«Сочинение по роману Горького «Фома Гордеев. Анализ произведения горького фома гордеев Фома гордеев анализ произведения

Знаменитый пролетарский писатель Максим Горький в своей повести «Фома Гордеев» продолжил тему разоблачения нечеловеческой тяги к наживе и обогащению любой ценой, начатую классиками русской литературы Салтыковым-Щедриным и Островским. Во время своей работы над повестью писатель обозначил ее, как «новую форму бытия в литературе». Прочитав «Фому Гордеева» известный американский писатель Джек Лондон дал ей характеристику в качестве «большой» и «целительной» книги «утверждающей добро».

В своем произведении Максим Горький со всей резкостью и прямотой осуждает зарождающийся новый класс беспринципных «дельцов» в России, которые ради собственной наживы готовы пожертвовать жизнями миллионов людей, обрекая их на голодную смерть и попирая элементарные человеческие нормы взаимопонимания и помощи. Писатель показал, как в среде новоявленных нуворишей рождаются настоящие «хищники» готовые к уничтожению конкурентов.

В повести Горький концентрирует внимание читателей на главных человеческих пороках, которые изнутри подрывают новоиспеченных «хозяев жизни». Их общество обречено, но всеми силами пытается удержать свою власть любыми доступными способами. Почему «новая буржуазия» стала на путь вырождения? Это прекрасно описано Горьким на примере семьи Гордеевых.

Отцом рода является Игнат Гордеев, на котором держится весь семейный бизнес. Этот человек прошел путь от водолива до владельца пароходов. Игнат очень сильный и властный мужчина, внутри которого бушуют нешуточные страсти. В нем одновременно живут три личности – опытный, расчетливый бизнесмен, безудержный пропойца и истовый христианин. У него не дрогнет сердце при потоплении своих барж в результате ледохода. Игнат может выделить огромную сумму денег на возведение приюта для бездомных, но, в это же время, прогулять состояние с друзьями и собутыльниками. Старший Гордеев не жалеет заработанного капитала и считает, что деньги, как пришли так и уйдут.

Сын Игната Фома вырос одиноким и нелюдимым молодым человеком. Его отец понимает, что наследник совсем не годится для продолжения семейного дела. Гордеев младший растет ленивым и необразованным юношей, а после смерти Игната не знает, как ему дальше жить.

У Фомы есть крестный по фамилии Маякин, который очень любит деньги и пытается внушить крестнику, что настоящее счастье в богатстве. Из-за этого Фому терзают еще большие сомнения. Он не видит в крестном единомышленника, так как относится к деньгам пренебрежительно. Для него – это бесполезный мусор.

Со временем Фома становится бунтарем, протестующим против окружающих его нуворишей и стяжателей. Он часто затевает драки, уничтожает нажитое отцом имущество и даже является причиной гибели людей, которые работают на семейных предприятиях.

Через образ Фомы Гордеева писатель пытался показать бессмысленность бунта, не имеющего под собой идеологической основы. В повести Горькому удалось довольно объемно показать типичные образы капиталистов того времени.

Ананий Щуров – это предприниматель старой закалки, который относится к деньгам с трепетом, но терпеть не может ничего нового. В свое время он стал богатым в результате совершенных им преступных деяний. Горький рисует его образ в самых негативных тонах, в качестве злобного пережитка из прошлого.

Намного более неоднозначен владелец заводов Яков Маякин, который пользуется большим авторитетом у купечества. Его ценят за ум и рассудительность. Маякин время от времени любит похвалиться своей старинной родословной. Это типичный представитель зарождающейся буржуазии, которой не чужда политическая деятельность. Для него все люди делятся на две категории – господа и рабы. К первым он относит именно буржуазию. Богатые люди, в случае общей опасности, умеют сплотиться, чтобы защитить свои капиталы.

Методы идеологического влияния

В результате долгих бесед с Фомой Гордеевым он доводит молодого человека до полного безумия. Маякин внушает наследнику капиталов ценности, которые тому абсолютно чужды. В итоге Фома становится чужаком в «волчьей стае властителей мира».

Главная идея книги

Произведение Максима Горького «Фома Гордеев» стало продолжением традиций русского реализма в литературе конца XIX века. Главной идеей повести является показ внутреннего разложения российской буржуазии и обреченность капиталистического строя. Горький со всей жестокой откровенностью показал новых «хозяев жизни», среди которых было много представителей зарождающегося класса капиталистов.
В книге основным выразителем их идей выступает Яков Маякин. Но, все же, главным героем повести стал Фома Гордеев. Краткое содержание этого произведения доказывает, что здоровый и энергичный молодой человек, который не может найти применения своим идеям и мыслям, обречен на трагическую судьбу. Жизнь будет его больно бить, пока не забьет до смерти. Фома чувствует себя чужим, как среди представителей зарождающейся буржуазии, так и в обществе простых людей. Горький показал весь трагизм этого персонажа, но не со злобой, а с сочувствием к нему.

Тему, начатую в «Фоме Гордееве» писатель продолжил в своих знаковых произведениях «Васса Железнова», «Дело Артамоновых» и «Очерки об Америке».

Анализ произведения

Формально главный герой повести относится к буржуазии, но в отличие от типичных представителей этого нового для России класса, не стал «хищником», а обладает многими положительными человеческими качествами. Чем больше Фома Гордеев общается с новыми «хозяевами жизни», тем более чувствует к ним отвращение. Со временем это чувство превращается в протест.

На празднике у Кононова главный герой откровенно высказывает все свои мысли прямо в глаза купцам и заводчикам. Он говорит им о том, что благодаря их «усилиям» народ голодает и бедствует, в то время, когда богачи пухнут от переедания и пьянства. Фома упрекает их в бессовестности и безбожие по отношению к своим работникам. В результате его же крестный Маякин называет Гордеева тронутым умом.

С помощью главного героя Горький пытается вскрыть все проблемы, существующие в буржуазном обществе. Одно из важных мест в книге занимает зарождающийся пролетариат, в среде которого появляются свои искренние и честные лидеры, готовые повести за собой народ не просто на бессмысленный бунт, а на смену существующего уклада жизни.

Рассказ Максима Горького “Старуха Изергиль” не похож на другие произведения автора, так как в сюжете присутствует мистическая тема.

В своей пьесе “На дне” Максим Горький изображает жизнь самых низких слоев общества, обреченных терпеть лишения и невзгоды.

После первой публикации «Фомы Гордеева» богатый купец Бугров из Нижнего Новгорода назвал писателя опасным для государства человеком, а книгу – крайне вредной. Кроме этого, он выразился, что таким, как Горький, самое место в Сибири.

С другой стороны в среде рабочих произведение пролетарского писателя перечитывали по многу раз и использовали его в качестве пропагандистской литературы. Один из старых подпольщиков Березовский вспоминал, что во время собраний их организации они не раз читали отрывки из «Фомы Гордеева».

Страницы этой повести пропитаны жгучими словами ненависти к несправедливости и нечеловеческим условиям жизни в среде рабочего класса. На этой книге было воспитано несколько поколений будущих российских революционеров.

Повесть Максима Горького «Фома Гордеев» символизирует начало нового этапа в творческой деятельности автора. В ней нашли отражения важнейшие социальные и политические события в жизни страны того времени. В частности, в повести уделяется внимание такому явлению как рост рабочего движения во второй половине 90-ых годов. Здесь же излагается субъективная точка зрения писателя и его впечатления от происходящих в стране изменений.

Горький ощущает на себе всю силу ударов от столкновений морального, экономичного и социального характера с представителями буржуазии. При этом автору нередко приходилось иметь дело с рабочими людьми, а также завязывать общение непосредственно с самим рабочим движением. Впечатления Горького, которые произвели на него все эти люди и взаимодействие с ними легли в основу данной повести.

Публике свое произведение Горький представил в 1900 году. Читателям была продемонстрирована яркая картина русской жизни, в том числе показана вся подноготная русской буржуазии со всеми ее позитивными и негативными особенностями. Последнее весьма наглядно показано на примере образа Анания Изурова, который достиг материального благополучия за счет своей преступной деятельности. Также далеко не лучшим образом характеризует русское буржуазное общество персонаж Якова Маленина, мечтающего о том, чтобы в руках капиталистов было не только лишь экономическое влияние, но и политическая власть.

Таким образом, особое внимание в романе уделяется яркому представителю класса буржуазии Якову Маленину и непосредственно главному герою Фоме Гордееву, являющему собой образец неприятия и сопротивления всем идеям буржуазного толка. Его не интересует вопросы наживы и накопительства, он стремится к правде и справедливости, не желает притворяться и обманывать. Его идеал – это свободная жизнь вне рамок собственнических отношений, жажды наживы и тому подобных вещей. Фома Гордеев являет собой яркое противопоставление современному миру хозяев, которое характеризует его неустойчивость и возможность изменения ситуации в скором будущем.

Однако сам герой не способен совершить серьезные перемены в сложившемся общественном устройстве или же повлиять на их формирование. Он далек от передовой интеллигенции, при этом тяга к подобному образу жизни и мировосприятию в его душе присутствует. Он достаточно много размышляет о жизни, и все же настоящего стремления к знаниям и, соответственно, к образованию у Фомы нет. В конце романа Гордеев оказывается не в силах противостоять буржуазному укладу, оставаясь поверженным и униженным перед лицом беспощадного мира капиталистов.

Несколько интересных сочинений

    Я проснулся от какого-то стука. Открыв глаза, понял, что солнце еще не поднялось, и решил попробовать заново уснуть. Но все мои попытки оказались тщетны. К тому же не давал покоя стук.

  • Основная идея "Левши" Лескова (6 класс)

    Издревле русская земля была полна мастерами, многие известные писатели и поэты посвящали свои произведения русским умельцам, которые могут превратить в чудо даже самую, казалось бы, непримечательную безделицу.

  • Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

    В.А.Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство

  • Образ и характеристика Ларры в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение

    В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей

  • Анализ романа Накануне Тургенева

    Произведение относится к самым значимым творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве основной проблематики соотношение человеческой деятельности и мыслительного процесса, дела и теории.

Узнавание каждого лица воспроизведено сугубо по-горьковски. Постепенно углубляются представления героя. Любая, даже ко­роткая сцена, как в кинематографе, имеет дальний и ближний планы. От первых впечатлений Гордеев идет к более глубоким, пока не улавливается нечто основное. Передано «приближе­ние» Фомы к людям, пробуждающим его острый интерес: Я. Ма-якину, его дочери Любе, утонченной аристократке Софье Медын­ской.

Все они сначала пленяют воображение молодого человека, затем обманывают его надежды на радость общения, как «обма­нывают» собственное природное предрасположение. Чуткий Фо­ма видит не только эту печальную метаморфозу, но внутреннее состояние тех, кто ее претерпевает. Он мучительно наблюдает: горькое для самой Медынской внутреннее ее опустошение; отри­цание Любой былых своих идеалов; откровенное оправдание Маякиным-старшим жестокости: если есть сердце - «ума, зна­чит, нет».

«Что такое жизнь, если это не люди?» - спрашивает себя Фома. И вначале пугается, подозревая, что есть «еще что-то» - рок, судьба. Но затем все настойчивее объединяет «тяжелое не­доумение» перед происходящим с тем, что некому сказать: «Брат­цы, помогите! Жить не могу»; что он сам даже «думать не умеет».

Тягостная попытка решить: «Зачем живем?» - остается без ответа. Потрясения одной души среди других, пораженных непо­нятными недугами, воплотил роман. Тем не менее как страстно желанные были освещены нетленные ценности: любовь, дружба, просветленная мысль, утрата которых венчалась гибелью лич­ности.

Горький намечал весьма скромную цель своего творчества - «пробуждать в человеке гордость самим собой». Ориентиры для такой возможности писатель искал в совершенно разных сферах жизни и культуры. Он был влюблен в Сирано де Бержерака, ге­роя драмы Э. Ростана, мечтая о таких же людях «с солнцем в крови». Увлекался раздумьями о религиозном преображении

мира, в частности Вл. Соловьева. И конечно, пристально всмат­ривался в реальные общественные настроения. В июне 1902 г. он сказал: «Чувствую я, что в воздухе носится новое миропонима­ние, миропонимание демократическое, а уловить его - не могу, не умею». «Брожение» мысли интересовало писателя. Услышан­ная многоголосая речь пестрого людского потока обусловила по­иск формы ее художественного запечатления.

«На дне»

Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» {традиционной драмы), поднимая образы до «одухо­творенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. .Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-сво­ему. У Чехова - пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького - столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в ре­альности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Вар­вары» (1905).



«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения вы­деляется «На дне». Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» - из жизни босяков, шулеров, проституток - и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Пре­одолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог осо­бый авторский подход к обитателям темной, грязной ноч­лежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначаль­ных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «...все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят част­ности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В та­ком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормаль­ных условиях горький смысл сущего.Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога 1

Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реак­ция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобре­ла редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор пере­дал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других,- о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещем. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые...» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи вся­кого живого человека к такому мужу...» Бубнов замечает о поло­жении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкрет­ному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мни­мость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка изме­няется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знаю­щий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут... По сто лет, а может быть, и больше - для лучшего человека живут». Поэтому за­блуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не прием­лет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и На­таше в некоей «праведной земле» Сибири; актеру - в мрамор­ной лечебнице; Клещу - в честном труде; Насте - в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодо­творную почву тайно взлелеянных иллюзий.

Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведо­мый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «...отсюда - шагом марш! - уходи! Прочь ухо-

ди...» Актер говорит Наташе: «Я - уезжаю, ухожу... <;...> Ты - т оже уходи...» Пепел уговаривает Наташу: «...в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» - ушел от преступления и на­вечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища <...> ...ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обман­чивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека дра­му с редкой обнаженностью.

Круг существования будто замкнулся: от равнодушия - к не­достижимой мечте, от нее - к реальным потрясениям или гибе­ли. Между тем именно в этом состоянии героев драматург нахо­дит источник их душевного перелома.

Значение IV акта. В IV акте -прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое - начинается броже­ние ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал*, раз­думчиво замечает: «...ведь зачем-нибудь я родился...» Это недо­умение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает бося­ков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не же­лающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все - в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли по­вторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любо­го приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слу­шателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обречен­ности, обрывая жизнь.

Странное, до конца не осознанное сближение «горькой бра­тии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где На род?» - кричит он и предлагает «петь... всю ночь», «от-Рыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх... испортил песню... ДУрак».

Философский подтекст пьесы. Пьеса Горького социально-фи- л °софского жанра и при своей жизненной конкретности была рТремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуж­дения и возможных контактов людей, мнимого и реального прео- доления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сиа и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Та­кая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Горький и первая русская революция. Горький не писал на злобу дня. Любые текущие (политические, в том числе) события он рассматривал с точки зрения «совершенствования духа». Вос­приятие первой русской революции не было исключением. Вна­чале писатель увидел в ней источник нравственного перелома, затем - разрушительное движение.

В неотправленном письме Л. Н. Толстому (март 1905 г.) Горь­кий озабоченно размышлял: «...как победить в душе чувство гне­ва и мести», иначе, как преодолеть кровавую стихию, пробудить сознание масс? Для России писатель хотел такого порядка, «при котором весь народ мог бы свободно и открыто говорить о по­требностях своего духа, не боясь, что изобьют, бросят в тюрьму, пошлют в Сибирь и на каторгу». В январе 1906 г. Горький на­звал «единственным культурным течением, способным спасти страну от анархии», «республиканские стремления революцион­ного пролетариата и интеллигенции». За революцией была за­креплена культурная миссия, способная преобразить человече­ские отношения. А социализм толковался (конец 1906 г.) как «учение о новой культуре, философия, обнимающая все явления жизни»; через несколько лет - как «единственный путь, коим человек всего скорее придет к наиболее полному и глубокому сознанию своего личного человеческого достоинства».

Роман «Мать». В поисках нравственной ценности революции.

Горьким владела трудно осуществимая максималистская мечта о полном духовном преображении мира. Не лишенные наивности упования набросили налет идеализации на образы революционе­ров в пьесе «Враги» (1906), романе «Мать» (1906).

О романе «Мать» автор писал своей первой жене Е. П. Пеш­ковой: Ниловна «обрисует весь мировой процесс, как шествие де­тей к правде. Детей, ты это пойми! В этом страшное усиление мировой трагедии». Материнская боль за страждущих юных мечтателей окрасила многие страницы повествования огненным чувством. И сам образ Ниловны приобрел эмоциональную на­полненность и подвижность.

Смысл духовного преображения человека. Сначала Власовой

владело мрачное наблюдение: миром правит ненависть. Преодо­ление такого взгляда немало определяет психологическое дейст­вие романа. Победа чувства любви становится перспективой совершенных человеческих отношений вообще. Находка не раз высказывает священное для себя убеждение: «Растет новое серд­це... новое сердце в жизни растет». «Дети мира» вызывают восхищение Ниловны: «Все они - чисто любят! Веруют!» Много­образные переживания любви, веры в ее победу, обогащаясь, со­здают поэтический лейтмотив повествования, объясняя символи­ку названия - «Мать».

У тех же истоков складываются, к сожалению, и весьма не­естественные, надуманные ситуации. Во всех сложных событиях (речь идет о слиянии и нравственном росте рабочих, крестьян, интеллигенции) спасают одни самоотверженные чувства. «Оби­лие любви, так поздно разбуженной в груди», помогает Ниловне увидеть в Находке, Наташе дорогих сердцу детей, сблизиться с крестьянами Степаном, Татьяной, Петром. В общении с замкну­той Софьей Власовой удается «перелить в эту суровую душу огонь свой». Сама Софья начинает испытывать в разговоре с де­ревенскими парнями «всех объединяющее чувство» теплого до­верия. Сашенька, дворянка по происхождению, воспринимает как личное счастье собственное влияние на «грубого и темного» рабочего Весовщикова. Беспрепятственно утверждаются небы­валые узы родства: «Вдруг люди стали родными»,- говорит Ниловна.

Политические конфликты не решались столь мгновенно и благостно. Писатель, мечтая о возрождении «разрушенного ми­ра» (определение Павла Власова), откровенно и отвлеченно конструировал ультрагармонические основы жизни, которые, следует заметить, не сложились и не смогли сложиться в ре­альности.

Нравственный конфликт в стане революции. Немудрено, что самые интересные страницы романа обращены к противополож­ным этому идеалу явлениям. Ищущий «мужицкую правду» Рыбин укоряет Павла: «Надо в сердце, в самую глубину искру бросить. Но возьмешь разумом...» Павел не согласен: «Только разум освободит человека...» Оба правы и не правы. Союза интеллекта и чувства у них нет. Находка осуждающе называет Вла­сова «железным человеком», Павел действительно избирает опас­ную «героическую позу», причиняя боль и Ниловне, и любимой им Сашеньке. Ложный аскетизм мешает раскрыться душе само-, го Власова.

Герои Горького верят, что наступит время, когда «люди ста­нут любоваться друг другом». А пока совесть мучает Находку: он не остановил убийство предателя Исая. Павел реагирует своеобразно: «Не хочешь, а - бей! <...> Полиция, жандармы, шпионы - все это наши враги,- а все они такие же люди, как мы...» Достойный внимания вопрос: как быть с человеком в кро­вавой борьбе, как достичь равного нравственного очищения всех участников? Горький прямо противоположно социал-демократи­ческой позиции подходит к трагической революционной ситуа­ции. Укоры совести Власова, Находки перерастают в сложные этические раздумья о судьбе людской. В речи на суде Павел ча­стично объясняет «обновление жизни» способностью увлечь «за собой все лучшее, все духовно здоровое».

Горький в эмиграции. Роман «Мать» Горький закончил в Италии. В марте 1906 г. он из-за угрозы ареста (участие в де­монстрациях) и с мечтой ускорить «мировую революцию» духа уехал в США. Здесь были созданы очерки «В Америке», сатира на политическую власть - «Мои интервью», драма «Враги». Вернувшись в Европу, с конца 1906 г. до амнистии 1913 г. Горь­кий прожил в Италии, на острове Капри. Скоро произошло сбли­жение с отступившими от марксизма А. А. Богдановым, В. А. Ба­заровым, А. В. Луначарским. Под их влиянием горьковская мысль о пробуждении народной души слилась с «богостроитель-ной» идеей. Герой повести «Исповедь» (1908) Матвей, пережив личную катастрофу, вместе с другими поверил в торжество «об­щей, человечьей» духовной энергии, равной божественному чуду.

Раздумья о судьбах России. Творческие поиски, в результате которых появился роман «Мать», ощутимо сказались на даль­нейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечест­венной действительности. Началось осмысление реальных ис­токов, которые породили «разрушенный мир». В феврале 1912 г. Горький писал о России: «Очень пора и надобно ее изу­чать с корней, имея в виду не вопрос - какова она? - а во­прос-почему она такова?»

На такой почве были созданы на редкость колоритные «оку-ровские» повести (1909-1911), цикл рассказов «По Руси» (1912-1917), автобиографическая проза («Детство», 1913; «В лю­дях», 1914). Здесь нет следа мажорно озвученных картин^ победных настроений. Всюду царствует мудрый и трезвый взгляд. Ощутимо желание писателя «заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова» («По Руси»)-«Путешествие» по таинственным, «подводным» течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения Горького с совре­менной ему литературой.

Новые черты автобиографической прозы. Алеше Пешкову, ге-рою автобиографического цикла, необходимо понять несо­вершенный мир «изнутри». Мальчик поставлен перед вопросам^ отнюдь не «розового» содержания. Сочетание детски обостренно­го восприятия с серьезностью жизненных запросов дает интерес-

эффект. Художник пытливыми глазами мальчика как бы за­ново открывает его окружение, мир в целом.

Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает пони­мать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим до­стижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествова­ния- освещение жизни с двух возрастных точек зрения - по­зволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего.

В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовме­стимые между собой начала. Автобиографическая проза Горько­го обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей «свинцовых мерзостей» или ду­ховной красоты. На деле подобного разделения нет. Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение пере­дано многогранно, в том числе языком образов-символов. Ге­рой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые ве­щи, то улью, куда «разные серые люди» сносили «мед своих знаний».

В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях по­лового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения - деда Каширина, дяди Якова, Жихарева... А при по­следней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены до­стойные стремления.

С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери, Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед «чужи­ми» (умницей-химиком «Хорошее дело»), книгами («врут они, книжки-то»). Незатихающей грустью овеяны воспоминания о ба­бушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: «Шаткость людей слишком резко бросается в глаза».

Странная двойственность окружающих рождает острое жела­ние Пешкова услышать «благовест новой жизни». Впервые он за­звучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. Фольклор («Детство»), книга («В людях») ста­ли самостоятельными героями этих произведений. Светом прониза- Ны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия Русской классики под влиянием «Королевы Марго», чтения лер­монтовского «Демона». Литература сделала Алешу «неуязви- м ым для многого» и пробудила интерес к думающей интелли- г енции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реаль-ной силы, которая может пробудить жизнь - «красивую, бод­рую, честную».

Автобиографическая проза Горького - богатый разлив глу­бочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных при­знаний. Повествование доносит образную народную речь. Имен­но в ней находит писатель зерна «хорошего, человечьего», что значительно просветляет общую картину.

Отношение писателя к Октябрьской революции 1917 г. Твор­чество Горького, по его определению, было вдохновлено стремле­нием «помочь развитию самосознания новой России». Кровавые события 1917 г. вызвали закономерно негативную оценку. Рево­люция не смогла, писал он, «духовно излечить или обогатить» страну.

«Несвоевременные мысли». Это живой документ истории и авторской реакции на ее противоречия. Отстаивая прежний иде­ал новой культуры, Горький обрушился на разгулявшуюся анар­хию - истребление «трудовой энергии на убийства и разруше­ния», приводя устрашающие факты. Сарказмом были заклейме­ны власти, иронически именуемые «социальных дел мастерами». Главное обвинение направлено на их неспособность «оздоровить больную волю» восставших. Причина раскрыта впечатляюще: «г. г. комиссары бьют с размаха, не разбирая, кто является про­тивником только их безумств, кто является принципиальным врагом революции». Происходящее привело автора к безапелля­ционному выводу: «практический максимализм анархокоммуни-стов и фантазеров из Смольного пагубен для России».

Гневному осуждению подвергалась взбунтовавшаяся, по­крывшая землю трупами и руинами масса. Причем автор запо­дозрил источник беды в свойствах национальной психологии. На этой основе возникло твердое убеждение: «В современных условиях русской жизни нет места для социальной рево­люции».

А надежда на священную для Горького «возможность свобод­ной работы, всестороннего творчества» продолжала светить да­же в «проклятые дни, залитые кровью и вином».

Герой рассказов «По Руси» услышал мудрое изречение: «В непогожий день легче летать и выше взлетишь». Обнаружив связанной «крылатую душу», писатель настойчиво стремился освободить ее от пут. В разоблачении любых преград на этом пу­ти он был бескомпромиссен.

Творчество периода второй эмиграции. В 1918-1921 гг. Горь­кий много сделал для строительства культуры в России. Он по­стоянно выступал против репрессий в стране, ходатайствуя за

>винно арестованных, в частности по таганцевскому делу, в связи с которым был расстрелян Н. Гумилев. Большевистские власти выразили полное недоверие писателю: почти все члены «Всероссийского комитета помощи голодающим», объединивше­го стараниями Горького деятелей старой интеллигенции, были арестованы; переписка самого Горького проверялась, его петро­градскую квартиру в 1920 г. подвергли обыску, просьбы освобо­дить из-под ареста огульно оговоренных оставались без ответа. Возмущенный беззаконием, он покинул Россию 16 октября

1921 г. До апреля 1924 г. лечился в санаториях Германии и на чешском курорте, а затем уехал в Италию, где прожил до конца 1931 г.

За рубежом Горький остро реагировал на советскую действи­тельность: в открытых письмах А. И. Рыкову и А. Франсу (июль

1922 г.) назвал смертный приговор эсерам политическим пре­ступлением, началом изоляции страны. В результате поддержан­ный Горьким журнал «Беседа» (Берлин) не был пропущен в Россию, другой журнал - «Русский современник», создан­ный в Ленинграде с участием писателя, цензура закрыла. И все-таки жажда «всестороннего творчества», одиночество в эмигрантской среде, мечта о новой культуре привели его на ро­дину.

В последний период творчества самыми крупными сочинени­ями Горького были: «Мои университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1924), четырехтомная эпопея «Жизнь Клима Самгина», не завершенная в связи со смертью автора в июне 1936 г. Эти произведения совершенно различны тематически, по жанру, стилю. Одна особенность их сближает. Социально-исто­рические явления всюду воплощены с позиций их общечеловече­ского смысла.

«Дело Артамоновых» - обогащение романной формы. Ро­ман обычно рассматривался как история зарождения, процвета­ния и гибели русского капитализма. В нем действительно отра­жена постепенная нравственная деградация рода фабрикантов Артамоновых. Но примитивно-классовый подход начисто от­сутствует. Горького увлекла вечная проблема творческого труда/

Глава семьи Илья Артамонов, разбогатевший нечистым пу­тем, деньги пустил на строительство и организацию мануфак­турного производства. Обуреваемый планами его создания, Жаждой участия в общей работе, он живет напряженной внут­ренней жизнью. Его порывы, чувства, при полном равнодушии к моральным принципам, сильны и самобытны. Сын Ильи Петр, племянник Алексей оказываются невольниками воли хозяина, обреченного на служение прибыли. У Петра рождается страх Пе Ред фабрикой, болезненное ощущение одиночества; Алексей, напротив, наслаждается властью, ее приумножением. В любом случае человеческие способности меркнут. Внук Артамонова-старшего Яков, владелец огромного состояния, окончательно от­лучен от трудовых обязанностей. Бездумное расхищение богатст­ва приводит его к полному опустошению, делает игрушкой случая.

В романе воссоздана яркая картина русской жизни рубежа веков, отношений в городе, на предприятии, в семье. Психологи­чески глубоко раскрыты сложные душевные метаморфозы боль­шого круга героев. Весь этот многогранный мир внутренне орга­низован авторскими раздумьями о разрушительной стихии «ма­шинной» цивилизации, неостановимом расточении духовной культуры, гибели личности. Активная и мучительная реакция писателя на трагический для страны процесс, мечта о творчест­ве новых форм общественного и индивидуального бытия на ред­кость актуальны для нашей современности.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Билет № 25 «Романы воспитания» горького9Фома Гордеев, Мать, Трое)

Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя. Прежде всего необходимо строго выделить момент существенного становления человека. Все движение романа, все изображенные в нем события и приключения перемещают героя в пространстве, перемещают его на ступенях лестницы социальной иерархии: из нищего он становится богачом, из безродного бродяги — дворянином; герой то удаляется, то приближается к своей цели — к невесте, к победе, к богатству и т. п. События меняют его судьбу, меняют его положение в жизни и в обществе, но сам он при этом остается неизменным и равным себе самому.

В своих сочинениях Горький по-своему возвращается к классическому первоисточнику — традициям просветительского «романа воспитания». Традиции и воскрешаются, и обновляются. Оптимистический пафос горьковских произведений почерпнут не только в доброй «естественной» сущности человека, но прежде всего в движущейся истории, которой становится постепенно сопричастен герой.

В течение 1899—1901 гг. появляются первые романы Горького — «Фома Гордеев» и «Трое». В них интенсивно развивается тенденция к «расширению границ», наметившаяся в малой прозе 90-х годов. Но освоение крупных жанровых форм не было только художественным сдвигом. В центре обоих произведений снова оказываются анархические бунтари — Фома Гордеев и Илья Лунев (в «Троих»), многим близкие ранним горьковским героям. Однако они значительно глубже вписаны в свое историческое время. Российская действительность впервые у Горького предстает в кругу основных социальных проблем времени. Писатель размышляет над сменой общественных эпох, судьбами буржуазного уклада в России — животрепещущими вопросами, ставшими в ту пору предметом спора между марксистами и народниками, и в своих решениях приближается к первым.

"Фома Гордеев"

Роман "Фома Гордеев" как своеобразный итог творческих исканий Горького 90-х гг

На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман "Фома Гордеев". Это широкая, содержательная картина современности, в которой повествуется о набирающей силы русской буржуазии.

Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот "хитрый, старый черт" был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: "…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…"

Рядом с ним умный волевой Игнат Гордеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное - его душа мятежно вскипает и бросает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.

Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу - простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, "жулика первой степени", ничего передового ждать нельзя.

Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гордеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальшь. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое "ведь ты ужасно не похож на купца", - замечает Люба. "Есть в вас что-то особенное", - говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: "…или всех грызи или лежи в грязи". Глядя на Фому, капитан "Прилежного" заметил: "…хорошей породы щенок, с первой же охоты - добрый пес". Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. "Душно мне, - восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что - не мирится!" Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: "Не жизнь вы сделали - тюрьму…" он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.

Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: " Правду не свяжешь, врешь!" трагедия Фомы Гордеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил в радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, "будущее принадлежит людям честного труда".

Фома Гордеев пребывает на протяжении всего сюжета в процессе становления собственной личности. То есть, перед нами типичный, что называется, роман воспитания (непременное его условие, по Бахтину, в том, что образ героя - величина переменная). Фома Гордеев - сын зажиточного купца, который становится наследником огромного состояния и должен теперь продолжать дело своего отца. Начиная с момента рождения и далее он в своей жизни будет взаимодействовать с людьми, которые, так или иначе должны повлиять на становление его личности. С одной стороны, Фому воспитывают отец и крёстный, учащие его, так сказать, премудростям купеческого дела и прагматической философии жизни, смысл которой, если рассматривать очень утрированно, в том, чтобы быть хозяином и преумножать капитал. С другой стороны, перед Фомой постоянно маячит дочка его крёстного Люба, эту самую философию презирающая (накопление капитала она считает делом бессмысленным). К этому двойному влиянию привносится вещь, унаследованная Горьким от европейского натурализма: влияние на героя не только среды, но и наследственности. Так сложилось, что у Фомы, помимо сильного, волевого отца, была совершенно другого характера мать, которая, казалось бы, проявила пассивность и полное безразличие к жизни. Поэтому Фома в общем-то отлично справляется с обязанностями купца, у него достаточно крутой норов, он может дать подзатыльник, прикрикнуть, забыть, что перед ним живой человек. Но есть в нём и нечто другое - то, что подмечает отец, который говорит "нет, есть в тебе что-то не от моей крови". И эта раздвоенность в личности Фомы приводит его, ясное дело, к конфликту - как внешнему (конфликт со средой, с существующим порядком жизни человека), так и внутреннему (вопрос самоопределения: кто я такой, для чего я родился, для чего я пришёл в этот мир?).

Вопрос самоопределения мучает героя постоянно. И именно с ним связаны ключевые темы (проблемы, мотивы) романа. Это и неприятие автором существующего социального строя, порождающего такого вот лишнего человека как Фома - человека, не находящего смысла в жизни, - и критика купеческой среды, купечества как класса якобы лучшего, высшего, господствующего, класса, который поведёт Россию вперёд.

«Трое»1901 г.

Основная проблема повести — выбор жизненного пути. Горький рассказывает о разных путях трех товарищей детства: Якова Филимонова — сына буфетчика, Ильи Лунева, привезенного в город из деревни, и Павла Грачева — сына кузнеца. Подобно Алеше Пешкову, живя в бедности и нищете, окруженные жадными и завистливыми людьми, все трое страстно увлекались чтением книг, рыцарских романов, уносивших их воображение в «страну чудесных вымыслов». Однако возвышавшиеся до небес неприступные замки, сверкающие золотом дворцы и подвиги рыцарей не могли заслонить от юных героев окружающую их бедность, грязь, грубость, пьянство, жадность, зависть. Одних это подавляло, других заставляло сопротивляться, искать выход.

Прослеживая три судьбы, Горький полемизирует с Толстым и Достоевским, с их философией смирения и непротивления. Жертвой смирения становится Яков Филимонов: неспособный к сопротивлению («Чтобы жить в этой жизни, надо иметь бока железные, сердце железное»), он уходит в религию, в бесплодные размышления о боге и дьяволе, о жизни и смерти. Внутренне опустошенный, больной чахоткой, покорившийся отцу, разбогатевшему в результате ограбления умирающего старика, Яков в полном смирении становится за стойку отцовского буфета.

Подобно Фоме Гордееву, Илья Лунев взбунтовался против окружающих его сытых, довольных и процветающих людей, вся жизнь которых — ложь, подлость и преступление. «Вот если бы я мог… уничтожить вас… всех!.. Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!..» Илья действительно не знал, какая сила сможет разрушить отвратительный буржуазно-собственнический мир. В этом была его трагедия. И все же это трагедия возрождения, а не гибели. Здесь важно заметить вот что: если Фома Гордеев, признав свое поражение в схватке с купцами, их силе противопоставил свою слабость («пропал… не от вашей силы… а от своей слабости»), то Илья все же считал себя сильным. Он лишь признает, что сам он оказался оторванным от той большой силы, которую он чувствовал в Павле Грачеве и его товарищах.

Итак, Илья Лунев — крестьянский паренек, ставший купцом. Но его история — это не история созревания купца, а история освобождения от всего купеческого и мещанского. Он сумел разбогатеть, но сумел и разорвать с тем миром, морали которого он было подчинился.

Совсем по-особому складывается жизненный путь третьего товарища — Павла Грачева. Он, как Илья, рано осиротел, с детства начал трудиться, — скачала у сапожника, затем — в типографии, работал слесарем-водопроводчиком. Жизнь была трудной, полуголодной, однако его не прельстила перспектива стать хозяином мастерской, как советовал ему Илья, предлагая деньги на обзаведение. Павел остался рабочим человеком. Познакомившись с социал-демократкой Софьей Медведевой, он связал свою судьбу с революционерами.

Павел Грачев еще не стал настоящим героем своего времени. В нем Горький еще только угадывает тип пролетарского революционера, каким станут Нил («Мещане»), Павел Власов и другие герои романа «Мать» и пьесы «Враги». Однако важно отметить, что путь борьбы за счастье людей труда Горький уже тогда связывал с революционной социал-демократией, с рабочим классом.

Из лекций:

Илья Лунёв совершает убийство, но оно спонтанное. Он убивает старикашку, который покупает ласки женщины, которую он любит. Это убийство-сопротивление порочному устройству мира. В повести есть суд над проституткой, но в отличие от Катюши Масловой(«Воскресение») , она совершила преступление.

«Мать»

«Мать» —повесть, написанная в 1906 году во время путешествия Горького в США.

В повести отразились идеи «богостроительства», литературного евангелизма. Горький использовал библейские образы, сравнивает героев то с ангелами, то с апостолами, первомайская демонстрация названа «крестным ходом», главного героя автор сравнивает с Христом. Однако, заповеди сильно переосмысливаются героями, и в итоге из-за повести против самого Горького было заведено уголовное дело с обвинением в богохульстве.

Из лекции: «Мать» надо рассматривать в духе религиозном. Горький в это время начинает рассуждать над религией для народа, богостроительством. Это система, при которой будут обожествляться силы народа, творческие силы. Горький в новой социалистической теории обретает спасительную силу жизни. Андрей -очень яркий, восторженный человек, сопротивляющийся жестокости.

Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. Горький в произведении затрагивает самые высокие человеческие стремления: к свободе, к познанию сущего. Героические события революционного движения — непременное условие, источник духовного преображения горьковских героев. Однако глубоко ошибочно проводить прямую аналогию между идеями пролетарской освободительной борьбы и ростом сознания действующих лиц романа. “Мать” — художественное произведение: все здесь определено человеческими взаимоотношениями и характерами. Сами герои живут психологически напряженно и многогранно. А понять путь Ниловны можно лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в первоначальной зарисовке слободки выделена главная черта беспросветного существования рабочих — “застарелое чувство подстерегающей злобы”, перед которой отступали “одинокие искры неумелой, бессильной мысли”. В звероподобном поведении Михаила Власова бессознательная тоска оборачивалась беспредельно разросшейся, “наследственной... болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией Пелагеи Ниловны оказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла “странная, молчаливая жизнь, полная смутных дум и опасений, все возрастающих”. Сообщение сына о его политической позиции уничтожило горе и подозрение Ниловны, вызвав привычный для нее отклик: “Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать”. Вот исходное душевное состояние Власовой, тем более мучительное, что ей приходится глубоко таить врожденные чувства любви и нежности. Материнское начало оскорблено, попрано жестокими социальными условиями.

Внутреннее действие романа начинается с первых признаков возрождения женщины-матери, а набирает высоту — в расцвете ее природного дара любви. С ним писатель связывает будущее человеческих отношений вообще. Нередко поведение Ниловны объясняется тем, что слепая привязанность ее к сыну сменяется осмыслением революционных идей и устремлений. Но это не совсем так. Для Горького человеческое сознание основано на мыслях человека, его эмоциях.

Мужание Ниловны — борца — это мужание человека, новые убеждения взращены самоотверженным сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл ее революционной практики. На первый взгляд, развитие сюжета в романе продиктовано появлением в доме Власовых Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова и других. Но сколько здесь авторской прозорливости в выборе психологической ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла. Чуткая Ниловна сразу это понимает, проникаясь к ним участием. Сцена первого знакомства с друзьями Павла по борьбе успокаивает испугавшуюся было Власову, позволяя впервые ощутить необходимость для Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод венчается пробуждением у всех троих подлинной радости дружеских, доверительных отношений. Находка начинает мечтать о встрече с родной, давно бросившей его матерью, прощая ей невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить трудно, научить человека добру еще труднее...” Наташа тоже проникается к Ниловне полным доверием.

Изменяется и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и чувствует все по-другому, по-новому. Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с мечтами молодежи. Лишь озлобленный и мрачный Николай Весовщиков воспринимается здесь резким диссонансом. Этого человека Ниловна долго будет чуждаться.

Далее в романе следует развитие отношений Власовой с новыми товарищами сына. Знакомство с другими членами кружка вызывает у Ниловны неоднородные чувства и раздумья, и они, пусть даже разные по характеру люди, одинаково интересуют ее. Некогда одинокая, отчужденная от людей, мать начинает жить эмоционально насыщенно.

Влечение Ниловны к человеку воспринимается как восстановление естественных, здоровых проявлений личности. Встрепенулась душа бедной женщины, открыв для себя добро и красоту. Но тем болезненнее переживает теперь она опасность, угрожающую сыну и его друзьям. Так перед Ниловной встает главный вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа борьбы только зарождается, и их ждет еще множество испытаний: это и аресты Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни. Проходя через все это с огромной материнской любовью в сердце, Ниловна находит ответ на вопрос: “Можно ли любить без веры? Нет!” Чистое чувство всегда основано на вере, сопряжено с душевной чистотой, самоотдачей. Только поэтому рождаются небывалые силы человека. Ниловна не разделяет любовь и жалость. Жалость здесь не унизительная забота о слабом, а результат глубокого понимания испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных. Гордиться ими и помогать — вечные основы любви, в том числе и материнской.

30.03.2013 17358 0

Уроки 17–18
роман Горького «Фома Гордеев»:
проблемы и герои

Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. – № 7. – 2006).

Цели : обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.

Ход уроков

Класс разбит на четыре группы, две из которых – группы игроков, одна группа – исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).

I. Предварительное задание.

1. Подумайте над вопросами:

– Каким человеком был отец Фомы?

– В чем состояла суть отцовской науки?

– Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?

– Какова жизненная философия Якова Маякина?

– Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.

– Как складывается судьба Фомы после смерти отца?

– Почему Фома не пошел по следам отца?

2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.

На доске (эпиграфы):

Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.

Нет уж, я сам себе место выберу.

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

1-я страница. Сын своего отца.

Учитель . В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».

Вопросы командам .

1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» – часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

Назовите отцовские наставления:

– ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;

– ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;

– ум имей хоть маленький, но свой;

– нужно с разумом жалеть... и т. д.

Таким образом, главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина (Грибоедов. «Горе от ума»); уроки чести офицера Гринева (Пушкин. «Капитанская дочка»); отцовские наставления Чичикова (Гоголь. «Мертвые души»))?

4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).

– Пренебрежительное отношение к бедным.

– Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).

– Странности характера (мечтательность, «самокопание»).

– Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).

Обобщение . Фома – белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».

2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»

Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.

Вопросы командам .

1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?

«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь – будешь жить без ошибок».

– Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

2. «А умен... умнее отца... умнее, но – хуже», – думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?

3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова?

Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.

5. Каким в словах Фомы предстает купечество?

3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)

Учитель . В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?

Группы готовили по 2 сообщения (на 2–3 минуты):

1. Люба Маякина.

2. Африкан Смолин.

3. Тарас Маякин.

4. Николай Ежов.

Обобщение учителя . Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».

Ежов – пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.

Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Мечется в поисках людей , которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.

4-я страница. Возможное будущее Фомы.

Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.

Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.

5-я страница. Анализ языка романа.

Учитель . Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?

Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:

– Совесть непобедима лишь для слабых духом.

– А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

– Правду только подслушать можно.

– Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.

6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.

Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).

Вопросы к командам игроков.

1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?

3. С кем из героев можно сравнить Фому?

II. Подведение итогов турнира.

Слово дается экспертам.

Домашнее задание. (Эту работу можно провести и в классе, если останется время.)

Учитель . Этот роман, как и все произведения Горького, многогранен по проблематике. Закрывая последнюю страницу, вдумчивый читатель задает себе не один вопрос. Вот и вы ответьте на один из них: «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?» (Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху.)