Тёмное царство в пьесе Островского «Гроза (ЕГЭ по литературе). «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза Докажите что дикой является представителем темного царства

Творчество А. Н. Островского стоит у истоков нашей национальной драматургии. Фонвизин, Грибоедов и Гоголь начали создание великого русского театра. С появлением же пьес Островского, с расцветом его таланта и мастерства драматическое искусство поднялось на новую высоту. Недаром критик Одоевский отмечал, что до Островского в отечественной литературе были только 3 драмы: «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Пьесу «Банкрот» он назвал четвертой, подчеркнув, что она является последним недостающим краеугольным камнем, на которых и будет воздвигнуто величественное «здание» русского театра.

От «Банкрота» до «Грозы»

Да, именно с комедии «Свои люди - сочтемся» (второе название "Банкрота") начинается широкая популярность Александра Николаевича Островского, драматурга, объединившего в своем творчестве и мастерски переработавшего лучшие традиции «натуральной» школы - социально-психологические и сатирические. Став «Колумбом Замоскворечья», он открыл миру дотоле неизвестный пласт русской жизни - среднее и мелкое купечество и мещанство, отразил его самобытность, показал, как яркие сильные, чистые характеры, так и мрачную суровую действительность мира торгашества, лицемерия, отсутствия высоких порывов и идеалов. Произошло это в 1849 году. И уже в своей первой значительной пьесе писатель намечает штрихами особый тип личности, который будет у него появляться снова и снова: от Самсона Силыча Большого к Титу Титычу Брускову из «В чужом пиру похмелье» и далее, к Марфе Игнатьевне Кабановой и Савелу Прокопьевичу Дикому из «Грозы» - тип самодура, названный очень точно и емко и вошедший, благодаря драматургу, в наш речевой обиход. Под эту категорию подходят люди, напрочь нарушающие логические и морально-нравственные, человеческого общежития. «Самодурами русской жизни» названы критиком Добролюбовым Дикой и Кабаниха, представляющие «темное царство» в пьесе Островского «Гроза».

Самодурство как социально-типологическое явление

Разберем подробнее указанное явление. Отчего появляются в обществе самодуры? В первую очередь от осознания собственной полной и абсолютной власти, полного нивелирования интересов и мнений других по сравнению с собственными, чувства безнаказанности и отсутствия сопротивления со стороны жертв. Таким и показано «темное царство» в пьесе Островского «Гроза». Дикой и Кабанова - самые богатые жители маленького провинциального городка Калинов, расположенного по берегу Волги. Деньги позволяют им ощутить личную значимость и значительность. Они же дают им и власть - над своими домашними, над чужими, в чем-то зависимыми от них людьми, и шире - над общественным мнением в городе. «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» страшно тем, что оно губит или корежит малейшие проявления протеста, любые веяния свободы и независимости. Самодурство - оборотная сторона рабства. В равной степени развращает оно как самих «хозяев жизни», так и тех, кто зависим от них, отравляя своим тлетворным дыханием все России. Именно поэтому, по определению Добролюбова, «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» и является синонимом самодурства.

Конфликт драмы

Обладая глубоким пониманием действительности, писатель умел изобразить самые существенные и значимые ее стороны. В предреформенный 1859 год он под впечатлениями от путешествия по Волге в 1856-1857 гг. создает пьесу, признанную впоследствии одним из лучших его творений, - драму «Гроза». Что интересно: буквально через месяц после того, как пьеса была закончена, в Костроме произошли события, как по сценарию воспроизводящие литературное произведение. О чем это говорит? О том, насколько точно прочувствовал и угадал Александр Николаевич конфликт и как реалистично отражено «темное царство» в пьесе «Гроза».

Островский не зря в качестве основной коллизии выбрал главное противоречие русской жизни - столкновение между консервативным началом, основанном на патриархальных традициях, формируемых веками и базирующихся на непререкаемом авторитете, моральных устоях и запретах, с одной стороны, и с другой - началом бунтарским, творческим и живым, потребностью личности сломать стереотипы, идти вперед в духовном развитии. Потому не только Дикой и Кабаниха воплощают «темное царство» в пьесе «Гроза». Островский дает понять, что малейшее уступничество ему, попустительство и непротивление автоматически переводят человека в ранг пособников.

Философия «темного царства»

С первых же строк пьесы в наше сознание врываются две стихии: вольного чудесных далей, широких горизонтов и душная, сгущенная атмосфера предгрозовья, томительное ожидание каких-то потрясений и жажда обновления. Представители «темного царства» в пьесе «Гроза» ужасаются катаклизмам природы, видя в них проявление гнева Божьего и грядущих наказаний за грехи - явные и мнимые. Об этом твердит все время Марфа Игнатьевна, вторит ей и Дикой. На просьбу Кулигина пожертвовать денег на строительство громоотвода для горожан он упрекает: "Гроза-де дана в наказание, а ты, такой-сякой, от Господа хочешь шестом оборониться". В этой реплике наглядно показана философия, которой придерживаются представители «темного царства» в пьесе «Гроза»: нельзя противиться тому, что господствовало веками, нельзя идти против воли или наказания свыше, смирение и покорность должны оставаться этическими нормами современности. Что интересно: сами же главные самодуры Калинова не только искренне верят в такой порядок вещей, но и признают его единственно правильным.

Ханжа под личиной добродетели

«Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» многолико. Но столпами его в первую очередь являются Дикой и Кабанова. Марфа Игнатьевна, дородная купчиха, хозяйка дома, за высоким забором которого льются невидимые слезы и происходит каждодневное унижение человеческого достоинства и свободной воли, названа в пьесе однозначно - ханжа. О ней говорят: "Нищих оделяет милостынями, ходит в церковь, истово крестится, а домашних ест поедом, точит, словно ржа железо". Внешние законы старины она старается соблюсти во всем, при этом особо не заботясь о их внутреннем содержании. Кабаниха знает, что младшие должны подчиняться старшим и требует во всем слепого повиновения. При прощании Катерины с Тихоном перед его отъездом она заставляет ту кланяться в ноги мужу, а сына - дать жене строгий наказ, как себя вести. Там и «матушке не перечить», и «на парней не заглядываться» и еще множество других «пожеланий». Причем все присутствующие хорошо понимают фарсовость ситуации, ее фальшивость. И только Марфа Игнатьевна упивается своей миссией. Решающую роль в трагедии Катерины сыграла тоже она, исковеркав характер сына, испортив семейную жизнь ему, надругавшись над душой самой Катерины и заставив ту сделать роковой шаг с берега Волги в бездну.

Ложь в ранге закона

«Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза» - самодурство в высшем его проявлении. Катерина, сравнивая жизнь в родной семье и в семье мужа, подмечает важнейшее отличие: здесь все как будто «из-под неволи». И это правда. Либо ты подчиняешься бесчеловечным правилам игры, либо тебя сотрут в порошок. Кулигин прямо заявляет о том, что нравы в городе «жестокие». Кто богат, тот старается закабалить бедняков, чтобы на их грошах увеличить состояние. Тот же Дикой куражится над зависимым от него Борисом: "Будешь мне угождать, так отдам наследство!" Но угодить самодуру невозможно, и судьба несчастного Бориса и его сестры предопределена. Они останутся униженными и оскорбленными, бесправными и беззащитными. Есть ли выход из положения? Есть: лгать, изворачиваться, пока возможно. Так поступает сестра Тихона - Варвара. Ее просты: делай, что хочешь, лишь бы никто ничего не заметил, все «шито да крыто» было. А когда Катерина возражает, что не умеет лукавить, не может врать, Варвара говорит ей попросту: "И я не умела, а нужно стало - выучилась!"

Кудряш, Варвара и другие

А что вообще представляют собою жертвы «темного царства» по драме А. Н. Островского «Гроза»? Это люди с поломанной судьбой, искалеченными душами, изуродованным нравственным миром. Тот же Тихон от природы добрый, мягкий человек. Самодурство матери убило в нем зачатки собственной воли. Он не может сопротивляться ее давлению, не умеет противостоять и утешение находит в пьянстве. Поддержать жену, стать на ее сторону, защитить от кабановского произвола тоже ему не под силу. По наущению матери он бьет Катерину, хотя и жалеет ее. И только гибель жены заставляет его открыто обвинить мать, но понятно, что очень быстро запал пройдет, и все останется по-прежнему.

Совсем иное дело другой мужской персонаж - Ваня Кудряш. Тот дает отпор всякому и даже «пронзительному» Дикому не спускает грубости. Однако и этот характер испорчен мертвящим влиянием «темного царства». Кудряш - копия Дикого, только еще не вошедшего в силу, не заматеревшего. Пройдет время, и он окажется достойным своего хозяина. Варвара, ставшая лгуньей и терпящая притеснения матери, в конце концов убегает из дома. Ложь стала ее второй натурой, и потому героиня вызывает у нас сочувствие и сострадание. Робкий Кулигин редко осмеливается защитить себя перед нахрапистостью самодуров «темного царства». По сути, никто, кроме Катерины, тоже, кстати, жертвы, не имеет достаточной твердости, чтобы бросить этому "царству" вызов.

Почему Катерина?

Единственным героем произведения, у кого достает нравственной решимости осудить быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза», является Катерина. Ее естественность, искренность, горячая порывистость, окрыленность не позволяют смириться с произволом и насилием, принять диктуемый еще с домостроевских времен этикет. Катерине хочется любить, радоваться жизни, испытывать естественные чувства, быть открытой миру. Подобно птице, мечтает она оторваться от земли, от мертвящего быта и взвиться в поднебесье. Она религиозна, но не по-кабановски. Ее прямодушную натуру разрывает надвое противоречие между долгом по отношению к мужу, любовью к Борису и осознанием своей греховности перед Богом. И все это глубоко искренне, из самых глубин сердца. Да, Катерина тоже жертва «темного царства». Однако она сумела разорвать его оковы. Поколебала вековые устои. И смогла указать выход другим - не только самой своей смертью, но протестом вообще.

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали,
как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» - мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями?

В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» - так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города - безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир - на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Тест по произведению

В «темное царство» мы попадем с первых же строчек пьесы. Впрочем, название «царство» вызывает ассоциации со сказкой и слишком поэтично для того, чем является описанный Островским купеческий мир. Характеристику города Калинова в начале произведения дает Кулигин. По его словам, здесь не увидеть ничего, кроме контраста богатства и бедности, жестокости и покорности. Богатые стремятся еще больше обогатиться за счет бедных. При этом богачи враждуют между собой, так как чувствуют конкуренцию. «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают-то в высокие свои хоромы пьяных приказчиков... А те им…злостны кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям». Кулигин отказывается запечатлеть все это в стихах - настолько нравы кажутся ему прозаичными.

Рассмотри персонажей, которые являются выражением этих нравов, лицом «темного царства».

Один из них - помещик Дикой. Жители города называют его «ругатель» и «пронзительный мужик». Именно появление Дикого, когда он «как с цепи сорвался», дает Кулигину повод начать обсуждать жестокие нравы города. Фамилия этого персонажа говорящая. Его можно сравнить с диким зверем - настолько он жестокий, вспыльчивый, упрямый. Дикой - деспот, как в своей семье, так и за ее пределами. Терроризирует он в том числе и своего племянника, издевается над горожанами - «надругается всячески, как душе угодно». Общее впечатление о Диком складывается, если прислушаешься к отзывам о нем от разных лиц.

Кабаниха в своей жестокости не уступает Дикому. Она также наделена говорящей фамилией. «Кабаниха» - производное от слова «кабан», что также отсылает к приземленности персонажа, жестокости, бесчеловечности, отсутствием одухотворенности. Она изматывает своих домашних постоянными нравоучениями, тиранит их, заставляет жить в соответствии со строгими правилами. Она вытравливает человеческое достоинство из своих домашних. Особенно тяжело страдает Катерина, которая говорит, что благодаря свекрови ей опостылела жизнь и дом стал противен.

Феклуша занимает «в темном царстве» особую роль. Это странница, которая усиленно распространяет слухи о различных суевериях и явных бессмыслицах. Например, о людях с песьими головами, об умалении времени, об огненной змее. Самое печальное - то, что в городе Калинове люди охотно верят этим слухам, любят Феклушу и всегда рады пригласить ее в дом. Это показывает степень их суеверия и беспросветную глупость.

Барыня является еще одним колоритным персонажем, который выражает дух и нравы «темного царства». Эта полусумасшедшая женщина кричит Катерине, что красота приведет ее в омут, чем вводит ее в ужас. Образ барыни и ее слова можно понимать двояко. С одной стороны, это предостережение о том, что настоящая красота (носительницей которой является Катерина) в этом мире долго не проживет. С другой стороны - как знать? - возможно, Катерина - это олицетворение барыни в молодости. Но она не справилась с этим мирам и к старости сошла с ума.

Итак, все эти персонажи олицетворяют худшие стороны уходящего мира - его жестокость, примитивность, мистицизм.


Темное царство

Важнейшей чертой театра Островского по сей день остается злободневность пьес. Произведения Островского и сегодня с успехом идут на подмостках театров, потому что характеры и образы, созданные художником не утратили свежести. И по сей день зрители размышляют о том, кто прав в споре между патриархальностью представлений о браке и свободой проявления чувств, погружаются в атмосферу темного невежества, грубости и поражаются чистоте и искренности любви Катерины.

Город Калинов, в котором развёртывается действие драмы «Гроза», – художественное пространство, в пределах которого писатель стремился предельно обобщить пороки, характерные для купеческой среды середины XIX века. Критик Добролюбов не зря называет Калинов «тёмным царством». Это определение в точности характеризуют атмосферу, описанную в городе.

Островский изображает Калинов замкнутым пространством: ворота заперты, что происходит за забором никого не волнует. В экспозиции пьесы зрителям предстает волжский пейзаж, вызывающий у Кулигина в памяти поэтические строки.

Но описание просторов Волги лишь усиливает ощущение закрытости города, в котором даже по бульвару никто не гуляет. Город живёт своей скучной и однообразной жизнью. Малообразованные жители Калинова узнают новости о мире не из газет, а от странниц, например, таких как Феклуша. Любимая гостья в семье Кабановых рассказывает о том, что «есть ещё земля, где все люди с песьими головами», а в Москве одни «гульбища да игрища, а по улицам индо грохот идет, стон стоит». Невежественные обитатели города Калинова охотно верят в подобные рассказы, именно поэтому Калинов представляется горожанам райским местом. Так, отделённый от всего мира, как тридевятое государство, в котором жители видят едва ли не единственную землю обетованную, Калинов и сам начинает приобретать сказочные черты, становясь символическим образом сонного царства. Духовная жизнь обитателей Калинова ограничивается правилами Домостроя, соблюдение которых требует каждое поколение родителей от каждого поколения детей, кругом царит самодурство и властвуют деньги.

Главными блюстителями векового порядка в городе являются Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой, у которых искажены нравственные нормы. Ярким примером самодурства является эпизод, в котором Островский иронически изображает Дикого, говорящего о своём «добросердечии»: изругав мужика, который просил у него жалованье, Савел Прокофьевич раскаивается в своём поведении и даже просит прощения у работника. Тем самым, писатель изображает нелепость сменившейся самобичеванием ярости Дикого. Являясь зажиточным купцом и имея много денег, Дикой считает людей ниже себя "червяками", которых он может помиловать или раздавить по своем желанию, герой чувствует безнаказанность своих поступков. Даже городничий не в силах повлиять на него. Дикой, ощущая себя не только хозяином города, но и хозяином жизни, не боится и чиновника. Зажиточного купца боятся и домашние. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите!» Но Савел Прокофьевич ругается только с теми, кто не может дать отпор. Стоит ему только встретить сопротивление, как резко меняется его настроение и тон общения. Он побаивается своего конторщика Кудряша, который умеет противостоять ему. Дикой не ругается и с купчихой Марфой Игнатьевной, единственной, кто понимает его. Лишь Кабаниха в силах усмирить буйный нрав Савела Прокофьевича. Она одна видит, что Дикой и сам не рад своему самодурству, но ничего с собой поделать не может, поэтому Кабаниха считает себя сильней его.

И действительно, Марфа Игнатьевна не уступает Дикому в деспотизме и самодурстве. Являясь ханжой, она тиранит своих домашних. Кабаниха изображена Островским как героиня, которая считает себя хранительницей основ Домостроя. Патриархальная система ценностей, от которой осталась только внешняя показная сторона, для неё важнее всего. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям Островский демонстрирует в сцене прощания Тихона с Катериной. Между Катериной и Кабанихой возникает конфликт, отражающий внутренние противоречия между героинями. Кабаниха пеняет Катерине, что та после отъезда мужа не «выла» и не «лежала на крыльце», на что Катерина замечает, что так вести себя – «народ смешить».

Кабаниха, делая все «под видом благочестия», требует полного повиновения от своих домашних. В семье Кабановых все должны жить так, как требует Марфа Игнатьевна. Кулигин совершенно точно характеризует Кабаниху в диалоге с Борисом: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Главным объектом её тирании становятся собственные дети. Властолюбивая Кабаниха не замечает, что под своим гнётом вырастила жалкого, трусливого человека, который не имеет собственного мнения - сына Тихона и хитрую, создающую впечатление порядочной и послушной дочь Варвару. В конце концов, неоправданная жестокость и желание контролировать все приводят Кабаниху к трагедии: собственный сын винит мать в смерти его жены Катерины («Маменька, вы ее погубили»), а любимая дочь, не согласная жить в рамках самодурства, сбегает из дома.

Давая оценку образам «темного царства», нельзя не согласиться с Островским в том, что жестокое самодурство и деспотизм – это настоящее зло, под гнетом которого тускнеют, чахнут человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. «Гроза» - это открытый протест против «тёмного царства», вызов невежеству и грубости, лицемерию и жестокости.

Темное царство в пьесе «Гроза» Островского - это аллегорическое высказывание знакомо всем с легкой руки его современника, литературного критика Добролюбова. Именно так Николай Иванович счел нужным охарактеризовать тяжелую социальную и моральную атмосферу в городах России в начале XIX века.

Островский - тонкий знаток русской жизни

Александр Николаевич Островский совершил яркий прорыв в русской драматургии, на что и получил достойную статью-рецензию. Он продолжил традиции русского национального театра, заложенные Фонвизиным, Гоголем, Грибоедовым. В частности, Николай Добролюбов высоко оценил глубокое знание и правдивое отображение драматургом специфики русской жизни. Показанный в пьесе приволжский город Калинов стал своеобразной моделью всей России.

Глубокий смысл аллегории «темное царство»

Темное царство в пьесе Островского «Гроза» - четкая и емкая аллегория, созданная критиком Добролюбовым, имеет в своей основе и широкое социально-экономическое объяснение и более узкое - литературное. Последнее сформулировано относительно провинциального города Калинова, в котором Островский изобразил усредненный (как сейчас говорят - среднестатистический) русский городишко конца XVIII века.

Широкий смысл понятия «темное царство»

Вначале охарактеризуем широкий смысл данного понятия: темное царство в пьесе Островского «Гроза» - образная характеристика социально-политического состояния России на определенной стадии ее развития.

Ведь вдумчивый читатель, интересующийся историей, четко себе представляет, о какой России (конец XVIII века) идет речь. Огромная страна, фрагмент которой показал драматург в пьесе, жила по старинке, в то время, когда в странах Европы динамично происходила индустриализация. Народ был социально парализован (которое отменили в 1861 году). Еще не строились стратегические железные дороги. Народ в своей массе был безграмотным, необразованным, суеверным. Фактически государство социальной политикой занималось мало.

Все в провинциальном Калинове как бы «варится в собственном соку». Т. е. люди не задействованы в крупных проектах - производстве, строительстве. Их суждения выдают полную некомпетентность в простейших понятиях: например, в электрическом происхождении молнии.

Темное царство в пьесе Островского «Гроза» - общество, лишенное вектора развития. Еще не оформился класс промышленной буржуазии и пролетариата… Финансовые потоки общества не были сформированы недостаточными для глобальных социально-экономических преобразований.

Темное царство города Калинов

В узком же смысле - темное царство в пьесе «Гроза» - это образ жизни, присущий мещанству и купечеству. Согласно описанию, данному Островским, в этом сообществе абсолютно доминируют зажиточные и наглые купцы. Они постоянно осуществляют психологический прессинг на окружающих, не обращая внимания на их интересы. Управы нет на этих упырей, которые «поедом едят». Для этих самодуров деньги эквивалентны общественному положению, а человеческая и христианская мораль - не указ в их поступках. Практически они творят, что им заблагорассудится. В частности, реалистичные, художественно-завершенные образы - купец Савел Прокопьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова - инициируют «темное царство» в пьесе «Гроза». Что это за персонажи? Рассмотрим их подобней.

Образ купца Савелия Прокофьича Дикого

Купец Дикой является самым богатым человеком Калинова. Однако состоятельность в нем граничит не с широтой души и хлебосольством, а с «крутым нравом». И понимает он свою волчью натуру, и хочет как-то измениться. «О посту как-то, о великом, я говел…» Да самодурство является его второй натурой. Когда к нему приходит «мужичонка» с просьбой одолжить денег, Дикой грубо его унижает, более того, дело едва не доходит до избиения несчастного.

Причем этот психотип поведения характерен для него всегда. («Что поделать, сердце у меня такое!») Т. е. он строит свои отношения с окружающими на основании страха и своего доминирования. Это его обычная модель поведения относительно людей с низшим

Этот человек не всегда был богат. Однако он пришел к состоятельности путем примитивной агрессивной сложившейся социальной модели поведения. Отношения с окружающими и родственниками (в частности, с племянником), он строит на одном только принципе: унизить их, формально - лишить социальных прав, а затем воспользоваться ими самому. Впрочем, ощутив психологический отпор от человека с равным статусом (например, от вдовы купца Кабанихи, он начинает к нему относиться более уважительно, не унижая). Это - примитивная, двухвариантная схема поведения.

За грубостью и подозрительностью («Так ты знай, что ты - червяк!») скрыта жадность и корысть. Например, в случае с племянником он фактически лишает его наследства. Савел Прокофьич вынашивает в душе ненависть ко всему окружающему. Его кредо - рефлекторно всех давить, всех подминать, расчищая для себя жизненное пространство. Живи бы мы в это время, такой идиот (извините за прямоту) вполне бы мог, просто посреди улицы, ни за что ни про что избить бы нас, просто для того, чтоб мы перешли на другую сторону улицы, расчистив для него путь! А ведь такой образ был привычен для крепостной России! Не зря ведь темное царство в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал чутким и правдивым отображением российской действительности!

Образ купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой

Вторым типажом диких нравов Калинова является богатая купеческая вдова Кабаниха. Ее социальная модель поведения не столь примитивна, как у купца Дикого. (Почему-то относительно этой модели вспоминается аналогия: «Плохое зрение носорога - это проблема окружающих, а не самого носорога!) Марфа Игнатьевна Кабанова, в отличие от купца Дикого, выстраивает свой социальный статус постепенно. Инструментом также является унижение, однако - совершенно другого рода. Она воздействует, в основном, на членов своей семьи: сына Тихона, дочь Варвару, невестку Катерину. В основу своего доминирования над окружающими она ставит как свое материальное превосходство, так и моральное.

Ханжество - вот ее ключ к У купчихи - двойная мораль. Формально и внешне следуя христианскому культу, она далека от настоящего милосердного христианского сознания. Наоборот, свой статус оцерквления она трактует, как своеобразную сделку с Богом, считая, что ей дано право не только поучать всех окружающих всему, но и указывать, как им следует поступать.

Этим она занимается постоянно, совершенно уничтожив своего сына Тихона, как личность, и подтолкнув невестку Катерину к самоубийству.

Если купца Дикого, встретив на улице, можно обойти, то относительно Кабанихи дело обстоит совсем иначе. Если можно так выразиться, то она непрерывно, постоянно, а не не эпизодически, как Дикой, «генерирует» темное царство в пьесе «Гроза». Цитаты произведения, характеризующие Кабаниху, свидетельствуют: она зомбирует своих близких, требуя, чтобы Катерина кланялась мужу, когда тот входит в дом, внушая, что «матушке перечить нельзя», чтобы муж давал строгие наказы жене, а по случаю и избивал ее…

Слабые попытки противостоять самодурам

Что же противопоставляет сообщество города Калинов экспансии двух вышеупомянутых самодуров? Да практически ничего. Те пребывают в комфортном для себя социуме. Как писал Пушкин в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует…». Кто-то, образованный, пытается робко высказывать свое мнение, как инженер Кулигин. Кто-то, как Варвара, искалечил себя морально, живя двойной жизнью: поддакивая самодурам и делая, что самой заблагорассудится. А кого-то ждет внутренний и трагический протест (как Катерину).

Заключение

Встречается ли в нашей обыденной жизни слово «самодурство»? Мы надеемся, что для большинства наших читателей - гораздо реже, чем для жителей крепостного города Калинова. Примите сочувствия, если самодуром является ваш начальник, либо кто-либо из семейного круга. В наше время это явление не распространяется сразу на весь город. Однако оно местами существует. И из него следует искать выход…

Вернемся к пьесе Островского. Создают «темное царство» в пьесе «Гроза» представители. Их общие черты - наличие капитала и стремление доминировать в обществе. Однако не опирается ни на духовность, ни на созидательность, ни на просвещение. Отсюда вывод: следует изолировать самодура, лишив его возможности руководить, а также лишая общения (бойкот). Самодур силен, пока ощущает незаменимость себя любимого и востребованность своего капитала.

Следует просто лишить его такого «счастья». В Калинове сделать это не представлялось возможным. В наше время это реально.