Танец энергичных ирландцев. Ирландский танец

Описание

Ирландские танцы — это группа, которая принадлежит к традиционным, формирование которых происходило в Ирландии в 18-20-х веках, они обрели большую популярность по всему земному шару, благодаря шоу Riverdance, а также другим танцевальным шоу, которые последовали за ним.

Ирландские танцы подразделяются на следующие виды:

Танцы исполняются только ирландские традиционные мелодии: джиги, рилы, хорнпайпы.

  • Сольные - Irish Stepdance - отличительной чертой у них служит четкое движение ногами, корпус и руки остаются неподвижными. Они созданы благодаря ирландским мастера в 18-20 веках и жестко стандартизируются Комиссией по ирландским танцам. Стандартизация пришла в начале 20-го века в результате деятельности Гэльской лиги, это позволило создавать школы мастеров, которые способны исполнять сложную технику. Именно на сольном направлении основана зрелищность Riverdance, а также шоу, подобных ему;
  • Кейли - céilí - групповые или парные, база которых основана на стандартных шагах сольного направления. Стандартизация кейли также имеется;
  • Постановочные фигурные - Choreographed Figure Dances - базу составляют сольное исполнение и фигуры кейли, но ориентация идет на выступление сразу нескольких исполнителей, которое находится в рамках постановочного шоу. Допускаются отклонения от стандартов для того, чтобы увеличить зрелищность. Riverdance появилось на свет благодаря именно этому направлению;
  • Сет-танцы - Set Dancing - социальные парные, базу составляют простые шаги французских кадрилей;
  • Шан-нос - sean-nós - этот стиль особый, его не затронула деятельность Гэльской лиги и мастеров. Этот вид сохранился в регионе Коннемара, Ирландия.

Разновидности, в зависимости от ритма и мелодии:

  • Джига - jig - эта мелодия имеет старинное кельтское происхождение, джига зависит от скорости мелодии: слип-джига, лайт(дабл)-джига, сингл-джига, требл-джига. Размер музыки - 6/8, только слип-джига имеет ритм 9/8, исполняется только в мягкой обуви.
  • Рил - reel - возникновение его приходится примерно на вторую половину 18-го века, Шотландия. Размер музыки 4/4, если танец исполняется только в мягкой обуви, то он называется лайт-рил, если в жесткой - трэбл-рил. В специальных ботинках обычно исполняют «мягкий» мужской рил, ботинки имеют каблук, но на носке ботинка нет набойки.
  • Хорнпайп - hornpipe - исследователи предполагают, что он пришел из Англии, во времена царствования Елизаветы, где исполнялся как сценическое действо. На территории Ирландии танец исполняется иначе, под размер 4/4 и 2/4, требуется жесткая обувь.

История возникновения

Первое упоминание датируется 9-м веком, упоминается о первых гуляниях крестьян, которых называли феш, но описание, именно ирландских, появилось в 16-ом веке, оно было очень неясным. Трудно сказать из упоминаний, какие из них можно было отнести к ирландским, а какие к тем, что возникли под влиянием шотландских и французских. Но одно было едино для всех - приставные шаги и быстрый темп.

Когда Ирландия была колонией, культура постоянно преследовалась, в «карательных законах» запрещалось обучение ирландцев танцам и музыке. 150 лет ирландцы тайно учились с помощью бродячих мастеров, исполнялись на сельских гулянках, руководство которыми, принадлежало тоже мастерам.

В конце 18 века мастера стали создавать свои первые школы, самые известные находились в провинции Мюнстер, в графствах Лимерик, Корк, Керри. Знаменитые школы существовали и в других городах. Мастера придумывали свои движения (подскоки, прыжки, повороты). Школы отличались набором используемых движений.

Начало 20-го века ознаменовалось «гельским возрождением», Гельская лига, которая потом стала отдельной организацией - Комиссией по ирландским танцам. Именно она начала исследование традиционных танцев и их стандартизацию, чтобы потом популяризировать их среди населения. Намеренно исключались те, которые несли в себе иностранные корни, например, сетовые. Основой стала «мюнстерская» традиция, она в техническом плане была наиболее выраженной. В результате стандартизированными стали сольные танцы и групповые кейли.

С тех времен по всему миру существует система, которой придерживаются школы, обучающие ирландским танцам. Существуют соревнования, которые постоянно дают рост будущим мастерам.

Сольные, которые исполняются при помощи других техник, называются «шан-нос», что означает «старый путь». Они имеют два направления: танцы региона Коннемара и те, что сохранились среди эмигрантов на территории Северной Америки.

Видео, фото с выступлениями известных коллективов смотрите на сайте.

Ирландия во все времена славилась своей непревзойденной танцевальной культурой, но в последнее время интерес со стороны мировой общественности возрос ещё больше благодаря эффектным шоу, где используется танец ирландский уже в современной обработке.

История создания танцевального искусства

Данный культуры прошёл свою тысячелетнюю историю и, по мнению многих исследователей, зародился ещё со времён кельтских народов, основавших своё государство на территории современной Ирландии.

Самый древний образ, напоминающий чем-то отдалённо танец ирландский - это кельтский Sean-Nos в исполнении галлов, которые жили на этих островах в далёком прошлом.

Первое упоминание о схожих с нынешними современными плясками, было датировано приблизительно одиннадцатым столетием.

Немного позже, под воздействием нормандских завоевателей, начала зарождаться совсем другая культура исполнения - группа людей, водящих хоровод. А во дворцах и на балах танец ирландский начал набирать свою популярность уже в шестнадцатом столетии.

Немного позднее, примерно века через два, появились первые преподаватели танцевального искусства, благодаря которым возникли многие виды и разновидности нынешних современных вариаций. Но в то же время началась страшное притеснение данной культуры, поэтому исполнение танцев держалось в строгой тайне. Церковь считала танцевальное искусство чем-то непристойным. Многие историки сошлись во мнении, что характерное неподвижное положение рук на поясе танец ирландский приобрёл именно после того, когда христианские священники объявили, что танцевать таким образом - это неприлично и неподобающе, напоминает святотатство либо невидимую связь с демоном.

Современный вид

Уже в девятнадцатом веке в маленьких деревнях и городах стали набирать популярность различные соревнования, призом на которых мог быть большой пирог. Современный период в танцевальном искусстве начинается с конца этого же столетия. Была создана Гэльская Лига, поставившая себе цель во что бы то ни стало сохранить ирландскую музыкальную культуру, которая притеснялась в течение полутора последних веков.

Танцевальные правила были установлены в 1929 году, появившейся тогда Ирландской Комиссией, которые действовали на различных соревнованиях. В результате чего значительно поменялась техника - по ней исполняют современные ирландские танцы и по сей день. В 30-ых годах женщины чаще стали принимать участие в постановках и получили возможность преподавать в учебных заведениях, где обучали танцевальному искусству.

Сольные выступления

Множество разновидностей и видов имеют ирландские танцы. Удивительный узор движений можно просмотреть в исполнении сольных танцоров. Они представляют собой настоящее воплощение некой грациозности и лёгкости, но в то же время энергичности и ритмичности. Для соло подойдёт как мягкая, так и жёсткая обувь. Она может выглядеть в виде шнурованных балеток либо ботинок с набойками, в зависимости от того, для кого она предназначается (мужская и женская).

Как танцевать ирландский танец, многие танцоры, участвующие в соревнованиях, учатся с самого детства под самые различные национальные мелодии (рилы, джиги, хорнпайпы), которые используют для сольных выступлений. Они все имеют свои отличия, но обобщающие особенности - прижатые к бокам руки и красивая осанка с неподвижным торсом. Это делается для того, чтобы как можно больше уделить внимания всей сложности и чёткости, с которой двигаются ноги танцоров.

Сеты

Стоит выделить, как отдельную категорию сольных ирландских танцев, традиционные сеты. Они исполняются в жёсткой обуви и представляют собой стандартный набор движений. Как называется ирландский танец-сет, так называется и мелодия, под которую он танцуется.

Также существует нетрадиционный вид данного стиля, исполняемый под замедленный мотив танцорами уровня open. Набор движений может зависеть от фантазии учителя либо пожеланий исполнителя.

Групповые танцы

Эта разновидность отличается тем, что танцоры стоят друг напротив друга, тем самым образуя квадрат, в основном это знаменитые кадрили. Они не являются исконно ирландскими, поэтому их движения могут присутствовать в различных европейских стилях. Различия между танцами - в количестве фигур, которые могут варьироваться от трёх до шести.

В 80-ые годы этот вид стал широко известен публике и его стали преподавать во многих танцевальных школах. На сегодняшний день социальные групповые танцы исполняются с очень высокой скоростью и на какой-то дикий манер.

Кейли

Это слово в переводе с дословно звучит как «весёлый праздник с музыкой и танцами». В начале двадцатого века новый стиль групповых выступлений начали также называть этим термином, который дожил и до нашего времени.

Кейли принято танцевать в мягкой обуви и, в отличие от сольных видов, в нём танцоры используют движение рук. Главное в его исполнении - это полное взаимодействие всех партнёров.

В основном эта разновидность танцев исполняется под джиги и рилы. Они включают в себя разное количество танцоров: от четырёх до шестнадцати. Вариации могут быть самыми разными, но зачастую это - две либо четыре пары людей, стоящих друг напротив друга. Все виды кейли условно можно разделить на линейные (прогрессивные) либо фигурные. Первые подразумевают, что все танцоры стоят в виде одной большой и длиной линии. Когда они станцуют весь полный цикл, то перемещаются на одну позицию, соответственно следующий этап танца они уже исполняют с новым партнёром.

Вторая разновидность кейли чаще всего встречается на соревнованиях либо представительских мероприятиях. Различные хореографические постановки привели к тому, что эта категория танцев стала походить на настоящие зрелищные шоу, завоевавшие сердца многих зрителей.

В нынешнее время кейли могут танцевать и на различных вечеринках люди разных возрастов. И неважно, в какой манере и на каком уровне они будут выполнены - потрясающее чувство от свободы движений и задорного ритма всегда возникнет у любого танцующего этот танец.

Считается, что ирландские танцы ничем не уступают по своей страстности исполнения восточным, просто они исполняются в более интеллигентной и скрытной манере.

Оказывается, что ирландский степ занимает одну из главных ступенек среди многих танцевальных и постановочных шоу.

Мотивы, под которые вытанцовывают ирландские современные сеты и кадрили, а также другие виды данного искусства, играют в основном на волынке, скрипке и аккордеоне, в итоге получается довольно заводная и задорная мелодия.

Сами ирландцы говорят, что лучшие танцы - ирландские танцы, которые символизируют сильный дух и непреклонную волю этого народа.

Коллектив ирландского танца

8-9 класс, второй год обучения

Тема занятия : « Традиционный ирландский танец : история, особенности, специфика».

Образовательные технологии: интерактивное обучение.

Вид деятельности : ирландский танец в мягкой обуви.

Цель занятия: Систематизация и углубление знаний учащихся о традиционных ирландских танцах.

Задачи занятия:

  1. Приобщение воспитанниц к музыкальным традициям народов мира.
  2. Раскрытие творческих способносте й воспитанниц.

Воспитательные задачи:

  1. Развит и е творческой самостоятельности воспитанниц.
  2. Формирование общей культуры л и чности воспитанницы.
  3. Формирование умения работать в команде и индивидуально.

Дидактическое обеспечение занятия:

Музыкальное сопровождение: традиционная ирландская музыка Reel, Light Jig, Slip Jig, Сross Reel, музыка сценического танца.

Танцевальный класс.

Опорные знания и умения : элементы и комбинации ирландского танца в мягкой обуви.

Структура занятия: Работа в творческих группах.

Сценарий занятия

I Часть: подготовительный этап.

В преддверии занятия воспитанницы делятся на группы и получают здания – подготовить материал для доклада по видам традиционных ирландских танцев в мягкой обуви, а так же об истории ирландского танца, его специфике и особенностях.

II Часть: «Ожившая история»

Педагог: приветствует учащихся и гостей, и объявляет название мероприятия, рассказывает о коллективе, участниках и теме занятия.

Маша: Ирландии посвящается...

На этот остров изумрудный
Людей богиня привела,
И душу женскую, судьбу,
И путь тернистый, трудный
Ирландия так обрела.
И сотни лет с тех пор она.
Вела борьбу и воевала,
И снова людям жизнь давала,
И в Тир-На-Ног их забирала,
И вновь на подвиги звала.
И нам судьба свой шанс дала:
У самой кромки океана,
За сочной зеленью лугов,
Вглядеться в даль ее веков,
Увидеть тень событий давних,
Услышать кельтских звон мечей,
Друидов магию речей,
И околдованы богиней,
Мы барды вечные отныне,
О, Эйре, красоты твоей! (Автор Дубкова О.)

Даша : можно говорить о мифологии кельтов, о кельтских языках и кельтских орнаментах. Обычно за этим понятием скрывается что угодно, от "эльфийских" танцев до американского степа, стилизованного под ирландский. Есть множество интересных национальных танцевальных традиций - бретонская, шотландская, ирландская. По большому счету, все они - кельтские танцы. Но очень и очень разные. Есть разные "традиционные" (с устоявшимся набором движений и строго определенной музыкой) танцы, так есть еще и разделение на "индивидуальные" и "массовые". Ирландские танцы - это танцы в мягкой обуви (сольные и групповые) и в жесткой обуви (сольные).

Настя : начиналось ирландское танцевальное движение в нашей стране - с копирования движений, которые удавалось рассмотреть на кассете. При встрече с профессиональными преподавателями удивление от осознания того, как надо танцевать, было велико. К сожалению, даже будучи талантливым и опытным хореографом, можно не рассмотреть тех тонкостей, которые составляют суть и технику танца. Можно скопировать связки, но получить лишь стилизацию. Сходство многих движений с американским степом и классическим балетом весьма обманчиво.

Маша : в ирландских танцах задействованы разные группы мышцы , которые в обычной жизни используются редко. Даже профессиональным танцорам требуется некоторое время, чтобы наработать технику и "включить" нужные группы мышц, что уж говорить о любителях. Оценить свои возможности помогают феши - соревнования по ирландским танцам, в которых участвуют танцоры из разных стран.

Диана : Feis - фестиваль ирландской культуры, с соревнованиями по танцам , языку, с музыкальной программой и выставками. Но чаще всего фешем называется именно танцевальное соревнование. Соревнования проходят в категориях: сольные танцы, сеты, кейли, фигурные танцы в авторской хореографии и "танцевальная драма" (подразумевающая наличие сюжета).

Полина : визитная карточка ирландских танцев - рилы, хотя этот ирландский танец пришел из Шотландии, судя по упоминаниям в литературе, только в конце XVIII века. Шотландские рилы быстро прижились, но трансформировались на ирландский манер и стали отличаться от первоисточника. Рил - как правило, очень живая мелодия, под которую так и тянет начать танцевать. Рил восходит к древнему танцу hey или hay, который существовал еще в начале XVI века. Есть версия, что танец подражает движениям оленя.

5 воспитанниц исполняют Lead around и два первых стэпа традиционного танца Easy Reel как демонстрацию рассказанного выше.

Аня : Мужчины, на соревнованиях очень редко танцуют слип-джиги, это женский танец. Хотя исключения случаются и на фешах, а уж для преподавателей исполнение любого танца и вовсе правило. Слип-джига (хоп джига, она же "скользящая джига") - танец, который исполняется под музыку на 9/8. Это исключительно женский танец, то, благодаря чему ирландские народные танцы иногда называют "ирландским балетом" - за грациозные прыжки и скольжения. Слип-джига долгое время была парным танцем (в паре - мужчина и женщина). Если танцевала одна пара, то это был "круглый" танец, если пар было несколько, то пары становились в линию, а в танце менялись местами.

4 воспитанницы исполняют Lead around и два первый стэп традиционного танца Slip Jig.

Лера : джига - именно это слово приходит на ум при упоминании ирландских танцах, что не удивительно - это самая древняя разновидность танцев. Джиг существует несколько, разделение зависит от музыкального размера и характера танца: простая или одинарная (single jig), хеви джига (двойная - double jig и тройная - treble jig) и слип-джига (slip jig). Cлово "jig" восходит к общегерманскому корню со значением "повторяющиеся движения".

Настя : все эти красивые слова - джига, рил, хорнпайп - в первую очередь музыкальные размеры, а уже потом - танцы, которые под соответствующую музыку исполняют. Так что и рил, и джигу, и хорнпайп вполне можно спеть и сыграть, а не только станцевать. Кроме того, возможно сочетание разных размеров в одном танце, это характерно для групповых танцах.

8 воспитанниц исполняют три стэпа традиционного танца Light Jig.

Алена : начинающего танцора встречает множество терминов: джига, рил, хорнпайп, кейли, сет, степ, феш… Ирландские танцы удивительно демократичны в том смысле, что предоставляют возможность для самореализации как завзятым эгоистам, так и коллективистам-энтузиастам. Сольные танцы - возможность проявить личные способности, групповые танцы (кейли, фигурные, групповые сетовые танцы) - отличный шанс потренироваться в создании эффективной команды.

8 воспитанниц исполняют традиционный танец Cross Reel.

Оля : кем же были ирландские учителя танцев? Профессиональные танцоры путешествовали по всей стране, задерживаясь на одном месте от девяти дней до шести недель. Их всегда сопровождал волынщик или скрипач. Мастер выглядел внушительно: он обычно носил "каролингскую" шляпу - объемную шляпу с мягкими полями, фрак с фалдами, узкие бриджи до колен, белые чулки и "бальные" туфли. В руках мастер держал тросточку с серебряным набалдашником и шелковой кисточкой. Наряженный таким образом мастер занимал положение выше, чем его волынщик или скрипач, всем местным жителям, а особенно ученикам, следовало относиться к нему с почтением.

Женя : мастер считал себя истинным джентльменом, и вел себя соответствующе.
Приезд профессионального танцора был настоящим событием. Обычно он договаривался с фермером и арендовал у того здание или амбар, в котором и проходили занятия. Если у фермера хватало места в доме или амбаре, сам учитель селился там же. Взамен учитель давал бесплатные уроки детям фермера. Если же на подворье не было места, ученики по очереди пускали учителя переночевать. Есть свидетельства того, что порой учителями приходилось прибегать к методике "сено-солома" - привязывать их к ногам учеников, чтобы те могли отличать левую ногу от правой! Чтобы объяснить верный ритм и последовательность шагов, учителям приходилось сочинять стишки вроде таких незатейливых строк: «Шаг-прыжок, дошаг-прыжок, мах-пике и поворот».

Нина : мастер танца, как правило, был холостяком; он не имел постоянного жилища и путешествовал от дома к дому в радиусе двадцати миль. Славу мастера составляло не только и не столько собственно виртуозное исполнение, сколько умение составлять танцевальные шаги. Это умение охранялось мастером с величайшей тщательностью.
Даже сейчас статус учителя танца во многом определяется его способностью составлять новые танцы.

Катя : С появлением учителей в ирландских танцах начался расцвет сольных выступлений. За двести лет учителя, путешествующие по стране, оказали огромное влияние на развитие ирландского танца. Именно им обязаны своим существованием ирландские фигурные и сольные танцы. Благодаря их энтузиазму и преданности своему делу, несмотря на все трудности, были заложены основы ирландского танца - такого, каким мы его знаем сегодня.

16 воспитанниц танцуют сценический танец «Shamans».

Педагог говорит заключительные слова, благодарит всех участников.

ВВЕДЕНИЕ

Танец зародился вместе с первыми людьми и неотступно следовал за человечеством, помогая преодолевать страхи, выражать свои мысли и делиться этими мыслями с окружающими.

Первые танцы носили, прежде всего, ритуальный, и, говоря современным языком, терапевтический характер. А так как в зависимости от условий обитания того или иного народа изменялся характер опасностей, стиль жизни, то и танцы разных групп значительно отличались друг от друга.

С развитием национальных особенностей того или иного народа, с формированием характера и темперамента формировались и народные танцы. Именно благодаря различиям между представителями различных этнических групп, особенностям той или иной нации мы можем наслаждаться такими разными народными танцами.

Народный танец - это история народа, его самобытность, олицетворение его души.
Танцы народов мира - это своеобразное путешествие не только по планете, но и во времени. Но в то же время - это бесконечный источник вдохновения для хореографов и балетмейстеров, и для самих танцоров. Ведь в каждом национальном танце мы можем найти элементы, которые позволяют обогатить танцевальную композицию.

Народные танцы легли в основу бальных танцев, в основу современных танцев и даже в основу некоторых боевых искусств.
Национальный танец каждой страны по-своему прекрасен, но некоторые народные танцы заняли особенное место. Это относится к латиноамериканским танцам зажигательные ритмы которых присутствуют практически во всех современных клубных танцах или ирландские танцы, которые собирают огромные залы, а знаменитый Майкл Флэтли является одним из самых высокооплачиваемых танцоров мира. Так в чём же феноменальная популярность шоу Lord Of The Dance, Rhythm of the Dance, Riverdance? Ответить на этот вопрос можно вернувшись на несколько веков назад и оказавшись в древней Ирландии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История ирландских танцев

Первые упоминания об ирландских танцах относятся к XI веку. Речь идёт о традиционных танцевальных гуляниях, которые называются feis (феш). Но лишь в XVI веке появляется подробное описание ирландского танца.

Для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. На ирландские танцы серьёзное влияние оказали французские и шотландские танцы. И быть может танцевальная культура Ирландии повторила печальную судьбу многих национальных танцев и со временем они стали бы лишь призраком ушедшего времени. Но английская метрополия помогла сохранить самобытный ирландский танец.

Колонизаторы столь упорно боролись с проявлением всего «народного» и в середине XVII века Англий был введён «Карательные законы», которые запрещали обучать ирландцев чему бы то ни было, в том числе – танцам. К тому же католическая церковь признала ирландские танцы демоническими и наложила на них строжайший запрет. По сути ирландские танцы одни из немногих, на которые был наложен официальный запрет. В своё время осуждали вальс, кубинскую мамбу, аргентинское танго, но официально эти танцы не были запрещены. Хотя запреты добавили им популярности. Что же говорить об ирландских танцах, которые сразу же обрели особую притягательность. Более ста пятидесяти лет!!! ирландские танцы были вожделенным запретным плодом, им обучались тайно, а знания передавали бродячие мастера. Согласитесь, что вполне логично, что в такой атмосфере популярность танцев росла с каждым днём. Ведь часто то, что запрещают становится особенно привлекательным.

В конце XVIII века начали появляться первые школы танца. Мастера, преподававшие ирландские танцы привносили в танец собственные элементы (прыжки, подскоки, повороты) и каждая школа обладала собственным стилем.
В конце XIX века начался процесс, получивший название Гэльское возрождение. Суть его сводилась к возрождению традиционной ирландской культуры и танцы были одним из важнейших направлений этого процесса. Для возрождения ирландской танцевальной культуры Гэльской лигой в начале XX века была создана Комиссия по ирландским танцам, которая занималась формализацией и описанием ирландских танцев. В результате танцы, у которых были сильно заметны иностранные корни, например, сетовые танцы были проигнорированы. За основу же Лигой была принята южная («мюнстерская») танцевальная школа.

Виды и разновидности ирландских танцев
Как говорилось выше комиссия по ирландским танцам строго следит за тем, чтобы танец был как можно ближе к своим историческим корням. Соответственно все виды ирландских танцев исполняются под традиционные ирландские танцевальные мелодии. Это - рилы, джиги и хорнпайпы.

Ирландские сольные танцы (Irish Stepdance)
Отличительной чертой ирландских сольных танцев являются быстрые и чёткие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Неподвижные руки обусловлены, по одной из версий, гонениями церкви, утверждавшей, что движение рук танцоров - это часть сатанинского обряда. Есть более прозаическая версия, по которой у танцоров раньше было слишком мало места для выступлений (импровизированная сцена создавалась из обычной двери). Ирландские сольные танцы развивались ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и жёстко стандартизированы Комиссией по ирландским танцам. Именно на этой технике основывается зрелищность шоу Riverdance.

Ирландские кейли (céilí)
Это как парные, так и групповые танцы, основанные на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями.

Круг: танцоры парами берутся за руки, образуя круг.
Шеренга: танцоры выстраиваются в две шеренги, девушки напротив молодых людей. На количество пар в разных танцах накладывается разное ограничение: любое чётное количество, не больше 5 пар и т. п.
Сет: от двух до восьми пар на одинаковом расстоянии друг от друга образуют треугольник, квадрат или многоугольник.
Улица, или колонна: к сету из двух пар спина к спине строится следующий сет, к ним следующий и так далее, в зависимости от количества желающих танцевать и свободного места. Улица может также строиться из троек танцоров (две партнёрши с одним партнёром) и четвёрок (две пары рядом).
Для танца характерны сложные перестроения внутри своего сета. В танцах шеренгой и улицей после окончания сюжета партнёры оказываются на других местах и начинают танец снова с другими контр-партнёрами. Танцы в сете обычно имеют сложное строение танца с вступлением, завершением, «боди» - телом танца которое повторяется несколько раз, и фигурами, которые танцуются между боди и не повторяются.

Сет-танцы (Set Dancing) - парные ирландские социальные танцы. В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей.

Шан-нос (sean-nós) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги, сохранившийся в регионе Коннемара.

Постановочные фигурные танцы (Choreographed Figure Dances)
Эти танцы основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли. Но это, прежде всего, зрелищный вид танцев. Здесь участвует много танцоров. Так как это прежде всего, шоу, то при постановке номеров допускают различные отступления от стандартов для повышения зрелищности. Большинство известных ирландских танцевальных шоу - это постановочные фигурные танцы.

Каждая разновидность танца исполняется под традиционную мелодию, которая имеет свой размер. Основные виды - это джига, рил, хронпайп.

Джига - это старинная мелодия кельтского происхождения. В зависимости от музыкального размера мелодии, в которой исполняется танец, выделяют лайт (дабл)-джигу, слип-джигу, сингл-джигу и требл-джигу. Обычный музыкальный размер этих видов джиги составляет 6/8.

Совершенным особняком стоит слип-джига, исполняемая на особый размер 9/8 и исключительно в мягкой обуви. Именно слип джига взята за основу шоу Riverdance.

Сингл джига в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8.
Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жёсткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жёсткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8.

The Heavy Jig - единственная из них, которая танцуется исключительно в жёсткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Рил возник во второй половине XVIII века в Шотландии. Обычный музыкальный размер рила 4/4. Рил танцуют в мягкой обуви (изи-рил) и в жёсткой (трэбл-рил). Мужской "мягкий" рил исполняется в специальных ботинках с каблуком, но без набоек на носке. Часто является частью шоу, но редко исполняется на традиционных соревнаваниях.
Хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4 в жёсткой обуви.

Одежда и обувь для ирландских танцев
Обувь для ирландского танца делится на два вида:
мягкая (англ. soft shoes)
жёсткая (англ. hard shoes).

Мягкая обувь (ghillies или pumps) представляет собой лёгкие кожаные тапочки без каблука и набоек, с длинными шнурками. Тапочки, как правило, одинаковые для обеих ног. Обычно для этой обуви используется чёрная кожа, однако можно найти и цветную пару для шоу-выступлений.

Мужская мягкая обувь - кожаные ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком, позволяющем танцорам делать клики даже в танцах в мягкой обуви. Жёсткая обувь более специфична: туфли, как правило, чёрные, на небольшом каблуке с набойкой на носу, из-за чего нос приподнимается и становится немного выпуклым. Для лучшего крепления на ноге помимо шнурков у них есть кожаный ремешок. Для производства набоек и каблуков используется различный пластик.
Женский костюм для ирландского степа часто представлен коротким платьем с довольно широкой юбкой, так как в этом виде танца основное внимание уделяется движениям ног, которыми в некоторых танцевальных шагах нужно успеть сделать довольно широкое и быстрое движение. Платье яркое, часто - разноцветное, украшается кельтскими узорами. Женский костюм дополняется также белыми гольфами, длиной чуть ниже колена.

Мужской костюм для ирландского степа представляет собой неширокие штаны и рубашку, часто с широкими рукавами.

Ирландские танцы: восхождение
Ирландские танцы так бы и остались популярными лишь в национальном масштабе. Но1994 год изменил всё. Именно в апреле этого года на музыкальном шоу Евровидение, которое проходило в Ирландии мир увидел танцевальное шоу Riverdance, в котором участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли. Шоу настолько потрясло зрителей, что в скором времени появилось ещё несколько проектов. Среди них особенно выделятся шоу:

Lord of the Dance
Lord of the Dance («Повелитель Танца», также «Властелин Танца», «Король Танца») - ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли в 1996 году. Автором саундтрека является Ронан Хардиман.
Сюжетное шоу, базирующееся на кельтской фолк-музыке и ирландских народных танцах, завоевало широкую популярность. Труппа неоднократно совершала туры по Европе и США.

Feet of Flames
Feet of Flames («Языки пламени») - ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли. Автором музыки является Ронан Хардиман. Шоу Feet Of Flames является переработанной, более современной версией Lord of the Dance. Хотя сюжет шоу остался тем же, хореография танцев изменилась, музыкальные композиции были переаранжированы, изменились костюмы и состав участников.

Celtic Tiger
Celtic Tiger (англ."Кельтский тигр") - шоу ирландского танца, поставленное Майклом Флэтли, который также исполняет одну из главных ролей. Celtic Tiger совмещает в себе ирландские танцы с балетом, фламенко, хип-хопом и сальсой. Музыка к шоу написана Ронаном Хардиманом.

Dancing on Dangerous Groun d
Dancing on Dangerous Ground - шоу ирландского танца, созданное Джин Батлер и Колином Данном. Оно было презентовано в Лондоне в Theatre Royal Drury Lane (англ.) в 1999. Американская премьера шоу состоялась в Нью-Йорке в Radio City Music Hall в 2000.

Riverdance
Танцевальное шоу Riverdance впервые было представлено на конкурсе Евровидение 1994. В этом выступлении участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли и кельтский хор Anúna; музыка была написана композитором Биллом Уиланом. Флэтли сам был хореографом своей партии, Джин Батлер поставила танцы и для себя, и для всей остальной труппы. Riverdance the Show. Riverdance был спродюсирован и срежиссирован семейной парой, Джоном МакКолганом и Мойей Доэрти. Riverdance до сих пор выступает по всему миру, хотя и в сокращённом формате и на меньших концертных площадках.

Звёзды ирландского танца
Джин Ба́тлер - профессиональная ирландская танцовщица. Родилась 14 марта в Минеоле, штат Нью-Йорк. Окончила Бирмингемский университет, получив диплом с отличием по специальности Театр и Драма. Получила Irish Post Award за «выдающиеся достижения в ирландских танцах» в апреле 1999. Мать начала учить Джин ирландским танцам, когда ей было 4 года. Был приглашён известный преподаватель Donny Golden. Джин также училась классическому балету и американскому степу, но основной упор делался на ирландский степ. Благодаря своему таланту, Джин выигрывала региональные и национальные турниры, занимала хорошие места на мировых соревнованиях. Джин выступала вместе с группами Green Fields of America и Cherish the Ladies; когда ей было 17, она дебютировала с Карнеги-холле на концерте The Chieftains. В 1994 по приглашению продюсера Мойи Дохерти, Джин приняла участие в семиминутном перерыве на конкурсе Евровидение в номере, названном Riverdance.

Майкл Флэтли
Майкл Райан Флэтли (англ. Michael Ryan Flatley) - американо-ирландский танцор, хореограф, музыкант и продюсер, известный постановкой танцевальных шоу Lord of the Dance и Feet of Flames. Дважды становился рекордсменом Книги Гиннеса как самый быстрый танцор чечетки в мире (в 1989 году 28 ударов в секунду, в 1998 году 35 ударов в секунду). Майкл родился 16 июля 1958 года в Детройте и вырос в Чикаго, США. Танцевать начал с одиннадцати лет, в семнадцать лет выиграл Ирландский национальный конкурс танца. Параллельно некоторое время успешно занимался боксом. В 1975 выиграл чикагский чемпионат «Золотые Перчатки». Занимался также игрой на ирландской поперечной флейте. Записал сольный альбом. С 1980 года был участником ирландской фолк-группы, где играл на флейте. В 1978-79х как танцор гастролировал с группой Green Fields of America. В 1994 году Флэтли стал одним из главных исполнителей и хореографов танцевального шоу Riverdance. В качестве независимого хореографа Флэтли основал компанию «Unicorn Entertainments Ltd» и в 1996 поставил собственное шоу Lord of the Dance.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы видим, ирландские танцы – живой пример того, что народный танец может быть сверх популярным как у самого народа, так и за пределами одной страны. Причём не обязательно радикально менять стилистику в угоду современным тенденциям. Ирландский танец, исполняемый под традиционную музыку не меняется в течении столетий и вместе с тем живёт водном ритме со своим народом. Живой и динамичный, яркий и образный ирландский танец покоряет сердца не только зрителей, но и профессиональных танцоров. И доказательством тому служат крупные соревнования и чемпионаты, которые породят по всему миру и самым младшим их участникам меньше 8 лет.

Традиционные ирландские танцы - это постоянный источник вдохновения для танцоров, хореографов, балетмейстеров, педагогов. И, что особенно интересно, что хореография ирландского танца проста и неимоверно сложна одновременно, а картинка танца завораживает и удерживает внимание зрителя на протяжении двух часов.

Вконтакте

Наверное, наиболее частый вопрос, который приходится слышать любому преподавателю ирландских танцев вне зависимости от направления, стиля и масштаба школы: «А вы научите танцевать джигу?». Проще всего ответить «да» и оставить на совести спрашивающего, какую именно джигу он имел в виду, ведь это может быть и танец из шоу Lord Of The Dance, и соревновательная дисциплина, и традиционный групповой танец для вечеринок.

Вообще школ, студий и кружков ирландских танцев в России сейчас появилось великое множество. Не меньше и материалов по теории и истории этих танцев в сети. Статьи о танцах бывают очень и очень разного объема, понятности и качества. К сожалению, при всем богатстве выбора трудно найти небольшой обзорный текст, который просто и понятно объяснит, что к чему в современном мире ирландских танцев. Одни пишут, что ирландские танцы - это «джига, рил и хорнпайп», другие - «соло, кейли и сеты». И то, и другое верно, но попробуйте заставить человека, прочитавшего все это, отличить кейли от хорнпайпа и вы получите массу удовольствия, наблюдая за его лицом. А окончательно запутывает дело тот факт, что зачастую совершенно разные виды танцев имеют одно и то же название.

Этот текст не претендует на глубину и подробность. Он написан как попытка окинуть внутренним взором ирландские танцы во всех их разновидностях и аспектах – в том виде, в котором они сейчас существуют в Ирландии и за ее пределами – и получить более или менее цельную картину.

Итак. Танцы, как известно, начинаются с музыки. Поэтому первое, о чем нужно знать начинающему танцору – какие бывают ирландские мелодии. Основные: джига, рил, хорнпайп и полька. Где-то на границе полек и джиг расположены слайды, а кроме того, сами джиги имеют несколько разновидностей (одинарные, двойные, слип-джиги). Обратите внимание: это исключительно музыкальное деление. Один и тот же рил могут танцевать в мягкой или жесткой обуви, сольно или в парах-тройках-четверках-и-т.д., в кабаке или на большой сцене, в традиционной или авторской хореографии. Но рил останется рилом. И если вы попросите музыкантов сыграть рил, то вы получите мелодию с музыкальным размером 4/4, а вот что вы будете под нее делать – это ваш личный выбор. В большей или меньшей степени то же самое справедливо и для остальных мелодий.

Таким образом, музыка объединяет разнообразные ирландские танцы. А что же их различает? Предельно обще можно сказать, что место исполнения и неразрывно с ним связанный тип зрителя, а также формальная цель изучения танцев самими танцорами. Если быть немного конкретнее, то можно выделить:

  • танцы «для кабака» (чтобы поплясать самим и получить удовольствие от процесса),
  • танцы «для соревнования» (чтобы станцевать перед другими танцорами и получить оценку судей) и
  • танцы «для сцены» (чтобы выступить перед незнакомыми с темой зрителями и восхитить их).

А если пользоваться современной терминологией, то получается:

  • сеты-кадрили и шан-нос,
  • кейли и сольные танцы современного стиля, в том числе сольные сеты (почему совершенно разные танцы называются одним словом, см. ниже)
  • авторские шоу: легендарные Riverdance и Lord of the Dance, а также их многочисленные клоны и последователи

Во все три группы входят сольные и групповые танцы. Сеты и шан-нос принято танцевать в условно «обычной» обуви, а на соревнованиях и на сцене используют специальную мягкую обувь или жесткую обувь с набойками.

Сразу же необходимо сказать, что в каких-то чертах все эти разновидности пересекаются. Например, последнее время популярны формальные соревнования по «традиционным» танцам, а с другой стороны за пределами Ирландии спортивные танцы регулярно исполняют на концертах в клубах исключительно для собственного удовольствия. Но такое сближение – результат развития танцевальной культуры в последние несколько десятилетий, не отменяющее, однако, внутренних различий направлений.

Продолжение следует...