов». Несмотря на разногласия, они говорили о типичности образа Обломова, о таком общественном явлении, как обломовщина. Это явление выступает в романе на первый план. Считаем, что оно актуально и сегодня, поскольку в каждом из нас найдутся обломовские черты: лень, мечтательность, иногда боязнь перемен и другие. Прочитав роман, мы составили себе представление о главном герое. Но все ли мы заметили, не упустили ли чего-нибудь, или мы недооцениваем героев? Поэтому нам необходимо изучить критические статьи о романе И.А. Гончарова «Обломов». Наиболее интересны нам оценки, данные современниками И.А. Гончарова – Н.А.Добролюбовым и Д.И.Писаревым.
III . Работа по теме урока.

1. Сообщения подготовленных учащихся:

Об истории создания статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»;

Составленный план статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».

2. Работа в тетрадях (учащиеся записывают план статьи).

3. Работа в группах (согласно составленному плану).

1 группа. Добролюбов в своей статье раскрывает особенности творческого метода Гончарова-художника. Гончаров, по мнению автора статьи «Что такое обломовщина?», прежде всего художник, умеющий выразить полноту явлений жизни.
2 группа. Добролюбов отмечает, что главный герой романа схож с героями других литературных произведений, образ его типичен и закономерен, но никогда еще так просто его не изображали, как это сделал Гончаров. Этот тип подметили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и другие, но только образ этот изменялся с течением времени.

3 группа. Выявляя закономерности, Добролюбов выводит понятие «обломовщины» - бездельничество, дармоедство и совершенная ненужность на свете, бесплодное стремление к деятельности, сознание героев, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего...»

4 группа. Всех героев романа Добролюбов оценивает с высоты общественно-политических взглядов, выясняя, кто из них мог бы заставить других людей стряхнуть с себя сонное состояние и повести людей за собой.
IV . Продолжение работы по теме урока.

1. Слово учителя.

Роман «Обломов» в оценке Писарева Д. И.
Дмитрий Иванович Писарев, размышляя о том, каков истинный поэт, постепенно переходит к роману И.А. Гончарова «Обломов». По мнению Писарева, «истинный поэт смотрит глубоко на жизнь и в каждом ее явлении видит общечеловеческую сторону, которая затронет за живое всякое сердце и будет понятна всякому времени». Истинный поэт выводит действительность из глубины собственного духа и влагает в живые, созданные им образы одушевляющую его мысль. Подчёркивая, что все сказанное об истинном поэте, характерно для автора романа «Обломов», Писарев Д.И. отмечает отличительные признаки его таланта: полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования.
Д.И. Писарев считает, что роман актуален в любую эпоху и потому принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение для русского общества. «Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами».
Критик дает подробную характеристику трем главным героям, объясняя, как и почему появились и развились в них те или иные качества.

2. Работа в группах. Составление цитатных характеристик героев романа по материалам статья Д.И.Писарева «Обломов»

1 группа. Цитатная характеристика Ильи Ильича Обломова.

2 группа. Цитатная характеристика Андрея Штольца.

3 группа. Цитатная характеристика Ольги Ильинской.

V. Закрепление материала урока.

1. Аналитическая беседа «Сопоставление двух точек зрения на роман «Обломов».

Как критики оценивали талант Гончарова?

Каков Обломов по мнению Добролюбова?

Каков Обломов по мнению Писарева?

Кто из критиков дал определение «обломовщина»?

Что пишут критики о других главных героях?

2. Составление таблицы «Общие и отличительные черты статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева»

Общие черты

Отличительные черты

Оба литературных критика высоко оценивали талант Гончарова как художника, мастера слова, отметили полноту повествования, изящность и нравственность.

Статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» носит не только литературоведческий характер, но и общественно-политический.

Писарев Д.И. выступает только как литературный критик, глубоко анализируя характеры главных героев.

И Писарев, и Добролюбов раскрывают понятие «обломовщина» как апатичность, инертность, безволие и бездействие. Они проводят параллели с другими литературными произведениями.

Расходятся в оценке героев этих произведений: Добролюбов называет их «братьями - обломовцами», указывая на многие сходства, Писарев же разграничивает апатичность героев, выделяя два разных типа апатии – байронизм и обломовщину.

Как и Добролюбов, Писарев отмечает красоту и привлекательность характера Ольги Ильинской, говорит о ее будущей общественно политической судьбе.

Разные подходы у критиков и к оценке главных героев. Добролюбов оценивает их с высоты общественно-политических взглядов, выясняя, кто из них мог бы заставить других людей стряхнуть с себя сонное состояние и повести людей за собой. Такие способности он видит в Ольге Ильинской.
Довольно резко оценивает самого Обломова, видя в нем всего лишь одно положительное качество.
Писарев дает глубокий анализ характеров трех главных героев, но Обломов, с его точки зрения, наделен большим количеством положительных качеств, хотя и жалок.

VI. Итог урока.

«Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане…»

А.В.Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова».

VII. Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Что было трудным?

IX. Домашнее задание.

1. Подготовиться к написанию контрольного сочинения по темам:

«Теперь или никогда!»: Обломов и Штольц.

Роль женских образов в романе И.А.Гончарова «Обломов»

«Что сгубило тебя?... Нет имени этому злу…» Обломов и обломовщина.

Слайд 2

Первые споры вокруг романа

Горячий спор вокруг нового романа Гончарова вспыхнул задолго до его появления в печати. Поводом послужила публикация в одном из некрасовских альманахов одного из важнейших эпизодов «Обломова» - отрывка под названием «Сон Обломова» (1849). Страстность, с которой откликнулась критика на появление этого отрывка, свидетельствовала о жизненной значительности темы «обломовки». Характерно было стремление славянофильской критики взять под защиту патриархальный уклад дворянского общества. По мнению «Москвитянина», автор обрисовывает «застой жизни как нельзя лучше». Но тут же автора упрекали за критическое изображение пошлостей жизни, ибо «над ними нельзя трунить, как над детьми в пеленках, которые, несмотря на свое неразумие, очень милы, что доказывает и «Сон Обломова». Критическая борьба вокруг «Обломова» определялась идейным размежеванием революционеров и либералов. В годы революционной ситуации с особой остротой встал «крестьянский вопрос», вопрос «о земле и воле». Под влиянием все нарастающего революционного протеста народных масс либерально-дворянская группа призывает литературу отречься от злобы дня, минутных интересов во имя изображения «вечных идей» красоты, добра и правды; ревизует наследие Белинского, пропагандирует «артистизм» в поэзии и отметает «дидактическое направление» гоголевской школы. Тем самым дворянские либералы почти полностью объединились с дворянской реакцией.

Слайд 3

Критика Добролюбова

Общепризнанной классикой для читателей многих поколений стала статья Добролюбова «Что такое обломовщина?», по праву являющаяся ценным достоянием в развитии эстетической мысли. В критическом анализе «Обломова» он выразил гневное осуждение социальной пассивности, бездеятельности, либерального пустословия, всей силой своего таланта прокламировал боевой призыв к активной борьбе во имя социальной справедливости. Знаменитое слово «обломовщина» взято критиком из текста романа Гончарова. Его прочтение «Обломова» было оригинальным и столь безупречно по аргументации, что не вызвало у Гончарова ни единого возражения. Он всю жизнь вспоминал с признательностью эту статью, хотя ее автор и заявлял о своем несогласии с романистом: рано говорить о конце обломовщины. Здесь поистине революционный «клич» - из самого «разбора». Добролюбов видит в романе «Обломов» ключ к разгадке многих явлений русской жизни, новое слово общественного развития, знамение времени. Новое слово обрело, как известно, статус широкого символа старой России: обломовщина, а в нем - и разгадка указанных явлений. В сознании критика роман выступил знамением времени. Но то же самое можно сказать и о самой статье Добролюбова. Историческая прозорливость ее автора подтвердилась всем развитием русской жизни в последующие десятилетия, а также в двадцатом веке. Он не согласился с романистом, решившим, что можно навсегда похоронить обломовщину. «Нельзя так льстить живым», заметил критик, еще много живых обломовых. Добролюбовская типология последних поистине всеобъемлюща: помещик, толкующий о правах человека, либеральные журналисты, образованные люди, рассказывающие о взяточниках, и т. д.

Слайд 4

Критика Дружинина

Особенность литературно-критического взгляда Дружинина на роман «Обломов» В декабре 1859 года, вслед за романом И.А. Гончарова «Обломов» увидела свет статья Дружинина «Обломов». Название дружининской статьи просто повторяет название книги: «Обломов», роман И. А. Гончарова». Это вообще свойственно Дружинину-критику. Дружинин рассмотрел обломовщину как явление, «корни которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и обломовщина: эти слова не даром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане» - пишет Дружинин. Обломов дорог ему как тип, как дорог он любому русскому человеку. «Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной и мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко» . Дружинин пишет о великом мастерстве Гончарова, который так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только в её негативных чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением» . Дружинин совершенно далёк от того, чтобы вслед за Добролюбовым назвать Обломова «лишним человеком», критик говорит о том, что сопоставление героя романа с «лишними людьми» не входило в задачи Гончарова.

Слайд 5

Критика Писарева

Д.И. Писарев в своей статье дает подробную характеристику не только Илье Ильичу Обломову, но и еще двум не менее интересным персонажам: Андрею Штольцу и Ольге Ильинской. В образе Штольца критик отмечает такие черты, как: выработанность убеждений, твердость воли, критический взгляд на людей и на жизнь и рядом с этим критическим взглядом вера в истину и в добро, уважение ко всему прекрасному и возвышенному. Дружбу Штольца с Обломовым Писарев объясняет как потребность Обломова, человека со слабым характером в нравственной поддержке. В личности Ольги Ильинской Писарев увидел тип будущей женщины, в которой он отмечает два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения: естественность и присутствие сознания, именно они отличают Ольгу от обыкновенных женщин. Вся жизнь и личность Ольги составляют живой протест против зависимости женщины. Протест этот, конечно, не составлял главной цели автора, потому что истинное творчество не навязывает себе практических целей; но чем естественнее возник этот протест, чем менее он был приготовлен, тем более в нем художественной истины, тем сильнее подействует он на общественное сознание. Писарев высоко оценил роман Гончарова И.А. «Обломов»: не прочтя его, трудно познакомиться с современным положением русской литературы. Писаревым названы и главные мотивы романа: изображение чистого, сознательного чувства, определение его влияния на личность и поступки человека, воспроизведение господствующей болезни нашего времени, обломовщины. Считая роман Обломов истинно изящным произведением, критик называет его нравственным, потому что верно и просто рисует действительную жизнь. Критик дает подробную характеристику трем главным героям, объясняя, как и почему появились и развились в них те или иные качества. Несмотря на то, что Обломов, с его точки зрения, жалок, называет много положительных качеств.

Слайд 6

Критика Белинского и Чехова

Белинский В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. Чехов «…и за что я до сих пор считал Гончарова первоклассным писателем? Его Обломов совсем не важная штука. Сам Илья Ильич, утрированная фигура, не так уж крупен, чтобы из-за него стоило писать целую книгу.(…)А главная беда –во всем романе холод, холод, холод…» «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»

Слайд 7

Вопросы:

Кто является автором статьи «Что такое обломовщина?» О ком писалось в статье «Что такое обломовщина»? «Ясно, что…не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек чего-то ищущий, о чём-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства»? Как Чехов относился к Штольцу?

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Русская критика XIX века о романе И.А.Гончарова «Обломов»
Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2

Цель урока
Проанализировать противоречивость оценок романа Сопоставить оценки критиков со своим восприятием произведения

Слайд 3

А.В.Дружинин
Н.А.Добролюбов
Д.И.Писарев

Слайд 4

Вопросы для сравнительной беседы
Как оценивается критиками время создания романа? Как определяют критики специфику проблематики романа Гончарова? Как трактуется в статьях образ Обломова? Каковы различия в трактовке образа Андрея Штольца?

Слайд 5

Оценка критиками специфики проблематики романа
Н.А.Добролюбов: в романе «отразилась русская жизнь», «предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», «сказано новое слово нашего общественного развития». А.В.Дружинин: Гончаров «ставит перед наши глаза целую жизнь данной сферы, данной эпохи и данного общества… чтобы… навсегда остаться в истории искусства и освещать ярким светом моменты действительности им уловленной». Д.И.Писарев: в романе «обширная, общечеловеческая задача… разрешается в явлениях чисто русских, национальных».

Слайд 6


Н.А.Добролюбов: «Обломов не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Он не прочь от деятельности – до тех пор, пока она имеет вид призрака и далека от реального осуществления»

Слайд 7

Образ Обломова в русской критике
А.В.Дружинин: «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви… Теперь над обломовщиной можно посмеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез; о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

Слайд 8

Образ Обломова в русской критике
Д.И.Писарев: Обломов «олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г.Гончаров придал имя обломовщины… Вся личность его влечет к себе своею честностию, чистотою помыслов и «глубиною», по выражению самого автора, нежностию чувств; но в этой привлекательной личности нет мужественности и силы, нет самодеятельности… На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».

Слайд 9


А.Н.Добролюбов: «Штольц – человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить – значит трудиться и пр. но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать,– это для нас остается тайной… не он тот человек, который сумеет, на языке, понятной для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»

Слайд 10

Русская критика об Андрее Штольце
А.В.Дружинин: «это человек обыкновенный и не метящий в необыкновенные люди, лицо, вовсе не воспроизводимое романистом в идеал нашего времени, персонаж, обрисованный с излишней кропотливостью, которая все-таки не дает нам должной полноты впечатления».

Слайд 11

Русская критика об Андрее Штольце
Д.И.Писарев: «Выработанность убеждений, твердость воли, критический взгляд на людей и на жизнь и рядом с этим критическим взглядом вера в истину и в добро, уважение ко всему прекрасному и возвышенному – вот главные черты характера Штольца. Он не дает воли страстям, отличая их от чувства; он наблюдает за собою и сознает, что человек есть существо мыслящее и что рассудок должен управлять его действиями», это – «тип будущий, который теперь редок, но к которому ведет современное движение идей, обнаружившееся с такою силою в нашем обществе».

Слайд 12

Домашнее задание
Написать сочинение по творчеству И.А.Гончарова. Обломов и Штольц. Письмо Илье Ильичу Обломову Роль «Сна Обломова» в композиции и авторском понимании центрального образа романа. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Презентацию на тему "Русская критика XIX века о романе И.А.Гончарова "Обломов"" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Русская критика XIX века о романе И.А.Гончарова «Обломов»

Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2

Цель урока

Проанализировать противоречивость оценок романа Сопоставить оценки критиков со своим восприятием произведения

Слайд 3

Слайд 4

Вопросы для сравнительной беседы

Как оценивается критиками время создания романа? Как определяют критики специфику проблематики романа Гончарова? Как трактуется в статьях образ Обломова? Каковы различия в трактовке образа Андрея Штольца?

Слайд 5

Оценка критиками специфики проблематики романа

Н.А.Добролюбов: в романе «отразилась русская жизнь», «предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», «сказано новое слово нашего общественного развития». А.В.Дружинин: Гончаров «ставит перед наши глаза целую жизнь данной сферы, данной эпохи и данного общества… чтобы… навсегда остаться в истории искусства и освещать ярким светом моменты действительности им уловленной». Д.И.Писарев: в романе «обширная, общечеловеческая задача… разрешается в явлениях чисто русских, национальных».

Слайд 6

Образ Обломова в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Обломов не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Он не прочь от деятельности – до тех пор, пока она имеет вид призрака и далека от реального осуществления»

Слайд 7

А.В.Дружинин: «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви… Теперь над обломовщиной можно посмеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез; о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

Слайд 8

Д.И.Писарев: Обломов «олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г.Гончаров придал имя обломовщины… Вся личность его влечет к себе своею честностию, чистотою помыслов и «глубиною», по выражению самого автора, нежностию чувств; но в этой привлекательной личности нет мужественности и силы, нет самодеятельности… На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».

Слайд 9

Русская критика об Андрее Штольце

А.Н.Добролюбов: «Штольц – человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить – значит трудиться и пр. но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать,– это для нас остается тайной… не он тот человек, который сумеет, на языке, понятной для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»

Слайд 10

Слайд 11

Д.И.Писарев: «Выработанность убеждений, твердость воли, критический взгляд на людей и на жизнь и рядом с этим критическим взглядом вера в истину и в добро, уважение ко всему прекрасному и возвышенному – вот главные черты характера Штольца. Он не дает воли страстям, отличая их от чувства; он наблюдает за собою и сознает, что человек есть существо мыслящее и что рассудок должен управлять его действиями», это – «тип будущий, который теперь редок, но к которому ведет современное движение идей, обнаружившееся с такою силою в нашем обществе».

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.