Технологическая карта по литературному чтению на тему К.И. Чуковский «Федорино горе» (2 класс)

Главная героиня сказки «Федорино горе» — бабушка Федора Егоровна. У нее случилось горе – все ее вещи решили срочно от нее убежать. По улице понеслись разнообразные предметы: метла, лопата, кочерга, топоры. По лугам поскакали сито и корыто. Следом торопились предметы кухонной утвари: ножи, кастрюли, чайник с кофейником. Из окна Федориного дома выскочил стол, на котором восседал самовар и тоже побежал.

Испуганная курица стала спрашивать, откуда и куда все бегут. Ей рассказали, что бабушка Федора очень плохо относилась к своей утвари, не мыла ее, не чистила, и все они решили от нее уйти. Следом за сбежавшими предметами устремилась сама Федора со своими котами. Она призывала непослушные предметы вернуться, но ее никто не слушал.

Вскоре бежавшие оказались в незнакомых местах. Они шли уже долго, и некоторые из них стали жаловаться на усталость. Тут блюдо заметило, что их кто-то догоняет. Это была Федора. Она осознала, что вела себя неправильно и всячески уговаривала беглецов вернуться домой, обещая, что будет относиться к ним бережно и содержать в чистоте и порядке.

Сбежавшие предметы пожалели свою хозяйку и вернулись домой. Федора их привела в порядок, и у всех поднялось настроение. Кастрюли отправились в печь и стали готовить еду, а метла вымела из дома всю пыль. Ну а самовар угостил бабушку Федору чаем. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок. Следует бережно относиться к предметам домашнего обихода, и тогда они будут служить верой и правдой долгие годы. Сказка учит быть аккуратным в быту, чтобы не случилось того, что произошло с Федорой.

В сказке мне понравилась главная героиня, бабушка Федора Егоровна. Она сумела побороть в себе лень и неряшливость и уговорила вернуться все предметы, сбежавшие из ее дома. Она полностью исправилась и в дальнейшем относилась к домашней утвари с любовью и уважением.

Какие пословицы подходят к сказке «Федорино горе»?

Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.

Разделы: Начальная школа

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.

  • учить понимать литературное произведение и анализировать его, создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям;
  • развивать внимание к слову, умение подтверждать свое мнение выдержками из текста;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование:

  • Л.Ф. Климанова и др. "Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса", книга К.И. Чуковского "25 загадок, 25 отгадок",
  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • выставка книг К.И. Чуковского.

Ход урока

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "пять".

Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть отрывки из сказки К. И. Чуковского "Путаница".

Постановка цели урока

Ребята, скажите из каких сказок эти слова?

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд. ("Тараканище".)

А потом позвонил Крокодил и со слезами просил:
Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. ("Телефон")

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой: ("Мойдодыр"), (слайд 2)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством К.И. Чуковского, прочитаем сказку "Федорино горе".

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Знаете ли вы, что Чуковский Корней Иванович был критиком, литераторам, а сказочником стал совершенно случайно? Случилось это так.

Его маленькая дочка Мурочка капризничала, не хотела умываться, её отец Корней Иванович вышел из кабинета и сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появилась сказка "Мойдодыр".

А когда надо было уложить дочку спать, Корней Иванович рассказывал ей весёлые сказки, которые сочинял тут же.

Например:

Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку гулять:
Появилась сказка "Бармалей", (слайд 3)

Позднее все придуманные сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать.

Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. Книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. Если бы он был жив, то в 2009 году ему исполнилось бы 127 лет.

Посмотрите на книгу ("25 загадок. 25 отгадок"), (слайд 4)

В этой книге собраны загадки для детей, написанные в стихотворной форме К.И. Чуковским. Чтение и разгадывание загадок детьми.

Физкультминутка (слайд 5)

Жил на свете человек -
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век (дети маршируют на внешних сторонах ступней)
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой,
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой (приставляют руки к голове наподобие ушей, одновременно делают движения "хвостики")
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные ёлки, (вытягивают руки вверх, раскачиваясь)
Там гуляли без забот
Скрюченные волки. (делают руками движения, имитирующие ходьбу лапами)

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она, (показывают, как кошка умывается - сначала одной лапой, потом другой)
Сидя у окошка.

Продолжение работы над новым материалом

Сегодня познакомимся со сказкой "Федорино горе", (слайд 6)

Откройте учебники на с.13

1. Чтение сказки (сначала учителем, затем детьми).

2. Проверка понимания содержания сказки.

  • Понравилась ли вам сказка? Что в ней понравилось?
  • Что запомнилось? Что было смешно?
  • А что грустно?
  • Жалко ли вам Федору? Почему?
  • Найдите и прочитайте строки, в которых содержится ответ на вопрос: почему Федору постигло горе?
  • Обратите внимание, как разворачиваются события в сказке, с какого эпизода они начинаются. Почему?
  • С какими героями познакомились в этой сказке?
  • Назовите их?
  • Какое отчество у Фёдоры?
  • Подумайте, зачем сказочник превращает стаканы, чайники и т.д. в живые существа?
  • Какая была Федора, в начале сказки? (слайд 7)
  • В конце сказки, какой стала? (слайд 8)
  • Как автор относится к Федоре? (слайд 9)
  • Прочитайте пословицы, (слайд 10)
  • Какая пословица подходит к этой сказке?
  • Почему ты думаешь, что эта пословица подходит к этой сказке?

(Никульникова Людмила Вячеславовна)

Наш девиз:

Мы веселая команда,

Наш девиз: идти к победе!

Никогда не унывать!

Мы с Чуковским подружились

И надеемся на то,

Что удача улыбнется

Непоседам на все 100!!!

Идея создания эмблемы: Павел С.

Проводим опрос

Мы с детьми провели опрос, в котором принимало участие 50 человек - 25 взрослых и 25 детей из разных классов.

Все - и взрослые, и дети - знакомы со сказками К. И. Чуковского.

На вопрос №2 мы получили следующие ответы :

Дети:

Первое почетное место занимает сказка "Муха-Цокотуха", любимая детям с раннего детства - ее назвал 21 человек. Также самыми популярными сказками стали: "Телефон", "Мойдодыр", "Доктор Айболит" - они набрали по 20 баллов. Дети называли и другие сказки К. И. Чуковского: "Краденое солнце" (12), "Федорино горе" (11), "Тараканище" (11), "Чудо-дерево" (6) и "Бармалей" (3).

Взрослые:

У взрослых на первом месте сказка "Мойдодыр" - 22 человека. Второе место занимает сказка "Доктор Айболит" - 19 человек. Всего на один балл "отстает" сказка "Муха-Цокотуха" - 18 человек и "Федорино горе" - 17 человек. Также родители называли сказки : "Тараканище" (13), "Телефон" (10), "Краденое солнце" (8) и другие.

Какая же сказка самая известная?

У детей "победил" ДОКТОР АЙБОЛИТ

А у взрослых - МОЙДОДЫР


Ну и остался последний вопрос - какие слова харктеризуют сказки К. И. Чуковского?

Слово подобно живому существу. Оно подобно человеку - может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть добрым или злым. Представим слово в роли магнита. Какие же слова притягиваются к сказкам К. И. Чуковского?

Ответы детей:


Ответы взрослых:

Результаты проведенного опроса все желающие смогут обсудить на .

Кто есть кто?

1.Облако слов.

Мы с детьми составляли облако слов. Главный герой нашей сказки - Федора. Вот какая она у нас получилась:

2.Синквейн. Характеристика Федоры и ее портрет.

Бабушка Федора

Грязная, неопрятная

Не любила, не мыла, била

Просит посуду вернуться домой

Умница!

Павел С.

Федора

Ленивая, жалостливая

Загрязнила, побила, не ухаживала

Не хочет быть неряхой

Хозяюшка!

Лиза З.

Рисунок: Владислав Ш.

Горе - Федора

Несчастная, грустная

Раскидала, разбросала, потеряла

Решила посуду вернуть назад

Чистюля

Евгения З.

Наши Федоры:

Станислава Ш. Анастасия Т.

Таз из меди

Поломанный, побитый

Обидели, облили, не мыли

От Федоры решил убежать

Сиротинушка

Александр Ш.

Самовар

Медный, грозный

Пыхтит, стоит, поглядывает

Будут у Федоры пироги!

Великан!

Владислав Ш.


Метла

Веселая, озорная

Заплясала, заиграла, замела

Ни пылинки не оставила!

Помощница

Анастасия Т.

Корыто

Разбитое, несчастное

Сердится, ругается, рыдает

Не хочет домой возвращаться

Плакса

Станислава Ш.

Нам так понравилось составлять синквейны,

делать иллюстрации к произведнию,

что мы решили создать облако слов,

потому что нашу радость от творчества

нельзя передать простыми словами!

3. Карта знаний.

Над картой знаний пришлось потрудиться. Получилось не сразу! У ребят были разные идеи. Мы решили включить три основные вопроса: тему сказки, героев и подобрали пословицы и поговорки, подходящие к сказке. Вот что у нас получилось:


В гостях у сказки

Ну вот и подошла последняя неделя участия в проекте "По дорогам добрых скаок". Впереди самое интересное - создание диафильма по сказке К. И. Чуковского "Федорино горе".

Сегодня (15 апреля) мы с детьми на уроке литературного чтения перечитали сказку еще раз и наметили, какие сюжеты возьмем для создания диафильма.

А на уроке изобразительного искусства (нам повезло, что урок стоит в расписании в понедельник!) приступили к работе над диафильмиом. У ребят возникли самые разные идеи! Очень интересно создавать литературные образы, да еще и оживлять их! Ведь в сказке посуда убегает, разговаривает, да еще и ругается на неряху - Федору! У каждого - свои тарелки, блюдца, метла.

На бумаге, конечно, рисовать проще. Мы попробовали рисовать на компьютере в пограмме Paint. Дети сразу отметили, что в компьютере рисовать сложнее, но зато рисунки получаются ярче и красочнее, чем в альбомах. Поэтому мы и решили продолжить эту работу. Получалось не сразу, но затем дети уже знали, какой инструмент выбрать - "кисть" или "карандаш", как сделать "заливку" фигур, какие клавиши нажать, чтобы "отменить" последнее действие. Работали по два-три человека, чтобы было удобно рисовать. В день выходило не больше одного-двух рисунков. Но за неделю все-таки успели!

Наш диафильм:

Кузьмина Елена Анатольевна

Цель урока: создание условий для формирования читательских умений и навыков через погружение в проектную деятельность Задачи урока:
  1. Овладение навыком смыслового чтения текста в соот-ветствии с целью и задачами.
  2. Освоение приёмов поиска нужной информа-ции.
  3. Ознакомление с этапами проектной деятельности.
Планируемые результаты: использовать разные виды чтения (выборочное, поисковое). Умения, характеризующие достижения обобщённого планируемого результата:
  • устанавливать причинно-следственные связи и опре-делять главную мысль произведения;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • при-знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;
  • аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Оборудование: учебник Структура урока: организационный момент, разработка проектного замысла, реализация проектного замысла, оценка результатов проекта, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент Учитель: Сегодня урок литературного чтения мы организуем в виде информационного проекта. Работать будем в группах. Проект в переводе с латинского языка означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создаёт то, чего ещё нет (продукт труда - конечный результат). Проект показывает путь получения конечного результата. Проектная деятельность включает следующие этапы:
  1. Замысел проекта. (Почему? Зачем? и Как?)
  2. Реализация замысла проекта. (Выполнение запланированных действий.)
  3. Оценка результатов проекта.
I I. Разработка проектного замысла Актуальность исследования Учитель: На уроке литературного чтения мы прочитали сказку Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». Сказочник Корней Иванович Чуковский просто волшебник. Он превращает стаканы, чайники, кофейники в живые существа. Посуда может говорить, двигаться, обижаться как человек. Вот она и обиделась, ушла от хозяйки, затем вернулась по просьбе Федоры, Федора счастлива, вымытая посуда прощает Федору. Конец сказки счастливый. Почему же название сказки «Федорино горе»? Проведём своё собственное исследование. Учитель: Какова проблема исследования? Приём «Мозговой штурм» (Учащиеся высказывают свои предложения, учитель фиксирует их на доске.) Дети: Проблема исследования : Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Учитель: Определим цель исследования. Дети: Цель исследования: Ответить на вопрос: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Учитель: Обозначим задачи исследования: Дети: Задачи исследования:
  1. Узнать в чём заключалось горе Федоры.
  2. Найти доказательства счастья Федоры.
Учитель: Как вы думаете, ребята, какой результат мы должны получить по окончанию исследования? Дети: Ожидаемый результат: получен ответ на вопрос: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Учитель: Предлагаю в качестве гипотезы исследования пословицу. Гипотеза исследования: Каждому по делам его. II I . Реализация проектного замысла Учитель: Работаем в группах. Информацию собирают все члены группы, затем выбирают выступающего. Приступаем к решению 1 задачи исследования. В чём горе Федоры? (Учащиеся подтверждают свои высказывания словами из текста.) 1. От неё убежала посуда. Одинокая женщина плачет.

«А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.»

«И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре, горе!»

2. Федора сама не любит умываться и посуду не моет. Грязная посуда не желает возвращаться к Федоре.

«Лучше в поле пропадём,

А к Федоре не пойдём…

А к неряхе-замарахе не воротимся!»

3. Фёдора испытывает чувство голода.

«Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл,

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!».

Учитель: Приступаем к решению 2 задачи. (Учащиеся работают в группах, затем поочерёдно все группы высказывают свои предложения.) Счастье Федоры
  1. От Федоры убежала посуда - не беда. Нет грязной посуды - и мыть нечего.
  2. Федора поняла, что обидела посуду и отправляется на её поиски.

«А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой - ой - ой! Ой - ой - ой!

Воротитеся домой!»

« И видят за ними из тёмного бора

Идёт - ковыляет Федора».

  1. Федора просит прощения у посуды и умоляет её вернуться домой.

«Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой…»

  1. Тяжело переживает расставание и посуда. Усталая от непроходимых лесов и болот, она плачет и желает вернуться к Федоре.

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто

«Увы, я разбито, разбито!»

  1. Посуда прощает Федору и возвращается домой. Федора и посуда счастливы.

«Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!»

«А метла-то, а метла - весела-

Заплясала, заиграла, замела,

Ни пылинки у Федоры не оставила.»

  1. Федора нежная и ласковая, с теплом и любовью она заботится о посуде.

«Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она.»

Учитель: Ребята, найдите в тексте слова подходящие к этой пословице: Пошло дело на лад и сам ему рад. Дети:

«Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

IV . Оценка результатов проекта Учитель: Как словом, так и делом. Пошло дело на лад и сам ему рад. Посуда довольна, так как вернулась в тёплое жильё и стала чистой. Федора получила прощение за причинённую обиду и счастливая пьёт чай из самовара. Учитель: Ребята, задачи исследования решены. Давайте сделаем вывод нашего исследования. Как вы понимаете пословицы: Горе тому, кто непорядком живёт в дому. Не бывать бы счастью да несчастье помогло. Дети: Федора была «неряха-замараха» и не мыла посуду. Посуда обиделась и ушла. Горе тому, кто непорядком живёт в дому. Федора исправилась, и посуда вернулась к ней. Не бывать бы счастью да несчастье помогло. Учитель: Вернёмся к цели исследования. Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Дети: Сказка Корнея Ивановича поучительна. Горе Федоры в том, что она не заботилась не только об окружающих её предметах, но и даже о себе. В результате она осталась одинока. Чуковский обращает наше внимание на конец сказки. Он счастливый, потому что Федора поняла, в чём причина её горя. Учитель: Подтвердилась ли гипотеза исследования? Дети: Да, гипотеза исследования подтвердилась: каждому по делам его. V . Домашнее задание: Придумать советы друг для друга, чтобы не повторить судьбу главной героини сказки. Используемая литература:
  1. Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы.// Под редакцией проф. Е. Я. Когана. - Издательство «Учебная литература», 2006;
  2. Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
-М.: Просвещение, 2011 - (Школа России)

Ф.И.О.: Иванова Елена Сергеевна(учитель начальных классов)
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Технологическая карта урока
Тема урока: Работа с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

Цели для ученика
1.Сделать анализ произведения, сделать вывод о том,
как важно иметь для человека силу воли,
заставить себя поступить правильно;
2.Развивать умение грамотно говорить и строить свои ответы. Отстаивать свое мнение и уметь слушать своих одноклассников.
3.Договариваться и решать совместно поставленные задачи.
Цели для учителя
1.Учить понимать глубину содержания произведения Леонида Пантелеева и его главную мысль.
2. Работать над развитием речи, мышления.
3. Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев.

Задачи:
Образовательные: - продолжать учить анализировать текст;
-работать над выразительностью чтения;
- формировать умение искать в тексте нужную информацию;
- учить детей передавать при чтении и инсценировке различной интонации.
Развивающие: -развивать речь учащихся, умение пересказывать текст;
-развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное.
Воспитательные: - воспитывать гражданственность и патриотичность;
-доброе отношение друг к другу;
-ответственность за порученное дело.

Планируемые результаты:
Предметные:
-читать целыми словами, выразительно
-отвечать на вопросы
-находить ответ в тексте
Личностные:
-учащиеся учатся мотивировать свои действия;
-соблюдая нормы поведения, выражать готовность правильно поступать;
-проявлять в определенных ситуациях лучшие человеческие качества.
Метапредметные:
-соотносить результат совей деятельности с целью и оценить его;
-давать эмоциональную оценку деятельности всех учащихся на уроке.
Познавательные:
-общеучебные - находить ответы на вопросы, используя текст учебника, личный опыт;
-логические-делать выводов результате совместной работы класса, группы.
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других, владея приемом монологической речи.

Тип урока
комбинированный

Форма работы на уроке
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Опорные понятия, термины
Доброта, отзывчивость, честность.

Новые понятия
Честь, честность

Формируемые УУД
Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.

Оборудование к уроку: Л.А. Ефросинина учебник «Литературное чтение» 3 кл. Л.А.Ефросинина Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 кл.С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. Издательство: Оникс, 2010
Дополнительные источники (карточки-задания,)
Компьютерная презентация.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организационныйэтап.
Этап мотивации.

Организует деятельность учащихся

Приветствуют учителя
Читают стихотворение на слайде
Самоорганизация
Слайд 1.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Умение договариваться с учителем о правилах поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач (Личностные УУД)

Проверка домашнего задания.
- Ребята, а что мы с вами прочитали вчера? Определите жанр произведения. Дома вы подготовили модели обложек.
Покажите, что у вас получилось?
- Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.

Проверка выполняется
фронтально.

(Коммуникативные УУД)

2.Актуализация. Работа с текстом.
Организует формулирование темы урока учащимися.

Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

Читают задания в исследовательских бланках (Приложение№1)
Проводит фронтальную беседу с учащимися.
Слайд 2.
-Кого вы видите на слайде? (Мальчик, автор, майор).
-Что может объединять их? Над каким произведением будем работать на уроке? Слайд 3.
Какие цели поставим перед собой на уроке?
- Ваша работа сегодня будет заключаться в том, чтобы найти и доказать ответы на заданные вопросы и высказать свои мысли. Работать будем в парах.

Уметь извлекать информацию из иллюстраций; формируем умение обобщать, сравнивать, выделять главное.
(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать других.
(Коммуникативные УУД)
Уметь с помощью учителя формулировать тему урока, познавательные задачи.
(Регулятивные УУД)

3.Этап открытия новых знаний. Работа с текстом учебника, дополнительными источниками.

Физминутка

Проводит фронтальную беседу с учащимися
- Подберите родственные слова к первому слову.

Как понимает слово «Честность» мальчик?-

Давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре Ожегова. Я вынесла значения этого слова на слайд.

Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали произведение Л. Пантелеева, поработайте в группах. Организует и контролирует деятельность детей
- Проверим.

Хором всем классом
- Честное слово.

Честность, честь, честный

(Дети предлагают свои варианты ответов)

Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!

Читают текст слайда

Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.
В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека.

Учащиеся работают на бланках с заданиями.

Хором всем классом
Прочитайте название произведения ещё раз.

На слайде 4
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека;
Честь- хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду);
Честь-почёт, уважение (честь по труду).

Приложение 1

Фронтальная проверка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формируем умение работать в группах. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)

Уметь прогнозировать
и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (составлять план). (Регулятивные УУД)

Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

4.Первичное закрепление. Работа с текстом и дополнительной литературой после чтения.

Я предлагаю вам вспомнить последовательность событий в рассказе и восстановить ее. Давайте теперь вместе разберем каждую часть рассказа и подберем эпизод текста к картинкам на слайдах.
- Молодцы! Вы все справились с заданием, а это значит, что вы очень внимательно читали данное произведение.

Находят и зачитывают эпизод, который подходит к иллюстрации.

Слайд 5 с перепутанными картинками.


(Коммуникативные УУД)

Формирование познавательной активности. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь на основе анализа чтения делать выводы;
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь найти и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках (Познавательные УУД)


(Регулятивные УУД)

Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Я предлагаю вам вспомнить пословицы и из слов на ваших карточках составить их.
О чем эти пословицы, как вы понимаете их?
Дети собирают из слов пословицы, записывают на листы.
Отвечают на вопрос, стараются дать пояснение смысла каждой пословицы.
Приложение 2.
Слайд 6 (проверка.)
И хочется и колется.
Друзья познаются в беде.
Уговор дороже денег.
Давши слово, держись, а не давши, крепись.
Береги платье снову, а честь смолоду.
На всякое хотенье есть терпенье.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
(Познавательные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД)
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД)
Уметь на основе анализа делать выводы;
(Познавательные УУД)
Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания. (Личностные УУД)

6.Рефлексия

Домашнее задание
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
- Зачем нужно изучать это произведение?

Вам предлагается оценить свою самостоятельность и дать оценку своей работе.

Выполнить в рабочей тетради задание №3 и №4 в «Рабочей тетради» на стр.68
или написать продолжение рассказа.
Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными.

Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность.

Осуществляют самооценку работы, отвечают на вопросы и делают выводы о пользе урока.

Выбирают домашнее задание
показ слайда 7
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума.

Слайд: Спасибо за урок!
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Использованные источники:
Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс. М., «Вентана-Граф», 2013г

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/fizminutki-na-urokah