Производства по делу в связи. Порядок и последствия прекращения производства по делу

  • Административный процесс: общие положения
    • Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
    • Развитие административного судопроизводства в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования
  • Административно-регулятивный процесс
    • Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан
    • Правонаделительные административные производства
      • Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства
    • Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур
  • Административно-юрисдикционный процесс
    • Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
    • Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
    • Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
    • Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
    • Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
    • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
    • Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
    • Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
    • Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
    • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
    • Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
    • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
    • Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
  • Производство по применению мер административного пресечения
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
    • Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Исполнительное административное производство
    • Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • Производство по заявлениям и жалобам граждан
    • Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
    • Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
    • Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении

Существует два вида прекращения производства по делу об административном правонарушении: (а) прекращение производства до передачи дела на рассмотрение и (б) прекращения производства по делу по результатам его рассмотрения.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение . Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение регулируется ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

«1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 настоящего Кодекса.

1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности».

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

  1. отсутствие события административного правонарушения.
  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости.
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.
  5. отмена закона, установившего административную ответственность.
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Требования, предусмотренные ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, заключаются в том, что в этом документе должны быть указаны:

  1. должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  2. дата и место рассмотрения дела;
  3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  5. статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  6. мотивированное решение по делу;
  7. срок и порядок обжалования постановления.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении по результатам его рассмотрения . Статья 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» устанавливает следующее.

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1.1 данной статьи определено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

«1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. <...>

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 14.32 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям».

Статья 6.8. Примечание . Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.9. Примечание . Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 14.32. Примечание . 1. Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

  • на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

В отношении малозначительности совершенного административного правонарушения, в силу которого судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит следующие уточняющие позиции:

  • «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений;
  • такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания;
  • о решении освободить виновное лицо от административной ответственности за совершенное правонарушение в силу его малозначительности и ограничиться устным замечанием должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу;
  • если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу».

Статья 215. Обязанность суда приостановить производство по делу

Комментарий к статье 215

Приостановление дела – это временное прекращение судом на неопределенный срок производства по гражданскому делу, в связи с возникновением предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу.

Основанием приостановления является определенная группа юридических фактов. Эти факты характеризуются тем, что они: а) носят объективный характер, т.е. их возникновение и прекращение не зависит от воли и усмотрения суда или лиц, участвующих в деле; б) исчерпывающим образом указаны в законе; в) время окончания их действия точно не известно ни суду, ни лицам, участвующим в деле.

Приостановление производства по делу возможно только по основаниям, указанным в ст. 215 – 216 ГПК. Поэтому суд, приостанавливая производство по делу, не вправе ссылаться на иные обстоятельства, не указанные в законе.

При возникновении одного или нескольких оснований, дающих право суду приостановить производство по делу, инициативу в приостановлении может проявить как суд, так и лица, участвующие в деле, путем заявления соответствующего ходатайства.

Приостановление производства может иметь место в любой стадии процесса (кроме стадии возбуждения дела). Чаще всего вопрос о приостановлении возникает в стадии судебного разбирательства. Однако при подготовке дела к судебному разбирательству судья также может столкнуться с обстоятельством, в силу которого дело можно или нужно приостановить. Теперь вопрос о приостановлении дела должен решаться в предварительном судебном заседании (см. комментарий к ст. 152). Применительно к стадии исполнения судебных актов ГПК устанавливает несколько иные основания (см. ст. 436 – 437 ГПК и ст. 39 – 40 ФЗ “Об исполнительном производстве”).

Приостановление гражданского дела имеет существенные отличия от отложения дела. Они заключаются в следующем:

а) основания приостановления производства по делу полностью указаны в законе. Основания отложения дела указаны в ГПК лишь частично, так как перечислить все их просто невозможно;

б) основания приостановления обусловлены объективными причинами, не зависящими от воли и усмотрения сторон и суда (например, смерть гражданина, являвшегося стороной; военные действия; недееспособность стороны и т.п.). Отложение дела, как правило, вызвано причинами субъективного характера (например, ходатайством стороны об истребовании дополнительных доказательств; желанием ответчика предъявить встречный иск; неявкой кого-либо из участников процесса и т.п.);

в) производство по делу приостанавливается на неопределенный срок. Правда, законодатель уточняет, что время приостановления дела не может по своей продолжительности превышать период действия того обстоятельства, которое послужило причиной приостановления производства. Например, если производство по делу было приостановлено вследствие признания стороны недееспособной, то, после того как этой стороне будет назначен законный представитель, производство по делу должно быть возобновлено. Отложение дела всегда происходит на определенный срок. Поэтому, откладывая дело, суд всегда обязан указать время (день и час) следующего судебного заседания;

г) при приостановлении производства по делу исключается совершение по нему каких-либо процессуальных действий. Процесс по нему как бы замирает. Отложение дела, наоборот, направлено на то, чтобы совершать определенные процессуальные действия (собрать дополнительные доказательства, дать возможность ответчику подготовить встречный иск или пригласить адвоката и т.д.);

д) определение суда о приостановлении дела обязательно должно выноситься в письменной форме. Определение об отложении дела суд обычно выносит в устной форме с занесением в протокол судебного заседания;

е) определение о приостановлении производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий суд, так как препятствует дальнейшему движению гражданского процесса. Определение об отложении обжалованию не подлежит, поскольку период времени, на который дело откладывается, сравнительно невелик и процесс считается продолжающимся.

Приостановление производства по делу одновременно приостанавливает течение всех не истекших процессуальных сроков (ст. 110 ГПК). Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается. В случаях отложения дела процессуальные сроки не приостанавливаются.

Указанные в ст. 215 ГПК обстоятельства относятся не только к истцу и ответчику, но и к третьим лицам, заявляющим самостоятельные исковые требования относительно предмета спора (ст. 42 ГПК), так как их процессуальное положение аналогично положению истца.

Поскольку глава о приостановлении производства по делу имеет общее значение для всех гражданских дел, ее положения могут применяться судом в любом виде гражданского судопроизводства.

Основания приостановления производства по делу делятся на обязательные (ст. 215 ГПК) и факультативные (ст. 216 ГПК).

Первым основанием, обязывающим суд приостановить производство по делу, названа смерть гражданина или реорганизация юридического лица, являвшихся сторонами по делу.

Если умер гражданин, участвовавший в деле в качестве стороны (или третьего лица с самостоятельными требованиями), то дело приостанавливается при представлении суду свидетельства о смерти гражданина, выданного органом загса. Приостановление производства по делу возможно и при объявлении гражданина умершим в порядке особого производства (см. комментарий к гл. 30). И в этом случае факт смерти должен быть зарегистрирован в органах загса.

В случае смерти гражданина процессуальное правопреемство возможно только на основании правопреемства в области материальных правоотношений. Поэтому, если спорные материальные правоотношения не допускают правопреемства (например, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина, о восстановлении на работе и т.п.), приостановление производства по делу не должно иметь места. По смыслу ст. 215 ГПК уступка требования и перевод долга могут быть основаниями отложения, но не приостановления гражданского дела.

Следует сказать, что абз. 2 ст. 215 ГПК признан не соответствующим Конституции Постановлением КС РФ от 01.03.2012 N 5-П в той мере, в какой он, закрепляя обязательность приостановления судом производства по делу во всех случаях реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле, не предполагает установления судом необходимости в таком приостановлении и возможности продолжить производство с учетом оценки всех обстоятельств конкретного дела.

Ликвидация юридического лица (ст. 61 ГК) не является основанием для приостановления гражданского дела, так как при этом его права и обязанности в порядке правопреемства не переходят к другим лицам. Защита прав кредиторов при ликвидации организации осуществляется в соответствии со ст. 64 ГК.

Приостановление производства по делу допускается и при признании гражданина (истца, ответчика, третьего лица с самостоятельными требованиями) недееспособным или ограниченно дееспособным по основаниям, указанным в ст. 29 и 30 ГК. Суду, который рассматривает дело в отношении этих лиц, должны быть представлены копии решений суда о признании их соответственно недееспособными или ограниченно дееспособными.

Решая вопрос о приостановлении производства по делу, суд предварительно должен выяснить, назначен ли органом опеки и попечительства опекун недееспособному и попечитель – ограниченно дееспособному. Если такие лица назначены, они привлекаются судом к участию в деле. Приостановление производства по делу здесь не вызывается необходимостью. Если же вопрос о назначении опекуна или попечителя не решен, производство по делу следует приостановить.

Приостановление производства по делу с участием ограниченно дееспособного лица не допускается, если предметом спора в суде является гражданское или иное материальное правоотношение, которое не связано с денежными доходами ограниченно дееспособного, или если ограниченно дееспособный должен нести самостоятельную имущественную ответственность по сделкам, а также отвечать по иску о возмещении причиненного им вреда (ст. 30 ГК).

Абзац 4 ст. 215 ГПК называет три экстремальные ситуации, в которых может в процессе производства по гражданскому делу оказаться как ответчик, так и истец (или третье лицо с самостоятельными требованиями). К ним относятся: а) участие ответчика или истца в боевых действиях; б) выполнение ими задач в условиях чрезвычайного или военного положения; в) выполнение одной из сторон каких-либо задач в условиях военного конфликта.

Однако решение вопроса о приостановлении производства по делу зависит от того, кто именно оказался в зоне военных действий или на территории, где объявлено чрезвычайное или военное положение. Если там оказался ответчик, суд обязан приостановить производство по делу. Приостановление производства не обязательно только тогда, когда ответчик пришлет в суд заявление с согласием на рассмотрение дела в его отсутствие. Если же в военном конфликте принимает участие истец или он окажется на территории, на которой объявлено чрезвычайное или военное положение, суд вправе приостановить производство по делу только по просьбе истца. В противном случае приостановление производства влекло бы за собой нарушение права истца на судебную защиту. Приостановление же производства должно производиться в интересах сторон, а не во вред им.

В ст. 215 ГПК не уточняется, должны ли стороны иметь статус военнослужащих и проходить службу в определенных воинских формированиях. Представляется, что наличие статуса военнослужащего и прохождение военной службы в воинских формированиях не обязательно. Гражданин может принимать участие в боевых операциях либо выполнять какие-либо задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, не являясь военнослужащим (например, он может быть дружинником, медицинским работником, состоять в партизанском отряде, выполнять обязанности спасателя и т.д.).

Чрезвычайное и военное положения в соответствии с ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” (в ред. от 07.03.2005) и ФКЗ от 30.01.2002 N 1-ФКЗ “О военном положении” (в ред. от 28.12.2010) вводятся указами Президента РФ с последующим их утверждением Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Даты и сроки введения чрезвычайного и военного положений, территории, на которых они вводятся (все территория РФ или отдельные местности), являются теми основаниями, которые дают право суду выносить определение о приостановлении производства по гражданскому делу (см. также: Постановление Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 “О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций” (в ред. от 25.02.2009)).

Суд обязан приостановить производство по делу в тех случаях, когда решение по делу невозможно вынести из-за того, что не рассмотрено другое дело в гражданском, административном или уголовном производстве. Причина приостановления в данном случае состоит в том, что решение по другому гражданскому, административному или уголовному делу имеет преюдициальное значение. Например, гражданский истец не предъявил по каким-то причинам гражданский иск до окончания предварительного расследования по уголовному делу (ч. 2 ст. 44 УПК) и предъявляет этот иск в порядке гражданского судопроизводства. Суд, принявший этот иск, обязан приостановить его рассмотрение до тех пор, пока уголовное дело не будет рассмотрено по существу и вынесенный по нему приговор не вступит в законную силу. Или истец предъявил иск о возмещении вреда, причиненного его здоровью. Производство по этому делу также должно быть приостановлено до тех пор, пока в административном порядке не будет решен вопрос о проценте утраты истцом профессиональной трудоспособности и о назначении ему пенсии, поскольку от этих фактов зависит определение по гражданскому делу суммы утраченного заработка, о взыскании которой и предъявлен иск.

Гражданское дело приостанавливается по рассматриваемому основанию не потому, что в производстве другого суда находится какое-то гражданское, административное или уголовное дело, а потому, что по этой причине невозможно разрешить приостанавливаемое гражданское дело, так как обстоятельства этих дел взаимосвязаны. При этом ничего не говорится о возможности приостановления производства по гражданскому делу, если арбитражным судом рассматривается какое-либо дело, решение по которому будет иметь преюдициальное значение для данного гражданского дела (см. ч. 3 ст. 61 ГПК и ч. 3 ст. 69 АПК). Полагаем, что приостановление гражданского судопроизводства в этом случае будет соответствовать смыслу абз. 5 ст. 215 ГПК. Однако следует иметь в виду, что не могут служить основанием приостановления производства подача, например, жалобы в порядке надзора на вступившее в законную силу решение суда по другому гражданскому делу, даже если это решение может иметь преюдициальное значение для рассматриваемого дела (см.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2002 г.).

Нельзя приостановить производство по гражданскому делу, если проверка каких-то фактов ведется прокуратурой или иным несудебным органом.

Приостановление дела вследствие обращения суда в КС РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции является новым основанием приостановления производства по делу. О действиях суда в такой ситуации подробные разъяснения даются в Постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8. Так, в п. 3 этого Постановления указывается на то, что в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, обращается с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” может быть сделан судом любой инстанции. О необходимости обращения в КС РФ суд выносит мотивированное определение. Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа. В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона суд должен указать точное название, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. К запросу следует приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В связи с обращением в КС РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”, приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем должно быть указано в определении суда.

Статья 216. Право суда приостановить производство по делу

Комментарий к статье 216

В ст. 216 ГПК перечислены так называемые факультативные (т.е. необязательные) основания приостановления производства по гражданскому делу. Особенность этих оснований состоит в том, что они не всегда могут препятствовать рассмотрению дела по существу. Поэтому в тех случаях, когда одно из указанных в статье обстоятельств не оказывает серьезного влияния на движение гражданского дела, суд вправе не приостанавливать, а лишь откладывать рассмотрение дела на определенный срок. Например, сторона может находиться в лечебном учреждении от нескольких дней до нескольких месяцев. В первом случае дело целесообразнее отложить, так как суд вполне может рассмотреть его в установленный законом срок. Во втором случае дело лучше приостановить, поскольку точное время выписки стороны из лечебного учреждения определить зачастую невозможно. Таким образом, вопрос о приостановлении производства по делу по основаниям, указанным в ст. 216 ГПК, отнесен ею на усмотрение суда. Ходатайствовать о приостановлении производства по этим основаниям вправе и спорящие стороны. Но и в этом случае окончательное решение вопроса о приостановлении производства принимает суд.

Абзац 2 ст. 216 ГПК предусматривает возможность приостановления производства по делу в связи с нахождением стороны в лечебном учреждении. По смыслу этой нормы основанием приостановления должно быть тяжелое заболевание (характер его не имеет значения), требующее длительного лечения в стационарных условиях. Доказательством этого должна быть справка лечебного учреждения, подтверждающая эти факты, а также невозможность личной явки болеющей стороны в судебное заседание. В связи с этим положение прежнего законодательства о том, что приостановление производства по делу возможно и при амбулаторном лечении стороны, если она по характеру болезни не в состоянии явиться в суд, следует считать утратившим силу. Следовательно, амбулаторное лечение может быть основанием только для отложения гражданского дела на определенный срок.

Розыск ответчика по гражданским делам может вестись только при соблюдении следующих условий:

прежде всего, суд должен установить факт неизвестности места пребывания ответчика. Данный факт подтверждается обычно поступлением в суд повестки с отметкой почтового отделения или жилищно-эксплуатационной конторы об отсутствии у них сведений о месте пребывания ответчика;

розыск ответчика может объявляться судом только по делам, указанным в законе. Согласно ст. 120 ГПК к ним относятся дела по требованиям: а) о защите интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; б) о взыскании алиментов и в) о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца.

По всем этим делам суд обязан объявить розыск ответчиков при неизвестности их места пребывания. Розыск ответчика может быть объявлен судом как в стадии подготовки дела, так и в стадии судебного разбирательства.

Однако вопрос о приостановлении дел названных категорий зависит от усмотрения суда, поскольку суд вправе рассмотреть дело по существу и в отсутствие ответчиков. Необязательность приостановления производства по делу при одновременном объявлении ответчиков в розыск объясняется стремлением законодателя ускорить вынесение судебного решения. Конечно, розыск ответчиков по указанным делам согласно ст. 64 ФЗ “Об исполнительном производстве” можно производить и в стадии исполнительного производства, которое также можно приостановить по этому основанию. Однако такое затягивание вопроса о розыске в сочетании с приостановлением исполнительного производства не отвечало бы в полной мере задаче быстрой и эффективной защиты прав и интересов истцов.

По общему правилу экспертиза должна назначаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству (п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК). Если по каким-либо причинам суд не сделал этого, то вопрос о назначении экспертизы может возникнуть в случае судебного разбирательства.

Производство многих экспертиз нередко сопряжено с большими затратами времени и сил эксперта или экспертов. В особенности это относится к комплексным, дополнительным и повторным экспертизам (ст. 82, 87 ГПК). Для того чтобы исключить время производства экспертизы из срока рассмотрения гражданского дела, суд вправе при вынесении определения о назначении экспертизы приостановить производство по гражданскому делу до дня представления экспертом (экспертами) заключения.

По всем делам, связанным с воспитанием детей, суд обязан поручать органам опеки и попечительства обследование жилищно-бытовых условий родителей, усыновителей, опекунов и других лиц, которые намерены осуществлять воспитательные функции в отношении ребенка.

Поручения органам опеки и попечительства для дачи заключения суд обязательно должен давать по следующим делам, связанным с воспитанием детей:

о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК);

об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК);

об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК);

о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК);

о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований (п. 2 ст. 150 СК);

о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК);

о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК);

о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК);

об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК);

об отмене ограничения родительских прав (п. 1 ст. 76 СК);

об установлении усыновления (удочерения) (п. 1 ст. 125 СК);

об отмене усыновления (удочерения) (п. 1 ст. 140 СК).

Поручение органу опеки и попечительства по этим делам целесообразно давать в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Однако если суд по каким-то причинам не сделал этого, вопрос о необходимости проведения обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и дача заключения о результатах обследования неизбежно возникнут в ходе судебного заседания.

Учитывая, что на обследование нередко требуется значительное время, что может нарушить сроки рассмотрения дела, законодатель предоставил право суду самому решать вопрос о том, следует ли приостанавливать производство по делу или ограничиться только его отложением.

Цель направления судебного поручения – собрать доказательства, находящиеся вне места предстоящего судебного разбирательства. Обычно поручения направляются судьей в ходе подготовки дела к судебному разбирательству. Судья в этом случае вправе приостановить производство по делу, приняв определение в ходе предварительного судебного заседания, о проведении которого должен быть составлен протокол. Необходимость в направлении судебного поручения может возникнуть и в стадии судебного разбирательства (см. подп. “д” п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 24.06.2008 N 11).

Исполнение судебных поручений, как правило, связано с большими затратами времени, необходимого на пересылку документов почтой, совершением судом (исполнителем судебного поручения) процессуальных действий, указанных в поручении, и т.д. Особенно много времени требуется на исполнение судебных поручений, направляемых иностранным судам в соответствии с международными договорами (см. ст. 407 ГПК). Поэтому во всех случаях, когда исполнение поручений будет связано со значительными затратами времени, суд вправе приостановить производство по делу.

Статья 217. Сроки приостановления производства по делу

Мы являемся бюджетным учреждением. Организацией к нам был подан иск, в котором было отказано. Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила, требования удовлетворила. На указанное определение нами подана кассационная жалоба. Но сейчас организация ликвидирована. Какое решение должен вынести суд?

  • Вопрос: №2780 от: 2016-07-17.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

Согласно п. 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009г. № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 150 АПК РФ, суд апелляционной инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 269 АПК РФ прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции (например, состоялась ликвидация организации, являющейся стороной в деле). В других случаях прекращению подлежит производство по апелляционной жалобе (например, применительно к пункту 5 части 1 статьи 150 Кодекса).

Указанная правовая позиция подлежит применению по аналогии при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в связи с ликвидацией юридического лица происходит полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

По смыслу ч. 2 ст. 49 ГК РФ в момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность.

В соответствии с ч. 8 ст. 63 ГК РФ и ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Последствия, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, обусловлены невозможностью вынесения решения (постановления), касающегося прав и обязанностей ликвидированного лица, являющегося стороной по делу - истца, ответчика или заявителя и заинтересованного лица.

Таким образом, после ликвидации стороны по делу пересмотр судебных актов в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства в указанном случае невозможен.

Поскольку ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, производство по кассационным жалобам о пересмотре судебных актов подлежит прекращению применительно к п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Указанная правовая позиция подтверждается и судебной практикой (см. Определение Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-5208/16).

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

При невозможности явки в суд в назначенное время подается ходатайство об отложении судебного заседания . Отложение судебного заседания означает, что в этот день заседание суда проводиться не будет. Суд просто определит время следующего процесса без заслушивания дела, допроса свидетелей и исследования доказательств. Подать ходатайство имеет право любое лицо, участвующее в дело: истец, ответчик, третьи лица, представители государственных органов.

Основания ходатайства об отложении судебного заседания

Правовые основания для отложения судебного заседания приведены в статье ГПК РФ. Последствия неявки в суд указаны в статье ГПК РФ. Именно этими нормами следует руководствоваться при подготовке ходатайства об отложении судебного заседания по гражданскому делу.

Отложение судебного заседания при неявке в суд

Следует учитывать, что в обязанности суда входит только извещение участников дела. Обеспечивать их явку суд не будет. Он только установит причины неявки и на этом основании примет решение о возможности или невозможности рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.

Таким образом, если гражданин желает участвовать в деле и заинтересован в результатах его рассмотрения, он должен сообщать суду о причинах своего отсутствия. При наличии уважительных причин он вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрении дела.

Уважительные причины неявки в судебное заседание:

  • болезнь, госпитализация, такое состояние здоровья, которое объективно препятствует участию в судебном заседании;
  • командировка, срочный вызов на работу по неотложному делу, требующему личного присутствию лица, участвующего в деле;
  • чрезвычайные обстоятельства с личным участием лица, участвующего в гражданском деле (пожар, преступление, ДТП, авария);
  • необходимость срочного участия в заботах о члене семьи, находящимся на попечении (ребенка, инвалида, престарелого родителя).

Это основные причины, которые можно указать в качестве оснований для отложения судебного заседания. Их перечень не закрыт, возможны и другие причины, степень их уважительности в любом случае будет оцениваться только судом, рассматривающем дело.

Отложение судебного заседания по другим причинам

Судебное заседание может быть отложено не только в случае неявки кого-либо из участников дела. Даже при 100% явке суд может отложить судебное заседание по установленным в законе причинам.

Причины отложения судебного заседания по ГПК РФ:

  • предъявление встречного иска;
  • необходимость дополнительных доказательств;
  • привлечение новых лиц к участию в деле;
  • изменение исковых требований;
  • применение процедуры медитации;
  • технические неполадки с системой видеоконференц-связи;
  • неявка представителя по уважительной причине.

В случае наличия указанных причин суд практически всегда откладывает рассмотрение дела. Однако, следует учитывать, что перечисленные причины не являются бесспорными основаниями для отложения. Суд может, выслушав мнение сторон и убедившись, что наличие таких причин не помешает объективно рассмотреть дело в данном судебном заседании принять решение о продолжении судебного процесса.

При составлении ходатайства об отложении судебного заседания следует руководствоваться общими правилами оформления документов в суд. Дополнительно в этом документе указываются причины отложения дела.

  1. наименование суда, в котором рассматривается дело
  2. ФИО заявителя и его роль в деле (истец, ответчик, 3 лицо, заявитель или заинтересованное лицо)
  3. наименование заявления — Ходатайство об отложении судебного заседания или Ходатайство об отложении гражданского дела
  4. причины невозможности явится в назначенное судом время в судебное заседание
  5. просьба отложить рассмотрение дела
  6. дата и подпись

Подача ходатайства в суд

Ходатайство об отложении лучше подготовить заранее, с учетом возможности его получения судом до рассмотрения дела. К ходатайству обязательно нужно приложить документы, подтверждающие уважительность неявки и/или невозможности участия в судебном заседании.

Если ситуация возникла непосредственно в день судебного заседания, можно оформить ходатайство устно по телефону или направить через доверенное лицо, без приложения письменных доказательств. В этом случае нужно указать суду, как он сможет проверить уважительность причин неявки (указать № больницы и ФИО врача, данные сотрудника ОВД и др.). Тогда нужно будет представить письменные документы в следующее судебное заседание.

В некоторых случаях вместо ходатайства об отложении судебного заседания правильным будет составить ходатайство о переносе рассмотрения дела. Это делается в случаях когда просят суд изменить дату или время судебного заседания.

При наличии причин для отложения, установленных в ГПК РФ, оформление отдельного письменного ходатайства об отложении не обязательно. Можно отразить просьбу об отложении в самом документе или заявить об этом устно, на стадии разрешения этого вопроса в суде.

Рассмотрение судом ходатайства об отложении судебного заседания

Ходатайство об отложении рассматривается судом в том же судебном заседании. Суд зачитывает ходатайство, исследует и оглашает представленные документы, выслушивает мнение о возможности отложения явившихся в судебное заседание лиц.

По результатам рассмотрения суд выносит определение. Если вопрос об отложении несложен и мотивировка позиции суда не сложная, определение заносится в протокол судебного заседания. В ином случае суд выносит отдельное мотивированное определение.

При отказе в удовлетворении ходатайства об отложении суд продолжает рассматривать дело. При этом не исключено, что отложение возможно потом по другим основаниям.

При удовлетворении просьбы суд выносит определение об\отложении судебного заседания на другой день, при этом указывает дату и время следующего судебного процесса. о чем извещает всех лиц участвующих в деле судебными извещениями в соответствии со .

При отложении судебного заседания суд не рассматривает дело по существу, не заслушивает пояснения лиц, участвующих в деле, не исследует доказательств и не допрашивает свидетелей. Однако суд может разрешить другие имеющиеся ходатайства участников дела, главное их заявить до закрытия судебного слушания.

Образец ходатайства об отложении судебного заседания

Предлагаем воспользоваться представленным образцом ходатайства об отложении судебного заседания. заполните его. указав свои сведения. Образец ходатайства можно скачать и перепечатать или написать от руки.

В ___________________________
(наименование суда)
Заявитель: ____________________
(ФИО полностью, адрес,
положение в деле)

Ходатайство об отложении судебного заседания

На рассмотрении _________ (указать наименование суда или мирового судьи) находится дело _________ (указать номер гражданского дела, ФИО истца, ответчика, сущность заявленных исковых требований).

Судебное заседание по делу назначено на «___»_________ ____ г. в ____ час.

О времени и месте судебного заседания извещен, однако явиться в суд для участия в судебном заседании не имею возможности по следующим причинам _________ (указать уважительные причины невозможности участия в судебном заседании).

Участвовать в судебном заседании я смогу после «___»_________ ____ г., когда _________ (указать, когда заявитель сможет участвовать в судебном заседании, по каким причинам необходим этот срок).

На основании изложенного, руководствуясь статьей Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Отложить судебное заседание _________ (указать номер гражданского дела, ФИО истца, ответчика, сущность заявленных требований) на срок до «___»_________ ____ г.
  2. Известить меня о времени месте следующего судебного заседания _________ (указать новый адрес, если заявитель отсутствует по домашнему адресу; телефон, по которому можно отправить извещение; адрес электронной почты).

Перечень прилагаемых к ходатайству документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия ходатайства об отложении судебного заседания
  2. Документы, подтверждающие уважительные причины неявки в судебное заседание

Дата подачи ходатайства «___»_________ ____ г. Подпись заявителя: _______

Скачать образец ходатайства (заявления):

Вопросы составления ходатайства об отложении судебного заседания в гражданском процессе

Можно ли заявить такое ходатайства при необходимости представления дополнительного документа?

В этом случае можно заявить такое ходатайство, если ранее получению документа мешали объективные сложности и он имеет значение для дела.

Мне нужно перенести заседание суда, т.к. требуется подготовка к суду, консультации, сбор документов (о дате и времени суда узнал по смс, уведомление не получал, возможно уведомление было отправлено по старому месту прописки) . Какую причину указать в ходатайстве, чтобы перенесли суд? На сколько можно перенести заседание (дней, недель)?

Пишите все, как есть. Укажите, когда получили извещение, сколько времени объективно нужно для подготовки к делу. Суд может отложить судебное заседание по таким основаниям. даст разумное время для подготовки. Решение суда по этому вопросу будет зависеть от того, насколько полно и убедительно все расписано.

Определением суда апелляционной инстанции дело направлено на новое рассмотрение в районный суд. Дата нового рассмотрения уже назначена, но я хочу обжаловать определение апелляционной инстанции как незаконное. Как отложить уже назначенное судебное заседание по новому рассмотрению дела?

Суд сам отложит рассмотрение дела, если жалоба уже принята судом кассационной инстанции, в иных случаях оснований для отложения дела нет.

Будет ли уважительной причиной отложения суда занятость моего юриста в другом суде в то же время?

Нет, это не уважительная причина для отложения судебного заседания. В случае занятости юриста Вы вправе найти себе другого представителя.

Скажите, как отложить предварительное судебное заседание, если у меня (истца) не уважительная причина, поездка в Китай которую я ждала больше года?

Все зависит от того, для чего суд назначил предварительное судебное заседание. Если в нем будут решаться вопросы назначения экспертизы, направления судебного поручения и другие действия, требующие длительного времени, суд вряд ли отложит это предварительное судебное заседание. Посоветуем написать ходатайство об отложении, а в суд направить своего представителя, чтобы он мог в случае чего выступить в интересах заявителя.

Является ли хроническое заболевание достаточным основанием для переноса судебного заседания?

Только в период острых приступов и при наличии медицинской справки, что в это время исключено участие гражданина в судебном заседании. Если гражданин по состоянию здоровью вообще не может принимать участие в судебном заседании основания для отложения нет, разве только чтобы предложить ему направить вместо себя представителя.

За сколько дней подается в суд ходатайство об отложении судебного заседания?

Таких сроков в ГПК РФ не установлено, можно подать его в любое время вплоть до удаления суда в совещательную комнату. Однако лучше сделать это заранее, в момент когда стали известны причины для отложения.

Можно ли подать ходатайство об отложении в случае, если еще не назначены даты рассмотрения?

Можно подать такое ходатайство, лучше его оформить в форме ходатайства о переносе (такой образец также представлен на сайте).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции)

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего: Швец Л.Н.

При секретаре: Забелиной Е.Г.

с участием представителя истца: Бабенко П.Е. - Маткевич К.В., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Советского районного нотариального округа Ставропольского края Николенко Л.А.

представителей ответчика: ООО ПФ «Базис» - Межуев С.А., действующего на основании доверенности без номера от ДД.ММ.ГГГГ и Голец А.В., действующего на основании доверенности без номера от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенных директором ООО ПФ «Базис» Булгаковым М.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда ходатайство представителя истца Маткевич К.В. о прекращении производства по гражданскому делу по иску Бабенко П.Е. к ООО ПФ «Базис» о возврате уплаченных за работу денежных средств, взыскании убытков и неустойки в связи с неподведомственностью спора, суд

установил:

Бабенко П.Е. обратился в суд с иском к ООО РФ «Базис» о возврате уплаченных за работу денежных средств, взыскании убытков и неустойки, а именно, он просил взыскать с ответчика:

стоимость работ, уплаченных по договорам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, определенную по правилам п.3ст.24 ФЗ «о защите прав потребителей» в сумме 39 404 123 рубля 40 копеек;

убытки в сумме 34 756 246 рублей;

пени за просрочку исполнения обязательств в сумме 14 636 031 рублей 88 копеек, а всего 88 796 401 рублей 28 копеек;

отнести на ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по ходатайству представителя ответчика ООО ПФ «Базис» было приостановлено до рассмотрения по существу спора по иску Бабенко П.Е. к ООО ПФ «Базис» о признании договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными договорами строительного подряда и признании за Бабенко П.Е. права требования у ООО ПФ «Базис» исполнения обязательств по данным договорам.

Определением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Бабенко П.Е. к ООО ПФ «Базис» о признании договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными договорами строительного подряда и признании за ним права требования у ООО ПФ «Базис» исполнения обязательств по данным договорам прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

Этим же определением отменены обеспечительные меры в виде запрета Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю проводить государственную регистрацию договоров долевого участия, регистрировать переходы прав и любые обременения прав на следующие объекты недвижимости: квартиры №№ № <адрес> (позиция 17), а именно на ту площадь, указанных квартир, которая будет являться равноценной площади квартир №№ <адрес> (позиция 17).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ определение о прекращении производства по делу оставлено без изменения, частная жалоба представителя истца Бабенко П.Е. - Маткевич К.В. без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему гражданскому делу возобновлено в связи с тем, что обстоятельства, вызвавшие его приостановление устранены.

В судебном заседании представитель истца Бабенко П.Е. -Маткевич К.В. заявил ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с неподсудностью данного дела Советскому районному суду, так как разрешение данного иска относится к компетенции арбитражного суда

Представители ответчика ООО ПФ «Базис» Межуев С.А. и Голец А.В. с ходатайством не согласились. При этом Голец А.В. пояснил, что не согласен с ходатайством, поскольку оно заявлено не уполномоченным на то лицом.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу , что ходатайство подлежит удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно материалов дела истец Бабенко П.Е. по состоянию на момент заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем не являлась. На момент обращения с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности- деятельность гостиниц с ресторанами и дополнительным видом деятельности - предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. ДД.ММ.ГГГГ Бабенко П.Е. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности - предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимостью.

определил:

Прекратить производство по гражданскому делу по иску Бабенко П.Е. к ООО ПФ «Базис» о возврате уплаченных за работу денежных средств, взыскании убытков и неустойки в сумме 88 796 401 рублей 28 копеек связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

Отменить обеспечительные меры в виде ареста на следующее имущество: квартиры№ гараж (стоянку)№ по адресу: <адрес> № (по постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ переименованной как ул. Булгаковым М.Т. № <адрес>).

Обязать ИФНС № по Ставропольскому краю возвратить Бабенко П.Е. государственную пошлину в сумме 1000 (одной тысячи рублей) по квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ и 59 000рублей (пятьдесят девять тысяч рублей) по квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Определение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Швец Л.Н.