Тема человек время отцы дети. Сочинение Тургенев И.С

Каждое поколение считает себя
более умным, чем предыдущее, и
более мудрым, чем последующее.


Д.Оруэлл

План


I Характеристика Е.Базарова.
II Поколения “отцов” и “детей”.
  1. Сравнение поколений.
  2. Ошибочные взгляды Базарова.
  3. Образ нового поколения.
III Актуальность романа в наши дни.

  Роман И.С.Тургенева поистине является шедевром русской литературы. Произведение отличается постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Центральное положение в романе занимает Евгений Базаров. В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца, демократа Базарова, "человека дела, а не слов". Он представитель нового молодого поколения. Это практический человек, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои", - полупрезрительно говорит Базаров. По своим умственным достоинствам Базаров гораздо выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до истины, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот характерные черты Евгения Базарова. Это человек из другого мира, из иной среды. Тургенев показал своего героя одиночкой, который в дальнейшем понимает, что его "нигилизм" - это жалкое подражание сильной личности. Самого автора не удовлетворял ни лагерь "отцов", ни "детей". Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого поколения изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия.

  Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе. Ни Онегины Пушкина, ни Печорины Лермонтова, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент нужно изменить в обществе, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью пользу обществу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаров, обладатель столь редких и ценных качеств, нужен России.

  Но, по мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные черты. Базаров бездумно отрицает все вещи, которых даже не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой - смешно, наслаждаться природой - нелепо. Любовь для Евгения - это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой. После этого он вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. В прощальных словах Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..." Таким образом, истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие союзников и мучительное одиночество.

  В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я...” Особенно значительны размышления Николая Петровича, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет, не одна только молодость”.

  Что касается проблем, возникших в романе, то можно сказать, что в обществе всегда будут происходить разногласия между поколениями. Будь-то вопросы, связанные с природой, культурой, или любовью. Но, по моему мнению, в романе рассматриваются проблемы не как отношений между поколениями, а в целом проблемы общества. Ведь, человек, думающий по-новому, увлекающийся наукой, не смог найти свое предназначение в обществе. Этот человек – Евгений Базаров. Да, он ошибался, отрицая всё: любовь, искусство, чувства. Я думаю, с его стороны, это был еще юношеский максимализм, за который он поплатился в жизни.

  Я считаю, что и название романа “Отцы и дети” можно интерпретировать по-разному. Во-первых: это взаимоотношения между поколениями. Но также это отношения людей разных взглядов и социального положения. Дворяне, аристократы, считавшие себя выше всех, можно отнести к одному лагерю. С другой стороны им противостоит один человек, в лице Евгения Базарова. Таким образом, к “отцам” можно отнести и Кирсановых, и Одинцову, и даже последователя Базарова, Аркадия. В конце концов, он осознал, что гораздо удобнее ничего не менять, оставаться в среде отцов. А в поколение “детей” относится лишь один человек. Это – Евгений Базаров, образ нового поколения. Он не нашел союзников и остался в одиночестве. Этот персонаж погиб, потому что сам автор не знал, как бы в дальнейшем сложилась жизнь Базарова. Возможно, для таких людей еще не пришло свое время. В этом состоит основная проблема общества.

  Современен ли роман? Несомненно, потому что всегда будут появляться люди, подобные Базарову, старающиеся как-то изменить мир, но общество не будет принимать таких людей, не похожих на остальных. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

  Современник Тургенева, критик Писарев увидел в романе “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Из-за чего произведение И.С.Тургенева “Отцы и дети” остается актуальным и в наши дни.

«Отцы и дети» Тургенева – это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Действие романа происходит в 1859 году

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.

Уже в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров.

Тургенев написал роман «Отцы и дети» в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

13.Обломов и Обломовка .

Роман Гончарова «Обломов» стал частью решения человечеством проблем нравственного содержания. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук».

И действительно – Обломов духовно богатая натура. Благородных кровей дворянин, красив, чистоплотен. Он умён, хотя в нём «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» Многих героев романа он одарил своим благородством. Но, мне кажется, трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.

Первый раз об обломовщине мы узнаём из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своём диване. «Сон Обломова» – это великолепный эпизод, который останется в моей памяти надолго. Он опоэтизировал облик героя, в этом отношении, «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Очень хорошо видно, что роман без «Сна» был бы произведением неоконченным. «Сон» многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватясь одной рукой за траву, а другою за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором сильно шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после жирного обеда с предчувствием, что Илюша пойдёт дразнить козла и лазить на галерею, и много других обворожительных подробностей.

Маленький Илюша всё время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удаётся, потому что весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывали его, начинали осыпать заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Но главной заботою дня была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку.
Вот именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы не обломовщина, то может быть, он вырос нормальным человеком, имел цель в жизни и был бы полноценным человеком. Но в конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» – отвечает: «Есть – обломовщина!»

Так сам герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не ошибся. Он нашёл одну из самых болезненных точек современного ему общества – обломовщину. В те же годы русские критики оценили роман Гончарова, как произведение, которому предстоит долгая жизнь. И я уверен, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству, а до него, увы, ещё далеко.

14.Споры вокруг романа «Обломов»

Хорошо известно резкое высказывание Н.А. Добролюбова о романе "Обломов": "Сущность характера Обломова - в его совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете, в полной оторванности от жизни, в безволии, приводящей к тому, что он становится рабом каждой женщины, каждого мошенника, который пожелает взять над ним верх". Чтобы понять накал споров вокруг романа, обратим внимание на противоположную по тональности и сути реплику критика А.В. Дружинина: "Невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко... Обломов любе зен всем нам и стоит беспредельной любви... Сам творец его беспредельно предан Обломову... "Сон Обломова" не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя". Где таятся корни этого столь противоречивого образа? Первая часть романа завершается вопросом Обломова: "Отчего я такой?" Ответ на него дан в чудном "Сне Обломова". В нем сам автор в живой картине жизни Обломовки объяснил происхождение обломовского характера. Вообще, первая глава необыкновенно совершенна. Ее чрезвы чайная и непринужденная насыщенность такова, что двенадцать страничек, в сущности, предвосхищают и исчерпывают все содержание объемистой книги.

С первых строк портрет Ильи Ильича выражает не только идею романа, но и все ее оттенки. "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности". Глубоким поэтическим чувством отличается "Сон Обломова ", несмотря на то что отрицательное отношение автора к укладу жизни и нравам обломовщины несомненно. В чем причина такого "противоречия"? Конечно, прежде всего в том, что повествование на этих страницах ведется под углом зрения Обломова: это в его воображении возникают картины столь милого ему прошлого, это он оценивает дорогих ему людей. Трудно не согласиться с мнением критика А.В. Дружинина, современника Гончарова, о том, что в "Сне Обломова " отразились воспоминания детства писателя, которые он пронес через всю жизнь. Сам Гончаров, рассказывая о прототипах романа, говорил о том сладостном чувстве, которое охватило его в молодости по приезде домой, в Симбирск, из Москвы: "Дом у нас был, что называется, полная чаша Свои лошади, корова, даже козы и бараны, куры и утки - все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня". И еще: "и по приезде до мой, по окончании университетского курса, меня обдало той же "обломовщиной", которую я наблюдал в детстве". "Сон" - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица "сонного царства", безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича... "Сонное царство" Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из архаи ческих значений слова "обло"-круг, окружность.

Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую очередь в виду автор. Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый чудом уцелевший "блаженный уголок" - обломок райского сада Эдема? Главную причину столь любовного отношения писателя к изображаемой жизни следует видеть в творческой натуре писателя, в его понимании литературы. Он передал Обломову некоторые собственные черты ("Мне, например, прежде всего бросился ленивый образ Обломова в себе и в других"). Однако главное, по мнению Гончарова, в том, что в создании искусства обязательно присутствует сердце художника: он должен испытать любовь к тому пласту жизни, который изображает. "Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, малоизвиняемые и неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека". В этих словах современного критика Ю. Лощица - ключ к пониманию непреходящего значения образа Обломова.

"Сном Обломова" завершается первая часть романа. В том, как он написан, мы видим глубокую связь Гончарова с принципами натуральной школы. Полная отчужденность от интересов большого мира, "первобытная лень", консерватизм- таково обломовское бытие. "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке", - подчеркивает писатель. Отрыв от реальной жизни, власть сказки, чуда и воображения в фантастическом замысле, восприятие жизни как вечного праздника-таков внутренний мир обломовцев. Гончаров подчеркивает, что обломовцы не знали реальных забот, "многотрудной жизни", не знали, "зачем дана жизнь". Их идеал жизни-"покой и бездействие". Труд они "сносили... как наказание". Весь пафос их существования сосредоточился в трех актах жизни (рождение - свадьба - похороны), а в промежутках между ними они погружались в обычную апатию. Всякие иные заботы - перемены и новшества - обломовцы встречали со стоической неподвижностью. И поэтому ничто не могло нарушить однообразия их жизни, всесильной власти над ними традиционных норм жизни, обрядов и обычаев, от другого житья-бытья они с ужасом отвернулись бы. В этой атмосфере мальчик превратился в лелеянный, тепличный "экзотический цветок", и "так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая ". Романист постоянно показывает, как "пытливое внимание " одаренного мальчика не пропускает "ни одной мелочи, ни одной черты" в картине домашнего быта. Они "неизгладимо врезываются" в его душу. "Его мягкий ум" напитывается "живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни его окружающей".

Как же Гончаров достигает подобной поэтичности и обобщающей широты в изображении "Сна"? Он мастер точного и пластического воспроизведения предметов домашнего быта, всякого рода деталей, поз, взгляда, жеста, обстановки. Он погружает свои сюжеты в густую ткань вещей, мелочных житейских привычек, поступков и помыслов. При всей этой связанности с будничными деталями жизни он остается неизменно одухотворенным поэтом, умеющим в мелочах открывать общий смысл жизни, находить выражение в них характера героя и целого общественного уклада. Каждая мелочь в описании "Сна" становится поэтически ощутимой. Она гармонически входит в ткань его романа, служит раскрытию идеи и характеров.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Эпилог преступления и наказания. Его связь с общей проблематикой романа

Раскольников и свидригайлов.. раскольников и соня мармеладова.. раскольников и лужин раскольников и поРФирий петрович..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Раскольников и Свидригайлов
Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Раскольник

Раскольников и Соня Мармеладова
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеа

Раскольников и Лужин
Родион Раскольников,главный герой романа, - молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия сред

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов
Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия - важная отличительная черта Тургенева-писателя. Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала, принимавше

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия

Отец и сын Кирсановы
“Отцы и дети” - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни. Принято считать, что название романа содержи

Евгений Базаров перед лицом любви и смерти
Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисход

Что утверждает и что отрицает Евгений Базаров
В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века - конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Итак, в романе Тургенева “Отцы и

Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская
Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному. Обломов родился в Обломовке - “благословенном” уголке зем

Стихи Ф.И Тютчева о любви
В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта с

Особенности стихов Тютчева
Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художест

Лирика А.А Фета
В основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе. Наиболее близки мне ст

Особенности лирики Фета
А.А. Фет - один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он открыл нам поразительный мир красоты, гармонии, совершенства, Фета можно назвать певцом природы Приближение весны и осеннее увядание, душис

Особенности лирики Некрасова
Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Своеобразие лирического героя в стихах Некрасова
Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выс

Стихи Некрасова о любви
Николай Алексеевич Некрасов почти никогда не воспринимается, как поэт творивший в русле любовной поэзии. Его исконными и привычными произведениями считаются "Крестьянские дети", "Жен

Влюбленному
Как вести о дороге трудной, Когда-то пройденной самим, Внимаю речи безрассудной, Надеждам розовым твоим. Любви безумными мечтами И я по-

Город калинов и его обитатели
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях

Кабанихи и Дикой
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и

Катерина среди обитателей города
А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория- угнетатели, представители «темного царства», другая - униженные и забитые ими люди. Представители первой групп

Сцена свидания в драме гроза
В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки, которая не смогла сражаться за свою любовь. Из "любви и

Добролюбов и Писарев о Катерине
После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д.

Как доктор Старцев превратился в Ионыча
Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? В начале рассказа Чехов показывает Дмитрия Старцева молодым, обеспеченным, полным сил. Как и все

Особенности драматургии Чехова
Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор

Две семьи в романе война и мир Курагины и Болконские
В Центре романа "Война и мир" три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его

Наташа Ростова
Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрез

Мой любимый эпизод в романе война и мир
В произведение «Война и Мир» самый главный эпизод, по моему мнению, - это эпизод совета, где решается судьба Москвы – судьба России. Действие происходит в лучшей избе мужика Андрея Савостьянова

Война на страницах романа Война и мир
Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ста

Попадюк Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2, г. Шарыпово, Красноярский край.

Конспект урока литературы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». (10 класс)

«Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тема: Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цели: ознакомившись с содержанием первой главы романа, выявить закономерность соотнесённости человека и времени в тургеневской концепции жизни.

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы урока.- Главный вопрос, на который вы сегодня сами найдёте ответ, звучит следующим образом: «Как соотносится жизнь Н.П.Кирсанова с жизнью страны?»

Психологическая подготовка к изучению новой темы. Учащиеся сами организуются в группы по 2-3 человека. Каждая группа получает маршрутный листок с адресами, где можно найти необходимую информацию на заданный период времени.

1группа.

- история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1.Отечественная война 1812 года;

2. 1825- восстание декабристов;

3. 1826- казнь декабристов.

2 группа.

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Усиление политического гнёта;

2. Бунты в военных поселениях;

3. Гонение на прогрессивную интеллигенцию;

4. Издание сводов законов Российской Империи (1830);

3 группа.

Адреса ЦОР

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Гибель А.Пушкина;

3. П.Чаадаев объявляется сумасшедшим (1837);

4. Н.Некрасов начинает издание «Современника» (1847).

4 группа.

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Разгром кружка Петрашевского (смертный приговор Достоевскому заменили ссылкой);

2. Вводится надзор за университетским преподаванием, ограничен приём студентов;

4. Смерть Николая 1. Восшествие на престол Александра 2;

5. Крымская война и осада Севастополя (1853-56);

6. Назревание революционной ситуации.

5 группа. Искусство (1812-1835).

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ :

1. А.Пушкин пишет трагедию «Борис Годунов»;

2. Грибоедов заканчивает «Горе от ума»;

3. В Москве построено здание Большого театра (1825);

4. А.Пушкин закончил роман «Евгений Онегин»;

5. К.Брюллов пишет картину «Последний день Помпеи»;

6. В Петербурге открыт Михайловский театр (1833).

6 группа. Искусство (1836-1859).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ :

1. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге (1836);

2. С.Гальберг- скульптурный портрет А.Пушкина;

4. Смерть В.Белинского (1848);

5. А.Иванов заканчивает работу над картиной «Явление Христа народу»(1857);

6. Уход И.Тургенева из «Современника».

7 группа. Наука (1812-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый ответ :

1. Основан Крымский ботанический сад;

2. Создан первый учебник по астрономии (Д.М.Перевощиков);

3. Построена обсерватория Московского университета(1832);

4. Братья Черепановы построили первый в России паровоз.

8 группа. Наука (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый ответ :

1. Обсерватория Казанского университета;

2. Построена железная дорога Петербург-Царское Село.

9 группа. Наука (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый отве т:

1. Исследования Сахалина (Г.Невельский);

2. Открыт спектральный анализ.

10 группа.

Предполагаемый ответ :

1812- основные события жизни отца героя, начало взрослой жизни Н.П.Кирсанова;

1835- женитьба, рождение сына(«Десять лет прошло как сон»);

1847- смерть жены (собрался за границу, чтобы рассеяться);

1848- вынужден остаться в деревне (от безделья начал заниматься хозяйством);

1855- хлопоты по устройству студенческой жизни сына (жил с сыном 3 года, но никуда не выходил, не заводил знакомств);

1859- 44-летний Н.П.Кирсанов ждёт на постоялом дворе сына Аркадия(выглядит стариком).

Получение новых знаний.

Учащиеся собрали материал на слайдах.

Вами собран обширный фактический материал, связанный с общественной и культурной жизнью России в определённый период времени. Для этого вы задействовали ресурсы Интернет, ЦОР.

Я предоставляю вам возможность показать то, что отыскали, и прокомментировать полученные сведения.

Закрепление знаний.

Учащиеся выносят свои слайды на общий экран и комментируют.

Комментарий учителя .

В текст 1 главы романа «Отцы и дети» Тургенев вводит 6 дат, являющихся своего рода вехами на жизненном пути одного из героев- Н.П.Кирсанова. Автор не комментирует значение этих дат в жизни героя, называя их словно произвольно, но в тексте настоящего писателя никогда не бывает ничего случайного.

Вопрос классу.

Предполагаемый ответ : История России, представленная автором, начиная с Отечественной войны и кончая преддверием реформ 1861 года, динамично развивается и охватывает самые разные стороны жизни человека и страны: исторические события, открытия в области различных наук, создание высококлассных произведений искусства.

Комментарий учителя.

Простое сопоставление дат- в 1859 году Н.П.Кирсанову 44 года- позволяет сделать вывод, что герой родился примерно в 1814-1815 году. Его ровесниками были В.Белинский, А.Герцен, М.Лермонтов, Т.Шевченко, И.Айвазовский, Н.Пирогов. И.Тургенев моложе героя на 3 года.

Это перечисление имён, которые были широко известны современникам Н.П.Кирсанова, требует вопроса: какова же была жизнь героя? Что было главным её содержанием?

Вернёмся к нашему основному вопросу: как соотносится жизнь героя с жизнью страны?

10 группа формулирует ответ, используя свои слайды.

Подведение итогов.

Слушаются ответы учащихся и комментарии учителя.

Предполагаемый ответ Жизнь Н.П. никак не связана с историей страны. Все значительные события эпохи, Сознательно обозначенные автором, проходят мимо него, не изменяя привычного хода его жизни. В основе его жизненной позиции- пассивность, безразличие, касающееся всего того, что связано с его семьёй и любимыми им людьми. Автор не упрекает героя в том, что он безмерно любит сына, но подчёркивает, что в расцвете лет, в 44 года, он выглядит стариком. Автор подводит к мысли о бесцельности и бессмысленности жизни, связанной только с обустройством семейных дел.

Рефлексия.

Осмысление того, что произошло. Учащиеся приходят к пониманию того, что автор с насмешкой и сожалением относится к герою. Какую вину, может быть, заключает в себе жизненная позиция Н.П.Кирсанова.

Домашнее задание.

Ответить на вопрос: почему в рассказе о жизни П.П.Кирсанова и Е.Базарова автор не называет ни одной даты? Назовите основные события их биографий.



1группа. Исторические и политические события в стране (1812-1826).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

2 группа. Исторические и политические события в стране (1830-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

3 группа. Исторические и политические события в стране (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

4 группа. Исторические и политические события в стране (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

5 группа. Искусство (1812-1835).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

6 группа. Искусство (1836-1859).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

7 группа. Наука (1812-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

8 группа. Наука (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

9 группа. Наука (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

10 группа. Важнейшие события в жизни Н.П.Кирсанова (1812-1859).

Адреса: ЦОР Хрестоматия по русской литературе. ООО «ДиректМедиа Паблишин"

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.
  6. Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

    Характеристика героев романа

    Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
  • Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

    • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
    • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
    • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
    • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
    • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
    • Этот человек глубоко несчастен.

    Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

    • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
    • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

    Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

    • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
    • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
    • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

    Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

    Конфликт «отцов» и «детей»

    Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

    Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

    Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

    Главные темы

    Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

    Главные темы в романе «Отцы и дети» :

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

, Экономика

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщение материала по теме “Характеристика России начала и середины 19в.”
  2. Подготовка учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов.
  3. Формирование навыка анализа художественного произведения, умения выделять в нем важные содержательные части.
  4. Подведение учащихся к пониманию авторского замысла.

Развивающие:

  1. Развитие умения выделять главное в изучаемом материале.
  2. Развитие аналитических умений при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем.
  3. Развитие познавательного интереса через подготовку сообщений, создание презентаций.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативной культуры, способствующей адаптации в новом коллективе, обществе.
  2. Воспитание творческого подхода к выполнению заданий.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

При подготовке к уроку учащиеся получают домашнее задание: Прочитать 1-4 главы романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” заполнить в таблице графы: даты, биография Н.Кирсанова.

На доске записан эпиграф к уроку:

А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.
(Базаров в разговоре с Аркадием (гл.VII))

Ход урока

Учитель литературы: Тема сегодняшнего урока звучит так: (слайд 2) "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Частная жизнь и история, человек и время – достаточно сложные философские понятия. Какие ассоциации вызывают они у вас? Чтобы понять это, я попрошу вас написать небольшое философское размышление, составить секвейн со словами время и человек, работая по группам (составление секвейна учениками по группам, чтение вслух).

Учитель литературы: Анализ предложенных размышлений.

Человек и время… Главный герой романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров в одной из начальных глав романа в разговоре с Аркадием высказывает такое мнение: “А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.” (гл.VII). Неслучайно я выбрала именно эту цитату из текста в качестве эпиграфа к разговору. Думаю, он поможет нам сформулировать основной вопрос, на который мы должны ответить, размышляя над первыми главами романа “Отцы и дети”. (Учащиеся формулируют цель урока. Вариант учителя: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны два понятия: человек и время) (слайд 3).

Учитель литературы: Человек и время… “Время, - так начинается семнадцатая глава романа, - летит иногда птицей, иногда ползёт червяком”. Перед глазами Тургенева, когда он пишет, стоят не только лица современников, не только картины событий, но и сам образ времени. Это особенность тургеневского дарования. Временные потоки он слышал, как люди слышат ропот бегущих ручьёв. Время течёт всегда. Поэтому роман начинается будто бы не сначала. Река уже текла… мы подошли, услышали: (слайд 4).

Ученик читает начало романа:

Что, Пётр, не видать ещё? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Учитель литературы: Уже в первых строчках романа мы встречаемся с необычной исторической достоверностью Тургенева, автор указывает точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие 20 мая 1859 года. Как вы думаете, почему? (ответ уч-ся ) А почему эти, а не другие даты взяты Тургеневым? Послушаем сообщение на эту тему.

Сообщение группы литературоведов: Приложение 1 .

(Учащиеся заполняют таблицу) (слайд 5).

Учитель экономики: 1859 год – время начала действия романа…

Вводя точные даты, Иван Сергеевич Тургенев соотносит мир героев с реальностью 50-х, 60-х годов 19 века.

А какова была экономическая реальность России этого периода?

Проверка проводится в парах по слайду 9.

Учитель экономики: Вы рассмотрели факты экономической ситуации России только из 3 главы, а (имена учащихся, готовивших выступление) поработали с текстом всего произведения. Результат своей работы они сейчас вам представят.

2 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Николай Петрович принадлежит к поколению людей, чье формирование происходит в эпоху последекабрьской реакции: в 1835 году он кончил университет. Политические интересы в это время не могли проявляться открыто, поэтому на первый план выступило увлечение литературой, искусством, философией. В них-то подспудно и выявлялись настроения передовой части общества.

Какими годами обозначена следующая историческая веха? (47-48 гг., смерть жены и отъезд на жительство в деревню) Современные Тургеневу читатели легко понимали значение фразы: “... но тут настал 48-й год”.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества в указанное Тургеневым время? 1835-1848 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (3 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Новое обострение реакции после революции на Западе привело к тому, что часть дворянства окончательно избрала своим местом жительства деревню, как сделал Николай Петрович, - подальше от столичных дел - и ограничила жизнь личными интересами. В такой обстановке выработался характер “отцов”.

А что касается времени становления поколения “детей”, то и для него Тургенев определяет в своем произведении исторические рамки 1848 – 1859 гг.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества 1848-1859 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (4 строка таблицы ).

Учитель литературы: (запись в тетрадь) Итак, мы видим: в 1855 году Николай Петрович повез сына в университет, а, как известно, именно этот год является началом новой эпохи, эпохи общественного подъема в стране. 1859 год, когда Николай Петрович ждет сына домой, чреват революционной ситуацией в России.

Подводя итог работе, проделанной нами на уроке, возвращаюсь к его теме "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Хочу услышать ваш ответ на вопрос, поставленный в начале занятия: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны 2 понятия: человек и время (слайд18)?

Домашнее задание: слайд19.